Легкая бронетехника. Бронеавтомобили и бронетранспортеры

У этого термина существуют и другие значения, см. БТР.


Венгерский БТР-50ПУ в Кецеле

БТР-50ПУ
Классификация Командно-штабная машина
Боевая масса, т 14,3
Экипаж, чел. 10
История
Разработчик КБ ЧТЗ
Производитель
Годы разработки 1958
Годы производства с 1958
Годы эксплуатации с 1958
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 7070
Ширина корпуса, мм 3140
Высота, мм 2050
Клиренс, мм 370..400
Бронирование
Тип брони противопульная
Лоб корпуса, мм/град. 8..10
Подвижность
Тип двигателя В-6
Тип:дизельный
Максимальная мощность:240 л. с.
Конфигурация:рядный, 6-цилиндр.
Цилиндров:6
Охлаждение:жидкостное
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 44,6
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10,2 на плаву
Запас хода по шоссе, км 240..260
Запас хода по пересечённой местности, км 180..210
Удельная мощность, л. с./т 16,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,5
Преодолеваемый подъём, град. 38
Преодолеваемая стенка, м 1,1
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м плавет
БТР-50ПУ на Викискладе

БТР-50ПУ

(Индекс ГБТУ —
Объект 750К
) — советская командно-штабная машина. Разработана на базе бронетранспортёра БТР-50. Серийное изготовление было налажено на Волгоградском тракторном заводе и Челябинском тракторном заводе в 1958 году.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Броневой корпус разделён на три отсека. В передней части находится отделение управления, в котором размещён механик-водитель, командир машины и штурман. В верхней правой части лобового листа находится ниша штурмана. В средней части находится штабное отделение. В отличие от базовой машины, в бортовых листах отсутствуют наблюдательные лючки. Для работы с документами в штабном отделении размещён стол. Задняя часть крыши штабного отделения не имеет откидных крышек и выполнена сплошной для закрепления мачты антенны по походному во время марша. В задней части установлен двигатель[1].

Приборы наблюдения и связи

Для наблюдения за местностью, место штурмана оборудовано тремя призменными приборами ТПН-Б. На крыше штабного отделения находится вращающаяся на 360° башенка с установленным прибором наблюдения ТПКУ-2Б. За башенкой находятся два посадочных люка с иллюминатором, благодаря которому в отделении в дневное время суток возможна работа без дополнительного освещения. Узел связи находится в штабном отделении. Связь обеспечивается комплексом радиостанций Р-112, Р-113 и Р-105, двухканальной радиорелейной станцией Р-403БМ, радиоприёмником Р-311, а также полевым коммутатором П-193А. Дополнительно в комплект связи входят четыре катушки с двухпроводными телефонными кабелями по 600 метров каждый и четыре телефонных аппарата. Машина штатно комплектуется тремя четырёхметровыми, одной 11-метровой и одной 10-метровой антеннами. Внутреннее сообщение между экипажем производится с помощью двух комплектов танковых переговорных устройств Р-120. Работа радиостанций осуществляется с помощью агрегата питания АБ-1-П/30. Ориентирование на местности производится с помощью датчиков пути ДП, курсопрокладчика КП-2М1 и гирокурсоуказателя КМ-2[2].

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.


БТР-152. СССР.1947–1952 гг.

Параллельно с БТР-152 на основе полноприводного грузовика ГАЗ-53 разрабатывался сравнительно легкий БТР-40. Военным не понравилось, что он вмещает всего 8 солдат – меньше, чем мотопехотное отделение (11 человек). Однако такие машины подходили для разведки, дозорной службы, охраны колонн грузовиков. В 1954 г. на базе БТР-40 началась разработка уже специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-1), а в 1962 г. появилась БРДМ-2, которая была похожа на БТР-60, только у нее было две оси вместо четырех.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.


БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.


БТР-50. СССР. 1954–1970 гг


БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.


БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.


Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время

БТР США

Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.

Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).


Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг

Модификации

  • БТР-50ПУ
    — базовая модификация, выпускаемая на Челябинском тракторном заводе
    БТР-50ПУМ
    — модернизированная версия БТР-50ПУ с обновлённым составом оборудования[2]
    БТР-50ПУМ1
    — дальнейшая модернизация с изменённым составом оборудования. Принята на вооружение в 1972 году[2]
  • БТР-50ПН
    — вариант выпускаемый на Волгоградском тракторном заводе, отличался от БТР-50ПУ небольшими изменениями в составе оборудования[2]
  • «АМУР 1»
    — конверсионная транспортная машина, выпускаемая 560 БТРЗ.
  • Примечания

    1. А. В. Карпенко
      , Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 77
    2. 1234М. Барятинский
      История создания бронетранспортёра БТР-50 // Бронеколлекция. — Москва: «Моделист-конструктор», 2004. — № 1. — С. 36—38.
    3. Ленский А. Г., Цыбин М. М.
      Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. — С.-Пб.: B&K, 2001. — С. 25, 26. — 294 с. — ISBN 5-93414-063-9.
    4. 12
      [armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database]

    Тактико-технические характеристики БТР-50

    Экипаж, чел.: 2 Десант, чел.: 20 Компоновочная схема: заднемоторная Годы производства: 1954—1970 Количество выпущенных, шт.: до 6500

    Вес БТР-50

    — 14,2 тонн

    Размеры БТР-50

    — Длина корпуса, мм: 7070 — Ширина корпуса, мм: 3140 — Высота, мм: 2030 — Клиренс, мм: 270

    Броня БТР-50

    — Тип брони: стальная катаная гомогенная высокой твёрдости — Лоб корпуса, мм/град.: 10—13 — Борт корпуса, мм/град.: 8—10 — Корма корпуса, мм/град.: 6

    Вооружение БТР-50

    — Пулемёты: 1 × 7,62-мм пулемёт СГМБ (позже ПКМБ)

    Двигатель БТР-50

    — Тип двигателя: В-6ПВГ — Мощность двигателя, л. с.: 240

    Скорость БТР-50

    — Скорость по шоссе, км/ч: 44,6 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10,2 (на плаву)

    — Запас хода по шоссе, км: 380—420 — Запас хода по пересечённой местности, км: 80—140 (на плаву) — Удельная мощность, л. с./т: 16,7 — Тип подвески: индивидуальная торсионная — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,5 — Преодолеваемый подъём, град.: 38° — Преодолеваемая стенка, м: 1,1 — Преодолеваемый ров, м: 2,8 — Преодолеваемый брод, м: плавает

    Литература

    • А.В.Карпенко.
      Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: «Невский Бастион», 1996. — 10 000 экз.
    • М. Барятинский
      История создания бронетранспортёра БТР-50 // Бронеколлекция. — Москва: «Моделист-конструктор», 2004. — № 1. — С. 36—38.
    • Командно-штабная машина управления БТР-50ПУ. Дополнение к руководству по материальной части и эксплуатации бронетранспортёров БТР-50П и БТР-50ПА. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 256 с.

    Т-44 · Т-54 · Т-55 · Объект 416

    ·
    Объект 141
    ·
    Объект 139
    ·
    Объект 907
    ·
    Объект 140
    ·
    Объект 142
    ·
    Объект 430
    ·
    Объект 435
    ·
    Объект 167
    · Т-62 · Т-62А ·
    Объект 920
    · Т-64
    [/td]

    Средние танки
    Тяжёлые танки ИС-3 · ИС-4 · ИС-7

    · Т-10 ·
    Объект 266
    ·
    Объект 277
    ·
    Объект 278
    ·
    Объект 279
    ·
    Объект 770

    Ракетные танки ИТ-1 · Изделие 64992

    ·
    Объект 170
    ·
    Объект 431
    ·
    Объект 757
    ·
    Объект 772
    ·
    Объект 282
    ·
    Объект 906Б
    ·
    Объект 775
    ·
    Объект 287
    ·
    Объект 780

    Огнемётные танки ОТ-54 · Объект 483

    · ТО-55

    БМПТ Объект 781

    ·
    Объект 782
    ·
    Объект 787
    · Объект 199 «Рамка»* ·
    БМПТ-72

    Основные боевые танки Т-62Б

    · Т-64А · Т-64БВ ·
    Объект 476
    ·
    Объект 172
    ·
    Объект 172-2М
    · Т-72 · Т-72А · Т-72Б · Т-72БА · Т-72Б3 ·
    Т-74
    · Т-80 ·
    Т-80А
    ·
    Объект 478
    ·
    Объект 785
    ·
    Объект 187
    ·
    Объект 477
    ·
    Объект 292
    · Т-80У · Т-80УД · Т-90 ·
    Т-90АМ
    ·
    Объект 640
    ·
    Объект 195
    ·
    Т-14 (на базе ТГУП «Армата»)

    Боевые машины ПТРК 2П27 «Шмель» · 2П32 «Фаланга» · 9П19 «Глаз»

    · 9П110 «Малютка» · 9П122 «Малютка-М» · 9П124 «Фаланга-М» · 9П133 «Малютка-П» · 9П137 «Флейта» · 9П148 «Конкурс» · 9П149 «Штурм-С» · 9П157 «Хризантема-С» · 9П161 «Корнет-С» · 9П162 «Корнет-Т»

    Боевые разведывательные машины БРДМ-1 · Объект 760 («танк на воздушной подушке»)

    ·
    БРДМ-ВПК
    ·
    БРДМ-ВПС
    ·
    Объект 8М-906
    · БРДМ-2 · БРДМ-3 · БРМ-1К ·
    БРМ-2
    · БРМ-3К ·
    БКМ ВДВ «Выдра»
    ·
    Патруль-А

    Боевые машины огнемётчиков БМО-1 · БМО-Т
    Бронетранспортёры К-75

    · БТР-40 ·
    БТР-112
    ·
    К-78
    · БТР-152 ·
    ЗИС-153
    · БТР-50 ·
    БТР-Э152В
    ·
    ЗИЛ-153
    ·
    ГТ-Л
    ·
    ГТ-ЛБ
    ·
    Объект 1015
    · БТР-60 · МТ-ЛБ · МТ-ЛБу · ГТ-МУ · БТР-Д · БТР-70 · БТР-80 · БММ-80 · БТР-82 ·
    БТР-90
    ·
    БТР-Т
    · БТР-МД «Ракушка» ·
    БММ-Д
    ·
    «Бумеранг»
    ·
    ДТ-3ПБ
    ·
    «Крымск»

    Бронированные автомобили Урал-4320-09-31 · Урал-Э4320Д-31 · Урал-Э5323Д · ГАЗ-39344

    ·
    «Воин»
    ·
    «Медведь»
    ·
    Урал-6320
    · «Тайфун» · («Тайфун-У» ·
    Урал-63099
    · «Тайфун-К» ·
    КАМАЗ-63969
    ) · «Водник» · «Выстрел» · «Тигр» ·
    «Волк»
    ·
    «Скорпион ЛТА»
    ·
    «Булат»
    ·
    «Горец-К»
    ·
    «Федерал-М» («Звездочёт»)
    ·
    «Скорпион ЛША-Б»

    АСУ-76

    ·
    К-73
    · СУ-100П ·
    СУ-100М
    · АСУ-57 ·
    БСУ-11-57Ф
    ·
    Объект 574
    · АСУ-85 ·
    СУ-152 «Таран»
    ·
    2С14 «Жало-С»
    ·
    2С15 «Норов»
    ·
    «Гермес»
    · 2С25 «Спрут-СД» ·
    2С28 «Спрут-К»
    [/td]

    Противо танковые
    Самоходные гаубицы и миномёты СУ-152Г

    ·
    2А3 «Конденсатор-2П»
    ·
    2Б1 «Ока»
    ·
    САУ с Д-80
    ·
    САУ с Д-80С
    ·
    САУ с Д-80-2
    · 2С1 «Гвоздика» ·
    2С2 «Фиалка»
    · 2С3 «Акация» · 2С4 «Тюльпан» · 2С5 «Гиацинт-С» · 2С7 «Пион» ·
    2С8 «Астра»
    · 2С9 «Нона-С» ·
    2С11 «Гиацинт-СК»
    · 2С12Б «Тунджа-Сани»* ·
    2С17 «Нона-СВ»
    ·
    2С17-2 «Нона-СВ»
    ·
    2С18 «Пат-С»
    ·
    Объект 327
    · 2С19 «Мста-С» ·
    2С21 «Мста-К»
    ·
    2С22 «Колба-3»
    ·
    «Отсек»
    · 2С23 «Нона-СВК» · 2С24 «Дева» ·
    2С26 «Пат-К»
    ·
    2С27 «Риф»
    ·
    «Обжимка»
    ·
    2С30 «Исеть»
    · 2С31 «Вена» ·
    2С33 «Мста-СМ»
    · 2С34 «Хоста» ·
    2С35 «Коалиция-СВ»
    ·
    Коалиция-СВ-КШ
    ·
    2С36 «Зауралец-Д»

    Береговые А-222 «Берег»
    БМ РСЗО и ОТРК
    ТЗМ 9Т451 «Град-1» · ТЗМ «Град-ВД»

    · ТЗМ-Т «Солнцепёк»

    СПУ СПУ 2П2 «Марс» · СПУ 2П4 «Филин» · СПУ 2П5 «Коршун» · СПУ 2П16 «Луна»

    ЗСУ-37-2 «Енисей»

    ·
    Объект 130
    [/td]

    37 мм
    30 мм 2С6 «Тунгуска» · 96К6 «Панцирь-С1» · ЗПРК «Роман»

    ·
    ЗСУ ТКБ-841 «Панцирь-С1-О»

    23 мм ЗСУ-23-4 «Шилка»
    БМ ЗРК и ЗРС
    Стрела-10 БМ 9А35 ЗРК 9К35 «Стрела-10-СВ»
    Сосна БМ ЗРК «Сосна»
    Оса БМ 9А33Б ЗРК 9К33 «Оса»
    Тор БМ 9А330 ЗРК 9К330 «Тор»
    Куб СУРН 1С91 ЗРК 2К12 «Куб» · СПУ 2П25 ЗРК 2К12 «Куб» · СОУ 9А38 ЗРК 2К12М4 «Куб-М4»
    Бук КП 9С470 ЗРК 9К37 «Бук» · СОЦ 9С18 ЗРК 9К37 «Бук» · СОУ 9А310 ЗРК 9К37 «Бук» · ПЗУ 9А39 ЗРК 9К37 «Бук» · РПН 9С36 ЗРК 9К317 «Бук-М2»
    Круг СОЦ 1С12 ЗРК 2К11 «Круг» · СНР 1С32 ЗРК 2К11 «Круг» · СПУ 2П24 ЗРК 2К11 «Круг»
    С-300В КП 9С457 ЗРС 9К81 «Антей-300» · РЛС 9С15 ЗРС 9К81 «Антей-300» · РЛС 9С19 ЗРС 9К81 «Антей-300» · МСНР 9С32 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПУ 9А82 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПУ 9А83 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПЗУ 9А84 ЗРС 9К81 «Антей-300» · ПЗУ 9А85 ЗРС 9К81 «Антей-300»

    Краны КТ-15 · СПК-5 · СПК-12Г
    БМР УР-67 · УР-77 · УР-88

    ·
    УР-93
    · УР-07 · БМР-1 · БМР-2 · БМР-3 · БМР-3М

    ИМР ИМР-1 · ИМР-2 · ИМР-3 · ИМР-3М · «Клин-1» · АЗМ

    ·
    АДЗМ «Восторг-2»
    · БАТ-М · БАТ-2

    РХМ БРДМ-2РХБ · РХМ · РХМ-2 · РХМ-3

    · РХМ-4 · РХМ-5 · РХМ-6 · РХМ-7

    БРЭМ БРЭМ-1 · БРЭМ-2 · БРЭМ-3

    · БРЭМ-80У · БРЭМ-Л · БРЭМ-Д · БРЭМ-К · РМ-Г

    МТУ МТУ · МТУ-20 · МТУ-55 · МТУ-72 · МТУ-90
    МТП МТП-1 · МТП-2 · МТП-3 · МТП-А5
    Другие СПУ-117

    · ИРМ · ИПР · ВТС · КДХР-1Н · БТЗ-3 · ЛКМ-1 · ЛКМ-3 · П-256Г · РПМ-2 · ХТВ-64 · СПМ

    ПРП и ППУ ПРП-3 «Вал» · ПРП-4 «Нард» · ПРП-4М «Дейтерий» · ППРУ-1 «Овод-М-СВ» · 9С482 (ПУ-12) · 9С482М6 (ПУ-12М6) · 9С737 «Ранжир» · 9С737М «Ранжир-М» · 15Я56 (МБП) · «Палантин-П»
    КСАУО 1В13 · 1В14 · 1В15 · 1В16 · Объект 940

    · 1В18 «Клён-1» · 1В19 «Клён-2» · 1В117 · 1В118 · 1В119 «Реостат» · 1В152 · 1В157 · 1В21 · 1В22 · 1В23 · 1В24 · 1В25 · 1В31

    РЛС 1РЛ232 «Леопард» · СНАР-15 «Селенит»

    · 1РЛ239 «Рысь» · 1Л219 «Зоопарк»

    РЭБ 1Л21 (СПР-1) · 1Л29 (СПР-2)

    1К11 «Стилет»

    ·
    «Сангвин»
    ·
    1К17 «Сжатие»

    * — производились только на экспорт; курсивом

    выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы

    По образу и подобию плавающего танка

    При формировании в послевоенном СССР тактико-технических требований на плавающие боевые машины предусматривалось параллельное создание двух образцов на одной базе — танка и бронетранспортёра. Разработка плавающего танка ПТ-76 велась очень активно и с положительными результатами. Родственный ему бронетранспортёр, получивший поначалу обозначение «Объект 750», также обещал стать весьма удачной машиной. На вооружение он был принят как БТР-50П

    .

    Максимально возможная унификация

    Согласно совместному постановлению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 15 августа 1949 года Министерство транспортного машиностроения (МТрМ), Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и конструктор Ж.Я. Котин обязаны были спроектировать и изготовить один опытный образец бронетранспортёра, получившего шифр «Объект 750». Технический проект требовалось представить на утверждение уже к середине ноября 1949 года, а заводские испытания предполагалось провести к 25 июня 1950 года.

    Уже 2 ноября 1949 года технический проект, разработанный ЧКЗ совместно с ВНИИ-100, был представлен в министерстве, а 19 ноября документ отправили в Совет министров.


    БТР-50П 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии в учебной атаке. Хорошо видна установка пулемёта СГМБ

    После успешного прохождения танком ПТ-76 государственных испытаний появилась полная уверенность, что бронетранспортёр будет таким же удачным, как и его собрат с пушкой. По требованиям задания, танк и БТР на его базе должны были обладать максимально возможной унификацией. «Объект 750» должен был обеспечивать перевозку 20 десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг груза.

    В качестве нагрузки БТР предполагалось перевозить по суше и на плаву вооружение (пушки калибром до 85 мм, безоткатные орудия, миномёты), боеприпасы к нему, орудийный расчёт или автомобиль ГАЗ-67Б (ГАЗ-69) и семь человек. Самым сложным оказалось создание погрузочного устройства, которое предлагалось в двух вариантах: крановая установка с электроприводом и лебёдка с приводом от двигателя для погрузки техники по откидным аппарелям.

    В апреле 1950 года изготовили первый опытный образец «Объекта 750», после чего начались заводские испытания. За неполные три месяца машина успешно прошла 1500 км. Поскольку результаты испытаний были положительными, для государственных испытаний решили строить сразу два образца, которые были готовы с некоторой задержкой — не в июле, а в августе.

    В исполнение распоряжения Совета министров СССР и приказа военного министра от 15 августа 1950 года комиссия в составе председателя генерал-полковника танковых войск П.П. Полубоярова, заместителей председателя генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Ж.Я. Котина и инженер-полковника М.П. Коноплева, членов комиссии от Главного бронетанкового управления (ГБТУ) инженер-полковника Г.В. Шпотера и инженер-подполковника М.Г. Редькина, членов комиссии от МТрМ инженер-полковника П.К. Ворошилова и инженера А.С. Окунева провела испытания двух гусеничных плавающих БТР производства ЧКЗ. Испытания проводились с 4 по 27 сентября 1950 года в районе города Бровары Киевской области по программе, утверждённой заместителем министра обороны маршалом В.Д. Соколовским и министром транспортного машиностроения Ю.Е. Максарёвым.

    На пути к серии

    Пробег по суше проводился по просёлочным дорогам междуречья Десны и Днепра и в районе Киева. Испытания на плаву проводились на реках Десна и Днепр и на озере Великое. Во время испытаний бронетранспортёры прошли 1582 и 1642 км, в том числе более 270 км по воде каждый.

    Комиссия отметила, что, несмотря на отсутствие конструктивных дефектов, бронетранспортёр государственных испытаний на гарантийный километраж 1500 км не выдержал: выходили из строя опорные катки и гусеничные траки, обнаружилась неудовлетворительная кучность боя пулемёта ДШК. К серьёзным недостаткам отнесли сильный шум выхлопа двигателя, ненадёжную работу гидроамортизаторов и неудобство работы с пулемётной установкой. Кроме того, отмечалась большая ширина машины, затрудняющая погрузку на стандартную 20-тонную железнодорожную платформу шириной 2800 мм: гусеницы БТР свисали за габариты платформы. Большая высота «Объекта 750» создавала неудобства для погрузки-выгрузки грузов и десанта.


    БТР-50П с установленной 57-мм противотанковой пушкой ЗиС-2

    В процессе испытаний комиссия установила, что БТР по основным показателям соответствует тактико-техническим характеристикам, согласованным с Министерством обороны (МО) и МТрМ, а по ряду параметров превосходит их: так, максимальная скорость по шоссе составила 45 км/час вместо 40 км/час, на плаву «Объект 750» развивал 10,5 км/час вместо требуемых 8–10, запас хода составил 270 км вместо 200 км.

    Появилось много предложений по улучшению конструкции, в том числе о замене крана на погрузочное устройство другого типа. В итоге был принят вариант с лебёдкой с приводом от двигателя. Проведённые в процессе испытаний три форсированных марша по 200 км, а также безостановочные и ночные марши подтвердили способность БТР совершать длительные переходы с высокой средней скоростью. БТР обеспечивал переправу через водные преграды десанта численностью 21–24 человек, орудий калибра до 85 мм с расчётом и боекомплектом, груза массой 2000 кг.


    Спешивание десанта из БТР-50П. Пулемётчик поддерживает высадку огнём из пулемёта РПК

    По результатам испытаний комиссия решила поручить ЧКЗ и ВНИИ-100 изготовить следующие два образца бронетранспортёра для контрольных государственных испытаний с устранением всех указанных недостатков. Новые БТР изготовили в июле 1951 года, а в августе они прошли испытания, которые, по заключению комиссии, в объёме 1500 км выдержали. Затем последовали испытания в морских условиях и в различном климате, которые полностью подтвердили ожидания разработчиков.

    На основе этого комиссия рекомендовала изготовить партию бронетранспортёров, для войсковых испытаний. Поскольку ЧКЗ был загружен другими заказами, производство ПТ-76 и «Объекта 750» по челябинской документации решили наладить на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Три опытных образца для войсковых испытаний завод должен был изготовить к 1 августа 1952 года.


    БТР-50ПК на тренировке перед парадом в одном из округов

    С 7 сентября по 20 октября 1952 года прошли войсковые испытания. В своём заключении войсковая комиссия отметила, что образцы БТР соответствуют заданию, и войсковые испытания на 1500 км в целом выдержали. Имелись претензии только к штатной зенитной установке ДШК, которую предложили из конструкции линейного бронетранспортёра вообще исключить.

    Комиссия рекомендовала после устранения всех недостатков принять БТР на вооружение. К апрелю 1953 года необходимо было внести изменения в конструкторскую документацию и по скорректированным чертежам к 1 июля доработать два бронетранспортёра, прошедших войсковые испытания. После доработок планировалось провести контрольные испытания с пробегом 1500 км.


    БТР-50П перед парадом в Москве. На крыше моторно-трансмиссионного отделения смонтированы 90-литровые дополнительные топливные баки

    Однако Сталинградский тракторный завод закончил доработку предсерийных машин только в сентябре 1953 года и передал их ГБТУ в октябре. Тогда же бронетранспортёры прошли контрольные испытания. В своём заключении комиссия ГБТУ отметила, что два плавающих БТР, прошедших в 1952 году войсковые испытания и доработанные на СТЗ, в пределах гарантийного километража 1500 км работали надёжно и контрольные испытания выдержали. Комиссия рекомендовала принять БТР под обозначением БТР-50П на вооружение Советской армии, что и было сделано совместным постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС от 30 января 1954 года.

    Согласно распоряжению Совета министров СССР и ЦК КПСС от 6 мая 1954 года, до конца года СТЗ был обязан изготовить 10 экземпляров БТР-50П и подготовить серийное производство с 1955 года. Первый серийный БТР-50П вышел из цехов СТЗ в августе 1954 года.


    БТР-50ПК 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии на параде на Красной площади

    В связи с завершением работ по созданию бронетранспортёра и принятием его в серийное производство и на вооружение министр транспортного машиностроения С.А. Степанов направил заместителю председателя Совета министров В.А. Малышеву предложение о премировании отличившихся конструкторов, руководящего состава и инженерно-технических работников. Предлагалось установить следующие премии: главному конструктору и автору проекта БТР Ж.Я. Котину — 15 000 рублей, коллективам КБ Ленинградского Кировского завода (Особого конструкторского бюро танкостроения), ЧКЗ, ВНИИ-100, , СТЗ — 75 000 рублей, руководящему составу и инженерно-техническим работникам заводов ЧКЗ, СТЗ, №264, №200, №77, ЛКЗ, ВНИИ-100 — 173 000 рублей.

    По инициативе КБ были проведены испытания стрельбой на суше и на плаву из 85-мм пушки Д-44, по техническому заданию предназначенной только для перевозки. Стрельбы прошли успешно, поломок в ходовой части машины отмечено не было, запаса плавучести БТР-50П хватило для проведения стрельбы без опрокидывания или затопления. Эти испытания позволили повысить боевую эффективность машины. Отныне БТР-50П мог поддерживать огнём десант, не прерывая процесса переправы.


    На этом БТР-50ПК уже установлены 95-литровые плоские топливные баки

    Конструктивно БТР-50П состоял из трёх отделений: отделения управления, десантного отделения и моторно-трансмиссионного отделения. В связи с этим корпус танка ПТ-76 конструктивно изменили. В передней части корпуса смонтировали просторную бронерубку с местами для десанта, которая сверху закрывалась брезентовым тентом. В отделении управления, кроме механика-водителя, размещались командир машины (слева от механика-водителя) и командир десанта (справа).

    Первоначально БТР-50П не имел штатного вооружения, кроме модификации БТР-50ПА, оснащённой турельной установкой с 14,5-мм пулемётом КПВТ. Вести огонь из пулемёта мог командир машины. Таких бронетранспортёров выпустили сравнительно мало. На правом переднем пиллерсе размещался по-походному пулемёт СГМБ десанта, а с 1968 года его сменил пулемёт ПКБ. В боевом положении пулемёт вместе с турельной установкой мог крепиться к носовому или к кормовому кронштейну.


    БТР-50ПУ при поддержке танка Т-62 идут в учебную атаку. Большой размер корпуса и десантных люков позволял вести огонь сразу четырём мотострелкам, в том числе пулемётчику

    Моторно-трансмиссионное отделение, двигатель (многотопливный дизель В-6В), трансмиссия и ходовая часть на БТР были такие же, как на танке ПТ-76. Грузы и боевая техника размещались на крыше моторно-трансмиссионного отделения, для чего были предусмотрены специальные крепления. Для погрузки и выгрузки имелись откидные аппарели и лебёдка в десантном отделении. Варианты загрузки: 57-мм пушка СД-57, Ч-26 или ЗиС-2, 76-мм пушка ЗиС-3 или горная пушка М-99 (2А2), 25 выстрелов к ней и пять человек расчёта; 85-мм пушка Д-44 или Д-48 и два человека расчёта; автомобиль ГАЗ-69 и семь человек десанта; 120-мм миномёт с расчётом; три 82-мм миномёта с расчётами; три 82-мм безоткатных орудия Б-10 с расчётами; одно 107-мм безоткатное орудие с расчётом и т.д.

    Модификации

    Со временем стало ясно, что современная война будет вестись в условиях применения ядерного оружия. Это накладывало отпечаток на конструкцию всех боевых машин, которые должны были обеспечивать действия войск с учётом соответствующих поражающих факторов. Естественно, бронетранспортёр с брезентовой крышей военных не устраивал, поэтому Главное командование сухопутных войск поручил проработать вариант, более устойчивый к действиям в условиях радиоактивного заражения местности.


    Первый опытный БТР-50ПК

    БТР-50П имел кратность ослабления излучения радиоактивно-заражённой местности 3,5, а защиты от проникающего излучения не имел вовсе. Поэтому в 1957 году был создан «Объект 750ПК», отличавшийся от своего предшественника бронированной крышей с двумя люками для десанта. Экипаж теперь был защищён от гранат, пуль и осколков, прилетающих сверху, что оказалось большой проблемой во время уличных боев в ходе венгерских событий 1956 года.

    Введение на БТР-50ПК закрытого герметичного корпуса позволило оборудовать машину системой противоатомной защиты (ПАЗ), однако исключило возможность перевозки артсистем или автомобиля. Отсутствие погрузочного устройства обусловило установку двигателя В-6ПГ без коробки отбора мощности на лебёдку. БТР-50ПК вооружался 7,62-мм пулемётом СГМБ, который в боевом положении устанавливался на кронштейне на левом борту корпуса.


    БТР-50ПУ на государственных испытаниях в НИИ-38

    На базе БТР-50П были созданы различные модификации. БТР-50ПА оснащался 14,5-мм пулемётом КПВТ на турели. В 1955 году появились зенитные установки ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВТ (масса 13,6 тонны, экипаж пять человек) и ЗТПУ-4 с четырьмя такими пулемётами. В 1958 году на базе БТР-50ПК был создан пункт управления командира соединения БТР-50ПУ, он же «Объект 750К».

    На Волгоградском тракторном заводе в 1958 году начали выпускать КШМ собственной разработки — БТР-50ПН или «Объект 905». В дальнейшем на базе БТР-50П создали машину технической помощи МТП-2 и систему дистанционного разминирования УР-67. Поляки начали лицензионный выпуск БТР-50П под названием TOPAS и даже модернизировали его в TOPAS-2AP, поставив сверху башню собственной разработки со спаркой пулемётов КПВТ и ПКТ.


    БТР-50П, рисунок из руководства по материальной части и эксплуатации

    Как и танк ПТ-76, бронетранспортёр БТР-50П стал очень удачной и надёжной машиной, однако он не был так широко распространён, как менее удачный БТР-60, который долгое время оставался основным бронетранспортёром Советской армии. Основными причинами этого стали большая масса, более высокая стоимость и меньший ресурс БТР-50П по сравнению со своим колёсным собратом и конкурентом. Всего же было выпущено около 5000 БТР-50П различных модификаций.

    Тактико-технические характеристики БТР-50П (БТР-50ПК):

    • Разработчик — КБ ЧКЗ и ВНИИ-100 (КБ СТЗ)
    • Принят на вооружение — 30.01.1954 (27.10.1958)
    • Производитель — СТЗ (СТЗ)
    • Годы выпуска — 1955 — конец 1950-х (1959–1969)
    • Масса, тонн — 14,2-14,3 (14,4)
    • Длина по корпусу с буксирным крюком, мм — 7070 (7269)
    • Ширина, мм — 3140
    • Высота по корпусу, мм — 1940 (2070)
    • Высота по пулемёту, мм — 2550
    • Клиренс, мм — 370
    • Бронирование лба, мм — 6–8 (8–10)
    • Бронирование борта, мм — 6
    • Двигатель — В-6В, он же 8Д6В (В-6ПГ, он же 8Д6ПГ)
    • Мощность, л.с. — 240
    • Удельная мощность, л.с./тонна — 16,8–16,7 (16,7)
    • Скорость по шоссе, км/час — 44,6
    • Скорость на плаву, км/час — 10,2
    • Запас хода по шоссе, км — 240–260
    • Запас хода на плаву, км — 60–70
    • Максимальный преодолеваемый уклон — 38°
    • Максимальный преодолеваемый крен — 18°
    • Максимальная преодолеваемая стенка, м — 1,1
    • Максимальный преодолеваемый ров, м — 2,8
    • Гарантийная наработка, км — 1500

    Отрывок, характеризующий БТР-50ПУ

    «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!» – De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям. – Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом. Но Наполеон кивнул головой путешественнику, и Боссе должен был ехать. Когда Наполеон вышел из палатки, крики гвардейцев пред портретом его сына еще более усилились. Наполеон нахмурился. – Снимите его, – сказал он, грациозно величественным жестом указывая на портрет. – Ему еще рано видеть поле сражения. Боссе, закрыв глаза и склонив голову, глубоко вздохнул, этим жестом показывая, как он умел ценить и понимать слова императора. Весь этот день 25 августа, как говорят его историки, Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуживая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам. Первоначальная линия расположения русских войск по Ко лоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24 го числа, была отнесена назад. Эта часть линии была не укреплена, не защищена более рекою, и перед нею одною было более открытое и ровное место. Очевидно было для всякого военного и невоенного, что эту часть линии и должно было атаковать французам. Казалось, что для этого не нужно было много соображений, не нужно было такой заботливости и хлопотливости императора и его маршалов и вовсе не нужно той особенной высшей способности, называемой гениальностью, которую так любят приписывать Наполеону; но историки, впоследствии описывавшие это событие, и люди, тогда окружавшие Наполеона, и он сам думали иначе. Наполеон ездил по полю, глубокомысленно вглядывался в местность, сам с собой одобрительно или недоверчиво качал головой и, не сообщая окружавшим его генералам того глубокомысленного хода, который руководил его решеньями, передавал им только окончательные выводы в форме приказаний. Выслушав предложение Даву, называемого герцогом Экмюльским, о том, чтобы обойти левый фланг русских, Наполеон сказал, что этого не нужно делать, не объясняя, почему это было не нужно. На предложение же генерала Компана (который должен был атаковать флеши), провести свою дивизию лесом, Наполеон изъявил свое согласие, несмотря на то, что так называемый герцог Эльхингенский, то есть Ней, позволил себе заметить, что движение по лесу опасно и может расстроить дивизию. Осмотрев местность против Шевардинского редута, Наполеон подумал несколько времени молча и указал на места, на которых должны были быть устроены к завтрему две батареи для действия против русских укреплений, и места, где рядом с ними должна была выстроиться полевая артиллерия. Отдав эти и другие приказания, он вернулся в свою ставку, и под его диктовку была написана диспозиция сражения. Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая: «С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать! 24 орудия гвардейской артиллерии, 30 орудий дивизии Компана и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе, Всего – 62 орудия. Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий. Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления. В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию. Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением. По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля. Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла. Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии. Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве. В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года». Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено. В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед. Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции. Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон. Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками. Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта. Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]