Подводная лодка «Казань»: фото и технические характеристики

«Казань» — сестра «Северодвинска»

Эта лодка является «младшей сестренкой» атомной подлодки «Северодвинск» из проекта «Ясень». Последняя прошла целых 17 лет проектировки и строительства до спуска на воду в 2010 году. А вот подводная лодка «Казань» 855 родилась всего за восемь лет. И разница в возрасте значительна – такая гидроакустика и малошумность и не снились старшей сестре. Атомная подводная лодка «Казань» — гибрид подводного охотника проекта 971 типа «Гепард» и подводного крейсера с крылатыми ракетами проекта 949А типа «Курск» воистину многоцелевая и очень опасная.

История создания АПЛ проекта 885 «Ясень»

Многоцелевая атомная подводная лодка Ясень, технические характеристики которой разработаны для оснащения крылатыми ракетами на борту — проект АПЛ 885М (08851), усовершенствованный вариант головной субмарины проекта АПЛ «Ясень» (по кодификации НАТО — «Graney», «Yasen»).

Смотрите также статью Атомная подводная лодка Комсомолец и её характеристики

АПЛ 885М — усовершенствованный вариант проекта АПЛ «Ясень».

Согласно стратегическим планам руководства Вооружённых Сил РФ до 2020 года в состав ВМФ должны быть включены 7 единиц. Подлодки класса Ясень (проект 885) должны постепенно заменить многоцелевые лодки более ранних проектов. Первая АПЛ проекта 885 (К560 «Северодвинск») построена по первоначальному проекту. Строительство остальных лодок ведётся по проекту 885М.

История проекта берёт начало в далёком 1977 году. Военное руководство СССР разработало концепцию замены большого количества различных типов многоцелевых дизельных и атомных ПЛ второго и третьего поколений усовершенствованной лодкой четвёртого поколения.

Многоцелевая подводная лодка должна была выполнять различные стратегические и тактические задачи в любой точке Мирового океана. Новые подлодки России Ясень должны были стать адекватным ответом на разработку военно-промышленным комплексом США в последней четверти двадцатого века новейших многоцелевых субмарин классов «Сивулф» и «Вирджиния».

1977 — Ленинградское закрытое КБ подводного флота (будущее Санкт-Петербургское Морское бюро машиностроения «Малахит») получает задание на проектирование многоцелевой атомной подводной лодки четвёртого поколения с минимальным уровнем шумности, вооружаемой крылатыми ракетами и торпедами.

1988 — в издаваемом в Ленинграде специализированном журнале «Гангут» впервые появляется фотография, информация о параметрах, описание ттх и особенностей подводной лодки четвёртого поколения, проектируемой под шифром 885 «Ясень». Автор статьи — заместитель главного конструктора МБМ «Малахит» А.М.Антонов.

1993 — на заложена первая лодка проекта 885. Она получила шифр К-560 и наименование АПЛ проекта 885 Ясень «Северодвинск».

1996 — работы по постройке лодки остановлены на неопределённое время из-за отсутствия финансирования.

2004 — строительство головной лодки проекта 885 возобновлено.

2009 — произведена закладка второй лодки проекта. Строительство решено вести по модернизированному проекту 08851 «Ясень-М». Корабль получил шифр К-561 и название «Казань».

24.06.2010 — многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» спущена на воду.


Вывод лодки К-560 из эллинга на

26.07.2013 — заложена третья АПЛ проекта «Ясень-М» — К-573 «Новосибирск».

12.09.2011 — начало швартовых испытаний К-560. Доработка основных параметров и комплекс заводских испытаний продолжался в течение трёх лет.

05.11.2013 — начало государственных испытаний ПЛАРК «Северодвинск».

30.12.2013 — государственной комиссией подписан акт о приёмке лодки.

17.06.2014 — подлодка К-560 зачислена в состав Военно-морского флота Российской Федерации.

27.07.2014 — произведена закладка четвертой АПЛ «Красноярск» проекта 885 Ясень — К-571.

19.03.2015 — произведена закладка пятой АПЛ типа Ясень — К-564 «Архангельск».

29.07.2016 — произведена закладка шестой лодки проекта («Пермь»).

31.03.2017 — торжественно спущена на воду лодка К561 «Казань».

28.07.2017 — произведена закладка седьмой лодки проекта, получившей наименование «Ульяновск».

Смотрите также статью Проект 956 «Сарыч» и его история развития

Серия из семи лодок проекта 08851 «Ясень-М» должна полностью войти в состав ВМФ РФ до 2023 года.


Главный конструктор проекта 885 «Ясень» В.Н. Пялов

«Казань» — история

С 1977 года в Советском Союзе над созданием подводных лодок четвертого поколения трудилось три конструкторских бюро со следующими фирменными цветами: красный «Рубин» (г. Санкт-Петербург), зеленый «Малахит» (г. Санкт-Петербург) и синий «Лазурит» (г. Горький). Первое специализировалось на лодках с противокорабельным вооружением, второе – разрабатывало многоцелевые лодки, а третье — работало над противолодочной системой. Но субмарины обходились государству все дороже, поэтому было принято решение объединить усилия всех бюро в «малахитовском» проекте «Ясень». Базовая подводная лодка проекта К-560 — «Северодвинск». А подводная лодка «Казань» К-561 первая в модернизированном проекте 855 «Ясень-М». В планах еще пять лодок – «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

Невидимая угроза

И это только самые общие данные, точные характеристики атомоходов проекта «Ясень» держат в строгом секрете. Однако эти корабли, как пишет американское аналитическое издание The National Interest, оказали неизгладимое впечатление на командование морских сил НАТО. Американский контр-адмирал Дейв Джонсон даже установил модель российской подлодки в своем кабинете, сказав, что офицеры ВМС США должны понимать, с чем будут иметь дело в случае конфликта с Россией.Как «Кузнецов» российский флот опозорил

Первыми забили тревогу ближайшие соседи России. Глава разведслужбы Минобороны Норвегии Мортен Хаги Лунде заявил, что норвежские военные испытывают трудности с обнаружением субмарин ВМФ России. «Современное оснащение российских подводных лодок находится на таком уровне, что становится все сложнее их обнаружить», — сказал Лунде. По его словам, новейшие подлодки могут двигаться под водой практически бесшумно.

Телеканал CNN со ссылкой на экспертов ВМФ США сообщил, что новые российские субмарины проекта «Ясень» оспаривают господство американского подводного флота. «Мы вернулись в те времена, когда мы должны учитывать наличие противника, способного бросить нам вызов под водой. Гарантированного превосходства больше нет», — посетовал капитан ВМС США Оливер Льюис.

Американские эксперты обеспокоены планами РФ выпустить в море новый тип подводных лодок, которые смогут охотиться на субмарины США, вооруженные баллистическими ракетами. «ВМС США не вполне уверены, что способны отслеживать их. Среди всех субмарин, которые есть у соперников США, подлодки “Ясень” — самые бесшумные», — отметил аналитик вашингтонского Центра Вильсона Майкл Кофман.

Американскими аналогами «Ясеня» считаются многоцелевые субмарины классов Seawolf и Virginia. Российские и зарубежные специалисты чаще сравнивают «Ясень» с Seawolf, не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с американскими аналогами, но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач.

Эксперт журнала The National Interest Кайл Мизоками, сопоставив тактико-технические характеристики российских и американских многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения, пришел к выводу, что в случае «дуэли» между ними шансов на победу больше у американской субмарины из-за более совершенной электроники.

Однако преимущество американских субмарин не очевидно. Редактор по военным вопросам того же The National Interest Дейв Маджумдар придерживается противоположного мнения. По его расчетам, в поединке один на один шансов на победу больше у «Ясеня». Он отмечает, что к счастью для американских моряков в строю у ВМФ России только один корабль проекта 885 («Северодвинск»), тогда как ВМС США располагают 12 Virginia и тремя Seawolf.

Фото: пресс-служба СПМБМ «Малахит»

Директор американского Института изучения морского потенциала России Майкл Петерсон имеет на это счет твердое мнение. «Атомные субмарины “Ясень” — самое опасное оружие, которым обладает ВМФ России», — заявил он.

Характеристики подводной лодки «Казань»

Тип корабля ПЛАРК
Проект «Ясень» 855
Надводная скорость 16 узлов
Подводная скорость 31 узел
Автономное плавание 100 суток
Экипаж 64 человека
Силовая установка Водно-водяной реактор ОК-650В
Глубина погружения
Рабочая 520 метров
Максимальная 600 метров
Размеры субмарины
Длина 139,2 метра
Ширина 13 метров
Осадка средняя 9,4 метра
Водоизмещение
Надводное 8,6 тонн
Подводное 13,8 тонн
Вооружение
Торпедно-минное Десять 533-х миллиметровых торпедных аппарата, торпеды УСЭТ-80
Ракетное 8/4 пусковых установок «Оникс» и «Калибр»

Конструкторские решения

В отличии от подлодок третьего поколения, лодки четвертого имеют не двухкорпусную, а полуторакорпусную конструкцию. Легкий корпус закрывает только часть подводной лодки «Казань» — носовую часть и надстройки ракетных шахт. Корпус и винт с семью серповидными лопастями выполнены их маломагнитной стали. В носовой части располагается сферическая антенна гидроакустической станции «Амфора» комплекса нового поколения «Иртыш». Из-за такого размещения из носовой части убраны торпедные аппараты.

Ракетные «Ясени»

Лодки проекта «Ясень-М» будут отвечать за борьбу с авианесущими группировками вероятного противника, следить за субмаринами противника, имеющими ядерное оружие, а также наносить удары по стратегически важным наземным объектам.

В проектах 885 и 885М применена смешанная система конструкции, когда легкий корпус «охватывает» только часть прочного в носовой части для снижения шумности. Он изготовлен из высокопрочной маломагнитной стали. Это позволяет «Казани» погружаться на глубину более 600 м, что делает ее практически недосягаемой для всех видов современного противолодочного оружия. Обычные АПЛ погружаются на 400 м.

Для стрельбы используют восемь вертикальных пусковых установок и ТА. В арсенале субмарины — самые современные российские крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные «Оникс».

Дальность стрельбы первых составляет более 1,5 тыс. км, что позволяет таким лодкам держать под прицелом территории, удаленные от морского или океанического побережья. «Ониксы» предназначены для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия, а также для ударов по наземным целям.

лодка


Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В перспективе лодка сможет использовать гиперзвуковые «Цирконы». Они могут разогнаться до 8 Махов и поразить цели на дальности до 500 км. Скорость в 2,5 Маха является предельной для современных средств ПВО, что позволит ракетам преодолевать любую оборону. Также лодка может взять на борт противолодочные торпеды, которые будут нужны для уничтожения субмарин противника.

Реактор АПЛ изготовлен по новой технологии: внутри его корпуса размещены трубопроводы теплоносителя первого контура. Такая компоновка считается инновационной, так как значительно снижает вероятность аварий и радиоактивного облучения экипажа. Без перезарядки реактор может проработать 25–30 лет, что сопоставимо со сроком службы самой субмарины. Это серьезно упростит ее эксплуатацию.

Западные аналитики часто сравнивают «Ясень» по боевым возможностям с американскими подводными лодками типа «Морской волк» (Sea Wolf). Их построено всего три — по финансовым соображениям от проекта решили отказаться. «Морские волки» оказались самыми дорогими субмаринами из всех построенных ранее для ВМС США.

Силовая установка

Подводная лодка «Казань» оснащена водно-атомным реактором с интегральной компоновочной схемой и трубопроводами первого контура, расположенными в корпусе реактора. Эта конструкция существенно снижает вероятность возникновения аварий и нештатных ситуаций. Информационно-управляющая система постоянно мониторит уровень радиации. Кроме того, это существенно снижает уровень шума, даже при скорости в 25 узлов. Срок эксплуатации сопоставим со сроком службы субмарины, и составляет 30 лет. С целью снижения шумов все узлы и агрегаты подлодки снабжены системами его подавления. А на не больших скоростях лодка имеет возможность идти на электромоторах, что также делает ее малозаметной на радарах противника.

«Сделано у нас» и на Яндекс.Дзен

Головная многоцелевая атомная подводная лодка (МПЛАТРК) 4-го поколения «Северодвинск» пр. 885 типа «Ясень», вооруженная крылатыми ракетами, в ноябре 2012 года приступит к программе государственных испытаний в море. По итогам данных испытаний комиссия должна будет в декабре подписать акт о приеме подводной лодки в состав ВМФ России.
В настоящее время МПЛАТРК «Северодвинск» проходит заводские ходовые испытания, одновременно с этим на прошла плановая прострелка торпедных аппаратов лодки. Для вооружения новой АПЛ уже изготовлены 3 крылатых ракеты «Калибр» в варианте с дальностью стрельбы в 2 500 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты с обычной или ядерной боеголовкой на пути к береговой или надводной цели меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения еще больше возрастает и приближается к гиперзвуковой, что делает ее очень страшным оружием.

Крылатые ракеты «Калибр» – это высокоточное сверхскоростное оружие, которое предназначено, по большей части, для борьбы с авианосцами противника. В соответствии с подписанными ОСК и Минобороны России контрактом в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года российский флот должен получить 7 МПЛАТРК типа «Ясень», при этом 6 из подводных лодок будут строиться по усовершенствованному проекту 885М. Головной модернизированной лодкой серии является «Казань». При этом данная лодка станет первой АПЛ 4-го поколения, которая получит совершенно новое техническое оснащение, которое не имеет аналогов в отечественном кораблестроении.

В отличие от готовящихся к приему в состав российского флота стратегических ракетоносцев 4-го поколения проекта «Борей» – АПЛ «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», у которых впервые примененная на них техническая начинка составляет порядка 40%, у многоцелевой АПЛ «Казань» проекта 885М все узлы, системы и механизмы будут совершенно новыми, никогда прежде не применявшимися. По словам представителей ОПК, это совершенно новое, высокотехнологичное оборудование, которое не имеет аналогов в советском и современном российском кораблестроении. По своим ТТХ АПЛ «Казань» должна быть сравнима с самой высокотехнологичной и в то же время дорогой подводной лодкой в мире – американской многоцелевой АПЛ типа «Сивульф», при этом по уровню шумности и по ряду других критериев она даже обойдет конкурента.

Общая стоимость 7 подводных лодок проекта 885 «Ясень» превышает 200 млрд. рублей. По информации источников ИТАР-ТАСС, одна АПЛ проекта 885М стоит в 1,5-2 раза дороже подводных лодок проекта 955 «Борей».

Описание подводных лодок проекта 885 «Ясень»

Работы по созданию подводных лодок, относящихся к 4-му поколению, СССР начала одновременно с США еще в 1977 году. Первоначально планировалось создание лодок нескольких типов: многоцелевой, противоавианосной, противолодочной. Но позднее решено было ограничиться только многоцелевой подводной лодкой, которая была бы способна решать максимально возможный круг задач. Проектированием субмарины занималось КБ «Малахит», которое имело богатый опыт по созданию удачных многоцелевых подводных лодок. Новая АПЛ проекта 885 получила шифр «Ясень», по кодификации НАТО – «Granay». Закладка головного корабля серии «Северодвинск» состоялась 21 декабря 1993 года на «Севмаше» в городе Северодвинск. Скорость постройки лодки по причине очень плохого финансирования была очень медленной. 12 сентября 2011 года головная лодка К-329 «Северодвинск» впервые вышла в море для проведения ходовых испытаний.

Основные характеристики АПЛ проекта 885: наибольшая длина – 120 метров, ширина – 15 метров, осадка – 10 метров. Полное водоизмещение – 11 800 тонн. Наибольшая подводная скорость – 31 узел. Экипаж лодки – 90 человек (32 офицера). Лодка оснащена всплывающей спасательной камерой, которая способна вместить весь экипаж.

Подводные лодки проекта 885 выполнены по одновальной схеме. Прочный корпус лодок – стальной. Ядерная энергетическая установка данных субмарин относится к реакторам 4-го поколения. Мощность реактора составляет 200 МВт. Реактор выполнен по интегральной компоновочной схеме. Преимуществом такого решения является локализация теплоносителя первого контура в отдельном корпусе моноблока, а также отсутствие трубопроводов и патрубков большого диаметра. Данная схема предполагает применение оборудования, которое обладает очень высокой надежностью. По мнению некоторых специалистов, новые реакторы способны служить достаточно долгое время без перезарядки. Срок службы новых реакторов оценивается в 25-30 лет, то есть сопоставим со сроком жизни самой подводной лодки.

МПЛАТРК типа «Ясень» обладают полуторакорпусной конструкцией с легким корпусом только в носовой части лодки, а также с надстройкой в районе ракетных шахт. Прочный стальной корпус субмарины разделен на 9 отсеков. В первом отсеке расположен центральный пост с выходом в прочную рубку – всплывающую спасательную камеру, аппаратное оборудование гидроакустического комплекса и боевые посты. Вокруг первого отсека лодки и в нос от него расположена носовая группа цистерн главного балласта (ЦГБ, всего 5 штук). Во втором отсеке расположены казенные части торпедных аппаратов, а также стеллажи с боеприпасами. Здесь же находятся приводы выдвижных устройств и частично другое вспомогательное оборудование лодки. В третьем отсеке лодки на 4-х палубах расположено общекорабельное и различное приборное оборудование, такое как дизель-генераторы, насосы и преобразователи, холодильные машины. Четвертый отсек выделен под жилые и медицинские помещения, а также некоторые вспомогательные системы.

Отсеки со 2-го по 4-й включительно составляют около 40% от всей длины прочного корпуса субмарины и не имеют легкого корпуса, а лишь легкую надстройку. За этими отсеками прочный корпус получает существенное сужение и двухкорпусное исполнение.

Пятый отсек АПЛ – ракетный. В районе этого отсека находится цистерна быстрого погружения и средняя группа ЦГБ (4 цистерны).

Шестой отсек лодки – реакторный, вокруг него находится специальная уравнительная цистерна, которая необходима для удержания лодки по глубине во время проведения ракетных стрельб.

В седьмом (турбинном) отсеке расположено оборудование паротурбинной установки, автономные турбогенераторы, а также другое энергоооборудование. Вокруг этого отсека расположена кормовая группа ЦГБ (всего 5 штук).

Восьмой отсек субмарины используется для размещения механического, общекорабельного оборудования, также в нем расположен кормовой люк, за которым находится румпельное отделение с гидравлическими приводами кормового оперения лодки.

Вся носовая часть АПЛ типа «Ясень» выделена под размещение крупногабаритной сферической антенны гидроакустического комплекса. За обтекателем данной антенны выше конструкционной ватерлинии находятся носовые горизонтальные рули лодки. Хвостовое оперение субмарины выполнено по классической крестообразной схеме. Подлодка получила достаточно длинное ограждение выдвижных устройств «лимузинной» формы с интегрированной всплывающей спасательной камерой.

Прочный корпус подлодки выполнен из маломагнитной стали (толщиной до 48 мм). Сборка корпуса лодки осуществляется блочным методом с применением металлических тросовых демпферов, которые используются взамен традиционных резинокордовых пневматических. Оборудование корабля монтируется зональными блоками на специальных массивных рамах. Новый вариант компоновки блоков энергетической установки, а также систем охлаждения, электроснабжения, вспомогательного оборудования позволил уменьшить уровень шумности лодки на 10-15 Дб.

В конструкции лодки применяются вибропоглощающие слоистые балки, элементы воздуховодов и трубопроводов, пиллерсы, которые сокращают шумы на 10-30 Дб. Все оборудование крепиться на вибропоглощающих сотовых каркасах, выполненных из композитных материалов. При этом каждый конструкционный блок дополнительно покрыт звукоизолирующими панелями. Сам корпус АПЛ покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием, которое снижает шумность лодки, а также уменьшает отражение сигналов гидролокаторов. Также на «Ясене» используется система активного гашения шумов в пределе дискретных составляющих частотой 50-500 Гц. Для снижения шумности лодки на малых скоростях движения применяется лишь гребной электродвигатель, в то же время главный турбозубчатый агрегат подключается через муфту лишь на высокоскоростных режимах работы.

Подводная лодка проекта 885 выполнена по одновальной схеме и оснащена 7-лопастным малошумным винтом, имеющим саблевидные лопасти (с композитным демпфированием). Винт обладает фиксированным шагом. Также лодка имеет 4 откидывающихся подруливающих устройства и носовые горизонтальные рули с закрылками, вероятнее всего, выдвижные.

Основным вооружением АПЛ являются крылатые ракеты вертикального пуска. На подводной лодке расположено 8 пусковых установок СМ-346 (по 4 на борт) для 24 ПКР П-800 «Оникс». Также возможно применение ракет 3М14 «Калибр» и 3М54 «Бирюза». Для сопряжения на борту подводной лодки различных ракетных комплексов была создана универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14П, которая обеспечивает боеготовность ракетного комплекса лодки к пуску из холодного состояния аппаратуры в течение 4 минут. Наряду с этим был унифицирован и наземный комплекс оборудования, который предназначен для регламентного обслуживания ракет.

Помимо крылатых ракет на вооружении лодки находятся различные торпеды. «Ясень» имеет 10 торпедных аппаратов (по 5 на борт) калибра 533 мм. Боезапас торпед – 30 штук: УСЭТ-80, «Физик-1» (УГСТ) и др., а также КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза» или ПЛРК «Водопад», а также мины. Торпедные аппараты лодки находятся в центральной части корпуса за центральным постом. На подлодке возможна установка 533-мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ средств гидроакустического противодействия типа РЭПС-324 «Шлагбаум» для применения самоходных приборов гидроакустического противодействия МГ-114 «Берилл» и МГ-104 «Бросок».

АПЛ проекта 885 оснащаются боевой информационно-управляющей системой «Округ», которая объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех боевых систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается при помощи нескольких БЦВМ. «Округ» можете передавать и получать информацию с других кораблей при помощи защищенной звукоподводной системе передачи данных.

Автор Юферев Сергей

Отсеки корпуса

Корпус субмарины разделен на девять отсеков.

  • Первый – центральный пост и выход на всплывающую спасательную камеру, где может поместиться весь экипаж.
  • Второй – торпедный.
  • Третий – технологический, где расположено оборудование общекорабельных систем.
  • Четвертый – жилой.
  • Пятый – ракетный.
  • Шестой – тут находится реактор и уравнительная цистерна, которая удерживает лодку на глубине во время стрельб.
  • Седьмой и восьмой – технологический, здесь расположены цистерны основного баланса.
  • Девятый – крестообразное хвостовое оперение.

Особенности корабля России класса Ясень

Корпус лодки

«Ясень» — принципиально новое конструктивное решение российских конструкторов. Американские конструкторы уже давно отказались от двухкорпусной системы. Они давно размещают балластные цистерны внутри прочного корпуса. Российские инженеры приняли компромиссное решение, не отказавшись полностью от лёгкого корпуса и благодаря им получилась подлодка Ясень, характеристики которой превосходят зарубежные аналоги.

Основной корпус расположен в носовой части лодки и соединяется в районе ракетных шахт с надстройкой. Корпуса всех многоцелевых субмарин (атомных и дизельных), сконструированных в МБМ «Малахит», имеют легко отличимый корпус-каплю с грациозными обводами.

  • материал корпуса — высокопрочная маломагнитная сталь. Её применение сделало возможным погружение лодки на предельную глубину 600 м;
  • противошумное покрытие корпуса — шупопоглощающая резина.

Система спасения экипажа: лодка оборудована одной спасательной камерой (ВСК). Она способна вместить весь экипаж, численность которого достигает 93 человек.

Система управления

На подлодки типа «Ясень» и «Ясень-М» конструкторы установили боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Округ». В её задачи входит:

  • сбор информации о состоянии систем управления и жизнеобеспечения;
  • анализ боевой обстановки в районе патрулирования подлодки;
  • целеуказание системам вооружения в случае получения приказа на пуск ракет или торпед;
  • обмен информацией с другими подводными лодками по системе звукоподводной связи.


Компоновка подлодки Ясень
Другим важнейшим элементом управления лодкой является система контроля уровня радиоактивности (ИУС МН). Структура устройства системы – трёхуровневая. С её помощью командование подводным кораблём может успешно выполнять следующие задачи:

  • оценка уровня радиоактивного излучения в районе реактора;
  • измерение радиоактивного фона в других отсеках;
  • осуществление постоянного дистанционного контроля радиационно-химической ситуации на судне;
  • предупреждение аварийных ситуаций, связанных с нештатной работой ядерной энергетической установки.

В состав системы входят:

  • детекторы;
  • блоки питания;
  • воздушные фильтры.

Важнейшей частью успешной работы ИУС МН является автоматизированная самодиагностика. Каждая выполняемая системой задача заканчивается выдачей рекомендаций быстрейшему устранению нештатной ситуации.

Смотрите также статью АПЛ проекта 955 «Борей» и её технические характеристики

Силовая установка и двигатель

В состав силовой установки ПЛАРК проекта «Ясень» входят:

  • водомётный движитель;
  • гребной электродвигатель (снижает шумность лодки при движении на малых и сверхмалых скоростях);
  • одновальный главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА), работающий при движении на высоких скоростях;
  • ядерная энергетическая установка – один водо-водяной атомный реактор ОК-650В. В отличие от предыдущих вариантов трубопроводы теплоносителя располагаются внутри корпуса реактора.

25 узлов

с такой скоростью позволяет бесшумно двигаться силовая установка и двигатель

Отличительная особенность силовой установки — высокий уровень естественной циркуляции теплоносителя внутри первого контура. Это позволяет практически бесшумно двигаться со скоростью до 25 узлов без включения главного источника шума — циркуляционных насосов.


Изготовление подлодки на заводе

Значительную часть времени подводного хода турбина вращает нешумный ГТЗА, а только генератор, от которого работает электромотор. Новое слово в конструкции лодки – применение бесшумных водомётных движителей. Первой российской лодкой, на которой отрабатывались условия использования водомётов для обеспечения движения, стала дизельная «Варшавянка» Б-781 (проект 877В).

Рулевое управление

На валу лодки закреплён малошумный винт, состоящий из семи лопастей в форме сабель. Рулевое управление — крестообразное. Горизонтальные рули лодки закреплены на корпусе непосредственно за носовым обтекателем антенны ГАК.

Гидроакустика

В носовой части лодки конструкторы расположили комплекс гидроакустического оборудования. Габаритная сферическая антенна «Амфора» является основой уникального ГАК «Иртыш». Из-за больших размеров антенны в первом отсеке не удалось расположить торпедные аппараты. На антенне смонтировано большое количество гидрофонов высокой чувствительности.

«Амфора»

эта антенна является основой ГАК «Иртыш» установленной на подлодках «Ясень»

Кроме «Амфоры» в состав ГАК входят:

  • конформные гидроакустические антенны бортового базирования;
  • буксируемая низкочастотная пассивная антенна. Она выпускается за корму лодки через вертикальную часть руля. На несколько сотен метров специального кабеля прикреплено большое количество гидрофонов.

По уровню акустической скрытности лодки проекта «Ясень» должны максимально приблизиться к лучшим американским многоцелевым субмаринам «Вирджиния» и «Сивулф». Это достижимо за счёт применения при монтировании оборудования специальной системы снижения собственных шумов лодки.

Отсеки

Внутри прочного корпуса девять отсеков:

  1. Первый – центральный пост. Через этот отсек осуществляется спасение экипажа в ВСК в экстренной ситуации. Между прочным и лёгким корпусами первого отсека расположены цистерны главного балласта (ЦГБ).
  2. Второй – торпедный. В нём располагаются под углом к корпусу лодки десять торпедных аппаратов (по пять с каждого борта) и стеллажи с торпедами. В отсеке установлены электроприводы выдвижных устройств (антенн и перископов).
  3. Третий отсек – место расположения корабельных систем управления и различного оборудования. Отсек разделён на четыре палубы.
  4. В четвёртом отсеке располагаются кубрики экипажа и офицерские каюты, медицинский пункт, камбуз.
  5. Пятый отсек – место расположения ракетных шахт. Кроме того, в нём располагаются цистерны быстрого погружения (ЦБП).
  6. Шестой отсек – реакторный. Также в нём располагается специальная уравнительная цистерна (ЦКПИ). Её назначение – удерживать лодку на нужной глубине после пуска ракет.
  7. Седьмой отсек – место расположения кормовой группы цистерн, ГТЗА и прочего энергетического оборудования.
  8. В восьмом отсеке располагается общекорабельное и аварийно-спасательное оборудование.
  9. Девятый отсек лодки – румпельный. В нём с помощью гидроприводов осуществляется управление вертикальными и горизонтальными рулями.


Схема компоновки отсеков ПЛАРК К-560 «Северодвинск»

«Убийцы городов» — соперничество США и СССР

Подводное кораблестроение с середины прошлого века стало главным между двумя супердержавами. Именно атомные подлодки являются самой опасной частью ядерной триады любой армии. Обнаружить подводную субмарину с баллистическими ракетами на борту и сегодня не так просто. Подводную лодку «Казань» К-561 (по классификации НАТО Graney) ставят на одну ступень с американскими SeaWolf и Virginia, хотя наша лодка считается более многофункциональной. По уровню шума она не уступает американским соперницам, а по вооружению она их превосходит и больше схожа с субмаринами Ohio («Огайо» класс SSBN/SSGN).

«Казань» — субмарина XXI века

Эксперт Центра военно-политической журналистики Владимир Орлов в беседе с «360» напомнил, что передача звука зависит от плотности среды. Воздух имеет одну плотность, вода — совершенно другую, так что звук в ней распространяется значительно лучше. То, что не уловить на расстоянии на суше, в воде будет слышно отлично.

«Поэтому для подводной лодки значение ее шумности — очень критичное значение. И чем меньше она будет производить шума, тем ближе она сможет подойти к своим потенциальным целям, чтобы те службы, которые занимаются обнаружением подводных лодок, не смогли ее обнаружить и предпринять какие-нибудь действия», — пояснил Владимир Орлов.

Эксперт уточнил, что еще советские подводные лодки славились своей малошумностью. Там использовались нетривиальные технические решения: подвешивали на специальные гасящие амортизаторы внутренний жесткий и внешний прорезиненный корпуса. Плюс все оборудование исполняли также на дополнительных амортизаторах. Это позволяло гасить очень много шума от субмарины.

«Подводная лодка — достаточно сложное техническое изделие. Мало государств имеют возможность иметь их на своем вооружении, а еще меньше умеют их строить. Россия относится к тому классу государств, которые имеют один из самых больших подводных флотов в мире и делают субмарины XXI века. Они не только обладают современным оборудованием, но и сделаны по отличным технологиям», — отметил Владимир Орлов.

Вторая «Казань»

Субмарина К-561 не первая с таким названием. Подводная лодка К-403 также называлась «Казань». Эта атомная лодка второго поколения, состоящая в Северном флоте ВМФ Союза Советских Социалистических Республик, а затем и Российской Федерации, прослужила верой и правдой с 1971 по 2005 годы и выполнила множество испытательных и боевых рейдов. Сегодня рубка К-403 установлена как мемориал в Парке Победы города Казани. Хочется пожелать и К-561 – первой модернизированной «Казани» четвертого поколения российских атомных подводных лодок — такой же длительной, почти безаварийной жизни и семь футов под килем!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]