25 апреля 1980 года в Тегеране беснующаяся толпа религиозных фанатиков выбросила на площадь перед посольством США под прицелы телекамер журналистов восемь трупов американских военнослужащих: петь летчиков ВВС и три летчика авиации морской пехоты США. Позже по всем телеканалам мира были показаны обломки самолета и вертолета, а также три целых вертолета RH-53D «Си Стеллион», которые навечно остались в иранской пустыне. Так закончилась попытка антитеррористнческой группы «Дельта» освободить 54 заложника, захваченных 4 ноября 1979 года в американском посольстве иранскими революционными гвардейцами с решительного благословения аятоллы Хомейни.
ПРЕДЫСТОРИЯ: ОТРЯД «ДЕЛЬТА»
История «Дельты» начинается с 60-х годов, когда командование американских «зеленых беретов» заключило договор с английской САС (три отдельных полка специальной авиационной службы САС составляли основу сил специальных операций Великобритании) о взаимном обмене людьми. Первым из американцев поехал в Англию командир 7-й группы «зеленых беретов» полковник Эдвардс, на следующий год туда отправился капитан Чарльз Бэквит. В июле 1962 года он прибыл в 22-й полк САС, где на себе испытал всю сложную систему отбора и подготовки личного состава, разработанную англичанами 21 год назад и усовершенствованную в последующем.
Первое открытие, которое сделал Бэквит, было таким: право носить берет с эмблемой САС необходимо заработать, пролив немало пота и крови. Достаточно сказать, что только проверочные испытания в полку САС разделены на пять этапов и занимают полгода.
Вернувшись в 1963 году из Англии, Бэквит начал убеждать свое руководство в необходимости создания спецподразделения, аналогичного САС. Командование откликнулось на предложение Бэквита. Был создан небольшой отряд, получивший кодовое название «Голубой свет». Сам же «идейный организатор и вдохновитель» оказался во Вьетнаме, где ему разрешили сформировать отряд по образцу САС. Группа Бэквита тела название “D”. Она успешно участвовала во многих операциях против вьетконговцев. Во Вьетнаме Бэквит был ранен в живот, трижды падал в подбитых вертолетах, однако уцелел. 21 ноября 1970 года Бэквит участвовал в операции с целью освобождения пленных американцев из лагеря Сан Пай под Ханоем. Операция была разыграна как по нотам, но пленных в лагере не оказалось.
Закончился Вьетнам, и началась эра международного терроризма. Все это время Бэквита не покидала мысль о создании американского аналога САС. Новый толчок идея Бэквита получила после успешной операции, проведенной немецкой группой ГСГ-9 по освобождению самолета в Могадишо. Не желая отставать от Германии, Белый дом дал антитеррористической борьбе зеленый свет. Бэквит начал создавать спецподразделение, которое, в память о своем подразделении времен вьетнамской войны, назвал «Дельтой».
Два года ушло на формирование и подготовку «Дельты» Она оказалась копией английской САС с поправкой на Соединенные Штаты. В основном американцев готовили эксперты САС, передавая им опыт в борьбе с терроризмом, И вот когда «Дельта» встала на ноги, пришло известие: посольство США в Иране захвачено, и пятьдесят четыре сотрудника госдепартамента США попали в заложники.
Жертвы
- 19 июня: В первый день операции один британский солдат, майор 1-го батальона валлийской гвардии, был убит в результате взрыва возле Лашкаргаха.
- 23 июня: подполковник Ричардсон из оперативной группы Гильменд сообщил, что британские силы убили несколько боевиков Талибана во время операций в окрестностях Бабаджи.[8]
- 1 июля: Датская диверсионная атака была остановлена очагами сопротивления и снайперским огнем. При расчистке территории, которая будет использоваться в качестве лагеря на ночь, один датский солдат был тяжело ранен, когда он опустился на колени и привел в действие нажимную пластину СВУ.
- 1 июля: два британских солдата — подполковник. Руперт Торнело, командир 1-го батальона Валлийские гвардейцы и президентом Джошуа Хаммондом 2-й Королевский танковый полк- погибли и шестеро были ранены возле Шамаланского канала в Лашкаргахе, когда под их BvS 10 Викинг бронированная машина.[28][29] Подполковник Торнело — самый высокопоставленный офицер британской армии. убит в бою поскольку подполковник ‘ЧАС’. Джонс в Фолклендская война и самый высокопоставленный из погибших в Афганистане.[23][29]
- 4 июля: еще два британских солдата были убиты, один из 2-го батальона Мерсийского полка. реактивная граната и второй от Легкие драгуны, с помощью СВУ, рядом Герешк.[30]
- 5 июля: член 1-го батальона валлийской гвардии был убит в результате взрыва возле Лашкар-Гаха.[31]
- 7 июля: член «Легких драгунов» погиб в результате взрыва возле Герешка.[32]
- 9–10 июля: Министерство обороны объявило, что восемь британских солдат погибли в течение 24 часов, в результате чего общее число погибших военнослужащих британских вооруженных сил в Афганистане с 2001 г. на 184. Еще 30 солдат были ранены в течение этого 24-часового периода. Трое из этих солдат были убиты при поддержке операции «Коготь пантеры».[33][34]
- 16 июля: член 2-го батальона стрелков погиб в результате взрыва возле Герешка.
«ГОРШОК РИСА»
С этого момента началась подготовка к операции по освобождению заложников. По приказу председателя комитета начальников штабов генерала Девида Джоунса была создана временная общевойсковая тактическая группа из представителей армии, ВВС, ВМС и корпуса морской пехоты США. Этап планирования и подготовки операции по спасению заложников получил условное наименование «Горшок риса», а сама операция на территории Ирана — «Орлиный коготь». Командующим группой был назначен генерал-майор Джеймс Вот, его заместителем по авиационным вопросам – генерал-майор ВВС Филипп Гаст. Непосредственно разработкой операции занимались полковник Бэквит и полковник ВВС Кайл. Оба они имели богатый опыт планирования: спецопераций, но в силу сложившихся обстоятельств не могли противостоять указаниям генералов Вота и Гаста, которые зачастую высказывали неверное суждение или соглашались с сомнительными рекомендациями.
Первый блин комом
Когда на аэродроме собрались все участники предстоящей операции, командир подразделения «Дельта» Чарли Беквит с сожалением констатировал, что из восьми вертолётов в рабочем состоянии осталось только пять. При этом полковник отлично понимал, что в случае провала в ходе первой же боевой операции спецподразделение расформируют, а ему самому придётся отчитываться перед начальством за громкое фиаско. Проще было отказаться от проведения операции по техническим причинам, но сохранив при этом лицо. Однако высшие силы, очевидно, рассудили иначе. Спецназовцы сели в самолёты. Но взлёту одного из них мешал стоявший на пути вертолёт. Заработали винты. Поднялась пыль. Не видя друг друга в песчаном облаке, обе воздушные машины двинулись вперёд. Последовал страшный удар. Работающие лопасти вертолёта пропороли обшивку транспортного «Геркулеса». Взлететь он, естественно, уже не мог. В результате возник пожар. Следом за распространившимся огнём начали взрываться боеприпасы, находившиеся в хвосте самолёта. В ходе инцидента армия США потеряла погибшими пятерых членов экипажа самолёта и трёх пилотов вертолёта. Со стороны казалось, что первая операция «Дельты» была кем-то проклята. Всё, что предпринимали спецназовцы, шло прахом. Неудивительно, что отлёт американцев из иранской пустыни на оставшихся транспортных самолётах больше напоминал паническое бегство. Дошло до того, что брошенными остались вертолёты, находившиеся вблизи взорвавшегося «Геркулеса», в которых осталась секретная аппаратура и бумаги с приказами о проведении операции. Итогом «Орлиного когтя» стала потеря нескольких воздушных машин и военнослужащих без боестолкновения с противником. Одним словом, полный провал! Создатель «Дельты» Чарльз Беквит со скандалом ушёл в отставку, а заложников из американского посольства вызволяли с помощью дипломатических переговоров. Новым президентом США стал не Джимми Картер, а бывший киноактёр Рональд Рейган.
Журнал: Война и Отечество №7, июль 2022 года Рубрика: В жарких странах Автор: Дмитрий Соколов
Метки: Война и Отечество, США, Иран, Тегеран, спецназ, 1979, спецслужба, Ближний Восток, Дмитрий Соколов
- Назад
- Вперед
ПЛАН ОПЕРАЦИИ «ОРЛИНЫЙ КОГОТЬ»
План освобождения заложников состоял в следующем: два эскадрона «Дельты» и рота рейнджеров на трех самолетах С-130 «Геркулес» с приданными самолетами-заправщиками должны были приземлиться в пункте «Пустыня-1», который находился примерно в 370 км юго-восточнее Тегерана. Туда же должны были прилететь восемь вертолетов RH-53D «Си Стеллион», которые базировались на авианосце «Нимитц», находящемся в Персидском заливе. Разница между посадками самолетов и вертолетов должна была составлять 30 минут. После высадки «Дельты» и дозаправки вертолетов самолеты «Геркулес» должны были возвратиться на аэродром вылета, а вертолеты – доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия «Дельты», и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.
Схема операции «Орлиный коготь» |
Вечером 25 апреля оперработникам ЦРУ, заблаговременно заброшенным в Иран, предстояло на шести грузовиках доставить «Дельту» к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, ликвидировать охрану и освободить заложников. Затем планировалось вызвать вертолеты и либо с территории посольства, либо с расположенного по соседству футбольного поля эвакуироваться. С воздуха эвакуацию должны были поддерживать два самолета огневой поддержки AC-130H.
Ранним утром 26 апреля вертолеты, пролетев 65 км на юг, приземлились бы на аэродроме Манзарийе, который к тому времени контролировала рота рейнджеров. Оттуда заложников предполагалось доставить в США на двух реактивных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвратиться на самолетах С-130.
Все оперативное обеспечение операции было поручено Центральному разведуправлению. Подбор площадок приземления, обеспечение транспортом, маршруты движения по городу – все эти вопросы отрабатывали сотрудники ЦРУ и доводили до участников операции.
ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ
Во Флориде был построен полномасштабный макет посольского комплекса в Тегеране, и «Дельта» приступила к тренировкам. Тут-то и обнаружилось, что в предлагаемом плане многое не учтено. К примеру, мог дать сбой один из важных элементов тактической труппы – вертолетчик. Дело в том, что командование ВМС настояло, чтобы в операции участвовали летчики ВМС (мотивация – армейские вертолеты, не имеющие складывающихся лопастей, не смогут разместиться на авианосце), и выделило для операции экипажи вертолетов – морских тральщиков. В ходе тренировок выяснилось, что летные экипажи не хотят учиться ночным и «слепым» полетам и не горят желанием участвовать в спасении заложников). С большим трудом Бзквиту удалось заменить летчиков ВМС на летчиков морской пехоты США. Дело сдвинулось. Всего «Дельта» провела 79 ночных тренировок по освобождению заложников, Бэквит был более-менее спокоен, но до конца не доверял экипажам вертолетов, считая, что они могут подвести.
«ЗАКОН МЭРФИ»
И вот после многочисленных согласований и доработок тактическая группа была готова приступить к спасению заложников. 20 апреля «Дельта» и рейнджеры на «Геркулесах» переместились на Вади-Кена, удаленный аэродром в Египте. Вертолеты перебазировались на «Нимитц», 24 апреля группа сосредоточилась в районе острова Масира. Через три часа после прибытия на Масиру была получена окончательная команда «Вперед». И тут вступил в силу «закон Мэрфи», или, говоря по-русски, «закон бутерброда». Вертолеты, взлетевшие с «Нимитца», столкнулись с феноменом погоды, известным в Иране под названием «хабуб», — поднявшимися в воздух мелкими частицами пыли. Видимость уменьшилась до нуля. Два из восьми вертолетов сбились с курса и вернулись на авианосец.
Второй «приятный» сюрприз ожидал Бэквита, «Дельту» и рейнджеров на площадке * «Пустыня-1». Площадка, подготовленная оперативниками ЦРУ, находилась рядом с оживленным шоссе, и американцы были поражены огромным количеством транспорта, движущегося прямо перед приземлившимся самолетом. Вдобавок почти всех рейнджеров, которые должны были охранять периметр, рвало от тряски в воздухе. Только двое были в состоянии управлять мотоциклами и, подъехав к шоссе, сумели остановить автобус, взяв его пассажиров и водителя в плен,
В двигавшийся за автобусом грузовик рейнджеры сначала выстрелили из автомата, а после запустили гранату из подствольного гранатомета. В ночное небо взметнулся столб пламени. Оказывается, они подстрелили бензовоз. Следующий за грузовиком микроавтобус развернулся, подобрал водителя бензовоза и понесся прочь. Один из рейнджеров на мотоцикле пытался догнать его, но вскоре прекратил преследование и вернулся назад. Догнать микроавтобус было невозможно.
Спецназ против контрабандистов
Поскольку операция «Орлиный коготь» с самого начала больше походила на съёмки блокбастера, то и события во время её проведения развивались в рамках этого сценария. Поздним вечером 24 апреля 1980 года с американской военной базы в Омане в воздух поднялись транспортные самолёты с личным составом «Дельты» на борту. Спецназовцы и рейнджеры были размещены в первых трёх «Геркулесах», ещё три самолёта несли горючее в специальных резиновых цистернах. Позднее, чтобы успеть в нужную точку к расчётному времени, с авианосца «Нимиц» поднялось в воздух восемь вертолётов. Первой против американцев взбунтовалась погода. Над пустыней повисли густые пылевые облака. Их появление не было проблемой для транспортных самолётов. В то же время пилоты вертолётов, попав в пылевую бурю, оказались в условиях практически нулевой видимости. Пагубно сказался песок и на техническом состоянии самих воздушных машин. В кабинах поднялась температура, а механические узлы один за другим начали выходить из строя. Первым сломался вертолёт №6. Перестали работать лопасти винта, и лётчик буквально чудом сумел посадить воздушную машину посреди пустыни. Экипажу пришлось переходить в другой вертолёт. Следом начались сбои в вертолёте №5, в котором находился командир звена вертолётов. Поскольку проблемы оказались достаточно серьёзные, воздушная машина вернулась на авианосец. Из-за воздействия песка до аэродрома, расположенного в пустыне, дотянуло лишь шесть из восьми вертолётов. Третья воздушная машина вышла из строя уже на взлётно-посадочной полосе «Пустыни-1». В результате возможность успешного выполнения операции оказалась под вопросом. Однако, как выяснилось впоследствии, неприятности для американцев лишь начинались. Едва транспортные самолёты с личным составом «Дельты» приземлились на заброшенный аэродром, как на пролегающей мимо дороге показался автобус с иранцами, неизвестно, куда и зачем следовавший ночью через пустыню. Режим секретности нарушать было нельзя. Автобус остановили и запросили Вашингтон, что делать с пленными. Советник президента по национальной безопасности Збигнев Бжезинский распорядился пассажиров автобуса задержать, а затем вывезти в США. Не успели разобраться с первыми нежданными гостями, как тут же появились вторые. На дороге появился бензовоз и сопровождавший его пикап. Едва водитель машины увидел военную технику, как мгновенно повернул и бросился удирать через пустыню. Пришлось стрелять из гранатомёта. Бензовоз, в котором оказалось контрабандное топливо, перевернулся. Водитель бензовоза погиб, но пикап всё же смог скрыться в ночной пустыне. Эффект неожиданности был утерян безвозвратно.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
Останки заправщика C-130 после взрыва |
С опозданием на пятьдесят минут прибыли оставшиеся шесть вертолетов. И сразу же командир вертолетчиков посоветовал Бэквиту «отменить спасение заложников». Бэквит встал перед проблемой: продолжать операцию или нет. Все вертолеты забиты под завязку так, что места для заложников не было. Но если оставить часть штурмовой команды, хватит ли сил освободить заложников? И потом еще вывести и эвакуировать на вертолетах пятьдесят четыре человека? А если еще один или два вертолета откажут?
Но пока Бэквит ломал голову, за него все решил Его Величество Случай. После дозаправки от С-130 один из «Морских коньков», маневрируя в поднятом ротором пылевом облаке, задел лопастями самолет-заправщик. Брызнули искры, и в следующее мгновение раздался колоссальной силы взрыв. После этого стало ясно, что операция провалилась, и Бэквит отдал приказ об аварийной эвакуации. В состоянии, близком к панике, «Дельта», рейнджеры и остальные погрузились на «Геркулесы» и два «Морских конька». Иранцам остались сгоревшие С-130 и RH-53D с трупами экипажей и три целых вертолета, якобы поврежденных при взрыве самолета-заправщика. На борту целых RH-53D «Си Стеллион» остались секретные документы, относящиеся к операции «Орлиный коготь». Провалив операцию, Бэквит не смог выполнить личную просьбу президента США Джимми Картера: «Привезите назад все тела погибших американцев…!»
Сломанный коготь «Дельты»
Американское спецподразделение «Дельта», специализирующееся на антитеррористических операциях, существует уже 40 лет и известно своими многочисленными операциями по всему миру. Его боевой дебют вышел весьма эффектным, вот только эффект этот был отрицательным.
Все началось 4 ноября 1979 года, когда охрана посольства США в Тегеране была смята и разоружена «революционными студентами». В заложниках оказалось 66 сотрудников посольства, но потом их осталось чуть более 50 — иранцы освободили женщин и чернокожих. Основным требованием захватчиков стало возвращение в страну бывшего шаха Ирана Мохаммеда реза Пехлеви.
Главной проблемой для администрации президента Картера стал тот факт, что пытаться договариваться с «временным правительством» было бессмысленно — реальная власть в стране принадлежала не им, а исламистам аятоллы Хомейни. Кроме внешнеполитических факторов имелся ещё и сильный внутренний стимул. Картер не рискнул использовать американские войска, чтобы поддержать режим Пехлеви, зато советские лидеры «не дрогнувшей рукой» ввели воинский контингент в соседний Афганистан. Между тем, соперником Картера на предстоящих выборах должен был стать герой вестернов Рональд Рейган. В этой ситуации главе Белого дома было весьма соблазнительно продемонстрировать избирателям — он тоже парень не промах и умеет решать проблемы страны в классическом ковбойском стиле. Бах-бах-бах — и все враги США лежат мёртвыми в уличной пыли.
План, не гладкий даже на бумаге
Подходящий инструмент вроде бы тоже имелся — 1-й оперативный отряд специального назначения США «Дельта», как раз незадолго до этого созданный полковником Беквитом. Чарльз «Атакующий Чарли» Беквит в начале 60-х прошёл в рамках обмена опытом стажировку в британском 22-м полку САС и загорелся идеей создать аналогичное подразделение в США. «Зелёный свет» он получил 19 ноября 1977 года. По его оценке, требовалось не менее 24 месяцев, чтобы создаваемое с нуля подразделение стало готово к выполнению боевых задач.
По стечению обстоятельств, именно 4 ноября 1979 года стало датой завершения формирования «Дельты». Формально подразделение было готово к выполнению боевых задач, на деле же Беквит наверняка понимал, что начинать стоило бы с операции попроще.
Иранские демонстранты на ограде захваченного американского посольства в Тегеране
Впрочем, на бумаге в Вашингтоне предстоящая операция выглядела не очень сложной. «Дельтовцам» всего-то надо было перелететь с базы США в Омане на аэродром подскока в иранской пустыне, там пересесть на вертолёты, перелететь в следующую точку около Тегерана, там пересесть в грузовики, которые должны были обеспечить заранее заброшенные агенты ЦРУ, и взять штурмом захваченное посольство. Последний пункт особых опасений не вызывал — вряд ли иранцы были готовы отражать полномасштабную атаку посреди собственной столицы.
Затем в планах освобождённых заложников и «дельтовцев» вновь подбирали вертолёты и доставляли на следующий аэродром, в полусотне километров от Тегерана, который к этому моменту должны были захватить рейнджеры из 75-го полка. Там все рассаживались по транспортным самолётам и благополучно разлетались по домам, а в овальном кабинете открывали шампанское за победу «Дельты» и заодно — Джимми Картера на будущих выборах.
Можно предположить, что создатели этого плана вдохновлялись рейдом на Энтеббе, проведённым израильским спецназом в 1976 году. Однако, по сравнению с планами янки, израильская операция выглядела простой, как схема кирпича. Помимо прочего, необходимость задействовать различные рода войск, каждый со своим «интересом», делала операцию с громким названием «Орлиный коготь» (Eagle Claw) похожей на иллюстрацию к басне Крылова про лебедя, рака и щуку.
Проблемы начались ещё на стадии подготовки. «Вертолётную» составляющую было решено укомплектовать палубными машинами RH-53D. Эти вертолёты, вариант в виде тральщика хорошо известного СH-53, имелись на борту находящихся поблизости авианосцев, так что их вылет не привлёк бы особого внимания, в отличие от факта появления на борту сухопутных машин. Но штатные экипажи назначенных для операции машин имели опыт в поиске и тралении морских мин — задача, мягко говоря, отличающаяся от высадки десанта в глубине враждебной страны. По настоянию Беквита их заменили на пилотов однотипных десантных CН-53 из Корпуса морской пехоты США. Это было уже чуть лучше, но и эти пилоты обучались главным образом высадке с кораблей в светлое время суток. По плану же, вертолётам предстоял дальний полёт в ночное время и на малой высоте.
Ещё одним сомнительным моментом был выбор места временного аэродрома, получившего название «Пустыня-1». В этом качестве было решено использовать заброшенный британский аэродром времён Второй мировой войны. По данным спутниковой разведки, никакой активности иранцев в этом районе не фиксировалось. Окончательную доразведку аэродрома было поручено провести майору ВВС Джону Карни совместно с ЦРУ. На лёгком двухмоторном самолёте DHC-6 «Твин Оттер», рассчитанном на использование с небольших неподготовленных грунтовых площадок, они высадились на будущей «Пустыне-1». По воспоминаниям Карни, это был «большой самолёт для трёх человек, но не в том случае, когда в него впихнут мотоцикл и дополнительный резиновый бак с топливом»
.
Бойцы «Дельты» в «полугражданском» и с отпущенными бородами в ходе подготовки к операции
У высаженного в пустыне Карни был час, чтобы взять пробы грунта и расставить инфракрасные маяки, которые должны были включиться по радиосигналу с подлетающих транспортников. Опоздать на самолёт ему не хотелось. Альтернативой была система, состоящая из троса и воздушного шара. Шар должен был поднять человека в воздух, где его подхватывал специально оборудованный C-130 «Геркулес». Карни очень не хотелось проверять, как это будет работать, так что на самолёт он успел.
Анализ проб подтвердил, что старый аэродром вполне способен принять C-130. Это была хорошая новость. Плохая же заключалась в том, что прямо через аэродром проходило шоссе, по которому в ночь визита Карни проехало два автомобиля. Но, поскольку перекраивать весь план операции было сложно и долго, а из Белого дома требовали провести операцию как можно скорее, командование решило поступить по принципу «если факты не соответствуют теории, тем хуже для фактов». Появление иранских машин было наречено «аномалией» и не отразилось в расчётах.
Пыль и контрабандисты — враги спецназа
Вечером 24 апреля 1980 года с базы США в Омане стартовали транспортные «Геркулесы». Три самолёта взяли на борт «Дельту» и рейнджеров, ещё три самолёта были загружены горючим в резиновых баках. На борту первого С-130 находились Чарли Беквит, Карни и командир транспортников Джеймс Кайл. Чуть позже с палубы авианосца «Нимиц» стартовала восьмёрка вертолётов — операция «Орлиный коготь» началась.
Чтобы избежать обнаружения радарами, пилотам RH-53D было приказано держаться у самой земли. Учитывая, что в это же время в небе над ними летели гораздо более заметные С-130, это была не самая разумная идея. Впрочем, сам по себе низковысотный полёт был не так уж страшен для опытных пилотов, пусть даже пилотировать приходилось в очках ночного видения.
Члены 8-й эскадрильи специальных операций перед самолётом MC-130E незадолго до участия в операции «Орлиный коготь». Майор Лин Макинтош (четвёртый справа) был одним из погибших в ходе миссии
Настоящая проблема из кабины головного С-130 выглядела как лёгкая дымка над пустыней. На самом деле это были пылевые тучи. Летящим высоко над землёй «Геркулесам» песчаная буря не угрожала, а вот вертолётам…
Однако предупредить пилотов вертолётов напрямую Беквит и Карни не могли — имевшаяся на «Геркулесах» аппаратура спутниковой связи не совпадала с частотами вертолётчиков. Предупреждение через штаб операции в Египте запоздало — вертолёты влетели в пылевую бурю. Видимость, в ночное время и без того не лучшая, стала почти нулевой, в кабинах поднялась температура. Затем техника начала «сыпаться».
Первым вышел из строя вертолёт №6: контрольные приборы сообщили об ударе о лопасти. Осмотр севшего на вынужденную RH-53D дал неутешительные результаты — на одной из лопастей появилась трещина. Уничтожив секретные документы, экипаж перебрался в другую машину. Следующая жертва была серьёзнее — вышла из строя часть оборудования в машине №5 полковника Питтмана, командира вертолётчиков. Оценив обстановку, тот принял решение возвращаться на авианосец.
В итоге из восьми стартовавших RH-53D до «Пустыни-1» добралось шесть машин. При этом ещё у одного вертолёта отказала резервная гидравлическая система. Пилот готов был рискнуть и продолжить миссию без неё, но заменивший Питтмана офицер морпехов категорически запретил поднимать неисправную машину в воздух.
Один из вертолётов RH-53D, перекрашенный «под пустыню» и лишённый опознавательных знаков, на палубе авианосца «Нимиц»
Остальным участникам «Когтя» тоже не пришлось долго скучать. Едва «Геркулесы» начали приземляться, как на дороге, проходящей через аэродром, показался автобус. Вряд ли садившиеся в него иранцы могли предположить, что через несколько часов их судьба будет решаться на самом высоком уровне, включая советника президента по национальной безопасности Збигнева Бжезинского и самого Картера. Было решено, что иранцев придётся взять собой в одном из транспортников и затем депортировать обратно в Иран.
Следом за автобусом на дороге появился бензовоз в сопровождении пикапа. Вероятнее всего, в нём перевозили краденое или контрабандное горючее, поскольку при попытке его остановить водитель попытался уйти в пустыню. В итоге, бензовоз «остановили» гранатомётом. Водитель погиб, его напарник успел перебраться в пикап и удрать. Как иронически отмечают почти все описания произошедшего, «после этого нужды в очках ночного видения уже не было!»
Следующие С-130 и RH-53D садились на площадку, освещённую громадным костром. В ответ на недоумённый вопрос одного из прилетевших о том, что происходит, последовала мрачная шутка:
«Третья мировая война»
.
Провал операции
Надо отдать должное «Атакующему Чарли»: это была первая миссия «Дельты», и, учитывая «политические аспекты», он понимал, что под угрозой не только его собственная карьера, но и судьба всего нового подразделения. Однако арифметика была явно не в его пользу. Для выполнения задания требовалось шесть вертолётов, а на «Пустыне-1» исправными их оставалось только пять. Не было никакой гарантии, что и эти RH-53D дотянут до конца операции. В плане «Когтя» после слов «…меньше шести вертолётов»
стояло
«ПРЕКРАТИТЬ»,
и это было единственное слово на странице, напечатанное заглавными буквами. Беквит принял решение прервать миссию и вернуться.
Схема расположения приземлившейся техники на аэродроме «Пустыня-1»
Разочарованные десантники начали рассаживаться по «Геркулесам» — прямо на полупустые резиновые баки из-под горючего. Транспортникам предстояло взлетать первыми, но манёвру одного из них мешал вертолёт №3 майора Шефера. Перекатить его по земле мешала лопнувшая шина, поэтому было решено перелететь на другое место. Элементарная операция в обычное время — но, сосредоточившись на управлении, Шефер не разглядел, что дававший ему указания контролёр отступил к крылу «Геркулеса», спасаясь от поднятой лопастями пыли. Тот не знал, что его фигура была практически единственным, что различал пилот, и Шефер, ориентируясь по ней, тоже повёл вертолёт вперёд.
Через несколько секунд лопасти «Морского жеребца», словно гигантская циркулярка, вспороли обшивку «Геркулеса». Раздался лязг раздираемого металла, полетели снопы искр, и на «Пустыне-1» полыхнул новый костёр, едва ли не ярче первого. Взвод находившихся на борту «дельтовцев» успел покинуть горящий С-130, прежде чем в хвосте самолёта начали рваться боеприпасы. Пятеро членов экипажа «Геркулеса» и трое вертолётчиков погибли, ещё несколько человек серьёзно обгорели. Разлетевшимися обломками повредило соседние вертолёты.
Бойцы в остальных самолётах после взрыва решили, что «Пустыня-1» атакована иранцами и, рассредоточившись, открыли огонь — просто в темноту вокруг. Дополнительную сумятицу внесли оставшиеся С-130, пытавшиеся укатиться подальше от полыхавшей лужи топлива, и некоторые солдаты решили, что лётчики струсили и бросают их посреди Ирана. Беквиту с трудом удалось навести хоть какое-то подобие порядка, но всё равно отлёт с «Пустыни-1» больше напоминал паническое бегство. Пленным иранцам приказали ждать утра в автобусе, перерезав провода зажигания и выдав наспех сочинённую байку о снайперах, которые будут следить за ними.
Сгоревшее крыло «Геркулеса», за которым виден один из брошенных вертолётов
В останках «Геркулеса» время от времени продолжали рваться боеприпасы, и американцы даже не рискнули взорвать оставшиеся вертолёты. Вместо этого через штаб в Египте был подан запрос на бомбово-штурмовой удар по «Пустыне-1», однако штурмовики так и не прилетели — в штабе решили, что риск гибели находящихся на полосе гражданских слишком велик. Возможно, решение было бы другим, если бы на базе знали, что в RH-53D осталось нетронутым не только снаряжение, включая секретную аппаратуру, но и документы — полное описание операции, вплоть до данных о сотрудничавших с ЦРУ иранцах.
Итогом операции «Орлиный коготь» стала потеря восьми человек, одного транспортного самолёта С-130 и семи вертолётов RH-53D, часть из которых иранцы впоследствии восстановили. Захваченные в посольстве заложники были возвращены в США после долгих дипломатических переговоров уже при следующем президенте, которого звали Рональд Рейган. Создатель «Дельты» Чарльз «Атакующий Чарли» Беквит после провала иранской миссии ушёл в отставку.
Литература:
- Bottoms, Mike. Carney receives Simons Award. 2007
- Bowden, Mark. Guests Of The Ayatollah: The First Battle In America’s War With Militant Islam. 2006
- Bowden, Mark. The Desert One Debacle. 2016
- Kamps, Charles Tustin. Operation Eagle Claw: The Iran Hostage Rescue Mission. 2006