В начале 2015 года известное американское аналитическое издание The National Interest опубликовало материал под названием 5 Russian Weapons of War America Should Fear («Пять видов российского оружия, которых следует бояться американцам»). В этом списке оказался ОБТ Т-90, противокорабельная ракета «Оникс», подлодки проекта «Лада» и самонаводящиеся торпеды «53-65». По мнению автора статьи, американским летчикам более всего следует опасаться встречи с новейшим российским истребителем Су-35, который был назван «чрезвычайно грозным противником» для любого американского боевого самолета.
И это действительно правда. Сегодня Су-35 – одна из сильнейших боевых машин в мире. По своим возможностям и летно-техническим характеристикам (ЛТХ) он вплотную приближается к истребителям пятого поколения. Зарубежные эксперты особо отмечают значительную боевую нагрузку нового российского самолета, его молниеносную скорость и сверхманевренность. Высший пилотаж на Су-35 неизменно производит настоящий фурор на авиасалонах. Но давайте обо всем по порядку.
Су-35 – это тяжелый многоцелевой сверхманёвренный истребитель, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Основная задача этой боевой машины – завоевание господства в воздухе, однако при этом он может «работать» и по наземным целям. Самолет Су-35 был разработан конструкторами ОКБ им. Сухого, и, по сути, он является глубокой модернизацией заслуженного советского истребителя Су-27, который относится к четвертому поколению. Серийная машина, которая сегодня поставляется в ВКС России, имеет обозначение Су-35С. Его обычно причисляют к поколению 4++, хотя данная градация несколько условна и, скорее, является маркетинговым ходом разработчиков. Два плюса в обозначении просто показывают, насколько близко Су-35 находится от полноценных истребителей пятого поколения.
Российский истребитель Су-35 отвечает большинству требований, которые предъявляются к машинам 5-го поколения. Самолет оснащен интегрированной системой авионики, в которую входит комплекс управления вооружением, средства связи и навигационно-прицельное оборудование. Су-35 имеет РЛС с фазированной антенной решеткой и новые двигатели, позволяющие ему развивать сверхзвук без включения форсажа.
В свой первый полет Су-35 отправился 19 февраля 2008 года, в том же году началось серийное производство машины. На апрель нынешнего года изготовлено 64 истребителя Су-35.
Прежде чем перейти к описанию этой великолепной машины, следует несколько слов сказать об этапах ее создания, ибо это действительно любопытно. Мало кто знает, что в новейшей истории российского самолетостроения существовало два истребителя под обозначение «Су-35». Можно сказать, что наладить серийное производство этой прекрасной боевой машины удалось только со второй попытки.
Рассказы об оружии. Су-35
Он впечатляет. Впрочем, как все изделия ОКБ Сухого. Красивый и опасный. Сверхманевренный и надежный. Способный преодолевать сверхзвуковой барьер без включения форсажа.
8 тонн боезапаса — изрядный аргумент в любом споре «кто круче в небе». Электроника вкупе с боевой нагрузкой позволяет одновременно поражать до 2 наземных или 8 воздушных целей. Сопровождать до 4 и 30 соответственно.
Управляемый вектор тяги, который позволяет маневрировать даже на минимальных скоростях. Да еще как…
Всё это СУ-35 .
Считается, что Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Но эта модернизация настолько глубокая, что можно сказать, что это фактически новый самолет. Взять тот же планер. Он не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка. Значительно усилен и доработан. Торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
«Поколение 4++» является условным для Су-35 и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. В принципе, не хватает только АФАР.
Зато есть то, что позволяет Су-35 быть первым в списке «самого опасного вооружения России» при гипотетическом конфликте с США. Эксперты указывают на то, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманевренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.
Су-35 оснащается двумя современными двухконтурными двигателями АЛ-41-Ф1С производства НПО «Сатурн» с максимальной мощностью 14000 кгс, с помощью которых Су-35 развивает скорость в 1400км/ч у земли и 2500 км/ч на высоте более 11 тысяч метров.
Изменяемый вектор тяги — это то, что помогает довольно тяжелой машине выделывать в воздухе на зависть конкурентам фигуры типа «колокола», «кобры Пугачева» или продемонстрированный нам на «Авиадартсе» маневр «уход из-под ракетного удара в горизонтальной плоскости». Или «блинчик».
Вообще, такой фигуры в мировой практике нет, но это только потому, что кроме наших самолетов ее никто пока не может сделать. На видео мы рискнем передать те ощущения, когда 25-тонная машина изображает из себя падающий кленовый листик. Ну такие ощущения…
ТТХ самолета в открытом доступе, так что мы заострим внимание на самом важном.
Вооружение.
Су-35 может нести много чего полезного.
Это 30-мм пушка ГШ-30 и 150 снарядов. Мало? Мы на полигоне наблюдали, во что превращается грузовик-мишень от очереди из 10-ти снарядов. Вот выше крыши, если честно.
Да, на снимке Су-30, но пушка та же. Несколько переработан процесс заряжания, как говорят оружейники, намного удобнее, чем у Су-30.
12 узлов подвески вооружения. Летающий гипермаркет Армагеддона, ибо подвесить на них можно столько…
Воздух-воздух: Средней дальности: 6 × Р-27ЭР, Р-27Т; 10 × РВВ-АЕ. малой дальности: 6 × Р-73.
Воздух-земля: Противокорабельные ракеты: 6 × Х-31 или 2 × Х-59М.
Высокоточные боеприпасы: 6 × Х-29Т; 6 × КАБ-500.
Неуправляемые боеприпасы: 6 С-25 (НАР); 6 блоков — пусковых установок Б-8 на 7-20 ракет С-8.
И даже 500-кг бомбы с лазерным наведением (для уверенного поражения противника на земле).
Скажете, истребитель? Ну да. Истребит кого угодно и где угодно. На земле, на воде, в воздухе.
Лучше всего возможности этого самолета могут продемонстрировать «Соколы России», весьма и весьма специфичная пилотажная группа. Не так известная, как «Русские витязи» или «Стрижи», но…
Нет, я не стану спорить, выступления «Стрижей» и «Витязей» просто восхитительны. Но «Соколы» в первую очередь демонстрируют именно боевые возможности самолета, показывая элементы воздушного боя на очень малых высотах.
Некоторые считают, что в этом отношении «Соколы» уникальны. Соглашусь. Бой «два на два» в их исполнении завораживает не менее, чем слаженные пролеты «Стрижей» и «Витязей».
А одиночный пилотаж в исполнении полковника Александра Гостева, лётчика-снайпера, лётчика-исследователя, Заслуженного военного лётчика России как раз прекрасно позволяет оценить все возможности Су-35, на которых сейчас пилотирует группа.
Когда наблюдаешь, что вытворяет с этой махиной полковник Гостев, удивление долго не покидает. И восхищение.
Очень жаль, что вряд ли у меня будет возможность вот так же понаблюдать и сравнить возможности F-35, с которым обычно сравнивают Су-35. Да, проведя несколько часов на ютубе, кое-какие выводы удалось сделать. Видимо, надо больше просидеть.
Да, F-35 — интересный самолет. Да, кое-что в плане пилотажа он может. Но… Не впечатлило, если честно.
Однако это тема для отдельного разговора. Когда соберем информации побольше, обязательно поговорим.
Пока же Су-35 — это очень впечатляющая машина. Возможно, действительно, лучшая у нас.
Источник: https://www.sukhoi.org/planes/military/su35 https://www.knaapo.ru/products/su-35
История
На самом деле, обозначение Су-35 хорошо известно любителям военной авиации. Самолеты под таким названием неоднократно демонстрировались на международных авиасалонах в середине 90-х годов.
Идея разработать на базе истребителя-перехватчика Су-27 многоцелевой самолет родилась еще в начале 80-х годов. На стадии создания перспективная машина получила индекс Т-10С, в 1982 году для него было подготовлено техническое задание. Чтобы обеспечить возможность уничтожать противника на земле, на самолет планировали установить новый бортовой радиолокатор и серьезно изменить систему управления вооружением. Также был переработан и планер машины: например, появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО).
Т-10С впервые поднялся в небо в 1988 году. Однако в серию эта машина так и не пошла. Какое-то время работы еще продолжались по инерции, но после распада СССР конструкторам стало не до новых проектов, нужно было банально выживать. ОКБ им. Сухого изготавливало хорошо отработанные истребители Су-27 для иностранных заказчиков, проводило модернизацию машин, находившихся в российских строевых частях, до уровня Су-27СМ и занималось проектом Су-30МК, который позже стал настоящей «звездой авиасалонов».
К идее многоцелевого истребителя на базе Су-27 вернулись только в середине прошлого десятилетия. В это время у конструкторов уже было четкое понимание, что для создания современного самолета подобного класса требуется серьезная модернизация Су-27, которая бы включала в себя не только замену бортовых систем оборудования и электроники, но и значительную переработку планера, а также оснащение истребителя новой мощной силовой установкой. Только в этом случае можно было бы рассчитывать на успешное продвижение новой машины на международном рынке. За перспективным самолетом решили оставить старое обозначение – Су-35. Хотя, в некоторых источниках машину именуют Су-27БМ («большая модернизация») или Су-35БМ.
Изготовление установочной партии «тридцать пятых» началось в 2006 году. Сборка первого истребителя была окончена в середине 2007 года, самолет даже успели представить на авиасалоне МАКС-2007. Первый полет Су-35 состоялся в начале 2008 года, за штурвалом машины находился Заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. На следующий день после проведения испытаний Су-35 был показан Путину, который специально для этого посетил Жуковский.
Следует отметить, что самолет, поднявшийся в воздух февральским утром с аэродрома «Раменское», имел мало общего с Т-10С, разработка которого велась в середине 80-х. Единственное, что их роднило – это общий «предок», советский истребитель Су-27. Изначально новую машину называли Су-35БМ, а затем и просто Су-35. После того как к истребителю проявило интерес отечественное оборонное ведомство, самолет получил в обозначении букву «С», которая традиционно присутствует в серийных моделях военной техники для нужд российского Министерства обороны.
Одним из важнейших отличий «тридцать пятого» от его предшественников является установка на нем новейших двигателей АЛ-41Ф1С («изделие 117»), разработанных и изготовленных специалистами . Как и истребитель Су-35, эти авиационные моторы имеют долгую историю.
Стендовые испытания «изделия 117» начались еще в 2003 году. Для них было построено пять новых двигателей. Позже для проведения летной отработки была использована летающая лаборатория Су-27М.
АЛ-41Ф1С имеет значительно лучшие характеристики по тяге и удельному расходу топлива по сравнению со своими предшественниками.
В 2009 году между российским Министерством обороны и корпорацией «Сухой» был подписан контракт на поставку 48 истребителей Су-35С со сроком реализации до конца 2015 года. Второй договор был заключен в декабре 2015 года. Он предусматривает изготовление 50 самолетов Су-35 до 2022 года.
В 2010 году испытания Су-35 были успешно завершены. Уже в мае следующего года в небо поднялся первый серийный истребитель Су-35С, через шесть месяцев полет совершила вторая серийная машина.
«Тридцать пятым» заинтересовались не только российские военные, новый истребитель по достоинству оценили и за рубежом. В 2015 году был подписан контракт с Китаем на поставку 24 Су-35, по состоянию на начало нынешнего года заказчику уже отправлено 4 самолета. Российский истребитель «пришелся по душе» и индонезийским военным, к 2022 году в эту страну планируется поставить 11 Су-35. Сумма контракта составляет 1,14 млрд долларов. В настоящее время ведутся переговоры с Индией, Малайзией и ОАЭ.
Производство нового истребителя было налажено на авиационном заводе им. Ю. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре).
В настоящее время несколько единиц Су-35 (сообщалось о четырех машинах) входят в состав авиационной российской группировки в Сирии.
Отечественные ВВС не получали новых самолетов в заметных количествах почти пятнадцать лет. Поэтому новые машины – в том числе и Су-35 – на голову превосходят самолеты, принятые на вооружение в конце 80-х – начале 90-х годов. На сегодняшний день Су-35 – это самый совершенный истребитель российских военно-космических сил и настоящая гордость славного семейства самолетов Су-27.
В завершение можно добавить следующее. Истребитель Су-35 – это не просто превосходная боевая единица, но и испытательная платформа, которая по полной использовалась для создания истребителя 5-го поколения. Несмотря на то что ПАК ФА в целом мало напоминает «тридцать пятый», на последнем обкатывались многие узлы, агрегаты и технические решения, которые позже были использованы на российском истребителе пятого поколения. В первую очередь это касается авионики, силовой установки и систем вооружения.