Отечественная подводная лодка проекта 633 разрабатывалась Центральным Конструкторским Бюро под руководством Дерибина З. А. Последующая деятельность по ее созданию контролировалась Назаровым А. К и Е. В. Крыловым. Модель относилась к дизель-электрическим типам субмарин, изготавливалась по заказу СМ Советского Союза № 1454-808 от 9.08.1955. За время серийного производства выпущено несколько десятков экземпляров, состоящих не только на вооружении советской армии, но и других стран мира.
История создания
Пробный проект 633 подводной лодки, фото которой приведено выше, презентовали весной 1955 года в двух версиях. Эти варианты получили кодовые названия в базе ВМФ (пр.633 и И-633). Для технического воплощения в жизнь специальная комиссия выбрала второй вариант.
Закладка головного экземпляра субмарины под заводским номером 331 выполнялась на комбинате «Красное Сормово» в Горьком. Спуск на воду осуществлен в конце мая 1958 года. Ходовое тестирование подлодки производилось с 22 октября по 20 декабря того же года. Государственные испытания прошли в следующем полугодье в акватории Черного моря. Позже субмарина получила дежурный номер С-350 и была отправлена на Северный флот для дальнейшей проверки.
По некоторым данным, планировалось соорудить не менее 500 лодок указанной серии. В реальности построили только чуть более двух десятков машин. Экспортные версии выпускались во второй половине 60-х годов прошлого столетия.
Конструкционные особенности
Подводная лодка проекта 633 относится к двухкорпусным субмаринам, по габаритам приближена к аналогам проекта 613, а по конфигурации корпуса — к 611. Форма остова выбиралась с учетом особенностей эксплуатации подлодки по Беломорским, Балтийским и Волжским путям без необходимости применения аккумуляторных батарей.
Конфигурация субмарины сделана для обеспечения оптимальных показателей мореходности при подводном плавании. Сам корпус изготовлен из прочной стали посредством сварки, его длина — 59,4 метра, компоновка включает в себя несколько цилиндров разного диаметра. В качестве защитного покрытия использовался материал, соответствующий технической документации ЦКБ-112 (1960 год), тип — ПЛ НППРК-7.
Расчетная защита от среднего ядерного взрыва составила:
- В усиленном корпусе на расстоянии 1,6 километра.
- Основной цистерны балласта — до 1,6 км.
- В надстройке — 1,0 км (воздушный взрыв).
Ссылки [ править ]
- ^ а б Корабли ВМФ СССР, Вып. 1, часть 2, Ю. Апальков, Санкт-Петербург, 2003, ISBN 5-8172-0072-4
- ^ a b [1] Архивировано 19 июня 2006 г., в Wayback Machine.
- ^ a b c d e «Китайские производные от подводной лодки Romeo» . Архивировано из оригинала на 2013-06-28 . Проверено 13 сентября 2011 .
- ↑
[2] Архивировано 9 июля 2006 г., в Wayback Machine. - Джон Пайк. «Подводная лодка типа« Ухань »- Флот Народно-освободительной армии» . Globalsecurity.org . Проверено 28 декабря 2011 .
- https://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2016/DOJ2016_1-2-2_web.pdf
- https://en.zamanalwsl.net/news/article/34567/
- «Panoramio — Фотография 青岛 海军 博物馆 — 033 型 常规 潜艇 长城 号 (舷 号 237)» . web.archive.org
. 2016-10-27 . Проверено 21 апреля 21 . - Coatepeque (07.05.2012). «Блог China Defense: Great Wall 349 (Тип 033) СС класса» Ромео «выведен из эксплуатации» . Блог Обороны Китая
. Проверено 21 апреля 21 . - 网易 (2020-05-10). «公 岛 , 走进 退役 的 海军 279 潜艇 , 揭开 潜艇 内部 的 神秘 面纱» . www.163.com
. Проверено 21 апреля 21 . - «微 博 搜索» . s.weibo.com
. Проверено 21 апреля 21 . - Coatepeque (07.05.2012). «Блог China Defense: Great Wall 349 (Тип 033) СС класса» Ромео «выведен из эксплуатации» . Блог Обороны Китая
. Проверено 19 апреля 2022 . - Coatepeque (07.05.2012). «Блог China Defense: Great Wall 349 (Тип 033) СС класса» Ромео «выведен из эксплуатации» . Блог Обороны Китая
. Проверено 19 апреля 2022 . - «Путеводитель по музею подводных лодок Лушунь — обязательно посетите достопримечательности в районе Лвшунькоу — близлежащие рекомендации Музея подводных лодок Лушунь» . TRIP.COM
. Проверено 21 апреля 21 . - Inc, Depositphotos. «Российская подводная лодка С-49 в Севастополе» . Depositphotos
. Проверено 21 апреля 21 . - «Последняя болгарская подводная лодка теперь открыта для публики как музей» . bnr.bg
. Проверено 21 апреля 21 .
Энциклопедия военных кораблей, от Второй мировой войны до наших дней
, генеральный редактор Роберт Джексон.
Двигатели
Подводная лодка проекта 633 Romeo оснащается силовой установкой по типу аналога № 613 с парой гребных валов. Дизельные моторы произведены Коломенским заводом, имеют мощность две тысячи лошадиных сил, количество оборотов в минуту — 500. Конструкция двухтактных агрегатов — стандартного действия с прямоточной продувкой клапанного типа и бескомпрессорным шестицилиндровым блоком.
Обдув узла обеспечивает пара роторных воздуходувок. Стабильная работа движительного агрегата гарантирована при волнении воды до четырех баллов на борт с поступлением до 400 литров воды (при минимальной расчетной скорости движения). Также в двигательный блок входит два гребных электрических мотора ПГ-101 (1350 «лошадок», 420 оборотов в минуту). Их конфигурация — агрегаты с поворотными остовами, водяным охлаждением подшипников и парой якорей. Дополнительно использовались два экономичных электродвигателя мощностью по 50 кВт, развивающих 420 оборотов в минуту.
Механическая часть
В механическом блоке подводной дизельной лодки проекта 633 предусмотрено два малошумных винта с шестью лопастями. Переменный шаг элементов составляет 1600 мм, вращаются они в кольцевых насадках, пришли на замену неудачным экспериментальным четырехлопастным предшественникам.
Управляется субмарина при помощи направляющего, кормового и носовых рулей. Они оснащены гидравлическим контроллером, активируемым из центрального поста. Запасной привод — электрический, агрегирует с кормовыми горизонтальными рулями. Контроль данного узла возможен с ходового моста в надстроечной части. Здесь штурвал имеет механическое соединение с рабочим механизмом. Блок энергетики состоит из 224 аккумуляторов, объединенных в две группы по 112 штук.
Система спасения и вооружение
Подводная лодка проекта 633 оснащена спасательным оборудованием, включающим в себя торпедные аппараты. Они позволяли экипажу со специальным снаряжением покидать субмарину с глубины до 120-ти метров. Эвакуация осуществлялась посредством шлюзования. С глубин до 200 метров операция по спасению команды проводилась при помощи специального колокола из кормовой части. Центральный пост и рубка также давали возможность эвакуироваться с глубин до 100 метров со средствами ИСП. Для тушения пожаров на субмарине предусмотрена воздушно-пенная система типа ВПЛ-52.
Экипаж лодки проекта 633 состоит из 52 человек, количество спальных мест — 55, средняя жилая площадь в отсеках — 0,8 кв. м, объем — около 9 кубических метров. Вооружение субмарины:
- шесть носовых торпедных установок калибра 533 мм;
- пара аналогичных орудий на корме;
- боевой запас — 14 торпед;
- контроль ведения стрельбы — ПУТС «Ленинград-633»;
- привод глубинных торпед — ручного типа.
Проект 633 (NATO – “Romeo”).
Модификации: 633Л, 633РВ, 633КС.
1. Количество подводных лодок проекта: 20.
2. Изображение проекта:
После ремонтов в 80-х годах на ПЛ было модернизировано ограждение рубки (носовая часть) Такие изменения были на С-37, С-128, СС-350, трех ПЛ Сирии, двух ПЛ Алжира и двух ПЛ Болгарии.
3. Состав проекта:
Наименование корабля | Заводской номер | Даты | Примечания | |||
закладки | спуска | вступления в строй | ||||
ГОРЬКИИ: (N 112) (20) | ||||||
1 | С-350 | 331 | 22.10.1957 | 30.05.1958 | 31.08.1959 | 11.02.1962 — затонула, поднята 1969 — мод. по пр. 633Л 03.08.1977 — пер. в СС-350 1982 — пер. в |
2 | С-351 | 332 | 31.01.1958 | 18.08.1958 | 06.11.1959 | 1967 — перед. Египту 1967 — пер. в 766 197? — пер. в 846 |
3 | С-352 | 333 | 30.03.1958 | 25.09.1958 | 31.10.1959 | 1967 — перед. Египту 1967 — пер. в 755 197? — пер. в 843 |
4 | С-353 | 334 | 14.05.1958 | 30.11.1958 | 26.12.1959 | 1966 — перед. Египту 1966 — пер. в 733 197? — пер. в 831 |
5 | С-354 | 335 | 14.07.1958 | 10.01.1959 | 30.11.1959 | 1966 — перед. Египту 1966 — пер. в 744 197? — пер. в 840 |
6 | С-32 | 341 | 28.08.1958 | 30.08.1959 | 31.12.1959 | 1966 — перед. Египту 1966 — пер. в 7?? 197? — пер. в 834 |
7 | С-34 | 342 | 18.10.1958 | 14.06.1959 | 31.12.1959 | 1966 — перед. Египту 1966 — пер. в 7?? 197? — пер. в 837 |
8 | С-36 | 343 | 29.11.1958 | 27.09.1959 | 30.09.1960 | 1986 — перед. Болгарии 1985 — пер. в «Слава» (№84) 2022 — музей в Болгарии |
9 | С-37 | 344 | 25.01.1959 | 10.10.1959 | 31.03.1960 | 1987 — мод. тема «Герц-633» |
10 | С-38 | 345 | 14.03.1959 | 30.11.1959 | 23.09.1960 | 1983 — перед. Болгарии 198? — пер. в «Надежда» (№83) |
11 | С-53 | 351 | 29.07.1959 | 02.03.1960 | 31.12.1960 | 1985 — перед. Сирии |
12 | С-101 | 352 | 01.10.1959 | 15.04.1960 | 21.12.1960 | 1985 — перед. Сирии |
13 | С-212 | 353 | 29.11.1959 | 31.05.1960 | 21.12.1960 | 1973 — перед. Болгарии 197? — №42, затем — N92 «Димитровски комсомол» 198? — пер. в |
14 | С-128 | 354 | 11.03.1960 | 20.07.1960 | 29.12.1960 | 1978 — мод. по пр. 633КС 26.07.1991 — пер. в |
15 | С-4 | 355 | 14.06.1960 | 17.12.1960 | 18.09.1961 | 1987 — перед. Сирии |
16 | С-7 | 361 | 25.11.1960 | 28.02.1961 | 17.09.1961 | 1983 — перед. Алжиру 1983 — пер. в № 011 |
17 | С-11 | 362 | 25.11.1960 | 15.04.1961 | 30.09.1961 | 1982 — мод. по пр. 633РВ 1982(?) — пер. в |
18 | С-28 | 363 | 29.12.1960 | 21.06.1961 | 23.12.1961 | 1982 — перед. Алжиру 1982 — пер. в № 010 |
19 | С-49 | 364 | 29.03.1961 | 27.07.1961 | 31.12.1961 | 1991(?) — мод. по пр. 633РВ 1991(?) — пер. в |
20 | С-57 | 365 | 23.05.1961 | 20.08.1961 | 27.12.1961 | 1973 — перед. Болгарии 197? — №41, затем — N91 «Ленински комсомол» 198? — пер. в |
4. История проекта:
Проектирование ПЛ проекта 633
было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями — А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин. В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй «инициативный» (
И-633
) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП. Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., «предложенный вариант является совершенно новым проектом средней ПЛ». Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ.
Технический проект ПЛ проекта 633
был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.
Подводная лодка проекта 633
двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.
613
, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.
611
, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.
Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) — для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении.
Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее.
Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование.
В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.
Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды.
В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас.
В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.
Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции «Флаг».
В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла.
В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.
В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды.
В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос «2П-1» и гальюн с умывальником, цистерны — дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды.
Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.
Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.
Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости.
Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров.
Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров.
На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами.
Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3.
Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра:
— при подводном взрыве для прочного корпуса — 1600 м, для цистерны главного балласта —1100-1600 м;
— при воздушном взрыве для цистерны главного балласта—1390-1850 м, для надстройки — 1900 м.
В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых — симметрично относительно диаметральной плоскости, с углом растворения между осями труб 3°.
Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.
На ПЛ пр.633
внедрили штатную систему воздушно-пенного пожаротушения ВПЛ-52 и быстродействующую арматуру поднятия давления в отсеках с дистанционным управлением. Применили новую систему ПУТС «Ленинград-633», которая при совместной работе с ГАС «Арктика-М» помогла решать принципиально новые задачи выхода в атаку.
Для уменьшения шумности на ПЛ, в частности, были установлены фундаменты с резиновым вибродемпфирующим покрытием.
Внедряемые в проект новшества, как правило, требовали экспериментальной проверки. Документация технического проекта предусматривала выполнение около двух десятков опытных работ, среди них находились отработка и испытание следующих устройств и узлов:
— телескопического подъемника для перископов (вместо полиспастного):
— лепестковой газовыхлопной насадки устройства РДП:
— водяного редукционного клапана с перепадом давления с 30 до 3 кг/см2 и с постоянным расходом;
— предохранительного клапана устройства РДП;
— дейдвудного сальника новой конструкции;
— устройства быстрой перезарядки ТА;
— конструкций цистерны беспузырной торпедной стрельбы (БТС);
— новой конструкции торпедопогрузочного люка с торсионным механизмом закрывания.
Кроме того, часть конструкций и устройств подлежали изготовлению и предварительному (до установки на корабль) испытанию. Среди них были следующие;
— шинно-пневматическая муфта экономического хода;
— распределительная колонка ВВД и аварийного продувания;
— малогабаритный редуктор с глобоидным зацеплением (для шпиля и кингстонов ЦГБ);
— серповидные прочные межотсечные переборки 51 и 93 шп.;
— прочная (шлюзовая) рубка;
— переборочные клинкетные задвижки;
— клапан-автомат для автоматического перехода на питание от аварийной гидроаккумуляторной установки при падении давления в основном гидроаккумуляторе.
Требовались испытания предусмотренной на ТА специальной системы, обеспечивающей выход личного состава в снаряжении ИСП методом шлюзования аппарата или способом затопления отсека. В процессе эксплуатации подлежала проверке операция спасения личного состава из VII отсека с помощью водолазного колокола, для приема которого предусмотрена специальная конструкция — комингс-площадка.
На ПЛ пр.633
установлена серийная система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633» данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км).
Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 — «С-351»
и показали неудовлетворительные результаты.
Экипаж лодки по штату — 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках—0,8 м2, объем -9 м3.
Головная ПЛ «С-350»
(зав.№331) была заложена на стапеле №3 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания
«С-350»
проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1959 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте.
Входе испытаний проведен прием топлива с танкера «Сейма» на ПЛ «С-350»
на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) — 6 часов 05 минут.
В ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа «53-56», ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно.
Время перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 — 40 минут, торпедами других образцов — 70 минут, вместо 20 минут по проекту.
В ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь «С-350»
с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты хорошие.
Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении моря в 4 балла.
Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций.
РЛС «Флаг» по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ — 120 каб (22,2 км).
Поисковая станция «Накат» по эсминцу пр.30-бис («С-350»
под перископом);при работе станции «Риф» — 150 каб (27,8 км); при работе станции «Залп» — 220 каб (40,7 км); то же по самолету с РЛС (
«С-350»
в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);
Гидроакустическая станция «Арктика-М»:
а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения — 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) — 41 каб (7,6 км);
б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумо-пеленгования — 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования — 29 каб (5,4 км).
На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора «Тулома». На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция «Тулома» на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена.
Что касается предусмотренных техническим пр.633
возможных модернизаций, то не все они были внедрены при серийном строительстве. Однако во время строительства были осуществлены другие модернизации, некоторые из которых потребовали выполнения дополнительных опытных работ. Например, установка размагничивающего устройства потребовала ОКР для изучения природы формирования магнитного поля ПЛ. К выполнению ОКР, в частности, привлекли магнитную лабораторию АН СССР (директор — профессор Е.И. Кондорский), для которой были спроектированы и построены две магнитные модели ПЛ пр.
633
в масштабе 1:12.5.
В 1960 г. ЦКБ-112 вместе с рядом отраслевых институтов разработало чертежи и конструкторскую документацию на установку противогидролокационного покрытия типа НППРК-7 на серийную ПЛ пр.633
(№344). Работа выполнялась по ТЗ Акустического института АН СССР им. Н.Н.Андреева и при его научном руководстве (руководитель темы — В.В.Тютекнн).
Уже после завершения строительства всей серии ЦКБ «Лазурит» разработало технический проект опытной ПЛ пр.633Л
(ГК Е.В.Крылов).
С-350
в 1967-1969 годах переоборудована по этому проекту (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций).
По чертежам, разработанным СПМБМ »Малахит» две ПЛ прошли переоборудование по пр.633РВ
— для отработки системы стрельбы из ТА калибра 650 мм новыми образцами торпед. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. Результаты испытаний позволили отработать ракетно-торпедный комплекс для ПЛ нового поколения. ПЛ
С-128
модернизирована по проекту
633КС
(в некоторых источниках
«проект 06333») для испытаний КР «Гранат».
ПЛ проекта 633 передавались флотам других стран. Египет — 6 ПЛ, Болгария — 4 ПЛ, Сирию — 3 ПЛ и Алжир — 2 ПЛ. Некоторые источники ошибочно утверждают о строительстве 22 лодок проекта 633
(еще
С-6
и
С-9
). По советской документации ПЛ проекта
633
(
проект 031) строились в Китае (12 ПЛ, в некоторых источниках указывается, что первые 3 ПЛ были собраны в СССР, а 9 ПЛ — из секций построенных в СССР), а позже по модернизированному проекту (проект 033 – Improved Romeo
) в Китае (72(71?) ПЛ, из них 7 ПЛ — для КНДР и 6 ПЛ — для Египта) и КНДР (16(15?) ПЛ).
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 1328 тонн | |
надводное с усиленным запасом топлива: | 1478 тонн | |
позиционное: | 1644 тонн | |
подводное: | 1712 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 15,31 узла | |
экономическая надводная: | 9,2 узла | |
полная подводная: | 13,18 узлов | |
экономическая подводная: | 2,14 узла | |
в режиме РДП полным ходом: | 10,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении при усиленном запасе топлива: | 5000 (15), 14590 (9) миль | |
в надводном положении при нормальном запасе топлива: | 2400 (15), 7400 (9) миль | |
в подводном положении: | 14 (13) миль | |
в подводном положении под электродвигателями ЭХ: | 195 миль полным ходом, 300 миль экономическим ходом | |
в режиме РДП: | 4400 (8) миль (9150 (8) миль при усиленном запасе топлива) | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
рабочая: | 270 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 76,68 метров | |
ширина: | 6,72 метра | |
осадка средняя: | 5,07 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 14 | |
число и тип мин (взамен торпед): | 28 (МДТ) | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 50 л.с. (ПГ103) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 2 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 60 суток | |
экипаж: | 52 человека (в т.ч. 9 офицеров) |
7. Источники:
— Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г. — «История отечественного судостроения», т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г. — Гусев А.Н. «Подводные лодки специального назначения», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г. — «Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство», ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г. — Ничик Ю.М., Захар В.Р. «Подводные силы Черноморского флота», Таврида, Симферополь, 2004г. — Информация предоставленная С. Апрелевым. — Костриченко В.В., «Трагедия Черноморского флота 1990-1997гг.» — ВТА «Тайфун», №4, 1998г. — «Подводные лодки России», т.5, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1996г. — Собакин В.А. «Испытания РК с КР большой дальности 3М10», ВТА «Тайфун», №3, 2001г. — Гусев А.Н. «Подводные лодки с крылатыми ракетами», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г. — Тарас А.Е. Дизельные подводные лодки 1905-2005гг.», АСТ, Харвест, Москва, Минск, 2006г. — Информация с сайтов новостных агентств.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021
Параметры технического плана
Характеристики подводной лодки проекта 633:
- длина/ширина/осадка — 76,6/6,7/5,07 м;
- водоизмещение под/над водой — 1,72/1,47 т;
- вес топлива — 252 т;
- надводная/подводная скорость по максимуму — 15,3/13,8 узла;
- дальность походная — 14590 миль (по максимуму над водой);
- предельная глубина погружения — 30 м;
- автономность — 45-60 суток.
Среди оборудования пеленгации и пассивной защиты на субмарине имеются системы ГАС «Арктика-М», шумовой пеленгации «Свет-М», обнаружения «Флаг», поиска мин МГ-15. Также в комплектацию входит станция радиоразведки, пеленгатор, радиостанции, перископы атаки и зенитного наблюдения, гидрологическая система кругового обзора.
Модификации
Устройство подводной лодки проекта 633 (фото ниже) практически идентично для нескольких модификаций. Среди них выделяют:
- Модель И-633 (эскизный проект, разработанный в 1955 году).
- Серийный базовый проект.
- Опытная субмарина от ЦКБ «Лазурит» под руководством Е. Крылова.
- Модификация С-350 (средне специальная) с увеличенной обтекаемостью корпуса.
Опытные проекты от базовых аналогов отличались наличием девяти центробежных насосов, дополнительного вертикального стабилизатора, отсутствием запасного боезапаса, предельной глубиной погружения до 100 метров.
Выжившие лодки [ править ]
Выжившие лодки [ править ]
- Чанчэн 237 , в военно-морском музее Циндао , Циндао [8]
- Чанчэн 274 , в военно-морском музее Тайчжоу , Тайчжоу [9]
- Чанчэн 279 , на острове Люгун , Шаньдун [10]
- Чанчэн 280 , в Шанхае Ориентал Лэнд , Шанхай [11]
- Чанчэн 303 , в Уханьском музее науки и техники , Ухань [12]
- Чанчэн 349 , в 349 Подводная экскурсионная база , Цзяоцзян [13]
- Чанчэн Люшунькоу , в музее подводных лодок Лушунь , Ляонин [14]
- С-49 , в бухте Южная , Севастополь [15]
- Слава 84 , в Музее стекла , Белослав [16]
В завершение
Субмарины рассматриваемого типа широко экспортировались в братские Советскому Союзу страны. Подлодки проекта 633 были на вооружении ВМФ Египта, Болгарии, Алжира, Китая, Кореи, Сирии. Одна из последних модификации в составе отечественного флота находится в Южной бухте Севастополя. Лодка показала себя вполне прилично для того времени, как по техническому оснащению, так по вооружению и скоростным параметрам. Все возведенные экземпляры для советской армии выведены из военного флота до 1987 года. Китайские конструкторы использовали марку 633, как прототип для создания собственных субмарин.
Операторы [ править ]
В настоящее время используются подводные лодки класса Romeo в боевой готовности:
- Северная Корея эксплуатирует 20 подводных лодок класса «Ромео». Семь были импортированы непосредственно из Китая в период между 1973 и 1975 годами, а остальная часть местной сборки с китайцами поставляется частями в период с 1976 по 1995 год один , видимо , затонуло в результате несчастного случая в 1985 году [ править
] Четыре китайских импортированной единицы основаны на западном побережье. [6] - Египет управляет четырьмя из восьми первоначальных подводных лодок класса «Ромео», которые представляют собой модернизированные варианты китайской конструкции.
В настоящее время используются подводные лодки класса Romeo в нерабочем состоянии (например, на тренировках):
- В России и Советском Союзе на вооружении находилось 20 судов класса «Ромео». Эти суда больше не используются в качестве боевых кораблей в ВМФ России , хотя одно или два остаются на вооружении в качестве неподвижных учебных объектов.
- Китай управлял примерно 84 подводными лодками Тип-33 (Ромео) во время холодной войны. Большинство из них было списано, но 13 все еще используются для тренировок.
Больше не используются подводные лодки класса Romeo ни в каком заявленном качестве:
- Болгария эксплуатирует четыре подводных лодки класса «Ромео». Последняя, оставшаяся из четырех лодок, привезенных из Советского Союза , « Слава»
, была списана в 2011 году. - В 1961 году Сирия получила три подводные лодки класса «Ромео», импортированные из Советского Союза; выведен из эксплуатации в середине 1990-х, продан на металлолом в 1996 году. [7]
- Алжир списал две советские подводные лодки класса «Ромео».