Подводная лодка проекта 633: описание, характеристики, применение, фото

Отечественная подводная лодка проекта 633 разрабатывалась Центральным Конструкторским Бюро под руководством Дерибина З. А. Последующая деятельность по ее созданию контролировалась Назаровым А. К и Е. В. Крыловым. Модель относилась к дизель-электрическим типам субмарин, изготавливалась по заказу СМ Советского Союза № 1454-808 от 9.08.1955. За время серийного производства выпущено несколько десятков экземпляров, состоящих не только на вооружении советской армии, но и других стран мира.

История создания

Пробный проект 633 подводной лодки, фото которой приведено выше, презентовали весной 1955 года в двух версиях. Эти варианты получили кодовые названия в базе ВМФ (пр.633 и И-633). Для технического воплощения в жизнь специальная комиссия выбрала второй вариант.

Закладка головного экземпляра субмарины под заводским номером 331 выполнялась на комбинате «Красное Сормово» в Горьком. Спуск на воду осуществлен в конце мая 1958 года. Ходовое тестирование подлодки производилось с 22 октября по 20 декабря того же года. Государственные испытания прошли в следующем полугодье в акватории Черного моря. Позже субмарина получила дежурный номер С-350 и была отправлена на Северный флот для дальнейшей проверки.

По некоторым данным, планировалось соорудить не менее 500 лодок указанной серии. В реальности построили только чуть более двух десятков машин. Экспортные версии выпускались во второй половине 60-х годов прошлого столетия.

Конструкционные особенности

Подводная лодка проекта 633 относится к двухкорпусным субмаринам, по габаритам приближена к аналогам проекта 613, а по конфигурации корпуса — к 611. Форма остова выбиралась с учетом особенностей эксплуатации подлодки по Беломорским, Балтийским и Волжским путям без необходимости применения аккумуляторных батарей.

Конфигурация субмарины сделана для обеспечения оптимальных показателей мореходности при подводном плавании. Сам корпус изготовлен из прочной стали посредством сварки, его длина — 59,4 метра, компоновка включает в себя несколько цилиндров разного диаметра. В качестве защитного покрытия использовался материал, соответствующий технической документации ЦКБ-112 (1960 год), тип — ПЛ НППРК-7.

Расчетная защита от среднего ядерного взрыва составила:

  1. В усиленном корпусе на расстоянии 1,6 километра.
  2. Основной цистерны балласта — до 1,6 км.
  3. В надстройке — 1,0 км (воздушный взрыв).

Ссылки [ править ]

  1. ^ а б Корабли ВМФ СССР, Вып. 1, часть 2, Ю. Апальков, Санкт-Петербург, 2003, ISBN 5-8172-0072-4
  2. ^ a b [1] Архивировано 19 июня 2006 г., в Wayback Machine.
  3. ^ a b c d e «Китайские производные от подводной лодки Romeo» . Архивировано из оригинала на 2013-06-28 . Проверено 13 сентября 2011 .

  4. [2] Архивировано 9 июля 2006 г., в Wayback Machine.
  5. Джон Пайк. «Подводная лодка типа« Ухань »- Флот Народно-освободительной армии» . Globalsecurity.org . Проверено 28 декабря 2011 .
  6. https://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2016/DOJ2016_1-2-2_web.pdf
  7. https://en.zamanalwsl.net/news/article/34567/
  8. «Panoramio — Фотография 青岛 海军 博物馆 — 033 型 常规 潜艇 长城 号 (舷 号 237)» . web.archive.org
    . 2016-10-27 . Проверено 21 апреля 21 .
  9. Coatepeque (07.05.2012). «Блог China Defense: Great Wall 349 (Тип 033) СС класса» Ромео «выведен из эксплуатации» . Блог Обороны Китая
    . Проверено 21 апреля 21 .
  10. 网易 (2020-05-10). «公 岛 , 走进 退役 的 海军 279 潜艇 , 揭开 潜艇 内部 的 神秘 面纱» . www.163.com
    . Проверено 21 апреля 21 .
  11. «微 博 搜索» . s.weibo.com
    . Проверено 21 апреля 21 .
  12. Coatepeque (07.05.2012). «Блог China Defense: Great Wall 349 (Тип 033) СС класса» Ромео «выведен из эксплуатации» . Блог Обороны Китая
    . Проверено 19 апреля 2022 .
  13. Coatepeque (07.05.2012). «Блог China Defense: Great Wall 349 (Тип 033) СС класса» Ромео «выведен из эксплуатации» . Блог Обороны Китая
    . Проверено 19 апреля 2022 .
  14. «Путеводитель по музею подводных лодок Лушунь — обязательно посетите достопримечательности в районе Лвшунькоу — близлежащие рекомендации Музея подводных лодок Лушунь» . TRIP.COM
    . Проверено 21 апреля 21 .
  15. Inc, Depositphotos. «Российская подводная лодка С-49 в Севастополе» . Depositphotos
    . Проверено 21 апреля 21 .
  16. «Последняя болгарская подводная лодка теперь открыта для публики как музей» . bnr.bg
    . Проверено 21 апреля 21 .

Энциклопедия военных кораблей, от Второй мировой войны до наших дней

, генеральный редактор Роберт Джексон.

Двигатели

Подводная лодка проекта 633 Romeo оснащается силовой установкой по типу аналога № 613 с парой гребных валов. Дизельные моторы произведены Коломенским заводом, имеют мощность две тысячи лошадиных сил, количество оборотов в минуту — 500. Конструкция двухтактных агрегатов — стандартного действия с прямоточной продувкой клапанного типа и бескомпрессорным шестицилиндровым блоком.

Обдув узла обеспечивает пара роторных воздуходувок. Стабильная работа движительного агрегата гарантирована при волнении воды до четырех баллов на борт с поступлением до 400 литров воды (при минимальной расчетной скорости движения). Также в двигательный блок входит два гребных электрических мотора ПГ-101 (1350 «лошадок», 420 оборотов в минуту). Их конфигурация — агрегаты с поворотными остовами, водяным охлаждением подшипников и парой якорей. Дополнительно использовались два экономичных электродвигателя мощностью по 50 кВт, развивающих 420 оборотов в минуту.

Механическая часть

В механическом блоке подводной дизельной лодки проекта 633 предусмотрено два малошумных винта с шестью лопастями. Переменный шаг элементов составляет 1600 мм, вращаются они в кольцевых насадках, пришли на замену неудачным экспериментальным четырехлопастным предшественникам.

Управляется субмарина при помощи направляющего, кормового и носовых рулей. Они оснащены гидравлическим контроллером, активируемым из центрального поста. Запасной привод — электрический, агрегирует с кормовыми горизонтальными рулями. Контроль данного узла возможен с ходового моста в надстроечной части. Здесь штурвал имеет механическое соединение с рабочим механизмом. Блок энергетики состоит из 224 аккумуляторов, объединенных в две группы по 112 штук.

Система спасения и вооружение

Подводная лодка проекта 633 оснащена спасательным оборудованием, включающим в себя торпедные аппараты. Они позволяли экипажу со специальным снаряжением покидать субмарину с глубины до 120-ти метров. Эвакуация осуществлялась посредством шлюзования. С глубин до 200 метров операция по спасению команды проводилась при помощи специального колокола из кормовой части. Центральный пост и рубка также давали возможность эвакуироваться с глубин до 100 метров со средствами ИСП. Для тушения пожаров на субмарине предусмотрена воздушно-пенная система типа ВПЛ-52.

Экипаж лодки проекта 633 состоит из 52 человек, количество спальных мест — 55, средняя жилая площадь в отсеках — 0,8 кв. м, объем — около 9 кубических метров. Вооружение субмарины:

  • шесть носовых торпедных установок калибра 533 мм;
  • пара аналогичных орудий на корме;
  • боевой запас — 14 торпед;
  • контроль ведения стрельбы — ПУТС «Ленинград-633»;
  • привод глубинных торпед — ручного типа.

Проект 633 (NATO – “Romeo”).

Модификации: 633Л, 633РВ, 633КС.

1. Количество подводных лодок проекта: 20.

2. Изображение проекта:

После ремонтов в 80-х годах на ПЛ было модернизировано ограждение рубки (носовая часть) Такие изменения были на С-37, С-128, СС-350, трех ПЛ Сирии, двух ПЛ Алжира и двух ПЛ Болгарии.

3. Состав проекта:

Наименование корабля Заводской номер Даты Примечания
закладки спуска вступления в строй
ГОРЬКИИ: (N 112) (20)
1 С-350 331 22.10.1957 30.05.1958 31.08.1959 11.02.1962 — затонула, поднята 1969 — мод. по пр. 633Л 03.08.1977 — пер. в СС-350

1982 — пер. в
УТС-350

2 С-351 332 31.01.1958 18.08.1958 06.11.1959 1967 — перед. Египту 1967 — пер. в 766 197? — пер. в 846
3 С-352 333 30.03.1958 25.09.1958 31.10.1959 1967 — перед. Египту 1967 — пер. в 755 197? — пер. в 843
4 С-353 334 14.05.1958 30.11.1958 26.12.1959 1966 — перед. Египту 1966 — пер. в 733 197? — пер. в 831
5 С-354 335 14.07.1958 10.01.1959 30.11.1959 1966 — перед. Египту 1966 — пер. в 744 197? — пер. в 840
6 С-32 341 28.08.1958 30.08.1959 31.12.1959 1966 — перед. Египту 1966 — пер. в 7?? 197? — пер. в 834
7 С-34 342 18.10.1958 14.06.1959 31.12.1959 1966 — перед. Египту 1966 — пер. в 7?? 197? — пер. в 837
8 С-36 343 29.11.1958 27.09.1959 30.09.1960 1986 — перед. Болгарии 1985 — пер. в «Слава» (№84) 2022 — музей в Болгарии
9 С-37 344 25.01.1959 10.10.1959 31.03.1960 1987 — мод. тема «Герц-633»
10 С-38 345 14.03.1959 30.11.1959 23.09.1960 1983 — перед. Болгарии 198? — пер. в «Надежда» (№83)
11 С-53 351 29.07.1959 02.03.1960 31.12.1960 1985 — перед. Сирии
12 С-101 352 01.10.1959 15.04.1960 21.12.1960 1985 — перед. Сирии
13 С-212 353 29.11.1959 31.05.1960 21.12.1960 1973 — перед. Болгарии 197? — №42, затем — N92 «Димитровски комсомол»

198? — пер. в
«Виктория» (№82)

14 С-128 354 11.03.1960 20.07.1960 29.12.1960 1978 — мод. по пр. 633КС

26.07.1991 — пер. в
СС-128

15 С-4 355 14.06.1960 17.12.1960 18.09.1961 1987 — перед. Сирии
16 С-7 361 25.11.1960 28.02.1961 17.09.1961 1983 — перед. Алжиру 1983 — пер. в № 011
17 С-11 362 25.11.1960 15.04.1961 30.09.1961 1982 — мод. по пр. 633РВ

1982(?) — пер. в
СС-11

18 С-28 363 29.12.1960 21.06.1961 23.12.1961 1982 — перед. Алжиру 1982 — пер. в № 010
19 С-49 364 29.03.1961 27.07.1961 31.12.1961 1991(?) — мод. по пр. 633РВ

1991(?) — пер. в
СС-49
10.07.1995 — пер. в
ПЗС-50
2020 — музей в Севастополе

20 С-57 365 23.05.1961 20.08.1961 27.12.1961 1973 — перед. Болгарии 197? — №41, затем — N91 «Ленински комсомол»

198? — пер. в
«Победа»
(№81)

4. История проекта:

Проектирование ПЛ проекта 633

было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями — А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин. В апреле 1955 г. предэскизные проработ­ки проекта были закончены и представле­ны на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй «инициативный» (
И-633
) с улучшенны­ми ТТЭ. Проработки получили одобре­ние руководства ВМФ и МСП. Как от­мечено в заключении УК ВМФ при рас­смотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., «предложенный вариант яв­ляется совершенно новым проектом сред­ней ПЛ». Применительно к этому вари­анту пересмотрели и ТТЗ.

Технический проект ПЛ проекта 633

был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.

Подводная лодка проекта 633

двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.
613
, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.
611
, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.

Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) — для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении.

Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее.

Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование.

В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.

Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды.

В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас.

В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.

Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции «Флаг».

В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла.

В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.

В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды.

В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос «2П-1» и гальюн с умывальником, цистерны — дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды.

Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.

Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.

Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости.

Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров.

Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров.

На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами.

Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3.

Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра:

— при подводном взрыве для прочного корпуса — 1600 м, для цистерны главного балласта —1100-1600 м;

— при воздушном взрыве для цистерны главного балласта—1390-1850 м, для надстройки — 1900 м.

В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых — симметрично относительно диаметральной плоскости, с углом растворения между осями труб 3°.

Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.

На ПЛ пр.633

внедрили штатную сис­тему воздушно-пенного пожаротушения ВПЛ-52 и быстродействующую армату­ру поднятия давления в отсеках с дистан­ционным управлением. Применили новую систему ПУТС «Ленинград-633», которая при совместной работе с ГАС «Арктика-М» помогла решать принципиально но­вые задачи выхода в атаку.

Для уменьшения шумности на ПЛ, в частности, были установлены фундамен­ты с резиновым вибродемпфирующим покрытием.

Внедряемые в проект новшества, как правило, требовали экспериментальной проверки. Документация технического проекта предусматривала выполнение около двух десятков опытных работ, сре­ди них находились отработка и испыта­ние следующих устройств и узлов:

— телескопического подъемника для перископов (вместо полиспастного):

— лепестковой газовыхлопной насад­ки устройства РДП:

— водяного редукционного клапана с перепадом давления с 30 до 3 кг/см2 и с постоянным расходом;

— предохранительного клапана уст­ройства РДП;

— дейдвудного сальника новой конст­рукции;

— устройства быстрой перезарядки ТА;

— конструкций цистерны беспузырной торпедной стрельбы (БТС);

— новой конструкции торпедопогрузочного люка с торсионным механизмом закрывания.

Кроме того, часть конструкций и уст­ройств подлежали изготовлению и пред­варительному (до установки на корабль) испытанию. Среди них были следующие;

— шинно-пневматическая муфта эко­номического хода;

— распределительная колонка ВВД и аварийного продувания;

— малогабаритный редуктор с глобоидным зацеплением (для шпиля и кингсто­нов ЦГБ);

— серповидные прочные межотсечные переборки 51 и 93 шп.;

— прочная (шлюзовая) рубка;

— переборочные клинкетные задвижки;

— клапан-автомат для автоматическо­го перехода на питание от аварийной гидроаккумуляторной установки при падении давления в основном гидроаккумуляторе.

Требовались испытания предусмотрен­ной на ТА специальной системы, обеспе­чивающей выход личного состава в сна­ряжении ИСП методом шлюзования ап­парата или способом затопления отсе­ка. В процессе эксплуатации подлежала проверке операция спасения личного со­става из VII отсека с помощью водолаз­ного колокола, для приема которого пре­дусмотрена специальная конструкция — комингс-площадка.

На ПЛ пр.633

установлена серийная система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км).

Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 — «С-351»

и показали неудовлетворительные результаты.

Экипаж лодки по штату — 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках—0,8 м2, объем -9 м3.

Головная ПЛ «С-350»

(зав.№331) была заложена на стапеле №3 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания
«С-350»
проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1959 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте.

Входе испытаний проведен прием топлива с танкера «Сейма» на ПЛ «С-350»

на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) — 6 часов 05 минут.

В ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа «53-56», ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно.

Время перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 — 40 минут, торпедами других образцов — 70 минут, вместо 20 минут по проекту.

В ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь «С-350»

с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты хорошие.

Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении моря в 4 балла.

Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций.

РЛС «Флаг» по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ — 120 каб (22,2 км).

Поисковая станция «Накат» по эсминцу пр.30-бис («С-350»

под перископом);при работе станции «Риф» — 150 каб (27,8 км); при работе станции «Залп» — 220 каб (40,7 км); то же по самолету с РЛС (
«С-350»
в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);

Гидроакустическая станция «Арктика-М»:

а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения — 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) — 41 каб (7,6 км);

б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумо-пеленгования — 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования — 29 каб (5,4 км).

На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора «Тулома». На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция «Тулома» на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена.

Что касается предусмотренных техни­ческим пр.633

возможных модернизаций, то не все они были внедрены при серий­ном строительстве. Однако во время стро­ительства были осуществлены другие модернизации, некоторые из которых потребовали выполнения дополнитель­ных опытных работ. Например, установ­ка размагничивающего устройства по­требовала ОКР для изучения природы формирования магнитного поля ПЛ. К выполнению ОКР, в частности, привлекли магнитную лабораторию АН СССР (директор — профессор Е.И. Кондорский), для которой были спроектированы и построены две магнитные модели ПЛ пр.
633
в масштабе 1:12.5.

В 1960 г. ЦКБ-112 вместе с рядом отраслевых институтов разработало чертежи и конструкторскую документацию на установку противогидролокационного покры­тия типа НППРК-7 на серийную ПЛ пр.633

(№344). Работа выполнялась по ТЗ Акус­тического института АН СССР им. Н.Н.Андреева и при его научном руководстве (руководитель темы — В.В.Тютекнн).

Уже после завершения строительства всей серии ЦКБ «Лазурит» разработало технический проект опытной ПЛ пр.633Л

(ГК Е.В.Крылов).
С-350
в 1967-1969 годах переоборудована по этому проекту (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций).

По чертежам, разработанным СПМБМ »Малахит» две ПЛ прошли переоборудование по пр.633РВ

— для отра­ботки системы стрельбы из ТА калибра 650 мм новыми образцами торпед. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. Результаты испытаний позволили отработать ракетно-торпедный комплекс для ПЛ нового поколения. ПЛ
С-128
модернизирована по проекту
633КС
(в некоторых источниках
«проект 06333») для испытаний КР «Гранат».
ПЛ проекта 633 передавались флотам других стран. Египет — 6 ПЛ, Болгария — 4 ПЛ, Сирию — 3 ПЛ и Алжир — 2 ПЛ. Некоторые источники ошибочно утверждают о строительстве 22 лодок проекта 633

(еще
С-6
и
С-9
). По советской документации ПЛ проекта
633
(
проект 031) строились в Китае (12 ПЛ, в некоторых источниках указывается, что первые 3 ПЛ были собраны в СССР, а 9 ПЛ — из секций построенных в СССР), а позже по модернизированному проекту (проект 033 – Improved Romeo
) в Китае (72(71?) ПЛ, из них 7 ПЛ — для КНДР и 6 ПЛ — для Египта) и КНДР (16(15?) ПЛ).

5. Схема проекта:

6. Тактико-технические данные проекта:

водоизмещение
надводное нормальное:1328 тонн
надводное с усиленным запасом топлива:1478 тонн
позиционное:1644 тонн
подводное:1712 тонн
скорость хода
полная надводная:15,31 узла
экономическая надводная:9,2 узла
полная подводная:13,18 узлов
экономическая подводная:2,14 узла
в режиме РДП полным ходом:10,0 узлов
дальность плавания (при скорости хода, уз)
в надводном положении при усиленном запасе топлива:5000 (15), 14590 (9) миль
в надводном положении при нормальном запасе топлива:2400 (15), 7400 (9) миль
в подводном положении:14 (13) миль
в подводном положении под электродвигателями ЭХ:195 миль полным ходом, 300 миль экономическим ходом
в режиме РДП:4400 (8) миль (9150 (8) миль при усиленном запасе топлива)
глубина погружения
предельная:300 метров
рабочая:270 метров
кораблестроительные элементы
длина:76,68 метров
ширина:6,72 метра
осадка средняя:5,07 метра
конструктивный тип:двухкорпусная
вооружение
533-мм кормовые торпедные аппараты:2
533-мм носовые торпедные аппараты:6
общее число торпед:14
число и тип мин (взамен торпед):28 (МДТ)
энергоустановка
тип:дизель-электрическая
количество х мощность дизелей, л.с.:2 х 2000 л.с. (типа 37Д)
количество х мощность ГЭД, л.с.:2 х 1350 (ПГ101)
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.:2 х 50 л.с. (ПГ103)
количество валов:2
тип АБ, число групп АБ х число элементов:46СУ, 2 х 112
обитаемость
автономность:60 суток
экипаж:52 человека (в т.ч. 9 офицеров)

7. Источники:

— Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г. — «История отечественного судостроения», т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г. — Гусев А.Н. «Подводные лодки специального назначения», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г. — «Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство», ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г. — Ничик Ю.М., Захар В.Р. «Подводные силы Черноморского флота», Таврида, Симферополь, 2004г. — Информация предоставленная С. Апрелевым. — Костриченко В.В., «Трагедия Черноморского флота 1990-1997гг.» — ВТА «Тайфун», №4, 1998г. — «Подводные лодки России», т.5, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г. — Собакин В.А. «Испытания РК с КР большой дальности 3М10», ВТА «Тайфун», №3, 2001г. — Гусев А.Н. «Подводные лодки с крылатыми ракетами», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г. — Тарас А.Е. Дизельные подводные лодки 1905-2005гг.», АСТ, Харвест, Москва, Минск, 2006г. — Информация с сайтов новостных агентств.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021

Параметры технического плана

Характеристики подводной лодки проекта 633:

  • длина/ширина/осадка — 76,6/6,7/5,07 м;
  • водоизмещение под/над водой — 1,72/1,47 т;
  • вес топлива — 252 т;
  • надводная/подводная скорость по максимуму — 15,3/13,8 узла;
  • дальность походная — 14590 миль (по максимуму над водой);
  • предельная глубина погружения — 30 м;
  • автономность — 45-60 суток.

Среди оборудования пеленгации и пассивной защиты на субмарине имеются системы ГАС «Арктика-М», шумовой пеленгации «Свет-М», обнаружения «Флаг», поиска мин МГ-15. Также в комплектацию входит станция радиоразведки, пеленгатор, радиостанции, перископы атаки и зенитного наблюдения, гидрологическая система кругового обзора.

Модификации

Устройство подводной лодки проекта 633 (фото ниже) практически идентично для нескольких модификаций. Среди них выделяют:

  1. Модель И-633 (эскизный проект, разработанный в 1955 году).
  2. Серийный базовый проект.
  3. Опытная субмарина от ЦКБ «Лазурит» под руководством Е. Крылова.
  4. Модификация С-350 (средне специальная) с увеличенной обтекаемостью корпуса.

Опытные проекты от базовых аналогов отличались наличием девяти центробежных насосов, дополнительного вертикального стабилизатора, отсутствием запасного боезапаса, предельной глубиной погружения до 100 метров.

Выжившие лодки [ править ]

Выжившие лодки [ править ]

  • Чанчэн 237 , в военно-морском музее Циндао , Циндао [8]
  • Чанчэн 274 , в военно-морском музее Тайчжоу , Тайчжоу [9]
  • Чанчэн 279 , на острове Люгун , Шаньдун [10]
  • Чанчэн 280 , в Шанхае Ориентал Лэнд , Шанхай [11]
  • Чанчэн 303 , в Уханьском музее науки и техники , Ухань [12]
  • Чанчэн 349 , в 349 Подводная экскурсионная база , Цзяоцзян [13]
  • Чанчэн Люшунькоу , в музее подводных лодок Лушунь , Ляонин [14]
  • С-49 , в бухте Южная , Севастополь [15]
  • Слава 84 , в Музее стекла , Белослав [16]

В завершение

Субмарины рассматриваемого типа широко экспортировались в братские Советскому Союзу страны. Подлодки проекта 633 были на вооружении ВМФ Египта, Болгарии, Алжира, Китая, Кореи, Сирии. Одна из последних модификации в составе отечественного флота находится в Южной бухте Севастополя. Лодка показала себя вполне прилично для того времени, как по техническому оснащению, так по вооружению и скоростным параметрам. Все возведенные экземпляры для советской армии выведены из военного флота до 1987 года. Китайские конструкторы использовали марку 633, как прототип для создания собственных субмарин.

Операторы [ править ]

В настоящее время используются подводные лодки класса Romeo в боевой готовности:

  • Северная Корея эксплуатирует 20 подводных лодок класса «Ромео». Семь были импортированы непосредственно из Китая в период между 1973 и 1975 годами, а остальная часть местной сборки с китайцами поставляется частями в период с 1976 по 1995 год один , видимо , затонуло в результате несчастного случая в 1985 году [ править
    ] Четыре китайских импортированной единицы основаны на западном побережье. [6]
  • Египет управляет четырьмя из восьми первоначальных подводных лодок класса «Ромео», которые представляют собой модернизированные варианты китайской конструкции.

В настоящее время используются подводные лодки класса Romeo в нерабочем состоянии (например, на тренировках):

  • В России и Советском Союзе на вооружении находилось 20 судов класса «Ромео». Эти суда больше не используются в качестве боевых кораблей в ВМФ России , хотя одно или два остаются на вооружении в качестве неподвижных учебных объектов.
  • Китай управлял примерно 84 подводными лодками Тип-33 (Ромео) во время холодной войны. Большинство из них было списано, но 13 все еще используются для тренировок.

Больше не используются подводные лодки класса Romeo ни в каком заявленном качестве:

  • Болгария эксплуатирует четыре подводных лодки класса «Ромео». Последняя, ​​оставшаяся из четырех лодок, привезенных из Советского Союза , « Слава»
    , была списана в 2011 году.
  • В 1961 году Сирия получила три подводные лодки класса «Ромео», импортированные из Советского Союза; выведен из эксплуатации в середине 1990-х, продан на металлолом в 1996 году. [7]
  • Алжир списал две советские подводные лодки класса «Ромео».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]