Как изнутри выглядит заброшенная советская подводная лодка


История, уходящая на слом: внутренности подводной лодки проекта 641

Хотели бы вы побывать на настоящей подводной лодке? Думаем, ответ будет положительным. Уверены, что вы знаете адреса окончательной швартовки подводных лодок-музеев, разбросанных по разным городам России, всего таких насчитывается в нашей стране на данный момент восемь штук:

  • Подводная лодка С-189 (Санкт-Петербург);
  • Подводная лодка Д-2 «Народоволец» (Санкт-Петербург);
  • Подводная лодка К-21 (Мурманск);
  • Подводная лодка Б-413 (Калининград);
  • Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» (Москва);
  • Подводная лодка С-56 (Владивосток);
  • Подводная лодка Б-307 (Тольятти);
  • Подводная лодка М-261 (Краснодар).

Но при посещении некоторых из этих подлодок экскурсант может столкнуться с рядом несоответствий действительности. Так, не все выставленные подлодки аутентичны — например, в угоду посетителям с ограниченной подвижностью в некоторых из этих лодок расширяют проемы и убирают часть переборок между отсеками, изменяют интерьер и убирают некоторое оборудование для более удобного размещения экскурсионных групп и музейных экспозиций.

В итоге получается интересно, но не слишком реалистично. Уходит какая-то нотка оригинальности, какое-то еле уловимое дуновение истории.

И вот мы нашли рассказ хоть и о недоукомплектованной, доживающей свои последние дни (ее уже отправили на слом), но все же несколько более реалистичной подлодке, которая начала свой карьерный путь в 1965 году, служила на Северном флоте, в водах Балтики и Средиземного моря и несколько лет даже базировалась в Египте.

Ее посетили любители заброшек и сделали 15 фотоснимков. 15 снимков советской подводной лодки, которая уже стала историей, легендарной историей! Пройдемся по отсекам и узнаем о подлодке немного больше…

Подводные лодки проекта 641

Межотсечная переборка подводной лодки

Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), по классификации НАТО — Foxtrot. Проект был признан удачным. Подлодки были предназначены для дальних переходов и патрулирования океана, оснащены новейшими на то время торпедными аппаратами.

Было построено 75 кораблей, в том числе 17 подводных лодок ушли на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы.

Первая подводная лодка проекта 641, в создании которой принимал участие один из легендарных главных конструкторов-кораблестроителей Зосим Александрович Дерибин, вошла в состав советского флота в 1958 году.

Проект устарел только с началом массового прихода атомных подводных лодок. Последняя подлодка проекта была сдана в 1983 году. С появлением атомоходов без ограничений по дальности и отчасти по времени патрулирования проект 641 перешел в разряд лодок малой дальности.

Экипаж состоял из 70 человек, а автономность плавания ограничивалась 90 днями. Сегодня, особенно в сравнении с гигантскими атомными подводными лодками ВМС России, это кажется крайне маленькой подлодкой, нести боевую вахту на которой казалось крайне непростым делом.

Безусловно, это факт, ведь у значительно более современной АПЛ (атомной подводной лодки) «Борей» проекта 955 на 107 членов экипажа доступно 24 тысячи тонн водоизмещения, 170 метров длины и 13.5 — ширины, тогда как у ДЭПЛ проект 641 эти показатели, а значит и внутреннее полезное пространство для экипажа, гораздо скромнее:

  • длина 91.3 метра;
  • ширина 7.4 метра;
  • водоизмещение 2 475 тонны

Торпедный отсек

Пройдя на корму подлодки, можно спуститься в пустой отсек с четырьмя торпедными аппаратами (7-й отсек подлодки).

Электромоторный отсек и дизельная

Пройдя по узкому проходу, усеянному множеством приборов, кнопок и вентилей, попадаешь в электромоторный отсек, через который видна дизельная — 6 и 5 отсеки соответственно.

Другие отсеки, включая пост гидроакустика и центральный пост

Естественно, на подводной лодке есть и пост гидроакустика, в чью боевую задачу входило отслеживание кораблей и подводных лодок противника и других судов или объектов и препятствий.

Через радиорубку можно было отправлять и получать зашифрованные сообщения, а центральный пост оборудовался радаром, сонаром и, конечно же, одним из главных символов любой подлодки — перископом для поиска и ведения целей.

Торпедные аппараты

Гермодверь между отсеками

Центральный пост

Перископ

Командное место

Электрогенератор / управление двигателем

Блок управления двигателем

Рабочее место главного механика

Носовое отделение

«И вот мы наконец добрались до носового отсека. Здесь нас встретили еще шесть торпедных аппаратов и еще один муляж торпеды. Эта подводная лодка была способна нести в общей сложности 22 торпеды, десять из которых находились в торпедных аппаратах, а еще двенадцать ожидали своей загрузки в них.

Экипаж не только нес вахту, но и спал здесь, рядом с торпедами. Когда подводная лодка была полностью вооружена, в этом отсеке становилось так же тесно, как и в остальных отсеках подводной лодки».

Полноразмерный макет торпеды

Запасная торпеда рядом с торпедными аппаратами

К сожалению, на момент посещения данной подводной лодки фотографами часть корпуса уже была срезана, в нем зияли огромные дыры, а оборудование было частично снято или повреждено.

После 30 лет службы она была разделана на металлолом. Жалко… но когда-нибудь нужно и легендам уходить в историю, тем более им на смену приходят гораздо более мощные, грозные и удобные для экипажа единицы.

Гальюн

Большие подводные лодки Проект 641 Проект И641 Проект И641К

Количество

75 единиц

Постройка

Пр.641 – Ленинград, ССЗ №196 (с 25.10.1966 Ново-Адмиралтейский ССЗ, с 31.01.1972 «Ленинградское Адмиралтейское объединение») – 58 единиц

Наименование

Заводской Заложена Спущена на воду Вступление в строй Примечание
Б-94 №763 3.10.1957 28.12.1957 25.12.1958
Б-95 №764 2.02.1958 25.04.1958 30.09.1959
Б-36 №765 29.04.1958 31.08.1958 30.09.1959
Б-37 №766 18.07.1958 5.11.1958 5.11.1959
Б-133 №769 27.09.1958 26.01.1959 5.11.1959с 20.04.1970 — Б-833
Б-135 №770 20.12.1958 30.03.1959 5.11.1959
Б-139 №771 25.02.1959 30.05.1959 15.03.1960с 20.04.1970 — Б-839
Б-57 №777 23.04.1959 15.08.1959 28.07.1960
Б-116 №778 9.06.1959 10.10.1959 25.08.1960с 3.08.1977 — Б-326
Б-130 №779 22.08.1959 17.12.1959 22.09.1960
Б-143 №780 21.10.1959 17.02.1960 5.11.1960
Б-85 №781 23.12.1959 19.03.1960 23.12.1960
Б-59 №786 21.02.1960 6.06.1960 10.06.1961
Б-156 №787 20.04.1960 2.08.1960 18.04.1961с 20.04.1970 — Б-856
Б-4 №788 14.06.1960 3.10.1960 31.08.1961с 16.01.1963 — Б-4 Челябинский комсомолец
Б-153 №790 6.08.1960 31.01.1961 30.09.1961с 20.04.1970 — Б-854
Б-164 №791 26.10.1960 18.02.1961 16.10.1961
Б-33 №792 3.02.1961 27.04.1961 27.11.1961
Б-7 №793 14.04.1961 29.06.1961 15.12.1961
Б-105 №794 1.07.1961 1.10.1961 15.06.1962
Б-169 №795 17.08.1961 29.11.1961 28.07.1962
Б-38 №796 30.10.1961 31.01.1962 30.09.1962с 20.04.1970 — Б-838
Б-53 №797 8.01.1962 12.04.1962 5.11.1962с 20.04.1970 — Б-853
Б-50 №798 7.03.1962 15.06.1962 8.12.1962
Б-8 №799 9.05.1962 21.07.1962 18.12.1962
Б-31 №800 18.08.1962 3.11.1962 25.06.1963
Б-2 №801 27.10.1962 25.01.1963 14.06.1963
Б-55 №802 22.01.1963 5.04.1963 20.09.1963с 20.04.1970 — Б-855
Б-98 №806 4.04.1963 15.06.1963 15.05.1964
Б-101 №807 19.06.1963 30.08.1963 29.05.1964
Б-6 №808 9.08.1963 30.11.1963 30.07.1964
Б-15 №809 10.10.1963 21.02.1964 30.09.1964
Б-103 №810 14.12.1963 16.04.1964 24.12.1964
Б-109 №811 22.02.1964 17.06.1964 15.04.1965
Б-107 №812 18.04.1964 25.07.1964 28.04.1965с 20.04.1970 — Б-807
Б-112 №813 19.06.1964 27.10.1964 5.08.1965
Б-25 №814 26.08.1964 22.12.1964 6.09.1965с 20.04.1970 — Б-825
Б-21 №815 29.10.1964 16.02.1965 31.10.1965с 20.04.1970 — Б-821, с 3.04.1989 — Б-821 Брянский комсомолец, с 15.02.1992 — Б-821
Б-9 №816 26.12.1964 31.03.1965 30.11.1965
Б-26 №817 6.05.1965 10.08.1965 24.03.1966с 15.02.1965 — Б-26 Ярославский комсомолец, с 20.04.1970 — Б-826 Ярославский комсомолец
Б-28 №818 24.05.1965 10.08.1965 18.06.1966
Б-34 №819 13.08.1965 16.11.1965 31.07.1966
Б-40 №820 24.09.1965 16.11.1965 6.09.1966с 20.04.1970 — Б-840
Б-29 №821 25.03.1966 20.05.1966 28.11.1966
Б-41 №822 7.04.1966 20.05.1966 24.12.1966
Б-46 №823 13.08.1966 24.12.1966 30.06.1967
Б-49 №200 12.10.1966 24.12.1966 30.06.1967
Б-39 №210 9.02.1967 15.04.1967 28.12.1967
Б-397 №215 7.05.1967 22.08.1967 31.12.1967
Б-400 №220 29.05.1967 22.08.1967 25.09.1968с 30.12.1987 — Б-400 Ульяновский комсомолец
Б-413 №235 28.06.1968 7.10.1968 25.12.1968
Б-416 №240 18.07.1968 25.02.1969 4.12.1969
Б-205 №245 17.06.1969 29.08.1969 28.12.1969
Б-213 №250 1.10.1969 20.01.1970 4.08.1970
Б-435 №260 24.03.1970 29.05.1970 6.11.1970
Б-440 №265 1.06.1970 16.09.1970 25.12.1970
Б-409 №270 18.12.1970 2.03.1971 10.09.1971
Б-427 №275 10.04.1971 22.06.1971 4.12.1971

Пр.И641 – Ленинград, Ново-Адмиралтейский ССЗ (с 31.01.1972 «Ленинградское Адмиралтейское объединение») – 4 единицы

Наименование Заводской Заложена Спущена на воду Вступление в строй Примечание
Б-51 №205 27.12.1966 15.04.1967 26.09.1967
Б-402 №225 5.10.1967 29.02.1968 19.09.1968
Б-405 №230 24.01.1968 28.04.1968 2.07.1969
Б-402 №255 25.12.1968 25.02.1969 5.09.1969

Пр.И641К – Ленинград, «Ленинградское Адмиралтейское объединение» – 13 единиц

Наименование Заводской Заложена Спущена на воду Вступление в строй Примечание
Б-456 №01280 28.09.1971 28.01.1972 10.10.1972
Б-470 №01285 29.04.1972 7.07.1972 5.07.1973
Б-464 №01290 1.02.1973 19.04.1973 16.12.1973
Б-522 №01295 28.09.1973 27.03.1974 20.09.1974
Б-533 №01296 23.12.1975 16.04.1976 8.10.1976
Б-311 №01297 26.09.1976 17.02.1977 15.09.1977
Б-330 №01298 5.03.1977 20.05.1977 27.10.1977
Б-309 №01299 14.04.1978 11.09.1978 10.12.1978
Б-586 №01205 27.03.1979 27.06.1979 30.11.1979
Б-590 №01206 5.04.1980 14.07.1980 21.11.1980
Б-587 №01207 12.03.1981 19.06.1981 25.10.1981
Б-588 №01208 26.02.1982 11.06.1982 28.09.1982
Б-510 №01209 3.03.1983 10.07.1983 20.10.1983

Переименования: Б-553 (СФ
), Б-625 (
СФ
).

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
надводное:1952
подводное:2475
Размеры, м:
длина:91,3
ширина:7,5
осадка по КВЛ:5,09
Скорость полного хода, уз:
надводного:16,8
подводного:16
Дальность плавания:
над водой30000 миль (8,1 уз), 3600 миль (15 уз)
под РДП16000 миль (7 уз под РДП)
под водой400 миль (2 уз), 15,3 миль (16 уз)
Глубина погружения, м:
рабочая:250
предельная:280
Автономность, сут:90
ГЭУ, мощность полного хода:3х2000 л.с., дизели 37Д (с зав.№823 3х1900 л.с., дизели 2Д42), 1х2700 л.с., электродвигатель ПГ-102, 2х1350 л.с., электродвигатели ПГ-101, 1х140 л.с., электродвигатель ПГ-104, 3 ВФШ
Вооружение:10 533 мм ТА (6 НТА, 4 КТА, пр.И641К – 6 533 мм НТА, 4 400 мм КТА ) — 22 торпеды 53-39, 53-51, 53-61, 53-61К, 53-65, САЭТ-60, САЭТ-60М или 32 мины ПМР-1 – ПУТС «Ленинград-641»
РТВ:РЛС надводных целей «Флаг», РЛС РТР «Накат», аппаратура госопознавания – ответчик «Хром-К», ГАС МГ-200 «Арктика-М», ГАС «Тулома», ГАС шумопеленгавания МГ-10 «Кола» (с 1959, с зав.№265 – МГ-10М, Б-156 – «Ладога»), ГАС обнаружения работающих ГАС «Свет-М»
Экипаж, чел:77 (12 офицеров, 13 мичманов)

Общий вид

Большая подводная лодка проекта 641 — Общий вид

История создания проекта

Модернизации проекта

Б-103 в 1967-69 БИУС МВУ-110 «Узел» На Б-101 установлена СОКС РЛС надводных целей «Флаг» заменена на РЛК-101 «Альбатрос» Нереализованные модификации: пр.646 – с ПКР

Распределение по флотам

БФ

: Б-8 (с 6.04.1963 СФ, с 15.11.1963 ТОФ), 15 (с 15.03.1965 СФ, с 19.08.1966 ТОФ), 21 (с 29.03.1966 СФ, с 27.11.1985 БФ), 33 (с 9.04.1962 СФ, с 20.10.1962 ТОФ), 50 (с 6.04.1963 СФ, с 5.11.1963 ТОФ), 51, 55 (с 3.03.1964 СФ, с 30.09.1964 ТОФ), 112 (с 7.04.1966 СФ, с1.10.1966 ТОФ), 143 (с 6.02.1961 СФ, с 29.09.1961 ТОФ), 156 (с 1.03.1964 СФ), 311, 330, 397 (с 27.02.1968 СФ, с 27.09.1968 ТОФ), 402 (зав.№225), 402 (зав.№255), 405, 435 (затем СФ, с 27.08.1990 ЧФ), 464, 470, 510, 586
СФ
: Б-2, 4 (с 11.11.1987 БФ), 6 (с 21.02.1985 ЧФ), 7 (с 20.04.1985 БФ), 9 (с 17.10.1966 БФ, с 5.02.1974 СФ, с 18.07.1991 ЧФ), 25 (с 30.10.1991 БФ), 26, 29, 31, 34, 36 (с 10.11.1984 ЧФ), 37, 38, 39 (с 27.09.1968 ТОФ), 40 (с 11.11.1985 БФ), 41 (с 1.08.1986 ЧФ), 46, 49 (с 18.11.1974 БФ), 53, 57 (с 1988 БФ), 59 (с 8.12.1989 ЧФ), 85 (с 29.09.1961 ТОФ), 94, 95, 98, 101 (с 1.10.1964 ТОФ), 103, 105 (с 19.10.1988 ЧФ), 107 (с 11.11.1985 БФ), 109 (с 17.10.1989 ЧФ), 116 (с 3.12.1981 ЧФ), 130 (с 11.03.1991 БФ), 139, 153 (с 19.06.1991 ЧФ), 164 (с 20.10.1962 ТОФ), 169, 205 (с 30.01.1985 БФ), 309, 400 (с 1985 БФ), 409, 413 (с 19.07.1990 БФ), 416 (с 19.07.1990 БФ), 440 (с 25.10.1994 БФ), 456, 522, 533, 587, 588, 590
ТОФ
: Б-28, 133, 135, 213, 427

Бортовые номера

Б-2: 431(1991) Б-6: 592(1990), 562(1990) Б-8: 502(1990) Б-9: 569(1990) Б-15: 377(1964), 530(1965), 831(1967), 878(1972) Б-21: 480(1994) Б-25: 406(1991) Б-26: 422(1990), 564(1990) Б-31: 449(1991), 433(1992) Б-33: 546?(1986) Б-34: 568(1990) Б-36: 911(1962), 567(1987), 577(1990) Б-37: 153(1961) Б-39: 885(1968), «Сириус»(1976), 504(1994) Б-40: 481(Б-840), 421(1991) Б-41: 591(1990) Б-46: 413(1991) Б-49: 462(1983), 475(1993) Б-50: 530(1963?), «Глобус»(1.12.1980-1.06.1981) Б-55: 134(1968), 503(1990) Б-59: 418(1974), 576(1990) Б-95: 533(1969) Б-98: 402(1984) Б-101: «Регул»(1.09.1982-16.02.1983), 501(1984), 519(1984) Б-103: 567(1990) Б-105: 580(1990) Б-107: 434(1991), 478(1994) Б-109: 581(1990) Б-112: «Сатурн»(11.1978-07.1979) Б-116: 574(1990) Б-130: 945(1962), 429(1991) Б-133: 670(1960) Б-135: 673(1960) Б-139: 152(1962) Б-153: 402(1990), 562(1990) Б-156: 968(1966), 434(Б-856), 441(1990) Б-164: Юпитер(1982) Б-205: 492(1995) Б-409: 414(1991) Б-413: 409(1991), 481(1998) Б-416: 443(1991) Б-427: 540(1990) Б-435: 447(1990), 565(1990) Б-440: 459(1982), 428(1991), 489(1996)

Списание

1963 – Б-37 (7.05, после взрыва торпед у пирса в Полярном 11.01.1962) 1989 – Б-38 (25.04) 1990 – Б-7 (19.04), Б-8 (19.04), Б-53 (19.04), Б-59 (19.04), Б-85 (19.04), Б-94 (19.04), Б-95 (19.04), Б-112 (19.04), Б-133 (19.04), Б-135 (19.04), Б-139 (19.04), Б-156 (19.04), Б-169 (19.04) 1991 – Б-2 (24.06), Б-4 (24.06), Б-26 (24.06), Б-31 (24.06), Б-33 (24.06 после затопления во Владивостоке 26.01.1991), Б-34 (24.06), Б-57 (24.06), Б-103 (24.06), Б-143 (24.06), Б-400 (24.06) 1992 – Б-15 (19.03), Б-25 (19.03, как музей в Хельсинки, в 09.1994 затонула при буксировке в Лондон), Б-50 (19.03), Б-55 (19.03), Б-153 (19.03), Б-164 (19.03), Б-416 (19.03) 1993 – Б-6 (24.08), Б-28 (30.06), Б-36 (24.08), Б-40 (30.06), Б-41 (24.08), Б-46 (30.06), Б-49 (30.06, как музей в Лондоне U475, с 1998 Фолкстоне-Харборе), Б-101 (30.06), Б-105 (24.08), Б-130 (30.06), Б-213 (30.06), Б-397 (30.06), Б-409 (30.06) 1994 – Б-39 (5.07, с 1996 как музей в Ванкувере U521, с 2002 в Сиэтле, с 22.04.2005 в Сан-Диего, слом в 2021), Б-109 (5.07), Б-116 (4.05), Б-427 (5.07, как музей в Сиднее, с 1998 в Лонг-Биче U540) 1995 – Б-21 (4.08, как экспонат в Национальном музее моря в Зеебрюге U480, слом в 2019), Б-107 (4.08) 1996 – Б-205 (31.07) 1997 – Б-9 (17.07) 1999 – 1999 – Б-413 (30.07, переоборудована по пр.641/КБ200 в экспонат Морского музея в Калининграде) 2001 – Б-440 (3.05, с 12.2005 как музей в Вытегре)

Экспорт

Индия

: 8 единиц Курсура S20 (до 18.12.1969 Б-402 (зав.№255)) списана 27.09.2001, с 24.08.2002 как музей в Вишакхапатнаме, Каранджи S21 (до 4.09.1969 Б-405) списана 1.08.2003, Кандери S22 (до 6.12.1968 Б-402 (зав.№225)) списана 18.10.1989, Кальвари I23, затем S23 (до 8.12.1967 Б-51) списана в 31.05.1996, Вела S40 (до 31.08.1973 Б-456) списана 25.06.2010, Вагир S41 (до 3.11.1973 Б-470) списана 7.06.2001, Вагли S42 (до 10.08.1974 Б-464) списана в 2010, с 2013 как Музей культурного наследия в Ченнаи, Вагшир S43 (до 26.12.1974 Б-522) списана 30.04.1997. 2 единицы пр.И641 модернизированы по пр.И641М в Владивостоке «Дальзавод» в 1974-79: S23 а 1974-76. S21 переоборудована в опытовую подводную лодку: РЛС «Рани», ГАС «Пачендрия»

Куба

: 3 единицы №725 (до 7.02.1979 Б-309), №727 (до 01.1980 Б-586), №729 (до 7.02.1984 Б-510)

Ливия

: 6 единиц Бадр 311 (до 12.1976 Б-533), Аль Фатех 312 (до 9.02.1978 Б-311) затонула в 1993, Ахад 313 (до 03.1978 Б-330) списана в 2009, Аль Митрака 314 (до 02.1982 Б-590), Хайбер 315 (до 04.1982 Б-587), Хунайн 316 (до 02.1983 Б-588)

Польша

: 2 единицы Вильк 292 (до 3.11.1987 Б-98) списана в 30.09.2003, Дзик 293 (до 7.12.1988 Б-29) списана 30.10.2003

Украина

: 1 единица Запорижжя U01 (до 21.07.1997 Б-435)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]