Авиация Вооруженных Сил СССР в 80-е годы.
Главная » Книги по истории авиации » Авиация Вооруженных Сил СССР в 80-е годы.
Книги по истории авиацииРеальная история
Джон Адамс 23.04.2020 5874
20
в Избранноев Избранномиз Избранного 7
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ДАЛЬНИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ.
Ту-160 сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, взлетная масса 275 т, длина 54.1 м, размах крыла 55.7/50.7/35.6 м, максимальная тяга 4 х 18000 кгс, тяга на форсаже 4 х 25000 кгс, максимальная скорость 2200 км/ч, крейсерская скорость 850 км/ч, максимальная дальность 13950 км, боевой радиус 7300 км, потолок 16 км, экипаж 4, вооружение: 12 КР Х-55 (или 24 Х-15), бомбовая нагрузка до 40 т, начало эксплуатации 1987, к 1990 году 20 штук.
Ту-95 стратегический бомбардировщик-ракетоносец, взлетная масса 182 т, длина 46.9 м, размах крыла 50 м, мощность двигателя 4 х 15000 л.с., максимальная скорость 910 км/ч, крейсерская скорость 750 км/ч, практическая дальность до 11000 км, боевой радиус 6340 км, потолок 11.6 км, экипаж 9, вооружение: пушки 3 х2 АМ-23, 3 КР Х-22 (или 6 Х-55), бомбовая нагрузка до 11.8 т, начало эксплуатации 1956, к 1990 году 175 штук. Еще 20 штук было в модификации самолет-разведчик Ту-95РТС (в ВМФ).
Ту-22М сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, взлетная масса 126 т, длина 42.5 м, размах крыла 34.3/23.3 м, максимальная тяга 2 х 14500 кгс, тяга на форсаже 2 х 25000 кгс, максимальная скорость 2300 км/ч, крейсерская скорость 930 км/ч, практическая дальность 6800 км, боевой радиус 2410 км, потолок 13.3 км, экипаж 4, вооружение: пушка 1 (2) ГШ-23, 3 КР Х-22, бомбовая нагрузка до 24 т, начало эксплуатации 1976, к 1990 году 295 штук (из них 120 в ВМФ). Еще 20 штук было в модификации самолет-разведчик Ту-22МР.
Ту-22 сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, взлетная масса 92 т, длина 42.6 м, размах крыла 23.6 м, максимальная тяга 2 х 11000 кгс, тяга на форсаже 2 х 16500 кгс, максимальная скорость 1550 км/ч, крейсерская скорость 1000 (1300) км/ч, практическая дальность 5650 (2400) км, боевой радиус 2600 км, потолок 13.5 км, экипаж 3, вооружение: пушка Р-23, 1 КР Х-22, бомбовая нагрузка до 9 т, начало эксплуатации 1962, к 1990 году 135 штук (из них 15 в ВМФ). Еще 10 штук в модификации самолет-разведчик Ту-22Р (ВМФ).
Ту-16 дальний бомбардировщик-ракетоносец, взлетная масса 79 т, длина 34.8 м, размах крыла 33 м, максимальная тяга 2 х 9650 кгс, тяга на форсаже 2 х 10650 кгс, максимальная скорость 1050 км/ч, крейсерская скорость 850 км/ч, практическая дальность 7200 км, боевой радиус 3150 км, потолок 12.8 км, экипаж 6-7, вооружение: пушки 7 х 23 АМ-23, 2 КР КСР-5, 1 КР к-10С, бомбовая нагрузка до 8.9 т, начало эксплуатации 1954, к 1990 году 330 штук (из них 190 в ВМФ). Еще 170 штук было в модификации самолет-разведчик Ту-16Р (50 в ВМФ). А 60 штук были в модификации самолет-заправщик Ту-16Н (40 в ВМФ).
ИСТРЕБИТЕЛИ И ИСТРЕБИТЕЛИ-ПЕРЕХВАТЧИКИ.
Су-27 многоцелевой истребитель (истребитель-перехватчик), взлетная масса 21 (30) т, длина 18.5 (21.9) м, размах крыла 12.7 (14.7) м, максимальная тяга 2 х 7600 кгс, тяга на форсаже 2 х 10300 (2 х 12500) кгс, максимальная скорость 2500 км/ч, практическая дальность 2400 (3900) км, боевой радиус 1680 км, потолок 22.5 (18.5) км, экипаж 1, вооружение: пушка ГШ-30, 6 ракет Р-27, 6 ракет Р-73, начало эксплуатации 1985, к 1990 году 370 штук (из них 160 в ПВО, 20 в ВМФ).
МиГ-29 многоцелевой истребитель, взлетная масса 18.5 т, длина 17.3 м, размах крыла 11.4 м, максимальная тяга 2 х 5040 кгс, тяга на форсаже 2 х 8300 кгс, максимальная скорость 2450 км/ч, крейсерская скорость 850 км/ч, практическая дальность 1430 км, потолок 18 км, экипаж 1, вооружение: пушка ГШ-30, 6 ракет Р-60 (2 ракеты Р-27, 4 ракеты Р-73), начало эксплуатации 1984, к 1990 году 520 штук (20 в ВМФ).
МиГ-23 многоцелевой истребитель, 20.1 т, длина 16.7 м, размах крыла 7.8/14 м, максимальная тяга 1 х 8550 кгс, тяга на форсаже 1 х 13000 кгс, максимальная скорость 2500 км/ч, практическая дальность 1450 км, потолок 17.7 км, экипаж 1, вооружение: пушка 1 х 2 ГШ 23, 4 ракеты Р-24 и Р-60, 2 ракеты Х-23 (или бомбы всего до 2 т), начало эксплуатации 1969, к 1990 году 1835 штук (из них 900 в ПВО).
МиГ-21 многоцелевой истребитель, взлетная масса 10.1 т, длина 14.1 м, размах крыла 7.2 м, максимальная тяга 4100 кгс, тяга на форсаже 6850 кгс, максимальная скорость 2230 км/ч, крейсерская скорость 1000 км/ч, дальность 1225 км, потолок 19 км, экипаж 1, вооружение: пушка ГШ-23, ракеты К-13, 16 реактивных снарядов АРС-57М, 2 АРС-212, ракеты Х-25 или Х-66 (или бомбы всего до 2 т), начало эксплуатации 1959, к 1990 году 510 штук (из них 45 в ПВО). Еще 50 штук было в модификации самолет-разведчик МиГ-21Р.
МиГ-25 истребитель-перехватчик, взлетная масса 36.7 (41.2) т, длина 19.7 м, размах крыла 14 м, максимальная тяга 2 х 7500 кгс, тяга на форсаже 2 х 11200 кгс, максимальная скорость до 3000 км/ч, практическая дальность 1865 км, боевой радиус 770 км, потолок 23 км, экипаж 1, вооружение: 4 ракеты Р-60 или Р-40, начало эксплуатации 1970, к 1990 году 375 штук (из них 350 в ПВО). Еще 160 штук было в модификации самолет-разведчик МиГ-25Р.
МиГ-31 истребитель-перехватчик, взлетная масса 46.7 т, длина 20.6 м, рахмах крыла 13.5 м, максимальная тяга 2 х 95000 кгс, тяга на форсаже 2 х 15500 кгс, максимальная скорость до 3000 км/ч, крейсерская скорость 950 (2500) км/ч, практическая дальность 1450 км, боевой радиус 720 км, потолок 21.5 (до 30) км, экипаж 2, вооружение: пушка ГШ-23М, 4 УР Р-33, 4 УР Р-60, 2 УР Р-40, начало эксплуатации 1981, к 1990 году 250 штук (все в ПВО).
Як-28П истребитель-перехватчик, взлетная масса 18.1 т, длина 20 м, размах крыла 11.8 м, максимальная тяга 2 х 4690 кгс, тяга на форсаже 2 х 6100 кгс, максимальная скорость 1850 км, дальность 2070 км, потолок 14.5 км, экипаж 2, вооружение: пушка ГШ-23, ракеты Р-8М, начало эксплуатации 1960, к 1990 году 20 штук (в ПВО). Еще 170 штук было в модификации самолет-разведчик Як-38Р.
Ту-128 барражирующий перехватчик, взлетная масса 43.7 т, длина 30.1 м, размах крыла 17.5 м, максимальная тяга 2 х 10100 кгс, максимальная скорость 1910 км/ч, практическая дальность 2565 км, потолок 15.6 км, экипаж 2, вооружение: ракеты 2 Р-4Р, 2 Р-4Т, начало эксплуатации 1965, конец эксплуатации 1990, к 1990 году 90 штук (все в ПВО).
Су-15 истребитель-перехватчик, взлетная масса 17.9 т, длина 22 м, размах крыла 9.3 м, максимальная тяга 2 х 4100 кгс, тяга на форсаже 2 х 6600 кгс, максимальная скорость 2230 км/ч, практическая дальность 1380 км, боевой радиус 725 км, потолок 18.5 км, экипаж 1, вооружение: УР 2хР-98М и 2хР-60М, бомбы, всего до 1.5 т, начало эксплуатации 1965, к 1990 году 500 штук (все в ПВО).
МиГ-19 истребитель, взлетная масса 8.8 т, длина 12.5 м, размах крыла 9 м, максимальная тяга 2 х 2600 кгс, тяга на форсаже 2 х 3250 кгс, максимальная скорость 1452 км/ч, практическая дальность 1400 км, потолок 15.6 км, экипаж 1, вооружение: пушки 3 х НР-30, УР 4 РСУ-2У, НУР 2-4 блока ОРО-57, бомбы 2 х 250 кг, начало эксплуатации 1955, конец эксплуатации 1989, всего произведено 6500 штук.
ФРОНТОВЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ, ИСТРЕБИТЕЛИ-БОМБАРДИРОВЩИКИ, ШТУРМОВИКИ.
Су-24 фронтовой бомбардировщик, взлетная масса 39.7 т, длина 24.6 м, размах крыла 17.6/10.4 м, максимальная тяга 2 х 7800 кгс, тяга на форсаже 2 х 11200 кгс, максимальная скорость 1700 км/ч, дальность 2775 км, боевой радиус 560 км, потолок 11 км, экипаж 2, вооружение: пушка 1х6 ГШ 6-23, ракеты 2 Р-60, 4 Х-23, 3 Х-59, 2 Х-58, неуправляемые ракеты С-5 или С-8 или С-13, С-24 или С-25, бомбовая нагрузка до 7 т, начало эксплуатации 1975, к 1990 году 930 штук (из них 100 в ВМФ). Еще 165 штук было в модификации самолет-разведчик Су-24МР (15 в ВМФ).
Су-17 истребитель-бомбардировщик, взлетная масса 18.8 (19.7) т, длина 15.5, размах крыла 13.7/10 м, максимальная тяга 7800 кгс, тяга на форсаже 11200 кгс, максимальная скорость 1860 км/ч, дальность 2300 км, боевой радиус 1150 км, потолок 15.4 км, экипаж 1, вооружение: пушка 2 ГШ-23, ракеты К-17 (Р-60), Х-23 (Х-25, Х-29), Х-58 (Х-27), неуправляемые ракеты С-5 (С-8, С-13), кассетные бомбы, всего нагрузка до 4 т, начало эксплуатации 1970, к 1990 году 900 штук (из них 90 в ВМФ). Еще 135 штук было в модификации самолет-разведчик Су-17Р.
МиГ-27 истребитель-бомбардировщик, взлетная масса 20.7 т, длина 17.1 м, размах крыла 7.4/13.8 м, максимальная тяга 8260 кгс, тяга на форсаже 12540 кгс, максимальная скорость 1885 км/ч, дальность 2500 км, боевой радиус 780 км, потолок 14 км, экипаж 1, вооружение: пушка ГШ-6-30, ракеты Р-60 (Р-13), Х-23 (Х-25, Х-29), Х-31 (Х-27), неуправляемые ракеты С-5 (С-8, С-13), кассетные бомбы, всего нагрузка до 4 т, начало эксплуатации 1975, к 1990 году 855 штук.
Су-25 штурмовик, взлетная масса 17.6 т, длина 15.4 м, размах крыла 14.4 м, максимальная тяга 2 х 4100 кгс, максимальная скорость 950 км/ч, крейсерская скорость 750 км/ч, дальность 1950 км, боевой радиус 650 км, потолок 10 км, экипаж 1, вооружение: пушка ГШ-30-2, ракеты 2 Р-60, 4 Х-25 или 2 Х-29, неуправляемые ракеты С-5 (С-8, С-13), С-24 (С-25), бомбовая нагрузка до 4 т, начало эксплуатации 1981, к 1990 году 350 штук.
Як-38, Як 38М палубный штурмовик, взлетная масса 11.3 (11.8) т, длина 16.4 м, размах крыла 4.5/7 м, максимальная тяга 6100 (6700) кгс, максимальная скорость 1280 км/ч, дальность 1300 км, потолок 12 км, экипаж 1, вооружение: пушка ВСПУ-36, ракеты Х-23 (Х-25), неуправляемые ракеты С-5 (С-8), С-24, авиационные бомбы, всего нагрузка до 1 т, начало эксплуатации 1977, к 1990 году около 150 штук (все в ВМФ).
Су-7Б истребитель-бомбардировщик, взлетная масса 13 т, длина 16.6 м, размах крыла 9.3 м, максимальная тяга 6800 кгс, тяга на форсаже 9600 кгс, максимальная скорость 2120 км/ч, крейсерская скорость 786 км/ч, практическая дальность 1130 км, потолок 15 км, экипаж 1, вооружение: пушка 2 х НР-30, УР К-13 (Р-60, Р-73), НУР С-3 (С-5, С-24), ракеты Х-27 (Х-57), бомбы, всего нагрузка до 2 т, начало эксплуатации 1960, конец эксплуатации 1986, всего произведено 1848 штук, в 80-е было более 300.
L-39 учебно-боевой самолет (Чехословакия), взлетная масса 4.7 т, длина 12.1 м, размах крыла 9.5 м, максимальная тяга 2 х 1720 кгс, максимальная скорость 760 км/ч, крейсерская скорость 390 км/ч, максимальная дальность до 1000 км, потолок 11.5 км, экипаж 2, вооружение (возможное): УР 2+2, НУР 2+32, бомбы 2х246 кг, начало эксплуатации 1970, к 1990 году 2080 штук.
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ САМОЛЕТЫ.
Ил-38 противолодочный самолет, взлетная масса 68 т, длина 40.1 м, размах крыла 37.4 м, мощность двигателей 4 х 4250 л.с., максимальная скорость 650 км/ч, боевой радиус 2200 км, потолок 8 км, экипаж 7, вооружение: 2 противолодочные торпеды АТ-1 (АТ-2) или ракеты АПР-1 (АПР-2, АПР-3), противолодочные бомбы, всего до 8.4 т, начало эксплуатации 1969, к 1990 не менее 60 штук (все в ВМФ).
Ту-142 противолодочный самолет, взлетная масса 185 т, длина 51.6 м, размах крыла 50.2 м, мощность двигателей 4 х 15000 л.с., максимальная скорость 855 км/ч, крейсерская скорость 720 км/ч, боевой радиус 5200 км, потолок 13.5 км, экипаж 10, вооружение: противолодочные торпеды АТ-1 (АТ-2), противолодочные ракеты АР-1 (АПР-2, АПР-3), противолодочные бомбы, начало эксплуатации 1972, всего к 1990 около 60 штук (все в ВМФ).
Бе-12 противолодочный самолет-амфибия, взлетная масса 36 т, длина 30.1 м, размах крыла 30.2 м, мощность двигателей 2 х 5180 л.с., максимальная скорость 550 км/ч, максимальная дальность 4000 км, боевой радиус 650 км, потолок 12.1 км, экипаж 4, вооружение: противолодочные бомбы и торпеды всего до 3 т, начало эксплуатации 1965, к 1990 году около 100 штук (все в ВМФ).
САМОЛЕТЫ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВЕДКИ И ДРЛО.
Ил-20/22 самолет радиоэлектронной разведки, взлетная масса 64 т, длина 35.9 м, размах крыла 37.4 м, мощность двигателей 4 х 4252 л.с., максимальная скорость 685 км/ч, крейсерская скорость 625 км/ч, практическая дальность 6500 км, потолок 10 км, экипаж 11, начало производства 1968, к 1990 году 35 штук (из них 5 в ВМФ).
А-50 самолет ДРЛО и управления, взлетная масса 190 т, длина 48.3 м, размах крыла 50.5 м, максимальная тяга 4 х 12000 кгс, крейсерская скорость 800 км/ч, практическая дальность 7500 км, потолок 12 км, экипаж 5+10, начало эксплуатации 1985, к 1990 году 14 штук (все в ПВО).
Ту-126 самолет ДРЛО, взлетная масса 171 т, длина 54.1 м, размах крыла 51.1 м, мощность двигателей 4 х 15000 л.с., максимальная скорость 790 км/ч, крейсерская скорость 700 км/ч, практическая дальность 7000 км, потолок 10.7 км, экипаж 6+12, начало эксплуатации 1965, к 1990 году 3 штуки (все в ПВО).
САМОЛЕТЫ-ЗАПРАВЩИКИ И ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ.
3МС-2, 3МН-2 самолет-заправщик, взлетная масса 193 т, длина 48.8 м, размах крыла 53.1 м, максимальная тяга 4 х 8700 (9500) кгс, максимальная скорость 930 км/ч, практическая дальность 9650 км, потолок 12.7 км, экипаж 7, в начале 70-х переделывались в заправщики из стратегических бомбардировщиков 3М и М-4, к концу 80-х 40 штук.
Ил-76 транспортный самолет, взлетная масса 210 т, грузоподъемность 60 т, длина 46.6 м, размах крыла 50.5 м, максимальная тяга 4 х 12300 кгс, максимальная скорость 950 км/ч, крейсерская скорость 750 км/ч, дальность полета без груза 9700 км, с грузом 4000-8500 км, потолок 11.2 км, экипаж 5, начало эксплуатации 1974, к 1990 году 385 штук. Еще 14 штук в модификации самолет-заправщик Ил-78.
Ан-124 транспортный самолет, взлетная масса 392 т, грузоподъемность 120 т, длина 69.1 м, размаз крыла 73.3 м, максимальная тяга 4 х 23430 кгс, максимальная скорость 865 км/ч, крейсерская скорость 800 км/ч, дальность 4800-7500 км, потолок 11.6 км, экипаж 8, начало эксплуатации 1987, к 1990 году 12 штук.
Ан-22 транспортный самолет, взлетная масса 225 т, грузоподъемность 60 т, длина 57.3 м, размах крыла 64.4 м, мощность двигателей 4 х 15265 л.с., максимальная скорость 650 км/ч, крейсерская скорость 560 км/ч, практическая дальность 5225 км, потолок 9 км, экипаж 5-7, начало эксплуатации 1969, к 1990 году 55 штук.
Ан-12 транспортный самолет, взлетная масса 61 т, грузоподъемность 21 т, длина 33.1 м, размах крыла 38 м, мощность двигателей 4 х 4250 л.с., максимальная скорость 660 км/ч, крейсерская скорость 570 км/ч, дальность полета 5530 км, экипаж 5, вооружение: пушка 2х23 мм, бомбы, начало эксплуатации 1959, к 1990 году 140 штук (15 в ВМФ). Еще 15 штук были в модификации самолет-разведчик (все в ВМФ).
Ан-26 транспортный самолет, взлетная масса 24 т, грузоподъемность 5.5 т, длина 23.9 м, размах крыла 29.2 м, мощность двигателей 2 х 2820 л.с., максимальная скорость 540 км/ч, крейсерская скорость 435 км/ч, практическая дальность 1100 км, потолок 7.3 км, экипаж 6, вооружение: бомбы до 500 кг, начало эксплуатации 1973, всего в Вооруженные Силы поступило около 500 штук (большая часть в армейской авиации, 30 в ВМФ).
Ан-72 транспортный самолет, взлетная масса 32 т, грузоподъемность 7.5 т, длина 28.1 м, размах крыла 31.9 м, тяга дв. 2 х 6500 кгс, максимальная скорость 720 км/ч, крейсерская скорость 600 км/ч, практическая дальность 2700 км, потолок 10.1 км, экипаж 5, вооружение: контейнер с пушкой ГШ-23, бомбы 100 кг, начало эксплуатации 1982, всего на 1990 год около 30 штук.
ВЕРТОЛЕТЫ.
Ми-24 ударный вертолет, взлетная масса 11.5 т, грузоподъемность 2.4 т, длина 17.5 м, ширина 1.7 м, мощность двигателя 2 х 2500 л.с., максимальная скорость 335 км/ч, крейсерская скорость 270 км/ч, практическая дальность 450 км, потолок 5 км, экипаж 3, вооружение: 2 контейнера с пулеметами 12.7 мм или 7.62 мм или пушки 23 мм, НУР С-5, С-8, УР Штурм-В, ракеты Игла-С, бомбы до 500 кг, принят на вооружение 1971, всего произведено 3500 штук.
Ми-8 многоцелевой вертолет, взлетная масса 13 т, длина 25.3 м, мощность двигателя 2 х 1900 л.с., максимальная скорость 270 км/ч, крейсерская скорость 240 км/ч, практическая дальность 580 км, потолок 5.5 км, экипаж 3, вооружение: 2 пулемета 12.7 мм, 2 пулемета 7.62 мм, 2 пушки 23 мм, 8 НУР С-8 или Штурм-В, Игла-С или 4 бомбы по 250 кг, десант 24, принят на вооружение 1965, всего произведено 12000 штук.
Ми-6 многоцелевой вертолет, взлетная масса 42 т, длина 33.2 м, ширина 3.2 м, мощность двигателя 2 х 5500 л.с., максимальная скорость 300 км/ч, крейсерская скорость 250 км/ч, практическая дальность 1450 км, потолок 4.5 км, экипаж 5, принят на вооружение 1963, всего произведено 926 штук.
Ми-26 многоцелевой вертолет, взлетная масса 56 т, грузоподъемность 20 т, длина 40 м, мощность двигателя 2 х 11400 л.с., максимальная скорость 295 км/ч, крейсерская скорость 265 км/ч, дальность полета до 800 км, потолок 4.6 км, экипаж 5, десант 82, принят на вооружение 1980, всего произведено 318 штук.
Ка-27 противолодочный вертолет, взлетная масса 12 т, длина 12.2 м, мощность двигателя 2 х 2225 л.с., максимальная скорость 291 км/ч, крейсерская скорость 118 км/ч, дальность до 1000 км, потолок 3.5 км, вооружение: 1 торпеда или ракета-торпеда АТ-1 (ВТТ-1, УМГТ-1, АПР-2), 8 бомб, всего нагрузка до 2 т, экипаж 3, принят на вооружение 1980, всего произведено 267 штук.
Ка-25 противолодочный вертолет, взлетная масса 7.1 т, длина 9.8 м, мощность двигателя 2 х 900 л.с., максимальная скорость 220 км/ч, крейсерская скорость 185 км/ч, практическая дальность 450 км, потолок 4.5 км, вооружение: боевая нагрузка 1.1т, экипаж 2, принят на вооружение 1971, всего произведено 460 штук.
Ка-29 корабельный транспортно-боевой вертолет, взлетная масса 11.5 т, длина 12.2 м, мощность двигателя 2 х 2250 л.с., максимальная скорость 280 км/ч, крейсерская скорость 235 км/ч, практическая дальность 460 км, потолок 4.3 км, экипаж 2, десант 16, вооружение: пулемет 7.62 (дополнительное 2 пушки ГШ-23, НАР С-5 или С-8, ракеты Штурм-В, 2 бомбы), производство 1984-91, всего произведено 59 штук.
Ми-14 многоцелевой вертолет-амфибия, взлетная масса 14.5 т, длина 18.3 м, мощность двигателя 2 х 2000 л.с., максимальная скорость 230 км/ч, крейсерская скорость 210 км/ч, практическая дальность 800 км, потолок 4 км, экипаж 4, вооружение: боевая нагрузка до 2 т, принят на вооружение 1976, всего произведено 273 штуки.
Ми-2 многоцелевой вертолет, взлетная масса 3.7 т, длина 11.4 м, мощность двигателя 2 х 400 л.с., максимальная скорость 210 км/ч, крейсерская скорость 194 км/ч, практическая дальность 580 км, потолок 4 км, экипаж 1, вооружение:пушка НС-23, 2 (до 6) пулемета, НАР С-5, принят на вооружение 1964, всего произведено 5400 штук.
ВВС СССР в 80-е годы состояли из: Дальняя авиация: 30 армия (2 дивизии, Иркутск), 37 армия (4 дивизии, Москва), 46 армия (4 дивизии, Смоленск); Фронтовая авиация: 16 армия ГСВГ (5 дивизий), 4 армия СГВ (3 дивизии), 36 армия ЮГВ, ЦГВ (2 дивизии), 5 армия ОВО (1 дивизия), 15 армия ПБВО (1 дивизия), 26 армия БВО (2 дивизии), 17 армия КВО, 14 армия ПКВО (2 дивизии), 34 армия ЗКВО (2 дивизии), 73 армия САВО (2 дивизии), 49 армия ТВО (2 дивизии), 76 армия ЛВО, 23 армия ЗБВО (4 дивизии), 1 армия ДВО (4 дивизии), 24 армия ВГК (3 дивизии), ВВС МВО (1 дивизия); Военно-транспортная авиация: 6 дивизий; (всего 186 полков, 50 дивизий). Свою авиацию так же имели Сухопутные войска (50 вертолетных полков и 60 отдельных эскадрилий), ПВО (74 полка) и ВМФ (45 полков, 6 дивизий).
Во второй половине 80-х разрабатывалось немало интересных моделей самолетов, которые пошли (или не пошли) в серию уже в 90-х в новой России:
Су-27М многоцелевой истребитель, модернизация Су-27, первый полет 1988, во второй половине 90-х проект закрыт.
Су-27К палубный истребитель, принят на вооружение 1988, серийное производство с 1990.
Су-30 многоцелевой истребитель, первый полет 1988, серийное производство с 1992.
Су-25Т штурмовик, модернизация Су-25, первый полет 1984, серийное производство 1990-91.
Су-34 истребитель-бомбардировщик, первый полет 1990, в эксплуатацию пошел в 21 веке.
МиГ-29М многоцелевой истребитель, модернизация Миг-29, первый полет 1986, во второй половине 90-х проект закрыт.
МиГ-29К палубный истребитель, первый полет 1982, в 90-х программа была заморожена и возобновлена в 1999.
Як-141 палубный штурмовик, первый полет 1987, в 1992 проект закрыт.
Ил-102 штурмовик, первый полет 1982, в 1987 проект закрыт.
А-40 (Бе-42) многоцелевой самолет-амфибия, первый полет 1986, проект закрыт.
Ан-71 самолет ДРЛО, первый полет 1985, в 1990 программа приостановлена.
Ка-50 ударный вертолет, первый полет 1982, принят на вооружение 1995.
История
Официально началом существования военно-воздушных сил России считается 1904 год, когда в городе Кучино открылся первый аэродинамический институт, главой которого стал Жуковский, один из создателей аэродинамики в целом. По стране в эти годы открывались летные училища, а уже в 1910 году создан Императорский военно-воздушный флот, который исчез только после Октябрьской революции 1917 года.
Авиация Российской империи активно обороняла воздушные границы страны во время Первой мировой войны. При этом техника государства находилась не на самом высшем уровне, и большинство воздушных суден были созданы на иностранных заводах. Однако Россия не отставала от конкурентов. Например, к 1915 году отечественные инженеры воплотили в жизнь задумку создания многомоторного бомбардировщика, который был назван «Илья Муромец».
На момент Первой мировой войны авиация России развивалась, и флот, и армия имели собственные самолеты и другие летательные средства.
Изначально отечественные самолеты выполняли разведывательные задачи, но вскоре начали использоваться истребители, которые принимали участие в воздушных сражениях. В них они также стали добиваться успехов: автором первого воздушного тарана стал пилот Нестеров, который также отличился выполнением мертвой петли. После смены власти развитию авиационной техники также уделялось большое внимание, что через десяток лет дало возможность СССР стать членом клуба самых мощных авиационных государств планеты.
Открывались учебные заведения, связанные с авиацией, появлялись талантливые авиаконструкторы, разрабатывались новые модели самолетов.
Перед Великой Отечественной войной авиация СССР поднялась на качественно новый уровень, выпускались новые модели военных самолетов.
При этом в начале войны авиация Советского Союза терпела поражение за поражением из-за того, что летчикам не доставало профессионализма, а также машины немцев имели более высокое качество. К 1943 году преимущество в воздушных боях перешло к отечественной авиации. Силы Германии начали уменьшаться, а советские специалисты освоили новые методы создания авиационной техники. Великая Отечественная война унесла жизни двадцати семи тысяч отечественных летчиков.
Во времена холодной войны развитию авиации также уделялось повышенное внимание. В СССР разрабатывались новые модели военных самолетов, таких, как Миг-29, Су-27. Ситуация поменялась с распадом СССР, когда ВВС, как и другие военные структуры были разделены между отдельными республиками.
Официально ВВС РФ существуют с 1997 года. Данная структура постоянно пополняется новыми преобразованиями, а также принимает участие в международных конфликтах.
Уделяется внимание подготовке пилотов, количеству часов налета, профессиональному образованию и опыту военнослужащих.
Непосредственное руководство военно-воздушными силами осуществляет глава военно-космических сил Российской Федерации Сергей Суровикин.
К ВВС относятся не только авиационные подразделения, но и другие структуры: медицинские, метеорологические, тыловые и другие.
Основные командования ВВС РФ находятся в таких городах, как Новосибирск, Хабаровск, Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.
Интересные факты о ВВС РФ
Командиром ВВС России с 2015 года является генерал-лейтенант Андрей Юдин.
По данным Министерства обороны России, за текущее десятилетие увеличилось количество налетанных часов у летчиков ведомства. Каждый год этот показатель увеличивается на несколько процентов.
На вооружении данного ведомства сейчас находится огромное количество летательных аппаратов, среди которых истребители Су-27, Су-30, Су-35, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160, Су-24.
Военно-воздушные силы Российской Федерации ежедневно выполняют массу важных стратегических задач: следят за неприкосновенностью воздушных и космических границ государства, принимают участие в международных конфликтах, одной из сторон которых является Российская Федерация, также участвуют в различного рода парадах военной техники, в частности, на День Победы.
Силы ведомства постоянно модернизируются и претерпевают изменения. Правительство и министерство обороны проводят реформы и мероприятия, направленные на улучшение работы структуры (например, реформа 2008 года). Авиационная техника пополняется новейшими боевыми единицами, которые тут же проходят испытания и вводятся в оборот.
Символика ВВС РФ
Что касается символики военно-воздушных сил, шеврон ведомства имеет щитообразную форму. На синем фоне изображаются те или иные предметы, что зависит от того, к какому подразделению относится отдельный служащий. Швейное производство Obtex занимается профессиональной вышивкой шевронов, при желании Вы можете заказать шевроны ВВС РФ на нужное количество человек на официальном сайте нашего производства.
Кроме того, ВВС РФ имеет особый отличительный знак. Это звезда красного цвета, которая обрамлена красной и белой линиями. Такая же символика, правда чуть большего размера, применялась у ВВС СССР с 1943 года. Подобный знак имеют ВВС Беларуси.
На флаге военно-воздушных сил Российской Федерации изображены полукрылья самолетов, перекрещивающиеся друг с другом, по бокам от которых изображены птичьи крылья. Это все находится на фоне из синих и желтых полос, расположенных вперемежку.
Структура военно-воздушных сил ВВС России
Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2022 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.
Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.
Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.
В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.
Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.
Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.
Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.
После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.
Перспективы ВВС России
Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них – в завершающей стадии.
Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2021 году.
Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112, которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35, его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.
Уже в ближайшем времени новые машины планируют поставлять в войска и вертолетостроители: Ми-38 и Ка-60 проходят последние этапы испытаний.
Начались работы над созданием нового российского «стратега» (ПАК-ДА), но, вероятно, что мы увидим его только после 2021 года.