Флаг ВМС Италии |
ВМС Итальянской республики являются одним из видов вооруженных сил данной страны. В соответствии с итальянской военной доктриной, на военно-морские силы страны возлагаются две основные задачи — защита национальных интересов и участие в обеспечении международной безопасности в тесном взаимодействии с союзниками по НАТО. Помимо этого, они выполняют ряд второстепенных функций, таких как: контроль за судоходством в проливной зоне, незаконными морскими перевозками, нелегальной иммиграцией, а также борьба с пиратством и проведение поисково-спасательных операций в открытом море.
Действующей военно-морской стратегией Италии предусматривается возможность присутствия национальных ВМС не только в акватории Средиземного моря, но и в удаленных регионах мира, включая Черное и Красное моря, Индийский океан.
С учетом ситуации, сложившейся в Средиземноморском регионе в связи с обострением обстановки в странах Северной Африки и Ближнего Востока, роль национальных ВМС в обеспечении защиты государственных интересов еще более возросла.
История
Итальянская армия возникла в 1861 году – одновременно с объединением в Итальянское Королевство существовавших на тот момент независимых итальянских государств Апеннинского полуострова: Сардинии, Неаполитанского и Сицилийского королевств, Ломбардии, великого герцогства Тосканы, герцогств Пармы и Модены. С момента создания армия активно участвовала в военных действиях, в том числе в колониальных и двух мировых войнах, локальных конфликтах и вторжениях. Она сыграла значительную роль в разделе Африки (1885-1914 гг.) и формировании колониальных государств. Для защиты завоеванных территорий в составе итальянской армии появились колониальные войска, набиравшиеся преимущественно из аборигенов – жителей Эритреи и Сомали; к 1940 году их число достигало 256 000 человек.
Когда страна вступила в НАТО, её вооружённые силы стали принимать участие и в проводимых Альянсом операциях. Среди них: «Союзная сила» (серия авиационных ударов по территории бывшей Югославии), «Решительная поддержка» (оказание помощи правительству Афганистана), «Союзный защитник» (вмешательство блока НАТО в гражданскую войну в Ливии).
Наращивание военной мощи Италии стало приоритетом с начала 20-х годов XX века: итальянцев призывали на срочную службу на полтора года вместо 8 месяцев. Приход к власти в 1922 году Бенито Муссолини привёл к популяризации в стране фашизма. Результатом проводимой Дуче внешней политики, целью которой было заявлено восстановление Священной Римской империи, стало заключение военного союза с гитлеровской Германией. Так итальянская армия оказалась вовлечённой в боевые действия, а позже и сама инициировала войну – с Францией и Великобританией. Во время Второй мировой войны развитие итальянской армии пошло ускоренными темпами.
Несмотря на то, что итогом агрессии стала потеря колоний и капитуляция в 1943 году, участие в войне принесло Италии «дивиденды»: мощный флот, состоявший, в том числе, из нескольких десятков подводных лодок и почти двух сотен боевых кораблей.
В середине XX века развитие военно-промышленного комплекса Италии продолжилось; это стало возможным благодаря присоединению страны к НАТО в 1949 году. Сегодня военный потенциал Италии значителен: на вооружении стоит много боевой техники собственного производства: танки, созданные на базе немецких «Леопардов», военные самолёты (истребители, штурмовики, транспортники и пр.) и вертолёты, горные гаубицы, зенитные установки, а также стрелковое оружие (автоматические винтовки, пистолеты, пулемёты и др). При этом уровень боевой подготовки солдат и офицеров считается невысоким. Ещё в начале прошлого века итальянская армия неоднократно терпела поражения на военных фронтах (значительные потери в столкновениях с Австрией, полный разгром австро-немецкими войсками в 1917 году, колоссальные потери в Северной Африке), однако это не сильно повлияло на улучшение профессиональных качеств бойцов итальянских вооружённых сил в будущем.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ВМС
Руководство страны уделяет значительное внимание вопросам развития национальных военно-морских сил. С целью поддержания постоянной готовности флота к выполнению стоящих перед ним задач, в том числе в рамках имеющихся обязательств перед НАТО и Европейским союзом, командование в настоящее время реализует комплекс мероприятий по повышению боевых возможностей ВМС. Он предусматривает совершенствование системы управления и организационно-штатной структуры, оптимизацию численности и боевого состава, поэтапную модернизацию и замену устаревших кораблей и вооружения, а также развитие системы базирования и тылового обеспечения (ТО) сил флота.
Фрегат УРО F 590 «Карло Бергамини», созданный в рамках программы FREMM |
В рамках программы реформирования национальных ВМС, рассчитанной до 2032 года, были сформулированы главные цели и направления их деятельности на ближайшее десятилетие (до 2024 года). При этом в качестве основных требований, предъявляемых к перспективной структуре флота. определены формирование гибкой системы управления, достижение универсальности применения сил и средств, а также создание оптимальной структуры ТО.
Так, в интересах совершенствования структуры управления ВМС к концу 2014 года намечается реорганизовать дивизион подводных лодок во флотилию ГШ, расформировать 53-й и 54-й дивизионы тральщиков и интегрировать входящие в них корабли в группу под единым командованием.
С целью создания более компактной и эффективной системы ТО флота командование ВМС Италии планирует в начале 2015 года завершить формирование новой тыловой структуры. В ее состав войдут командование тыла (Неаполь) с четырьмя подчиненными ему территориальными тыловыми командованиями (ТК) – «Столичное» (Рим), «Север» (ВМБ Специя), «Юг» (ГВМБ Таранто) и «Сицилия» (ВМБ Аугуста). Создать территориальные ТК (кроме «Столичного») планируется на основе имеющейся инфраструктуры ВМО и автономных военно-морских командований, которые впоследствии будут упразднены. Кроме того, предполагается создать командование учебных заведений (Анкона), которое возьмет на себя функции соответствующего инспектората.
В рамках проводимых реформ намечено также улучшить систему базирования флота за счет концентрации корабельного состава в основном на трех военно-морских базах – ГВМБ Таранто, ВМБ Специя и Аугуста, а морской авиации – на авиабазах Гротталье, Луни и Фонтанаросса.
В настоящее время средний срок службы итальянских боевых кораблей основных классов составляет около 30 лет. В этой связи командование ВМС вынуждено производить замену большинства из устаревших кораблей.
Так, из состава флота в период до 2022 года планируется вывести более 20 боевых кораблей различных классов, в том числе: легкий авианосец «Дж. Гарибальди» (принят на вооружение в 1985-м), семь фрегатов типа «Маестрале» (1982-1984), шесть корветов типа «Минерва» (1987-1990), три минных тральщика типа «Леричи» (1985) и две подводные лодки типа «Сауро» (1988-1989). При этом с целью получения дополнительных финансовых средств на проведение модернизации флота предполагается часть выведенных из состава ВМС кораблей продавать третьим странам.
Структура
В составе армии Италии – сухопутные, военно-морские и авиационные силы. С 2001 года к ним добавился ещё один вид войск – карабинеры. Общая численность личного состава: около 150 000 человек.
Сухопутные войска
Сухопутные войска образованы из нескольких дивизий и бригад: горно-пехотных, бронетанковых и пр. Есть парашютная и кавалерийская бригады, связисты, войска ПВО. Отдельного упоминания заслуживают берсальеры, или стрелки – особый род войск, элита пехоты, отличающаяся высокой мобильностью. С 2005 года в пехотные войска армии Италии принимают только профессиональных солдат и добровольцев.
На вооружении стоят итальянские танки и другая бронетехника; артиллерийские орудия и средства ПВО – преимущественно иностранного производства; более 300 вертолётов, пятая часть из них – боевые. На хранении находятся более 550 старых немецких танков.
Флот
Флот Италии традиционно, ещё с начала Второй мировой войны, по уровню развития обгоняет прочие виды вооружённых сил страны. Его потенциал, в том числе производственный и научно-технический, весьма велик; все используемые боевые судна построены на собственных верфях. В их числе – новейшие подлодки, эсминцы и уникальные авианосцы, оснащённые средствами ПВО и противокорабельными ракетами.
Военно-воздушные силы
Официально считается, что национальная авиация Италии возникла в 1923 году. Однако еще в начале века Италия использовала самолёты в войне с Турцией, став первой страной в мире, применившей их для ведения боевых действий. Итальянские лётчики участвовали в гражданской войне в Испании, войне с Эфиопией, в Первой мировой войне. К началу Второй мировой войны на вооружении итальянской армии стояли более 3000 самолётов. В наши дни их число сократилось в разы, но продолжает быть вполне внушительным.
Карабинеры
Карабинерские войска вошли в состав армии Италии недавно. У них двойное подчинение – министерству обороны и министерству внутренних дел, поскольку карабинеры выполняют ещё и полицейские функции.
В состав карабинерских подразделений входят вертолётчики, водолазы, кинологи, санитары; специальная оперативная группа, в обязанности которой входит борьба с организованной преступностью.
Карабинеры отличаются лучшей подготовкой – боевой и психологической – чем представители других видов войск.
История камуфляжа: флот Италии
Как и в большинстве морских держав, Королевские военно-морские силы Италии (Regia Marina) в межвоенный период не уделяли особого внимания маскирующей окраске боевых кораблей. Вторая мировая война внесла свои коррективы: корабли требовалось уберечь от вражеских атак, а для этого следовало максимально затруднить противнику определение типа корабля, его курса и скорости. Как с этой задачей справились итальянцы, рассказывают наши коллеги с портала worldofwarships.ru.
К началу Второй мировой войны итальянские корабли окрашивались по стандарту, принятому в 1929 году. В соответствии с ним надводная часть корпуса и вертикальные поверхности требовалось красить в светлый пепельно-серый цвет (Grigio Cenerino). Подводная часть корпуса крупных кораблей окрашивалась в тёмно-зелёный (Verde Scuro), а у эсминцев — в кирпично-красный (Rosso Mattone). Металлические части палуб были тёмно-серого цвета с металлическим отливом (Grigio Ferro), а деревянное покрытие палуб оставалось некрашеным. Ватерлиния, топовая часть грот-мачты и козырьки на дымовых трубах были чёрного цвета.
С началом боевых действий картина стала меняться. После того как в июле 1940 года в бою у Калабрии итальянская авиация ошибочно стала бомбить свои же корабли, было принято решение о нанесении знаков идентификации. Чтобы упростить распознавание своих боевых кораблей с воздуха, на бак или квартердек всех кораблей наносили чередующиеся красные и белые полосы. Аналогично окрашивались верхние плоскости корабельных гидросамолётов.
Зона опознавания на эсминцах находилась до носового волнолома, а на более крупных кораблях — до носовой башни. Исключение составляли линкоры типа Littorio. Здесь каждый из линкоров имел свои особенности. На Littorio и Vittorio Veneto полосы опознавания заканчивались не доходя до носовой башни, при этом на Vittorio Veneto деревянная палуба юта была закрашена свинцово-серой краской с нанесёнными на неё диагональными полосами. Littorio получил такую окраску в корме значительно позже — в конце 1941 года. На линкоре Roma идентификационная окраска в носу доходила до второго волнолома, а кормовая часть не окрашивалась вовсе. На Littorio и Vittorio Veneto в начале 1943 года опознавательные полосы были закрашены, в отличие от Roma, который носил их до своей гибели в сентябре 1943 года.
Светло-серый окрас итальянских кораблей мирного времени, малозаметный в пасмурную погоду, в ясную и солнечную казался почти белым и был отлично виден издалека. Поэтому в 1940 году начались работы по созданию камуфляжной окраски. 18 января 1941 года вышло распоряжение Морского министерства о введении камуфлированной окраски для боевых кораблей.
Первые опыты проводились на находившихся в тот момент на ремонте в Специи крейсерах Fiume и Emanuele Filiberto Duca d’Aosta. 21 января из министерства прибыли два образца экспериментальных камуфляжных схем, разработанных на основе окраски времён Первой мировой. На Duca d’Aosta нанесли яркие жёлто-зелёные расходящиеся клинья, которые должны были затруднить вражеским наблюдателям определение элементов движения корабля. Сам корпус и его надстройки красились в глубокий тёмно-серый цвет — эта схема получила название «двойная рыбья кость». Впоследствии этот тип камуфляжа признали неэффективным, а все имевшие его корабли перекрасили. Схема, применённая на Fiume — тёмные вертикальные полосы по корпусу и надстройкам — оказалась более удачной. Gorizia — единственный из кораблей серии, переживший сражение у мыса Матапан (1941), — в марте 1942 года получил маскировочную окраску «Клаудус», введённую приказом от 15 февраля и названную в честь разработавшего её художника-мариниста. Она имела довольно сложный рисунок с зубчатыми краями. Использовались тёмно-серый, светло-серый и грязно-белый (Bianco Sporco Opaco) цвета, но уже летом белые участки были закрашены светло-серым. Камуфляж сохранился до конца войны, о чём можно судить по фотографиям затопленного корабля, сделанным в 1945 году в Специи. Trento в апреле 1942 года был также окрашен по схеме Клаудуса, но на этом крейсере вместо тёмно-серого цвета использовался чёрный.
В октябре 1941 года была опробована новая двухцветная схема. Основным оставался светлый пепельно-серый цвет (Grigio Cenerino), а на него наносились широкие тёмно-серые полосы. Оконечности окрашивались в грязно-белый цвет, чтобы маскировать размер поднимаемых кораблём волн и тем самым затруднять определение скорости.
29 декабря 1941 года эта схема была официально утверждена в качестве стандартной. При этом рекомендовалось по возможности наносить различные рисунки как на разные корабли, так и на разные борта одного корабля. Тёмным полосам следовало придавать неправильную форму, избегая горизонтальных, вертикальных или параллельных линий. В течение 1942 года эта схема была введена повсеместно за исключением нескольких кораблей, уже окрашенных по схеме Клаудуса. Trieste в июне 1942 года получил подобную схему, но с отдельными светло-зелёными участками, включая оконечности. В июле светло-зелёные участки были перекрашены в грязно-белый цвет, а к концу августа — в пепельно-серый.
Довольно популярной в начальный период войны стала ещё одна схема Клаудуса — комбинированная осколочная окраска, выполненная на основе изломанных многоугольников двух контрастирующих оттенков серого цвета. В ряде случаев на корпус, оконечности и надстройки могли добавляться один или два цвета — чаще всего светло-голубой (Azzurro) и грязно-белый.
Аналогичная окраска, но уже в три цвета применялась на другой схеме с плавными округлёнными полосами. Если в предыдущем камуфляже светлые краски могли наноситься на любые части корабля, то в данной схеме светлыми тонами выделялись только оконечности. Можно сказать, что в данном случае был применён метод ложной перспективы, аналогично камуфляжу кораблей кригсмарине.
Bolzano во время ремонта в Генуе в начале 1942 года некоторое время нёс камуфляж, затруднявший обнаружение с воздуха, а перед возвращением в строй был перекрашен по стандартной схеме. Как и на других крейсерах, грязно-белые участки к концу августа 1942 года были перекрашены в пепельно-серый цвет.
Камуфляжный рисунок различался как между крейсерами, так и между левым и правым бортом одного корабля. камуфлировались все вертикальные поверхности: борта, надстройки, трубы и башни. Основным назначением камуфляжа было затруднить определение типа корабля, его курса и скорости. Эти меры представлялись итальянцам важными в том числе для снижения угрозы, исходившей от активно действовавших в Средиземном море английских подводных лодок. Однако камуфляжная окраска не уберегла ни Trento, ни Bolzano от попадания торпед с британских субмарин, так что эту меру нельзя назвать эффективной.
После перехода Италии на сторону союзников камуфлированная окраска была отменена, а итальянские корабли перекрасили по стандартной схеме, применявшейся на кораблях союзников: тёмно-серый корпус и светло-серые надстройки.
Клим Жуков
/
Рейд на Таранто
Триумфальный налёт британской палубной авиации на базу итальянского флота 11 ноября 1940 года
- ВМВ
- флот
- авиация
Сергей Марченко
/
Сражение у мыса Пассеро
В ночь на 12 октября 1940 года берегов Сицилии состоялся морской бой, который имел для итальянского флота далеко идущие последствия
- ВМВ
- флот
- Великобритания
- Италия
Сергей Марченко
/
Из героев в преступники и обратно
«Поведение офицеров и экипажей было отменным…»: гибель итало-немецкого конвоя «Дроссель» 24 ноября 1941 года
- ВМВ
- флот
- Великобритания
- Италия
Форма и звания
В отличие от России, где установлены только два вида воинских званий – войсковые и корабельные, в итальянской армии каждому виду войск соответствуют свои звания. Исключением являются чины военно-воздушных сил: они практически полностью соответствуют названиям, принятым для сухопутных войск. Главные отличия: отсутствие в ВВС звания генерал-майора (в буквальном переводе с итальянского – «бригадного генерала»). Есть особенности и в обозначении высших армейских чинов: в сухопутных войсках используется термин generale, в авиации – comandante.
Звание «ефрейтор» (между рядовым и капралом) существует только в сухопутных войсках. Во флоте нет ни ефрейторов, ни капралов, только матросы и младшие специалисты (соответствуют званию старшего капрала в других родах войск). Российским старшинам и прапорщикам соответствуют фельдфебели.
Ранг младших офицеров представлен тремя чинами. Капитану сухопутных войск и капитану жандармерии соответствуют командующий эскадрильей и флотский капитан-лейтенант. Звания «лейтенант» в военно-морских силах нет, во флоте его заменяет «гардемарин». Старших чинов тоже три.
Любопытно, что флотские звания содержат названия типов кораблей: например, звание «капитан 3-го ранга» дословно звучит как «капитан корвета», а чин старше – «капитан фрегата».
Наиболее оригинальные названия – у карабинеров, или жандармов; именно так принято переводить на русский язык итальянское carabiniere. Одинаковые звания носят только младшие и старшие офицеры жандармерии и сухопутных войск. Кроме того, у карабинеров отсутствуют два генеральских звания из пяти. Высших чинов всего три: генерал-инспектор округа, второй командующий (или исполняющий обязанности генерала) и генерал.
Как и во всех армиях мира, в итальянской для проведения полевых операций используется камуфлированная форма. Собственная расцветка появилась у итальянских военных в 1992 году, до этого использовались рисунки, разработанные для министерства обороны США. Из стандартного снаряжения стоит отметить камуфлированное пончо с капюшоном, которое при необходимости можно использовать как тент. Оно комплектуется тёплой подстёжкой, также двойного назначения, поскольку может выполнять роль одеяла.
В холодную погоду итальянские военнослужащие могут носить шерстяные свитера с высоким воротом на молнии.
Что касается обуви, отдельного упоминания заслуживают облегчённые ботинки для ношения в условиях жаркого климата. Их нижняя часть, собственно ботинок, сделана из прочной кожи; высокое голенище – мягкое, из ткани и замши. Специальные отверстия-люверсы служат для вентиляции. Дополнительную защиту от попадания в ботинки песка или мелких камней обеспечивают нейлоновые гамаши, которые носят поверх брюк и обуви.
В парадной форме частично присутствуют аксессуары, оставшиеся с прежних времён; так, у карабинеров это треуголки с плюмажем. Практически каждое подразделение носит свои разновидности униформы, которая различается ещё и в зависимости от статуса торжественного мероприятия. Например, только солдаты механизированной бригады гренадёров Сардинии, созданной в 1831 году, для участия в парадах надевают высокие меховые шапки, похожие на те, что носят английские гвардейцы.
Состояние и перспективы развития ВМС Италии (2014)
Полковник В. Хопров
Руководство Италии рассматривает ВМС страны в качестве одного из главных инструментов, гарантирующих защиту национальных и коалиционных интересов. При этом с целью адекватного реагирования на новые вызовы и угрозы жизненно важным считается обеспечение присутствия итальянских ВМС не только в акватории Средиземного моря, но и в удаленных регионах мира, включая Черное и Красное моря, Индийский океан.
С учетом ситуации, сложившейся в Средиземноморском регионе в связи с обострением обстановки в странах Северной Африки и Ближнего Востока, по оценке руководства страны, роль национальных ВМС в обеспечении защиты государственных интересов еще более возросла.
В настоящее время военно-морские силы Италии организационно включают флот, автономные военно-морские командования, военно-морские округа и командование боевых пловцов и диверсантов. Общее руководство ими осуществляет начальник главного штаба ВМС. В его подчинении находится и главное командование береговой охраны, которое в мирное время замыкается на министерство инфраструктуры и транспорта, а также действует в интересах ряда других профильных министерств страны. Непосредственное руководство соединениями и частями ВМС возложено на командующего флотом.
Дислокация основных военно-морских баз ВМС Италии |
Организационная структура ВМС Италии |
Перспективная организационная структура ВМС Италии |
В состав флота (штаб в Санта-Роза, Рим) входят шесть командований: основных (Таранто), подводных (Санта-Роза, Рим), патрульных (Аугуста), минно-траль-ных и вспомогательных (Специя), десантных (Бриндизи) сил, авиации ВМС (Санта-Роза, Рим), а также учебный центр ВМС (Таранто).
Командование основных сил имеет в подчинении два дивизиона фрегатов (10 ФР и два универсальных транспорта снабжения), два легких авианосца, четыре эсминца УРО (из них два типа «Андреа Дориа»), три фрегата УРО (типа «Карло Бергамини»), три десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД) и разведывательный корабль. Кроме того, в эту структуру входит командование оперативной группы. Оно предназначено для управления выделенными силами и средствами (корабельными соединениями), формируемыми для выполнения конкретных задач в составе постоянных соединений ОВМС НАТО и многонациональных формирований ВМС европейских государств, а также итало-испанского амфибийно-десантного соединения. В качестве штабных кораблей могут использоваться легкие авианосцы («Дж. Гарибальди» и «Конте да Кавур»), ДВКД «Сан-Джусто» и универсальный транспорт снабжения «Этна».
Командование подводных сил включает дивизион подводных лодок (шесть ПЛ) и школу подготовки специалистов-подводников.
Командованию патрульных сил подчинены дивизион корветов (шесть единиц) и два дивизиона патрульных кораблей (типов «Кассиопея» и «Команданте»; всего 10).
Командование минно-тральных и вспомогательных сил имеет в своем составе два дивизиона тральщиков (10 единиц) и группу кораблей вспомогательных сил.
Командование десантных сил включает бригаду морской пехоты (МП) «Сан-Марко» общей численностью около 3 500 человек (три полка МП и дивизион десантных катеров), а также межвидовой центр подготовки амфибийных сил.
Командованию авиации ВМС подчинены три авиабазы, на которых дислоцируются одна эскадрилья палубных самолетов AV-8B «Харриер», пять противолодочных вертолетов и группа обеспечения десантных операций.
Базовая патрульная авиация ВМС (самолеты «Атлантик») организационно входит в состав ВВС, а по вопросам оперативного применения подчиняется непосредственно командующему флотом.
Командование боевых пловцов и диверсантов «Тезео Тезей» подчиняется непосредственно начальнику главного штаба ВМС. Оно включает отряд боевых пловцов и диверсантов, а также группу кораблей обеспечения.
Побережье континентальной части территории Италии и островов с прибрежными водами разделено на три военно-морских округа — Тирренский, Ионический, Адриатический и три автономных военно-морских командования — Столичное, на о-вах Сицилия и Сардиния.
Всего в боевом составе ВМС Италии находится 55 боевых кораблей, 40 катеров (в том числе 34 десантных), 17 самолетов палубной авиации AV/TAV-8B «Харриер», 49 вертолетов (22 ЕН-101, 22 А1-212, два SH-3D, три SH-90) и шесть самолетов БПА «Атлантик».
Кроме того, во флоте имеется более 90 вспомогательных судов, в том числе три универсальных транспорта снабжения, шесть судов обеспечения (разведывательное, опытовое, исследовательское, два гидрографических и одно спасательное), шесть транспортов, семь танкеров, около 40 океанских и рейдовых буксиров, два учебных парусных корабля и др.
В соответствии с доктринальными установками на ВМС Италии возлагаются две основные задачи — защита национальных интересов и участие в обеспечении международной безопасности в тесном взаимодействии с союзниками по НАТО. Помимо этого, они выполняют ряд второстепенных функций, таких как: контроль за судоходством в проливной зоне, незаконными морскими перевозками, нелегальной иммиграцией, а также борьба с пиратством и проведение поисково-спасательных операций в открытом море.
Руководство страны уделяет значительное внимание вопросам развития национальных военно-морских сил. С целью поддержания постоянной готовности флота к выполнению стоящих перед ним задач, в том числе в рамках имеющихся обязательств перед НАТО и Европейским союзом, командование в настоящее время реализует комплекс мероприятий по повышению боевых возможностей ВМС. Он предусматривает совершенствование системы управления и организационно-штатной структуры, оптимизацию численности и боевого состава, поэтапную модернизацию и замену устаревших кораблей и вооружения, а также развитие системы базирования и тылового обеспечения (ТО) сил флота.
В рамках программы реформирования национальных ВМС, рассчитанной до 2032 года, были сформулированы главные цели и направления их деятельности на ближайшее десятилетие (до 2024 года). При этом в качестве основных требований, предъявляемых к перспективной структуре флота. определены формирование гибкой системы управления, достижение универсальности применения сил и средств, а также создание оптимальной структуры ТО.
Так, в интересах совершенствования структуры управления ВМС к концу 2014 года намечается реорганизовать дивизион подводных лодок во флотилию ГШ, расформировать 53-й и 54-й дивизионы тральщиков и интегрировать входящие в них корабли в группу под единым командованием.
С целью создания более компактной и эффективной системы ТО флота командование ВМС Италии планирует в начале 2015 года завершить формирование новой тыловой структуры. В ее состав войдут командование тыла (Неаполь) с четырьмя подчиненными ему территориальными тыловыми командованиями (ТК) — «Столичное» (Рим), «Север» (ВМБ Специя), «Юг» (ГВМБ Таранто) и «Сицилия» (ВМБ Аугуста). Создать территориальные ТК (кроме «Столичного») планируется на основе имеющейся инфраструктуры ВМО и автономных военно-морских командований, которые впоследствии будут упразднены. Кроме того, предполагается создать командование учебных заведений (Анкона), которое возьмет на себя функции соответствующего инспектората.
В рамках проводимых реформ намечено также улучшить систему базирования флота за счет концентрации корабельного состава в основном на трех военно-морских базах — ГВМБ Таранто, ВМБ Специя и Аугуста, а морской авиации — на авиабазах Гротталье, Луни и Фонтанаросса.
В настоящее время средний срок службы итальянских боевых кораблей основных классов составляет около 30 лет. В этой связи командование ВМС вынуждено производить замену большинства из устаревших кораблей.
Так, из состава флота в период до 2022 года планируется вывести более 20 боевых кораблей различных классов, в том числе: легкий авианосец «Дж. Гарибальди» (принят на вооружение в 1985-м), семь фрегатов типа «Маестрале» (1982-1984), шесть корветов типа «Минерва» (1987-1990), три минных тральщика типа «Леричи» (1985) и две подводные лодки типа «Сауро» (1988-1989). При этом с целью получения дополнительных финансовых средств на проведение модернизации флота предполагается часть выведенных из состава ВМС кораблей продавать третьим странам.
Численный и боевой состав ВМС Италии | ||
Численный и боевой состав | 2014 год | 2024 год |
Численность личного состава ВМС, тыс. человек | 32 | 27 |
Флот | ||
Боевые корабли | 55 | 38 |
в том числе: | ||
легкие авианосцы | 2 | 1 |
подводные лодки | 6 | 4 |
эсминцы УРО | 4 | 2 |
фрегаты | 14 | 10 |
корветы | 6* | 12* |
патрульные корабли | 10* | |
минно-тральные корабли | 10 | 6 |
десантные корабли | 3 | 3 |
Разведывательные корабли | 1 | 1 |
Боевые катера | 40 | 36 |
Универсальные транспорты снабжения | 3 | 2 |
Авиация ВМС | ||
Боевая авианосная авиация | 17 | 15 |
Боевая базовая авиация | 6 | 5 |
Вертолеты | 49 | 78 |
Морская пехота | ||
Бригады | 1 | 1 |
* Шесть корветов и 10 патрульных кораблей будут заменены на 12 многофункциональных корветов. |
Достичь качественного повышения боевых возможностей флота намечается за счет модернизации имеющихся и принятия на вооружение новых кораблей и систем оружия.
В этой связи руководство Италии уделяет значительное внимание реализации кораблестроительных программ в интересах военно-морских сил страны. Основными проектами являются: строительство ФР УРО типа «Карло Бергамини» по итало-французской программе FREMM, дизельных подводных лодок по итало-германскому проекту 212А, универсальных десантных кораблей (УДК), корабля управления минно-тральными силами, патрульных кораблей и судов снабжения.
Так, в рамках реализации программы FREMM на судоверфях в 2012-2013 годах было завершено строительство и осуществлен поэтапный ввод в боевой состав итальянских ВМС трех фрегатов («Карло Бергамини», «Вирджинио Фазан» и «Карло Марготтини») из шести запланированных. Поступление в ВМС следующих трех кораблей (в противолодочном и многоцелевом вариантах) ожидается в 2015-2018 годах. Кроме того, в настоящее время окончательно не решен вопрос о финансировании строительства еще четырех фрегатов данного типа.
В подводные силы к 2022 году намечается поставить очередные две ДЭПЛ проекта 212А с целью замены устаревших лодок типа «Сауро».
В целях повышения боевых возможностей амфибийных сил ВМС предусматривается строительство трех универсальных десантных кораблей, предназначенных для замены ДВКД класса «Сан-Джусто». Первый УДК может быть построен и включен в боевой состав флота в 2018-2020 годах. Корабли данного проекта будут обладать повышенной вместимостью сил и средств. Кроме того, их планируется использовать в интересах министерства гражданской обороны для переброски личного состава и техники в районы возникновения чрезвычайных ситуаций.
Наряду с этим в ВМС проводится модернизация двух фрегатов типа «Маестрале» и двух тральщиков типа «Гаета», по завершении которой корабли смогут находиться в боевом составе флота до 2022 года.
В 2015 году предполагается поставить ВМС два транспорта снабжения на замену вспомогательных судов типа «Стромболи».
В соответствии с планами командования итальянских военно-морских сил к 2024 году в боевом составе флота могут находиться: легкий авианосец («Конте ди Кавур»), два эсминца УРО (проект «Горизонт»), 10 фрегатов типа «Карло Бергамини» (проект FREMM), 12 многофункциональных корветов (на замену устаревшим корветам и патрульным кораблям), шесть минных тральщиков, три ДВКД (или УДК) и четыре подводные лодки проекта 212А.
Планами обновления парка авианосной авиации предусматривается с 2016 года приступить к принятию на вооружение авиации ВМС палубных истребителей F-35B (15 единиц) с целью замены истребителей-штурмовиков AV-8B «Харриер».
Переоснащение базовой патрульной авиации (БПА) предполагает поставку с 2015 года новых самолетов БПА Р-72 А вместо устаревших «Атлантик». Всего к 2024 году планируется иметь на вооружении пять таких машин.
В рамках замены вертолетов АВ-212 для морской авиации до 2020 года намечено дополнительно закупить более 50 вертолетов SH-90 (совместный проект Италии, Франции, Германии и Нидерландов).
Численность личного состава ВМС к 2024 году должна сократиться с 32 тыс. до 27 тыс. военнослужащих.
Придавая особое значение развитию национальных ВМС, руководство страны намерено максимально реализовать все принятые программы по модернизации и переоснащению флота современными военной техникой и вооружением, несмотря на наличие значительных проблем с их финансированием в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране.
Опыт применения итальянских ВМС в акваториях Средиземного моря и Индийского океана, в ходе военной операции в Ливии, а также в рамках операции МССБ в Афганистане продемонстрировал высокую степень их готовности адекватно реагировать на возникающие угрозы национальным интересам.
Реализация намеченных руководством Италии мероприятий по реформированию этого вида ВС позволит уже к 2024 году иметь в распоряжении отвечающие современным требованиям военно-морские силы меньшей численности, которые будут способны решать стоящие перед ними задачи как по национальным, так и коалиционным планам в зоне ответственности Североатлантического союза и за ее пределами.
Зарубежное военное обозрение. 2014, №6, С.79-86
Наши дни: реформы
С 2012 года проводится реформирование итальянской армии. Цель – создание новой модели Вооружённых сил и сбалансированные расходы. Для начала был значительно сокращён личный состав, в том числе командный, и увеличены инвестиции в модернизацию армии. Неиспользуемое вооружение и имущество должно быть ликвидировано или продано, вместо устаревших моделей в строй будут введены современные, более эффективные.
Время перемен для итальянской армии наступило ещё в 2007 году, когда руководство Итальянской Республики отменило всеобщую воинскую повинность. Впрочем, в случае вступления страны в военные действия призывы могут возобновить.
В новой армейской модели ставка делается на профессионалов и тех, кто хочет вступить в армию добровольно. Сейчас контрактники служат 5 лет, а впоследствии могут дважды продлевать контракт – каждый раз на один или два года. По окончании срока службы можно устроиться на работу в полицию или пожарные части – бывшим военнослужащим на это предоставляется приоритетное право.
Для того, чтобы заинтересовать опытных военных и повысить эффективность боевого состава, правительство страны значительно увеличило размер ежемесячного денежного вознаграждения; сегодня зарплата итальянского военного доходит до 2500 Евро в месяц. Проводится кампания по привлечению в армию женщин; сегодня они могут занимать должности любого уровня, почти без ограничений.
Факты
- Войска, набранные из представителей местных племён, принято называть «аскари» (буквально «солдат»);
- Эритрейские батальоны сохраняли верность Италии вплоть до её капитуляции; остальные наёмники дезертировали;
- В состав колониальных войск армии Италии входили кавалерийские части, использовавшие вместо лошадей… верблюдов; они назывались «мехаристии»;
- В начале прошлого века итальянская армия воевала в Абиссинии, Турции, на территории Испании, Албании и Эфиопии;
- После 1940 года войска Италии вторгались в Грецию и Югославию, участвовали в боях во Франции, Африке, СССР;
- В новейшей истории армия Италии воевала на территории Югославии, Афганистана, Ирака и Ливии;
- В составе военно-морского флота Италии – более 60 военных судов, в том числе два уникальных авианосца, не имеющих аналогов в странах Западной Европы: они оснащены средствами ПВО малой дальности и противокорабельными ракетами;
- На военных базах Италии хранится 50 ядерных авиабомб для ВВС США; ещё 20 таких же бомб предназначены для использования итальянской армией;
- В обязанности карабинеров из дивизии специальных подразделений входят: охрана окружающей среды, здоровья и труда, борьба с фальшивомонетчиками, охрана памятников старины, контроль норм производства продуктов питания;
- В армии Италии до сих пор существует кирасирский полк, Почетная гвардия Президента Итальянской Республики. Участвуя в парадах, они могут носить исторические кирасы и шлемы с перьями, и обязательно – белые лосины;
- Карабинеры как элитный вид войск обязаны постоянно улучшать физическую форму и повышать профессиональные навыки, в том числе совершенствовать огневую и горную подготовку.
СТРУКТУРА И БОЕВОЙ СОСТАВ ВМС ИТАЛИИ
В настоящее время военно-морские силы Италии организационно включают флот, автономные военно-морские командования, военно-морские округа и командование боевых пловцов и диверсантов. Общее руководство ими осуществляет начальник главного штаба ВМС. В его подчинении находится и главное командование береговой охраны, которое в мирное время замыкается на министерство инфраструктуры и транспорта, а также действует в интересах ряда других профильных министерств страны. Непосредственное руководство соединениями и частями ВМС возложено на командующего флотом.
В состав флота (штаб в Санта-Роза, Рим) входят шесть командований: основных (Таранто), подводных (Санта-Роза, Рим), патрульных (Аугуста), минно-тральных и вспомогательных (Специя), десантных (Бриндизи) сил, авиации ВМС (Санта-Роза, Рим), а также учебный центр ВМС (Таранто).
Дислокация основных военно-морских баз ВМС Италии |
Командование основных сил имеет в подчинении два дивизиона фрегатов (10 ФР и два универсальных транспорта снабжения), два легких авианосца, четыре эсминца УРО (из них два типа «Андреа Дориа»), три фрегата УРО (типа «Карло Бергамини»), три десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД) и разведывательный корабль. Кроме того, в эту структуру входит командование оперативной группы. Оно предназначено для управления выделенными силами и средствами (корабельными соединениями), формируемыми для выполнения конкретных задач в составе постоянных соединений ОВМС НАТО и многонациональных формирований ВМС европейских государств, а также итало-испанского амфибийно-десантного соединения. В качестве штабных кораблей могут использоваться легкие авианосцы («Дж. Гарибальди» и «Конте ди Кавур»), ДВКД «Сан-Джусто» и универсальный транспорт снабжения «Этна».
Командование подводных сил включает дивизион подводных лодок (шесть ПЛ) и школу подготовки специалистов-подводников.
Командованию патрульных сил подчинены дивизион корветов (шесть единиц) и два дивизиона патрульных кораблей (типов «Кассиопея» и «Команданте»; всего 10).
Командование минно-тральных и вспомогательных сил имеет в своем составе два дивизиона тральщиков (10 единиц) и группу кораблей вспомогательных сил.
Командование десантных сил включает бригаду морской пехоты (МП) «Сан-Марко» общей численностью около 3500 человек (три полка МП и дивизион десантных катеров), а также межвидовой центр подготовки амфибийных сил.
Командованию авиации ВМС подчинены три авиабазы, на которых дислоцируются одна эскадрилья палубных самолетов AV-8B «Харриер», пять противолодочных вертолетов и группа обеспечения десантных операций.
Базовая патрульная авиация ВМС (самолеты «Атлантик») организационно входит в состав ВВС, а по вопросам оперативного применения подчиняется непосредственно командующему флотом.
Эсминец УРО D 554 «Кайо Дуильо» (типа «Андреа Дориа») |
Командование боевых пловцов и диверсантов «Тезео Тезей» подчиняется непосредственно начальнику главного штаба ВМС. Оно включает отряд боевых пловцов и диверсантов, а также группу кораблей обеспечения.
Побережье континентальной части территории Италии и островов с прибрежными водами разделено на три военно-морских округа – Тирренский, Ионический, Адриатический и три автономных военно-морских командования — Столичное, на о-вах Сицилия и Сардиния.
Всего в боевом составе ВМС Италии находится 55 боевых кораблей, 40 катеров (в том числе 34 десантных), 17 самолетов палубной авиации AV/TAV-8B «Харриер», 49 вертолетов (22 ЕН-101, 22 А1-212, два SH-3D, три SH-90) и шесть самолетов БПА «Атлантик».
Кроме того, во флоте имеется более 90 вспомогательных судов, в том числе три универсальных транспорта снабжения, шесть судов обеспечения (разведывательное, опытовое, исследовательское, два гидрографических и одно спасательное), шесть транспортов, семь танкеров, около 40 океанских и рейдовых буксиров, два учебных парусных корабля и др.