Гибель атомного подводного крейсера К-278 стоит рядом с Чернобыльской аварией. Немного времени разделяет эти события. Да и по загрязнению радиоактивными отходами, они тоже схожи. Давно все известно и разобрано, где, когда и по какой причине он погиб, но, тем не менее, нас продолжает терзать вопрос некоторой недосказанности. Что произошло в холодных водах Норвежского моря? Случайность, последствия некомпетентности экипажа или вызванная влиянием внешних факторов ситуация. О той аварии сегодня известно много, но, о её завязке практически ничего.
Памятники и памятные стенды в память о ней установлены по всей России: памятник в Северодвинске, на музее-подводной лодке Б-396 «Новосибирский комсомолец» есть экспозиция посвящённая подвигу моряков с АПЛ К-278. Помнят об этом и в городе Обнинске. Эта трагедия упомянута во многих книгах, в том числе и «жёлтая подводная лодка комсомолец Мордовии».
«Золотая рыбка»
Четверть века назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота — 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». И даже по прошествии 25 лет продолжаются споры о причинах и виновниках той страшной трагедии.
Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник».
Статья по теме Подводник с душой корсара. Подлинная история Александра Маринеско
Ещё в 1966 году командование ВМФ СССР поставило перед конструкторами задачу создания опытной подводной лодки с повышенной глубиной погружения.
Проектирование уникального подводного атомохода заняло целых восемь лет. Для решения поставленной задачи конструкторы использовали титан, чтобы создать лёгкий и прочный корпус.
Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году.
За использование сверхдорогого титана, а также за длительность проектирования и постройки лодку на флоте прозвали «золотой рыбкой».
Но К-278 действительно была уникальным кораблём. Она могла действовать на глубинах, где не обнаруживалась никакими средствами наблюдения противника и была недосягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом. Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами «Гранат». Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой.
Вооружение
Ракетно-торпедное вооружение находилось в 1 отсеке. Туда входило 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм. Управление автоматизировано, тип управления комбинированный, пневмогидравлический.
Автономный запас вооружения составлял 22 единицы, в стандартный комплект входило:
- 2 крылатые ракеты с запуском из ТА С-10 «Гранат»;
- 8 ракето-торпед ВА-111 «Шквал»;
- 12 торпед САЭТ-60М.
Гидроакустическое вооружение соответствовало поставленным задачам. Попытка установки более совершенных систем в середине 80-х не увенчалась успехом из-за дефицита внутреннего пространства.
Так предложенная смена навигационного комплекса «Медведица-103» на систему «Симфония-085» была отклонена из-за невозможности высвобождения 30 м3 объёма. Видимо по этой причине характеристики «Симфонии» посчитали избыточными для многоцелевой субмарины, коим являлась К-278.
Такая же история произошла и с комплексами гидроакустики и связи, монтаж модернизированных систем требовал наличия свободного объёма, а его не было.
Несостоявшийся Герой
Начиная с 1984 года К-278, включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений.
Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения.
4 августа 1985 года К-278 под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками.
Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено.
В конце 1986 – начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе – октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль».
Подводная лодка «Комсомолец», 1 января 1986 года. Фото: Public Domain
Путь к причалу
Я родом из поселка Гнивань Винницкой области. Там работал фрезеровщиком на заводе в Гнивани, там записался в секцию подводного плаванья. Потому и призвали на флот. Служил на Северном срочную да так и остался там. А после свадьбы уехал в Кронштадт.
Тогда же и попал на «Комсомолец».
Изначально он носил другое название — «Плавник». Но наш замполит считал, что лодка должна быть именной. И решили: раз экипаж у нас молодой, все комсомольцы, то пусть будет «Комсомолец».
Треть экипажа была с Украины. Командир Евгений Ванин — киевлянин, трое ребят — мои земляки из Винницкой области. Сказать, что все мы дружили, — ничего не сказать. Даже на суше часто вместе собирались.
Пожар на глубине
В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин.
Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела.
Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может.
Статья по теме
Сын капитана: 10 лет назад погибла подлодка «Курск»
7 апреля 1989 года в 11:03, в тот момент, когда «Комсомолец» шёл на глубине 380 метров со скоростью в 8 узлов, в 7-м отсеке лодки по неустановленной причине вспыхнул мощный пожар. Основной версией считается возгорание электрооборудования.
Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения (ЛОХ), однако это не дало результата.
Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин.
К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности.
Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность.
Репродукция рисунка «Норвежское море. Атомная лодка». Фото: РИА Новости / Сергей Компанийченко
1976 год 16 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ;
1976 год
Сформирован экипаж АПЛ
К-278;
1978 год 22 апреля
Заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;
1978 год 25 июля
Переклассифицирована в большую ПЛ;
1983 год 30 мая
Торжественно выведена из цеха;
1983 год 3 июня
Спущена на воду;
1983 год июль — август
Проведены швартовые испытания;
1983 год август
Торжественно поднят Военно-морской флаг. Начало ходовых испытаний;
1983 год 28 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй;
1984 год 18 января
Включена в состав 6-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина;
1984 год май
Сформирован резервный 604-й экипаж АПЛ
К-278;
1984 год июнь — 1985 год ноябрь
604-й экипаж прошел обучение в учебном центре ВМФ в г.Сосновый Бор Ленинградской области;
1984 год 14 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования, к этому времени наплаванность корабля составляла 107 ходовых суток, в том числе около двух месяцев плавания без гражданских специалистов на борту. В соответствии с совместным решением ВМФ и Минсудпрома руководство опытной эксплуатации поручено председателю комиссии – командующему 1 флотилии подводных лодок – и проводилось по разработанной Главкоматом ВМФ и Мидсудпромом специальной программе;
1985 год 29 июня
Экипаж сдал курсовые задачи, был введен в состав перволинейных кораблей постоянной боеготовности и начал подготовку к глубоководному погружению;
1985 год июль
В губе Западная Лица проведены испытания отстыковки вслывающей камеры;
1985 год 31 июля — 7 августа
Глубоководные испытания. 31 июля вышла в Норвежское море для проведения глубоководных испытаний (командир — кап.1р. Зеленский Ю.А., старший на борту — ком. 1-й ФлПЛ в.-а. Чернов Е.Д.). 4 августа выполнила программу глубоководного погружения. На борту находился Главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н., технический руководитель погружения первый заместитель главного конструктора Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П. В 12.43 АПЛ погрузилась на глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, достигнув максимальной глубины 1027 метров. При всплытии на 800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками. 7 августа вернулась в пункт базирования, на пирсе АПЛ встречал командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал Капитанец И.М.;
1985 год август — ноябрь
Ревизия механизмов на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск;
1985 год ноябрь
Резервный 604-й экипаж прибыл к постоянному месту дислокации в губу Малая Лопаткина (Мурманск-150);
1985 год декабрь
Выполнена доковая операция на СРЗ-10 в г.Полярный для ремонта штока лага;
1985 год 30 декабря
Выведена из дока и перешла из губы Пала к месту постоянного базирования в губу Лопаткина;
1986 год
В период опытных тактических учений выполнила в Норвежском море испытания аварийной газогенераторной системы всплытием с рабочей глубины 800 метров;
1986 год 30 ноября — 1987 год 28 февраля
Выполнила задачи автономной БС (командир — кап.1р. Зеленский Ю.А, старший — ЗКД кап.1р. Богатырев А.С.);
1987 год июнь
Закончена опытная эксплуатация, принята в эксплуатацию по прямому назначению;
1987 год август — октябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир — кап.1р. Зеленский Ю.А). В период выполнения задач боевой службы, 25 сентября совершила кратковременный заход в пункт базирования для передачи на берег ИГАГ-1 ст.л-та Диденко Ю.Н., в связи с обострением у него симптомов сердечной недостаточности;
1988 год
Корабль получил звание «отличный»;
1989 год 31 января
Получила почетное наименование
«Комсомолец»;
1989 года 28 февраля
Вышла на боевую службу с 604 экипажем на борту (командир — кап.1р. Ванин Е.А.);
1989 год 7 апреля
Погибла при возвращении с боевой службы в Норвежском море. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда около 11.00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого так и осталась не установленной. В 11.12 на лодке была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда, продуть группу ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода ВВД ЦГБ № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11.16 лодка всплыла на поверхность, горели уже два отсека — 6 и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3 отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течении двух с лишним часов. В 11 час 37 мин был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Тем временем через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что образует крен на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда — переключиться в ИДА, однако в экипаже уже появились первые жертвы. В 12.39 к месту аварии вылетает патрульный Ил-38, а в 13 час 20 мин командование Северного флота передаёт координаты лодки на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая выходит к месту аварии. В 14.40 установлен визуальный контакт с самолетом Ил-38. На лодке всё это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ и воздуха высокого давления. К 16.30 ситуация начала стремительно обостряться и в 16.40 по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить ВСК, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. В 17.08 лодка с дифферентом на корму до 80 град стремительно затонула на глубине 1858 метров в точке с координатами 73°43’17 с.ш. 13°15’51 в.д. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира лодки, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек, а камера затонула. Всего погибло 42 подводника, тела 16 погибших и оставшиеся в живых были подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Однако очень тяжело судить о правильности или ошибочности действий экипажа, попавшего в экстремальную ситуацию. 12.05.1989 все члены экипажа были награждены орденом «Красного Знамени»;
1989 год 17 — 26 мая
Первая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами
«Мир-1» и «Мир-2» на борту к месту гибели АПЛ. 27 апреля 1989 года НИС «Академик Мстислав Келдыш» прервал работы в Атлантике и вышел в Норвежское море. Перед экипажами были поставлены задачи: выяснить причины пожара в кормовом отсеке, оценить степень разрушения легкого и прочного корпусов, определить скорость и направление течения у затонувшей лодки, измерить утечку радионуклидов из реактора, оседание их в грунте и растворение в воде, проверить глубину коррозии оболочки, состояние плутониевых боеголовок. Источниками радиационной опасности на АПЛ являлись ядерный реактор, охлаждаемый водой под давлением, и две ядерные торпедо-ракеты, содержащие около 6 кг плутония. Затонувшую ПЛ нашли локатором кругового обзора, установленном на буксируемом аппарате Института экспериментальных подводных технологий ДВНЦ АН. Буксировку осуществляло научно-исследовательское судно «Персей». Помимо ПЛ, находящейся в миле от места ухода под воду, были обнаружены еще две малоразмерные цели. В районе поиска с борта научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» опустили 5 донных маяков-ответчиков. Затем под воду пошел «Мир-1» (И.Е. Михальцев, А.М. Сагалевич и Д.В. Васильев). 11-часовой поиск с помощью локатора кругового обзора, при очень плохой видимости, положительного результата не дал. Последующее сравнение определений навигационных систем «Персея» и «Академика Мстислава Келдыша» дало расхождение в 600 м. Корректировка целей на карте помогла экипажу «Мир-2» (Е.С. Черняев, Н.Л. Шашков, М.В. Фалин) довольно быстро выйти на лодку. Пилотский датчик показывал глубину 1690 м. Лодка лежала на склоне с уклоном 0,5°. Судя по типу разрушений легкого корпуса и профилю грунта, лодка сначала ударилась о грунт носовой частью, а затем на дно опустилось хвостовое оперение. В пяти метрах от носовой части образовался двухметровый вал, вдоль бортов — небольшие рвы. Лодка лежала с дифферентом 2° и креном 0,5° на правый борт, курсом 9°. Корпус лодки заглубился в мягкий грунт в среднем на 2 м. Видимые разрушения были в носовой части. В 700 м от лодки гидронавты обнаружили спасательную камеру — вторую цель. Третья цель была идентифицирована как нераскрывшийся спасательный плот. Первый экипаж на «Мир-1» в третьем погружении практически повторил программу второго погружения, правда, не обошлось без происшествия. Удары о корпус лодки при очень сильном придонном течении вывели из строя маршевый двигатель. Замеренный радиационный фон в непосредственной близости от лодки и на поверхности моря не превышал естественного и составил 20 микрорентген в час;
1989 год 1 декабря
Расформирован 604-й экипаж АПЛ;
1990 год 6 июня
Исключена из состава ВМФ. Расформирован основной экипаж;
1991 год август — сентябрь
Вторая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами
«Мир-1» и «Мир-2» на борту к месту гибели АПЛ. Аппараты совершили шесть погружений. В экспедиции использовался буксируемый аппарат Института океанологии «Звук» с локатором кругового обзора. С его помощью были уточнены координаты местоположения АПЛ и ВСК. Внешний осмотр, видеозаписи и фотографии дали возможность получить представление о состоянии лодки. Легкий корпус в средней и кормовой частях повреждений практически не имел. В районе 7 отсека по правому борту металл легкого корпуса был открыт, отслоившееся во время пожара резиновое покрытие отсутствовало. Не было на месте и кормовой подпалубной телекамеры. Волнорезные щиты шести торпедных аппаратов приоткрыты. Прочный корпус сильно поврежден в районе от носа до рубки. Разрушения наблюдались по правому борту в нижней части носовой оконечности около обтекателя гидроакустической антенны и в верхней части в районе рубки; около аварийного буя; и самые значительные — по всему периметру прочного корпуса в районе расположения горизонтальных рулей и их приводов. В результате последующего анализа картины разрушений прочного корпуса специалисты сделали заключение о том, что взрыв, произошедший за несколько мгновений до отделения ВСК, имел очень большую силу и соизмерим только с взрывом торпеды. Кормовая палуба, кормовые стабилизаторы и лопасти винта видимых повреждений не имели. Всего экспедиция в районе работ провела 14 суток, из них под водой 66 часов 33 минуты. Было снято 10 часов видеозаписи, сделано около 100 фотоснимков, взято 32 пробы воды и грунта у корпуса АПЛ;
1992 год
Третья экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами
«Мир-1» и «Мир-2» на борту к месту гибели АПЛ. Аппараты совершили шесть погружений глубоководных обитаемых аппаратов. Как и в предыдущей экспедиции, аппараты оснащались измерительными приборами: гамма-спектрометром, измерителями радиоактивности, а также пробоотборниками воды и грунта. В различных местах на лодке устанавливались сорбенты для определения концентрации радионуклидов урана-235 и плутония-239. Буйковые и донные станции измеряли на разных горизонтах температуру и скорость течений. Было ясно, что морская вода способствует коррозии локализирующих оболочек ядерных зарядов. Частицы продуктов коррозии плутония могут выйти из АПЛ, в частности — из открытых крышек торпедных аппаратов. Было принято решение подготовиться к исследованию различных вариантов герметизации носового отсека в экспедициях следующего года;
1993 год август
Четвертая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами
«Мир-1» и «МирР-2» на борту к месту гибели АПЛ. Аппараты проводили испытания различных вариантов заливки для носовой части в 16 погружениях экспедиции. Стоимость работ по полной консервации лодки застывающим компаундом оценивалась в 15 млн. долларов. Эту работу планировалось провести в следующем — 1994 году. Одной из важных подводных операций, проведенных экипажами «Мир-1» и «Мир-2» была попытка поднять со дна всплывающую спасательную камеру. В подъеме принимали участие научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» и киллектор Северного флота КИЛ-164. 26 — 27 августа аппараты «Мир-1» (командир — А.М. Сагалевич) и «Мир-2» (командир — В.А. Нищета) смогли обеспечить захват и крепление камеры. В 7.41 27 августа начался подъем камеры. В 12.30 корма киллектора взлетела на крупной волне на высоту около 4 м, резко пошла вниз и снова поднялась на ту же высоту. В момент подъема кормы трос отделился от ролика шкива на 15 см. сложился в узел и оборвался. Камера в этот момент находилась на глубине 190 м. В этой ситуации оставалось только зафиксировать координаты ухода камеры: 73°43’25» с. ш.; 13°05’55» в.д.;
1994 год
Пятая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами
«Мир-1» и «Мир-2» на борту к месту гибели АПЛ. По координатам утери ВСК локатор буксируемого аппарата «Звук» обнаружил ВСК, а затем «Мир-2» вышел к камере, лежащей на грунте. После ее осмотра стало ясно, что устройство с кольцом по-прежнему находится внутри и готово для нового подъема ВСК. В экспедиции были выполнены задачи первых этапов герметизации носового отсека. Первый этап герметизации заключался в закрытии шести открытых волнорезных щитов торпедных аппаратов и отверстий в носовой части АПЛ. Для этого ЦКБ «Рубин» изготовило 9 титановых заглушек, 6 заглушек меньшего размера и кронштейны-защелки для крепления заглушек, специально сконструированные для этой операции. Подводные аппараты доставили 7 больших заглушек диаметром 2 м, 3 заглушки-крышки и 12 кронштейнов для открытых волнорезных щитов. Эта непростая операция велась в условиях сильного сноса течением, когда аппарат необходимо было удерживать в нескольких сантиметрах от носовой оконечности АПЛ. Затем 6 заглушек установили на кронштейны, 7-я заглушка осталась рядом с лодкой на грунте как запасная. Тремя заглушками-крышками закрыли отверстия в носовой оконечности лодки. Конструкция одной из заглушек торпедных аппаратов предусматривала возможность отбора проб воды из лодки. Начальник Главного управления по проведению работ на морях и водных акваториях Министерства по ЧС контр-адмирал М.Г. Толоконников заявил по итогам экспедиции: «Специалисты пришли к выводу, что лучше всего не трогать лодку. При подъеме она может разрушиться»;
1995 год лето
Шестая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами
«Мир-1» и «Мир-2» на борту к месту гибели АПЛ. Продолжение работ по герметизации носового отсека. Наблюдения и съемка носовой части лодки, проведенные в 1994 году при помощи выдвижных устройств аппаратов со светильником и миниатюрной цветной телекамерой, позволили определить характер разрушений внутри прочного корпуса: носовая и кормовая части 1 отсека завалены металлическими конструкциями, переборка отсека разрушена, левый верхний торпедный аппарат также разрушен. Прочный корпус фактически разломлен в районе расположения горизонтальных рулей. Этапу подводных работ предшествовал инженерно-технический, когда были изготовлены специальные ферменные раскрывающиеся диафрагмы, многосекционные складные пластыри из прочного армированного материала, рулонные пластыри, заглушки, эластичные мешки и автономные гидравлические станции для заполнения мешков водой. Доставка всего этого оборудования, размеры которого часто были соизмеримы с размерами самих аппаратов, осуществлялась подводными аппаратами в несколько этапов. После этого начинались сложные «хирургические» операции. Прежде всего в разлом корпуса установили две ферменные диафрагмы, перед ними раскрыли диафрагму «зонтик». Перекрытый объем носовой части был заполнен 19 эластичными мешками емкостью по 3 м3 каждый. Гидравлические автономные станции, работающие от аккумуляторов и установленные на палубе лодки, закачивали в них воду. 4-5-секционные пластыри, закрепленные зажимами на леерах палубы, были развернуты по бортам. Они закрыли отверстия и плотно обтянули борта лодки, так как к их нижним секциям подвесили тяжелые грузы. Люк штокового устройства и решетки вентиляции были заглушены крышками из титана. Внутрь изолированного объема заложили более 100 пакетов с химическим веществом, способным уничтожить микроорганизмы, выносящие из лодки радионуклиды. Для отбора из воды плутония в носовой части разместили молекулярные сита. Измерение скорости потока внутри носовой части лодки до и после окончания монтажа показало, что скорость потока уменьшилась в 10 раз и составила 0,5 см/с. Понадобилось 19 погружений аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» для герметизации носовой части лодки. Параллельно велись научные наблюдения и измерения. Результаты этих измерений говорят о стабильной обстановке в районе реактора. Данные по измерениям концентрации цезия-137 в трубе вентиляции реакторного отсека позволяют сделать вывод: тепловыделяющие элементы не начали разрушаться;
1998 год июль
Седьмая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами
«Мир-1» и «Мир-2» на борту к месту гибели АПЛ. «Мир-2» ( Е.С. Черняев, И.В. Пономарев, Н.В. Пименов) прошел над палубой и далее работал в районе рубки. Гидронавты взяли образцы воды вместе с микроорганизмами специальным засасывающим устройством — «слэпганом». Затем «Мир-2» опустился на грунт в носовой части лодки, где были взяты пробы осадка. Записывающих станций, установленных аппаратами возле лодки еще в 1995 году, обнаружено не было, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Нашли и забрали в бункер лишь измеритель течения. В это время «Мир-1» (А.М. Сагалевич, Д.В. Войтов, К.К. Родионов) вышел в район реакторного отсека, где с 1995 года стоял гамма-спектрометр. И здесь от прибора остались только якорь и кусок фала. Первое впечатление было такое, что приборы сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов, может быть, и необитаемых телеуправляемых роботов. Осмотр герметизирующиx элементов в носовой части лодки, подвергшейся наибольшим разрушениям, показал, что все конструкции, в том числе и титановые заглушки, остались на своих местах. Но морская вода и время не пощадили алюминиевые части конструкций, установленных в месте разлома. В результате электрохимических реакций они были разрушены. До сих пор остается открытым вопрос о подъеме АПЛ К-278 и ВСК со дна Норвежского моря. Для решения этого вопроса нужен взвешенный подход и тщательные рассчеты специалистов по подъему нестандартных объектов с больших глубин. Стоимость такой операции оценивается сотнями миллионов долларов;
2007 год март
Была проведена российская экспедиция по осмотру затонувшей АПЛ;
2019 год июль
Ученые из России и Норвегии обнаружили превышение уровня радиации в районе затонувшей АПЛ в сто тысяч раз. Об этом телеканалу TV2 сообщила руководитель экспедиции Хильда Элиза Хелдаль. Исследовательское судно «G.O. Sars» отправилось из Тромсё, чтобы выяснить экологическую обстановку и произвести замеры уровней загрязнения. В экспедиции принимали участие специалисты из ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований. Они взяли пробы из вентиляционного отверстия, находящегося в непосредственной близости с реактором. Хелдаль отметила, что данные о превышении уровня радиации в сто тысяч раз предварительные. «Мы рассмотрим образцы более тщательно, когда вернемся домой», — заявила она. Ученый подчеркнула, что утечка радиации не представляет угрозу для рыболовства в этом районе. Однако ее уровень оказался выше зафиксированного российскими учеными в ходе предыдущей экспедиции в 2007 году. Исследователи применили спускаемый подводный аппарат «AEgir 6000», который может добраться до обломков лодки и передать изображение на судно.
Борьба за живучесть
Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены. В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов.
Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами.
Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли.
Статья по теме
Море в наследство: в семье подводников 22 награды на четверых
Вертолёты и гидросамолёты ВМФ не могли добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы.
К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть.
Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00.
К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.
Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль.
Впереди планеты всей… по аварийности
Морская служба — дело непростое, особенно под водой. Чрезвычайно сложная техника да и сам океан ошибок не прощают. Это в равной степени относится ко всем флотам любой державы. Происшествия с ПЛ случаются на флотах всех стран. Но вот что говорит статистика. В период с 1945 по 2022 год было зафиксировано 186 аварий ПЛ, принадлежащих 16 государствам. При этом 109 происшествий (58%) приходится на советский (ныне российский) флот. 17 ПЛ, в том числе 7 атомных, советский ВМФ лишился навсегда. Трудно отнести такие результаты к разряду случайностей. Море для всех одно, значит, вероятно, вступает в силу субъективный фактор. Проявляться он может как в ошибках при проектировании и постройке кораблей, так и при их эксплуатации. В последнем случае причиной аварий порой становится недостаточный уровень подготовки экипажей ПЛ. Попавшие на флот не по призванию, а по призыву, имеющие к тому же невысокий общеобразовательный уровень моряки оказываются не в состоянии или не успевают осваивать сложнейшую технику, обслуживать которую им предстоит. К этому добавляется и то, что зачастую занятия по материальной части подменяются политинформациями или работами вне корабля, типа уборки территорий базы и т.п. У офицеров на корабле свои проблемы. Серьёзные знания, полученные в своё время в училищах, на курсах повышения и в академиях, растворяются в море бюрократической писанины, не оставляющей времени на изучение непрерывно обновляющейся техники, обучение подчинённых. А ведь от всего этого напрямую зависит безопасность корабля и его экипажа. Вот пример из трагической истории АПЛ «Комсомолец». Когда, покидая гибнущий корабль, моряки должны были воспользоваться спасательными плотами, оказалось, что никто из них, включая офицеров, не знает, как это сделать. Позже один из оставшихся в живых офицеров этой АПЛ на вопрос комиссии по расследованию причин катастрофы: «Занимались ли сбрасыванием плотов в повседневной жизни за последние 5 лет?» — ответил: «Никогда. Мы на флоте занимаемся писаниной бумаг, а не отработкой борьбы за живучесть. Никто никогда не отдавал аварийные плоты. Выход через торпедный аппарат тоже не отрабатывался. Как открывать авиационные (сбрасываемые самолётом) плоты, не знаем. Их я никогда не видел». И таких примеров, к сожалению, множество. Корабельные офицеры пишут в штабы, те, в свою очередь, тоже пишут. Над каждым штабом, будь то штаб бригады, дивизии или флотилии подводных лодок, есть следующий по иерархии штаб, вплоть до Главного штаба ВМФ. Горы бумаг оставляют мало времени для дел, которых много: надо думать о пополнении флота, разрабатывать стратегию, планировать учебные, а порой и боевые походы, решать вопросы обустройства баз, их снабжения и быта. Не только в кабинетах проходит служба штабных — периодически выезжают они на флот, иногда и выходят в море. В случаях ЧП им предстоит найти (или назначить) виновника. И делать это надо по закону и по совести. Это непросто и не всегда удаётся. Бывает, когда, выгораживая истинных виновников (порой себя самих), перекладывают вину на нижестоящих (хуже всего — на погибших), а то и просто списывают всё на роковое стечение обстоятельств или непреодолимые силы природы. Приведём пример. В 1983 году АПЛ К-429 проходила плановый ремонт на судоремонтном заводе, расположенном на Камчатке и принадлежащем ВМФ. Штаб соединения неожиданно решил форсировать завершение ремонта и немедленно отправить АПЛ в автономку, несмотря на рапорты её командира о явной технической неготовности корабля и о том, что большая часть экипажа лодки находится в отпуске. К его доводам не прислушались, предложив в случае несогласия снимать погоны и «партбилет на стол». 24 июня К-429 с наспех собранным с других кораблей экипажем вышла в рейс и в тот же день при первом погружении затонула на глубине 39 м (предельная глубина АПЛ этого типа — 300 м). Позже выяснилось, что причиной аварии стала ошибка заводских электромонтажников, которая вкупе с неподготовленностью сборного экипажа стоила жизни 16 морякам. Суд счёл (скорее, назначил) виновником трагедии командира корабля (несмотря на его рапорты о неготовности лодки и героическое поведение при спасении экипажа с затонувшей ПЛ), приговорив к длительному сроку заключения.
Лодка затонула за несколько минут
В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно.
Статья по теме
Последний парад наступает. АПЛ «Ленинский комсомол» ушла в утиль
В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.
Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли.
В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.
Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел…
Описание конструкции АПЛ проекта 685
АПКр 1 ранга проекта «Плавник» планировалось использовать на глубинах до 1000 метров. Это наложило свой отпечаток, как на конструкцию, так и на материалы. Корпус АПЛ имел классическую конструкцию: сварной прочный корпус, в виде восьмиметрового цилиндра. С обоих концов цилиндр заканчивался коническими участками, узкая часть которых закрывалась сферическими переборками.
Цистерны и магистрали главного балласта находились внутри прочного корпуса, что впоследствии сыграло свою роль в быстрой гибели.
Корпус был разделён на 7 отсеков, имеющих герметичные переборки. В порядке очерёдности с носовой переборки:
- 1 отсек, торпедный;
- 2 отсек, жилой. Входил в «зону спасения»;
- 3 отсек, центральный пост. Со стороны кормы прочная переборка, сверху выход на палубу через спасательную капсулу;
- 4 отсек, реакторный;
- 5 отсек, вспомогательных механизмов;
- 6 отсек, турбинный;
- 7 отсек, кормовой.
Рубки и торпедопогрузочного люка не было, так как посчитали, что ослаблять корпус нельзя. Выходы торпедных аппаратов, горизонтальное оперение и шпигаты имели сдвижные крышки-щитки.
Отдельно нужно отметить включение в спасательные средства так называемой «зоны спасения», в виде двух отсеков ограждённых от остальных более прочными переборками и включение в состав средств аварийной глубоководной капсулы.
Интерес представляет и система пиротехнического продувания цистерн балласта, так как классическое продувание воздухом на глубинах свыше 600 метров работало крайне неэффективно.
Выживший в бездне
К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. В тот момент, когда «Комсомолец» уходил на дно, в ВСК оказались пятеро: командир лодки Евгений Ванин, капитан 3-го ранга Юдин, мичманы Слюсаренко, Черников и Краснобаев.
Статья по теме
Оставляющая вдов. История самой известной подводной лодки СССР
Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом.
Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки.
Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты!» Это успели сделать только Слюсаренко и Черников — остальные, включая самого Юдина, погибли.
Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления.
Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца».
Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно.
Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине.
Последнее пристанище
С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большинства членов экипажа. 16 человек утонули, ещё 16 умерли от переохлаждения, и их тела были подняты на борт вместе с оставшимися в живых 30 моряками.
Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений. Медики потом пояснили — пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые изменения, и спасти их было невозможно.
В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. 12 мая 1989 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» — живых и мёртвых — орденом Красного Знамени.
Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец», 1989 год. Фото: РИА Новости / В. Кузнецов
Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир» проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушён надёжно, и она в настоящее время не представляет угрозы для окружающей среды.
В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным».