Транспортные самолеты | США
Транспортный самолет Beech С-45 Expeditor
Самолет являлся военной версией гражданского транспортного самолета В-18S и выпускался с 1940 г. Он представлял собой цельнометаллический низкоплан с полумонококовым фюзеляжем из легких сплавов, со свободнонесущим хвостовым оперением, включавшим в себя двухкилевое вертикальное оперение, с убирающимся электроприводом шасси с хвостовым колесом. В период войны было построено около 1,5 тысяч машин таких модификаций: С-45, С-45АА, С-45В и С-45F. Самолеты также использовались в Великобритании под обозначением Expeditor I/ III. ТТХ машины: длина – 10,4 м; высота – 3 м; размах крыла – 14,5 м; площадь крыла – 32,4 м²; масса пустого – 2,8 т, взлетная – 4 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-985 мощностью 450 л.с; скороподъемность – 9,4 м/с; максимальная скорость – 360 км/ч; практическая дальность – 1 900 км; практический потолок – 7 900 м; экипаж – 2 человека; полезная нагрузка – 6 пассажиров.
Транспортный самолет Douglas DC-2
Легкий транспортный самолет выпускался в 1934-1939 гг. на базе DC-1. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, свободнонесущими крылом и хвостовым оперением, трехопорным убирающимся шасси с хвостовым колесом. Всего было построено 90 машин военного назначения под обозначение С32/33/39. Самолет также использовался в Австралии, Великобритании и Германии. ТТХ машины: длина – 18,9 м; высота – 5 м; размах крыла – 25,9 м; площадь крыла – 87,3 м²; масса пустого – 5,7 т, взлетная – 8,4 т; двигатели – два Wright R-1820 мощностью 710 — 975 л.с; скороподъемность – 310 м/м; максимальная скорость – 340 км/ч, крейсерская – 300 км/ч; практическая дальность – 1 700 км; практический потолок – 6 800 м; экипаж – 2 — 3 человека; полезная нагрузка – 16 пассажиров и 450 кг груза.
Транспортный самолет Douglas C-47 Skytrain (R-4D-1)
Самолет являлся военной версией гражданского транспортного самолета Douglas DC-3, который выпускался на базе DC-2. Он выпускался в 1942-1945 гг. и представлял собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции за исключением полотняной обшивки на рулевых поверхностях. Самолет имел фюзеляж круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и свободнонесущее оперение. По левому борту была устроена грузовая дверь. Всего было построено около 10 тысяч машин в 5 серийных модификациях, в частности: С-47, С-47А-Т, Dakota Мк I/IV. 707 машин по договору ленд-лиза было поставлено в СССР. Под обозначением Dakota 1,9 тысяч машин было поставлено в Великобританию. ТТХ машины: длина – 19,4 м; высота – 5,2 м; размах крыла – 29,1 м; площадь крыла – 91,7 м²; масса пустого – 8,1 т, взлетная – 14 т; двигатели – два Pratt Whitney R-1830 мощностью 1 200 л.с; скороподъемность – 345 м/м; максимальная скорость – 370 км/ч, крейсерская – 260 км/ч; практическая дальность – 2 600 км; практический потолок – 7 300 м; экипаж – 3 человека; полезная нагрузка – 28 пассажиров или 2,7 т. груза.
Транспортный самолет Douglas C-54 Skymaster (R-5D)
Самолет являлся военной версией гражданского дальнего транспортного самолета Douglas DC-4, который выпускался на базе DC-3. Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с большим фюзеляжем круглого сечения и убираемым трёхопорным шасси. Самолет имел носовую стойку шасси, вместо хвостового колеса, усиленный пол, грузовую дверь и погрузочное оборудование. Он выпускался с 1942 г. в таких основных серийных модификациях: С-54, С-54А, С-54В, С-54D, С-54Е, С-54F, C-54G, С-54Н и R-5D. Всего было построено 1,2 тысячи машин. Самолет также использовался в Великобритании (под обозначением Skymaster Mk-1) и Канаде. ТТХ машины: длина – 28,6 м; высота – 8,4 м; размах крыла – 35,8 м; площадь крыла – 136 м²; масса пустого – 17,7 т, взлетная – 33 т; двигатели – четыре Pratt Whitney R-2000 мощностью 1 450 л.с; максимальная скорость – 420 км/ч, крейсерская – 310 км/ч; практическая дальность – 6 400 км; практический потолок – 6 800 м; экипаж – 4 человека; полезная нагрузка – 50 пассажиров или 14,7 т. груза.
Транспортный самолет Douglas C-110 (R3D)
Самолет являлся версией гражданского транспортного самолета Douglas DC-5 и выпускался в 1939 г. Он представлял собой цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с трехопорным убирающимся шасси и сдвижной грузовой дверью. Оперение — цельнометаллическое однокилевое. Всего было построено 7 машин. ТТХ машины: длина – 19 м; высота – 6 м; размах крыла – 23,8 м; площадь крыла – 76,6 м²; масса пустого – 6,2 т, взлетная – 9,1 т; двигатели – два Wright GR-1820-F62 Cyclone мощностью 900 л.с; скороподъемность – 8,1 м/с; максимальная скорость – 370 км/ч, крейсерская – 320 км/ч; практическая дальность – 2 600 км; практический потолок – 7 200 м; экипаж – 3 человека; полезная нагрузка – 18-22 пассажира.
Транспортный самолет Consolidated С-87 Liberator Express
Самолет представлял собой транспортную версию бомбардировщика B-24D Liberator и выпускался в 1942-1944 гг. По бокам фюзеляжа были выполнены прямоугольные окна и большая дверь, а также установлено 25 мест для пассажиров. Всего было построено 287 машин в шести вариантах. Самолеты также поставлялись в Великобританию. ТТХ машины: длина – 20,2 м; высота – 5,5 м; размах крыла – 33,5 м; площадь крыла – 97,4 м²; масса пустого – 13,9 т, взлетная – 25,4 т; двигатели – четыре Pratt & Whitney R-1830-43 мощностью 1 200 л.с; максимальная скорость – 480 км/ч, крейсерская – 350 км/ч; практическая дальность – 2 200 км; практический потолок – 8 500 м; экипаж – 4 человека; полезная нагрузка – 25 пассажиров или 4,5 т. груза.
Транспортный самолет Curtiss-Wright С-46 Commando
Средний транспортный двухмоторный самолет выпускался в 1942-1945 гг. на базе пассажирского самолета CW-20. Он имел грузовую дверь по левому борту в задней части фюзеляжа, усиленный пол грузовой кабины и складные сиденья на 40 человек. Всего было построено 3,2 тысячи машин в таких модификациях: С-46, С-46А, С-46С, С-46 D, C-46E и C-46F. ТТХ машины: длина – 23,3 м; высота – 6,6 м; размах крыла – 32,9 м; площадь крыла – 126,8 м²; масса пустого – 14,7 т, взлетная – 22 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-2800-51 мощностью 2 000 л.с; скороподъемность – 6,6 м/с; максимальная скорость – 430 км/ч, крейсерская — 280; практическая дальность – 4 700 км; практический потолок – 8 400 м; экипаж – 4 человека; полезная нагрузка – 40-54 пассажира.
Транспортный самолет Curtiss-Wright C-76 Caravan
Средний транспортный двухмоторный самолет выпускался в 1943 г. Он представлял собой высокоплан цельнодеревянной конструкции. Всего было построено 25 машин, пять из которых поступили в ВВС США. ТТХ машины: длина – 20,8 м; высота – 8,3 м; размах крыла – 32,9 м; площадь крыла – 144,9 м²; масса пустого – 8,3 т, взлетная – 12,7 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-1830-92 мощностью 1 200 л.с; скороподъемность – 244 м/м; максимальная скорость – 300 км/ч, крейсерская — 280; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 6 900 м; экипаж – 3 человека; полезная нагрузка – 45 пассажиров.
Транспортный самолет Fairchild -24 (UС-61)
Самолет был разработан на базе машины серии Model 22-C7. В виде военной версии выпускался с 1941 г. Самолет представлял собой подкосный высокоплан с закрытой кабиной с неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Всего до окончания войны было построено 1,5 тысяч машин. Самолет поставлялся по договору ленд-лиза в Англию как Argus Mk-I/III. ТТХ машины: длина –7,2 м; высота – 2,2 м; размах крыла – 11,1 м; площадь крыла – 16,9 м²; масса пустого – 670 кг, взлетная – 1,1 т; двигатель – Warner Super Scarab мощностью 145-200 л.с; скороподъемность – 200 м/м; максимальная скорость – 210 км/ч, крейсерская — 190; практическая дальность – 800 км; практический потолок – 5 000 м; экипаж – 1 человека; полезная нагрузка – 3 пассажира.
Транспортный самолет Lockheed С-36 (L-10 Electra)
Гражданский двухмоторный самолет L-10 Electra выпускался с 1934 г. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом и двухкилевым хвостовым оперением. Всего было построено 149 машин. С началом войны самолеты использовались армией под обозначением С-36, как в США, так и в Великобритании и Канаде. ТТХ машины: длина – 11,8 м; высота – 3,1 м; размах крыла – 16,8 м; площадь крыла – 42,5 м²; масса пустого – 2,9 т, взлетная – 4,8 т; двигатели – два Pratt & Whitney SB мощностью 400-550 л.с; объем топливных баков – 734 л; скороподъемность – 5 м/с; максимальная скорость – 320 км/ч, крейсерская – 290 км/ч; практическая дальность – 1 400 км; практический потолок – 5 900 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 900 кг; экипаж – 2 человека; полезная нагрузка – 10 пассажиров.
Транспортный самолет Lockheed C-40 (L-12 Electra Junior)
Гражданский двухмоторный самолет L-12 Electra Junior выпускался в 1936-1941 гг. и являлся модернизированным уменьшенным вариантом L-10 Electra. Всего было построено 130 машин. С началом войны самолеты служили в армии под обозначением С-40, как в США, так и в Голландии и Канаде. ТТХ машины: длина – 11,1 м; высота – 3 м; размах крыла – 15,1 м; площадь крыла – 32,7 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 4,2 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-985 мощностью 450 л.с; скороподъемность – 427 м/м; максимальная скорость – 360 км/ч; практическая дальность – 1 300 км; практический потолок – 6 900 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 900 кг; экипаж – 2 человека; полезная нагрузка – 6 пассажиров.
Транспортный самолет Lockheed C-60 (L-18 Lodestar)
Самолет являлся вариантом пассажирского самолета L-18 Lodestar и выпускался в 1940-1943 гг. . Он представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Всего было построено 480 машин в таких модификациях: C-56, C-57,C-60 и R5O. Самолеты также использовались в Австралии, Бразилии, Великобритании, Голландии, Канаде и Новой Зеландии.
Транспортный самолет Lockheed C-60 (L-18 Lodestar)
ТТХ машины: длина – 15,2 м; высота – 3,6 м; размах крыла – 20 м; площадь крыла – 51,2 м²; масса пустого – 5,7 т, взлетная – 9,8 т; двигатели – два Wright R-1820 мощностью 1 200 л.с; максимальная скорость – 428 км/ч, крейсерская – 320 км/ч; практическая дальность – 4 000 км; практический потолок – 7 700 м; экипаж – 3 человека; полезная нагрузка – 14-18 пассажиров.
Транспортный самолет Lockheed C-69 Constellation
Самолет являлся гражданским авиалайнером L-49 и выпускался в 1943-1945 гг. В ВВС США использовалась 21 машина под обозначением C-69 Constellation. ТТХ машины: длина – 29 м; высота – 7,2 м; размах крыла – 37,5 м; площадь крыла – 153,3 м²; масса пустого – 22,9 т, взлетная – 32,7 т; двигатели – четыре Wright R-3350 мощностью 2 200 л.с; максимальная скорость – 530 км/ч, крейсерская – 480 км/ч; практическая дальность – 3 800 км; практический потолок – 7 600 м; экипаж – 4 человека; полезная нагрузка – 81 пассажир.
Транспортный самолет Lockheed 14 (С-111)
Самолет L-14 Super Electra выпускался с 1937 г. на основе L-10 Electra. Он имел среднерасположенное крыло, цельные крыльевые топливные баки. Всего было построено 354 машины, в т.ч. японскими – 119 и «Kawasaki» — 121. ТТХ машины: длина – 13,5 м; высота – 3,5 м; размах крыла – 20 м; площадь крыла – 51,2 м²; масса пустого – 4,7 т, взлетная – 7,9 т; двигатели – два Pratt Whitney Hornet S1E-G мощностью 760 — 875 л.с; максимальная скорость – 398 км/ч, крейсерская – 376 км/ч; практическая дальность – 3 300 км; практический потолок – 7 400 м; экипаж – 2 человека; полезная нагрузка – 12-14 пассажиров.
Поделиться в:
Ан-22 «Антей»
Это первый советский широкофюзеляжный самолёт, который и сейчас является крупнейшей из турбовинтовых транспортных машин. Ан-22 был создан ОКБ «Антонова» в 1964 году и проектировался с учётом возможности перевозки всей имеющейся на тот момент в стране военной техники — массой до 50 тонн.
Грузоподъёмность «Антея» составляла 60 000 килограммов, а размах крыла достигал 64,4 метра. Названный в честь мифического великана, который терял силу, будучи оторванным от земли, Ан-22 оказался одним из самых удачных самолётов своего класса. Всего было построено 68 машин, из них пять до сих пор занимаются перевозками (четыре в России и одна на Украине).
Ан-124 «Руслан»
Тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ «Антонова», созданный изначально для перевозки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, сейчас трудится как самолёт для перевозки крупногабаритных и нестандартных грузов. Это самый большой из серийно выпускаемых самолётов, размах его крыльев составляет 73,3 метра, а длина почти 70 метров. «Руслан» может перевозить до 120 тонн груза.
Ан-124 совершил первый полёт в 1982 году, до сих пор из 55 созданных самолётов эксплуатируется более 40. В числе перевезённых им грузов числятся: Аксумский обелиск (160 тонн — в три этапа), локомотив массой 109 тонн (за один раз), сценическое оборудование для концерта Майкла Джексона (310 тонн за три перелёта).
Lockheed C-5 Galaxy
Американский стратегический военно-транспортный самолёт повышенной грузоподъёмности. Может перевозить до 118 тонн груза, что делает его третьим по грузоподъёмности в мире. Galaxy cпособен поднять разом шесть вертолётов McDonnell Douglas AH-64 Apache или шесть БТР M1126/M1135 Страйкер либо два танка M1 Abrams, а живой силы — до 345 солдат. Размах его крыльев составляет почти 68 метров. Всего было построена 131 машина, из них более тридцати и по сей день продолжают службу в американской армии.
Ан-225 «Мрия» (Мечта)
Этот самолёт существует всего в одном экземпляре и создавался специально как часть авиационной транспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основной задачей «Мрии» была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к стартовой площадке. Предполагалось и использование самолёта как платформы для воздушного запуска космического корабля. Для такой же цели создала свой самолёт компания Stratolaunch Systems.
Грузоподъёмность Ан-225 составляет 250 тонн с возможностью как внутреннего, так и наружного размещения грузов. Размах его крыльев 88,4 метра, а длина 84 метра. 22 марта 1989 года Ан-225 побил 110 мировых рекордов единовременно, совершив полёт с грузом в 156,3 тонны. В августе 2004 года «Мрия» поставила новый рекорд, перевезя 250 тонн спецтехники по заказу компании Zeromax GmbH из Праги в Ташкент.
С учётом Stratolaunch, четыре из шести самолётов-великанов были созданы в СССР и России, однако быстрый рост частных американских авиакосмических компаний, таких как Virgin Galactic, Blue Origin, Stratolaunch Systems и т.д., ставит под вопрос передовые позиции российских конструкторских бюро в области создания очень больших транспортных самолётов. В то же время перспективы развития космического туризма и суборбитального запуска космических аппаратов могут сделать производство такой техники крайне перспективной отраслью.