Советский истребитель модели Су-17 был разработан советскими конструкторами в 60-х годах прошлого века. Особенностью данного аппарата было то, что он оснащен крылом, которое могло менять свою геометрию. Данная машина нашла свое признание как в России, так и далеко за ее пределами. Кроме того, данный самолет был использован во многих международных конфликтах.
История создания самолета Су-17
Перед конструкторским бюро Сухого была поставлена задача по созданию качественного истребителя, который мог бы заменить Су-7. Первоначально конструкторы планировали провести глубокую модернизацию данной машины: усовершенствовать систему бортового оборудования, характеристики машины при взлете и посадке. Также новый самолет оснащен крылом с изменяемой геометрией. Данная технология постройки крыла была прогрессивной в то время и придавала самолету отличные характеристики при управлении машиной.
Главным конструктором был назначен опытный руководитель и разработчик Н.Г. Зырин. Новую машину при проектировании обозначали как С-22И. Первый полет прототип самолета Су-17 произвел в августе 1966 года. Уже через год самолет был представлен публике на авиашоу в Домодедово.
Что касается испытаний, то тут нужно отметить тот факт, что самолет показал наилучшие характеристики полета и выполнения посадки и взлета. Конструкторам удалось достичь большей дальности полета машины. Серийное изготовление самолета Су-17 началось с 1969 года под первоначальным обозначением С-32. А первый Су-17 начали изготовлять с 70-х года прошлого века на заводе имени Гагарина, что в Комсомольске. Самолет использовался ВВС СССР в основном на Дальнем Востоке. Производство данной машины продолжалось вплоть до 1990 года, за это время было выпущено 2867 самолетов самых разнообразных модификаций.
Особенности конструкции Су-17
В 69 году были изготовлены первые 12 машин Су-17, которые имели усовершенствованные системы. Была изменена и доработана топливная система, был установлен на фюзеляже гагрот, было увеличено число точек, к которым крепилась внешняя подвеска.
Корпус самолета изготовлен с использованием аэродинамических характеристик. Что касается крыльев, то они могли менять угол своей геометрии. Основные консоли крыльев могли поворачиваться за счет встроенных гидромоторов, которые работали от автономных гидросистем. Для повышения синхронизации поворотов эти моторы были соединены валом.
Самолет Су-17 оборудован трёхопорной системой шасси, убирающейся в корпус машины. Некоторые модификации могли быть оснащены системой лыжного шасси.
Силовая установка аппарата представлена новым двигателем типа ТРДФ АЛ-21Ф-3, который отличался надежностью и давал машине большую тягу. Замена двигателя могла производиться достаточно быстро и легко, поскольку хвостовая часть корпуса самолета была съемной, причем снималось и оперение корпуса.
Главной задачей конструкторов было сокращение разбега при отрыве от взлетной полосы. Данная проблема была решена задействованием дополнительных ускорителей СПРД, которые работали на пороховом заряде и давали большое ускорение при взлете. Топливо самолета было размещено в пяти баках, которые располагались в фюзеляже машины и ксенонах крыльев. Внешняя подвеска Су-17 позволяет крепить дополнительные топливные баки или же бомбы массой от 100 до 500 килограммов.
За все время изготовления самолет прошел множество модернизаций и доработок практически во всех системах, а также получил множество модификаций, которые могли выполнять более специализированные задания.
Серийное производство и эксплуатация
Первые серийные машины Су-17 поступили на оснащение дальневосточного истребительно-бомбардировочного полка осенью 1970 года. Массово новые машины стали поступать на оснащение советских ВВС в 1972 году. Производство осуществлялось до 1990 года. За это время завод в Комсомольске на Амуре сумел выпустить 2867 машин, которые стали основным самолетом фронтовой авиации в Советском Союзе. В 1972 году свет увидела экспортная версия машины, истребитель – бомбардировщик Су-20. Основным покупателями нового самолета стали Сирия, Вьетнам и Польша.
Советские машины после развала СССР остались на оснащении ВВС Белоруссии, России, Украины и Узбекистана. В течение последующих 7-10 лет практически все истребители-бомбардировщики этого типа были выведены из эксплуатации.
Именно на долю этой машины выпала честь впервые проявить себя в реальной боевой обстановке. В октябре 1974 года на Ближнем Востоке вспыхнул очередной вооруженный конфликт, в котором армии Сирии и Египта столкнулись с вооруженными силами Израиля. Самолеты сирийских ВВС Су-20 в течение недели совершили до сотни боевых вылетов, нанося удары по объектам ЦАХАЛ и объектам промышленной и транспортной инфраструктуры. За все время боевых действий сирийцы потеряли 8 машины, из которых только 4 самолета стали жертвой противодействия израильских ПВО и ВВС.
Модификации истребителя Су-17
Первой модификацией самолета Су-17 стал самолет Су-17М. Его основным отличием была установка нового, более мощного двигателя и некоторые изменения корпуса машины. Также была доработана топливная система и оборудование в кабине пилотов. Данный самолет изготовлялся на протяжении 5 лет, с 71 по 76 год.
Следующей модификацией стала машина типа Су-17М2, которая имела более длинную носовую часть, что позволило увеличить пространство кабины пилотов. Но самым главным новшеством в данной машине была установка прогрессивного лазерного прицела и оборудования, которое эффективно могло находить цели и наводить на них оружие. Также был увеличен запас топлива.
Одной из множества моделей был и разведчик под названием Су-17М2Р, на который был установлен контейнер со специальным оборудованием. Контейнер был прикреплен к внешней подвеске машины.
Более специализированной машиной типа Су-17 можно считать самолет-лабораторию, который был изготовлен для отработки ракет нового типа. Данный самолет также мог быть вооружен противолокационным оборудованием типа «Вьюга-17».
Более новые машины данного класса были оснащены цифровым оборудованием навигации. Изменения коснулись также воздухозаборников, которые служили и системой для охлаждения БРЕО.
Последние модификации Су-17 были поистине великолепными машинами, которые могли дать отпор практически любой воздушной технике противника. За счет этого данные машины широко использовались в экспорте в другие страны мира.
Испытания аппарата Су-15
Первая рабочая машина была готова в январе 1949 года. При первом же полете в этом месяце конструкторы смогли увидеть ряд проблем с управлением машиной. Они касались гидравлики, плохой эффективности работы элеронов на невысоких скоростях, а также был большой момент пикирования при выпуске парашютного тормоза. А на больших скоростях, которые почти достигали скорости звука, машину трясло, и отмечались большие вибрации. Конструкторы долго не могли выяснить причины появления тряски. Для выявления проблемы на самолет была установлена специальная пишущая аппаратура, которая провела запись и анализ полета. Было выяснено, что машину трясло только при определенных скоростях − от 570 км/ч до 825 км/ч, а на низших или высших скоростях большая тряска не была выявлена.
В конце весны 49 года были определены все характеристики самолета Су-15. Но испытания были достаточно затянуты, и для ускорения этого процесса был задействован еще один пилот. Заводские испытания Су-15 так и не были закончены, поскольку данная машина была потеряна 3 июня 49 года в результате катастрофы, причины которой точно неизвестны и на сегодняшний день. На момент крушения самолет уже выполнил 38 полетов из 42 запланированных на испытаниях.
Характеристики Су-17
Модификация | Су-17 |
Размах крыла, м | |
при мин. стреловидности | 13.70 |
при макс. стреловидности | 10.03 |
Длина самолета, м | 18.90 |
Высота самолета, м | 4.97 |
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности | 38.50 |
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности | 34.50 |
Масса, кг пустого | 9600 |
Масса, кг максимальная взлётная | 16280 |
Двигатели | 1 ТРД АЛ-7Ф-1-250 |
Тяга, кгс | 1 х 9600 |
Максимальная скорость, км/ч у земли | 1350 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте | 2230 |
Потолок высоты, м | 16500 |
Дальность полета, км | 2300 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две 30-мм пушки НР-30 |
Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески | |
УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные) |
гЮДСЛЮММШИ Б 1953-Л ЙЮЙ ЯБЕПУГБСЙНБНИ ТПНМРНБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ, яС-7 ОПЕБПЮРХКЯЪ ВЕПЕГ ОЪРЭ КЕР ОН РПЕАНБЮМХЧ ббя Б ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ яС-7а, ОПХ ЩРНЛ ЕЦН АНЛАНБЮЪ МЮЦПСГЙЮ, Я СВЕРНЛ МНБНЦН МЮГМЮВЕМХЪ, СБЕКХВХКЮЯЭ Б ВЕРШПЕ ПЮГЮ. гЮДЮММЮЪ ЯОЕЖХЮКХГЮЖХЪ ЯЮЛНКЕРЮ, ОН ЛЕПЕ НАНАЫЕМХЪ ПЕГСКЭРЮРНБ ХЯОШРЮМХИ Х НОШРЮ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ, НОПЕДЕКХКЮ МЮОПЮБКЕМХЕ ДЮКЭМЕИЬЕЦН ОНЯРНЪММНЦН ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ, ОПНДНКФЮБЬЕЦНЯЪ ДН МЮВЮКЮ 1970-У.
оНБШЬЕМХЕ АНЕБНИ ЩТТЕЙРХБМНЯРХ ЛЮЬХМШ ЯНОПНБНФДЮКНЯЭ СБЕКХВЕМХЕЛ ЕЕ БГКЕРМНИ ЛЮЯЯШ Х СУСДЬЕМХЕЛ БГКЕРМН-ОНЯЮДНВМШУ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ. мЮВЮКН ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ яС-7а ЯРПНЕБШЛХ ВЮЯРЪЛХ ОПХЬКНЯЭ МЮ ЦНДШ, ЙНЦДЮ ОПХМЪРХЕ МЮ БННПСФЕМХЕ РЮЙРХВЕЯЙНЦН ЪДЕПМНЦН НПСФХЪ НАНЯРПХКН ОПНАКЕЛС СЪГБХЛНЯРХ ЮЩПНДПНЛНБ ТПНМРНБНИ ЮБХЮЖХХ. пЕЬЕМХЕ ЩРНИ ГЮДЮВХ БХДЕКНЯЭ Б ПЮЯЯПЕДНРНВЕМХХ ТПНМРНБНИ ЮБХЮЖХХ Б СЦПНФЮЕЛШИ ОЕПХНД Х ЯБЪГЮММНЕ Я ЩРХЛ РПЕАНБЮМХЕ НАЕЯОЕВЕМХЪ АНЕБШУ ДЕИЯРБХИ Я боо НЦПЮМХВЕММШУ ПЮГЛЕПНБ.
мЮХАНКЕЕ ОПНЯРШЛ ЯОНЯНАНЛ ЯНЙПЮЫЕМХЪ ПЮГАЕЦЮ ОПХ БГКЕРЕ ЪБКЪКНЯЭ ЙПЮРЙНБПЕЛЕММНЕ СБЕКХВЕМХЕ РЪЦНБННПСФЕММНЯРХ ГЮ ЯВЕР ОПХЛЕМЕМХЪ ЯРЮПРНБШУ ОНПНУНБШУ ПЮЙЕРМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ (яопд).
я ЩРНИ ЖЕКЭЧ МЮ ллг «хЯЙПЮ» ПЮГПЮАНРЮКХ РПХ СЯЙНПХРЕКЪ: яопд-99 ДКЪ лХц-21, яопд-110 ДКЪ яС-7айк Х яопд-118 ДКЪ ъЙ-28. хЯОШРЮММШИ Б мхх ббя ЯОНЯНА СЙНПНВЕММНЦН БГКЕРЮ Я СЯЙНПХРЕКЪЛХ ОПНХГБНДХК МЮ ОПХЯСРЯРБСЧЫХУ ЯХКЭМНЕ БОЕВЮРКЕМХЕ, МН АШКН Б МЕЛ ВРН-РН НР ЖХПЙНБНЦН ЮРРПЮЙЖХНМЮ. оНЩРНЛС БЕКХЯЭ ОНХЯЙХ ЮКЭРЕПМЮРХБМШУ РЕУМХВЕЯЙХУ ПЕЬЕМХИ ЩРНИ ГЮДЮВХ: ХЯОНКЭГНБЮМХЕ ОНДЗЕЛМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ ХКХ ЙПШКЮ ХГЛЕМЪЕЛНИ ЦЕНЛЕРПХХ.
б 1961-Л ОПЕДЯЕДЮРЕКЭ цйюр о.б.дЕЛЕМРЭЕБ ЯННАЫЮК ГЮЛЕЯРХРЕКЧ ОПЕДЯЕДЮРЕКЪ яНБЛХМЮ д.т.сЯРХМНБС: «оН бЮЬЕЛС ОНПСВЕМХЧ ДНЙКЮДШБЮЧ ГЮЙКЧВЕМХЕ жюцх Н ПЮАНРЮУ ОН ЯБЕПУГБСЙНБШЛ ЯЮЛНКЕРЮЛ Я ХГЛЕМЪЕЛНИ Б ОНКЕРЕ ЦЕНЛЕРПХЕИ ЙПШКЮ (ОПНЕЙР «яСНКНС» ТХПЛШ «бХЙЙЕПЯ»)…
нЖЕМЙЮ, ОПНБЕДЕММЮЪ Б жюцх, ОНЙЮГЮКЮ, ВРН РЮЙЮЪ ЙНЛОНМНБЙЮ ОПЕДЯРЮБКЪЕР ЯНАНИ АНКЭЬХЕ ЙНМЯРПСЙРХБМШЕ ЯКНФМНЯРХ МЮ ЯНБПЕЛЕММШУ ЯЙНПНЯРЪУ ОНКЕРЮ… йПНЛЕ РЕУМХВЕЯЙХУ РПСДМНЯРЕИ ЯНГДЮМХЪ ЙПШКЮ Я ХГЛЕМЪЕЛНИ ЯРПЕКНБХДМНЯРЭЧ, НМН ХЛЕЕР ПЪД ДПСЦХУ МЕДНЯРЮРЙНБ.
гМЮВХРЕКЭМНЕ СУСДЬЕМХЕ СЯРНИВХБНЯРХ Х СОПЮБКЪЕЛНЯРХ ЯЮЛНКЕРЮ, ЙНРНПШЕ АСДСР ХГЛЕМЪРЭЯЪ МЕ РНКЭЙН Б ЯБЪГХ ЯН ЯДБХЦНЛ ЯПЕДМЕИ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ УНПДШ ЙПШКЮ ХГ-ГЮ ЕЦН ОНБНПНРЮ. пЮЯВЕРШ, ОПНБЕДЕММШЕ Б жюцх, ОНЙЮГЮКХ, ВРН ЩРН СУСДЬЕМХЕ АСДЕР Б 2-3 ПЮГЮ АНКЭЬХЛ, ВЕЛ МЮ ЯЮЛНКЕРЕ НАШВМНИ ЯУЕЛШ, ВРН ОПХБЕДЕР ЯННРБЕРЯРБЕММН Й АНКЭЬХЛ ОНРЕПЪЛ Б ОНДЗЕЛМНИ ЯХКЕ Х Б ЙЮВЕЯРБЕ… «
б жюцх МЕ РНКЭЙН ЮМЮКХГХПНБЮКХ ГЮПСАЕФМШЕ ПЮГПЮАНРЙХ, МН БЕКХ ОНХЯЙХ НОРХЛЮКЭМНИ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ ЙНЛОНМНБЙХ ЙПШКЮ ХГЛЕМЪЕЛНИ ЦЕНЛЕРПХХ, ЙНРНПЮЪ АШ ОНГБНКХКЮ ЯБЕЯРХ Й ЛХМХЛСЛС ОПХЯСЫХЕ ЕЛС МЕДНЯРЮРЙХ. яНРПСДМХЙХ ХМЯРХРСРЮ НАМЮПСФХКХ ЩТТЕЙР, ОНГБНКЪЧЫХИ ЯНУПЮМЪРЭ ОНКНФЕМХЕ ТНЙСЯЮ ЙПШКЮ ОПЮЙРХВЕЯЙХ МЕХГЛЕММШЛ ОПХ ХГЛЕМЕМХХ ЕЦН ЯРПЕКНБХДМНЯРХ. нМ МЮАКЧДЮКЯЪ С ЙПШКЮ Я ПЮГБХРШЛ МЮОКШБНЛ Б ЙНПМЕБНИ ВЮЯРХ Х ПЮЯОНКНФЕМХЕЛ НЯХ ОНБНПНРЮ ЙНМЯНКХ Б НОПЕДЕКЕММНЛ ЛЕЯРЕ. бЯЕ ЩРН ОНГБНКХКН ХГЛЕМХРЭ НРМНЬЕМХЕ ХМЯРХРСРЮ, Ю БЛЕЯРЕ Я РЕЛ Х ПСЙНБНДЯРБЮ ЮБХЮОПНЛШЬКЕММНЯРХ Й ДЮММНИ ОПНАКЕЛЕ.
оПЕДКНФЕМХЕ ОПНТЕЯЯНПЮ о.о.йПЮЯХКЭЫХЙНБЮ ОНДДЕПФЮК о.н.яСУНИ: Б ЛЮЕ 1965-ЦН нйа ЯНБЛЕЯРМН Я жюцх ОПХЯРСОХКН Й ПЮГПЮАНРЙЕ ЯЮЛНКЕРЮ я-22х ХКХ яС-7хц (ХГЛЕМЪЕЛЮЪ ЦЕНЛЕРПХЪ). с ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМНИ ЛЮЬХМШ ОНБНПЮВХБЮКХЯЭ КХЬЭ БМЕЬМХЕ ВЮЯРХ ЙПШКЮ, ПЮЯОНКНФЕММШЕ ГЮ НЯМНБМШЛХ ЯРНИЙЮЛХ ЬЮЯЯХ.
рЮЙЮЪ ЙНЛОНМНБЙЮ СКСВЬЮКЮ БГКЕРМН-ОНЯЮДНВМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ Х ОНБШЬЮКЮ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНЕ ЙЮВЕЯРБН МЮ ДНГБСЙЕ. бШАНП яС-7а Б ЙЮВЕЯРБЕ ОПНРНРХОЮ ДКЪ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМНИ ЛЮЬХМШ НОПЮБДЮК ЯЕАЪ. щРНР ЯБЕПУГБСЙНБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ БШОСЯЙЮКЯЪ ЙПСОМШЛХ ЯЕПХЪЛХ Х Б ЯКСВЮЕ СЯОЕУЮ С МЕЦН ОНЪБКЪКНЯЭ «БРНПНЕ ДШУЮМХЕ» — ЯПЮБМХРЕКЭМН МЕДНПНЦЮЪ ЛНДЕПМХГЮЖХЪ ОПЕБПЮЫЮКЮ ЕЦН Б ЛМНЦНПЕФХЛМШИ ЯЮЛНКЕР.
пЮГПЮАНРЙЮ я-22х БШОНКМЪКЮЯЭ ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ ЦКЮБМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ м.ц.гШПХМЮ, Ю ОЕПБШЕ ОПНПЮАНРЙХ ЙНЛОНМНБЙХ БШОНКМХК ЯНРПСДМХЙ АПХЦЮДШ НАЫХУ БХДНБ ю.л.оНКЪЙНБ. оНЯКЕ БШАНПЮ НЯМНБМШУ ОЮПЮЛЕРПНБ ЙПШКЮ, Й ДЕРЮКЭМНИ ОПНПЮАНРЙЕ ЕЦН ЙНМЯРПСЙЖХХ ОПХЯРСОХКХ ЯОЕЖХЮКХЯРШ АПХЦЮДШ ЙПШКЮ: б.йПШКНБ, а.бЮУПСЬЕБ, а.пЮАХМНБХВ Х п.еЛЕКХМ.
йПШКН ЙНМЯРПСЙРХБМН ДЕКХКНЯЭ МЮ МЕОНДБХФМШЕ ОПХЯРШЙНБЮММШЕ Й ТЧГЕКЪФС Х ОНДБХФМШЕ ВЮЯРХ (овй) Я ЕДХМШЛ ОПНТХКЕЛ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХЛ АЕГНРПШБМНЕ НАРЕЙЮМХЕ ЙНПМЕБНИ ВЮЯРХ, ВРН АКЮЦНОПХЪРМН БКХЪКН МЮ ПЮАНРС УБНЯРНБНЦН НОЕПЕМХЪ. пЮГЛЮУ ЙПШКЮ ОПХ ЛЮЙЯХЛЮКЭМНИ ЯРПЕКНБХДМНЯРХ СБЕКХВХБЮКЯЪ МЮ 0,705 Л, Ю ЕЦН ОКНЫЮДЭ — МЮ 0,45 Л2. б ОНЯЮДНВМНИ ЙНМТХЦСПЮЖХХ — ОПХ ЛХМХЛЮКЭМНИ ЯРПЕКНБХДМНЯРХ ОКНЫЮДЭ ЙПШКЮ СБЕКХВХБЮКЮЯЭ МЮ 4,5 Л2, Ю НРМНЯХРЕКЭМЮЪ РНКЫХМЮ ОПНТХКЪ овй — Я 7 ДН 12%.
яНВЕРЮМХЕ РПЕУЯЕЙЖХНММШУ ОПЕДЙПШКЙНБ МЮ ОНБНПНРМШУ ЙНМЯНКЪУ Я ГЮЙПШКЙЮЛХ ОН БЯЕЛС ПЮГЛЮУС ЯСЫЕЯРБЕММН СКСВЬЮКН БГКЕРМН-ОНЯЮДНВМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ. мН ГЮ ЩРН ОПХЬКНЯЭ ГЮОКЮРХРЭ СЛЕМЭЬЕМХЕЛ ЕЛЙНЯРХ ЙПШКЭЕБШУ РНОКХБМШУ АЮЙНБ-ЙЕЯЯНМНБ МЮ 440 К, СБЕКХВЕМХЕЛ ЛЮЯЯШ ЙПШКЮ МЮ 400 ЙЦ ГЮ ЯВЕР ЛЕУЮМХГЛЮ ОНБНПНРЮ (ЬЮПМХПШ, ЦХДПНЛЕУЮМХВЕЯЙХИ ОПХБНД, ЯХМУПНМХГХПСЧЫХИ БЮК Х ЩКЕЛЕМРШ ЦХДПНЯХЯРЕЛШ) Х СЯКНФМЕМХЕЛ ЙНМЯРПСЙЖХХ ЙПШКЮ. б ПЕГСКЭРЮРЕ ЛНДЕПМХГЮЖХХ ЛЮЯЯЮ ОСЯРНИ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМНИ ЛЮЬХМШ ЯНЯРЮБХКЮ 9480 ЙЦ.
я-22х ЯНАПЮКХ ТЮЙРХВЕЯЙХ ХГ ДБСУ ЛЮЬХМ, РЮЙ ВРН СРБЕПФДЕМХЕ Н РНЛ, ВРН ЕЦН ДНПЮАНРЮКХ ХГ яС-7ал ЯОПЮБЕДКХБН РНКЭЙН НРВЮЯРХ. нР яС-7ал ХЯОНКЭГНБЮКХ МНЯНБСЧ ВЮЯРЭ ТЧГЕКЪФЮ Х ЬЮЯЯХ, НР яС-7айк — УБНЯРНБСЧ.
оНЯКЕ ЯАНПЙХ я-22х ОЕПЕБЕГКХ МЮ ЮЩПНДПНЛ кхх. лЕРНДХВЕЯЙХИ ЯНБЕР кхх ОНД ОПЕДЯЕДЮРЕКЭЯРБНЛ л.к.цЮККЮЪ ПЮГПЕЬХК ОЕПБШИ БШКЕР. 2 ЮБЦСЯРЮ 1966-ЦН, МЕЯЛНРПЪ МЮ МЕБЮФМСЧ ОНЦНДС, (МЮД ОНКНЯНИ ОНБХЯКЮ МХГЙЮЪ НАКЮВМНЯРЭ Х МЮЙПЮОШБЮК ДНФДЭ), я.б.хКЭЧЬХМ БШОНКМХК ОЕПБШИ 20-ЛХМСРМШИ ОНКЕР МЮ МНБНИ ЛЮЬХМЕ.
бЯКЕД ГЮ МХЛ МЮ я-22х КЕРЮКХ «ТХПЛЕММШЕ» ХЯОШРЮРЕКХ е.я.яНКНБЭЕБ, е.й.йСЙСЬЕБ Х КЕРВХЙХ мхх ббя я.ю.лХЙНЪМ, ю.я.дЕБНВЙХМ, щ.х.йМЪГЕБ, б.ц.хБЮМНБ, ю.ю.лЮМСВЮПНБ, м.х.йНПНБСЬЙХМ Х ц.ю.аЮЕБЯЙХИ. мЕЯЙНКЭЙН ОНКЕРНБ БШОНКМХК КЕРВХЙ-ЙНЯЛНМЮБР ц.я.рХРНБ. бЕДСЫХИ ХМФЕМЕП нйа яСУНЦН ОН КЕРМШЛ ХЯОШРЮМХЪЛ я-22х ХКХ яС-7ах (МЮГШБЮКХ ЕЦН Х РЮЙ) к.л.лНХЯЕИВХЙНБ ПЮАНРЮК Б РЕЯМНЛ ЙНМРЮЙРЕ Я ПСЙНБНДХРЕКЕЛ ХЯОШРЮРЕКЭМНИ АПХЦЮДШ мхх ббя я.аШРЙН.
бЕЯМНИ 1967-ЦН ЯЮЛНКЕР БЕПМСКХ Б кхх х ЯРЮКХ ЦНРНБХРЭ Й БНГДСЬМНЛС ОЮПЮДС Б ЮЩПНОНПРС дНЛНДЕДНБН. 9 ХЧКЪ я-22х ЩТТЕЙРХБМН ОПНДЕЛНМЯРПХПНБЮК Б ОНКЕРЕ е.й.йСЙСЬЕБ. гПХРЕКХ БОЕПБШЕ СБХДЕКХ Х ЯЛНЦКХ ЯПЮБМХРЭ ЕЦН МЮ БГКЕРЕ Я яС-7айк Я СЯЙНПХРЕКЪЛХ.
хРНЦНЛ СЯОЕЬМНЦН ГЮБЕПЬЕМХЪ ХЯОШРЮМХИ я-22х ЪБХКЯЪ БШУНД Б МНЪАПЕ 1967-ЦН ОНЯРЮМНБКЕМХЪ ОПЮБХРЕКЭЯРБЮ Н ПЮГПЮАНРЙЕ ХЯРПЕАХРЕКЪ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ яС-17 Я ХГЛЕМЪЕЛНИ ЦЕНЛЕРПХЕИ ЙПШКЮ Х ГЮОСЯЙЕ ЕЦН Б ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН МЮ дЮКЭМЕБНЯРНВМНЛ ЛЮЬХМНЯРПНХРЕКЭМНЛ ГЮБНДЕ Б йНЛЯНЛНКЭЯЙЕ-МЮ-юЛСПЕ. вЕПЕГ ОНКРНПЮ ЦНДЮ ХГ БНПНР ЯАНПНВМНЦН ЖЕУЮ БШЙЮРХКХ ОЕПБШИ НОШРМШИ я-32-1. 1 ХЧКЪ 1969-ЦН е.й.йСЙСЬЕБ БОЕПБШЕ ОНДМЪК ЕЦН Б БНГДСУ Я ГЮБНДЯЙНИ боо.
мЮ СДКХМЕММНЛ МЮ 0,8 Л ТЧГЕКЪФЕ я-32-1 ОНЪБХКЯЪ ЦЮПЦПНР НР ЙЮАХМШ ДН ЙХКЪ, ОНДБХФМЮЪ ВЮЯРЭ ТНМЮПЪ НРЙПШБЮКЮЯЭ ОНБНПНРНЛ МЮГЮД ББЕПУ.
яЮЛНКЕР ЙНЛОКЕЙРНБЮКЯЪ МНБШЛХ ЯХЯРЕЛЮЛХ: МЮБХЦЮЖХНММНИ, БШДЮБЮБЬЕИ ОХКНРС РЕЙСЫСЧ ХМТНПЛЮЖХЧ — ЮГХЛСР Х ДЮКЭМНЯРЭ ДН ПЮДХНЛЮЪЙЮ, ОНЯЮДНВМНИ Я МСКЭ-ХМДХЙЮРНПНЛ. нАЕ ЩРХ ЯХЯРЕЛШ ЛНЦКХ ПЮАНРЮРЭ ЯНБЛЕЯРМН Я ЯХЯРЕЛНИ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЦН СОПЮБКЕМХЪ яюс-22, ГЮЛЕМХБЬЕИ ЮБРНОХКНР юо-28х-2.
йЮАХМС я-32 НЯМЮЯРХКХ СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮММШЛ ЙЮРЮОСКЭРМШЛ ЙПЕЯКНЛ йя-4-я32. яХЯРЕЛЮ ЯОЮЯЕМХЪ НАЕЯОЕВХБЮКЮ АЕГНОЮЯМНЕ ОНЙХДЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ МЮ ЯЙНПНЯРХ НР 140 ДН 1200 ЙЛ/В Х БН БЯЕЛ ДХЮОЮГНМЕ БШЯНР.
б ЯБЪГХ Я ПНЯРНЛ БГКЕРМНИ ЛЮЯЯШ МЮ ОЕПЕДМЕИ ЯРНИЙЕ ЬЮЯЯХ СЯРЮМНБХКХ ЙНКЕЯН АНКЭЬЕЦН ПЮГЛЕПЮ йр106ю, ХГ-ГЮ ЩРНЦН МЮ ЯРБНПЙЮУ МХЬХ ОНЪБХКЮЯЭ БШЙНКНРЙЮ ЙЮЙ С яС-7айк, ЦПЕАЕМЙС ЮМРЕММШ ЯЮЛНКЕРМНЦН ПЮДХННРБЕРВХЙЮ япн-2л ОЕПЕМЕЯКХ НР МХЬХ ОЕПЕДМЕИ ЯРНИЙХ ЬЮЯЯХ АКХФЕ Й БУНДС БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ, ДЕЛНМРХПНБЮКХ МЕ НОПЮБДЮБЬСЧ ЯЕАЪ Б ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ЯХЯРЕЛС «яДСБ» — ЯРПСИМНИ ГЮЫХРШ БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ ДБХЦЮРЕКЪ НР ОШКХ.
лЮЯЯЮ ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ СБЕКХВХКЮЯЭ ДН 9800 ЙЦ. мЮ ОЮЛЪРЭ НР яС-7айк/алй С яС-17 НЯРЮКХЯЭ ДБЮ УЮПЮЙРЕПМШУ ДКХММШУ ЦЮПЦПНРЮ МЮ БЕПУМЕИ ОНБЕПУМНЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ДКЪ ОПНЙКЮДЙХ ЙНЛЛСМХЙЮЖХИ Х ЙНМРЕИМЕП РНПЛНГМНЦН ОЮПЮЬЧРЮ. мЮ МЕОНДБХФМНИ ВЮЯРХ ЙПШКЮ ПЮГЛЕЯРХКХ ДБЮ ДНОНКМХРЕКЭМШУ СГКЮ ОНДБЕЯЙХ БННПСФЕМХЪ, ДНБЕДЪ ХУ ВХЯКН ДН ЬЕЯРХ.
яНЯРЮБ БННПСФЕМХЪ я-32 НОПЕДЕКХКХ Я СВЕРНЛ ГЮЛЕВЮМХИ, ОПЕДЗЪБКЕММШУ ббя Й яС-7а/ал/ай ОНЯКЕ ОПНБЕДЕММШУ Б 1967-Л СВЕМХИ «дМЕОП». пСЙНБНДЯРБН ббя СРБЕПДХКН ЙНЛОКЕЙЯМСЧ ОПНЦПЮЛЛС ОНБШЬЕМХЪ АНЕБНИ ЩТТЕЙРХБМНЯРХ ХЯРПЕАХРЕКЕИ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙНБ. лМНЦХЕ ХГ ЙНЛОНМЕМРНБ ЩРНИ ОПНЦПЮЛЛШ, НРПЮАНРЮММШЕ МЮ яС-7айо/ал, ХЯОНКЭГНБЮКХЯЭ Б ЮПЯЕМЮКЕ яС-17.сБЕКХВХБЮКНЯЭ МЕ РНКЭЙН ЙНКХВЕЯРБН СГКНБ БННПСФЕМХЪ. мЮ ОНДТЧГЕКЪФМШУ Х АКХФМХУ ЙПШКЭЕБШУ СГКЮУ яС-7айк ОНДБЕЬХБЮКХЯЭ МНБШЕ АКНЙХ са-32-57 МЮ 32 мюпЮ РХОЮ я-5, Ю са-16-57сл «ОЕПЕЙНВЕБЮКХ» МЮ ДНОНКМХРЕКЭМШЕ СГКШ. оНЯЙНКЭЙС ДКЪ ХГПЮЯУНДНБЮМХЪ БЯЕУ мюп ХГ са-32 НРБНДХКНЯЭ НЙНКН 1,5 Я, РН ХМРЕПБЮК ХУ ЯУНДЮ, ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я са-16, СЛЕМЭЬХКХ Я 0,075 ДН 0,05 Я, ВРН ОНБШЯХКН БЕПНЪРМНЯРЭ ХУ ЯРНКЙМНБЕМХЪ.
мЮ яС-7айк/ал БШОНКМХКХ ЯБШЬЕ 30 ОНКЕРНБ. б ДБЮДЖЮРХ ВЕРШПЕУ — ОПНБЕПЪКЮЯЭ ЦЮГНДХМЮЛХВЕЯЙЮЪ СЯРНИВХБНЯРЭ ДБХЦЮРЕКЪ ЯЮЛНКЕРЮ ОПХ ОСЯЙЕ мюпНБ. оЕПЕД ЯРПЕКЭАНИ ДБХЦЮРЕКЭ ДКЪ ОНБШЬЕМХЪ СЯРНИВХБНЯРХ ПЮАНРШ ОЕПЕБНДХКЯЪ МЮ ПЕФХЛ «лЮКШИ ЦЮГ»: ОПХ ОСЯЙЕ мюп ЯПЮАЮРШБЮКЮ ЯХЯРЕЛЮ йя-1 (ОНЯКЕ МЮФЮРХЪ АНЕБНИ ЙМНОЙХ МЮ ПСВЙЕ СОПЮБКЕМХЪ ЯЮЛНКЕРНЛ, МЕГЮБХЯХЛН НР ОНКНФЕМХЪ псд, ОПНХЯУНДХКН ОЮДЕМХЕ НАНПНРНБ рпдт). еЯКХ ДБХЦЮРЕКЭ БШБНДХКЯЪ МЮ МНПЛЮКЭМШИ ПЕФХЛ ДН БШКЕРЮ ОНЯКЕДМЕЦН мюпЮ, РН Б НРДЕКЭМШУ ЯКСВЮЪУ МЮВХМЮКЯЪ ЕЦН ОНЛОЮФ.
дКЪ яС-17 ПЮГПЮАНРЮКХ Х ЛМНЦНГЮЛЙНБШИ АЮКНВМШИ ДЕПФЮРЕКЭ ладг-с6-68, ЙНРНПШИ ОНГБНКХК ОНДБЕЬХБЮРЭ ДН 20 нтюа-100л ХКХ 10 нтюа-250л-54. яЮЛНКЕР ДНБННПСФХКХ АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛХ ПЮЙЕРЮЛХ «БНГДСУ-БНГДСУ» п-60. б1972-Л Б мхх ббя МЮ яС-7айк ХЯОШРЮКХ сой-23-250, ПЮГЛЕЫЕММШЕ ОНД ЙПШКНЛ (БЕДСЫХИ КЕРВХЙ б.о.уНЛЪЙНБ).
дКЪ СБЕКХВЕМХЪ ДЮКЭМНЯРХ ОНЪБХКХЯЭ МНБШЕ ОНДБЕЯМШЕ АЮЙХ МЮ 950 Х 1150 К (оа-950 Х оа-1150) ЯННРБЕРЯРБЕММН. кЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ яС-7айк Х яС-7с Я ОНДБЕЯМШЛХ АЮЙЮЛХ БШЪБХКХ ЯЕПЭЕГМШЕ НЦПЮМХВЕМХЪ, ЙНРНПШЕ МЮЙКЮДШБЮКХЯЭ МЮ ОХКНРХПНБЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ.
йПНЛЕ РНЦН, оа-950 ОКНУН НРДЕКЪКХЯЭ НР яС-7айк, ОЕПЕЛЕЫЮЪЯЭ Й ЙНМЖЮЛ ЙНМЯНКЕИ НМХ ОНДФХЛЮКХЯЭ Й ЙПШКС Х «БШОНКГЮКХ» МЮ ЕЦН ОЕПЕДМЧЧ ЙПНЛЙС. дКЪ МНПЛЮКЭМНЦН НРДЕКЕМХЪ НР ЯЮЛНКЕРЮ ХУ НЯМЮЯРХКХ ДЕЯРЮАХКХГЮРНПЮЛХ, НЙНМВЮРЕКЭМН ПЮЯОНКНФЕММШЛХ МЮ МНЯНБНЛ НАРЕЙЮРЕКЕ.
оа-1150 ДКЪ я-32 ЯПЮГС НЯМЮЯРХКХ ДЕЯРЮАХКХГЮРНПЮЛХ МЮ МНЯНБНЛ НАРЕЙЮРЕКЕ. мЮ АЮГЕ оа-1150 ПЮГПЮАНРЮКХ СМХТХЖХПНБЮММШИ АЮЙ, ЯНЯРНЪБЬХИ ХГ БГЮХЛНГЮЛЕМЪЕЛШУ МНЯНБНИ Х УБНЯРНБНИ ВЮЯРЕИ Х ЯЛЕММНИ ЖЕМРПЮКЭМНИ, ХГ ЙНРНПШУ ЛНФМН АШКН ЯНАПЮРЭ АЮЙ оа-1150 ХКХ оа-80К. лМНЦХЛХ ХЯОШРЮМХЪЛХ ОН ЩРНИ ОПНЦПЮЛЛЕ ПСЙНБНДХК БЕДСЫХИ ХМФЕМЕП мхх ббя ю.х.лЮПВЕМЙН.
дКЪ я-32 Б нйа яСУНЦН ПЮГПЮАНРЮКХ НПХЦХМЮКЭМНЕ СЯРПНИЯРБН, ОНГБНКЪЧЫЕЕ ЩЙЯОКСЮРХПНБЮРЭ ЕЦН Я ЦПСМРНБНИ МЕСОКНРМЕММНИ боо. бГКЕР БШОНКМЪКЯЪ МЮ КШФМНЛ ЬЮЯЯХ, СЯРЮМНБКЕММНЛ МЮ НЯМНБМШЕ ЯРНИЙХ БЛЕЯРН ЙНКЕЯ.
сЯРНИВХБНЯРЭ ДБХФЕМХЪ ОПХ ПЮГАЕЦЕ-ОПНАЕЦЕ НАЕЯОЕВХБЮКЮЯЭ ЙХКЪЛХ МЮ МХФМЕИ ОНБЕПУМНЯРХ, Ю СДЕПФХБЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ МЮ ЯРЮПРЕ ОЕПЕД БГКЕРНЛ, ГЮПСКХБЮМХЕ МЮ ЯРНЪМЙС Х ЮБЮПХИМНЕ РНПЛНФЕМХЕ — ОНБНПНРМШЛХ РНПЛНГЮЛХ ЙНБЬЕБНЦН РХОЮ Я ОМЕБЛНОПХБНДНЛ. оПХ ЩРНЛ ОЕПЕЛЕЫЕМХЕ ХГ ЯРЮЖХНМЮПМШУ СЙПШРХИ МЮ ЯРЮПР Й ГЮОЮЯМНИ боо НЯСЫЕЯРБКЪКНЯЭ МЮ АСЙЯХПЕ ГЮ РЪЦЮВНЛ ХКХ МЮ РЪЦЕ ЯНАЯРБЕММНЦН ДБХЦЮРЕКЪ МЮ АШЯРПНЯЗЕЛМШУ ПСКЕФМН-АСЙЯХПНБНВМШУ РЕКЕФЙЮУ, ЙПЕОХБЬХУЯЪ Й ЙНМЯНКЪЛ ЙПШКЮ Х БХКЙЮЛ КШФМНЦН ЬЮЯЯХ.
й БЕЯМЕ 1970-ЦН ДЮКЭМЕБНЯРНВМШЕ ЯЮЛНКЕРНЯРПНХРЕКХ ХГЦНРНБХКХ СЯРЮМНБНВМСЧ ОЮПРХЧ ХГ 12 ЛЮЬХМ. я-32-1 Х я-32-2 ОЕПЕДЮКХ МЮ ЦНЯХЯОШРЮМХЪ. пСЙНБНДХРЕКЕЛ АПХЦЮДШ Б мхх ббя МЮГМЮВХКХ м.й.ъПНЬЕМЙН. нЯРЮКЭМШЕ ХЯРПЕАХРЕКХ НРОПЮБХКХ Б жЕМРП АНЕБНИ ОНДЦНРНБЙХ Х ОЕПЕСВХБЮМХЪ КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ Б кХОЕЖЙ ДКЪ ОНДЦНРНБЙХ ХУ Й ОНЙЮГС ПСЙНБНДХРЕКЪЛ ЦНЯСДЮПЯРБЮ МЮ ЮЩПНДПНЛЕ.
щТТЕЙРМЮЪ ДЕЛНМЯРПЮЖХЪ БНГЛНФМНЯРЕИ я-32 ПСЙНБНДЯРБС ЯРПЮМШ ЯНЯРНЪКЮЯЭ РНКЭЙН Б ЛЮЕ 1971-ЦН, Ю Б НЙРЪАПЕ 523-И йПЮЯМНГМЮЛЕММШИ ХЮО дЮКЭМЕБНЯРНВМНЦН БНЕММНЦН НЙПСЦЮ ОЕПБШЛ ОПХЯРСОХК Й НЯБНЕМХЧ яС-1
7, РЮЙНЕ НТХЖХЮКЭМНЕ МЮГБЮМХЕ ОПХЯБНХКХ ЯЕПХИМНЛС я-32.
нЯМНБМЮЪ ГЮДЮВЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮ — СМХВРНФЕМХЕ БХГСЮКЭМН НАМЮПСФХБЮЕЛШУ ЖЕКЕИ МЮ ОНКЕ АНЪ, ДКЪ ПЕЬЕМХЕ ЙНРНПНИ МЕНАУНДХЛ УНПНЬХИ НАГНП ХГ ЙЮАХМШ. б 1971-Л Б мхх ббя ХЯОШРЮКХ яС-17 Я АЕЯОЕПЕОКЕРШЛ ЙНГШПЭЙНЛ ЙЮАХМШ. кЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ ю.д.хБЮМНБ Х м.х.лХУЮИКНБ НРЛЕВЮКХ, ВРН НАГНП СКСВЬХКЯЪ МЕГМЮВХРЕКЭМН, МН ОПХ ОНКЕРЮУ МЮ ЛЮКШУ БШЯНРЮУ ОНЪБХКНЯЭ НЫСЫЕМХЕ ДСЬЕБМНЦН ДХЯЙНЛТНПРЮ НР БНГЛНФМШУ ОНЯКЕДЯРБХИ ЯРНКЙМНБЕМХЪ Я ЙПСОМШЛХ ОРХЖЮЛХ.
мЮЙЮМСМЕ ОЕПБНЛЮИЯЙХУ ОПЮГДМХЙНБ 1965-ЦН БШЬКН ОНЯРЮМНБКЕМХЕ ОПЮБХРЕКЭЯРБЮ Н ПЮГПЮАНРЙЕ сп у-23. ю ВЕРШПЕ ЦНДЮ ЯОСЯРЪ НВЕПЕДМШЛ ОНЯРЮМНБКЕМХЕЛ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКНЯЭ БННПСФХРЭ ПЮЙЕРНИ яС-17. бЕЯМНИ 1970-ЦН йЮКХМХМЦПЮДЯЙХИ ЛЮЬХМНЯРПНХРЕКЭМШИ ГЮБНД ОПЕДЗЪБХК X-23 МЮ ЦНЯХЯОШРЮМХЪ. б ЯЕМРЪАПЕ 1972-ЦН Б МХУ ОПХМЪК СВЮЯРХЕ Х яС-17.
пЮЙЕРЮ ОПЕДЗЪБКЪКЮЯЭ МЮ ХЯОШРЮМХЪ МЮ лХц-23, МЮ яС-17 ОН ОПНЦПЮЛЛЕ ДНБННПСФЕМХЪ БШОНКМХКХ 20 ОСЯЙНБ, ПЕГСКЭРЮРШ ЙНРНПШУ ДКЪ ПЮЙЕРВХЙНБ ХГ-ГЮ БШЪБХБЬХУ ДЕТЕЙРНБ ЙНМЯРПСЙЖХХ сп НЙЮГЮКХЯЭ МЕАКЕЯРЪЫХЛХ. у-23 Я ПЮДХНЙНЛЮМДМНИ ЯХЯРЕЛНИ РПЕАНБЮКЮ ОНЯРНЪММНЦН СВЮЯРХЪ КЕРВХЙЮ Б ОПНЖЕЯЯЕ МЮБЕДЕМХЪ ДН БЯРПЕВХ ПЮЙЕРШ Я ЖЕКЭЧ.
оНЯКЕ СЯРПЮМЕМХЪ ДЕТЕЙРНБ ЯХЯРЕЛШ СОПЮБКЕМХЪ ПЮЙЕРШ Я яС-17 БШОНКМХКХ ЕЫЕ РПХ ОСЯЙЮ, ЙНРНПШЕ ГЮОНЛМХКХЯЭ МЮДНКЦН. щ.л.йНКЙНБ ПЮГДБХМСК Б ОЕПБНЛ ГЮУНДЕ БГПШБНЛ АНЕБНИ ВЮЯРХ ПЮЙЕРШ ДБЮ, ОНЯРЮБКЕММШУ ПЪДНЛ ЦПСГНБХЙЮ, Ю Б ДБСУ ЯКЕДСЧЫХУ — СМХВРНФХК ХУ ОПЪЛШЛ ОНОЮДЮМХЕЛ. у-23 ОПХМЪКХ МЮ БННПСФЕМХЕ ТПНМРНБНИ ЮБХЮЖХХ НЯЕМЭЧ 1974-ЦН, Х ЯРПНЕБШЕ КЕРВХЙХ ОПХЯРСОХКХ Й НЯБНЕМХЧ МНБНЦН НПСФХЪ МЮ яС-17, Ю Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ МЮ яС-17л Х яС-17л2.
кЕРНЛ 1976-ЦН ОПНБНДХКХЯЭ СВЕМХЪ ЮБХЮЖХХ аЮКРХИЯЙНЦН ТКНРЮ. дКЪ ДЕЛНМЯРПЮЖХХ БНГЛНФМНЯРЕИ СОПЮБКЪЕЛНЦН ПЮЙЕРМНЦН НПСФХЪ ОН ЛНПЯЙХЛ ЖЕКЪЛ БШДЕКХКХ ВЕРШПЕ яС-17 Х БНЯЕЛЭ ПЮЙЕР. сДЮП МЮМНЯХКЯЪ Я ЮЩПНДПНЛЮ вЙЮКНБЯЙНЕ Б йЮКХМХМЦПЮДЯЙНИ НАК. б ДБСУ ОПНАМШУ ОСЯЙЮУ ГЮТХЙЯХПНБЮКХ ОНОЮДЮМХЪ Б ЖЕКЭ.
дКЪ ДЕЛНМЯРПЮЖХХ цКЮБЙНЛС блт я.ц.цНПЬЙНБС ОНДЦНРНБХКХ РПХ ЯЮЛНКЕРЮ Я ПЮЙЕРЮЛХ: ДБЮ — НЯМНБМШУ Х РПЕРХИ -ПЕГЕПБМШИ. бН БПЕЛЪ ДЕЛНМЯРПЮЖХНММНЦН ОСЯЙЮ С БЕДСЫЕЦН КЕРВХЙЮ ПЮЙЕРЮ БНЬКЮ Б БНДС Я МЕДНКЕРНЛ 30 Л Х БГНПБЮКЮЯЭ, ОНДМЪБ АНКЭЬНИ БНДЪМНИ ЯРНКА, С БЕДНЛНЦН, ЯРЮПЬЕЦН КЕИРЕМЮМРЮ жШЛАЮКЮ НРЛЕВЕМН ОПЪЛНЕ ОНОЮДЮМХЕ.
яС-17 ОЕПБШУ РПЕУ ЯЕПХИ ХЛЕКХ ОН НДМНЛС ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНЛС ЦПЕАМЧ МЮ ЙПШКЕ Б ЛЕЯРЕ НЯХ ОНБНПНРЮ ЙНМЯНКХ, НДМС ЬРЮМЦС ОПХЕЛМХЙЮ БНГДСЬМНЦН ДЮБКЕМХЪ (обд) Х ЮБЮПХИМШИ ОПХЕЛМХЙ ДЮБКЕМХЪ МЮ ОПЮБНИ ЯРНПНМЕ ТЧГЕКЪФЮ. рЮЙНЕ ПЮЯОНКНФЕМХЕ ЬРЮМЦХ, ЙЮЙ БШЪЯМХКНЯЭ Б УНДЕ ХЯОШРЮМХИ, СУСДЬЮКН ЬРНОНПМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ ЯЮЛНКЕРЮ. йПНЛЕ РНЦН, яС-17 БУНДХК Б ЬРНОНП АЕГ УЮПЮЙРЕПМНИ ДКЪ яС-7 КЕЦЙНИ РПЪЯЙХ ОПХ СБЕКХВЕМХХ ОЕПЕЦПСГЙХ ДН 5Д.
оНЩРНЛС Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ОНЪБХКХЯЭ ДБЕ ЬРЮМЦХ обд, СЯРЮМНБКЕММШЕ ЯХЛЛЕРПХВМН НРМНЯХРЕКЭМН НЯХ ТЧГЕКЪФЮ. дКЪ СКСВЬЕМХЪ ОПНДНКЭМНИ СЯРНИВХБНЯРХ МЮ АНКЭЬХУ СЦКЮУ ЮРЮЙХ МЮ МЕОНДБХФМНИ ВЮЯРХ ЙПШКЮ ОНЪБХКНЯЭ ОН ДНОНКМХРЕКЭМНЛС ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНЛС ЦПЕАМЧ ОНД ГЮДМЕИ ЙПНЛЙНИ Х МЮ БЕПУМЕИ ОНБЕПУМНЯРХ ЙПШКЮ С ОЕПЕДМЕИ ЙПНЛЙХ МЮОПНРХБ ДПСЦ ДПСЦЮ.
мЮ ОЕПБШУ ЯЕПХЪУ яС-17 ДКЪ ЯРПЕКЭАШ ХГ ОСЬЕЙ Х ОСЯЙЕ мюпНБ ОН МЮГЕЛМШЛ Х БНГДСЬМШЛ ЖЕКЪЛ Х ОПХ АНЛАНЛЕРЮМХХ Я ОХЙХПНБЮМХЪ ХЯОНКЭГНБЮКЯЪ ОПХЖЕК юяо-от-а-7, ЯНОПЪФЕММШИ Я ДЮКЭМНЛЕПНЛ япд-5л. б УНДЕ ОПНХГБНДЯРБЮ ЕЦН ГЮЛЕМХКХ ЮМЮКНЦХВМШЛ ОН ПЮГЛЕПЮЛ, МН АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛ ОПХЖЕКНЛ юяо-от-7.
оНЯКЕ ДНБННПСФЕМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ ПЮЙЕРЮЛХ у-23 ДЮКЭМНЛЕП япд-5л ДЕЛНМРХПНБЮКХ, СЯРЮМНБХБ БЛЕЯРН МЕЦН ЮООЮПЮРСПС МЮБЕДЕМХЪ «дЕКЭРЮ-м», ЙНРНПСЧ ЯН БПЕЛЕМЕЛ ГЮЛЕМХКХ ЛНДЕПМХГХПНБЮММНИ ОНКСОПНБНДМХЙНБНИ «дЕКЭРНИ-мл».
лНДХТХЙЮЖХХ :
яС-17 | ОЕПБШИ ЯЕПХИМШИ БЮПХЮМР; ДН 1972 Ц. БШОСЫЕМН МЕЯЙНКЭЙН ДЕЯЪРЙНБ. |
яС-17л | ЛНДХТХЙЮЖХЪ Я рпдт юк-21т3, СБЕКХВЕММШЛ ГЮОЮЯНЛ РНОКХБЮ, АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛ апщн, ПЮЯЬХПЕММНИ МНЛЕМЙКЮРСПНИ БННПСФЕМХЪ Х МЕЙНРНПШЛХ ДПСЦХЛХ ХГЛЕМЕМХЪЛХ; БШОСЯЙЮКЯЪ Я 1972 Ц.; |
яС-17л2 | БЮПХЮМР Я СДКХМ╦ММНИ МЮ 200 ЛЛ МНЯНБНИ ВЮЯРЭЧ ТЧГЕКЪФЮ, МНБШЛ апщн Х ПЮЯЬХПЕММНИ ЦЮЛЛНИ СОПЮБКЪЕЛНЦН БННПСФЕМХЪ; ЯНБЕПЬХК ОЕПБШИ БШКЕР Б МЮВЮКЕ 1974 Ц., ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН БЕКНЯЭ Б 1975-79 ЦЦ.; |
яС-17л3 | ДЮКЭМЕИЬЕЕ ПЮГБХРХЕ л2; СЯРЮМНБКЕМН МНБНЕ ОПХЖЕКЭМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ, СБЕКХВЕМ ГЮОЮЯ РНОКХБЮ; БШОСЯЙЮКЯЪ Я 1976 Ц.; |
яС-17л4 | БЮПХЮМР Я МНБШЛ апщн, МЕПЕЦСКХПСЕЛШЛ БНГДСУНГЮАНПМХЙНЛ Х МЕЙНРНПШЛХ ЙНМЯРПСЙРХБМШЛХ ХГЛЕМЕМХЪЛХ Б ТЧГЕКЪФЕ; ОПНРНРХО ОНЪБХКЯЪ Б 1980 Ц., ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН БЕКНЯЭ Б 1981-90 ЦЦ.; |
яС-17сл | ДБСУЛЕЯРМШИ СВЕАМН-АНЕБНИ ЯЮЛНК╦Р, НЯМЮЫ╦ММШИ апщн, ОПХЛЕМЪБЬЕЛЯЪ МЮ яС-17л2; ОПНРНРХО ОНЪБХКЯЪ Б 1975 Ц., ЯЕПХИМШИ БШОСЯЙ НЯСЫЕЯРБКЪКЯЪ Б 1976-78 ЦЦ.; ЙНМЯРПСЙЖХЪ ЯЮЛНК╦РЮ ОНЯКСФХКЮ НЯМНБНИ ДКЪ ЯНГДЮМХЪ яС-17л3; |
яС-17сл3 | ДБСУЛЕЯРМШИ СВЕАМН-АНЕБНИ ЯЮЛНК╦Р, НЯМЮЫ╦ММШИ апщн, ОПХЛЕМЪБЬЕЛЯЪ МЮ яС-17л3; БШОСЯЙЮКЯЪ Я 1978 Ц.; |
яС-20 | ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР яС-17л Я СОПНЫ╦ММШЛ апщн Х ЯНЙПЮЫ╦ММНИ МНЛЕМЙКЮРСПНИ БННПСФЕМХЪ; БШОСЫЕМ Б 1972 Ц., ОНЯРПНЕМЮ ЛЮКЮЪ ЯЕПХЪ; |
яС-22 | ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР яС-17л2, НЯМЮЫ╦ММШИ рпдт п-29ая-300, ЙНРНПШИ ОНГДМЕЕ СЯРЮМЮБКХБЮКЯЪ МЮ ЯЮЛНК╦РЮУ ДПСЦХУ ЩЙЯОНПРМШУ ЛНДХТХЙЮЖХИ; БШОСЯЙЮКЯЪ Я 1976 Ц.; |
яС-22л | ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР яС-17л3; БШОСЫЕМ Б 1977 Ц.; |
яС-22л3 | ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР яС-17л3 Я АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛ, ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я Я яС-22, апщн; БШОСЯЙЮКЯЪ Я 1982 Ц.; |
яС-22л4 | ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР яС-17л4; ДБХЦЮРЕКЭ юк-21т3; БШОСЯЙЮКЯЪ Я 1984 Ц.; |
яС-22сл | ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР яС-17сл; БШОСЯЙЮКЯЪ Я 1976 Ц.; |
яС-22сл3 | ЩЙЯОНПРМШИ БЮПХЮМР яС-17сл3; БШОСЯЙ НЯСЫЕЯРБКЪКЯЪ Я 1982 Ц.; |
яС-22сл3й | СВЕАМН-АНЕБНИ БЮПХЮМР яС-22л4, РЮЙФЕ ОПЕДМЮГМЮВЮКЯЪ ДКЪ ОНЯРЮБНЙ МЮ ЩЙЯОНПР; БШОСЯЙЮКЯЪ Я 1983 Ц. |
кру: |
лНДХТХЙЮЖХЪ | яС-17 |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | |
ОПХ ЛХМ. ЯРПЕКНБХДМНЯРХ | 13.70 |
ОПХ ЛЮЙЯ. ЯРПЕКНБХДМНЯРХ | 10.03 |
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л | 18.90 |
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ, Л | 4.97 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л2 | |
ОПХ ЛХМ. ЯРПЕКНБХДМНЯРХ | 38.50 |
ОПХ ЛЮЙЯ. ЯРПЕКНБХДМНЯРХ | 34.50 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН | 9600 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГК╦РМЮЪ | 16280 |
дБХЦЮРЕКХ | 1 рпд юк-7т-1-250 |
рЪЦЮ, ЙЦЯ | 1 У 9600 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | |
С ГЕЛКХ | 1350 |
МЮ БШЯНРЕ | 2230 |
оНРНКНЙ БШЯНРШ, Л | 16500 |
дЮКЭМНЯРЭ ОНКЕРЮ, ЙЛ | 2300 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 1 |
бННПСФЕМХЕ: | ДБЕ 30-ЛЛ ОСЬЙХ мп-30 АНЕБЮЪ МЮЦПСГЙЮ — 3000 ЙЦ МЮ 7 СГКЮУ ОНДБЕЯЙХ сп БНГДСУ-БНГДСУ , сп БНГДСУ-ГЕЛКЪ , мсп, АНЛАШ (ЙНППЕЙРХПСЕЛШЕ, ЙЮЯЯЕРМШЕ, ЪДЕПМШЕ) |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
вЕПРЕФ «яСУНИ я-22х» вЕПРЕФ «яСУНИ яС-17» яРЮРЭЪ «яС-17 Б ЮТЦЮМЯЙНИ БНИМЕ» тНРНЦПЮТХХ: | я-22х |
я-22х | |
я-22х | |
яС-17 | |
яС-17 ОЕПБШУ ЯЕПХИ | |
яС-17 ОЕПБШУ ЯЕПХИ | |
дНПЮАНРЮММШИ яС-17 | |
оНДЦНРНБЙЮ яС-17 Й БГКЕРС | |
яС-17 Б СВЕАМНЛ ОНКЙС | |
яС-17 Б РПЕУЖБЕРМНЛ ЙЮЛСТКЪФЕ | |
яС-17 МЮ БГКЕРМНИ ОНКНЯЕ |
яУЕЛШ:
яС-17 |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
яС-17 |
яС-17 |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
йПШКЭЪ пНДХМШ. мХЙНКЮИ яНИЙН. оНКЕР ЯЙБНГЭ ЦНДШ л-уНААХ. бХЙРНП лЮПЙНБЯЙХИ. юТЦЮМЯЙХЕ «ЯРПХФХ» йПШКЭЪ пНДХМШ. тПНМРНБНИ ХЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ яС-17 хКЭХМ б.е. ьРСПЛНБХЙХ Х ХЯРПЕАХРЕКХ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ юПЛЮДЮ. б. лЮПЙНБЯЙХИ, х. оПХУНДВЕМЙН. хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ яС-17 бЕЯРМХЙ ЮБХЮЖХХ Х ЙНЯЛНМЮБРХЙХ. хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ яС-17 юБХЮЖХЪ Х йНЯЛНМЮБРХЙЮ. м.бЮЯХКЭЕБ. хЯРПЕАХРЕКХ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙХ юйн. бКЮДХЛХП хКЭХМ. хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ яС-17 пНЛЮМ юЯРЮУНБ. пСЯЯЙЮЪ яХКЮ. хЯРПЕАХРЕКЭ-АНЛАЮПДХПНБЫХЙ яС-17 Zlinek. Grzegorz Skowronski. Rodina Su-17 Sukhoi.org. йНЛОЮМХЪ «яСУНИ». яЮЛНКЕРШ. лСГЕИ — яС-17 |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2016
Модификации Су-17
Су-17 | первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков. |
Су-17М | модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.; |
Су-17М2 | вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.; |
Су-17М3 | дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.; |
Су-17М4 | вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.; |
Су-17УМ | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3; |
Су-17УМ3 | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.; |
Су-17 (1949 г.)
Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.
Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.
Варианты самолета Су-15
Первым вариантом стал «дублер» разбившейся машины Су-15, который изготовлялся как перехватчик с большой дальностью полета. На нем было уменьшено сечение каналов воздухозаборника, что привело к значительной экономии топлива. Его оснастили дополнительными подвесными баками, которые имели объем почти 2 тысячи литров. Установленное вооружение было представлено тремя крупнокалиберными пушками. Также был изменен посадочный щиток. Данная конструкция самолета так и не была достроена, он была готова на 42%.
Вторым вариантом стал проект под названием Су-15УТ, который был выполнен только на чертежах конструкторов. Он был предназначен для обучения и тренировок пилотов. Отличием от базового аппарата было удлинение кабины пилотов, этого смогли достичь за счет установки меньшего топливного бака. За счет удлинения кабины конструкторам удалось разместить еще одно сидение для инструктора. Что касается вооружения, то самолет должен был иметь одну пушку и пулемет.
История
Су-17 проектировали и строили согласно программе опытного самолетостроения 1948-1949 гг., которую утвердил Совет Министров СССР 12.06.1948. Предполагался выпуск двух вариантов истребителя: экспериментальный и боевой. На боевой вариант планировалась установка двух пушек Н-37.
В декабре 1948 г. государственной макетной комиссией был одобрен макет и эскизный проект истребителя, почти полностью согласованы конструктивные материалы производства. Замечания, которые были сделаны, учтены в дальнейших этапах проектирования и постройке самолета, которые проводили, опираясь на точные расчеты и экспериментальные данные.
После аварии самолета Су-15 на летные испытания Су-17 наложили запрет. В ноябре 1949 года произошло расформирование ОКБ им. П. Сухого. Опытный экземпляр, который так ни разу и не был поднят в небо, перевезли в летный исследовательский институт имени М. Громова для проведения наземных испытаний, в частности проверки носовой части фюзеляжа. Далее проводили проверку аппарата на устойчивость, подвергая его обстрелу из авиапушек.
Реактивные типы истребителей-бомбардировщиков
Первые сверхзвуковые самолеты, способные эффективно атаковать наземные цели и вести воздушный бой, считались истребителями 3-го поколения: Су-17М, МиГ-27, МиГ-23Б, МиГ-23 БН, «Мираж» Ф-1, американский Ф-4. Но задачи применения истребителей-бомбардировщиков в боевых действиях определяются поставленной доктриной в конкретных ВВС. Американские Ф-105 во времена Вьетнамской войны эксплуатировались только как атакующие наземные цели ЛА. При этом в воздушных боях, как правило, одерживали победу. Поэтому в сравнении с поршневыми типами реактивные более маневренные и нередко применяются как обычные истребители. Непосредственно истребитель-бомбардировщик может отлично выполнить задачу по перехвату и уничтожению воздушной цели (вертолет, самолет) и наземной. Кроме того, подобный тип самолета может производить точечные удары по наземным объектам или преследовать мобильные наземные войска.
Авиапамятники и экспонаты музеев
Актуальная таблица памятников истребителей-бомбардировщиков Су-17 всех модификаций находится на сайте Ейского Высшего Военного Авиационного Училища Лётчиков (ЕВВАУЛ): [https://evvaul.com/index.php?option=com_content&view=article&id=189&Itemid=44 Памятники ИБА: Су-17
]
п/п | Тип | Бортовой номер | Страна | Местонахождение | На карте | Изображение |
1 | Су-17 | 24 | Россия | г. Монино, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ | [https://www.google.com/maps/place/55%C2%B049’55.1%22N+38%C2%B011’05.4%22E/@55.8319794,38.1848385,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0?hl=ru-RU карта] | 200px |
2 | Су-17М | 101 | Белоруссия | Витебская область, г. Глубокое, на въезде с юга. В этом городе родился авиаконструктор Павел Осипович Сухой. | [https://www.google.ru/maps/place/55%C2%B007’10.0%22N+27%C2%B040’19.3%22E/@55.119438,27.672031,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
3 | Су-20 | 6255 | Польша | г. Демблин (Dęblin), Музей Военно-Воздушных Сил (Muzeum Sił Powietrznych). | [https://www.google.ru/maps/place/51%C2%B033’37.0%22N+21%C2%B051’49.7%22E/@51.5602712,21.8637839,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
4 | Су-17М2 | 67 | Россия | г. Нижний Тагил, Институт испытания металлов (НТИИМ). Мемориальный текст: Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-17М2 — основной самолёт-носитель лётно-испытательной базы НТИИМ в 1979—1992 гг. | [https://www.google.ru/maps/place/57%C2%B051’15.6%22N+60%C2%B003’38.4%22E/@57.854329,60.060676,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | [https://russianplanes.net/id83789 фото] |
5 | Су-17УМ | 80 | Украина | г. Киев, Государственный музей авиации Украины (аэропорт Жуляны) | [https://www.google.ru/maps/place/50%C2%B024’24.0%22N+30%C2%B027’31.5%22E/@50.406669,30.458757,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
6 | Су-22 | – | Перу | г. Кальяо (Callao), международный аэропорт им. Хорхе Чавеса (лётчик Jorge Chávez), ул. им. Эльмер Фаусет (Elmer Faucett) | [https://www.google.ru/maps/place/12%C2%B000’49.0%22S+77%C2%B006’37.9%22W/@-12.013604,-77.110515,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
7 | Су-22УМ | 027 | Перу | г. Лима, площадь им. Хорхе Чавеса (лётчик Jorge Chávez), памятник самолёту Су-22 /перед Главным Штабом ВВС/ · · · Мемориальный текст: Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-22. Самолёт участвовал в ряде операций по защите нашей Родины. Находился в строю в течение 30 лет (с 1977 по 2006). 23 июля 2013 г. | [https://www.google.ru/maps/place/12%C2%B003’53.4%22S+77%C2%B002’23.2%22W/@-12.064827,-77.039784,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | [https://ivan-perevodchik.ru/vp/vp06.htm фото] |
8 | Су-17М3 | 93 | Россия | г. Монино, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ | [https://www.google.ru/maps/place/55%C2%B049’55.4%22N+38%C2%B011’05.2%22E/@55.832042,38.184773,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
9 | Су-22М | 5815 | Вьетнам | аэродром Тхо Суан (Thọ Xuân) | [https://www.google.ru/maps/place/19%C2%B053’49.1%22N+105%C2%B027’11.0%22E/@19.8969719,105.4530556,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | [https://www.panoramio.com/photo/85096212 фото] |
10 | Су-22М3 | 01 | Венгрия | аэродром Кечкемет (Kecskemét) | [https://www.google.ru/maps/place/46%C2%B054’39.1%22N+19%C2%B045’01.9%22E/@46.910857,19.750524,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
11 | Су-17УМ3 | 56 | Россия | г. Монино, Центральный музей Военно-воздушных сил РФ | [https://www.google.ru/maps/place/55%C2%B049’55.2%22N+38%C2%B011’04.4%22E/@55.832006,38.184566,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | [https://russianplanes.net/id110189 фото] |
12 | Су-22УМ3К | 81 | Россия | г. Москва, Центральный музей Великой Отечественной войны | [https://www.google.ru/maps/place/55%C2%B043’29.6%22N+37%C2%B030’07.3%22E/@55.7248445,37.5018284,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
13 | Су-17М4 | 71 | Украина | Запорожская область, г. Энергодар, парк Победы. | [https://www.google.ru/maps/place/47%C2%B030’27.6%22N+34%C2%B040’34.9%22E/@47.507652,34.676352,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
14 | Су-22М4 | 9410 | Польша | г. Демблин (Dęblin), Музей Военно-Воздушных Сил (Muzeum Sił Powietrznych). | [https://www.google.ru/maps/place/51%C2%B033’35.6%22N+21%C2%B051’50.9%22E/@51.559889,21.8641374,75m/data=!3m1!1e3!4m2!3m1!1s0x0:0x0 карта] | 200px |
15 | СУ-17 | Россия | г. Оренбург, мемориальный комплекс «Салют, Победа!» | |||
16 | СУ-17М4 | 36 | Россия | пгт Панино, Воронежская область | [https://russianplanes.net/id81499] |
B-17 Летающая Крепость – видео
https://youtube.com/watch?v=yYe1LpzCpic
Однако роль главного защитника отечества оспаривали ВМФ США, а потому было выпущено всего 39 единиц серийных B-17B, несмотря на то что эта машина являлась самым быстроходным и самым высотным бомбардировщиком своего времени. В 1939-м ВВС заказали B-17C, оснащенные протектированными (самозаклеивающимися) топливными баками, лучшей броневой защитой и более мощным защитным вооружением, а также снабженные разными новейшими приспособлениями. Несмотря на то, что «С» весил больше, чем B-17B, новые 895-кВт (1200 л.с.) двигатели позволяли ему развивать скорость до 515 км/ч. Двадцать B-17C поступили на вооружение КВВС как «Крепость» Mk 1, однако из-за отсутствия у пилотов опыта полетов на больших высотах произошло несколько аварий, после чего машину передали в распоряжение Берегового командования. B-17D, стоявшие на вооружении в США во время Перл-Харбора, — некоторые из них как раз направлялись туда, когда на базу напали японцы, — не снискали себе славы на Тихоокеанском ТВД.
Различия между B-17C и B-17D были в основном внутреннего характера. Однако B-17E, поступивший на вооружение в декабре 1941 г., значительно отличался от своих предшественников. Он имел большой форкиль и более широкое по площади хвостовое оперение, обеспечившее машине лучшую устойчивость в полете, вооружение состояло из десяти 12,7-мм пулеметов и двух 7,62-мм, расположенных в хвосте. Самолет впервые поступил в массовое производство; 45 машин под индексом «Крепость» Mk НА получили КВВС. B-17E, а также и его предшественнику, B-17F (в КВВС «Крепость» Mk И), было суждено стать становым хребтом американской бомбардировочной авиации в период с конца 1942-го по середину 1944 г. Как и прежде, разница между модификациями на вид не определялась, если не считать безрамного плексигласового носового обтекателя (на F).
В последней широко выпускавшейся версии, B-17G (в КВВС «Крепость» Mk III), конструкторы учли трехгодичный опыт ВВС США в небе над Германией. Наиболее важным нововведением стала нижняя носовая башенка со сдвоенными 12,7-мм пулеметами, предназначенная для отражения излюбленных перехватчиками Люфтваффе лобовых атак на В-17. Несмотря на оснащенные улучшенными турбокомпрессорами двигатели, B-17G из-за возросшей массы развивал крейсерскую скорость только 293 км/ч. Последние модификации «Крепостей», находившиеся в распоряжении КВВС, задействовались преимущественно Береговым командованием. Использовали В-17 и Люфтваффе, которые применяли трофейные «Крепости», носившие индекс KG 200, для разного рода секретных заданий.