Несущие смерть. Лучшие штурмовики в истории авиации


Штурмовики и бомбардировщики | СССР

Бомбардировщик АР-2

Пикирующий средний бомбардировщик цельнометаллической конструкции был разработан ОКБ Архангельского в 1940 г. и выпускался в 1940-1941 гг. на московском заводе №22. Самолет был создан путем модернизации «СБ». Всего было выпущено 200 машин. ТТХ машины: длина – 12,5 м; высота – 3,6 м; размах крыла – 18 м; площадь крыла – 48,2 м²; масса пустого – 4,5 т, взлетная – 8,2 т; двигатели – два М-105Р мощностью 1100 л.с; объем топливных баков – 1,5 тыс.л; максимальная скорость – 512 км/ч, крейсерская – 475 км/ч; скороподъемность – 765 м/м; практическая дальность – 1 500 км; практический потолок – 10 500 км; длина разбега – 306 м, пробега – 514 м; вооружение – четыре 7,62-мм пулемета ШКАС; бомбовая нагрузка – 1,6 т; экипаж – 3 человека.

Тяжелый бомбардировщик ДБ-А

Самолет был разработан на Московском заводе №22 в 1937 г. и выпускался Казанским заводом №124 в 1938-1940 гг. Он имел гладкую обшивку, металлические винты с регулируемым на земле углом установки лопастей, убирающееся хвостовое, полуубирающиеся основные колеса шасси и бомболюк размером 6×2 м. Для полетев зимой была предусмотрена возможность крепления лыжного шасси. Всего было выпущено 12 машин. ТТХ машины: длина – 24,4 м; размах крыла – 39,5 м; площадь крыла – 230 м²; масса пустого – 15,4 т, взлетная – 21,9 т; двигатели – четыре АМ-34РН, мощностью 970 л.с; емкость топливных баков – 14,6 тыс.л; скороподъемность – 135 м/м; максимальная скорость – 330 км/ч; практическая дальность –4 500 км; практический потолок – 7 720 м; длина разбега – 400 м, пробега – 300 м; вооружение – 20-мм пушка ШВАК (боезапас – 250 выстрелов), шесть 7,62-мм пулемета ШКАС (боезапас – 3000 патронов), бомбовая нагрузка – 6,5 т; экипаж – 7 человек.

Бомбардировщик ДБ-3

Средний бомбардировщик разработан ОКБ Ильюшина в 1935 г. и выпускался в 1938-1939 гг. на Воронежском заводе №18, Московском №39 и №126 в Комсомольске-на-Амуре. Всего было выпущено 1528 машин в пяти серийных модификациях. ТТХ машины: длина – 14,2 м; высота – 4,2 м; размах крыла – 21,4 м; площадь крыла – 65,6 м²; масса пустого – 4,8 т, взлетная – 9 т; двигатели – два М85, М-87А, мощностью 760-950 л.с; емкость топливных баков – 810.л; максимальная скорость – 400-439 км/ч, крейсерская – 320 км/ч; практическая дальность –3100-3800 км; практический потолок – 8 400 — 9 600 м; длина разбега – 200 м, пробега – 300м; вооружение – три 7,62-мм пулемета ШКАС (боезапас – 2500 патронов), бомбовая нагрузка – 2,5 т; экипаж – 3 человека.

Бомбардировщик Ер-2 2АМ-37

Бомбардировщик — Ер-2 2М-30Б

Бомбардировщик — Ер-2 2АЧ-30Б

Средний бомбардировщик был разработан ОКБ-240 в 1939 г. и выпускался Воронежским заводом №18 и Иркутским № 39 в 1940-1945 гг. в трех серийных модификациях. Он представлял собой двухмоторный моноплан с крылом типа «обратная чайка» и стал развитием пассажирского самолета «Сталь-7». Всего было выпущено 462 машины. ТТХ машины: длина – 16,2 — 16,7 м; высота – 4,8 м; размах крыла – 21,7 — 23 м; площадь крыла – 72 — 79 м²; масса пустого – 8,9 — 10,8 т, взлетная – 13,5 — 18,4 т; двигатели – М-105/АЬ-37/АЧ-30Б мощностью – 1100/1400/1500 л.с; объем топливных баков – 5,4 тыс.л; скороподъемность – 330 — 455 м/м; максимальная скорость – 415 — 519 км/ч, крейсерская – 330 — 437 км/ч; практическая дальность – 2 500 – 5 300 км; практический потолок – 7 500 – 7 700 м; длина разбега – 580 м; вооружение – два 7,62-мм пулемета ШКАС и пулемет 12,7-мм УБТ или три пулемета 12,7-мм УБТ или 20-мм пушка ШВАК и два пулемета 12,7-мм УБТ, бомбовая нагрузка – 3 — 5 т; экипаж – 3 — 5 человек.

Штурмовик Ил-2М

Штурмовик был разработан ОКБ Ильюшина в 1939 г. и выпускался авиационными заводами № 1, №18 и №30 в 1941-1945 гг. на базе самолета БШ-2. Всего было выпущено 36,2 тысячи машин в пяти серийных модификациях. Самолет представлял собой низкоплан смешанной конструкции. Броня корпуса входила в силовую схему планера самолёта и заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Бронекорпус закрывал двигатель, кабину пилота и радиаторы. Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала 7,62 мм бронебойную пулю. В конце 1942 года самолет стал двухместным, однако, бортстрелок находился вне бронекорпуса и был защищён лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста. ТТХ машины: длина – 11,6 м; высота – 4,2 м; размах крыла – 14,6 м; площадь крыла – 38,5 м²; масса пустого – 4 — 4,6 т, взлетная – 5,3 — 6,4 т; масса брони – 1 т; двигатель – АМ-38/38Ф, мощностью – 1 575 – 1 760 л.с; скороподъемность – 7 — 10,4 м/с; максимальная скорость – 390 — 460 км/ч; практическая дальность – 630 — 765 км; практический потолок – 5 500 – 7 800 м; длина разбега – 370 — 450 м, пробега – 400 — 535 м; вооружение – две 20-мм пушки ШВАК (420 выстрелов) или две 23-мм пушки ВЯ-23 (300 выстрелов) или две 37-мм пушки НС-37 (100 выстрелов), два 7,62-мм пулемета ШКАС (1 500 патронов), дополнительно 12,7-мм пулемет УБТ (500 патронов); бомбовая нагрузка – 0,6 т; подвесное оружие – четыре-восемь РС-82 или РС-132; экипаж – 1-2 человека.

Бомбардировщик Ил-4

Средний бомбардировщик был разработан ОКБ Ильюшина в 1940 г. и выпускался в 1942-1944 г. Он представлял собой доработанную машину ДБ-3, имевшую новую кабину штурмана и новый фюзеляж. Известно две серийные модификации: Ил-4Т (торпедоносец) и Ил-4ТК (высотный вариант). Всего было выпущено 5,3 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 14,8 м; высота – 4,1 м; размах крыла – 21,4 м; площадь крыла – 66,7 м²; масса пустого – 5,8 т, взлетная – 12,1 т; двигатели – М-88Б, мощностью 1 100 л.с; масса топлива — 1,1 тыс.т; скороподъемность – 4,4 м/с; максимальная скорость – 430 км/ч; дальность полета – 3 800 км; практический потолок – 8 900 м; вооружение – два 7,62-мм пулемета ШКАС, дополнительно 12,7-мм пулемет УБТ; бомбовая нагрузка – 2,5 т; экипаж – 4 человека.

Штурмовик Ил-10

Самолет был разработан ОКБ Ильюшина на базе Ил-2 в 1944 г. и выпускался с 1944 г. на авиазаводах №1, №18 и № 64. От предшественника он отличался бронированием кабины воздушного стрелка и усилением оборонного вооружения. Всего было выпущено 5 тысяч машин, в т.ч. 280 учебно-тренировочных УИл-10. ТТХ машины: длина – 11,1 м; высота – 4,2 м; размах крыла – 13,4 м; площадь крыла – 30 м²; масса пустого – 4,6 т, взлетная – 6,5 т; масса брони – 1 т; двигатель – АМ-42 мощностью – 2 000 л.с; скороподъемность – 625 м/м; максимальная скорость – 551 км/ч, крейсерская – 436 км/ч; практическая дальность – 800 км; практический потолок – 7 250 м; длина разбега – 475 м, пробега – 460 м; вооружение –две 23-мм пушки ВЯ-23 (300 выстрелов) или 20-мм пушки УБ-20 и два 7,62-мм пулемета ШКАС, бомбовая нагрузка – 0,6 т; подвесное оружие – восемь РС-82 или РС-132; экипаж – 2 человека.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Средний бомбардировщик был разработан ОКБ Петлякова в 1940 г. на основе опытного истребителя «100» и выпускался в 1940-1945 гг. на заводах №22, №39, №124 и №125. Всего было выпущено 11,4 тысячи машин в 21 серийной модификации. ТТХ машины: длина – 12,2 — 12,8 м; высота – 3,4 — 3,9 м; размах крыла – 17,1 — 17,5 м; площадь крыла – 40,5 м²; масса пустого – 5,8 – 6,2 т, взлетная – 7,5 – 8,7 т; двигатели – два М-105Р/М-105РА/М-105ПФ мощностью 1 100 – 1 210 л.с; объем топливных баков – 1,1 — 1,5 тыс.л; скороподъемность – 9,8 м/с; максимальная скорость – 452 — 530 км/ч; практический потолок – 8 800 м; практическая дальность – 1 200 – 1 500 км; вооружение – один или два 7,62-мм пулемета ШКАС и три 12,7-ми пулемета УБТ, дополнительное – установка для сброса гранат ДАГ-10; бомбовая нагрузка – 0,6 т, внешняя подвеска – 0,4 т; экипаж – 2 — 3 человека.

Бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7/АНТ-42)

Дальний тяжелый бомбардировщик был разработан ОКБ Туполева и выпускался 1939-1944 гг. Казанским авиазаводом №124. Он представлял собой цельнометаллический четырёхмоторный среднеплан с гладкой обшивкой. Самолет имел двухэтажную кабину, бронирование сидений летчиков и стрелков в мотогондолах. Всего было выпущено 93 машины. ТТХ машины: длина – 23,6 м; высота – 6,2 м; размах крыла – 39 м; площадь крыла – 188,7 м²; масса пустого – 20 т, взлетная – 35 т; двигатели – четыре АМ-35А/М-30/М-82ФН/М-105 мощностью 1 200 – 1 350 л.с; скороподъемность – 5,9 м/с; объем топливных баков – 17 тыс.л; максимальная скорость – 443 км/ч, крейсерская – 400 км/ч; практическая дальность – 3 600 – 5 800 км; практический потолок – 9 300 м; длина разбега – 2 300 м, пробега – 580 м; вооружение – две 20-мм пушки ШВАК, два 12,7-мм пулемета УБТ, два 7,62-мм пулемета ШКАС; бомбовая нагрузка – 4 — 5 т; экипаж – 8 — 12 человек.

Легкий бомбардировщик Р-5Ш

Самолет был разработан в 1928 г. ОКБ Поликарпова и выпускался в 1929-1935 гг. на авиазаводе № 31. Он представлял собой одностоечный расчалочный двухместный полутораплан выполненный из сосны, фанеры, полотна и мягкой стали с применением сварки. Известна модификации с шестью пулеметами ШКАС. Всего было выпущено 6 тысяч машин, однако в боевых действиях принимало участие не более 200 машин. ТТХ машины: длина – 10,6 м; высота – 2,6 м; размах крыла – 15,3 м; площадь крыла – 50,2 м²; масса пустого – 3,2 т, взлетная – 3,8 т; двигатель – М-17Ф мощностью 680 л.с; скороподъемность – 295 м/м; максимальная скорость – 235 км/ч; практическая дальность – 1 000 км; практический потолок – 6 400 м; длина разбега – 300 м, пробега – 220 м; вооружение – восемь-десять 7,62-мм пулеметов ПВ-1; бомбовая нагрузка – 0,5 т; экипаж – 2 человека.

Штурмовик Р-Z

Самолет был разработан ОКБ Поликарпова в 1935 г. на базе Р-5. Он выпускался авиазаводом №1 в 1936-1937 гг. Всего было выпущено 1 031 машину. ТТХ машины: длина – 9,7 м; высота – 3,5 м; размах крыла – 15,5 м; площадь крыла – 42,5 м²; масса пустого – 2 т, взлетная – 3,2 т; двигатель – М-34Н/М-34НВ мощностью 850 л.с; скороподъемность – 425 м/м; максимальная скорость – 316 км/с, крейсерская – 266 км/ч; практическая дальность – 1 000 км; практический потолок – 8 700 м; вооружение – пять 7,62-мм ШКАС и один ПВ-1; бомбовая нагрузка – 0,5 т; экипаж – 2 человека.

Бомбардировщик СБ (АНТ-40)

Скоростной средний бомбардировщик разработан ОКБ Туполева в 1934 г. и выпускался Московским заводом №22 и Иркутским №125 в 1936-1941 гг. Известно 14 модификаций самолета, 9 из которых выпускалось серийно. Всего было выпущено 6,7 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 12,8 м; высота – 3,5 м; размах крыла – 20,3 м; площадь крыла – 56,7 м²; масса пустого – 4,8 т, взлетная – 7,9 т; двигатели – два М-103 мощностью 960 л.с; максимальная скорость – 450 км/ч, крейсерская – 375 км/ч; скороподъемность – 9,5 м/с; практическая дальность – 2 300 км; практический потолок – 7 800 м; длина разбега – 300 м, пробега – 350 м; вооружение – шесть 7,62-мм пулемета ШКАС; бомбовая нагрузка – 0,6 т; экипаж – 3 человека.

Легкий бомбардировщик Су-2 (ББ-1)

Ближний бомбардировщик был разработан ОКБ Сухого в 1939 г. и выпускался авиазаводами №135 и №207 в 1939-1941 гг. Он имел смешанную конструкцию, закрытую кабину со сдвижным фонарем. Для обеспечения зимней эксплуатации все серийные самолеты снабжались комплектом лыж. Известны модификации самолета под обозначением СУ-4 и ШБ. Всего было выпущено 893 машины. Самолеты также использовались в качестве разведчиков, корректировщиков и штурмовиков. ТТХ машины: длина – 10,3 м; высота – 4 м; размах крыла – 14,3 м; площадь крыла – 29 м²; масса пустого – 3,2 т, взлетная – 4,7 т; двигатели – М-82, М-88, М-88Б, мощностью 1 330 л.с; скороподъемность – 558 м/м; объем топливных баков – 930.л; максимальная скорость – 486 км/ч, крейсерская – 459 км/ч; практическая дальность – 910 км; практический потолок – 8 400 м; длина разбега – 200 м, пробега – 300 м; вооружение – три пулемета ШКАС; боезапас – 2 000 патронов; бомбовая нагрузка – 0,4 т; подвесное вооружение — 10 НУРС РС-82 или РС-132; экипаж – 2 человека.

Штурмовик Су-6 М-71Ф

Двухместный бронированный штурмовик разработан ОКБ Сухого в 1940 г. Самолет имел деревянный фюзеляж с металлическим крылом и убирающееся шасси. В 1940-1944 г. было выпущено 10 самолетов с различным вооружением и моторами. ТТХ машины: длина – 9,2 м; высота – 4,2 м; размах крыла – 13,6 м; площадь крыла – 26 м²; масса пустого – 4.1 т, взлетная – 6,2 т; двигатели – М-71Ф, мощностью 1 900 – 2 200 л.с; объем топливных баков – 645 л; максимальная скорость – 514 км/ч; практическая дальность – 932 км; практический потолок – 8 100 м; длина разбега – 410 м, пробега – 730 м; вооружение – две 37-мм пушки НС-37, два пулемета ШКАС, 12,7-мм пулемет УБТ; боезапас – 1 500 патронов; бомбовая нагрузка – 0,4 т; подвесное вооружение – 10 РС-82 или РС-132; экипаж – 2 человека.

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)

Бомбардировщик был разработан ОКБ Туполева на базе ТБ-1 в 1930 г. и выпускался воронежским заводом №18 и московскими №22 и №39 в 1932-1937 гг. Самолет также использовался как транспортная и десантная машина. Известно девять модификаций, отличавшихся двигателями, шасси, винтами и отделкой. Всего было выпущено 819 машин. ТТХ машины: длина – 24,4 м; высота – 8,5 м; размах крыла – 39,5-41.9 м; площадь крыла – 230-234,5 м²; масса пустого – 11 т, взлетная – 19,5 т; двигатели – четыре М-17Ф или М-34/34Р мощностью 715-900 л.с; объем топливных баков – 8 тыс.л; максимальная скорость – 245-300 км/ч, крейсерская – 182 км/ч; практическая дальность – 3120 км; практический потолок – 4 300-8 116 м; длина разбега – 200 м, пробега – 300 м; вооружение – 4-8 7,62-мм пулеметов ДА; боезапас – 6 300 патронов; бомбовая нагрузка – 3-5 т; экипаж – 6-8 человек.

Пикирующий бомбардировщик Ту-2 (АНТ-58)

Самолет был разработан ОКБ Туполева и выпускался с 1942 г. авиазаводами №22 и №166. Он представлял собой цельнометаллический высокоплан с двухкилевым оперением, крылом кессонной конструкции с закрылками и тормозными решётками. Всего было построено 2,5 тысячи машин в таких серийных модификациях: Ту-2 (с двигателями М-82), Ту-2С (с двигателями АШ-82ФН), Ту-2Д (М-82ФН), Ту-2Т (торпедоносец), Ту-2Ф и Ту-2Р (разведывательные). ТТХ машины: длина – 13,8 м; высота – 4,1 м; размах крыла – 18,9 м; площадь крыла – 48,5 м²; масса пустого – 7,6 т, взлетная – 11,8 т; двигатели – два АШ-82/М-82А мощностью 1 850 л.с; скороподъемность – 490 м/м; объем топливных баков – 2,2 тыс.л; максимальная скорость – 521 км/ч, крейсерская – 442 км/ч; практическая дальность – 2 020 км; практический потолок – 9 000 м; вооружение – две 20-мм пушки ШВАК (боезапас – 300 выстрелов), 12,7-мм пулемет УБТ (750 патронов), три 7,62-мм пулемета ШКАС (2 250 патронов); бомбовая нагрузка – 3 т; внешняя подвеска – 10 РС-132; экипаж – 4 человека.

Многоцелевой биплан У-2/По-2

Самолет был создан под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928г. и выпускался с 1929 г. в таких серийных модификациях: У-2ЛШ (штурмовик с одним 7,62-мм пулемётом ШКАС, креплением для 120 кг бомб и направляющими для четырёх РС-82); У-2ЛНБ (ночной бомбардировщик); У-2ВС или По-2ВС (учебно-боевой); У-2М (гидросамолёт); У-2С (С-1) и С-2 (санитарный), У-2СП (самолет связи), У-2УТ (учебно-тренировочный). С 1941 г. самолет выпускался на заводах №51, №387, №464, №471 и №494. Он представлял собой биплан с мотором воздушного охлаждения. Конструкция была деревянная из сосны и фанеры, с полотняной обшивкой, узлы — из мягкой стали. С 1944 г. получил обозначение По-2. Всего было выпущено 33 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 8,2 м; высота – 3.1 м; размах крыла – 11,4 м; площадь крыла – 33,2 м²; масса пустого – 635 — 750 кг, взлетная – 890 — 910 кг; двигатель – М-11/М-11А/М-11Д, мощностью – 100 — 115 л.с; скороподъемность – 40 м/м; максимальная скорость – 130 — 150 км/ч, крейсерская – 100 — 120 км/ч; практический потолок — 1 500 – 3 800 м; практическая дальность – 430 — 530 км; длина разбега – 100 м, пробега – 150 м; вооружение – 7,62-мм пулемет ШКАС или ДА (боезапас – 200 патронов); бомбовая нагрузка – 100 — 500 кг; экипаж 2 человека.

Штурмовик Як-1

Самолет выпускался в 1941-1942 гг. Всего было выпущено 1,1 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 8,5 м; размах крыла – 10 м; площадь крыла – 17,2 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3 т; двигатель – М-105ПА мощностью — 1050 л.с; скороподъемность – 806 м/м; максимальная скорость – 528 км/ч; практический потолок – 9 500 м; практическая дальность – 760 км; длина разбега – 100 м, пробега – 150 м; вооружение – 20-мм пушка ШВАК и два 7,62-мм пулемета ШКАС; бомбовая нагрузка – 200 кг или шесть пусковых установок РС-82; экипаж 1 человек.

Легкий бомбардировщик Як-2

Бомбардировщик был разработан ОКБ Яковлева в 1939 г. и выпускался в 1939-1940 гг. Всего было выпущено 111 машин. ТТХ машины: длина – 9,3 м; размах крыла – 14 м; площадь крыла – 29 м²; масса пустого – 4 т, взлетная – 5,4 т; двигатели – два М-103, мощностью 960 л.с; скороподъемность – 10,8 м/с; максимальная скорость – 515 км/ч; практическая дальность – 800 км; практический потолок – 8 900 м; вооружение – 7,62-мм пулемет ШКАС, бомбовая нагрузка – 0,9 т; экипаж – 2 — 3 человека.

Ближний бомбардировщик Як-4

Легкий бомбардировщик был разработан ОКБ Яковлева на базе Як-2 и выпускался в 1940-1942 гг. Всего было выпущено 90 машин. ТТХ машины: длина – 10,2 м; размах крыла – 14 м; площадь крыла – 29 м²; масса пустого – 4 т, взлетная – 5,8 т; двигатели – два М-105, мощностью 1 100 л.с; емкость топливных баков – 960 л; скороподъемность – 15,3 м/с; максимальная скорость – 574 км/ч, крейсерская – 545 км/ч; практическая дальность – 1200 км; практический потолок – 10 000 м; вооружение – два 7,62-мм пулемета ШКАС, бомбовая нагрузка – 0,8 т; экипаж – 2 человека.
Поделиться в:

Модификации Ил-2

На протяжении всей своей «биографии» бронированный штурмовик неоднократно модернизировался и перевооружался.


Ил-2 с пушками НС-37. Предполагалось, что такой самолет сможет эффективно уничтожать танки

Известны следующие модификации этого самолета:

  1. Одноместный Ил-2 (ЦКБ-57). Первый серийный вариант штурмовика. Часть этих самолетов переделывалась в двухместные непосредственно в войсках, кустарными методами;
  2. Двухместный Ил-2. Производился, начиная с осени 1942 года. Двигатель оставался прежним – АМ-38, что обусловило существенное снижение маневренных характеристик самолета. В частности, время выполнения виража выросло до 49 секунд. Кабина стрелка и турель вызывали нарекания до конца войны, однако, усовершенствовать их, не останавливая массового производства, оказалось невозможно;
  3. Ил-2 АМ-38Ф. Серийный выпуск этой модификации начался с января 1943 года. Двухместный самолет оснащен форсированным двигателем, что позволило довести его основные характеристики до того же уровня, что и на одноместном штурмовике;
  4. Ил-2 «крыло со стрелкой», сокращенно — КСС, иногда упоминается как Ил-2 М3. Крупносерийная модификация со значительно измененной формой крыла и улучшенной благодаря этому центровкой. Кроме того, были улучшены аэродинамические характеристики самолета, а вместо прежних металлических баков устанавливались фибровые. Основным преимуществом этих емкостей стала их способность к самовосстановлению – мелкие пробоины затягивались особым составом, твердеющим при контакте с воздухом;
  5. Ил-2 НС-37. На этот вариант штурмовика вместо пушек ВЯ-23 устанавливались два орудия НС-37 калибром 37 мм. Боекомплект составлял 50 снарядов на ствол. Эти пушки были довольно громоздкими и тяжелыми, что привело к существенному снижению бомбовой нагрузки и максимальной скорости штурмовика. Построено было более тысячи таких Илов. Их старались применять против немецких танков, но практика показала, что наилучшим оружием для уничтожения бронетехники являются не пушки, а авиабомбы ПТАБ;
  6. Ил-2КР. Этот самолет снабжался фотоаппаратом, установленным в задней части фюзеляжа и специальной рацией, антенна которой монтировалась на кабине пилота. Основное предназначение Ил-2КР – корректировка артиллерийского огня и фоторазведка.


Современный рисунок, изображающий «гипотетическую» несерийную модификацию Ил-2Т
Существовало несколько несерийных модификаций штурмовика:

  1. Ил-2 НС-45. Еще одна попытка создания «противотанкового самолета». На крыле устанавливались авиационные пушки конструкции Нудельмана и Сураева калибром 45 мм. Испытания показали, что отдача этого орудия плохо воспринимается самолётом, а прицельная стрельба почти невозможна;
  2. Ил-2 ШФК-37. Результат переделки исходного одноместного штурмовика. Самолёт вооружили двумя крыльевыми пушками ШФК-37 калибра 37 мм. Штурмовик получил некоторый опыт боевого применения в декабре 1942 и январе 1943 года, но в серию не пошёл;
  3. Ил-2И. Модель создана в 1943 году под впечатлением от применения серийных Ил-2 против немецкой транспортной авиации, пытавшейся создать «воздушный мост» с окруженной группировкой немецких войск под Сталинградом. Самолет снова стал одноместным, его максимально облегчили, сняв даже крыльевые пулеметы ШКАС. Но «истребителя-бомбардировщика» не получилось – скорость машины оказалась недостаточной;
  4. Ил-2 М-82. Экспериментальный самолет, на который вместо двигателя АМ-38 установили мотор воздушного охлаждения М-82. Характеристики штурмовика в целом остались прежними, однако, серийно этот вариант не строился;
  5. Ил-2Т. Никаких документов, подтверждающих само существование этой модификации, не существует. По неподтвержденной информации, с самолета Ил-2 КСС сняли крыльевые пушки, а под фюзеляжем каким-то образом подвесили торпеду 45-36АН.


«Истребитель бомбардировщиков» Ил-2И
Стоит также упомянуть об учебно-тренировочной модификации Ил-2У. В задней кабине этого самолета размещался инструктор, который имел возможность использования резервного дублирующего управления. Такой штурмовик мог нести не более 200 кг бомб, два реактивных снаряда, а из стрелкового оружия были оставлены только пулеметы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]