История создания торпеды
В общем смысле, под торпедой мы понимаем металлический сигарообразный или бочкообразный боевой снаряд, движущийся самостоятельно. Такое название снаряд получил в честь электрического ската порядка двухсот лет назад. Особое место занимает именно морская торпеда. Она первая была придумана и первая была использована в военной промышленности.
В общем смысле торпеда – это обтекаемый бочкообразный корпус, внутри которого находится двигатель, ядерный или неядерный боевой заряд и топливо. Снаружи корпуса установлено оперение и гребные винты. А команда торпеде дается через прибор управления.
Надобность в таком вооружении появилась после создания подводных лодок. В это время использовались буксируемые или шестовые мины, которые в подводной лодке не несли требуемого боевого потенциала. Поэтому перед изобретателями встал вопрос о создании боевого снаряда, плавно обтекаемого водой, способного самостоятельно передвигаться в водной среде, и который будет способен топить вражеские подводные и надводные суда.
Торпеда шквал
Первые пусковые торпедные установки
В 1866 году во время испытаний первых образцов своих торпед Роберт Уайтхед (англ. Robert Whitehead
) использовал максимально упрощенную пусковую установку, которая представляла из себя наклонный желоб, в который устанавливалась торпеда и после пуска двигателя происходил ее сброс в воду. Такая конструкция могла быть использована во время испытаний и экспериментов, но была слишком ненадежна для применения в боевых условиях. Поэтому Уайтхед параллельно с работами над самой торпедой был вынужден заниматься разработкой торпедных пусковых устройств. В 1870 году, во время демонстрации своих торпед в Великобритании, Уайтхед оснастил колесный пароход
Oberon
тремя типами пусковых установок: одним рамочным и двумя трубными, для подводного и надводного пусков. Рамочная пусковая установка представляла из себя пространственную конструкцию, к которой подвешивалась торпеда. Для пуска освобождались замки крепления торпеды, которая погружалась в воду и с помощью фала происходил запуск двигателя. Трубные пусковые установки были спроектированы на основе систем пневматического сброса морских мин. Они представляли собой трубы, снабженные передней и задней крышками и курковым зацепом. Торпеда перед пуском помещалась в трубу, в случае использования устройства для подводного пуска труба затапливалась забортной водой. Для пуска в казенную часть трубы подавался сжатый воздух, который выталкивал торпеду. Перед пуском было необходимо произвести раскрутку гироскопа торпеды, который обеспечивал курсовую устойчивость при автономном ходе. В 1881 году американский изобретатель Джон Эрикссон (англ.
John Ericsson
), ранее сконструировавший метательную мину, разработал пороховое пусковое устройство. Благодаря использованию устройства Эрикссона безмоторная мина могла выбрасываться более чем на 250 метров по поверхности и на 40 метров в подводном положении. Помимо пороховых и воздушных пусковых устройств, были разработаны паровые и механические трубчатые устройства для пуска торпед. К началу ХХ века установки для пуска торпед приобрели современный вид и их конструктивные особенности и принцип действия стали определяться параметрами самих торпед и особенностями несущих кораблей.
История создания
Идея атаки вражеских кораблей самодвижущимися снарядами возникла в XV веке. Первым задокументированным фактом стали идеи итальянского инженера да Фонтана. Однако технический уровень того времени не позволял создать рабочих образцов. В XIX веке идею доработал Роберт Фултон, который и ввел в использование термин «торпеда».
В 1865 году проект оружия (или как тогда называли «самодвижущегося торпедо») предложил российский изобретатель И.Ф. Александровский. Торпеда оборудовалась двигателем, работающим на сжатом воздухе.
Для управления по глубине использовались горизонтальные рули. Спустя год аналогичный проект предложил англичанин Роберт Уайтхед, который оказался проворнее российского коллеги и запатентовал свою разработку.
Именно Уайтхед начал использовать гиростат и соосную гребную установку.
Первым государством, взявшим на вооружение торпеду, стала Австро-Венгрия в 1871 году.
В течение последующих 3 лет торпеды поступили в арсеналы многих морских держав, в том числе и России.
Происхождение термина
Русским языком, как и другие европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo ) [] .
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл , изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок – «Черепахи ». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года )
И в том и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы , которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов , и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo ), которое в свою очередь первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската .
Возможные модификации
Модернизация гидрореактивной торпеды относится к важнейшим задачам конструкторов оружия для российских военно-морских сил. Поэтому работы по улучшению Шквала не сворачивались полностью даже в кризисные девяностые.
В настоящее время существует не менее трех модифицированных «сверхзвуковых» торпед.
- Прежде всего, это упомянутая выше экспортная вариация Шквал-Э, спроектированная специально для производства с целью реализации за рубеж. В отличие от стандартной торпеды, «Эшка» не рассчитана на оснащение ядерной боеголовкой и поражение подводных военных объектов. Кроме того, эта вариация характеризуется меньшей дальностью — 10 км против 13 у модернизированного Шквала, который производится для ВМФ России. Шквал-Э применяется только с пусковыми комплексами, унифицированными с российскими кораблями. Работы по конструированию модифицированных вариаций под пусковые системы отдельных заказчиков пока «в процессе»;
- Шквал-М — усовершенствованная вариация гидрореактивной торпедо-ракеты, завершенная в 2010 году, с лучшими показателями дальности и веса боевой части. Последняя увеличена до 350 килограммов, а дальность составляет чуть более 13 км. Проектировочные работы по совершенствованию оружия не прекращаются.
- В 2013 году сконструирована еще более совершенная — Шквал-М2. Обе вариации с литерой «М» строго засекречены, сведений о них почти нет.
Модификация Шквал-М на выставке оружия
Устройство
Торпеда представляет собой самоходный снаряд, движущийся в толще воды под воздействием энергии собственной силовой установки. Все узлы расположены внутри удлиненного стального корпуса цилиндрического сечения.
В головной части корпуса размещен заряд взрывчатого вещества с приборами, обеспечивающими подрыв боеголовки.
В следующем отсеке расположен запас топлива, вид которого зависит от типа установленного ближе к корме двигателя. В хвостовой части установлен гребной винт, рули глубины и направления, которые могут управляться автоматически или дистанционно.
Принцип работы силовой установки парогазовой торпеды основан на использовании энергии парогазовой смеси в поршневой многоцилиндровой машине или турбине. Возможно использование жидкого топлива (в основном керосин, реже спирт), а также твердого (пороховой заряд или любое вещество, выделяющее значительный объем газа при контакте с водой).
При использовании жидкого топлива на борту имеется запас окислителя и воды.
Горение рабочей смеси происходит в специальном генераторе.
Поскольку при сгорании смеси температура достигает 3,5-4,0 тыс. градусов, то имеется риск разрушения корпуса камеры сгорания. Поэтому в камеру подается вода, снижающая температуру горения до 800°C и ниже.
Основным недостатком ранних торпед с парогазовой силовой установкой стал хорошо различимый след выхлопных газов. Это стало причиной появления торпед с электрической установкой. Позднее в качестве окислителя стали использовать чистый кислород или концентрированную перекись водорода. Благодаря этому отработавшие газы полностью растворяются в воде и след от движения практически отсутствует.
При использовании твердого топлива, состоящего из одного или нескольких компонентов, не требуется использование окислителя. Благодаря этому факту снижается вес торпеды, а более интенсивное газообразование твердого топлива обеспечивает увеличение скорости и дальности хода.
В качестве двигателя применяются паротурбинные установки, оснащенные планетарными редукторами для снижения частоты вращения вала гребных винтов.
Средства противодействия
Броненосец Евстафий с противоторпедными сетями.
Проектируемые корабли стали оборудоваться специальными системами пассивной защиты. С внешней стороны бортов устанавливались противоторпедные були, которые представляли собой частично заполненные водой узконаправленных спонсоны. При попадании торпеды энергия взрыва поглощалась водой и отражалась от борта, снижая повреждения. После Первой Мировой войны также использовался противоторпедный пояс, который состоял из нескольких легкобронированных отсеков, расположенных напротив ватерлинии. Этот пояс поглощал взрыв торпеды и сводил к минимуму внутренние повреждения корабля. Разновидностью противоторпедного пояса являлась конструктивная подводная защита системы Пульезе, использованная на линкоре Giulio Cesare.
Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1)
Для борьбы с торпедами, использующими различные типы самонаведения, корабли и подводные лодки оборудуются имитаторами и источниками помех, усложняющими работу различных систем управления. Кроме того, принимаются различные меры, снижающие физические поля корабля. Современные корабли оборудуются активными системами противоторпедной защиты. К таким системам относится, например, реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» (РКПТЗ-1), в котором используются три вида боеприпасов (снаряд-отводитель, снаряд заградитель, глубинный снаряд), десятиствольная автоматизированная пусковая установка со следящими приводами наведения, приборов управления стрельбой, устройств заряжания и подачи.
История разработки реактивной торпеды «Шквал»
Первую в мире торпеду, относительно пригодную для боевого применения по неподвижным кораблям, еще в 1865 году спроектировал и даже смастерил в кустарных условиях русский изобретатель И.Ф. Александровский. Его «самодвижущаяся мина» была впервые в истории оснащена пневмодвигателем и гидростатом (регулятор глубины хода).
Но поначалу глава профильного ведомства адмирал Н.К. Краббе посчитал разработку «преждевременной», а позднее от массового производства и принятия на вооружение отечественного «торпедо» отказались, отдав предпочтение торпеде Уайтхеда.
С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли – миноносцы, для которых торпедное оружие было основным.
Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр – увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой .
Преимущества торпед перед противокорабельными ракетами:
- более массивная / мощная боевая часть;
- более разрушительная для плавучей цели энергия взрыва;
- невосприимчивость к погодным условиям – торпедам не помеха никакие шторма и волны;
- торпеду сложнее уничтожить или сбить с курса помехами.
Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации.
Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Конструкторскими работами занимались специалисты московского НИИ № 24, впоследствии (после СССР) реорганизованного в небезызвестное ГНПП «Регион». Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г.В. Логвинович – с 1967 г. академик АН УССР. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И.Л. Меркулов.
В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.
Изначально подводная ракета была лишена системы самонаведения, оснащалась ядерной боеголовкой в 150 килотонн, способной нанести противнику урон вплоть до ликвидации авианосца со всем вооружением и кораблями сопровождения. Вскоре появились вариации с обычным боезарядом.
Сохранившиеся экземпляры
Сверху вниз: английская Mark IX, немецкая G7e, американская Mk 18
Благодаря массовому производству, множество торпед G7 сохранились на местах базирования подлодок и были сняты с сдавшихся подлодок всех типов при . Сейчас торпеды G7 различных модификаций можно найти во многих военных и профильных музеях всех стран:
- Музей Мирового Океана, Калининград, Россия ();
- Museum of Science and Industry, Chicago ();
- Музей подводного флота в Балаклаве ();
- Музей Краснознаменного Черноморского Флота СССР, г.Севастополь ();
- Wisconsin Maritime Museum ().
Иные данные
- На базе торпеды G7e была построена человекоуправляемая торпеда «Neger».
- На безе захваченной американцами торпеды G7e методом реверсного инжиниринга была сконструирована .
- В союзных документах торпеды «Zaunkonig» и «Zaunkonig-II» фигурировали как GNAT — German Navy Acoustic Torpedo.
Принцип работы
На торпедах типа 53-39 перед применением следует вручную установить параметры глубины движения, курса и примерной дистанции до цели. После этого необходимо открыть предохранительный кран, установленный на магистрали подачи сжатого воздуха в камеру сгорания.
При прохождении торпедой трубы пускового аппарата происходит автоматическое открытие главного крана, и начинается подача воздуха непосредственно в камеру.
Одновременно начинается распыл керосина через форсунку и розжиг образовавшейся смеси при помощи электрического прибора. Установленная в камере дополнительная форсунка подает пресную воду из бортового резервуара. Смесь подается в поршневой двигатель, который начинает раскручивать соосные гребные винты.
Например, в германских парогазовых торпедах G7a использован 4-цилиндровый двигатель, оборудованный редуктором для привода соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении. Валы полые, установлены один внутри другого. Применение соосных винтов позволяет уравновешивать отклоняющие моменты и поддерживается заданный курс движения.
Часть воздуха при пуске подается на механизм раскрутки гироскопа.
После начала контакта головной части с потоком воды начинается раскрутка крыльчатки предохранителя боевого отделения. Предохранитель оснащен прибором задержки, обеспечивающим взвод ударника в боевое положение через несколько секунд, за которые торпеда отойдет от места пуска на 30-200 м.
Отклонение торпеды от заданного курса корректируется ротором гироскопа, воздействующим на систему тяг, связанную с исполнительной машиной рулей направления. Вместо тяг могут использоваться электрические приводы. Ошибка в глубине хода определяется механизмом, уравновешивающим усилие пружины давлением столба жидкости (гидростат). Механизм связан с исполнительной машинкой руля глубины.
При ударе боевой части о корпус корабля происходит разрушение стержнями ударника капсюлей, которые вызывают детонацию боевой части. Немецкие торпеды G7a поздних серий оснащались дополнительным магнитным детонатором, срабатывавшим при достижении определенной напряженности поля. Аналогичный взрыватель использовался с 1942 года на советских торпедах 53-38У.
Сравнительные характеристики некоторых торпед подводных лодок периода Второй мировой войны приведены ниже.
Параметр | G7a | 53-39 | Mk.15mod 0 | Тип 93 |
Производитель | Германия | СССР | США | Япония |
Диаметр корпуса, мм | 533 | 533 | 533 | 610 |
Вес заряда, кг | 280 | 317 | 224 | 610 |
Тип ВВ | Тротил | ТГА | Тротил | – |
Предельная дальность хода, м | до 12500 | до 10000 | до 13700 | до 40000 |
Рабочая глубина, м | до 15 | до 14 | – | – |
Скорость хода, уз | до 44 | до 51 | до 45 | до 50 |
Наведение на цель
Простейшей методикой наведения является программирование курса движения. Курс учитывает теоретическое прямолинейное смещение цели за время, необходимое для прохождения расстояния между атакующим и атакуемым кораблем.
Заметное изменение скорости хода или курса атакуемым кораблем приводит к прохождению торпеды мимо. Ситуацию отчасти спасает запуск нескольких торпед «веером», что позволяет перекрывать больший диапазон. Но подобная методика не гарантирует поражения цели и ведет к перерасходу боекомплекта.
До Первой мировой войны предпринимались попытки создания торпед с корректировкой курса по радиоканалу, проводам или иным способам, но до серийного производства дело не дошло. Примером может служить торпеда Джона Хаммонда Младшего, которая использовала для самонаведения свет прожектора вражеского корабля.
Для обеспечения наведения в 30-е годы стали разрабатываться автоматические системы.
Первыми стали системы наведения по акустическому шуму, издаваемому гребными винтами атакуемого судна. Проблемой являются малошумные цели, акустический фон от которых может оказаться ниже шума винтов самой торпеды.
Для устранения подобной проблемы создана система наведения по отраженным сигналам от корпуса корабля или создаваемой им кильватерной струи. Для корректировки движения торпеды могут применяться методики телеуправления по проводам.
Конструкция и принцип работы
Конструкция торпеды G7a: 1 — взрыватель; 2 — учебная боеголовка; 3 — боеголовка; 4 — основное тело, хранилище топливного элемента; 5 — маркеры типа торпеды; 6 — хвостовая часть с мотором; 7 — рули погружения; 8 — рули поворота; 9 — дополнительный регулятор поворота; 10 — контрвращающиеся винты.
Для обоих типов торпед существует одинаковая схема расположения модулей. Последовательно от носа до хвоста: взрыватель, боевая часть, баллон с топливом, техническая часть с основными механизмами, винты, хвостовая часть с рулями. Однако, ведя, как успешные, так и не очень, боевые действия, флот нуждался в доработке и улучшении торпед и эта схема менялась тоже, хоть и не кардинально.
Движение
G7a
— В камеру сгорания двигателя торпеды, через клапан давления и переключатель, подается сжатый воздух, декатилен и распыленная охлажденная вода. При этом, по пути к камере сгорания, сжатый воздух проходил по дополнительным трубкам и под давлением приводил в движение иные системы торпеды (в том числе и ротор гироскопа). Воздушная смесь поджигалась специальным ударным воспламенителем. Сгорая, эти три элемента создают парогазовую смесь, что давит на цилиндры двигателя торпеды. Двигатель, в свою очередь, через две вставленные друг в дружку оси, вращает в разные стороны два соосных винта. При этом, та же парогазовая смесь, пройдя сквозь двигатель, стравливается наружу через отверстие в хвосте, приводя к появлению пузырькового следа.
G7e
— Эта торпеда приводилась в движение электродвигателем через те же две оси и винты. Двигатель питался двумя батареями, каждая на 110V. При этом отсутствие элементов отработки положительно сказывается на маскировке.
Стабилизация
Гироскоп торпеды TI (G7a)
Торпеды G7 имеют классическую систему стабилизации:Осевая
— разнонаправленные винты при вращении гасят момент импульса друг друга и торпеда не раскручивается при движении вперед;
Курсовая стабилизация (наведение)
— по гироскопу, который с помощью механической системы управлял хвостовыми рулями. Любое отклонение от курса порождало противодействие — обратное отклонение рулей до тех пор, пока торпеда не стабилизировалась полностью;
Вертикальная стабилизация (глубина погружения)
— датчик глубины, гидростат, что по строению напоминал барометр. Система управления аналогична горизонтальной, что применялась гироскопом.
Взрывчатая часть
Во всех модификациях торпеды использовалось 280 килограмм взрывчатки с кодировкой SW. Это твердая смесь гексанитродифениламина (NHD), алюминия и тринитротолуола. С каждым годом состав смеси и пропорции дорабатывался и улучшался — об этом свидетельствует изменение порядкового номера: SW-18, SW-36, SW-39. При конструктивной необходимости некоторые торпеды оснащались уменьшенным количеством взрывчатки в 274 килограмм (Falke, Zaunkonig, Zaunkonig-II).
Взрыватели
Взрыватель Pi 3
Pi (G7a)
— взрыватель образца 1934 года, использовался на обеих модификациях торпеды в первое время. При этом по сути он состоял из двух взрывателей — контактного AZ и неконтактного MZ. C 1939 неконтактная часть выключалась из-за несовершенства конструкции. По настоечным таблицам, согласно географическому положению корабля или подлодки, неконтактный модуль специальным кольцом на взрывателе настраивался на 16 различных магнитных зон планеты. Вне указанных зон этот тип взрывателя не использовался вообще.
Pi G7a (A+B)
— взрыватель образца 1939 года. Представляет собой усовершенствованный взрыватель Pi. Основная причина модификации — преждевременная детонация торпеды в воде при пуске.
Pi 1 (Pi G7H)
— взрыватель образца 1940 года. В этой модификации взрывателя предприняты первые шаги устранения неполадок взрывателя, найденные при «торпедном кризисе». Отсутствует неконтактный модуль. В итоге стал основным взрывателем до 1942 года.
Pi 2 (Pi 39H)
— взрыватель образца 1942 года. Вновь имеет два модуля. Контактный модуль — аналог Pi 1 (Pi G7H), неконтактный — полностью новый, переработанный.
TZ3
с
Pi 3
— взрыватель образца 1943 года. Как видно с названия, присутствует улучшенная версия взрывателя Pi и неконтактный модуль TZ3 — доработанный с учётом итальянского опыта применения взрывателей SIC. Есть возможность использовать как любой из них в отдельности, так и оба сразу. При этом, взрыватель Pi 3 считался недостаточно надежным и его стали быстро заменять на последующий Pi 4.
Pi 4
— взрыватель образца конца 1943 года, что поступал на вооружение вместе с модификацией торпеды TVI Falke. Доработан для острых углов атаки.
TZ5
— неконтактный взрыватель образца конца 1943 год что устанавливался на торпеды TV Zaukonig. Мог использоваться вместе с взрывателем Pi 4.
Устройство торпедного аппарата
Как можно понять из названия, торпедный аппарат – это механизм, предназначенный для выстрела торпедами, а также для их перевозки и хранения в походном режиме. Этот механизм имеет форму трубы, идентичной размеру и калибру самой торпеды. Существует два способа стрельбы: пневматический (с использованием сжатого воздуха) и гидропневматический (с использованием воды, которая вытесняется сжатым воздухом из предназначенного для этого резервуара). Установленный на подводной лодке, торпедный аппарат представляет собой неподвижную систему, в то время как на надводных судах, аппарат возможно поворачивать.
Принцип работы пневматического торпедного аппарата такой: при команде “пуск”, первый привод открывает крышку аппарата, а второй привод открывает клапан резервуара со сжатым воздухом. Сжатый воздух выталкивает торпеду вперед, и в это же время срабатывает микровыключатель, который включает мотор самой торпеды.
Для пневматического торпедного аппарата ученые создали механизм, способный замаскировать место выстрела торпеды под водой – беспузырной механизм. Принцип его действия заключался в следующем: во время выстрела, когда торпеда прошла две трети своего пути по торпедному аппарату и приобретала необходимую скорость, открывался клапан, через который сжатый воздух уходил в прочный корпус подводной лодки, а вместо этого воздуха, за счет разности внутреннего и внешнего давления, аппарат заполнялся водой, до того момента, пока давление не уравновесится. Таким образом, воздуха в камере практически не оставалось, и выстрел проходил незамеченным.
Необходимость в гидропневматическом торпедном аппарате возникла, когда подводные лодки стали погружаться на глубину более 60 метров. Для выстрела было необходимо большое количество сжатого воздуха, а он на такой глубине был слишком тяжелый. В гидропневматическом аппарате выстрел совершается за счет водного насоса, импульс от которого и толкает торпеду.
Носители торпедного оружия
Как уже говорилось выше, первым носителем торпедного оружия является подводная лодка, но кроме нее, конечно, торпедные аппараты устанавливаются и на другой технике, такой как, самолеты, вертолеты и катера.
Торпедные катера представляют собой легкие маловесные катера, оснащенные торпедными установками. Впервые использовались в военном деле в 1878-1905 годах. Имели водоизмещение около 50 тонн, с вооружением в 1-2 торпеды 180 мм калибра. После этого развитие пошло в двух направлениях – увеличение водоизмещения и способности держать на борту большего количества установок, и увеличение маневренности и скорости небольшого судна с дополнительными боеприпасами в виде автоматического оружия до 40 мм калибра.
Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.
В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.
В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.
На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока – 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.
Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов. Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости. Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.
Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны
В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море. Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.
Минный катер Чесма
Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед. Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.
Торпеда Уайтхеда
миноносцыБалтийском флотеПервой мировой войны
В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа — округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа — две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки. Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.
Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года
Сравнительная таблица торпед российского флота до 1917 года | |||||||||
Тип | Год разработки | Калибр, мм | Длина, м | Полная масса, кг | Масса ВВ, кг | Дальность хода, м | Скорость хода, узлов | Тип двигателя | Применяемость |
Александровского24-дюймовая | 1868 | 610 | 5,82 | 1000 | 762 | 6-8 | 1-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | |
Александровского22-дюймовая | 1868 | 560 | 7,34 | 1000 | 10-12 | 1-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | ||
Александровского24-дюймовая мод. | 1875 | 610 | 6,1 | 18 | 2-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала | |||
Whitehead обр. 1876 г. | 1876 | 381 | 5,73 | 350 | 26 | 400 | 20 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1880 г. | 1880 | 381 | 4,56 | 324 | 33 | 400 | 20 | 2-цилиндровыйвоздушный | минные катера |
Whitehead обр. 1882 г. | 1882 | 355 | 3,35 | 197 | 40 | 550 | 21 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1886 г. | 1886 | 381 | 5,52 | 391 | 40 | 600 | 24 | 2-цилиндровыйвоздушный | броненосцы |
Whitehead обр. 1889 г.тип «В» | 1889 | 381 | 5,52 | 395 | 80 | 600 | 22 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1889 г.тип «О» | 1889 | 381 | 5,52 | 420 | 80 | 600 | 25 | 2-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1894 г.тип «С» | 1894 | 381 | 5,52 | 455 | 80 | 600 | 27 | 3-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1897 г.тип «С» | 1894 | 381 | 5,2 | 426 | 64 | 400900 | 3025 | 3-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1898 г.тип «Л» | 1894 | 381 | 5,18 | 430 | 64 | 400900 | 3025 | 3-цилиндровыйвоздушный | крейсера, миноносцы |
Whitehead обр. 1904 г. | 1904 | 450 | 5,13 | 648 | 70 | 8002000 | 3325 | 3-цилиндровыйвоздушный | крейсера, миноносцы |
Schwartzkopff В/50 | 1904 | 450 | 3,55 | 390 | 50 | 800 | 24 | 3-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки, крейсера, миноносцы |
Whitehead обр. 1907 г. | 1907 | 450 | 5,2 | 641 | 90 | 60010002000 | 403427 | 3-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки |
Whitehead обр. 1908 г. | 1908 | 450 | 5,2 | 650 | 95 | 100020003000 | 383428 | 4-цилиндровыйвоздушный | |
Whitehead обр. 1910 г.тип «Л» | 1910 | 450 | 5,2 | 665 | 100 | 1000200030004000 | 38342925 | 4-цилиндровыйвоздушный | |
45-12 | 1912 | 450 | 5,58 | 810 | 100 | 200050006000 | 433028 | 2-цилиндровыйвоздушный | надводные корабли |
45-15 | 1915 | 450 | 5,2 | 665 | 100 | 200050006000 | 433028 | 4-цилиндровыйвоздушный | подводные лодки |
53-17 | 1917 | 533 | 7,0 | 1700 | 265 | 3000 | 32 | 3-цилиндровыйвоздушный | на вооружение не поступала |
Торпеда 53-56 и ее модификации
Новые технологии и технические решения позволяют значительно повысить характеристики вооружений или военной техники. Тем не менее, их освоение всегда связано с множеством сложностей, что нередко мешает полной реализации всех планов. Кроме того, при освоении новых технологий следует соблюдать секретность. В некоторых случаях это приводит и к любопытным последствиям, как это было с советской торпедой 53-56. Базовая модификация этого изделия стала первой отечественной торпедой с кислородным двигателем, а поздние версии остались в истории в качестве последних парогазовых торпед. Причиной этого стали именно секретность и проблемы с новыми агрегатами. В конце сороковых и начале пятидесятых годов советские специалисты занимались анализом трофейной немецкой документации, а также проводили свои собственные исследования. На базе своего и заимствованного опыта, а также с использованием готовых агрегатов создавались новые образцы торпедного вооружения. Именно такой подход, в частности, позволил усовершенствовать имеющиеся электрические торпеды, а также создать первую отечественную торпеду с системой самонаведения. Одним из главных направлений работ при этом было создание новых силовых установок с повышенными характеристиками.
Еще в середине сороковых годов, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, специалисты Научно-исследовательского минно-торпедного института (НИМТИ) занялись тематикой кислородных тепловых двигателей. Такие силовые установки являлись дальнейшим развитием существующих парогазовых машин и должны были отличаться от них некоторыми особенностями. В частности, применение чистого кислорода вместо сжатого воздуха позволяло исключить выброс парогазовой смеси, образующей на поверхности воды след из пузырьков. Таким образом, кислородный двигатель, как и электрический, позволял создать новую бесследную торпеду, не раскрывающую свое местоположение и не демаскирующую подлодку-носитель.
Торпеда 53-56В — внешне ничем не отличается от 53-56 КИТИ. Фото Militaryarms.ru
Примерно в конце сороковых или начале пятидесятых в НИМТИ был разработан предварительный проект перспективной торпеды с новой силовой установкой. Этот проект прошел ряд необходимых проверок, после чего была изготовлена опытная торпеда калибра 533 мм. Прототип прошел испытания, по результатам которых были определены дальнейшие пути развития имеющегося проекта. Вскоре после завершения этого этапа работ проект был передан конструкторскому бюро , г. Токмак). Дальнейшую разработку нового проекта осуществляла именно эта организация при определенной помощи со стороны профильных институтов. Проект перспективной кислородной торпеды получил условное обозначение «Изделие 227». Главным конструктором был назначен А.Б. Тополянский.
Работы по новому проекту заняли несколько лет и продолжались до середины пятидесятых годов. За это время были решены основные вопросы, касавшиеся конструкции силовой установки, а также проверены предлагаемые технические решения. К середине десятилетия проект был готов к сборке и испытаниям опытных торпед. По имеющимся данным, разработка нового оружия затруднялась из-за сложностей с отработкой двигателя нового типа. При этом в качестве основы для машины новой торпеды было взято существующее изделие. Кислородный тепловой двигатель создавался на базе парогазовой машины торпеды 53-51. Несмотря на использование готовых агрегатов, перевод двигателя на новый окислитель был связан с определенными проблемами.
Первый вариант «Изделия 227» должен был стать «традиционной» прямоидущей торпедой без систем самонаведения. При этом предполагалось применение кислородного теплового двигателя, обеспечивающего движение без образования следа на воде. Таким образом, с точки зрения конструкции новая торпеда могла считаться переработанной версией существующего оружия предыдущих моделей.
Торпеда нового типа получила стандартный цилиндрический корпус с полусферической головной частью и коническим хвостовым обтекателем. На последнем предусматривалась Х-образная конструкция с рулями, внутри которой расположили два соосных гребных винта. Компоновка внутренних объемов так же была традиционной. В головной части корпуса разместили боевое отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателем, за ними находился крупный резервуар для сжатого кислорода. Кормовое отделение вмещало баки для керосина, пресной воды и масла, а также парогазогенератор, двигатель и аппаратуру управления. Торпеда имела калибр 53 см и общую длину 7,45 м. Вес изделия в сборе достигал 1900 кг.
«Изделие 227» получило боевое отделение с 400-кг зарядом. Для подрыва заряда предлагалось использовать новый оптический неконтактный взрыватель типа НВ-57. Это изделие должно было инициировать подрыв боевой части при проходе торпеды на небольшом расстоянии от цели. Реагируя на изменение света, попадающего на датчик, взрыватель должен был производить обнаружение цели и давать команду на подрыв. При помощи этого компенсировались небольшие промахи.
Компоновка торпеды 53-56. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.
В кормовом отсеке торпеды разместили кислородный тепловой двигатель, созданный на основе машины торпеды 53-51 В составе этого устройства присутствовали парогазогенератор и поршневая машина с двумя цилиндрами горизонтального расположения, соединенными с кривошипно-шатунным механизмом и двумя соосными гребными винтами. Во время работы парогазогенератор двигателя должен был сжигать керосин (в качестве окислителя использовался кислород), а затем смешивать получившийся газ с пресной водой. Образованная парогазовая смесь подавалась в цилиндры и взаимодействовала с поршнями, вращая гребные валы.
Примененная силовая установка позволяла «Изделию 277» развивать скорость до 50 узлов. При необходимости можно было устанавливать другой режим работы машины, при котором скорость доходила лишь до 40 узлов. На первом режиме дальность хода составляла 8 км, на втором – до 13 км.
Для торпеды «Изделие 227» была разработана новая аппаратура, отвечавшая за удержание на заданном курсе и на нужной глубине. Принципы ее работы, по имеющимся данным, остались прежними. За контроль глубины отвечал гидростат, а для отслеживания изменения курса использовался гироскопический прибор. При определении отклонений от нужного курса эти устройства выдавали команды на рулевые машинки, которые возвращали торпеду в правильное положение.
В 1955-56 году завод №175 завершил проектные работы, после чего изготовил опытные торпеды нового образца. Испытания завершились успешно, после чего торпеду приняли на вооружение. В соответствии с принятой в то время номенклатурой, изделие получило новое обозначение 53-56 – торпеда калибра 53 см, обр. 1956 г. Кроме того, встречается название 53-56 КИТ («Кислородная торпеда»), относящееся к первой модификации изделия. Серийное производство такого оружия было поручено заводу им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата).
По некоторым данным, полноценное серийное производство новых торпед началось далеко не сразу. К моменту начала сборки серийных торпед проект 53-56 сохранял некоторые недостатки, которые пришлось ликвидировать уже после официального принятия на вооружение. Все эти проблемы сказывались на основных характеристиках оружия, а также на его надежности. На исправление недостатков и освоение производства боеспособного оружия понадобилось некоторое время, после чего стартовали поставки торпед флоту. Носителями новых торпед стали надводные корабли и подлодки различных типов, оснащавшиеся 53-см торпедными аппаратами.
Торпеда 53-56 отличалась от предыдущего отечественного оружия своего класса более высокими характеристиками, обеспечивавшимися новой силовой установкой. По этой причине было решено оставить базовый вариант 53-56 КИТ только для вооружения советского флота. На экспорт, в свою очередь, предлагалось поставлять изделия новой модификации. По другим данным, новый проект предлагалось разрабатывать из-за технических проблем с имеющимся оружием. Разработка новой версии оружия стартовала в начале шестидесятых годов в конструкторском бюро завода №175. Этот проект получил обозначение 53-56В или «Изделие 275».
Поршневой двигатель, использовавшийся на торпедах 53-51 и 53-56 разных модификаций. Фото Militaryrussia.ru
В качестве основы для изделия 53-56В были взяты базовый проект 53-56, а также существующие парогазовые торпеды 53-39ПМ и 53-51. У кислородной торпеды была заимствована почти вся конструкция, за исключением некоторых элементов силовой установки, которые были взяты у 53-39ПМ и 53-51. Так, вместо резервуара для кислорода был установлен 647-литровый бак для сжатого воздуха. Прочие емкости остались на своих местах. В результате этого появилась новая торпеда с парогазовым тепловым двигателем, который, в отличие от кислородного, уже не был тайной, а также был проверен на практике. Следствием такого подхода к конструированию стало некоторое сокращение характеристик.
Торпеда 53-56В отличалась от кислородного прототипа общей длиной, увеличившейся до 7,74 м. Калибр и вес, в том числе масса боевого отделения, остались прежними. Скорость торпеды составляла 40 или 50 узлов. За счет меньшей эффективности парогазового двигателя в сравнении с кислородным максимальная дальность хода новой торпеды составляла лишь 8 км. На максимальной скорости дальность сокращалась вдвое.
После прохождения всех необходимых испытаний торпеда 53-56В была принята на вооружение и поставлена в серийное производство. Кроме того, ее предложили зарубежным заказчикам. Точные сведения о поставках 53-56В зарубежным странам отсутствуют. По некоторым данным, подобное оружие заказывала Индия, однако в других источниках упоминается, что индийским ВМС поставлялись торпеды других модификаций.
Имеются сведения об использовании торпед 53-56В военно-морским флотом Советского Союза. В нашей стране это оружие использовалось в учебных целях и рассматривалось качестве дешевого аналога кислородной 53-56 КИТ. Таким образом, флот получал возможность подготовки личного состава и проведения учебно-боевых мероприятий без расхода ресурса сравнительно дорогих торпед. Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что новая парогазовая торпеда отличалась от кислородного прототипа большей надежностью, что так же могло сказаться на подходах к эксплуатации оружия.
В середине шестидесятых годов военно-морские силы Югославии заказали Советскому Союзу разработку модификации торпеды 53-56В с системой самонаведения. Разработка такого оружия была поручена НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Этот проект получил обозначение «Изделие 274» или 53-56ВА.
Торпеда 53-56ВА. Хорошо видны крепления схемной крышки гидроакустической антенны. Фото Militaryrussia.ru
Для выполнения заказа дружественного государства пришлось значительно переработать конструкцию базового изделия. Так, боевое отделение было уменьшено, а в высвобожденный объем установили систему самонаведения, аналогичную применявшимся на других торпедах того времени. Головной обтекатель корпуса получил спрямленную переднюю часть, на которой смонтировали гидроакустическую антенну с несколькими приемниками. Для уменьшения уровня помех антенну прикрыли дополнительным легким обтекателем. По имеющимся данным, система самонаведения обеспечивала поиск цели только в одной плоскости и реагировала на цель на дистанции до 600 м. Таким образом, торпеда могла применяться только против надводных кораблей.
Самонаводящаяся торпеда 53-56ВА оснащалась уменьшенным боевым отделением весом 260 кг. За счет этого и некоторых других доработок общий вес оружия сократился до 1875 кг. Для обеспечения работы самонаведения и сокращения шума собственных агрегатов была уменьшена мощность главной машины, что привело к сокращению скорости. «Изделие 274» могло идти к цели со скоростью 29 или 32 узла. При этом дальность хода составляла 11 или 10 км соответственно.
Адаптация имеющихся систем самонаведения к установке на парогазовую торпеду была связана с рядом заметных проблем. Из-за этого, в частности, несколько раз сдвигались сроки сдачи готового изделия заказчику в лице ВМС Югославии. После ряда трудностей работы были завершены только в 1966 году. Тогда же заказчику отправили первую партию серийных торпед. В дальнейшем изделия 53-56ВА были заказаны Индией. Также имеются сведения о поставках подобных торпед ВМФ СССР.
Первая торпеда семейства 53-56 была принята на вооружение в середине пятидесятых годов. В дальнейшем появились новые модификации этого оружия, отличавшиеся типом силовой установки и использованием системы самонаведения. Оружие всех трех модификаций поставлялось отечественному флоту, а изделия с литерами «В» и «ВА» также отправлялись на экспорт. Известно, что производство подобных торпед продолжалось, как минимум, до середины семидесятых годов. На вооружении советского военно-морского флота они оставались до начала или середины восьмидесятых.
При разработке торпед семейства 53-56 был решен ряд важных конструкторских задач, что привело к освоению новых технологий и появлению оружия с высокими характеристиками. Так, базовое изделие линейки 53-56 КИТ осталось в истории отечественного минно-торпедного вооружения в качестве первой серийной торпеды с кислородным тепловым двигателем. В дальнейшем подобные силовые установки использовались на ряде других торпед, часть которых эксплуатируется до сих пор. Последняя торпеда семейства, 53-56ВА, так же заняла нтересное место в истории. Это была последняя отечественная торпеда, оснащенная парогазовым двигателем. К середине шестидесятых годов, когда она была разработана, подобные силовые установки уже считались устаревшими. В дальнейшем конструкторы торпедного вооружения перешли на более новые и совершенные системы, при создании которых активно использовались наработки по проекту 53-36 КИТ.
По материалам: https://wunderwafe.ru/ https://submarine-at-war.ru/ https://militaryarms.ru/ https://militaryrussia.ru/blog/topic-475.html Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001 Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
См. также[править | править код]
- Торпедная атака
- Ракета-торпеда
- Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина») буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
- шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
- метательная мина
самолёты:
- Торпедоносец
- Воздушная торпеда Кеттеринга
корабли:
- Подводная лодка
- Торпедный катер
- Миноносец
- Эсминец
другое:
- Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
- Бангалорская торпеда
Боевое применение
Первым государством, применившим новое оружие в деле, стала Россия. Торпеды использовались во время русско-турецкой войны 1877-78 года и запускались с катеров. Второй крупной войной с использованием торпедного вооружения стала русско-японская война 1905 года.
В ходе Первой мировой войны оружие использовалось всеми воюющими сторонами не только в морях и океанах, но и на речных коммуникациях. Широкое использование подводных лодок Германией привело к большим потерям торгового флота Антанты и союзников. В ходе Второй мировой войны стали применяться усовершенствованные варианты вооружения, оснащенные электродвигателями, усовершенствованными системами наведения и маневрирования.
От процветания до выживания
Вначале «Дагдизель» выпускал парогазовые торпеды, а с 60-х годов XX века главным направлением работы завода стало производство электрических торпед. В последующем здесь изготовлялись широкополосные минные комплексы и тепловые торпеды на унитарном топливе, причем «Дагдизель» являлся единственным предприятием СССР, на котором осуществлялось их крупносерийное производство.
В послевоенный период основными изготовителями торпед для ВМФ СССР были , завод им. Кирова (Алма-Ата, Казахстан), (Ленинград), завод им. 50-летия Киргизской ССР (ныне корпорация «Дастан», Кыргызстан).
Разработкой торпед занимались НИИ-400 (будущий ЦНИИ «Гидроприбор»), КБ завода им. Кирова (торпеда 53-65К 1970 года и работы 80-х по теме «Магот»), филиал НИИ-400 в Ломоносове (будущий ОАО «Мортеплотехника»).
Коллаж Андрея Седых
В 1973 году разработчиков и изготовителей торпед объединили в специализированное НПО «Уран». С позиций нынешнего дня это было весьма неоднозначное решение. Если в 50–60-х годах наши торпеды в сравнении с зарубежными аналогами смотрелись весьма достойно (ряд образцов, разработанных в то время, до сих пор стоит на вооружении и востребован на экспорт), то итоги работы НПО «Уран» 70–80-х удручают. На момент распада СССР ни в каких других видах и образцах ВВТ Советский Союз не отставал столь значительно от вероятного противника, как в области морского подводного оружия.
После декабря 1991 года НПО «Уран» прекратило свое существование. На территории РФ остались «Дагдизель», «Двигатель», «Гидроприбор» и «Мортеплотехника». В тот сложный период каждое предприятие «выплывало» самостоятельно.
90-е годы для «Дагдизеля» прошли крайне тяжело. Во всей остроте для завода встал вопрос развертывания собственных НИОКР – как условие выживания и развития предприятия.
Современные виды торпед
Торпеды современного мира представляют собой серьезное вооружение подводных лодок, надводных судов и морской авиации. Это мощный и управляющийся снаряд, который содержит ядерную боевую часть и порядка полу тонны взрывчатого вещества.
Если рассматривать советские военно-морскую оружейную промышленность, то на данный момент, в плане торпедных установок, мы отстаем от мировых стандартов примерно на 20-30 лет. Со времен “Шквала”, созданного в 1970-ых годах, Россия не сделала никаких крупных сдвигов вперед.
Одной из самых современных торпед России является боеголовка, оснащенная электрическим двигателем – ТЭ-2. Ее масса порядка 2500 кг, калибр – 533 мм, масса боевого заряда – 250 кг, длина – 8,3 метра, а скорость достигает 45 узлов при дальности действия порядка 25 км. Помимо этого, ТЭ-2 оснащена системой самостоятельного наведения, а срок ее хранения составляет 10 лет.
В 2015 году российский флот получил в свое распоряжение торпеду под названием “Физик”. Данная боеголовка оснащена тепловым двигателем, работающем на однокомпонентном топливе. К одной из ее разновидностей относится торпеда под названием “Кит”. Эту установку российский флот принял на вооружение в 90-ых годах. Торпеду прозвали “убийцей авианосцев”, потому что ее боевая часть имела просто поразительную мощность. При калибре 650 мм, масса боевого заряда была порядка 765 кг тротила. А дальность действия достигала 50-70 км при 35 узлах скорости. Сам же “Физик” обладает несколько меньшими боевыми характеристиками и его снимут с производства, когда миру продемонстрируют его модифицированную версию – “Футляр”.
По некоторым данным торпеда “Футляр” должна поступить на вооружение уже в 2022 году. Все ее боевые характеристики не раскрываются, но известно, что дальность ее действия составит примерно 60 км при скорости в 65 узлов. Боеголовка будет оснащена тепловым пропульсивным двигателем – системой ТПС-53.
В это же время, самая современная американская торпеда Mark-48 развивает скорость до 54 узлов при дальности действия 50 км. Данная торпеда оснащена системой многократной атаки, если она потеряла цель. Mark-48 подвергался модификации с 1972 уже семь раз, и на сегодняшний момент, он превосходит торпеду “Физик”, но проигрывает торпеде “Футляр”.
Немного уступают по своим характеристика торпеды Германии – DM2A4ER, и Италии – Black Shark. При длине порядка 6 метров, они развивают скорость до 55 узлов при дальности действия до 65 км. Масса их составляет 1363 кг, а масса боевого заряда – 250-300 кг.
Всё для торпеды
«Отношение к жизни у меня сильно изменилось. Сложно быть оптимистом, когда все, что ты каждый день видишь, — диван и деревянный забор из окна. Когда постоянно болят ноги, спина, болит все. Когда приступы, и падаешь и разбиваешься. Я обуза для жены, которая с больными ногами вынуждена каждый день ходить на работу, чтобы на наши пенсии мы не умерли с голоду. Станок, на который я долго копил, так мне и не пригодился, — стоя работать я вряд ли когда-нибудь смогу. У меня во дворе ржавеет лодка, которую я никогда больше не смогу спустить на воду… Иногда я специально сижу на диване до посинения, чтобы ноги отвалились на хрен! И умереть я хотел не раз».
***
Несмотря на то что Леониду по-прежнему трудно жить, с некоторых пор мысли о смерти отошли на второй план. Потому что, во-первых, он прознал о существовании настольного токарного станка, за которым можно работать сидя. А во-вторых, появилась свежая навязчивая идея — оборудовать инвалидную коляску мини-моделью двигателя парогазовой торпеды.
«В России принята программа — “Доступная среда для инвалидов”. Этот лозунг звучит из каждого утюга. А что на деле? Вот у меня доступная среда: четыре стены, за пределы которых не выйти! Летом еще куда ни шло, а зимой чуть пройдет снег посильнее, — мне уже из дома не выйти. Однажды, опираясь на коляску во время похода в баню, я подумал, как здорово будет приделать к коляске двигатель парогазовой торпеды. Получится этакая коляска-вездеход, торпеда на колесах, работающая на дровах. Она будет выполнять роль рабочей лошадки, на ней можно будет спокойно перемещаться по плохим дорогам, ездить в лес, выполнять полевые и другие работы. Да, существуют электроколяски. Но по нашим дорогам они вряд ли проедут, да и заряд на такой кончился — и все, никуда не денешься. А тут солярой заправился — и вперед. Кончилось топливо, подкинул дровишек и снова в строю».
По словам Леонида, переоборудованная инвалидная коляска внешне будет похожа на мини-торпеду: труба полтора метра длиной, четыре колеса и пневмомотор.
«Была бы у меня такая, я бы на Волгу, на рыбалку, в лес, куда угодно! Я бы по областям ездил!» — Леонид мечтает вслух, с трудом выбираясь из дома во двор. Во дворе ухабы, присыпанные снегом. Сарай без двери, внутри которого виднеется покрытый инеем токарный станок. Лодка с облупившейся краской, доски и разный хлам. Небольшой огород, в котором Леонид работает летом, сидя на низкой табуретке, сколоченной своими руками, срезает сорняки плоскорезом, который тоже собрал сам.
За воротами длинная проселочная дорога — шаг влево и вправо, и на коляске уже не пройти. Леонид мог бы ходить в клуб на концерты, мог бы вести технический кружок (директор местной школы дает добро), мог бы даже заняться бизнесом (есть идеи), будь у него коляска с мотором. Трудность в том, что приобрести сегодня настольный токарный станок (стоимость варьируется от 60 и до 150 тысяч рублей) он не в состоянии: очень много денег уходит на лекарства и поездки в больницу. У них с женой более чем скромная пенсия, и накопить никак не получается.
По дороге, то и дело останавливаясь, Леонид рассказывает об еще одной своей идее — сделать для инвалидов огород на воде.
– Можно огород выращивать на плоту из пластиковых бутылок. Сидит человек на берегу — потянул к себе грядку, посадил-прополол, подтянул другую… И не надо по огороду ходить. Это бы сильно облегчило деревенским людям с ограниченными возможностями жизнь! Я видел в Интернете, за границей есть что-то такое, а у нас ничего — обидно…
— Папа, ты подтяни штаны-то, зад у тебя наполовину голый! — смеется в коридоре жена, когда измученный прогулкой Леонид вползает в дом. — Нет у него чувствительности в ногах, так он может совсем не заметить, что штанов нет, — поясняет она. И укладывает мужа отдохнуть.
Пока греется чай, Светлана рассказывает, как с синей ногой и язвой ездила к мужу в больницу. И как сейчас уже лучше, но нога отекает и болит все равно. Больше всего на свете она хочет, чтобы муж наконец реализовал себя. Может, станет тогда здоровее, и она сможет отдохнуть.
Предпосылки к созданию
рус.Джованни Бьяджо Луппис
англ.
coastsaver
Роберту Уайтхедуангл.
Robert Whitehead
Уайтхеду удалось решить две проблемы, стоявшие на пути его предшественников. Первая проблема заключалась в простом и надежном двигателе, который сделал бы торпеду автономной. Уайтхед решил установить на свое изобретение пневматический двигатель, работающий на сжатом воздухе и приводящий во вращение винт, установленный в кормовой части. Второй проблемой была заметность торпеды, движущейся по воде. Уайтхед решил сделать торпеду таким образом, чтобы она двигалась на небольшой глубине, но на протяжении длительного времени ему не удавалось добиться стабильности глубины погружения. Торпеды либо всплывали, либо уходили на большую глубину, либо вообще двигались волнами. Решить эту проблему Уайтхеду удалось с помощью простого и эффективного механизма – гидростатического маятника, который управлял рулями глубины. реагируя на дифферент торпеды, механизм отклонял рули глубины в нужную сторону, но при этом не позволял торпеде совершать волнообразные движения. Точность выдерживания глубины была вполне достаточной и составляла ±0,6 м.