Подводная лодка К-21: история, фото, описание музейной экспозиции


Чем интересна лодка?

Подводная лодка К-21, построенная в 1939 году, за пятнадцать лет своей службы приняла участие в большом количестве операций против фашистских захватчиков. Уже в своем первом походе ее экипажу удалось с помощью грамотно расставленных минных заграждений отправить на дно крупный норвежский транспорт, перевозивший военную технику.

Но наибольшую известность субмарина приобрела в июне 1942 года, когда в результате вражеского нападения была вынуждена защищать конвой с продовольствием и атаковать линкор «Тирлиц». И здесь начинаются достаточно серьезные расхождения: советская сторона утверждает, что корабль был серьезно поврежден в ходе атаки, а в немецкой документации нападения на «Тирлиц» не было как такового. Был ли линкор поврежден или же нет – ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по данному вопросу.

Первая победа

Электрические «малютки» строились быстро. Их собирали из четырёх секций, после чего готовая субмарина опускалась на воду краном. В результате в Норвегии, служившей отправной точкой в боевых походах немецких субмарин, малые электролодки появились уже к началу 1945‑го.

Сначала Дёниц послал «на пробу» к восточному побережью Великобритании две лодки — U-2324 и U-2322.

Обе субмарины быстро нашли конвои союзников.

Восемнадцатого февраля 1945 года U-2324 сумела подобраться к одному из них на очень близкое расстояние. Она выпустила торпеды с 400 метров! Но «угри» оказались неисправны и в цель не попали. Тем не менее, после залпа лодка смогла спокойно уйти необнаруженной.


U-2322

U-2322 оказалась более удачливой — 25 февраля она успешно атаковала конвой FS-1739. Жертвой её торпед стал небольшой английский пароход «Эгхольм».

Так лодки XXIII серии одержали свою первую победу.

КР — Крейсер Рудницкого

Подводные лодки типа 21-й изначально имели именно такое название, планировалось, что они будут существенно превосходить зарубежные аналоги. Изначально планировалось, что субмарины данного типа будут обладать ангаром на палубе, в котором можно будет хранить разведывательные самолеты. От такого нововведения пришлось отказаться из-за дороговизны, а также сложностей с проектированием подобной модели.

Субмарины обладали достаточно крупными размерами, но управлять ими было довольно просто, нареканий к работе подводных крейсеров у специалистов и подводников было очень мало. Наружные корпусы лодок собирались с использованием электрической сварки, тогда подобная методика стала настоящим прорывом, за счет нее удалось серьезно снизить массу корабля и существенно увеличить длительность его нахождения в автономном режиме.

На подлодке К-21 находились два перископа увеличенной мощности, с помощью которых можно было осуществлять фотосъемку. Были здесь установлены и современные, на тот момент, радиостанции, способные передавать сигнал с помощью коротких волн. За счет этого удалось обеспечить качественную радиосвязь в обе стороны на больших дистанциях.

Десять торпедных аппаратов, две дюжины торпед и пара десятков заградительных мин делали лодку достаточно серьезным противником. Параллельно с этим на ней были установлены два артиллерийских орудия калибром 45 и 100 мм. Лодка могла находиться в самостоятельном плавании на протяжении 50 суток и выполнять длительные по времени операции, которые довольно часто приходилось проводить СССР.

U-Boote.ru

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XXI СЕРИИ

Появление подводных лодок XXI серии ознаменовало рывок немцев в проектировании и строительстве. Эти сверхсовременные подлодки были первыми, при серийном производстве которых использовались девять готовых модулей. Изготовленные на разных заводах Германии секции корпусов лодок на верфях тщательно состыковывали и сваривали за минимальное время. Теоретическая оценка времени, затрачиваемого на строительство одной подводной лодки XXI серии, составляла 176 дней, при этом на сборочной верфи она должна была проводить только 30 дней.
В апреле 1943 года был утвержден детальный план по переделке с минимумом изменений базового проекта XVIII серии (подводная лодка водоизмещением 1600 тонн с турбиной Вальтера и дизельными двигателями) в XXI серию «Elektroboot». На этой серии двойная двигательная установка была заменена новыми дизелями с турбонаддувом и электродвигателями с улучшенными характеристиками вместе со специальными электродвигателями «подкрадывания», позволявшими подбираться к противнику бесшумно, а в нижней части прочного корпуса вместо цистерн для перекиси водорода появилась возможность разместить большое количество аккумуляторных батарей, благодаря чему существенно увеличивалась дальность подводного хода лодки. Конечным результатом стала подводная лодка, равная по величине IXD, но с неизмеримо возросшими возможностями. Хотя подводная лодка XXI серии имела меньший радиус действия и более низкую скорость надводного хода по сравнению с лодкой типа IXD2, ее подводная скорость была выше надводной. Способная развить 12 узлов под шноркелем и 17,2 узла при движении в подводном положении на электродвигателях против соответственно 6 и 7 узлов подводной лодки IX серии, она могла погружаться глубже границы в 130 м вплоть до глубины 280 м и идти под водой двое суток при нормальной скорости и одиннадцать суток — на малом ходу без подъема шноркеля.

Будучи первым в мире типом действительно подводной лодки, подводные лодки XXI серии были оборудованы в соответствии с этой задачей. Благодаря обтекаемым обводам корпуса и практически бесшумному ходу их гораздо труднее было обнаружить противнику. Корпус был просторным со множеством усовершенствованных приборов, в нем были установлены системы кондиционирования воздуха и удаления отбросов, а также имелся холодильник для хранения запасов продовольствия. Подводные лодки XXI серии могли вести войну, находясь в подводном положении. Все шесть торпедных аппаратов были размещены в носовой части лодки и имелся боевой запас из двадцати трех совершенных торпед с курсовыми и акустическими системами наведения. Оснащенные гидрофонами с дальностью действия до 50 миль и сложной эхо-камерой «Balkon Gerat», с помощью которой можно было легко сопровождать, идентифицировать и разделять групповые цели в подводном положении, лодки XXI серии были предназначены для проведения атак, не приближаясь к поверхности ближе чем на 50 м. Они обладали всеми качествами, чтобы повернуть ход битвы за Атлантику в пользу Германии.

Однако при всем своем совершенстве подводные лодки XXI серии не были лишены недостатков. Главным недостатком лодок являлась слабая конструкция. Спешно изготовленные на разных заводах, восемь корпусных секций не стыковались между собой надлежащим образом, в связи с чем прочный корпус не смог бы противостоять взрывам глубинных бомб на небольшом от лодки расстоянии и выдерживать давление на больших глубинах. Вторым серьезным недостатком являлось несовершенство гидравлических систем. Трубопроводы многих гидравлических систем лодки располагались между прочным и легким корпусом, поэтому они были подвержены повреждениям при близких разрывах бомб и их нельзя было отремонтировать при нахождении лодки в подводном положении. Кроме того, поскольку наружные соединения невозможно было сделать полностью водонепроницаемыми, со временем в трубопроводах гидравлических систем появлялись утечки и на поверхности появлялся маслянистый след жидкости. И хотя отдельные узлы этих систем были улучшены, основные недостатки оказались не устраненными. Третьим серьезным недостатком являлось отсутствие возможности использования компрессоров турбонаддува. На лодках XXI серии совместно с дизелями предполагалась установка компрессоров для предварительного сжатия воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Однако по причине просчетов в проектировании и постройке использование компрессоров не представлялось возможным. В связи с этим мощность каждого двигателя снизилась с 2000 до 1200 л.с., что в конечном итоге привело к уменьшению скорости в надводном положении до 15,6 узлов и увеличению времени перезарядки аккумуляторных батарей с одного до двух часов. Достоверно известно, что U-2518 была единственной из всех захваченных британцами подводных лодок XXI серии, на которой были установлены дизели с турбонаддувом.

Всего было введено в строй 118 подводных лодок XXI серии, но только две из них — U-2511 (командир — корветтен-капитан Адальберт Шнее) и U-3008 (командир — капитан-лейтенант Гельмут Мансек) — отправились в боевой поход соответственно 30 апреля и 3 мая 1945 года.

КОНСТРУКЦИЯ

Подводные лодки XXI серии были первыми, при серийном производстве которых использовались готовые секции. На предприятиях и заводах, зачастую удаленных от моря, в секциях корпусов производился монтаж внутренних механизмов и узлов, после чего они отправлялись на сборочные судоверфи. На верфях секции корпусов тщательно состыковывали и сваривали. Конструктивно прочный корпус имел модульную конструкцию и состоял из девяти отдельных секций: кормовой, электродвигателей, дизельных двигателей, кормовой жилой, центрального поста, носовой жилой, хранилища торпед, торпедных аппаратов и рубки.

Подводные лодки XXI серии были двухкорпусными; в поперечном сечении прочный корпус имел вид цифры «8»: верхнюю и нижнюю части. Корпус лодки имел полностью обтекаемые обводы, без каких-либо выступающих частей, способных увеличить лобовое сопротивление воды. В отличие от подводных лодок более ранних серий, у подводных лодок XXI серии отсутствовали «седельные» цистерны и палубное вооружение. Двуствольные 20-мм зенитные пушки встраивались во вращающиеся обтекатели, установленные в передней и задней частях боевой рубки. Перископы, шноркель, мачты радиолокаторов и прочие устройства являлись выдвижными. Все средства управления, находившиеся на мостике, прикрывались одним обтекателем с хорошей гидродинамической конфигурацией. В-общем, делалось все возможное для снижения лобового сопротивления и увеличения скорости подводного хода.

Рассмотрение расположения отсеков начинается с кормы лодки, во избежание путаницы в расположении оборудования относительно правого или левого борта.

Первым отсеком в прочном корпусе являлся кормовой отсек. На подводных лодках XXI серии кормовые торпедные аппараты отсутствовали. В кормовом отсеке по левому борту располагалась небольшая ремонтная мастерская с токарным станком и трюмная помпа, а по правому борту – гальюн. Под полом верхней части отсека располагалась цистерна машинного масла, а в нижней части отсека в прочном корпусе – две дифферентные цистерны.

Следующим от кормы к носу лодки располагался отсек электродвигателей. В нем находилось два гребных электродвигателя 2 GU 365/30 фирмы Siemens

мощностью 2500 л.с. каждый при 1675 об./мин. и два электродвигателя «подкрадывания» мощностью 113 л.с. каждый при 350 об./мин. Над гребными электродвигателями устанавливались два вентилятора системы воздушного охлаждения. В передней части отсека возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека дизельных двигателей, по обе стороны от прохода располагались две приборные панели гребных электродвигателей подводной лодки. Под полом верхней части отсека располагались цистерна дистиллированной воды и цистерна машинного масла.

Следующим после отсека электродвигателей от кормы к носу лодки располагался отсек дизельных двигателей. В нем находилось два 6-цилиндровых дизельных двигателя M6V 40/46 с турбонаддувом системы Бюхи фирмы MAN

мощностью 2000 л.с. каждый при 520 об./мин. В центральной части отсека над проходом между двигателями располагались расходные баки дизельного топлива, а в передней части отсека справа и слева по борту – два вентилятора и воздуховоды для снабжения свежим воздухом отсеков подлодки. Под полом верхней части отсека располагались цистерна сбора дизельного топлива, цистерна сбора машинного масла, цистерна машинного масла и цистерна отработанного машинного масла.

Следующим от кормы к носу лодки располагался жилой отсек матросов. На подводных лодках более ранних серий центральный проход разделял два ряда двухъярусных коек, однако на подводных лодках XXI серии койки размещались в четыре ряда, по два вдоль каждого борта. В жилом отсеке матросов вдоль каждого борта находилось три двухъярусных койки и две трехъярусных койки, разделенные узким проходом, всего двадцать четыре койки. В нижней части отсека располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе, и трубопроводы отбора газов аккумуляторных батарей. Батареи верхнего яруса из 62 элементов разделялись узким проходом для их обслуживания.

Следующим после жилого отсека от кормы к носу лодки располагался отсек центрального поста с установленной на нем рубкой. Отсек центрального поста также включал в себя и камбуз, располагавшийся в задней части отсека возле переборки, отделявшей отсек центрального поста от отсека дизельных двигателей. По левому борту лодки в камбузе была установлена электрическая плита, а по правому борту – кладовая для продуктов и холодильная камера для хранения свежих продуктов. Отсек центрального поста отделялся от камбуза легкой переборкой. В средней части отсека располагались шахты командирского и зенитного перископов, рабочие части которых находились в боевой рубке. В передней части отсека, ближе к переборке, возвышалась большая цилиндрическая труба с внутренней лестницей, ведущей наверх в рубку. Справа по борту в задней части отсека у переборки располагалась шахта выдвижного шноркеля и напротив нее справа по борту – панель контроля и управления работой вспомогательных механизмов, далее в сторону носа лодки – группы вентилей, регулирующих подачу сжатого воздуха в цистерны. После них справа по борту располагались электрические приводы управления кормовыми и носовыми горизонтальными рулями глубины. Далее справа по борту в углу отсека находился гирокомпас и перед передней переборкой – пост управления вертикальным рулем, включавший в себя электрический привод управления рулем, машинный телеграф управления двигателями и репитер гирокомпаса. Слева по борту в задней части отсека у переборки располагалась шахта выдвижной мачтовой антенны, вдоль левого борта – группа из двух баллонов сжатого воздуха. Далее слева по борту размещался штурманский стол, над которым находился индикатор ультразвукового эхолота «Atlas», а возле передней переборки – два масляных насоса гидравлической системы. Отличительной особенностью размещения оборудования лодки XXI серии явилось наличие отсека вспомогательных механизмов, находившегося под центральным постом. В правой части отсека располагались вентилятор системы вентиляции аккумуляторных батарей, трюмная помпа и система трубопроводов; ближе к передней части отсека устанавливался трап, ведущий в отсек центрального поста. В левой части отсека вспомогательных механизмов располагалась группа из трех баллонов сжатого воздуха и электрический воздушный компрессор HK 1,5 фирмы Крупп

мощностью 16 л/мин. при давлении 205 кг/кв.см.

Следующим от кормы к носу лодки располагался жилой отсек офицеров и унтер-офицеров. Слева по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, находилась «каюта» командира лодки, более просторная, чем на лодках более ранних серий. После «каюты» командира лодки слева по борту располагалась гидроакустическая рубка, за ней в сторону носа лодки – ряд двухъярусных коек вдоль борта и ряд трехъярусных коек у центрального прохода для старших унтер-офицеров, и ряд трех двухъярусных коек вдоль борта и ряд двух трехъярусных коек у центрального прохода для унтер-офицеров. Справа по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, располагалась радиорубка, за ней в сторону носа лодки – довольно просторная «каюта» главного инженера. После «каюты» главного инженера в два ряда располагались койки офицеров подводной лодки: одноярусная вдоль борта и двухъярусная у центрального прохода, а возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека торпедных аппаратов – гальюн. В нижней части отсека по левому борту под «каютой» капитана, гидроакустической рубкой, койками старших унтер-офицеров и по правому борту под радиорубкой и «каютой» главного инженера располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе. В нижней части отсека по левому борту под койками унтер-офицеров и по правому борту под койками офицеров и гальюном также располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе. Обе группы аккумуляторных батарей также были оборудованы трубопроводами отбора газов аккумуляторных батарей и в обеих группах батареи верхнего яруса из 62 элементов разделялись узким проходом для их обслуживания. Общее количество элементов аккумуляторных батарей на подводной лодке XXI серии составляло 372 элемента, что в три раза превышало количество элементов батарей на подводной лодке VII или IX серии.

Последним от кормы к носу лодки был отсек торпедных аппаратов. В задней части отсека располагалось хранилище торпед, состоявшее из трех стеллажей для торпед вдоль каждого борта. На верхних и средних стеллажах хранилось по три торпеды, на нижних – по две торпеды. Еще одна торпеда хранилась между стеллажами на дне прочного корпуса. Боезапас торпед составлял двадцать три единицы: семнадцать – в хранилище торпед, и шесть – в торпедных аппаратах. В легком корпусе под хранилищем торпед находились две торпедозаместительные цистерны. В сторону носа лодки располагались шесть торпедных аппаратов, расположенных вертикально в два ряда по три аппарата. Подача торпед в торпедные аппараты осуществлялась при помощи полуавтоматической гидравлической системы перезарядки, которая обеспечивала перезарядку аппарата за 20 минут. Под торпедными аппаратами в нижней части отсека в прочном корпусе находились две дифферентные цистерны. В носовой оконечности лодки вне прочного корпуса находились носовая балластная цистерна и цистерна быстрого погружения.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1Размерыдлина, метровширина, метров
76,78,0
2Осадка, метров6,3
3Водоизмещение, тоннв надводном положениив подводном положении
16211819
4Глубина погружения, метроврабочаяпредельная
135280
5Максимальная скорость, узловв надводном положениив подводном положении
15,617,2
6Радиус действия, мильв надводном положениив подводном положении
15500 (10)340 (5)
7Двигатели, колич. х мощн. л.с.дизельныеэлектрические
2 (MAN) х 20002 (SSW) х 2500; 2 х 113
8Вооружение (торпедное)количество носовых ТАколичество кормовых ТА
6
9Вооружение (минное)количество минных труб
10Боезапасторпедмин
23
11Вооружение (артиллерийское)палубное орудиезенитное
2 х 20-мм
12Экипаж, человек57

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XXI СЕРИИ

U-2501U-2502U-2503U-2504U-2505U-2506U-2507U-2508U-2509U-2510
U-2511U-2512U-2513U-2514U-2515U-2516U-2517U-2518U-2519U-2520
U-2521U-2522U-2523U-2524U-2525U-2526U-2527U-2528U-2529U-2530
U-2531U-2533U-2534U-2535U-2536U-2538U-2539U-2540U-2541U-2542
U-2543U-2544U-2545U-2546U-2548U-2551U-2552U-3001U-3002U-3003
U-3004U-3005U-3006U-3007U-3008U-3009U-3010U-3011U-3012U-3013
U-3014U-3015U-3016U-3017U-3018U-3019U-3020U-3021U-3022U-3023
U-3024U-3025U-3026U-3027U-3028U-3029U-3030U-3031U-3032U-3033
U-3034U-3035U-3037U-3038U-3039U-3040U-3041U-3044U-3501U-3502
U-3503U-3504U-3505U-3506U-3507U-3508U-3509U-3510U-3511U-3512
U-3513U-3514U-3515U-3516U-3517U-3518U-3519U-3520U-3521U-3522
U-3523U-3524U-3525U-3526U-3527U-3528U-3529U-3530

Служба на флоте: начало пути

Начиная с 1939 года, корабль неоднократно переходил между существующими флотами, пока в итоге командование не приняло решение закрепить его за Северным подразделением. 1941 год стал переломным для лодки К-21, история ее боевых крещений и походов началась именно тогда. Боевое крещение субмарины прошло весьма успешно, моряки смогли в темное время суток установить мины в Бестсуннском проливе и остаться незамеченными. На следующее утром норвежский корабль, перевозивший снаряды и продовольствие, пошел ко дну, напоровшись на расставленные бомбы.

Спустя еще пару дней подводная лодка успешно торпедирует два вражеских корабля, заставляя немецкий флот нести серьезные потери. Во втором походе К-21 удалось отправить на дно еще одно транспортное средство противника, а также противолодочный катер, который вел разведывательную деятельность в районе патрулирования. Всю зиму с 1941 на 1942 год подлодка активно участвовала в операциях против фашистских захватчиков, а ее экипаж набирался опыта.

Самый спорный эпизод в жизни субмарины

Существует загадка, которую до сих пор пытаются разгадать специалисты, исследующие подводную лодку К-21. История эта напрямую связана с операцией по сопровождению союзного конвоя PQ-17. В него входило 35 кораблей, которые должны были доставить провизию и военное оборудование от британских союзников в Советский Союз. Их сопровождало 21 судно: эсминцы, вспомогательные суда, корабли ПВО, подводные лодки, тральщики и сторожевые корабли.

Британское командование допустило серьезную ошибку, в результате которой конвой остался без сопроводительных судов. Кораблям пришлось пробиваться сквозь блокаду противника самостоятельно, они подвергались серьезным атакам с воздуха и из глубин океана. Но самая главная проблема заключалась в том, что немцы послали для уничтожения конвоя целую эскадру, которую возглавлял ультрасовременный на тот момент линкор «Тирлиц».

Для защиты союзного конвоя руководство Северного флота отправило несколько подводных лодок на перехват эскадры. Среди них была и подлодка К-21. История конвоя гласит, что именно ее экипажу удалось обнаружить противника первым. Немецкие корабли демонстрировали чудеса маневров, не пропуская кого-либо в свой клин. Однако капитану советской подлодки удалось проскочить между сопроводительными кораблями и выпустить залп из 4 торпед.

Далее – сплошная загадка. Доподлинно установлено, что две торпеды прошли мимо, а две другие – разорвались. Подводная лодка ушла на погружение, передав командованию координаты текущего местоположения эскадры противника. Моряки были готовы к тому, что немцы нанесут ответный удар, но ошиблись в своих предположениях. Линкор вместе с эскадрой развернулся и направился обратно в норвежские фьорды, известно, что он больше не участвовал в военных операциях.

По мнению советской стороны, торпеды разорвались после попадания в «Тирлиц», однако в немецких документах военных времен нет никакой информации о повреждении линкора и последующем ремонте. По версии противника, торпеды не достигли корабля, и он отправился назад, поскольку советским войскам удалось рассекретить его местоположение. Этот случай получил название «атака Лунина» по имени капитана субмарины. Доподлинная правда об этом инциденте неизвестна никому до сих пор, поскольку специалисты могли подтасовать исторические факты по требованию правящих партий, а самих участников событий уже нет в живых.

Боевой счёт

После обкатки в боевых условиях немецкое командование решило привлечь к действиям все готовые электрические «малютки». Но хотя в 1944-45 годах верфи Германии построили более шестидесяти таких лодок, в бой пошли только шесть из них.

Остальные всё ещё проходили тестирование, а их экипажи учились управлять своими новыми субмаринами.

Каковы же были успехи этой боевой полудюжины?


Субмарина XXIII серии U-4709 (источник фото)

С февраля по май 1945-го лодки XXIII серии совершили с десяток походов, действуя у побережья Великобритании. Они выпустили почти два десятка торпед, заявив о потоплении семи судов противника.

Однако в реальности успехи оказались скромнее.

Пятого апреля U-2321 успешно атаковала и потопила английский пароход «Гэсрэй»

Ещё одну победу малые электролодки одержали уже перед самым концом войны: 7 мая U-2336 напала на союзнический конвой и потопила два судна из его состава.

Таким образом, общий счёт успехов XXIII серии составил четыре парохода общим тоннажем чуть более 7000 брт.

Нововведения в истории флота

Подводные лодки типа 21-й в период второй мировой войны создавались достаточно часто, что позволило добиться существенного увеличения численности советского флота. Однако до 1943 года на советском флоте не умели передавать топливо между субмаринами, первооткрывательницей в этом деле стала К-21. Подлодка Щ-402 во время проведения боевой операции напоролась на глубинную бомбу, в результате чего произошло серьезное повреждение топливной цистерны.

За считанные часы лодка осталась без топлива, что серьезно повлияло на ее работоспособность. Моряки К-21, несмотря на сложные погодные условия, смогли вывести специальные шланги на поверхность через рубку и протянуть ее в Щ-402. В совокупности было передано чуть менее 15 тонн жизненно необходимого топлива, после проведения операции оба корабля отправились в порт Полярное, куда сумели дойти без происшествий.

Создание подводных лодок проекта 611 – история

Подводные лодки первого поколения «холодной войны» Советского Союза и Соединенных Штатов, в том числе узкоспециализированные американские катера K и лодки GUPPY, сильно заимствованы из немецких конструкций и технологий. Большое количество подводных лодок GUPPY и Project 613 / Whisky, а также меньшее количество подводных лодок Tangs, K-boat и Project 611 / Zulu показало, что подводные суда будут играть важную роль в стратегиях как Обьединённых Государств и СССР в период холодной войны.

Предпосылки к созданию

В этот период роль современных советских дизель-электрических подводных лодок оставалась в основном такой же, как и во время Второй мировой войны, то есть уничтожением военной техники противника и береговой обороны. Однако роль американских подводных лодок переместилась в ASW в ожидании советской эксплуатации немецкой технологии подводных лодок и технологий строительства, которые могли бы затопить океан современными подводными лодками. Кроме того, географические факторы заставили бы советские подводные лодки добираться до открытых океанских зон через узкие проливы, что, как считалось, облегчило бы использование подводных лодок-охотников (SSK) для перехвата советских подводных лодок по пути их эксплуатации.

История создания

Эти начальные послевоенные подводные программы обоих флотов привели к созданию крупных предприятий по производству подводных лодок и компонентов в каждой стране.

Даже по мере завершения проекта «Проект 613 / Виски» в 1947-1948 годах ЦКБ-18 предпринял проект более крупной подводной лодки под руководством главного конструктора С.А. Егорова. 77 Проект 611, известный на Западе как Зулу, имел поверхностное перемещение 1830 тонн и длину почти 297 футов (90,5 м). Это была самая большая подводная лодка, которая будет построена в СССР после 18 крейсеров класса К (серия XIV), которые присоединились к флоту с 1940 по 1947 год. Зулу, как правило, был похож по размерам и возможностям оружия на подводные лодки американского флота, развился больше чем за десять лет до этого, за исключением того, что советский корабль превосходил подводные характеристики – скорость, глубина и маневренность. В дополнение к десяти торпедным трубам с 22 торпедами (или эквивалентной нагрузкой мин) проект 611 / Зулу предназначался для перевозки двойного 76-мм орудия; вместо этого первые юниты были вооружены двойной 57-мм зенитной установкой и двойной 25-миллиметровой опорой. Они были установлены только на первые несколько кораблей и вскоре были удалены. (Извлечение пушек увеличило скорость подводной лодки почти на один узел).

Проектирование

Проект 611 снова отразил технологии, собранные с подводной лодки типа XXI, уточненные советскими конструкторами и адаптированные к их требованиям и ограничениям. Например, пределы мощности имеющихся дизельных двигателей привели к тому, что Зулу был оснащен тремя дизельными двигателями для привода трех гребных валов. Проект 611 стал первой трехвальной подводной лодкой, которая будет построена в России более четырех десятилетий. Было предпринято усилие по установке оборудования на звукопоглощающих устройствах, и были предприняты другие усилия для снижения шума машин.

Постройка и испытания

Ведущий корабль, B-61, был заложен 10 января 1951 года на судостроительной верфи в Судомехе в Ленинграде. Ее завершение было отложено из-за нескольких дефектов, обнаруженных на других советских подводных лодках, некоторые из которых привели к погружениям. Изменения включали средства выдувания основных балластных танков в чрезвычайной ситуации, гидравлическую систему и укрепление кормы из-за повышенной вибрации, когда вращались все три вала. B-61 был запущен в 1953 году и принят Военно-Морским Флотом 31 декабря 1953 года, но все же замечательное время постройки с учетом размера и сложности проекта 611.

Раннее планирование вызвало 30 подводных лодок проекта 611. Однако на Судомехском дворе было заложено только 13 подводных лодок, из которых восемь были доставлены в Ленинград на ВМФ. Остальные пять кораблей были переведены в незавершенное состояние через систему Беломор-Балтийский канал на Молотовский двор для завершения. Молотовский дворик над Полярным кругом у порта Архангельск был создан Сталиным в 1930-х годах для производства линкоров. Еще 13 подводных лодок проекта 611 были построены в Молотовске, первые суда полностью построены на дворе.

Против кого воевала К-21?

Немецкие подводные лодки 21 серии стали основными противниками советского флота во времена войны. Созданные в 1943-1945 годах, они сразу же получили прозвище “бесшумные убийцы Кригсмарине”, поскольку издавали минимальный шум и могли погружаться на глубину в 200-220 метров, поэтому найти их в воде было достаточно сложно. Такие субмарины состояли из 9 блоков, и материалы практически для каждого из них производились на отдельно построенном заводе.

Производство подлодок 21 серии было доверено трем верфям, расположенным в Данциге, Бремене и Гамбурге. Блоки соединялись таким образом, что из крайних отсеков должен был быть виден свет, включенный в центральной части субмарины. Поскольку производство лодок осуществлялось на скорую руку, фашистам не удалось избежать ошибок, которыми воспользовались советские подводники.

В первую очередь речь шла о недостатках, связанных с энергетическими параметрами. Подводные лодки 21 серии не могли развивать мощность собственных дизелей, когда шли под “шнорхелем”. Последний начинал вибрировать на скорости более 16 километров в час, к нему присоединялись и перископы, работать с которыми в движении становилось невозможно. Еще один серьезный недостаток — невозможность параллельной подзарядки батарей, изначально заряжалась наименее разряженная из них, затем заряд поступал по нарастающей. В условиях боя зарядка таким образом была невозможна, поскольку кораблю необходимо было получить большое количество энергии в кратчайшие сроки.

Советским войскам при поддержке союзников удалось к концу войны уничтожить большое количество немецких подлодок, тип 21 не стал исключением. Параллельно с этим фашистским захватчикам не удавалось вовремя вводить в строй новые субмарины, поскольку все технические недостатки, выявленные при строительстве, не были своевременно исправлены. Особое влияние здесь также оказало отсутствие квалифицированных кадров, способных управлять современными подводными кораблями.

Немецкие подводные лодки XXI серии


Германские подводные лодки XXI серии, без преувеличения, являются лучшими в мире кораблями этого класса той эпохи. Во всех ведущих военно-морских державах они стали образцом для подражания. Что же в них было революционного? Создание подлодок XXI серии началось в 1943 г. Тогда тактика «волчьих стай», основанная на групповых ночных атаках подлодок, которые действовали из надводного положения, перестала приносить результаты. Лодки, преследующие конвои в надводном положении, обнаруживались с помощью радаров и подвергались упреждающим контратакам. Подводные лодки, вынужденные действовать из надводного положения, так как в подводном они уступали конвоям в скорости хода и имели ограниченный запас энергоресурсов, обрекались на проигрыш.


Устройство подводной лодки XXI серии: а — продольный разрез; б — расположение гребных электродвигателей; в — план палубы. 1 — вертикальный руль; 2 — обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «Sp-Anlage»; 3 — контейнеры спасательных плотов; 4 — электродвигатель подкрадывания; 5 — устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 6 — дизель; 7 — жилые помещения; 8 — шахта подачи воздуха для дизелей; 9 — кранцы первых выстрелов; 10 — 20-мм артиллерийская установка; 11 — газовыхлопная шахта; 12 — выдвижная мачта радиоантенны; 13 — антенна радиолокационной станции; 14,15 — командирский и навигационный перископы; 16 — обтекатель ГАС «S-Basis»; 17 — торпедопогрузочный люк; 18 — запасная торпеда; 19 — торпедный аппарат; 20 — обтекатель ГАС «GHG-Anlage»; 21 — аккумуляторные ямы; 22 — редуктор гребного вала; 23 — гребной электродвигатель; 24 — рубка гидроакустики; 25 — радиорубка; 26 — центральный пост; 27 — стабилизатор; 28 — кормовые горизонтальные рули

Решение проблемы лежало в кардинальном улучшении качества подводной лодки, причем именно качества подводного корабля. А это можно было обеспечить только созданием мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Однако работы над новыми газотурбинными двигателями шли медленно, и тогда приняли компромиссное решение — создать дизель-электрическую подводную лодку, но все усилия сосредоточив прежде всего на достижении наилучших показателей элементов подводного плавания.

Особенностью новой лодки стало применение мощных электродвигателей (в 5 раз больше, чем у предшествующих больших подлодок IX серии, имевших такое же водоизмещение) и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики обеспечит подлодке необходимые подводные качества.

Подлодка изначально оснащалась усовершенствованным устройством для работы дизеля под водой «шнорхель». Это позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею, совершая переходы под дизелями. Приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны приемника сигналов работающих радиолокационных станций. Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.

Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14 %. Кроме того, емкость элементов, ранее созданных для подлодок IX серии, была повышена за счет применения более тонких пластин на 24 % в режиме двухчасового разряда или на 18 % двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое — с 2—2,5 до 1—1,5 года, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этомотношении лодки XXI серии рассматривались проектантами как корабли военного времени, в качестве своеобразного «расходного оружия» с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25—30 лет.

Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса — в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним, с центральным проходом между аккумуляторами.

Прочный корпус подводной лодки XXI серии делился на 7 отсеков. Но, в отличие от предшествующих лодок VII и IX серий, в ней отказались от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.

Принятые для достижения высоких скоростных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Но это никак не влияло на способы применения новых подлодок. Предполагалось, что, обнаружив конвой, она должна занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера (взаимного расположения кораблей на переходе морем и во время боя). Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30—45м и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, она уходила на большую глубину и малошумным ходом уклонялась в корму от конвоя.

Артиллерийское вооружение предназначалось только для противовоздушной самообороны. Две спаренные 20-мм артустановки располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. В отличие от предшествующих кораблей подлодки XXI серии впервые оборудовались устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4—5 минут. Таким образом, технически стало возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30—45м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.

Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция, антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное — целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-подводы по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Для обнаружения наиболее опасных противников — противолодочных самолетов — лодка вооружалась радиолокационной станцией (РЛС), которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.

Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса обеспечивала малое сопротивление в подводном положении, но в то же время позволяла сохранить и хорошие надводные мореходные качества. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге, по сравнению с предыдущими большими подлодками серии IXD/42, адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более чем в 3 раза (156 против 49).

Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости подлодки в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных подлодок первого поколения.

Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 узлов была эквивалентна шумности американских подлодок, идущих со скоростью 8 узлов. При движении со скоростью 5,5 узла под электродвигателями подкрадывания шумность германской подлодки была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 узлов). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.

Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность подлодки во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на них такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Ликвидировалась система «теплых» коек, и каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа.

Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам — удобству работы экипажа, наиболее эффективному боевому использованию им технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму (например, маховики клапанов на магистралях, выходящих за борт, имели рукояти с шаровой наделкой). Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже в полной темноте действовать безошибочно, на ощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.

До завершения Второй мировой войны германская промышленность за 1944— 1945 гг. передала флоту 121 подлодку XXI серии. Однако только одна из них 30 апреля 1945 г. вышла в свой первый боевой поход. Это объясняется тем, что после выхода подлодки из завода предусматривалась 3-месячные испытания, а затем еще 6-месячный курс боевой подготовки. Даже агония последних месяцев войны не смогла нарушить это правило.

Послевоенная служба

Вплоть до своего вывода из состава флота подводная лодка К-21 постоянно несла боевые дежурства, а также принимала участие в проведении океанографических экспедиций. В 1949 году субмарина получила новое имя: Б-4. Начиная с 1954 года корабль являлся тренировочной базой, где подводники периодически отрабатывали экстренные ситуации.

В начале 1980-х годов было принято решение создать из лодки музей, где все желающие смогут познакомиться с историей военных времен. Три отсека в корме были переделаны под экспозицию, четыре первых оставили в оригинальном состоянии. В 1983 году корабль поставили на специально изготовленный постамент, расположенный в Североморске. В 1990-х годах была отремонтирована подводная часть субмарины, а в 2008 году — внутренняя часть. В ходе последних работ была обновлена и экспозиция музея.

Как выглядит лодка сейчас?

Последнее обновление экспозиции музея-подводной лодки К-21 было выполнено в 2014 году, тогда же был проведен капитальный ремонт субмарины. Корабль размещен на бетонном постаменте таким образом, что при приливе его нижняя часть погружается под воду, при этом во внутренней части поддерживается приемлемая для жизни температура воздуха.

Четвертый, пятый и шестой отсеки подводной лодки были переделаны под нужды музея, первые три было решено оставить без изменений. Существует и ряд помещений, куда посетителей не пускают, поскольку там располагается электрооборудование, необходимое для поддержания существования корабля. Ежегодно в музей приезжает около десяти тысяч туристов, интересующихся жизнью подводного флота времен Второй Мировой войны.

С чего начинается экспозиция?

Все экскурсии по подводному музею начинаются с шестого отсека, где уже давно демонтировано внутреннее оборудование, использовавшееся во время боевой службы корабля. Экскурсоводы рассказывают гостям экспозиции о том, как в России вообще появился подводный флот, и какие сложности пришлось испытывать морякам в первые годы его работы. Среди экспонатов можно найти даже эксклюзивные фото императора Николая II, на которых он в 1903 году принимает доклад от капитана «Дельфина» — самой первой подлодки, созданной в Российской Империи.

Далее следует рассказ о субмаринах класса К, к которым относилась лодка под номером 21, и об истории их создания. Большое количество сложностей сопровождало данный проект, поскольку на тот момент отечественная промышленность не была так сильно развита, чтобы предоставлять своевременно нужные для строительства материалы.

Если говорить об экспонатах музея в подводной лодке К-21, фото ее самой будут здесь самыми частыми. Здесь имеются снимки субмарины как времен Великой Отечественной войны, так и более поздние. На некоторых стендах размещены фотографии, освещающие послевоенную деятельность подлодок Северного флота, например, имеются фотографии печально известной К-19, получившей среди моряков прозвище «Хиросима». Также здесь можно найти подлинный журнал, который велся на вахте корабля, в нем подробно отражены все произведенные подлодкой атаки, в том числе и на немецкий «Тирлиц».

Вообще, в музее достаточно много подлинных экземпляров, которые позволяют проникнуться духом того времени. Например, знамя от заводского коллектива, осуществлявшего ремонт подводной лодки. Также здесь размещен бюст Н. А. Лунина – третьего командира субмарины, который и осуществил знаменитую атаку на фашистский линкор. В четвертом и пятом отсеках также находится большое количество экспонатов, связанных с лодкой и историей Северного флота.

Можно ли пройти в боевые отсеки?

Музей подводной лодки К-21 уникален тем, что большая часть субмарины сохранилась практически полностью. Убедиться в этом может каждый, посетив боевые отсеки корабля. В рубке расположен функционирующий перископ. С помощью него можно почувствовать себя настоящим капитаном подлодки. Также здесь имеется рубочный люк со специальным тубусом, использующимся при необходимости вывода моряков из затопленной субмарины.

Пройдя в третий отсек, посетители музея могут посмотреть на еще один перископ, а также ТАС-Л – использовавшийся с 1945 года аппарат, предназначенный для торпедной стрельбы. Здесь же размещаются штурвалы, контролирующие работу приводов кормовых и новых рулей горизонтального типа, и шахта командирского перископа. Часть оборудования была снята с лодки после ее списания на берег, однако, получить примерное понимание о том, какой она была в 1940-е годы, все же можно.

Туристами и иностранцами, интересующимися историей военных времен, особенно любим город Североморск. Подводная лодка К-21 у них входит в перечень обязательных к посещению мест. Только здесь можно побывать в каюте командира подводной лодки и увидеть старинную кают-компанию, где до сих пор сохранились столы с нарисованными полями для игры в шахматы. На стенах кают-компании размещены исторические данные об экипажах, в разные годы служивших на субмарине.

В первом торпедном отсеке можно поближе познакомиться с торпедными аппаратами, экскурсоводы подробно расскажут о том, как именно моряки запускали их, надеясь опередить грозного противника, а также покажут места хранения запасных снарядов. Для своего времени подлодка была хорошо вооружена, а также имела высокий запас прочности, именно поэтому ей и удалось дожить до сегодняшних реалий.

По мнению местной администрации, подводная лодка К-21 находится в достаточно хорошем состоянии. Ремонт, проведенный в 2014 году, позволил продлить срок службы субмарины еще как минимум на 30 лет. За состоянием корабля следят военнослужащие, при необходимости они запрашивают дополнительные материалы и финансирование для проведения текущего ремонта. Несмотря на то, что лодка давно списана с баланса Северного флота, его командование периодически интересуется ее состоянием.

Малые и электрические

Проект лодок XXIII серии создавался на принципах, аналогичным знаменитым электролодкам XXI серии.

Схожие размерами с «двойками», малые электросубмарины имели вдвое бо́льшую скорость — 12 узлов. А наличие «шнорхеля» позволяло им в пять раз дольше находиться в погружённом состоянии, чем предшественницам.


Субмарина XXIII серии (источник фото)

Однако минусом XXIII серии стало вооружение. Эти 30-метровые субмарины были до упора заполнены разными полезными механизмами и приборами. На размещение боезапаса оставалось совсем мало места.

Изначально конструкторы хотели вооружить их нестандартными пятиметровыми торпедами. Но не вышло. Командующий кригсмарине гросс-адмирал Дёниц настоял, чтобы эти лодки имели обычные семиметровые «угри».

В результате боезапас новых «малюток» сократился до двух торпед. Да и те могли быть заряжены в торпедные аппараты только снаружи. Поэтому перезарядка происходила на базах, а не в море.

Получилась ни богу свечка, ни чёрту кочерга.


U-2323 (справа) готовится к спуску со стапеля (источник фото)

Лодки XXIII серии при всех своих достоинствах имели сниженный боевой потенциал, в отличие от старших «сестёр» — больших электролодок XXI серии.

Правда, это не помешало им проявить себя в бою.

С какими сложностями можно столкнуться?

Текущий адрес прописки музея-подводной лодки К-21 — Североморск, площадь Мужества. Однако добраться до небольшого города в Мурманской области достаточно сложно, поскольку он носит статус закрытого. Согласно установленным правилам, граждане могут въехать на территорию населенного пункта только по приглашению тех, кто уже живет и работает в нем. Местным жителям и организациям необходимо подать заявление с просьбой разрешения на въезд для своих гостей как минимум за 10 дней. При возникновении экстренных обстоятельств заявление рассматривается за сутки.

Подать документы необходимо в администрацию Североморска, если речь идет о въезде с производственными целями, социально-культурными потребностями (артисты и т.д.), при появлении экстренных ситуаций. Туда же будут подавать запрос те, у кого есть собственность на территории города, и местные жители, желающие пригласить в регион своих друзей или близких родственников.

Пропуск на территорию Североморска действует месяц для тех россиян, которые прописаны в других областях страны и приехали в гости к своим родственникам. Год могут посещать город те, кто прибывает туда по производственной необходимости или для удовлетворения различных потребностей местных жителей. Родители военнослужащих, работающих здесь, въезжают на территорию города при наличии паспорта, кроме того, они обязательно должны быть внесены в списки, составленные и согласованные ФСБ и руководством частей.

Жители Мурманской области могут провести в Североморске сутки, имея с собой паспорт с отметкой о прописке в другом закрытом населенном пункте региона. Все пропуска можно получить в военной комендатуре по адресу ул. Восточная, 3а. Обратите также внимание на то, что все грузы, пересекающие границу города, подвергаются обязательному досмотру, поэтому заранее уточните, что нельзя провозить на территорию закрытого поселения.

Как работает музей?

Если вы приняли решение поехать в Североморск и побывать на крейсерской подводной лодке К-21, обязательно возьмите с собой достаточное количество денег. Музей-экспозиция работает с четверга по понедельник с 9 до 17 часов, по вторникам и средам попасть на лодку не удастся, с 13 до 14 часов экспонаты увидеть также не получится из-за обеда. Если вам не повезло попасть в город в выходные дни музея, заранее позаботьтесь о том, чтобы арендовать себе жилье, поскольку здесь с этим могут возникнуть проблемы.

Стоимость посещения экспозиции для взрослых составляет 50 рублей, для детей – 25. Иностранные граждане смогут приобрести входной билет за 100 рублей. Заказ экскурсии с гидом обойдется здесь в 50 рублей. В 1990-х годах здесь была запрещена фото- и видеосъемка. Сейчас гриф секретности с лодки снят, и вы можете поработать оператором, однако для этого понадобится получить разрешение у администрации музея. За возможность использовать фотоаппарат придется заплатить 50 рублей, за видеокамеру – 150 рублей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]