Британский одноместный истребитель Hawker Tempest

Hawker Tempest являлся одноместным истребителем, цельнометаллическим монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Под руководством С. Кэмма создан в конструкторском бюро . 24 февраля 1943 года впервые поднялся в небо первый опытный образец самолета. В июне 1943 года началось серийное производство данного самолета на в Лэнгли и «Бристоль» в Филтоне. Снят с производства в июне 1947 года, за весь период было построено 1257 самолетов Хаукер «Темпест», из них 805 за время второй мировой войны. С апреля 1944 года находился на вооружении в Великобритании, снят с вооружения в июне 1953 года.
На фото истребители Хаукер «Темпест»

Нажмите на фото самолета для увеличения

Tempest являлся вершиной развития тяжелых истребителей , но объем производства был относительно небольшим. К моменту серийного производства уже выпускались новые модификации «Спитфайра», взявшие на себя решение задач, для которых и проектировался «Темпест».

Во время второй мировой выпускались следующие модификации данного самолета:

  • «Темпест» V с мотором «Сейбр» II;
  • «Темпест» II с мотором «Центаурус» V/VI;
  • «Темпест» VI с мотором «Сейбр» V и маслорадиатором в крыле.

Летно-технические характеристики самолетов:

«Темпест» Mk.II

«Темпест» Mk.II
Двигатель:
типБристоль «Центаурус» V
мощность, л.с.2520
Размах крыла, м
Длина самолета, м10,49
Высота самолета, м4,42
Площадь крыла, кв. м
Масса, кг:
пустого самолета4040
взлетная5360
максимальная взлетная6240
Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м645/0
710/4360
Время набора высоты 4572 м, мин4’30»
Практический потолок, м11430
Дальность полета, км (с ПТБ)1295 (2640)

Истребитель «Темпест»

(Продолжение. Начало в №11,12/2007 г.)
Первый опытный «Темпест» V
Первоначально «Темпест» вел родословную от проекта Р. 1012 – «Тайфуна» с радиаторами в передней кромке крыла. У Р. 1012 крыло было старое, с относительной толщиной около 20%. Это ограничивало скоростные качества самолета, и Кэмм сделал следующий шаг, решив внедрить новое тонкое, как у «Спитфайра», крыло с относительной толщиной 14,5% у корня. Это крыло инженеры «Хоукер» проектировали еще в 1940 г.

Проектом «Тайфун» II предусматривалось объединить это крыло с фюзеляжем «Тайфуна» I, мотором ЕС. 107 (впоследствии «Сейбр» IV) и узкими радиаторами в крыле. Министерство авиационной промышленности одобрило проект в марте 1941 г. и выдало на эту машину официальное задание F. 10/41. 18 ноября министерство заказало два опытных экземпляра «Тайфуна» II.

В начале 1942 г. машину переименовали в «Темпест» – уж очень многое отличало ее от «Тайфуна». Даже фюзеляж не удалось сохранить в первозданном виде: в нем установили дополнительный бензобак, вместивший горючее из уменьшившихся крыльевых баков. За счет этого длина самолета возросла. Одновременно с переименованием за

каз увеличили до шести экземпляров: один с двигателем «Сейбр» IV («Темпест» I), два с «Центаурусом» («Темпест» II), два с «Гриффонами» (III и IV) и один с «Сейбром» II («Темпест» V, задуманный как резервный вариант на случай неудачи с «Сейбром» IV). Не дожидаясь готовности хотя бы одного из них, в августе 1942 г. «Хоукер» уже получила заказ на 400 самолетов.

Как это обычно бывает, первым изготовили именно запасной «Темпест» V. 2 сентября 1942 г. Ф. Люкэс поднял его в воздух. На «пятерке» стояло новое крыло и, соответственно, видоизмененный фюзеляж, но машина имела мотоустановку, подготовленную для поздних серий «Тайфуна» с двигателем «Сейбр» II и че- тырехлопастным винтом. Результаты испытаний вынудили спустя два месяца увеличить стабилизатор и ввести форкиль, ставшие характерными чертами всех последующих серийных «Темпестов».

Первый опытный «Темпест» V с форкилем. Кабина как у первых «Тайфунов» – с боковой дверью

Первый опытный «Темпест» уже с новым фонорем, переоборудованный для испытаний в рамках работ по «Темпесту» VI

Второй опытный «Темпест» V, использовавшийся в программах испытаний

Испытания специально спроектированных фирмой 200-л подкрыльевых баков

Кабина «Темпеста»

Вид на двигатель «Сейбр» II

Опытный «Темпест» I поднялся в воздух лишь 24 февраля 1943 г. Самолет продемонстрировал более высокую скорость, чем «Темпест» V, – 750 км/ч. Но доводка мотора «Сейбр» IV затянулась, и прекратила работу по этой модификации, бросив все силы на новую модель V.

Вместо «Темпеста» I решили строить в серии «Темпест»V. 21 июня 1943 г. на первой серийной «пятерке» взлетел испытатель Б. Хамбл. Серийные самолеты имели уже не «автомобильные» двери, а фонарь – «пузырь» с обычной сдвижной секцией. Первые 100 истребителей, названные серией I, имели пушки Испано Мк. II с боезапасом 200 снарядов на ствол (у «Тайфуна» приходилось по 140 снарядов на одну пушку). Стволы пушек немного выступали из крыла. Позднее, на серии 2, смонтировали пушки Испано Mk.V, с более короткими стволами. Внесли и еще ряд мелких изменений. Еще позже вместо двигателя «Сейбр» IIА стали ставить IIB или IIС.

Опытный «Темпест» I на земле и в воздухе

«Темпесты» из состава 501-й эскадрильи

В августе-декабре 1943 г. первые серийные «Темпесты» V проходили войсковые испытания в Боскомб- Даун. При этом, учитывая опыт использования «Тайфуна», опробовали различные наружные подвески – баки, фугасные бомбы по 227 и 454 кг, улучшенные ракеты и новинку – напалмовые бомбы. В апреле 1944 г. истребитель сочли пригодным к боевому использованию, и первые 50 штук направили в Ньючерч, где началась переподготовка 3-й и 486- й эскадрилий. К этому времени успели выпустить около 250 машин. В июне к ним добавили 56-ю, сдавшую «Тайфуны». Созданное из этих эскадрилий крыло (150-е) возглавил Р. Бьюмонт, принимавший ранее участие в испытаниях «Темпеста».

Радиус действия позволял «Тем- песту» наносить удары непосредственно из Ньючерча. Первые боевые вылеты состоялись за несколько дней до высадки союзников на пляжах Нормандии. 8 июня над районом высадки «Темпесты» без потерь сбили четыре Bf 109G и еще два повредили (первый самолет уничтожил Р. Бьюмонт).

Но после сравнительно короткого периода применения «Темпестов» у линии фронта их переключают на перехват самолетов-снарядов V-1. «Темпест», самый быстроходный английский истребитель (он летал быстрее реактивного «Метеора»), уничтожал их с наивысшей эффективностью. С июня 1944 г. «Темпесты» начали регулярное патрулирование Ла-Манша. К сентябрю они уничтожили уже 638 «фау» (некоторые источники говорят даже о 800). К этому времени в охоте за летающими бомбами участвовали пять эскадрилий «Темпестов». Одна из них, 501-я, специализировалась на ночном перехвате: на ее счету 61 V-1. Эта эскадрилья единственная, оставшаяся в Англии до начала 1945 г. Все остальные были переброщены на континент начиная с августа 1944 г.

«Темпест» Кпостермона

Лучший французский ас Второй мировой войны Пьер Клостерман в кабине своего «Темпеста»

«Темпесты» из эскадрильи Кпостермона на голландском аэродроме осенью 1944 г.

«Темпесты» к концу войны «только входили в полную силу». На фронте они использовались как многоцелевые машины: сопровождали бомбардировщики, бомбили и обстреливали наземные цели (в первую очередь поезда, мелкие речные и морские суда), прикрывали аэродромы, а также участвовали в рейдах по завоеванию превосходства в воздухе. На счету пилотов «Темпестов» числится 11 сбитых реактивных Me 262 (первый уничтожил Р. Коул из 3-й эскадрильи в ноябре 1944 г.). Лейтенант Вэрлей из 22-й эскадрильи в марте 1945 г. подстрелил разведчик Ar 234В. Впрочем, сам Бьюмонт не смог довоевать до конца – 12 октября 1944 г. его самолет получил попадание в радиатор, и он вынужденно сел в немецком тылу. Семь месяцев Бьюмонт просидел в лагере для военнопленных.

Утром 1 января 1945 г. «Темпесты» в основном не попали под удар – их подняли раньше и отправили на задание. Количество машин этого типа на фронте постоянно росло. Они активно участвовали в операции по форсированию Рейна, а затем в окончательной «зачистке» неба Германии от самолетов люфтваффе. Два последних Ju88 сбили 3 мая, последний «Темпест» же был сбит немцами на следующий день.

«Темпесты» V сохранялись в оккупационных силах в Германии до лета 1946 г. После войны часть излишних «пятерок» переделали в буксировщики мишеней ТТ.5: под левым крылом поставили лебедку. Первый такой самолет «Хоукер» сдала в мае 1947 г., в июне 1948 г. он попал в руки испытателей ВВС. Удовлетворившись результатами испытаний, министерство авиации выдало заказ на модификацию 81 истребителя.

«Темпест» VI

«Темпест» VI

Опытный «Темпест» II

Завод в Лэнгли начал эту работу в декабре 1948 г. и закончил в мае 1952 г. Эти самолеты эксплуатировались в школах и на полигонах до июля 1955 г.

«Темпест» VI являлся специальной модификацией для эксплуатации в жарком климате. На нем стоял мотор «Сейбр» V в 2340 л. с, увеличенный радиатор и дополнительный фильтр перед всасывающим патрубком карбюратора (заборники перенесли в крыло). В переднюю кромку правого крыла вмонтировали дополнительный маслорадиатор. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 9 мая 1944 г., а с декабря начал проходить испытания в Хартуме (Судан). Была заказана серия из 300 таких машин, фактически построили 142 – война кончилась. После войны эти машины получили пять эскадрилий на Ближнем Востоке и четыре в Германии. «Темпесты» VI базировались в Ираке, на Кипре, в Адене и Палестине. Они участвовали в нескольких локальных стычках в Ираке, а затем прикрывали вывод британских войск из Огадена (в Эфиопии) и Палестины. В последнем случае имел место воздушный бой между истребителями израильских ВВС и «Темпестами», сопровождавшими английский самолет-разведчик. Один «Темпест» был сбит и три повреждены. Один из этих трех – на счету Эзера Вейцмана, впоследствии израильского президента. Последние «шестерки» сняли с вооружения весной 1950 г.

Опытный «Темпест» II

Раскапотированный двигатель «Темпеста» II

«Темпест» II с дополнительными опознавательными полосами воздушных сил, подготовленных для боев против Японии

«Темпест» II стал результатом программы по поиску альтернативной мотоустановки.

«Центаурус» опробовали еще на «Торнадо». С учетом этого опыта сконструировали «Темпест» с мотором «Центаурус» IV. Его образец впервые взлетел 28 июня 1943 г. (пилотировал Люкэс). Машина получилась довольно удачной, и выдали заказ на 300 истребителей, а потом еще добавили столько же. Но Глостер была перегружена контрактами на «Метеоры» и перепасовала заказ «Бристоль».

Тем временем испытания продолжались. Вскрылись опасные вибрации от моторов, но их подавили внедрением резиновых башмаков. 18 сентября приступил к полетам второй экземпляр «двойки». На нем по очереди ставили двигатели модификаций IV, V, XII и XVIII, подбирая наилучший. В апреле-октябре 1945 г. в Хартуме испытывали три истребителя, оценивая возможность службы в жарком климате.

«Бристоль» выпустила первый серийный «Темпест» II (с «Центаурусом» V) на своем заводе в Уэстон-Сюпер- Мэр в сентябре 1944 г. 4 октября его подняли в воздух. «Двойками» хотели укомплектовать крыло, предназначенное для Дальневосточного театра военных действий. Когда подготавливали первую эскадрилью (54-ю), война уже кончилась, и ее разместили в Германии. Еще четыре

в Индии. 33-ю эскадрилью в 1949 г. отправили в Гонконг, а оттуда в Малайю, где она до 1951 г. участвовала в операции «Файрдог» – воевала с местными партизанами.

«Темпесты» II из состава оккупационных войск в Германии

«Темпест» V с двигателем «Сейбр» VI и лобовым радиатором

Тот же «Темпест» с воздухозаборником в коке винта, не оправдавшим ожиданий

«Темпест» с опытной установкой подкрыльевых 40-мм пушек

В Германии «двойки» дожили до 1948 г. С 1947 г. самолеты переоснащались двигателями «Центаурус» VI.

В том же году правительство Индии запросило партию из 89 «Темпестов» II. Самолеты были взяты из консервации, подвергнуты тщательному контролю и проданы. Перед отправкой с них сняли магистрали и краны для использования подвесных баков – индийцы сочли их излишними. Затем несколько партий приобрели прямо у фирмы. В общей сложности в Индии служили 233 «двойки», которыми оснастили 7 эскадрилий. С ноября 1946 г. по конец 1953 г. они эксплуатировались в боевых частях, а затем еще ряд лет как учебные.

«Темпесты» II из состава ВВС Индии

«Темпесты» II из состава ВВС Пакистана

Облегченный «Темпест» – будущий «Фьюри»
Тактико-технические характеристики самолетов «Тайфун» и «Темпест»
Ту же самую технику получил и Пакистан. Пакистанские машины соответствовали стандартному варианту с мотором «Центаурус» V и подвесными баками. Первые 24 самолета прибыли в сентябре 1947 г. Всего пакистанцы приобрели 80 истребителей этого типа. До 1953 г. на них летали три эскадрильи, а последний «Темпест» II в Пакистане списали в 1958 г.

Так же, как и у «Тайфуна», несколько модификаций «Темпеста» существовали в единичных экземплярах. На одной машине поставили кольцевой радиатор, а потом дополнили его большим коком с центральным отверстием. В Боскомб-Даун в 1945 г. испытывали самолет с контейнерами 40-мм пушек Виккерс Р под крылом. Каждая пушка имела по 38 снарядов.

Выпуск «Темпестов» закончили в июне 1947 г. Всего было построено 1399 самолетов этого семейства.

В какой-то степени наследниками «Темпеста» можно считать послевоенные истребители «Фьюри» и «Си Фьюри», работа над которыми проводилась по программе «облегченный «Темпест».

Оглавление

«Темпест» Mk.V

«Темпест» Mk.V
Двигатель:
типНэпир «Сэйбр» II
мощность, л.с.2180
Размах крыла, м12,5
Длина самолета, м10,26
Высота самолета, м4,9
Площадь крыла, кв. м28,06
Масса, кг:
пустого самолета4090
взлетная5180
максимальная взлетная6150
Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м615/0
700/5180
Время набора высоты 4572 м, мин5′
Практический потолок, м11130
Дальность полета, км (с ПТБ)1190 (2460)

Боевое применение самолетов Хоукер «Темпест»


Внедрение «Темпестов» Mk.V в строевые части Королевских ВВС велось медленно — к началу высадки в Нормандии в июне 1944 г. на них летали лишь две АЭ -3-я и 486-я (новозеландская). В боевых действиях над Нормандией эскадрильи участвовали с 8 июня, но примерно неделю спустя были переведены на борьбу с самолетами-снарядами Фау V-1. К концу сентября 1944 г. эти задачи выполняли уже 6 эскадрилий «Темпестов», сбивших к концу месяца 787 V-1 из 1771 самолета-снаряда, уничтоженного истребителями.

С конца сентября 1944 г. 5 АЭ «Темпестов», сведенных в 122-е крыло, занимались охотой за реактивными истребителями Мессершмитт Me 262, пытаясь подлавливать их при заходе на посадку (в общей сложности, до конца войны на счету пилотов «Темпестов» было 11 сбитых Me 262). Наиболее интенсивные воздушные бои 122-му крылу пришлось вести в декабре, во время немецкого наступления в Арденнах. Хотя основным истребителем -бомбардировщиком Королевских ВВС считался «Тайфун», «Темпесты» также привлекались для ударов по наземным целям, особенно в январе-апреле 1945 г. К концу войны в Европе на счету пилотов «Темпестов» было 240 подтвержденных и 13 вероятных побед, собственные потери составили немногим более 100 самолетов (2/3 — от зенитного огня).

В послевоенный период «Темпесты» находились на вооружении Королевских ВВС до 1951 г. В частности, они несли оккупационную службу в Британской Рейнской армии, участвовали в боях против повстанцев в Малайе, служили в Индии (до провозглашения её независимости), а также на Ближнем Востоке. Часть самолетов переоборудовали в буксировщики мишеней «Темпест» TT.V (80 единиц) и TT.VI (2).

Индия получила не менее 93 «Темпестов» Mk.II, 59 таких машин поставили Пакистану. Самолеты обеих сторон в 1947-1949 гг. принимали участие в первой индо-пакистанской войне. И в Индии, и в Пакистане «Темпесты» прослужили до середины 50-х гг.

«Темпест» представлял собой вершину развития тяжелых истребителей , однако объем его производства оказался сравнительно небольшим. К моменту его внедрения в серию уже выпускались новые модификации «Спитфайра», взявшие на себя решение задач, для которых и проектировался «Темпест».

«Темпест» Mk.VI

«Темпест» Mk.VI
Двигатель:
типНэпир «Сэйбр» V
мощность, л.с.2340
Размах крыла, м
Длина самолета, м10,32
Высота самолета, м4,9
Площадь крыла, кв. м
Масса, кг:
пустого самолета4150
взлетная5250
максимальная взлетная6220
Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м
705/5425
Время набора высоты 4572 м, мин4’42»
Практический потолок, м11580
Дальность полета, км (с ПТБ)1205 (2510)

Основные модификации Хоукер «Темпест»

«Темпест» Mk.V — двигатель «Сэйбр» II. Вооружение на большинстве самолетов 1-й серии (состоявшей из 100 самолетов) – 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II в крыле (боекомплект 200 снарядов на ствол). Остальные самолеты получили пушки «Бритиш Испано» Mk.V — более легкие, с укороченными стволами, несколько сниженной начальной скоростью снарядов, но увеличенной скорострельностью. Допускалась подвеска двух авиабомб калибром до 454 кг или двух ПТБ (205-л или 409-л), а при установке подкрыльевых направляющих — 8 76,2-мм НАР. До июня 1945 г. изготовлено 800 самолетов (из них 1 переделан в прототип «Темпест» Mk.VI).

«Темпест» Mk.II — двигатель «Центау-рус» V (2520 л.с), вооружение — 4 пушки «Бритиш Испано» Mk.V. Первый серийный самолет был готов в октябре 1944 г., но изготовление первой серийной партии (50 самолетов, строившихся «Бристолем») растянулось на весь 1945 г. С июня 1945 г. эту модификацию строил , изготовивший до 1947 г. 402 машины. В 1947 г. обозначение изменено на «Темпест» FB.2 для самолетов, снабженных подкрыльевыми узлами для подвески НАР, и «Темпест» F.2 — для самолетов, не имеющих таких узлов.

«Темпест» Mk.VI — двигатель «Сэйбр» V (2340 л.с). В 1946-1947 гг. построено 142 самолета.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]