История, уходящая на слом: внутренности подводной лодки проекта 641
Хотели бы вы побывать на настоящей подводной лодке? Думаем, ответ будет положительным. Уверены, что вы знаете адреса окончательной швартовки подводных лодок-музеев, разбросанных по разным городам России, всего таких насчитывается в нашей стране на данный момент восемь штук:
- Подводная лодка С-189 (Санкт-Петербург);
- Подводная лодка Д-2 «Народоволец» (Санкт-Петербург);
- Подводная лодка К-21 (Мурманск);
- Подводная лодка Б-413 (Калининград);
- Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» (Москва);
- Подводная лодка С-56 (Владивосток);
- Подводная лодка Б-307 (Тольятти);
- Подводная лодка М-261 (Краснодар).
Но при посещении некоторых из этих подлодок экскурсант может столкнуться с рядом несоответствий действительности. Так, не все выставленные подлодки аутентичны — например, в угоду посетителям с ограниченной подвижностью в некоторых из этих лодок расширяют проемы и убирают часть переборок между отсеками, изменяют интерьер и убирают некоторое оборудование для более удобного размещения экскурсионных групп и музейных экспозиций.
В итоге получается интересно, но не слишком реалистично. Уходит какая-то нотка оригинальности, какое-то еле уловимое дуновение истории.
И вот мы нашли рассказ хоть и о недоукомплектованной, доживающей свои последние дни (ее уже отправили на слом), но все же несколько более реалистичной подлодке, которая начала свой карьерный путь в 1965 году, служила на Северном флоте, в водах Балтики и Средиземного моря и несколько лет даже базировалась в Египте.
Ее посетили любители заброшек и сделали 15 фотоснимков. 15 снимков советской подводной лодки, которая уже стала историей, легендарной историей! Пройдемся по отсекам и узнаем о подлодке немного больше…
Подводные лодки проекта 641
Межотсечная переборка подводной лодки
Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), по классификации НАТО — Foxtrot. Проект был признан удачным. Подлодки были предназначены для дальних переходов и патрулирования океана, оснащены новейшими на то время торпедными аппаратами.
Было построено 75 кораблей, в том числе 17 подводных лодок ушли на экспорт в военно-морские силы Польши, Индии, Ливии и Кубы.
Первая подводная лодка проекта 641, в создании которой принимал участие один из легендарных главных конструкторов-кораблестроителей Зосим Александрович Дерибин, вошла в состав советского флота в 1958 году.
Проект устарел только с началом массового прихода атомных подводных лодок. Последняя подлодка проекта была сдана в 1983 году. С появлением атомоходов без ограничений по дальности и отчасти по времени патрулирования проект 641 перешел в разряд лодок малой дальности.
Экипаж состоял из 70 человек, а автономность плавания ограничивалась 90 днями. Сегодня, особенно в сравнении с гигантскими атомными подводными лодками ВМС России, это кажется крайне маленькой подлодкой, нести боевую вахту на которой казалось крайне непростым делом.
Безусловно, это факт, ведь у значительно более современной АПЛ (атомной подводной лодки) «Борей» проекта 955 на 107 членов экипажа доступно 24 тысячи тонн водоизмещения, 170 метров длины и 13.5 — ширины, тогда как у ДЭПЛ проект 641 эти показатели, а значит и внутреннее полезное пространство для экипажа, гораздо скромнее:
- длина 91.3 метра;
- ширина 7.4 метра;
- водоизмещение 2 475 тонны
Торпедный отсек
Пройдя на корму подлодки, можно спуститься в пустой отсек с четырьмя торпедными аппаратами (7-й отсек подлодки).
Электромоторный отсек и дизельная
Пройдя по узкому проходу, усеянному множеством приборов, кнопок и вентилей, попадаешь в электромоторный отсек, через который видна дизельная — 6 и 5 отсеки соответственно.
Другие отсеки, включая пост гидроакустика и центральный пост
Естественно, на подводной лодке есть и пост гидроакустика, в чью боевую задачу входило отслеживание кораблей и подводных лодок противника и других судов или объектов и препятствий.
Через радиорубку можно было отправлять и получать зашифрованные сообщения, а центральный пост оборудовался радаром, сонаром и, конечно же, одним из главных символов любой подлодки — перископом для поиска и ведения целей.
Торпедные аппараты
Гермодверь между отсеками
Центральный пост
Перископ
Командное место
Электрогенератор / управление двигателем
Блок управления двигателем
Рабочее место главного механика
Носовое отделение
«И вот мы наконец добрались до носового отсека. Здесь нас встретили еще шесть торпедных аппаратов и еще один муляж торпеды. Эта подводная лодка была способна нести в общей сложности 22 торпеды, десять из которых находились в торпедных аппаратах, а еще двенадцать ожидали своей загрузки в них.
Экипаж не только нес вахту, но и спал здесь, рядом с торпедами. Когда подводная лодка была полностью вооружена, в этом отсеке становилось так же тесно, как и в остальных отсеках подводной лодки».
Полноразмерный макет торпеды
Запасная торпеда рядом с торпедными аппаратами
К сожалению, на момент посещения данной подводной лодки фотографами часть корпуса уже была срезана, в нем зияли огромные дыры, а оборудование было частично снято или повреждено.
После 30 лет службы она была разделана на металлолом. Жалко… но когда-нибудь нужно и легендам уходить в историю, тем более им на смену приходят гораздо более мощные, грозные и удобные для экипажа единицы.
Гальюн
Большие подводные лодки Проект 641 Проект И641 Проект И641К
Количество
75 единиц
Постройка
Пр.641 – Ленинград, ССЗ №196 (с 25.10.1966 Ново-Адмиралтейский ССЗ, с 31.01.1972 «Ленинградское Адмиралтейское объединение») – 58 единиц
Наименование
Заводской | Заложена | Спущена на воду | Вступление в строй | Примечание | |
Б-94 | №763 | 3.10.1957 | 28.12.1957 | 25.12.1958 | |
Б-95 | №764 | 2.02.1958 | 25.04.1958 | 30.09.1959 | |
Б-36 | №765 | 29.04.1958 | 31.08.1958 | 30.09.1959 | |
Б-37 | №766 | 18.07.1958 | 5.11.1958 | 5.11.1959 | |
Б-133 | №769 | 27.09.1958 | 26.01.1959 | 5.11.1959 | с 20.04.1970 — Б-833 |
Б-135 | №770 | 20.12.1958 | 30.03.1959 | 5.11.1959 | |
Б-139 | №771 | 25.02.1959 | 30.05.1959 | 15.03.1960 | с 20.04.1970 — Б-839 |
Б-57 | №777 | 23.04.1959 | 15.08.1959 | 28.07.1960 | |
Б-116 | №778 | 9.06.1959 | 10.10.1959 | 25.08.1960 | с 3.08.1977 — Б-326 |
Б-130 | №779 | 22.08.1959 | 17.12.1959 | 22.09.1960 | |
Б-143 | №780 | 21.10.1959 | 17.02.1960 | 5.11.1960 | |
Б-85 | №781 | 23.12.1959 | 19.03.1960 | 23.12.1960 | |
Б-59 | №786 | 21.02.1960 | 6.06.1960 | 10.06.1961 | |
Б-156 | №787 | 20.04.1960 | 2.08.1960 | 18.04.1961 | с 20.04.1970 — Б-856 |
Б-4 | №788 | 14.06.1960 | 3.10.1960 | 31.08.1961 | с 16.01.1963 — Б-4 Челябинский комсомолец |
Б-153 | №790 | 6.08.1960 | 31.01.1961 | 30.09.1961 | с 20.04.1970 — Б-854 |
Б-164 | №791 | 26.10.1960 | 18.02.1961 | 16.10.1961 | |
Б-33 | №792 | 3.02.1961 | 27.04.1961 | 27.11.1961 | |
Б-7 | №793 | 14.04.1961 | 29.06.1961 | 15.12.1961 | |
Б-105 | №794 | 1.07.1961 | 1.10.1961 | 15.06.1962 | |
Б-169 | №795 | 17.08.1961 | 29.11.1961 | 28.07.1962 | |
Б-38 | №796 | 30.10.1961 | 31.01.1962 | 30.09.1962 | с 20.04.1970 — Б-838 |
Б-53 | №797 | 8.01.1962 | 12.04.1962 | 5.11.1962 | с 20.04.1970 — Б-853 |
Б-50 | №798 | 7.03.1962 | 15.06.1962 | 8.12.1962 | |
Б-8 | №799 | 9.05.1962 | 21.07.1962 | 18.12.1962 | |
Б-31 | №800 | 18.08.1962 | 3.11.1962 | 25.06.1963 | |
Б-2 | №801 | 27.10.1962 | 25.01.1963 | 14.06.1963 | |
Б-55 | №802 | 22.01.1963 | 5.04.1963 | 20.09.1963 | с 20.04.1970 — Б-855 |
Б-98 | №806 | 4.04.1963 | 15.06.1963 | 15.05.1964 | |
Б-101 | №807 | 19.06.1963 | 30.08.1963 | 29.05.1964 | |
Б-6 | №808 | 9.08.1963 | 30.11.1963 | 30.07.1964 | |
Б-15 | №809 | 10.10.1963 | 21.02.1964 | 30.09.1964 | |
Б-103 | №810 | 14.12.1963 | 16.04.1964 | 24.12.1964 | |
Б-109 | №811 | 22.02.1964 | 17.06.1964 | 15.04.1965 | |
Б-107 | №812 | 18.04.1964 | 25.07.1964 | 28.04.1965 | с 20.04.1970 — Б-807 |
Б-112 | №813 | 19.06.1964 | 27.10.1964 | 5.08.1965 | |
Б-25 | №814 | 26.08.1964 | 22.12.1964 | 6.09.1965 | с 20.04.1970 — Б-825 |
Б-21 | №815 | 29.10.1964 | 16.02.1965 | 31.10.1965 | с 20.04.1970 — Б-821, с 3.04.1989 — Б-821 Брянский комсомолец, с 15.02.1992 — Б-821 |
Б-9 | №816 | 26.12.1964 | 31.03.1965 | 30.11.1965 | |
Б-26 | №817 | 6.05.1965 | 10.08.1965 | 24.03.1966 | с 15.02.1965 — Б-26 Ярославский комсомолец, с 20.04.1970 — Б-826 Ярославский комсомолец |
Б-28 | №818 | 24.05.1965 | 10.08.1965 | 18.06.1966 | |
Б-34 | №819 | 13.08.1965 | 16.11.1965 | 31.07.1966 | |
Б-40 | №820 | 24.09.1965 | 16.11.1965 | 6.09.1966 | с 20.04.1970 — Б-840 |
Б-29 | №821 | 25.03.1966 | 20.05.1966 | 28.11.1966 | |
Б-41 | №822 | 7.04.1966 | 20.05.1966 | 24.12.1966 | |
Б-46 | №823 | 13.08.1966 | 24.12.1966 | 30.06.1967 | |
Б-49 | №200 | 12.10.1966 | 24.12.1966 | 30.06.1967 | |
Б-39 | №210 | 9.02.1967 | 15.04.1967 | 28.12.1967 | |
Б-397 | №215 | 7.05.1967 | 22.08.1967 | 31.12.1967 | |
Б-400 | №220 | 29.05.1967 | 22.08.1967 | 25.09.1968 | с 30.12.1987 — Б-400 Ульяновский комсомолец |
Б-413 | №235 | 28.06.1968 | 7.10.1968 | 25.12.1968 | |
Б-416 | №240 | 18.07.1968 | 25.02.1969 | 4.12.1969 | |
Б-205 | №245 | 17.06.1969 | 29.08.1969 | 28.12.1969 | |
Б-213 | №250 | 1.10.1969 | 20.01.1970 | 4.08.1970 | |
Б-435 | №260 | 24.03.1970 | 29.05.1970 | 6.11.1970 | |
Б-440 | №265 | 1.06.1970 | 16.09.1970 | 25.12.1970 | |
Б-409 | №270 | 18.12.1970 | 2.03.1971 | 10.09.1971 | |
Б-427 | №275 | 10.04.1971 | 22.06.1971 | 4.12.1971 |
Пр.И641 – Ленинград, Ново-Адмиралтейский ССЗ (с 31.01.1972 «Ленинградское Адмиралтейское объединение») – 4 единицы
Наименование | Заводской | Заложена | Спущена на воду | Вступление в строй | Примечание |
Б-51 | №205 | 27.12.1966 | 15.04.1967 | 26.09.1967 | |
Б-402 | №225 | 5.10.1967 | 29.02.1968 | 19.09.1968 | |
Б-405 | №230 | 24.01.1968 | 28.04.1968 | 2.07.1969 | |
Б-402 | №255 | 25.12.1968 | 25.02.1969 | 5.09.1969 |
Пр.И641К – Ленинград, «Ленинградское Адмиралтейское объединение» – 13 единиц
Наименование | Заводской | Заложена | Спущена на воду | Вступление в строй | Примечание |
Б-456 | №01280 | 28.09.1971 | 28.01.1972 | 10.10.1972 | |
Б-470 | №01285 | 29.04.1972 | 7.07.1972 | 5.07.1973 | |
Б-464 | №01290 | 1.02.1973 | 19.04.1973 | 16.12.1973 | |
Б-522 | №01295 | 28.09.1973 | 27.03.1974 | 20.09.1974 | |
Б-533 | №01296 | 23.12.1975 | 16.04.1976 | 8.10.1976 | |
Б-311 | №01297 | 26.09.1976 | 17.02.1977 | 15.09.1977 | |
Б-330 | №01298 | 5.03.1977 | 20.05.1977 | 27.10.1977 | |
Б-309 | №01299 | 14.04.1978 | 11.09.1978 | 10.12.1978 | |
Б-586 | №01205 | 27.03.1979 | 27.06.1979 | 30.11.1979 | |
Б-590 | №01206 | 5.04.1980 | 14.07.1980 | 21.11.1980 | |
Б-587 | №01207 | 12.03.1981 | 19.06.1981 | 25.10.1981 | |
Б-588 | №01208 | 26.02.1982 | 11.06.1982 | 28.09.1982 | |
Б-510 | №01209 | 3.03.1983 | 10.07.1983 | 20.10.1983 |
Переименования: Б-553 (СФ
), Б-625 (
СФ
).
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т: | |
надводное: | 1952 |
подводное: | 2475 |
Размеры, м: | |
длина: | 91,3 |
ширина: | 7,5 |
осадка по КВЛ: | 5,09 |
Скорость полного хода, уз: | |
надводного: | 16,8 |
подводного: | 16 |
Дальность плавания: | |
над водой | 30000 миль (8,1 уз), 3600 миль (15 уз) |
под РДП | 16000 миль (7 уз под РДП) |
под водой | 400 миль (2 уз), 15,3 миль (16 уз) |
Глубина погружения, м: | |
рабочая: | 250 |
предельная: | 280 |
Автономность, сут: | 90 |
ГЭУ, мощность полного хода: | 3х2000 л.с., дизели 37Д (с зав.№823 3х1900 л.с., дизели 2Д42), 1х2700 л.с., электродвигатель ПГ-102, 2х1350 л.с., электродвигатели ПГ-101, 1х140 л.с., электродвигатель ПГ-104, 3 ВФШ |
Вооружение: | 10 533 мм ТА (6 НТА, 4 КТА, пр.И641К – 6 533 мм НТА, 4 400 мм КТА ) — 22 торпеды 53-39, 53-51, 53-61, 53-61К, 53-65, САЭТ-60, САЭТ-60М или 32 мины ПМР-1 – ПУТС «Ленинград-641» |
РТВ: | РЛС надводных целей «Флаг», РЛС РТР «Накат», аппаратура госопознавания – ответчик «Хром-К», ГАС МГ-200 «Арктика-М», ГАС «Тулома», ГАС шумопеленгавания МГ-10 «Кола» (с 1959, с зав.№265 – МГ-10М, Б-156 – «Ладога»), ГАС обнаружения работающих ГАС «Свет-М» |
Экипаж, чел: | 77 (12 офицеров, 13 мичманов) |
Общий вид
Большая подводная лодка проекта 641 — Общий вид
История создания проекта
—
Модернизации проекта
Б-103 в 1967-69 БИУС МВУ-110 «Узел» На Б-101 установлена СОКС РЛС надводных целей «Флаг» заменена на РЛК-101 «Альбатрос» Нереализованные модификации: пр.646 – с ПКР
Распределение по флотам
БФ
: Б-8 (с 6.04.1963 СФ, с 15.11.1963 ТОФ), 15 (с 15.03.1965 СФ, с 19.08.1966 ТОФ), 21 (с 29.03.1966 СФ, с 27.11.1985 БФ), 33 (с 9.04.1962 СФ, с 20.10.1962 ТОФ), 50 (с 6.04.1963 СФ, с 5.11.1963 ТОФ), 51, 55 (с 3.03.1964 СФ, с 30.09.1964 ТОФ), 112 (с 7.04.1966 СФ, с1.10.1966 ТОФ), 143 (с 6.02.1961 СФ, с 29.09.1961 ТОФ), 156 (с 1.03.1964 СФ), 311, 330, 397 (с 27.02.1968 СФ, с 27.09.1968 ТОФ), 402 (зав.№225), 402 (зав.№255), 405, 435 (затем СФ, с 27.08.1990 ЧФ), 464, 470, 510, 586
СФ
: Б-2, 4 (с 11.11.1987 БФ), 6 (с 21.02.1985 ЧФ), 7 (с 20.04.1985 БФ), 9 (с 17.10.1966 БФ, с 5.02.1974 СФ, с 18.07.1991 ЧФ), 25 (с 30.10.1991 БФ), 26, 29, 31, 34, 36 (с 10.11.1984 ЧФ), 37, 38, 39 (с 27.09.1968 ТОФ), 40 (с 11.11.1985 БФ), 41 (с 1.08.1986 ЧФ), 46, 49 (с 18.11.1974 БФ), 53, 57 (с 1988 БФ), 59 (с 8.12.1989 ЧФ), 85 (с 29.09.1961 ТОФ), 94, 95, 98, 101 (с 1.10.1964 ТОФ), 103, 105 (с 19.10.1988 ЧФ), 107 (с 11.11.1985 БФ), 109 (с 17.10.1989 ЧФ), 116 (с 3.12.1981 ЧФ), 130 (с 11.03.1991 БФ), 139, 153 (с 19.06.1991 ЧФ), 164 (с 20.10.1962 ТОФ), 169, 205 (с 30.01.1985 БФ), 309, 400 (с 1985 БФ), 409, 413 (с 19.07.1990 БФ), 416 (с 19.07.1990 БФ), 440 (с 25.10.1994 БФ), 456, 522, 533, 587, 588, 590
ТОФ
: Б-28, 133, 135, 213, 427
Бортовые номера
Б-2: 431(1991) Б-6: 592(1990), 562(1990) Б-8: 502(1990) Б-9: 569(1990) Б-15: 377(1964), 530(1965), 831(1967), 878(1972) Б-21: 480(1994) Б-25: 406(1991) Б-26: 422(1990), 564(1990) Б-31: 449(1991), 433(1992) Б-33: 546?(1986) Б-34: 568(1990) Б-36: 911(1962), 567(1987), 577(1990) Б-37: 153(1961) Б-39: 885(1968), «Сириус»(1976), 504(1994) Б-40: 481(Б-840), 421(1991) Б-41: 591(1990) Б-46: 413(1991) Б-49: 462(1983), 475(1993) Б-50: 530(1963?), «Глобус»(1.12.1980-1.06.1981) Б-55: 134(1968), 503(1990) Б-59: 418(1974), 576(1990) Б-95: 533(1969) Б-98: 402(1984) Б-101: «Регул»(1.09.1982-16.02.1983), 501(1984), 519(1984) Б-103: 567(1990) Б-105: 580(1990) Б-107: 434(1991), 478(1994) Б-109: 581(1990) Б-112: «Сатурн»(11.1978-07.1979) Б-116: 574(1990) Б-130: 945(1962), 429(1991) Б-133: 670(1960) Б-135: 673(1960) Б-139: 152(1962) Б-153: 402(1990), 562(1990) Б-156: 968(1966), 434(Б-856), 441(1990) Б-164: Юпитер(1982) Б-205: 492(1995) Б-409: 414(1991) Б-413: 409(1991), 481(1998) Б-416: 443(1991) Б-427: 540(1990) Б-435: 447(1990), 565(1990) Б-440: 459(1982), 428(1991), 489(1996)
Списание
1963 – Б-37 (7.05, после взрыва торпед у пирса в Полярном 11.01.1962) 1989 – Б-38 (25.04) 1990 – Б-7 (19.04), Б-8 (19.04), Б-53 (19.04), Б-59 (19.04), Б-85 (19.04), Б-94 (19.04), Б-95 (19.04), Б-112 (19.04), Б-133 (19.04), Б-135 (19.04), Б-139 (19.04), Б-156 (19.04), Б-169 (19.04) 1991 – Б-2 (24.06), Б-4 (24.06), Б-26 (24.06), Б-31 (24.06), Б-33 (24.06 после затопления во Владивостоке 26.01.1991), Б-34 (24.06), Б-57 (24.06), Б-103 (24.06), Б-143 (24.06), Б-400 (24.06) 1992 – Б-15 (19.03), Б-25 (19.03, как музей в Хельсинки, в 09.1994 затонула при буксировке в Лондон), Б-50 (19.03), Б-55 (19.03), Б-153 (19.03), Б-164 (19.03), Б-416 (19.03) 1993 – Б-6 (24.08), Б-28 (30.06), Б-36 (24.08), Б-40 (30.06), Б-41 (24.08), Б-46 (30.06), Б-49 (30.06, как музей в Лондоне U475, с 1998 Фолкстоне-Харборе), Б-101 (30.06), Б-105 (24.08), Б-130 (30.06), Б-213 (30.06), Б-397 (30.06), Б-409 (30.06) 1994 – Б-39 (5.07, с 1996 как музей в Ванкувере U521, с 2002 в Сиэтле, с 22.04.2005 в Сан-Диего, слом в 2021), Б-109 (5.07), Б-116 (4.05), Б-427 (5.07, как музей в Сиднее, с 1998 в Лонг-Биче U540) 1995 – Б-21 (4.08, как экспонат в Национальном музее моря в Зеебрюге U480, слом в 2019), Б-107 (4.08) 1996 – Б-205 (31.07) 1997 – Б-9 (17.07) 1999 – 1999 – Б-413 (30.07, переоборудована по пр.641/КБ200 в экспонат Морского музея в Калининграде) 2001 – Б-440 (3.05, с 12.2005 как музей в Вытегре)
Экспорт
Индия
: 8 единиц Курсура S20 (до 18.12.1969 Б-402 (зав.№255)) списана 27.09.2001, с 24.08.2002 как музей в Вишакхапатнаме, Каранджи S21 (до 4.09.1969 Б-405) списана 1.08.2003, Кандери S22 (до 6.12.1968 Б-402 (зав.№225)) списана 18.10.1989, Кальвари I23, затем S23 (до 8.12.1967 Б-51) списана в 31.05.1996, Вела S40 (до 31.08.1973 Б-456) списана 25.06.2010, Вагир S41 (до 3.11.1973 Б-470) списана 7.06.2001, Вагли S42 (до 10.08.1974 Б-464) списана в 2010, с 2013 как Музей культурного наследия в Ченнаи, Вагшир S43 (до 26.12.1974 Б-522) списана 30.04.1997. 2 единицы пр.И641 модернизированы по пр.И641М в Владивостоке «Дальзавод» в 1974-79: S23 а 1974-76. S21 переоборудована в опытовую подводную лодку: РЛС «Рани», ГАС «Пачендрия»
Куба
: 3 единицы №725 (до 7.02.1979 Б-309), №727 (до 01.1980 Б-586), №729 (до 7.02.1984 Б-510)
Ливия
: 6 единиц Бадр 311 (до 12.1976 Б-533), Аль Фатех 312 (до 9.02.1978 Б-311) затонула в 1993, Ахад 313 (до 03.1978 Б-330) списана в 2009, Аль Митрака 314 (до 02.1982 Б-590), Хайбер 315 (до 04.1982 Б-587), Хунайн 316 (до 02.1983 Б-588)
Польша
: 2 единицы Вильк 292 (до 3.11.1987 Б-98) списана в 30.09.2003, Дзик 293 (до 7.12.1988 Б-29) списана 30.10.2003
Украина
: 1 единица Запорижжя U01 (до 21.07.1997 Б-435)