Конструкция и бронирование линкора «Вэнгард»
Длина судна составила рекордные 248 метров – это был самый большой линкор Великобритании. Полное водоизмещение превышало 51 000 тонн. Первоначальный проект имел корпус, идентичный классу «Кинг Джордж V». Однако впоследствии было решено поднять нос судна, так как у предшественника из-за низкого борта на палубе часто находилась вода. Так, высота борта в середине корабля составляла около 7 м, в носовой части она была поднята до 11 метров. Диаметр циркуляции составлял 1000 м, для такого размера судна это были вполне приемлемые цифры.
Большое внимание уделялось водонепроницаемости. Всего в нижней части корабля насчитывалось 1 059 изолированных отделений. В случае пробоины судно останется на плаву.
Бронирование соответствовало предыдущим английским линкорам. Главный броневой пояс изготавливался из крупповской цементированной брони толщиной до 356 мм. Башни 381-мм пушек обшивались 305-мм и 343-мм стальными плитами. Нижняя часть судна также была защищена аналогично классу «Кинг Джордж V». В 1941 году один из кораблей данного типа был затоплен в результате торпедирования. Опыт показал, что подводная защита дредноутов очень слабая. Несмотря на это, в «Вэнгарде» практически никаких изменений сделано не было. Оборона состояла из трех пластов. Внешняя часть была полой, она служила для распределения давления на большую площадь. Средний отсек был заполнен водой – он гасил энергию взрыва. Внутренняя зона также была пустой, она должна была распределять оставшуюся ударную волну.
Мощность двигателей составляла 130 000 л.с., которые обеспечивали скорость хода в пределах 29,5 узлов. Максимальные показатели были зафиксированы на первоначальных испытаниях, они достигали 31,57 узлов. Дальность плавания без дозаправки в экономичном режиме составляла 8 400 миль.
Линейный корабль «Vanguard»
“Vanguard” 02.10.1941 / 30.11.1944 / 09.08.1946 – на слом 06.1960
Линкор “Vanguard” стал последним заложенным линкором в Британии и мире. Он был спроектирован в 1939—1941 годах, в связи с предполагавшимся поздним сроком ввода в строй линкоров типа Lion, и предполагался для срочной постройки с использованием 381-мм орудийных установок линейных крейсеров типа Glorious, хранившихся на складах с 1920-х годов. Несмотря на спешную постройку, заложенный в 1941 году линкор ввести в строй до конца войны не успели, а после окончания войны его достройка ещё более замедлилась. В итоге он был принят на вооружение только в 1946 году, став наряду с французским линкором Jean Bart – последними вступившими в строй линкорами в истории, а также крупнейшим из британских линкоров. Линкор неоднократно использовался как королевская яхта и был списан в 1960 г.
Водоизмещение – 45200 тонн Полное водоизмещение – 52250 тонн Длина – 248,3 м Ширина – 32,9 м Осадка – 11,0 м Максимальная скорость – 31,57 узла Экипаж – 1995 человек (115 офицеров) Бронирование: Пояс цитадели – 343-356 мм с утоньшением до 114 мм по нижней кромке Пояс в оконечностях – 51-64 мм Палуба – 150+37 мм над погребами, 125 мм над ЭУ, 64-125 мм в оконечностях, 114 мм над румпельным отделением Башни ГК – 343 мм лоб, 152 мм крыша, 274 мм борт, 76 мм пол Барбеты ГК – 280-330 мм Траверзы – 305 мм цитадели, 100 мм румпельного отделения Рубка – 75 мм лоб, 63 мм бок, 25 мм крыша, 25-51 мм противоосколочная защита Вооружение: Главный калибр – 4 × 2 — 381-мм/42 Mk.I/N RP 12 Универсальная артиллерия – 8 × 2 — 133-мм/50 Mk.I Зенитное артиллерия: 10 × 6 — 40-мм/60 Bofors 1 × 2 — 40-мм/60 Bofors 11 × 1 — 40-мм/60 Bofors Торпедное вооружение отсутствует Ракетное вооружение отсутствует Авиационное вооружение отсутствует, периодически использовались вертолеты Системы управления огнем и радиоэлектронное вооружение: Артиллерийские радары: 2 × Type 274 управления огнем ГК 4 × Type 275 управления огнем универсальной артиллерии 11 × Type 262 управления огнем зенитной артиллерии Прочие радары: 1 × Type 960 комбинированный радар обнаружения самолетов и кораблей 1 × Type 293 радар целеуказания 1 × Type 277 радар обнаружения кораблей и низколетящих целей 1 х Type 268 навигационный радар 1 х Type 930 навигационный радар Прочие системы: Система “Свой-Чужой” УКВ-пеленгаторы Устройства для постановки помех Двигатель – 4 турбины Парсонса Котлы – 8 тройных водотрубных котлов Адмиралтейского типа Мощность – 130000 л.с. расчётная, до 135 560 л.с. на испытаниях Максимальная скорость – 31,57 узла Дальность плаванья: 8400 миль на 14 узлах 6950 миль на 20 узлах 5350 миль на 25 узлах 3380 миль на 28 узлах 3600 миль на 29,5 узлах
Вооружение линкора «Вэнгард»
- Главный калибр включал 4 башни, на каждой из которых было расположено по две морские пушки калибром 381-мм, BL 15″/42 Mark I. Новые дредноуты других стран имели более мощное вооружение, однако такой выбор был обусловлен тем, что орудия уже имелись в наличии – не было необходимости тратить деньги на их производство. Техника равномерно размещалась в носовой и кормовой частях. Дальность стрельбы составляла 22,5 км.
- 133-мм универсальная артиллерия 5,25″ QF Mark I состояла из 16 единиц.
- Зенитная артиллерия включала многоствольные орудия QF 2 pounder Mark VIII и 40-мм автоматы «Бофорс».
«Вэнгард» — последний британский линкор
«Вэнгард» — последний британский линкор
Главным препятствием, сорвавшим постройку «лайонов», являлись большие сроки разработки и внедрения в производство новых артиллерийских орудий и их установок. В 1939 году положение с 356-мм башнями для типа «Кинг Джордж V» оставалось близким к критическому, не говоря уже о том, что 14-дюймовки не удовлетворяли английских адмиралов по мощи. Новое 406-мм орудие имелось только в чертежах. Между тем предполагаемый баланс сил с главными потенциальными противниками в будущем еще до начала мировой войны выглядел для Англии не слишком перспективным. Адмиралтейство находилось почти в полном неведении относительно нового японского строительства, не имея достоверных данных о суперлинкорах типа «Ямато». Но даже искаженная отсутствием разведданных картина выглядела неутешительно. На конец 1943 г. предполагалось, что на европейском театре Британия сможет противопоставить немецким «Шарнхорсту» и «Гнейзенау» и 5 последующим немецким кораблям Флот метрополии в составе 2 «лайонов», 5 «кингов», «Худа» и слабых «Рипалса» и «Ринауна». Английские специалисты считали, что в это же время на Дальнем Востоке к 10 старым японским линкорам присоединятся 4 новых с 16-дюймовым вооружением и 2 линейных крейсера с 320-мм пушками. Им могли бы противостоять только 2 «лайона», 2 «нельсона», 5 модернизированных «Куин Элизабет» и примерно 3 безнадежно устаревших на этот срок тихоходных «R». Хотя картина выглядит сильно искаженной, она качественно отражала возможную раскладку сил. Особенно неблагоприятными выглядели перспективы на Тихом океане. Британский флот там значительно уступал противнику по части скоростных судов. Линейные крейсера предполагалось держать против немцев, поэтому появление еще одного быстроходного линкора было бы очень кстати.
Сложившаяся ситуация заставила обратить внимание на лежавшие на складе 381-мм башни Мк I производства 1916 г. Простейшее решение состояло в создании нового корпуса для старых башен, которые предполагалось модернизировать для последующей службы в течение 25 лет! Снятие 35000-тонного лимита позволяло создать неплохой корабль водоизмещением около 40000 т со скоростью 30 узлов и хорошей защитой. Предполагалось, что хотя он и не будет полноценным участником «линии баталии», зато окажется очень полезным в качестве хорошо бронированного линейного крейсера, своего рода современного аналога «Худа». Адмиралтейство считало, что он сможет стать охотником за гипотетическими японскими линейными крейсерами с 320-мм пушками и вполне реальными тяжелыми крейсерами, которым англичане не могли противопоставить свои ни по качеству, ни по количеству. При необходимости «нео-Худ» был в состоянии вести бой и с 16-дюймовыми противниками. Перспективные планы шли еще дальше. Стратеги считали, что зоной действия такого «гибрида» могли бы стать Индийский океан и воды Австралии, которой и предполагалось «сплавить» не вполне полноценную единицу при удачном развитии событий. Далее, после вывода из состава флота линкоров типа «Ройял Соверин» освобождались дополнительные 381-мм установки, которые можно было бы установить на «систершипы», если бы головной корабль оказался удачным.
После положительного отзыва со стороны Морского штаба отдел военно-морского проектирования получил задание разработать предварительный проект нового линкора с ТЗ, соответствующим 40000 т, 30 узлам и восьми 381-мм орудиям. Были составлены расчеты по 3 вариантам, из которых первый, «15А», являлся как бы «инициативной разработкой», поскольку был начат еще до официального запроса (отсюда его водоизмещение около 38000 т). Вариант «15С» отличался от «15В» только тем, что на нем предусматривалось использование блока машин и котлов для «лайонов», что могло бы сократить время и деньги, поскольку все чертежи уже имелись в наличии. Однако главные специалисты по кораблестроению наилучшим признали «15В». Тем не менее, строить решили все же «15С», в основном из соображений всевозможного сокращения сроков. Отдел военно-морского проектирования получил задание подготовить рабочие чертежи и активно приступил к его выполнению.
Ход проектных работ прервала вторая мировая война. Спустя 8 дней после ее начала, 11 сентября 1939 г. разработка была приостановлена на неопределенной время. Проект извлекли из-под сукна в декабре, когда к нему проявил интерес Уинстон Черчилль. Известному своей чрезвычайной активностью руководителю флота он понравился возможностью быстро получить новый и вполне боеспособный корабль. Черчилль отдал распоряжение, и в феврале 1940 г. работы над проектом возобновились. На очередном заседании Совета Адмиралтейства, состоявшемся 27 февраля, в техническое задание внесли коррективы, относящиеся в основном к усилению защиты. В частности, предусматривалось установить тонкий пояс в оконечностях, увеличить толщину брони казематов (подбашенных отделений) вспомогательной артиллерии и оборудовать бронированный вспомогательный рулевой пост в корме. К этим полезным мерам «прицепили» требование размещения 4 установок противовоздушных неуправляемых ракет UP, тяжелых, абсолютно бесполезных, но популярных в то время среди специалистов Адмиралтейства. Единственным положительным моментом такого решения являлось резервирование места, которое впоследствии можно было бы использовать для многоствольных зенитных автоматов.
С учетом изложенных выше требований был составлен проект «15D», соответствовавший водоизмещению 41200т. Корабль постепенно «разбухал», не приобретая принципиально новых боевых качеств. Это изменение не было последним, поскольку первые же сражения с участием линкоров типа «Кинг Джордж V» дали богатую пищу для модификаций и улучшений. Их воплощение требовало дополнительного веса, для размещения которого пришлось увеличить ширину корпуса на 1 м. Кроме того, проектанты потеряли почти полгода (с июня по октябрь 1940 г.), когда более насущные потребности флота заставили вновь отложить чертежи линейного корабля в сторону. Только 17 апреля 1941 года Совет Адмиралтейства принял наконец вариант «15Е», который можно было счесть окончательным.