Истребитель МиГ-21: технические характеристики, история


Острая конкуренция, существующая между государствами в сфере военных технологий, приводит к быстрому устареванию боевых машин. Поэтому срок содержания на вооружении военных самолетов довольно небольшой.

В первую очередь эта проблема относится к истребителям, призванным противостоять новейшим моделям противника. Но везде есть свои исключения. Самолет МиГ-21, гениальное достижение советских конструкторов, более четверти века поставлялся в авиационный парк СССР и других стан.

История создания

Советский истребитель МиГ-15, показавший себя грозным оружием в Корее, чем очень огорчил американских летчиков и руководство США, развеяв представление об отсталости советской авиации. В сложившейся ситуации геополитическому противнику СССР срочно нужна была машина, которая по своим боевым характеристикам смогла бы превзойти советские самолеты.

В 1954 году в воздушное пространство поднялся первый в мире истребитель, скорость которого превышала звуковую в 2 раза, Lockheed F-104 Starfighter.

Задача русских состояла в том, чтобы противопоставить американцам самолет, способный перехватить скоростные бомбардировщики и уничтожить вражеские штурмовики.

В начале 60-х годов согласно Постановлению Совета Министров СССР в конструкторских бюро начали работать над созданием принципиально новым типом машин – сверхзвукового штурмовика.

В процесс включились КБ А. Яковлева, П. Сухого, А. Микояна и М. Гуревича, все они работали над отдельными проектами.

Яковлевым был представлен ЯК-140 – легкий истребитель, отличавшийся хорошей тяговооруженностью и большой маневренностью в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Сделав ставку на маневренность, конструкторам пришлось поступиться скоростью. Это и решило судьбу проекта: он был отклонен.

СУ-7, разработанный группой под руководством Сухого, был запущен в производство и выпускался с 1957 по 1960 г. Обладал характеристиками:

  • Тяговооруженность мах: 3900 кгс : 7370 кг = 058(форсаж. режим – 0,78);
  • Нагрузка на крыло = 7370 кг : 23 кв.м. = 320 кг/кв.м;
  • Максимальная скорость – 2170 км/с;
  • Максимальная высота – 19100 м;
  • Хорошая маневренность, что следует из параметров тяговооруженности и удельной нагрузки на крыло.

Но из-за существенных недоработок в конструкции машины часто выходили из строя. Су-7 в 1957 году в соответствии с директивами руководства стали переделывать в истребитель-бомбардировщик – Су-7Б (изделие С-22).

Однако в качестве фронтового истребителя выбран был МиГ-21, ставший впоследствии самым массовым штурмовиком в истории страны. Он был проще в эксплуатации, более экономичен в плане топливного расхода, менее заметен в воздухе. Его взлетно-посадочные характеристики превосходили возможности Су-7.

Прототипы для МиГ-21

Заканчивалось время ближних маневренных сражений. Штурмовик проектировался для ведения боевых атак при сближении самолетов на огромных скоростях и поражения цели с первого ракетного залпа. По этому же принципу конструировались сверхзвуковые самолеты противников Lockheed F-104 в Америке и Mirage 3С во Франции.

С начала 1957 года главным конструктором, который должен руководить всем рабочим процессом (проектированием, постройкой, испытанием, доводкой опытных машин), был назначен А. Брунов.

  • Е-1 – первая модель истребителя из семейства МиГ-21 имела стреловидное крыло. Для нее разрабатывали отдельный двигатель, но не успели к назначенным срокам;
  • Е-2 – второй опытный образчик с двигателем АМ-9Б от МиГ-19 и стреловидным крылом. Максимальная скорость 1700 км/ч. Е-2А с новым двигателем разгонялся до 1900 км/ч;
  • Е-4 – этот образец создавался одновременно с Е-2. Форма крыла – треугольная. Двигатель АМ-9Б. Продуманная конструкция многорежимного воздухозаборника позволила машине развить скорость на 700 км/ч больше, чем у МиГ-19. Хотя в обоих случаях использовалась одна и та же модель двигателя. Рациональность применения треугольного крыла со стреловидностью в 57° по передней кромке также была доказана результатами полетов. Максимальные показатели скорости составили 2000 км/ч. В ходе дальнейших разработок машина была доработана до версии Е-6. Она достигала показателей скорости до 2 Махов. Е-6 стал прототипом серийного МиГ-21.

Как превратить болгарский металлолом в боевые истребители

Но еще веселее оказалась история, связанная с МиГ-21, купленными у Украины. Четыре из пяти самолетов вышли из строя практически сразу. Когда хорватские следователи стали выяснять, что не так с истребителями, то оказалось, что украинская фирма приобрела их в Болгарии. Списанные МиГ-21, которые последние пять лет провели буквально на свалке, были куплены украинцами «на запчасти». При этом отличились и болгары — в их отчете, направленном в НАТО, проданные МиГи значились как «утилизированные».

Привезенный на Украину болгарский авиаметаллолом творчески доработали — перебили номера на агрегатах, составили фальшивую документацию, после чего торжественно вручили ВВС Хорватии.

Кстати, по мнению хорватских специалистов, два двигателя и многие агрегаты, установленные на самолеты, не имеют отношения к болгарским МиГ-21 — кажется, мастера «Укрспецэкспорта» провели «шопинг» по всем авиационным свалкам планеты.

Статья по теме

Экономика Украины: из космической державы в территорию с набором ресурсов

МиГ-21, описание конструкции

Летательный аппарат является одноместным среднепланом, оснащенным одним двигателем. Построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет низкорасположенное треугольное крыло (стреловидность 57° по передней кромке), цельноповоротное горизонтальное оперение (киль и руль поворота) с высокой стреловидностью.

Крылья оснащены элеронами и закрылками. Аэродинамические гребни для повышения поперечной устойчивости авиамашины на больших углах атаки. Крыло составляют 2 консоли с одним лонжероном. В консолях – по 2 топливных бака.

Всего топливная система в зависимости от версии машины включала 12–13 баков.

Тип фюзеляжа: полумонокок, т. е. часть нагрузок несет фюзеляж, другая часть нагрузок распределяется на силовые элементы каркаса – стрингеры и шпангоуты. Конструкция цельнометаллическая из алюминиевых и магниевых сплавов.

Форма сечения – эллиптическая. Двигатель, отделенный стальной противопожарной перегородкой, в хвостовой части. Воздухозаборник (механическое устройство, куда поступает воздух для охлаждения двигателя и оборудования) размещен в носовой части летательного аппарата.

Подвижное конусовидное устройство с антенной радиоприцела поместили в воздухозаборник, помимо размещения антенны конус регулировал направление и силу потока воздуха направляемого в двигатель.

При дозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростях полета – до М=1,5, конус находился внутри воздухозаборного устройства. От М=1,5 до М=1,9 занимал среднюю позицию. При достижении показателей свыше 1,9 Маха конус выдвигался вперед. Воздушный канал раздваивался, окружая кабину с пилотом, а потом вновь соединялся.

С боков фюзеляжа в носовой части истребителя для предотвращения помпажа оборудованы противопомпажные створки. Радиоэлектронную аппаратуру поместили впереди кабины, под ней секция стойки шасси. Шасси трехстоечное с носовой опорой.

Основные опоры – в нишу крыла и фюзеляж. Тормозная система – пневматическая. Хвостовая часть летательного аппарата оснащена отсеком с тормозным парашютом.

Фонарь кабины летчика имеет каплевидную форму с небольшим гаргротом за ним.

Состоит из неподвижного козырька и откидной части фонаря, при катапультировании пиропатроны срывают петли откидной части, а массивный заголовок кресла выбивает её наружу.

Кабина герметичная. Воздух попадает в нее через компрессор, который сжимает его, повышая плотность кислорода до приемлемых для дыхания показателей. Терморегулирующее устройство поддерживает заданный температурный режим.

Гермокабина была оснащена жидкостной антиобледенительной системой, для омывания стеклянной поверхности. Броня на машине была внушительной: лобовое бронестекло, передняя и задняя бронеплиты из стали для прикрытия летчика. Кресло пилота оснащено системой катапультирования – КМ-1М.

Совершенствовались версии ЛА, параллельно велись работы над силовыми установками – турбореактивными двигателями. МиГ-21Ф, МиГ-21П, МиГ-21У были оснащены форсажным двигателем Р-11Ф-300 (первое название АМ-11), который существенно улучшил показатели машин.

Благодаря системе управления двигателем ПУРТ-1Ф, регулировать работу двигателя можно было всего лишь одним рычагом.

Модификации

От версии к версии конструкторы, опираясь на достигнутые результаты, опыт летчиков, полученный во время воздушных сражений во Вьетнаме, улучшали тактико-технические характеристики истребителей.

Изменениям подвергались конструкция носовой части фюзеляжа, фонаря, габариты гаргрота, радиоэлектроника, боевой арсенал, силовые установки.

Первое поколение

Первое поколение представлено истребителями МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13.

ВерсияМиГ-21Ф (изделие 72)МиГ-21Ф-13 (изделие 74)
Годы выпуска1959–19601960–1965
ДвигательФюзеляжный турбореактивный Р-11Ф-300Фюзеляжный турбореактивный Р-11Ф-300
Характеристики двигателя(1х3880/5740 кгс)(1х3880/5740 кгс)
Оборудование: оптический прицел, радиодальномерАСП-СДН, СРД-5АСП-5НД, СРД-5М «Квант», в разведывательных целях доукомплектовывался камерой для фотосъемки АФА-39
Вооружение2 пушки HP-30 (30 мм, количество боеприпасов на 1 установку — 60), 16 НАР* С-5М или С-5К калибром 57 мм, НАР АРС-240 (240 мм) либо 2 бомбы 50–500 кг.1 пушка на 30 боезарядов, ТГС К-13, блоки с ракетами С-5М (по 16 или 32 шт.), два пусковых устройства ПУ-12-40 для стрельбы ракетами С-24, бомбы либо зажигательный бак ЗБ-360
Мах показатели скорости на высоте2125 км/ч2499 км/ч
потолок19000 м19000 м

*НАР – неуправляемая авиационная ракета

Второе поколение

Это поколение представлено целым рядом превосходных боевых машин.

МиГ-21П (1960) – первый из МиГов, оборудованный радиолокатором, приборами командного наведения «Лазурь». Пушки демонтировали, как покажет история – напрасно. Внешний подвес – ракеты К-13. Взамен допускалось применение неуправляемых бомб или блоков НУРС.

МиГ-21ПФ (1961) (изделие 76), модернизированная версия перехватчика, была задумана как легкий всепогодный ЛА. Силовая установка представлена одним двигателем, значительно усиленным по сравнению с предшествующими моделями.

Вооружение – ракеты С-5М либо С-5К и авиабомбы калибра от 50 до 500 кг на внешнем подвесе. На самолетах МиГ предусматривалось применение ракет НУР типа С-24, применяемых авиацией для уничтожения вражеской техники и живой силы.

МиГ-21ПФС (изделие 94) (1963) – серийный боевой самолет с усовершенствованными взлетно-посадочными показателями. Благодаря модернизированной конструкции появилась возможность эксплуатации самолетов с грунтовых аэродромов, которые по инструкции должны были соответствовать довольно строгим требованиям.

Усовершенствованная разработка позволила уменьшить пробег и снизить посадочную скорость.

Была предусмотрена возможность установки ускорителей для уменьшения дистанции разбега.

МиГ-21Р (1965) – версия, предназначенная для проведения авиаразведки. Под фюзеляжем в сменных емкостях размещали техническое оснащение для дневной, ночной и радиотехнической авиаразведки: камеры для аэрофотосъемки, радиотехнические и ночные приборы, станции постановки помех, перехвата и передачи переговоров в УКВ-диапазоне. Применялись устройства для радиоэлектронной борьбы.

Третье поколение

История создания истребителей третьего поколения связана с применением нового радиолокационного прицела «Сапфир-21», получившего производственный номер РП-22С. По своим техническим параметрам прибор намного превзошел более ранние модели.

«Сапфир-21» позволял выявлять цели типа «бомбардировщик» на расстоянии 30 км. Дальность сопровождения целей была увеличена на 5 км, теперь она составляла 15 км.

Результатом такого технического прорыва стало повышение вероятности поражения ракетой маневрирующей цели и возможность применения ракет с полуактивной головкой самонаведения.

Цели подсвечивались, ракеты автоматически выполняли маневры. Тактика ведения боя на истребителе претерпела значительные изменения.

Представители 3-го поколения:

МиГ-21С (1965) – машина с увеличенным топливным запасом и улучшенными пилотажными свойствами благодаря новой системе автопилотирования АП-155, позволяющей выводить ЛА в горизонтальную позицию из любого пространственного положения, стабилизировать курс, автоматически уводить с опасной высоты.

МиГ-21СН (1965) – фронтовой истребитель, носитель атомной бомбы.

МиГ-21СМ (1968) – ЛА с улучшенными взлетными характеристиками, усовершенствованная версия МиГ-21С. Отличается от последнего моделью двигателя, обладавшего большей мощностью.

Опыт, полученный во Вьетнаме, показал необходимость оснащения боевого ЛА авиапушками. Поэтому вооружение истребителя дополнили двухствольной ГШ-23Л с боекомплектом в 200 патронов.

МиГ-21СМТ – истребитель-перехватчик, доработанная версия МиГ-21СМ. Отличительные качества: увеличенный топливный запас, двигатель Р13Ф-300 с режимом дополнительного форсирования тяги (например, увеличивалась тяга на форсаже при Н=0, М=1,0 на 1900 кгс).

Устанавливалось ракетно-пушечное вооружение: двухствольная ГШ-23Л для уничтожения наземных и воздушных объектов, самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» К-13 для атаки целей на больших дистанциях либо ракеты малой дальности Р-60, Р-60М, тактическая атомная авиабомба РН25.

Технические характеристики

МиГ-21бис (1972) – последняя серийная версия. Эта машина четвертого поколения признана самой совершенной из всех 21-х МиГов. Оснащались фото- и радиоэлектронными приборами в разведывательных целях.

  • Размах крыла – 7,5 м;
  • Габариты, Д×В – 14,10×4,71 м;
  • Масса машины – 5460 кг;
  • Масса нормальная взлетная – 8726 кг;
  • Масса топливная – 2390 кг;
  • Двигатель реактивного самолета МиГ-21бис – турбореактивный с форсажной камерой Р-25-300 с увеличенной до 7100 кгс силой тяги и высотным ЧР (1 шт.);
  • Тяга нефорсированная – 1×69,60 кН;
  • форсированная – 1×97,10 кН;
  • Max скорость на высоте – 2175 км/ч;
  • Max скорость у земли – 1300 км/ч;
  • Дальность с подвесными топливными баками – 1470 км;
  • Max скороподъемность – 13500 м/мин;
  • Max высота реального применения – 17800 м;
  • Max экспл. перегрузка – 8,5;
  • Количество пилотов – 1 человек.

Техническое оснащение:

  • Радиолокационный прицел «Сапфир-21»;
  • Оптический прицел АСП-ПФД-21;
  • Система автоматич. упр-я СВУ-23ЕСН;
  • Навигационно-посадочная система РСБСН-5С.

Оружие:

  • Двуствольная 23-миллиметровая пушка ГШ-23Л, б/к – 200 патронов;
  • Управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности (до 4) УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, НАР;
  • Неуправляемые и планирующие бомбы.

Изготовлено 2013 машин этой последней модификации.

б 1963 ЦНДС МЮ лХц-21от СЯРЮМНБХКХ НОШРМШИ ПЮДХНКНЙЮЖХНММШИ ОПХЖЕК «яЮОТХП-21», ЯНГДЮММШИ Б мон «тЮГЮРПНМ» Х ОНКСВХБЬХИ Б ЯЕПХИМНЛ ОПНХГБНДЯРБЕ НАНГМЮВЕМХЕ по-22я.

яРЮМЖХЪ «яЮОТХП-21» ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ОПЕДЬЕЯРБЕММХЖЕИ ХЛЕКЮ ЯСЫЕЯРБЕММШЕ ОПЕХЛСЫЕЯРБЮ. лНМНХЛОСКЭЯМШИ ЛЕРНД ОЕКЕМЦЮЖХХ, КНЦЮПХТЛХВЕЯЙХИ ОПХЕЛ Б ЯНБНЙСОМНЯРХ Я ЙЮМЮКНЛ ЙНЛОЕМЯЮЖХХ АНЙНБШУ КЕОЕЯРЙНБ НАЕЯОЕВХКХ ЕЕ БШЯНЙСЧ ГЮЫХЫЕММНЯРЭ НР ЮЙРХБМШУ Х ОЮЯЯХБМШУ ОНЛЕУ. сДЮКНЯЭ ГМЮВХРЕКЭМН ЯМХГХРЭ БШЯНРС АНЕБНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ Х СОПНЯРХРЭ КЕРВХЙС СЯКНБХЪ НАМЮПСФЕМХЪ Х ГЮУБЮРЮ ЖЕКЕИ.

оПХ ЯНУПЮМЕМХХ РЕУ ФЕ СЦКНБ ЯЙЮМХПНБЮМХЪ, ВРН Х С жд-30 (по-21) ДЮКЭМНЯРЭ НАМЮПСФЕМХЪ ЖЕКЕИ РХОЮ АНЛАЮПДХПНБЫХЙ БНГПНЯКЮ Б ОНКРНПЮ ПЮГЮ Х ДНЯРХЦКЮ 30 ЙЛ. нДМНБПЕЛЕММН ДЮКЭМНЯРЭ ЯНОПНБНФДЕМХЪ ЖЕКЕИ СБЕКХВХКЮЯЭ Я 10 ДН 15 ЙЛ. сБЕКХВЕМХЕ ДЮКЭМНЯРХ Х ГНМШ НАМЮПСФЕМХЪ ЯНГДЮКН СЯКНБХЪ ДКЪ ОНБШЬЕМХЪ БЕПНЪРМНЯРХ МЮБЕДЕМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ МЮ ЖЕКЭ Х НАЕЯОЕВХКН БНГЛНФМНЯРЭ ДКЪ ЕЕ ЮРЮЙХ МЮ ПЮЙСПЯЮУ ДН 3/4 .

еЯКХ КЕРВХЙ ЯЮЛНКЕРЮ-ОЕПЕУБЮРВХЙЮ, НЯМЮЫЕММНЦН ЯРЮМЖХЕИ жд-30, ОСЯРХБ ПЮЙЕРС пя-2-ся, БШМСФДЕМ АШК ЯНОПНБНФДЮРЭ ЕЕ ДН ОНОЮДЮМХЪ Б ЖЕКЭ, РН пюя «яЮОТХП-21» КХЬЭ «ОНДЯБЕВХБЮКЮ» ОПНРХБМХЙЮ, ОПЕДНЯРЮБХБ ПЮЙЕРЕ п-гп (й-13п) Я ОНКСЮЙРХБМНИ ПЮДХНКНЙЮЖХНММНИ ЦНКНБЙНИ ЯЮЛНМЮБЕДЕМХЪ (цям) ЯЮЛНИ НОПЕДЕКЪРЭ РПЮЕЙРНПХЧ ДБХФЕМХЪ. нДМНБПЕЛЕММН БНГПНЯКЮ РНВМНЯРЭ ЯРПЕКЭАШ ОН МЮГЕЛМШЛ ЖЕКЪЛ.

мНБЮЪ пкя НАЕЯОЕВХБЮКЮ Б КЧАШУ ЛЕРЕНСЯКНБХЪУ ОНХЯЙ Х НАМЮПСФЕМХЕ БНГДСЬМШУ ЖЕКЕИ Б ОЕПЕДМЕИ ОНКСЯТЕПЕ, НОНГМЮБЮМХЕ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ ОПХМЮДКЕФМНЯРХ, БШАНП ЖЕКХ, ГЮУБЮР Х ЕЕ ЯНОПНБНФДЕМХЕ, БШБЕДЕМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ МЮ ЙПХБСЧ ОПХЖЕКХБЮМХЪ, БШВХЯКЕМХЕ Х ХМДХЙЮЖХЧ ГНМ БНГЛНФМШУ ОСЯЙНБ ПЮЙЕР п-3я Х п-3п, НОЮЯМШУ ГНМ ЯАКХФЕМХЪ Х ТНПЛХПНБЮМХЕ ЙНЛЮМД «ОСЯЙ ПЮГПЕЬЕМ» Х «НРБНПНР». йПНЛЕ ЩРНЦН пкя БН БГЮХЛНДЕИЯРБХХ Я НОРХВЕЯЙХЛ ОПХЖЕКНЛ юяо-от-21 ОНГБНКЪКЮ БЕЯРХ ОПХЖЕКЭМСЧ ЯРПЕКЭАС ОН БНГДСЬМШЛ Х МЮГЕЛМШЛ ЖЕКЪЛ ХГ ОСЬЕЙ Х МЕСОПЮБКЪЕЛШЛХ ЮБХЮЖХНММШЛХ ПЮЙЕРЮЛХ (мюп). оН АНКЭЬНЛС ЯВЕРС пкя «яЮОТХП-21» ОПЕБПЮРХКЮЯЭ Б ЯХЯРЕЛС ПЮДХНСОПЮБКЕМХЪ БННПСФЕМХЕЛ.

оНЯРЮМНБКЕМХЕ ОПЮБХРЕКЭЯРБЮ Н ЯНГДЮМХХ МНБНИ ЯХЯРЕЛШ БННПСФЕМХЪ АШКН ОНДОХЯЮМН БЕЯМНИ 1962 ЦНДЮ Х МЮ ЩРС ПЮАНРС НРБНДХКНЯЭ ВСРЭ АНКЭЬЕ РПЕУ КЕР. нДМНБПЕЛЕММН лйа «бШЛОЕК» ОПЕДОХЯШБЮКНЯЭ ПЮГПЮАНРЮРЭ ПЮЙЕРС й-13л ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-БНГДСУ» Я РЕОКНБНИ цям Х СБЕКХВЕММНИ ДЮКЭМНЯРЭЧ ЯРПЕКЭАШ.

йНМЯРПСЙРХБМН ЮООЮПЮРСПЮ по-22я БШОНКМЕМЮ Б БХДЕ ЙНМРЕИМЕПЮ, МЕ БШУНДХБЬЕЦН ГЮ НАБНДШ ОКЮМЕПЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ.

гЮБНДЯЙХЕ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ НОШРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ, ОНКСВХБЬЕЦН НАНГМЮВЕМХЕ лХц-21я

(ГЮБНДЯЙНИ No. 0725) МЮВЮКХЯЭ Б ЙНМЖЕ 1963 ЦНДЮ. б ЯКЕДСЧЫЕЛ ЦНДС Й МХЛ ОПХЯНЕДХМХКХЯЭ ЕЫЕ ДБЮ ЯЮЛНКЕРЮ No. 95210101 Х No. 95210102, ОПХВЕЛ МЮ ОНЯКЕДМЕЛ ХГ МХУ Б НВЕПЕДМНИ ПЮГ СБЕКХВХКХ ОКНЫЮДЭ ЙХКЪ. нРПЮАНРЙЮ ЙЮЙ «яЮОТХПЮ», РЮЙ Х СОПЮБКЪЕЛШУ ПЮЙЕР ГЮРЪМСКЮЯЭ Х ГЮБЕПЬХКЮЯЭ, ЙНЦДЮ ОНКШУЮК ОНФЮП БНИМШ БН бЭЕРМЮЛЕ. бНГЛНФМН, ЩРН НАЯРНЪРЕКЭЯРБН Х ЯРЮКН ЦКЮБМНИ ОПХВХМНИ ГЮОСЯЙЮ ОЕПЕУБЮРВХЙЮ Б ЯЕПХИМНЕ ОПНХГБНДЯРБН, МЕ ДНФХДЮЪЯЭ НЙНМВЮМХЪ ЕЦН ЦНЯСДЮПЯРБЕММШУ ХЯОШРЮМХИ.

б НРКХВХЕ НР лХц-21от, МЮ лХц-21я, ЙПНЛЕ пкя «яЮОТХП-21», СЯРЮМНБХКХ МЮЙКЮДМНИ РНОКХБМШИ АЮЙ АНКЭЬЕИ ЕЛЙНЯРХ, ОНД ЙПШКНЛ ДНАЮБХКХ ЕЫЕ ДБЮ СГКЮ ОНДБЕЯЙХ БННПСФЕМХЪ, ГЮХЛЯРБНБЮБ ХУ НР лХц-21п. рЕОЕПЭ ХЯРПЕАХРЕКЭ ЛНЦ МЕЯРХ НДМНБПЕЛЕММН ОН ДБЕ ПЮЙЕРШ п-3я Х п-3п. йПНЛЕ ЩРНЦН, ДНОСЯЙЮКЮЯЭ ОНДБЕЯЙЮ МЕСОПЮБКЪЕЛШУ ПЕЮЙРХБМШУ ЯМЮПЪДНБ Х АНЛА Б ПЮГКХВМШУ ЙНЛАХМЮЖХЪУ, Б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР ОНЯРЮБКЕММНИ ГЮДЮВХ. мЮ ЩРХУ ФЕ СГКЮУ ЛНЦКХ ОНДБЕЬХБЮРЭЯЪ Х ДБЮ ДНОНКМХРЕКЭМШУ РНОКХБМШУ АЮЙЮ (МЕ ЯВХРЮЪ ОНДТЧГЕКЪФМНЦН). йЮЙ Х МЮ лХц-21отл, ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ ПЮЯОНКЮЦЮКЮЯЭ ЦНМДНКЮ цо-9 Я ДБСУЯРБНКЭМНИ ОСЬЙНИ ць-23, ОПЕДМЮГМЮВЕММНИ ДКЪ АКХФМЕЦН ЛЮМЕБПЕММНЦН АНЪ Х ОНПЮФЕМХЪ МЮГЕЛМШУ ЖЕКЕИ.

уНРЪ, ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙНЛ, лХц-21я ГЮЛЕРМН ОНРЪФЕКЕК, НМ ОН-ОПЕФМЕЛС НЯМЮЫЮКЯЪ ДБХЦЮРЕКЕЛ п11т2я-300. оПЮБДЮ, АШКЮ ОПЕДСЯЛНРПЕМЮ ГЮЛЕМЮ рпдт АНКЕЕ ЛНЫМШЛ п13-300 Я СБЕКХВЕММШЛ Б ОНКРНПЮ ПЮГЮ ГЮОЮЯНЛ ЦЮГНДХМЮЛХВЕЯЙНИ СЯРНИВХБНЯРХ. п13-300 НРКХВЮКЯЪ МЕ РНКЭЙН ОНБШЬЕММНИ МЮДЕФМНЯРЭЧ, МН Х ОПНЯРНРНИ НАЯКСФХБЮМХЪ, ЬХПНЙХЛ АЕЯЯРСОЕМВЮРШЛ ДХЮОЮГНМНЛ ПЕФХЛНБ «ТНПЯЮФ» Я ОКЮБМШЛ ХГЛЕМЕМХЕЛ РЪЦХ. мНЛХМЮКЭМЮЪ РЪЦЮ ДБХЦЮРЕКЪ ЯНЯРЮБКЪКЮ 3400 ЙЦЯ, Ю МЮ ОЕПБНЛ ТНПЯЮФМНЛ ПЕФХЛЕ — 6600 ЙЦЯ, СДЕКЭМШИ ПЮЯУНД РНОКХБЮ МЮ МНЛХМЮКЕ — 0,91 ЙЦ/ЙЦЯ, ЯСУЮЪ ЛЮЯЯЮ — 1134,6 ЙЦ.

нАМНБХКНЯЭ МЕ РНКЭЙН ОХКНРЮФМН-МЮБХЦЮЖХНММНЕ, МН Х ЯОЕЖХЮКЭМНЕ НАНПСДНБЮМХЕ. мЮОПХЛЕП, БЛЕЯРН ЙПЕМНБНЦН ЮБРНОХКНРЮ ОНЯРЮБХКХ юо-155, ОНГБНКЪБЬХИ МЕ РНКЭЙН ЯНУПЮМЪРЭ ОНКНФЕМХЕ ЛЮЬХМШ НРМНЯХРЕКЭМН РПЕУ НЯЕИ, МН Х ОПХБНДХРЭ ЕЕ Й ЦНПХГНМРЮКЭМНЛС ОНКЕРС ХГ КЧАНЦН ОНКНФЕМХЪ Я ОНЯКЕДСЧЫЕИ ЯРЮАХКХГЮЖХЕИ БШЯНРШ Х ЙСПЯЮ. яРЮМЖХЪ яон-10 ОПЕДСОПЕФДЮКЮ НА НАКСВЕМХХ ЯЮЛНКЕРЮ ПЮДХНКНЙЮРНПНЛ ОПНРХБМХЙЮ, Ю ГЕПЙЮКЮ Б ЙЮАХМЕ СКСВЬХКХ НАГНП ГЮДМЕИ ОНКСЯТЕПШ. йЮРЮОСКЭРМНЕ ЙПЕЯКН йл-1 (яй-3) НАЕЯОЕВХБЮКН ЯОЮЯЕМХЕ КЕРВХЙЮ БН БЯЕЛ ДХЮОЮГНМЕ ЯЙНПНЯРЕИ Х БШЯНР, БЙКЧВЮЪ БГКЕР Х ОНЯЮДЙС. сЯХКЕММЮЪ ОЕПЕДМЪЪ ЯРНИЙЮ Х СБЕКХВЕММЮЪ АЮГЮ ГЮДЕКЙХ ЬРНЙЮ ЮЛНПРХГЮРНПЮ НЯМНБМШУ НОНП ЬЮЯЯХ, ГЮЫХРЮ ПЪДЮ СГКНБ Х ЯНЕДХМЕМХИ НР ГЮЦПЪГМЕМХЪ, Ю РЮЙФЕ БМЕЬМЪЪ ЦЕПЛЕРХГЮЖХЪ КЧЙНБ ТЧГЕКЪФЮ НАЕЯОЕВХБЮКХ ЛЮЯЯНБСЧ ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ ЯЮЛНКЕРНБ ДЮФЕ Я ЛЮКНОНДЦНРНБКЕММШУ ЦПСМРНБШУ ЮЩПНДПНЛНБ. бМЕДПЕМХЕ АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШУ ЯПЕДЯРБ МЮГЕЛМНЦН НАЯКСФХБЮМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ ГМЮВХРЕКЭМН ЯНЙПЮРХКН ОНДЦНРНБЙС ЕЦН Й ОНБРНПМНЛС БШКЕРС.

кЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ лХц-21я МЮВЮКХЯЭ Б 1964 ЦНДС, Х Б ЯКЕДСЧЫЕЛ ФЕ ЦНДС цНПЭЙНБЯЙХИ ЮБХЮЖХНММШИ ГЮБНД БШОСЯРХК ОЕПБШЕ 25 ЯЕПХИМШУ ЛЮЬХМ (РХО «95»).
кру:

лНДХТХЙЮЖХЪлХц-21я
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л7.15
дКХМЮ, Л14.10
бШЯНРЮ, Л4.71
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л223.00
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ8150
РНОКХБЮ2320
рХО ДБХЦЮРЕКЪ1 рпдт п-11т2я-300
рЪЦЮ, ЙЦЯ1 У 6175
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В
МЮ БШЯНРЕ2230
С ГЕЛКХ1300
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ
АЕГ ора1240
Я ора1610
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л18000
лЮЙЯ. ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММЮЪ ОЕПЕЦПСГЙЮ8
щЙХОЮФ1
бННПСФЕМХЕ:23-ЛЛ ОСЬЙЮ ць-23к ВЕРШПЕ сп й-13 ХКХ п-гя ХКХ пя-2ся ЙНМРЕИМЕП Я 23-ЛЛ ОСЬЙНИ ць-23 ХКХ ос мюп я-24
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
вЕПРЕФ «лХЙНЪМ,цСПЕБХВ лХц-21 (1)

» вЕПРЕФ «лХЙНЪМ,цСПЕБХВ лХц-21 (2)» яРЮРЭЪ «лХц-21 Б ббя хМДХХ» яРЮРЭЪ «лХц-21 ОПНРХБ «лХПЮФЮ» яРЮРЭЪ «аНЕБЮЪ ОЮКХРПЮ лХц-21 Б еЦХОРЕ» яРЮРЭЪ «нОЕПЮЖХЪ «оЕМХЖХККХМ» (сЦНМ лХц-21)»
тНРНЦПЮТХХ:

лХц-21я
лХц-21я
лХц-21я
лХц-21я
юПЯЕМЮК лХц-21я
йЮАХМЮ ОХКНРЮ лХц-21я

яУЕЛШ:

яУЕЛЮ ОНДБЕЯЙХ БННПСФЕМХЪ лХц-21я

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

лХц-21я ббя яяяп
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
мХЙНКЮИ ъЙСАНБХВ. хЯРПЕАХРЕКЭ лХц-21. оНЯКЕДМХЕ ЛНДХТХЙЮЖХХ йПШКЭЪ пНЯЯХХ. хЯРНПХЪ Х ЯЮЛНКЕРШ нйа «лХц» йПШКЭЪ пНДХМШ. еТХЛ цНПДНМ. пНФДЕМХЕ ДНКЦНФХРЕКЪ еТХЛ цНПДНМ, бКЮДХЛХП йКХЛНБ. лХц-21 йПШКЭЪ пНДХМШ. щ.щЦЕМАСПЦ. яБЕПУГБСЙНБНИ ПЕЮЙРХБМШИ «лХц» хЯРНПХЪ ЙНМЯРПСЙЖХИ ЯЮЛНКЕРНБ Б яяяп 1951-1965ЦЦ. Famous Russian Aircraft. Yefim Gordon, Dmitry Kommisarov, Keith Dexter. Mikoyan MiG-21 Squadron/Signal. Aircraft Number 131. Don Linn, Don Spering. MiG-21 Fishbed in Action PKL. MiG-21

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2011

Боевое применение

Впервые в военных действиях истребитель МиГ-21 применили во Вьетнамском конфликте (1966). Американские F-104 Starfighter и Phantom уступали сверхзвуковым советским штурмовикам в способности маневрировать, в особенности в ближних сражениях.

Первые машины из семейства 21-х МиГов не были оснащены пушками. Значение этого упущения стало понятно практически сразу после первых боев, поэтому штурмовики доукомплектовали пушечным вооружением. Отстрелявшись ракетами, летчики применяли пушечный огонь.

Появление 21-х МиГов в 1966 году на вьетнамском небе стало переломным моментом, и уже через 2 года начались мирные переговоры. Военные техники называют Phantom достойной машиной, но дело в том, что этот тяжелый перехватчик заточен на оборону авианосцев от сверхзвуковых истребителей.

В 1971 году ЛА из семейства МиГ-21 применялись в вооруженном противостоянии Индиеи и Пакистана: в индийских авиационных войсках числились на вооружении несколько модификаций сверхзвукового штурмовика.

Противники использовали J-6 (китайская версия МиГ-19), французский Dassault Mirage III, американский F-104 Starfighter. Потери противника в самолетах вдвое превышали потери Индии.

В арабо-израильском конфликте 1973 года МиГам противостояли Mirage III и F-4 Phantom II. Потери Египта и Сирии были значительно ниже, чем у израильской стороны.

Стоит отметить, что советские штурмовики уступали французским ЛА в дальности полета, возможностях РЛС, обзоре, но превосходили в способности маневрировать.

В Афгане в боевых действиях использовались самолеты версий МиГ-21бис, МиГ-21УМ, МиГ-21Р.

Когда у США и Франции появились истребители 4-го поколения, превосходящие МиГ-21 по целому ряду параметров, МиГ-21 утратил превосходство.

Интересные факты

В 1963 году при работе над МиГ-21ПФ конструкторы предприняли попытку установить в дополнение к колесному шасси титановые лыжи с целью снизить нагрузку при посадке на грунтовой аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовики «шпарили с ветерком по грязище», в то время как грузовики застревали.

МиГи на лыжах так и не были выпущены, но идея пригодилась для Су-7БКЛ.

У МиГа-21 было несколько прозвищ: Балалайкой прозвали за форму крыльев, Веселый – за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (первые версии) – за наличие всего лишь 2 подвесок.

МиГом-21 заинтересовалась израильская разведка, заполучить самолет из ВВС Ирака хотели через подкупленного летчика. Была разработана операция под названием «Пенициллин» (1966).

Но первая попытка провалилась, вместо передового штурмовика предатель пригнал устаревший Як. Поэтому был завербован еще один иракский летчик.

Подходящий случай представился не сразу, так как русские, просчитав возможность угона, заправляли топливные цистерны не полностью, а только для учебных полетов. В августе, когда был запланированы длительные полеты, предатель угнал машину в Израиль.

Возможно, если бы не эти события, расклад в войне Израиля с арабами в 1967 году, был бы иным…

«Качество товаров и услуг удовлетворяет наших партнеров из ЕС и НАТО»

Надежные, но устаревшие машины власти Хорватии периодически отправляют на модернизацию. И в 2013 году тендер на эти работы выиграло украинское предприятие «Укрспецэкспорт».

По условиям контракта, украинская сторона обязалась модернизировать 7 МиГ-21 «для ВВС тактической авиации ПВО Республики Хорватия», а также поставить «еще пять отремонтированных МиГ-21, которые являются собственностью ГП «Одессавиаремсервис».

Стоимость контракта тогда оценивалась в 10,5 миллионов евро. Гендиректор «Укрспецэкспорта» Дмитрий Перегудов в 2013 году заявлял, что успех украинских оружейников в Хорватии продемонстрировал — Украина прочно удерживает свои позиции значимого игрока на рынке вооружений.

«Качество и стоимость товаров и услуг военного назначения, предоставляемых ГК „Укроборонпром“ и ГК „Укрспецэкспорт“, удовлетворяет наших партнеров из ЕС и НАТО. Украина и далее намерена развивать военно-техническое сотрудничество с европейскими государствами. Благодаря высокому потенциалу отечественного ОПК, наши позиции не смогла пошатнуть даже массированная пропагандистская кампания конкурентов», — цитировало Перегудова агентство «Интерфакс-Украина».

Статья по теме

Чужая «Мрия». Украина продала Китаю самый большой в мире самолёт

Послесловие

Последняя модификация МиГ-21бис разительно отличалась от предшествующих версий в лучшую сторону. Боевая оснастка была увеличена по весу и арсеналу. На подвеске, например, можно было разместить до 10 стокиллограммовых бомб, УБ-32 и другое вооружение.

Благодаря автоматическому прицелу обстреливать противника было возможно даже при перегрузках.

МиГ-21бис, будучи истребителем, давал фору истребителям-бомбардировщикам и отлично справлялся с уничтожением наземных целей. Даже сейчас находятся на вооружение в ряде стран легендарные самолеты МиГ-21– вот характеристика, говорящая лучше всех остальных.

Подробнее о самолете

Инженеры-конструкторы при разработке военного летательного аппарата вносили несколько модернизаций в первые модели. Благодаря такой работе ученым удалось собрать научную информацию относительно разработки военной техники, которая оказалась бесценной.

Модернизация МиГ-21 помогла конструкторам создать военно-воздушный аппарат с отменными техническими и летными характеристиками, способный нести полный комплект вооружения, успешно поражать противника с воздуха, практически не раскрывая своего месторасположения. Вышеперечисленные характеристики современный истребитель сумел проявить на деле, принимая участие практически во всех военных действиях, имеющих место в разных частях нашей необъятной планеты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]