В годы Великой Отечественной Войны конструкторское бюро Сергея Ильюшина прославилось, в первую очередь, штурмовиками и бомбардировщикам. В послевоенные годы, однако, КБ стало известно, как разработчик пассажирских и транспортных самолётов. Разработки военного назначения обычно оставались опытными.
Но в производство пошёл, например, самолёт радиоразведки Ил-20. Эти машины, разработанные на базе пассажирского лайнера Ил-18, до сих пор стоят на вооружении и активно применяются. Только в последние годы «двадцатые» начали понемногу заменяться более современными разведчиками.
История создания
В 50-е годы в Советском Союзе создали ряд турбовинтовых пассажирских лайнеров. И, что интересно, каждый из них имел «родственника» военного назначения. На базе Ту-144 был создан самолёт дальнего обнаружения Ту-126. Ан-10 имел грузовой аналог – Ан-12. Ну а самый распространённый и долговечный из тройки – Ил-18 – стал основой для машины радиотехнической разведки.
Разведка – самая очевидная задача, которую можно было доверить самолёту, потому и первые военные аэропланы были разведчиками, вооружёнными обычно фотоаппаратами. Однако развитие зенитных ракет в 50-х годах изменило расклад сил. Летать над территориями государств с сильной ПВО стало невозможно даже высотным разведчикам. И уже в 1964 году в США на вооружение приняли самолёт RC-135, способный вести наблюдения, не нарушая советских границ. В 1965 году создать аналогичный разведчик поручили КБ Ильюшина.
В 1967 году в средство радиоразведки начали переделывать серийный лайнер Ил-18Д.
На эту реконструкцию ушёл год. В марте 1968 года Ил-20 ушёл в первый полёт, а в 1969 году завершились опытные полёты, которые решили засчитывать одновременно как государственные испытания. Самолёт рекомендовали запускать в серию.
Сильные и слабые стороны Ил-20
Ил-20 создавался на основе пассажирского самолёта Ил-18, поэтому имеет практически идентичную конструкцию, а значит, все положительные и отрицательные аэродинамические характеристики он целиком «унаследовал» от своего пассажирского собрата. Устойчивость самолёта в воздухе и его надёжность также стали следствием этого «родства».
Если говорить о характеристиках Ил-20, связанных исключительно с его основной деятельностью, то здесь следует отметить, что он был первым в подобном роде самолётом, разработанным и производимым в Советском Союзе. Тем не менее, за годы службы в Вооружённых Силах СССР самолёт показал себя с хорошей стороны. Так, Ил-20 исправно нёс службу и не подводил на учениях. А большое количество модификаций самолёта доказывают, что концепция его была выбрана весьма удачно, благодаря чему Ил-20 состоит на вооружении и сегодня, спустя почти 50 лет после своего первого полёта.
Однако неутешительным является тот факт, что Ил-20 уже морально устаревает, и это может стать причиной скорого его снятия с вооружения, причём сразу после появления нового самолёта радиоэлектронной борьбы и разведки.
Конструкция
По конструкции самолёт Ил-20 в основном схож с прототипом – лайнером Ил-18. Это цельнометаллический низкоплан с 4 турбовинтовыми моторами. Фюзеляж-полумонокок имеет обшивку из дюраля, листы которой крепятся к силовому набору заклёпками. Большую часть фюзеляжа занимает герметичная кабина, разделённая на 2 палубы.
Крыло – в виде трапеции, со съёмными консолями, оснащено 2-щелевыми закрылками и 2-секционными элеронами. Хвостовое оперение состоит из стабилизатора с рулями высоты и киля с рулём поворота.
Разведчик оснащён 4 турбовинтовыми двигателями АИ-20М. Каждый мотор имеет 10-ступенчатый компрессор и 3-ступенчатую турбину, взлётная мощность на валу винта – 4250 сил. Пропеллеры – автоматически изменяемого шага. Топливо поступает из крыльевых баков – часть из баков мягкого типа (размещены в центроплане), а часть — кессонные в консолях. Система управления у «Ила» – механическая, плоскости управляются с помощью тяг и тросов, без участия усилителей, имеется автопилот.
Главным отличием Ил-20 было, разумеется, специальное оборудование.
В бывшем пассажирском отсеке разместили фотоаппараты модели А-87П, предназначенные для перспективного фотографирования поверхности земли. Объективы фотоаппаратов прятались за боковыми обтекателями. Эти же обтекатели скрывали антенны РЛС «Ромб», определявшей местоположение радаров противника (по направлению и частоте).
Под фюзеляжем разведчика устанавливалась гондола, в которой находилась РЛС бокового обзора – «Игла-1». Эта станция, в отличие от «Ромба», позволяла не только обнаруживать излучение других радаров, но и получать радиолокационное изображение местности, по качеству и разрешению не уступавшее фотографиям.
Кроме этого, Ил-20 оснащался системой «Квадрат», схожей по функционалу с «Ромбом», но способной точно определять тип источников перехваченного излучения (отслеживалась, в том числе, и мощность излучения). А система «Вишня» позволяла прослушивать переговоры в открытом эфире.
Экипаж Ил-20 состоял из 2 пилотов, бортинженера и радиста. Радиоэлектронное оборудование находилось под контролем 6 операторов. В задней части бывшего пассажирского отсека обустраивалось бытовое помещение. Бывший люк багажного отсек был переделан в эвакуационный, для покидания самолёта с парашютом.
Задачи
Во время учений или при подготовке агрессии вооруженные силы любого государства особенно нуждаются в слаженности, которую обеспечивают войска связи. В идеальном случае сопредельная сторона желает знать весь объем передаваемой информации, но и по интенсивности радиообмена можно очень многое понять. В салоне Ил-20М располагается высококлассный военный лингвист-переводчик, постоянно слушающий открытые каналы связи. Он владеет языком сопредельного государства в совершенстве, знает диалекты и жаргон, используемый военнослужащими армии вероятного противника. Как ни странно, очень большая часть полезных сведений добывается этим немудреным способом. Болтун не только у нас находка для шпиона.
Но не только подслушивать, но и подсматривать может Ил-20М (разведчик). Фото, сделанные высококачественным аппаратом А-87П, за много километров помогут сделать выводы о военной активности, и для этого не нужно пересекать государственную границу. Ну и, конечно же, запеленговать иностранные РЛС тоже не повредит.
Модификации
Разведчики Ил-20 с усовершенствованным оборудованием получили обозначения Ил-20М и –М1. Количество операторов разведывательной аппаратуры при этом возросло до 8. В конце 80-х годов была разработана ещё более совершенная модификация – Ил-20М11.
На базе Ил-20 в 1980 году построили несколько самолётов ракетной телеметрии, которые применялись при испытании ракет, в том числе и космических.
В настоящее время из 4 построенных экземпляров остался один.
Другой, более многочисленной, модификацией самолёта Ил-20 стал командный пункт Ил-22. Такие «летающие штабы» предназначались для командующих округов и главкомов, оснащались множеством систем дальней связи. Помимо этого, на Ил-22 появился эвакуационный люк с большое пропускной способностью.
Одна из последних модификаций – помехопостановщик Ил-22ПП, способный парализовать системы самых разных целей – от самолётов ДРЛО до беспилотников. Помехопостановщик приняли на вооружение в 2016 году, а причины, по которым базой для такого современного оборудования стал далеко не новый самолёт, прозаичны. Ни один из современных российских летательных аппаратов по эксплуатационным качествам не подошёл.
Дальнейшая судьба
Самолет Ил-20М можно назвать небесным ветераном. Для мировой авиации подобные явления не редкость, но в каждом из случаев можно констатировать, что долго летает только настоящий шедевр технической мысли. Электронная аппаратура устаревает, но это не беда, ее можно заменить и установить новую.
Ильюшинский самолет оказался очень удачным, прочным, надежным, легким в управлении и экономичным. В настоящее время его просто нечем заменить. Из всех возможных вариантов роль авиационного электронного разведчика может исполнить только реактивный Ту-214, и то только после тщательной и серьезной перекомпоновки, что является делом неблизкой перспективы. Пока же поддержание Илов в работоспособном состоянии стало заботой военного министерства. Разработана программа их глубокой модернизации.
Ил-20М теперь красят в обычный для военной авиации серый цвет. Гражданской ливреей больше в заблуждение никого не введешь. Когда этот самолет приближается к границе, ВВС соседних стран обычно объявляют тревогу…
Эксплуатация
Уже с 1970 года разведчики Ил-20 начали использоваться в учениях и совершать разведывательные полёты. При этом самолёты часто окрашивались в цвета «Аэрофлота» и несли гражданскую регистрацию. Вероятно, именно это поспособствовало тому, что окончательная идентификация машины странами НАТО произошла только в 1978 году. Разведчики Ил-20 и Ил-22 применялись во время войны в Афганистане, причём вторые – обычно не по прямому «командному» назначению, а в качестве мобильных штабных салонов.
В 90-е годы разведчики на базе старых лайнеров стали устаревать, но самолёты Ту-22Р устарели ещё сильнее, а современных разведчиков Ту-22МР было выпущено слишком мало.
Так Ил-20 остался основным средством воздушной радиотехнической разведки. Такие разведчики вошли и в состав группировки российских войск в Сирии. В сентябре 2022 году один из «Илов» по ошибке был сбит сирийскими ПВО.
Лётно-технические характеристики
Американский разведчик RC-135, в ответ на который создавался Ил-20, и является его аналогом.
RC-135 также создавался на базе пассажирского лайнера (реактивного «Боинг-707»).
Ил-20 | RC-135W | |
Размах крыла, м | 37,4 | 39,8 |
Длина, м | 35,9 | 39,2 |
Максимальная взлётная масса, т | 64 | 124 |
Максимальная скорость, км/ч | 675 | 991 |
Потолок, км | 10 | 12 |
Дальность, км | 6200 | 9100 |
RC-135 превосходит отечественный аналог по скоростным качествам, но это является следствием использования более скоростного базового самолёта. А круг выполняемых им задач несколько отличается – RC-135 несёт больше радиоэлектронного оборудования, предназначенного в первую очередь, за контролем над воздушной обстановкой.
Долгая служба Ил-20 – во многом следствие удачно выбранного прототипа – Ил-18 «отстранили» от полётов в России только в 2004 году.
К сожалению, сложно сказать, как бы сложилась его судьба, если бы в 90-е годы удалось построить больше современных разведчиков Ту-22МР. Однако то, что именно Ил-20 оказался самым подходящим самолётом для эксплуатации в тяжёлое время – тоже говорит в его пользу.
Х ТЮЙРХВЕЯЙХ ЯРЮК ОПНРНРХОНЛ яхо МЮ АЮГЕ хК-20.
мЮ хК-18прк Я ЦПНЛЮДМШЛ ОН РЕЛ БПЕЛЕМЮЛ НАРЕЙЮРЕКЕЛ ДКХМНИ НЙНКН 11 ЛЕРПНБ Х БШЯНРНИ НЙНКН 1 ЛЕРПЮ ХЯЯКЕДНБЮКХЯЭ кру (БГКЕРМН-ОНЯЮДНВМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ, ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, ДЮКЭМНЯРЭ ОНКЕРЮ Х ОП.), Б РНЛ ВХЯКЕ Х МЮ ЮБЮПХИМШУ ПЕ ФХЛЮУ (ОПХ ОПЕПБЮММНЛ БГКЕРЕ Х ОП.). я СВЕРНЛ БНГЛНФМШУ СЯКНБХИ ОПХЛЕМЕМХЪ яхо ОПНБЕПЙХ ОПНБНДХКХЯЭ Б ПЮГКХВМШУ ЙКХЛЮРХВЕЯЙХУ ГНМЮУ Я ЮЩПНДПНЛНБ пЮЛЕМЯЙНЕ, бКЮДХЛХПНБЙЮ, рЮЬЙЕМР, юМДХФЮМ, тЕПЦЮМЮ, яЮЛЮПЙЮМД, нЛЯЙ, мНБНЯХАХПЯЙ. оПНБЕДЕММШЕ ХЯОШРЮМХЪ ОНГБНКХКХ БШПЮАНРЮРЭ ПЕЙНЛЕМДЮЖХХ ОН РЕУМХЙЕ ОХКНРХПНБЮМХЪ Х ЛЕРНДХЙЕ ОПХЛЕМЕМХЪ яхо хК-20пр МЮ КЧАШУ ХЯОШРЮРЕКЭМШУ ОНКХЦНМЮУ Х РПЮЯЯЮУ яяяп.
мЮ хК-18прк НРПЮАЮРШБЮКХЯЭ ЙНМЯРПСЙЖХХ ЯНБЕПЬЕММН МНБШУ БШЯНЙНЩТТЕЙРХБМШУ ЮМРЕММ. вЕРШПЕ ЯЮЛНКЕРЮ ХГ АСДСЫЕЦН НРПЪДЮ яхо хк-20пр
(яяяп-75480 ОН 75483) ОНЯРСОХКХ ЯН ЯАНПНВМШУ КХМХИ ГЮБНДЮ «гМЮЛЪ РПСДЮ» МЮ ллг «яРПЕКЮ» нйа яб. хКЭЧЬХМЮ, ЦДЕ Х ОПНЬКХ ОЕПЕНАНПСДНБЮМХЕ Б яхо. оЕПБНМЮВЮКЭМН МЮ хК-20пр МЕ СЯРЮМЮБКХБЮКХ УБНЯРНБШЕ ЮМРЕММШ Я ОНКСРНПЮЛЕРПНБШЛ НАРЕЙЮРЕКЕЛ, МН ОНЯКЕ ОЕПБНЦН ЖХЙКЮ ХЯОШРЮМХИ ЦНКНБМНЦН яхо («480») АШКН ОПХМЪРН ПЕЬЕМХЕ НА ХУ СЯРЮМНБЙЕ МЮ БЯЕУ ЯЮЛНКЕРЮУ. пСЙНБНДЯРБН ХЯОШРЮМХЪЛХ НЯСЫЕЯРБКЪКЮ ЛЕФБЕДНЛЯРБЕММЮЪ ЙНЛХЯЯХЪ ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ ЙНЯЛНМЮБРЮ No.2 цЕПЛЮМЮ рХРНБЮ. яхоШ хК-20пр ОНЯРСОХКХ Б ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ Б 1980 ЦНДС Я АЮГХПНБЮМХЕЛ МЮ ЮЩПНДПНЛЕ кЕМХМЯЙ (аЮИЙНМСП). нРРСДЮ НМХ ОПХЛЕМЪКХЯЭ ОПХ ГЮОСЯЙЮУ ПЮЙЕР ЯЮЛНЦН ПЮГМНЦН МЮГМЮВЕМХЪ.
б РЕВЕМХЕ 1976-1977 ЦЦ. МЮ ЮЩПНДПНЛЕ «йПЮИМХИ» АШК ЯТНПЛХПНБЮМ НРПЪД РЪФЕКШУ ЯЮЛНКЕРНБ, БНЬЕДЬХИ Б ОЕПБСЧ ЩЯЙЮДПХКЭЧ ЮБХЮЖХНММНЦН ОНКЙЮ. оЕПБШЛ МЮВЮКЭМХЙНЛ НРПЪДЮ яхо ЯРЮК ЛЮИНП ц.о.яЮЛСХКНБ, Ю ОНДПЮГДЕКЕМХЕ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ, НАЯКСФХБЮБЬХУ ХГЛЕПХРЕКЭМШЕ ЙНЛОКЕЙЯШ ЯЮЛНКЕРНБ, БНГЦКЮБХК ЙЮОХРЮМ б.т.рХЛНМХМ. оЕПБШЛХ МЮВЮКЭМХЙЮЛХ яхоНБ АШКХ: ЛЮИНПШ б.о.кНЪМНБ Х б.т.еОХУХМ, ЙЮОХРЮМШ б.о.яЕПНБ Х б.дЕЛАХЖЙХИ.
б ЯНЯРЮБ ЩЙХОЮФЮ ЙЮФДНЦН ЯЮЛНКЕРМНЦН хоЮ БУНДХКН ЬЕЯРЭ ЯОЕЖХЮКХЯРНБ КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ — ОПЮБШИ Х КЕБШИ КЕРВХЙХ, ПЮДХЯР, АНПРХМФЕМЕП, АНПРРЕУМХЙ Х ХМФЕМЕП, НРБЕВЮБЬХИ ГЮ БШДЮВС РНЙНБ ДКЪ ХГЛЕПХРЕКЭМНИ ЮООЮПЮРСПШ, Ю РЮЙФЕ ОЪРЭ ВЕКНБЕЙ, ЩЙЯОКСЮРХПНБЮБЬХУ АНПРНБНИ ХГЛЕПХРЕКЭМШИ ЙНЛОКЕЙЯ, — МЮВЮКЭМХЙ яхоЮ, НОЕПЮРНП яеб, НОЕПЮРНП ютс, ХМФЕМЕП ОН ЯХЯРЕЛЕ апя-4я Х ХМФЕМЕП ОН лю-9 лйря.
б РПЕРЭЕЛ (ХГЛЕПХРЕКЭМНЛ) СОПЮБКЕМХХ ЙНЯЛНДПНЛЮ ПЮАНРС яхоЮ ЙСПХПНБЮКЮ 2-Ъ КЮАНПЮРНПХЪ 2-ЦН НРДЕКЮ, ГЮМХЛЮБЬЮЪЯЪ РЕКЕЛЕРПХВЕЯЙХЛХ ХГЛЕПЕМХЪЛХ. нТХЖЕПШ НРДЕКЮ НЯСЫЕЯРБКЪКХ РЕУМХВЕЯЙНЕ ПСЙНБНДЯРБН БНОПНЯЮЛХ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ АНПРНБНЦН ХГЛЕПХРЕКЭМНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ яхо, НРПЮАЮРШБЮКХ РЮЙРХЙС ХУ ОПХЛЕМЕМХЪ.
б ОЕПХНД ОПХЕЛЮ Х МЮВЮКЭМНИ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ЯЮЛНКЕРМШУ ХГЛЕПХРЕКЭМШУ ОСМЙРНБ КХВМШИ ЯНЯРЮБ НАЯКСФХБЮМХЪ РЕКЕЛЕРПХВЕЯЙХУ ЙНЛОКЕЙЯНБ яхо МЮУНДХКЯЪ Б ЯНЯРЮБЕ НРДЕКЕМХЪ 5-ЦН ХГЛЕПХРЕКЭМНЦН ОСМЙРЮ ЙНЯЛНДПНЛЮ (Б/В 74828, «яЮРСПМ»). щРЮ ПЮГДБНЕММНЯРЭ ЩЙХОЮФЕИ, ЙНЦДЮ КЕРМШИ ЩЙХОЮФ МЮУНДХКЯЪ Б НДМНИ БНХМЯЙНИ ВЮЯРХ, Ю НОЕПЮРНПШ ЙНЛОКЕЙЯЮ — Б ДПСЦНИ, МЕЦЮРХБМН ЯЙЮГШБЮКЮЯЭ МЮ БШОНКМЕМХХ ОНЯРЮБКЕММШУ ГЮДЮВ.
оНЩРНЛС Я 1 ЮБЦСЯРЮ 1978 Ц. ЯОЕЖХЮКХЯРШ ХГЛЕПХРЕКЭМНЦН НРДЕКЕМХЪ АШКХ ОЕПЕБЕДЕМШ Б ЯНЯРЮБ ЮБХЮЖХНММНЦН ОНКЙЮ (Б/В 43009) ОНД ЙНЛЮМДНБЮМХЕЛ ОНКЙНБМХЙЮ й.ю.оНОНБЮ. б ЬРЮРМНИ ЯРПСЙРСПЕ ЮБХЮОНКЙЮ ББЕКХ ДНКФМНЯРЭ ОНЛНЫМХЙЮ ЙНЛЮМДХПЮ ВЮЯРХ ОН яхо, МЮ ЙНРНПСЧ АШК МЮГМЮВЕМ ц.оКСФМХЙНБ. бЯЕ НОЕПЮРНПШ яхо АШКХ БЙКЧВЕМШ Б ЯНЯРЮБ КЕРМШУ ЩЙХОЮФЕИ. я ЩРНЦН ЛНЛЕМРЮ МЮВЮКНЯЭ БШОНКМЕМХЕ ГЮДЮВ НОШРМН-ХЯОШРЮРЕКЭМНИ ПЮАНРШ (нхп) ЕДХМШЛ БНХМЯЙХЛ ЙНККЕЙРХБНЛ. нДМЮЙН МЮ МЮВЮКЭМНЛ ЩРЮОЕ ПЮАНРШ НРПЪДЮ БНГМХЙКХ НАЗЕЙРХБМШЕ РПСДМНЯРХ, ЯБЪГЮММШЕ Я РЕЛ, ВРН КЕРМШИ Х РЕУМХВЕЯЙХИ ЯНЯРЮБ РПСДХКХЯЭ ОН ЯБНХЛ ЮБХЮЖХНММШЛ ГЮЙНМЮЛ Х ПСЙНБНДЪЫХЛ ДНЙСЛЕМРЮЛ, Ю НОЕПЮРНПШ — ОН ЯБНХЛ.
б МЮВЮКЭМШИ ОЕПХНД ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ, Б РЕВЕМХЕ 1976-1977 ЦЦ. ОПНБНДХКХЯЭ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМШЕ ОНКЕРШ ДКЪ СРНВМЕМХЪ РЮЙРХЙН-РЕУМХВЕЯЙХУ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙ АНПРНБШУ ХГЛЕПХРЕКЭМШУ ЙНЛОКЕЙЯНБ Х НРПЮАНРЙХ РЮЙРХЙХ ОПХЛЕМЕМХЪ яхо. оЕПБЮЪ нхп ЯНЯРНЪКЮЯЭ 19 НЙРЪАПЪ 1976 Ц.
оЕПБНМЮВЮКЭМН ДКЪ ПЮАНРШ яхоНБ МЮ ЙНЯЛНДПНЛ ХГ лНЯЙБШ БШДЮБЮКХЯЭ НЦПЮМХВЕММШЕ ДЮММШЕ ОН ЖЕКЕСЙЮГЮМХЧ. оНГФЕ ОПХУНДЪЫХЕ ДЮММШЕ ЯРЮКХ АНКЕЕ ОНКМШЛХ: ЯРЮКХ СЙЮГШБЮРЭ БШЯНРС ОНКЕРЮ ПЮЙЕРШ, Ю РЮЙФЕ ЬХПНРС Х ДНКЦНРС ЖЕКХ ВЕПЕГ НОПЕДЕКЕММШЕ ОПНЛЕФСРЙХ БПЕЛЕМХ. оН ЩРХЛ ДЮММШЛ МЮ БШВХЯКХРЕКЭМНЛ ЖЕМРПЕ ЙНЯЛНДПНЛЮ БШАХПЮКЮЯЭ ХЯУНДМЮЪ РНВЙЮ ОНКЕРЮ ЯЮЛНКЕРМНЦН ОСМЙРЮ Х ЯРПНХКЮЯЭ ДЮКЭМЕИЬЮЪ РПЮЕЙРНПХЪ ОНКЕРЮ яхоЮ ДКЪ ОНКСВЕМХЪ ЛЮЙЯХЛЮКЭМНЦН ЙНКХВЕЯРБЮ РЕКЕЛЕРПХВЕЯЙНИ ХМТНПЛЮЖХХ МЮ ХМРЕПЕЯСЧЫЕЛ СВЮЯРЙЕ.
оНЯРЕОЕММН ЯКНФХКЮЯЭ СМХЙЮКЭМЮЪ ЛЕРНДХЙЮ ПЮАНРШ яхоЮ, ОНГБНКЪБЬЮЪ ЩТТЕЙРХБМН ОПНБНДХРЭ ХГЛЕПЕМХЪ. гЮ ВЮЯ ДН ПЮАНРШ НДХМ ХКХ ДБЮ хК-20пр БШУНДХКХ Б ХЯУНДМШИ ПЮИНМ Х АЮППЮФХПНБЮКХ Б НФХДЮМХХ ГЮОСЯЙЮ ПЮЙЕРШ. оПХ ОСЯЙЕ НМХ ЯНОПНБНФДЮКХ ПЮЙЕРС ОН ЙСПЯС ЕЕ ОНКЕРЮ, ОПНКЕРЮЪ Б ЯРНПНМЕ МЮ ПЮЯЯРНЪМХХ Б 50-100 ЙЛ. бШАНП ЮМРЕММ, МЮ ЙНРНПШЕ БЕКЯЪ ОПХЕЛ РЕКЕЛЕРПХВЕЯЙНИ ХМТНПЛЮЖХХ, ГЮБХЯЕК НР БШЯНРШ ОНКЕРЮ ПЮЙЕРШ. оПХ ОНКЕРЕ ПЮЙЕРШ, ЯОСЯЙЮЕЛНЦН ЮООЮПЮРЮ ХКХ ЦНКНБМНИ ВЮЯРХ МЮ МХЯУНДЪЫЕЛ СВЮЯРЙЕ РПЮЕЙРНПХХ ЯНБЕПЬЮКЯЪ ЛЮМЕБП НРБНПНРЮ, Х ОПХЕЛ БЕКЯЪ УБНЯРНБНИ ЮМРЕММНИ.
оН ЛЕПЕ РНЦН, ЙЮЙ АНЕБШЕ ПЮЯВЕРШ яхоНБ НЯБЮХБЮКХ ЛЕРНДШ ХГЛЕПЕМХИ Б ПЮГКХВМШУ СЯКНБХЪУ, ЬКН ПЮЯЬХПЕМХЕ МНЛЕМЙКЮРСПШ ХГДЕКХИ, ЙНРНПШЕ НАЯКСФХБЮКХ ЯЮЛНКЕРМШЕ ОСМЙРШ.
оПЕФДЕ БЯЕЦН, хК-20пр НАЕЯОЕВХБЮКХ РЕКЕЛЕРПХВЕЯЙХЛХ ХГЛЕПЕМХЪЛХ ГЮОСЯЙХ Я ЙНЯЛНДПНЛЮ аЮИЙНМСП ПЮЙЕР ЙНЯЛХВЕЯЙНЦН МЮГМЮВЕМХЪ ОН «МЕНАНПСДНБЮММШЛ РПЮЯЯЮЛ», ЙНЦДЮ яхоШ АШКХ ЕДХМЯРБЕММШЛ ЯПЕДЯРБНЛ ОНКСВЕМХЪ ХМТНПЛЮЖХХ МЮ МЕЙНРНПШУ СВЮЯРЙЮУ ОНКЕРЮ. яЮЛНКЕРМШЕ ОСМЙРШ НЙЮГЮКХЯЭ ЩТТЕЙРХБМШЛ ЯПЕДЯРБНЛ ОПХ НАЕЯОЕВЕМХХ ОНЯЮДЙХ ЙЮОЯСК Х ЯОСЯЙЮЕЛШУ ЮООЮПЮРНБ ЯН ЯОСРМХЙНБ ТНРНПЮГБЕДЙХ: ОНКСВЮЪ ЯХЦМЮК Я ЙЮОЯСКШ, НОЕПЮРНПШ яхоЮ ОЕПЕДЮБЮКХ ДЮММШЕ МЮГЕЛМШЛ Х ЮБХЮЖХНММШЛ ОНХЯЙНБШЛ ЙНЛЮМДЮЛ, ВРН ЯСЫЕЯРБЕММН ОНБШЬЮКН НОЕПЮРХБМНЯРЭ ДНЯРЮБЙХ ХМТНПЛЮЖХХ.
гЮВЮЯРСЧ яЕБЕПМШИ Х рХУННЙЕЮМЯЙХИ ТКНРШ ГЮЙЮГШБЮКХ яхоШ ДКЪ НАЯКСФХБЮМХЪ ЯБНХУ ГЮОСЯЙНБ. гДЕЯЭ ЯЮЛНКЕРМШЕ ХГЛЕПХРЕКЭМШЕ ОСМЙРШ Б НЯМНБМНЛ «ПЮАНРЮКХ» ОПХ ОСЯЙЮУ ЙПШКЮРШУ ПЮЙЕР. оПХ ОПНБЕДЕМХХ нхп Х СВЕАМН-АНЕБШУ ОСЯЙНБ ПЮЙЕР Я АНЕБШУ ОНГХЖХИ ПЮЙЕРМШУ ОНКЙНБ ХГ-ОНД рЮРХЫЕБЮ Х йНЯРПНЛШ яхоШ НЯРЮБЮКХЯЭ ЕДХМЯРБЕММШЛ ХЯРНВМХЙНЛ ОНКСВЕМХЪ РЕКЕЛЕРПХВЕЯЙНИ ХМТНПЛЮЖХХ.
хГПЕДЙЮ АЮИЙНМСПЯЙХЕ ЯЮЛНКЕРМШЕ ОСМЙРШ НАЯКСФХБЮКХ Б ПЮИНМЕ ЙНЯЛНДПНЛЮ йЮОСЯРХМ ъП ОСЯЙХ ПЮЙЕР ЙКЮЯЯЮ «БНГДСУ-ГЕЛКЪ» Х АЕЯОХКНРМШУ ЯЮЛНКЕРНБ-ПЮГБЕДВХЙНБ. хМНЦДЮ ПЮЙЕРЮЛХ Я йЮКъПЮ ЯРПЕКЪКХ МЮ АНКЭЬСЧ ДЮКЭМНЯРЭ — ДН аЮКУЮЬЮ; яхоШ Б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ РЮЙФЕ АЮГХПНБЮКХЯЭ БН бКЮДХЛХПНБ-ЙЕ, МЕОНДЮКЕЙС НР йЮОСЯРХМЮ ъПЮ, Х ТХЙЯХПНБЮКХ ПЮГБНПНРШ КЕРЪЫЕИ ПЮЙЕРШ, ПЮАНРС ПСКЕИ, СЯРНИВХБНЯРЭ ПЮАНРШ ДБХЦЮРЕКЕИ.
б ЩРХ ФЕ ЦНДШ ЛМНЦН ЯЮЛНКЕРН-БШКЕРНБ АШКН ЯДЕКЮМН Х МЮ ОНКХЦНМШ кЕРМН-ХЯЯКЕДНБЮРЕКЭЯЙНЦН ХМЯРХРСРЮ ббя ХЛЕМХ л.цПНЛНБЮ, ЦДЕ РЮЙФЕ ХЯОШРШБЮКХЯЭ ЙПШКЮРШЕ ПЮЙЕРШ МНБНЦН ОНЙНКЕМХЪ.
мЕНДМНЙПЮРМН яхоШ КЕРЮКХ МЮ йЮЛВЮРЙС ОПХ ХЯОШРЮРЕКЭМШУ ОСЯЙЮУ Я аЮИЙНМСПЮ ЛЕФЙНМРХМЕМРЮКЭМШУ АЮККХЯРХВЕЯЙХУ ПЮЙЕРЕ ПЮГДЕКЪЧЫХЛХЯЪ ЦНКНБМШЛХ ВЮЯРЪЛХ. оПНАКЕЛЮ ХГЛЕПЕМХИ Б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ ГЮЙКЧВЮЕРЯЪ Б РНЛ, ВРН ЦНКНБМЮЪ ВЮЯРЭ АНЕБНИ ПЮЙЕРШ, ЯНБЕПЬЮЪ ОНКЕР ОН АЮККХЯРХВЕЯЙНИ РПЮЕЙРНПХХ, ОПХ ОНДКЕРЕ Й йЮЛВЮРЙЕ НЙЮГШБЮЕРЯЪ Б ОКЮГЛЕ. пЮДХНЯХЦМЮКШ ВЕПЕГ ОКЮГЛС МЕ ОПНУНДЪР, Х МЮГЕЛМШЛ ЯПЕДЯРБЮЛ ХГЛЕПЕМХИ НВЕМЭ РПСДМН ОНКСВХРЭ ХМТНПЛЮЖХЧ. яхоЮЛ ПЮАНРЮРЭ РНФЕ АШКН МЕОПНЯРН, Х ХЛ ЯРЮБХКЮЯЭ ГЮДЮВЮ ОНКСВХРЭ УНРЭ ЙЮЙХЕ-РН ДЮММШЕ. нМХ Я ЩРНИ ГЮДЮВЕИ ЯОПЮБКЪКХЯЭ, ОНКСВЮЪ ОН МЕЯЙНКЭЙН ЯЕЙСМД ЖЕММЕИЬЕИ ХМТНПЛЮЖХХ Н ОНБЕДЕМХХ ЦНКНБМШУ ВЮЯРЕИ ОПХ ЯМХФЕМХХ.
оПХ ЯРПЕКЭАЕ лап Б ЮЙБЮРНПХЧ рХУНЦН НЙЕЮМЮ ХКХ ОСЯЙЮУ ЙНЯЛХВЕЯЙХУ ПЮЙЕР ОН ЯКНФМШЛ РПЮЕЙРНПХЪЛ яхоШ ХМНЦДЮ СУНДХКХ Б рХУХИ НЙЕЮМ МЮ 1000-1500 ЙЛ ГЮ йСПХКЭЯЙСЧ ЦПЪДС.
оНЯКЕ ГЮОСЯЙЮ НПАХРЮКЭМНИ ЯРЮМЖХХ «лХП» ЯЮЛНКЕРМШЛХ ХГЛЕПХРЕКЭМШЛХ ОСМЙРЮЛХ АШКХ СЯОЕЬМН ОПНБЕДЕМШ РЕКЕЛЕРПХВЕЯЙХЕ ЯЕЮМЯШ ЯБЪГХ Я МНБНИ ЯРЮМЖХЕИ.
хМНЦДЮ яхоШ ХЯОНКЭГНБЮКХ ДКЪ ОНЯРЮМНБЙХ ПЮДХНОНЛЕУ. дКЪ ЩРНЦН МЮ АНПРС яхоЮ СЯРЮМЮБКХБЮКЯЪ ДНОНКМХРЕКЭМШИ ОЕПЕДЮРВХЙ, ЙНРНПШИ ВЕПЕГ ютс ПЮАНРЮК МЮ ХГКСВЕМХЕ, ЯНГДЮБЮЪ РЕЛ ЯЮЛШЛ ПЮДХНОНЛЕУХ. оПХ ГЮОСЯЙЮУ ЙПШКЮРШУ ПЮЙЕР Я йЮОСЯРХМЮ ъПЮ йХРЮИ БЕК ОЕПЕУБЮР ХМТНПЛЮЖХХ; ВРНАШ ОНЛЕЬЮРЭ ЩРНЛС, яхо БШКЕРЮК Б ПЮИНМ оПФБЮКЭЯЙЮ Б йХПЦХГХХ, Х Б ЛНЛЕМР ОНДКЕРЮ ЙПШКЮРНИ ПЮЙЕРШ Й ПЮИНМС ОЮДЕМХЪ МЮ аЮКУЮЬЕ БЙКЧВЮКЯЪ ОЕПЕДЮРВХЙ, «ГЮАХБЮЪ» ХГКСВЕМХЕ ОНДКЕРЮЧЫЕИ ПЮЙЕРШ.
нАХКХЕ ГЮДЮВ ДКЪ ЯЮЛНКЕРМШУ ХГЛЕПХРЕКЭМШУ ОСМЙРНБ ЯОНЯНАЯРБНБЮКН РНЛС, ВРН АНЕБШЕ ПЮЯВЕРШ АШЯРПН ОПХНАПЕКХ БШЯНЙСЧ ЙБЮКХТХЙЮЖХЧ. цНДНБНИ МЮКЕРС НОЕПЮРНПНБ ДНУНДХК ДН 200 ВЮЯНБ. мЕЛЮКН ЛЮЯРЕПЯРБЮ РПЕАНБЮКНЯЭ Х НР ЩЙХОЮФЮ ЯЮЛНКЕРЮ — ГЮВЮЯРСЧ ОНКЕРШ ОПНБНДХКХЯЭ Б ЯКНФМШУ ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙХУ СЯКНБХЪУ. йПНЛЕ РНЦН, ДКЪ СЯОЕЬМНИ ПЮАНРШ яхоЮ РПЕАНБЮКЮЯЭ БШЯНЙЮЪ РНВМНЯРЭ БШУНДЮ ЯЮЛНКЕРЮ Б ХЯУНДМСЧ РНВЙС ДКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ХГЛЕПЕМХХ Х СЯРНИВХБШИ ОНКЕР ОН ГЮПЮМЕЕ ГЮОКЮМХПНБЮММНИ РПЮЯЯЕ.
вРН ЙЮЯЮЕРЯЪ ЯСДЭАШ яхоНБ МЮ АЮГЕ хК-18, РН ДН МЮЬХУ ДМЕИ МЕ ДНФХКХ КХЬЭ ДБЕ ЛЮЬХМШ. хК-18прк «220» АШК ЯОХЯЮМ Б ЙНМЖЕ 80-У. пХЯЙСЪ МЮПБЮРЭЯЪ МЮ НУПЮМС, ТЮМЮРШ ЮБХЮЯРЮПХМШ ЛНЦКХ БХДЕРЭ НЯРЮМЙХ ЩРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ (БЛЕЯРЕ Я НЯРЮМЙЮЛХ рС-126) Б КЕЯМНЛ ЛЮЯЯХБЕ Б ПЮИНМЕ кхх. щРН АШКН БН БПЕЛЪ ОПНБЕДЕМХЪ ОЕПБШУ БШЯРЮБНЙ лНЯюЩПНЬНС Х люйя.
бЯЕ яхоШ хК-18пр Х хК-20пр Б ЯБНЕ БПЕЛЪ АШКХ ОЕПЕДЮМШ Б ЯНЯРЮБ ЮБХЮЖХХ блт. «528» ЯЕИВЮЯ ВХЯКХРЯЪ ЙЮЙ РПЮМЯОНПР Б ЮБХЮЖХХ рнт. хГ ОЪРХ хК-20пр ОЕПБНМЮВЮКЭМШЕ ТСМЙЖХХ БШОНКМЪЕР КХЬЭ НДМЮ ЛЮЬХМЮ, Я ЛНДЕПМХГХПНБЮММШЛ БН БРНПНИ ОНКНБХМЕ 1990-У ХГЛЕПХРЕКЭМШЛ ЙНЛОКЕЙЯНЛ. нДХМ ЯЮЛНКЕР ОЕПЕНАНПСДНБЮМ Б «ЯЮКНМ» ДКЪ блт, ЕЫЕ НДХМ — Б РПЮМЯОНПРМШИ Х ОПНДЮМ цмоо «лхп», БУНДЪЫЕЕ Б УНКДХМЦ «кЕМХМЕЖ». вЕРБЕПРШИ хК-20пр МЕ КЕРЮЕР, Х ВРН Я МХЛ ДЕКЮРЭ, ОНЙЮ МЕ ГМЮЧР.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | хК-20пр |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | 37.42 |
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л | 35.90 |
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л | 10.17 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ,Л2 | 140.0 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | 33760 |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 61400 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 4 рбд юх-20л |
лНЫМНЯРЭ, К.Я. | 4 У 4252 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 685 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 550 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 5400 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 8800 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 14 |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | хК-20пр (c) дЛХРПХИ йЮГЮЙНБ |
хК-20пр (c) gorbatuy111 | |
хК-20пр (c) gorbatuy111 | |
хК-20пр (c) дЛХРПХИ йЮГЮЙНБ | |
хК-20пр (c) бКЮДХЯКЮБ еТПЕЛЕМЙН | |
хК-20пр (c) дЛХРПХИ йЮГЮЙНБ | |
хК-20пр (c) дЛХРПХИ йЮГЮЙНБ | |
хК-20пр (c) дЛХРПХИ йЮГЮЙНБ |
яУЕЛШ:
хК-20пр |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
хК-20пр (c) ю. цЮБПХКНБ, б. гНКНРНБ |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
лХП юБХЮЖХХ. оЕРП аЮРСЕБ. яхоШ Х яйхоШ мНБНЯРХ ЙНЯЛНМЮБРХЙХ. н.сПСЯНБ. б МЕАЕ — ХГЛЕПХРЕКЭМШИ ОСМЙР юКЕЙЯЮМДП лЕКЭМХЙНБ. яНБПЕЛЕММЮЪ ЮБХЮЖХЪ пНЯЯХХ. хК-20пр лХП юБХЮЖХХ. яЕПЦЕИ жБЕРЙНБ. хК-20пр — ЯНБЯЕЛ НЯНАЮЪ «ДБЮДЖЮРЙЮ» яЮЛНКЕРШ нйа ХЛЕМХ я.б.хКЭЧЬХМЮ. (ОНД ПЕДЮЙЖХЕИ ц.б. мНБНФХКНБЮ) лХП ЮБХЮЖХХ. яЕПЦЕИ жБЕРЙНБ. йКЮЯЯХЙ «ГНКНРНИ» ЩПШ йПШКЭЪ пНДХМШ. яЕПЦЕИ жБЕРЙНБ. яЛЕМЮ ПЕОЕПРСЮПЮ йПШКЭЪ пНДХМШ. мХЙНКЮИ ъЙСАНБХВ. тЕМНЛЕМ хК-18 Russianplanes.net. хКЭЧЬХМ хК-20пр |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2016