Полная неожиданность: как русская мина потопила крейсер «Фридрих Карл»


СМС Фридрих Карл
СМС Фридрих Карл
Бандерас
Записывать
ВерфьНовости Компания кузниц и верфей La Seyne
, Толон
Классуникальный
Типбоковой барабан бронированный
ОператорИмператорский флот Германии
Авторизованный1865 г.
Инициировано1866 г.
Сброшеноянваря 1867 г.
Назначенныйоктября 1867 г.
Бахаиюня 1905 г.
Назначениясписан в 1906 г.
Общие характеристики
смещение6932
Длина94,14
Манга16,6 м
Черновик6,9 м
буровая установкаБергантин • 2100 м²
Броня• Пояс: 127 мм • Командная башня: 114 мм
Вооружение• 2 орудия 210 мм L/22 • 14 орудий 210 ​​мм L/19
Движение• 1 паровая машина • 6 котлов • 1 гребной винт
Сила3550 л.с.
Скорость13,5 узлов
Автономия2210 на 10 нудах
Экипаж• 33 офицера • 498 членов экипажа
Емкость624 т угля
[ редактировать данные в Викиданных ]

SMS Friedrich Carl

[ Примечание 1 ] был броненосным военным кораблем , построенным для прусского флота в середине 1860-х годов, а с 1871 года входившим в состав Имперского германского флота . Корабль был построен на верфях
Société Nouvelle des Forges et Chantiers
в Тулоне ; ее киль был заложен в 1866 году и спущен на воду в 1867 году. Корабль был передан прусскому флоту в январе 1867 года. Это был третий броненосец, заказанный Пруссией после SMS Arminius и SMS Prinz Adalbert . , хотя он был приобретен четвертым, так как СМС Кронпринц , который был заказан позже, поступил на вооружение раньше, чем
Фридрих Карл
.

« Фридрих Карл

» служил во флоте с момента своего назначения в 1867 году до 1895 года, когда его убрали с линии фронта, чтобы он служил учебным кораблем. Во время франко-прусской войны , между 1870 и 1871 годами, корабль входил в состав главной немецкой эскадры под командованием вице-адмирала Яхмана. Однако проблемы с его механизмами были постоянными как на «
Фридрихе Карле
», так и на двух других кораблях эскадры, поэтому он совершил только два выхода из порта Вильгельмсхафена , чтобы бросить вызов французской блокаде, без какого-либо из этих двух выходов противостояние между оба флота произошли.

« Фридрих Карл

» также был задействован в Испании во время кантональной революции 1873 года, во время которой он помог захватить три кантональных корабля в двух действиях. Корабль был модернизирован на Императорских верфях в Вильгельмсхафене в 1880-х годах.

В 1902 году он был переименован в SMS « Нептун

» и использовался в порту до июня 1905 года, когда был снят с учета в военно-морском регистре. В следующем году его продали на голландскую свалку для разборки.

Дизайн

Общие характеристики

« Фридрих Карл

» имел длину по ватерлинии 91,13 м и максимальную длину 94,14 м. Его ширина составляла 16,6 м , осадка — 6,9 м в носу и 8,05 м в корме . Корабль был рассчитан на водоизмещение 5971 с нормальной нагрузкой и 6932 т с боевой нагрузкой. Корпус корабля был построен с поперечной железной конструкцией, которая делила его на восемь водонепроницаемых отсеков, и имел двойное дно, занимающее 76% его длины. [ 1 ]

« Фридрих Карл»

показал отличные мореходные качества; он реагировал на команды руля направления и имел умеренный радиус поворота. Однако он был немного разбалансирован, и приходилось держать руль направления повернутым на 6 градусов влево, чтобы держать курс прямо. Экипаж корабля состоял из 33 офицеров и 498 человек, включая унтер-офицеров и матросов, а пока он служил флагманом , экипаж был увеличен на 6 офицеров и 35 человек, включая унтер-офицеров и матросов. «
Фридрих Карл»
нес несколько меньших судов разного класса, в том числе большую баржу , два быстроходных катера , пинас , два катера , двайолас и лодка . [ 1 ]

Энергия обеспечивалась простой расширительной двухцилиндровой горизонтальной паровой машиной, которая снабжалась паром в общей сложности от 6 котлов, разделенных на две комнаты с 11 каминами, которые снабжали машину паром при 2 атмосферах, обеспечивая в общей сложности одну мощность 300 л.с. на единственный винт с четырьмя лопастями и диаметром 6 м. Вся эта техника позволила ему развить скорость 13 узлов, достигнув на ходовых испытаниях 3550 л.с. и 13,5 узлов . Корабль перевозил 624 тонны угля, что позволяло ему иметь дальность хода 2 210 морских миль при крейсерской скорости 10 узлов. Буровая установка площадью 2010 м² дополнила паровую машину, несколько увеличив ее автономность. Рулевое управление управлялось одним рулем направления. [ 1 ]

Вооружение и броня

Первоначально « Фридрих Карл

» был оснащен 26 72 — фунтовыми нарезными орудиями . После поставки в Пруссию эти орудия были заменены двумя 210-мм орудиями L/22 и четырнадцатью 210-мм орудиями L/19. [ Примечание 2 ]L/22 имели угол вертикального обстрела от -5 градусов до максимального угла возвышения 13 градусов, что давало им максимальную дальность 5900 метров. L/19 имели вертикальный угол обстрела, составлявший от -8 до 14,5 градусов, но меньшая начальная скорость из-за меньшей длины ствола уменьшала дальность стрельбы до 5200 м. Два типа пушек стреляли снарядами одного типа, для чего у них было всего 1656 снарядов на борту. Четырнадцать орудий L/19 разместили в центральной батарее в средней части корабля, по семь на борт. L/22 размещались в оконечностях корабля. [ 2 ] Позже были добавлены шесть револьверных пушек и пять 350-мм торпедных аппаратов. [ 3] Два аппарата были размещены в носовой части, по одному на каждом борту и последний на корме, все они над водой и с общим запасом 12торпед. [ 2 ]

Доспехи Фридриха Карла

состояли из железных пластин на тиковых пластинах . Пояс по ватерлинии был толщиной 114 мм из железа поверх 254 мм из тика. Центральную батарею защищали 114 мм железа на 260 мм тикового дерева. Крышка аккумуляторной батареи была защищена железными пластинами толщиной 9 мм. Командный пункт имел 114-мм железную броню на 400-мм тиковом покрытии. [ 1 ]

Семь ипостасей «Святого Людовика»

Корабль во многом устарел ещё до ввода в строй, что и предопределило его судьбу в составе Военно-морского флота США. За двадцать четыре года службы он использовался в семи ипостасях: около года – в качестве броненосного крейсера, десять лет находился в резерве и ремонтах, а в остальное время служил представительским, учебным и патрульным кораблём, стационером и даже бронированным транспортом

­­­­­

Во время закрытого бета-тестирования игры World of Warships броненосный крейсер «Сент-Луис» завоевал огромную популярность среди игроков и по праву ценится ими как мощная (на своём уровне) артиллерийская платформа. Оценки же реально существовавшего корабля, который входил в состав флота США в период с 1906 по 1930 годы, со стороны военных историков не столь высоки. Так, Ю. Ю. Ненахов оценивает корабли этого типа следующим образом:
«…обладали недостаточной скоростью, слабым для своего класса вооружением и в качестве броненосных крейсеров были неэффективны»
. В этой статье мы попытаемся составить объективное представление о сильных и слабых сторонах броненосного крейсера «Сент-Луис».
Крейсер «Сент-Луис». Дата и место фотографии неизвестны Источник: navsource.org

Броненосные крейсеры на рубеже XIX–XX веков

Своим появлением броненосные крейсеры обязаны военно-морскому флоту Франции. Французские адмиралы, осознав, что не способны достигнуть паритета с Великобританией по количеству броненосцев, в 1880-х годах разработали военную доктрину «непрямых действий», предусматривавшую широкое использование крейсеров на протяжённых морских коммуникациях противника, что должно было пошатнуть, а в случае удачи и подорвать британское владычество на море. Французская морская доктрина рассматривала броненосный крейсер как универсальный корабль, занимающий промежуточное положение между броненосцем и бронепалубным крейсером, способный осуществлять рейдерские операции на маршрутах коммерческого судоходства, поддерживать главные силы флота в сражении с линейным флотом противника, а также осуществлять защиту собственного судоходства от действий вражеских бронепалубных крейсеров. Такой подход предъявлял к броненосному крейсеру весьма строгие требования:

  1. Дальность плавания не менее 10 000 миль, что требовало запаса угля не менее 2000 тонн;
  2. Скорость хода, достаточную для преследования или отрыва от бронепалубных крейсеров противника;
  3. Вооружение и бронирование, достаточное для борьбы с соединениями крейсеров противника, включая броненосные крейсеры.

Вскоре стало понятно, что строительство многочисленного флота универсальных броненосных крейсеров невозможно по экономическим соображениям, поэтому к 1890-м годам сложились два основных типа броненосных крейсеров. Тип «А» (также известен как «большой броненосный крейсер» и «броненосный крейсер 1-го ранга») представлял собой корабль водоизмещением в 11 000–15 000 тонн и дальностью плавания более 10 000 миль, предназначенный для ведения рейдерской войны на коммуникациях противника. Тип «Б» (также известен как «малый броненосный крейсер», «броненосный крейсер 2-го ранга» и «контррейдер») представлял собой корабль водоизмещением в 7000–10 000 тонн и дальностью плавания порядка 5000 миль, предназначенный для ведения разведки и поддержки главных сил флота, а также борьбы с рейдерами противника.

Тактико-технические характеристики

Корабль, названный в честь американского города Сент-Луис (в переводе с французского – «Святой Людовик»), основанного французскими колонистами, стал третьим крейсером одноимённого типа. В русскоязычной литературе данный тип крейсеров также известен как тип «Чарльстон» – по названию головного корабля проекта. Всего по этому проекту для Военно-морского флота США было построено три корабля.

Схема крейсера «Сент-Луис» по состоянию на 1908 год Источник: forum.worldofwarships.ru
Броненосные крейсеры типа «Сент-Луис»

Корабль Верфь Дата закладки Дата спуска на воду Дата ввода в строй
«Чарльстон» Верфь ВМС (Ньюпорт-Ньюс) 30.01.1902 23.01.1904 17.10.1905
«Милуоки» Union Iron Works (Сан-Франциско) 30.07.1902 10.09.1904 11.05.1906
«Сент-Луис» Neafie and Levy Ship and Engine Building Co. (Филадельфия) 31.07.1902 6.05.1905 18.08.1906

Конструктивно «Сент-Луис» представлял собой броненосный крейсер типа «Б» с казематным размещением бортовой артиллерии среднего калибра.
Основные геометрические размеры броненосного крейсера «Сент-Луис»

Полное водоизмещение, т 10839
Длина, м 129,91
Ширина, м 20,12
Осадка, м 6,86

Энергетическая установка

Крейсер «Сент-Луис» получил энергетическую установку, состоявшую из вертикальных паровых машин тройного расширения и паровых котлов, работавших на угле. Поскольку для нормального горения угля в топках котлов требовалась сильная тяга, крейсер был оборудован четырьмя высокими трубами. Значительная часть военных историков скептически оценивает энергетическую установку «Сент-Луиса», считая её не обеспечивавшей необходимую скорость, однако в начале ХХ века подобные силовые агрегаты были стандартными для броненосных крейсеров.

Крейсер «Сент-Луис» на стоянке. Филадельфия, 1906 год. Идущий из одной трубы дым – результат работы «вхолостую» для обеспечения энергией внутренних систем Источник: navsource.org
Энергетические установки броненосных крейсеров начала ХХ века

Тип крейсера «Сент-Луис» «Кент» «Каунти» «Фридрих Карл» «Идзумо»
Страна США Великобритания Великобритания Германия Япония
Год закладки головного корабля 1902 1899 1902 1900 1898
Водоизмещение, тонн 10 839 9956 10 850–11 024 9875 10 305
Количество валов 2 2 2 3 2
Состав энергетической установки 2 паровые машины тройного расширения и 16 котлов Бэбкока-Уилкокса 2 паровые машины тройного расширения и 31 котел Бельвиля или Бэбкока 2 паровые машины тройного расширения и 22–23 котла Ярроу или Бэбкока 3 паровые машины тройного расширения и 14 котлов 2 паровые машины тройного расширения и 24 котла Бельвиля
Мощность, установки, л.с. 21 000 22 189 21 508 18 540 14 500
Тип топлива Уголь Уголь Уголь Уголь Уголь
Запас топлива, тонн 1650 1600 1950 1630 1402
Максимальная скорость, узлов 22 22,4–23,5 22–23 20,5 21

Часть авторов критикует проектировщиков «Сент-Луиса» за использование устаревших паровых машин и угольных котлов вместо перспективных паровых турбин и нефтяных котлов, однако использование паровых машин и угля было вполне обоснованным по следующим причинам:

  1. Поскольку предполагалось, что основную часть времени броненосный крейсер будет действовать вне основных баз флота, его оснащали паровыми машинами, которые, в отличие от паровых турбин, не требовали для своего ремонта высококвалифицированной рабочей силы;
  2. Действия броненосных крейсеров в отрыве от основных баз также предполагали использование широкодоступного угля (включая его низкокачественные сорта) вместо весьма редкой нефти;
  3. Использование паровых турбин, создавая проблемы с ремонтом и материальным снабжением, на самом деле не давало кардинального улучшения ходовых характеристик корабля.

Паровые машины однотипного крейсера «Милуоки» перед установкой. Верфь Union Iron Works, Сан-Франциско, 1904 год Источник: navsource.org

Справедливость последнего утверждения хорошо иллюстрируют характеристики итальянских броненосных крейсеров типа «Сан-Джорджио».
Характеристики итальянских броненосных крейсеров типа «Сан-Джорджио»

Крейсер «Сан-Джорджио» «Сан-Марко»
Год закладки 1905 1907
Водоизмещение, тонн 11 850 12 300
Количество валов 2 4
Состав энергетической установки 2 паровые машины тройного расширения и 14 котлов Блэчиндена 4 паровые турбины Парсонса и 14 котлов Бэбкока-Уилкокса
Мощность, установки, л.с. 19 595 23 030
Тип топлива Уголь Уголь
Запас топлива, тонн 1500 1500
Максимальная скорость, узлов 22 23,75
Дальность плавания, миль при скорости 10 узлов 6270 4800

Оснащённый турбинами четырёхвальный «Сан-Марко», имея большую на 1,75 узла скорость, чем оснащённый паровыми машинами двухвальный «Сан-Джорджио» (преимущество – порядка 10%), уступал ему по дальности плавания на 1400 миль (порядка 20%).

Да и была ли столь уж низкой скорость броненосного крейсера «Сент-Луис»? Формально американский крейсер уступал по скорости германским бронепалубным крейсерам, созданным с учётом требований к ходовым характеристикам, возросших после русско-японской войны.
Скоростные характеристики германских бронепалубных крейсеров

Тип крейсера Год закладки головного корабля Количество построенных кораблей Максимальная скорость, узлов
«Бремен» 1902 7 23,1
«Кёнигсберг» 1905 4 23–24,1
«Дрезден» 1906 2 24–25,2
«Майнц» 1907 4 25,5–26,7

С другой стороны, находившиеся длительное время в походе и использовавшие не самый качественный уголь германские крейсеры не могли развивать заявленную максимальную скорость, что и подтвердила гибель бронепалубных крейсеров «Лейпциг» и «Нюрнберг» в ходе Фолклендского сражения 1914 года от огня довольно тихоходных английских броненосных крейсеров.
Сравнительная скоростная характеристика германских и английских крейсеров, участвовавших в Фолклендском сражении

Германский крейсер Максимальная скорость по официальным ТТХ, узлов Фактически показанная в ходе сражения скорость, узлов Английский крейсер Максимальная скорость по официальным ТТХ, узлов
«Лейпциг» 23,1 22 «Корнуолл» 22,4–23,5
«Нюрнберг» 23–24,1 19 «Кент» 22,4–23,5

Таким образом, с учётом реалий Первой мировой войны крейсер «Сент-Луис», безусловно, не являясь «спринтером», по скоростным характеристикам в целом соответствовал возложенным на него обязанностям.

Бронирование

Бронирование броненосных крейсеров состояло из горизонтального (бронированная палуба) и вертикального (главный броневой пояс, прикрывавший борт выше ватерлинии, бронирование артиллерийских башен, казематов и боевой рубки). Дополнительным элементом вертикальной защиты являлись бортовые угольные бункеры – полные бункеры над ватерлинией и за бортовой бронёй создавали дополнительную преграду для осколков, а также снижали поражающий эффект за счёт погашения энергии взрыва. Подводная защита броненосных крейсеров начала ХХ века была абсолютно неэффективной по вполне объяснимой причине – в то время существовала значительная недооценка потенциальной угрозы от торпедного и минного оружия. В сущности, чуть ли не единственной подводной защитой являлись угольные бункеры под ватерлинией, способные в некоторой степени снизить опасность затопления в результате торпедного удара.

Крейсер «Сент-Луис», 1906–07 годы Источник: navsource.org

Бронирование крейсера «Сент-Луис», состоявшее из защищавшего только машины и котлы бортового броневого пояса и броневой палубы (толщина над энергетической установкой – 51 мм, в оконечностях и на скосах – до 76 мм), подвергается критике со стороны многих специалистов. Однако при этом не стоит забывать, что подобное бронирование было характерным для всех крейсеров на рубеже XIX–XX веков.
Толщина брони броненосных крейсеров начала ХХ века, мм

Тип крейсера «Сент-Луис» «Кент» «Каунти» «Фридрих Карл» «Идзумо»
Пояс 102 51–102 51–152 75–100 89–178
Палуба 51–76 20–51 20–51 50–80 63
Казематы 102 51–102 51–152 100 152
Башни 127 127 150 152
Рубка 127 254 305 150 76–356

Подобное бронирование было весьма эффективным для противодействия бронепалубным и малым броненосным крейсерам, вооружённым орудиями калибра 105–152 мм. Так, в ходе уже упоминавшегося Фолклендского сражения 8 декабря 1914 года артиллеристы крейсера «Нюрнберг» добились тридцати восьми попаданий 105-мм снарядами в английский броненосный крейсер «Кент», что привело к… гибели четырёх и ранению двенадцати человек. А вот способность бронирования крейсера «Сент-Луис» противостоять орудиям калибра свыше 152 мм, состоявшим на вооружении значительной части броненосных крейсеров, представляется весьма сомнительной. Справедливости ради следует отметить, что ведение боя против подобных кораблей планировалось только при подавляющем огневом преимуществе, что существенно сокращало время боя и минимизировало вероятность получения тяжёлых повреждений. В целом, бронирование «Сент-Луиса» ограниченно соответствовало задачам, ставившимся перед крейсерами типа «Б».

Вооружение

На рубеже XIX–XX веков в мире существовали две доктрины вооружения броненосных крейсеров. Одна теория, рассматривавшая броненосный крейсер как уменьшенный броненосец, предусматривала в составе его вооружения небольшое число орудий главного калибра в индивидуальных или спаренных поворотных башнях на носу и корме, а также значительное количество орудий среднего калибра в казематах (как на батарейной палубе, так и в надстройках на главной палубе). Вторая теория, рассматривавшая броненосный крейсер как увеличенный вариант бронепалубного крейсера, предусматривала замену орудий главного калибра на орудия среднего калибра. Большими поклонниками отказа от орудий главного калибра выступили англичане, заложившие в 1899–1901 годах серию из десяти броненосных крейсеров типа «Кент», которые оказали сильное влияние на проектирование вооружения крейсера «Сент-Луис». Интересно, что к моменту закладки американских крейсеров сами англичане существенно охладели к идее отказа от артиллерии главного калибра – на заложенных в 1902 году крейсерах типа «Каунти» (развитие типа «Кент») вооружение из четырнадцати 152-мм орудий было решено заменить на четыре 190-мм (в носовой и кормовой башнях) и шесть 152-мм орудий (в казематах).

Крейсер «Сент-Луис» в бухте Сан-Франциско Источник: navsource.org
Вооружение броненосных крейсеров начала ХХ века

Тип крейсера «Сент-Луис» «Кент» «Каунти» «Фридрих Карл» «Идзумо»
Артиллерийское вооружение
203–210-мм орудия 4 4
190-мм орудия 4
150–152-мм орудия 14 14 6 10 14
88-мм орудия 12
76-мм орудия 18 10 2 12
47-мм орудия 12 3 18 8
37-мм орудия 8
Торпедные аппараты
450–457-мм 2 2 4 4

Основной ударной силой крейсера «Сент-Луис» являлись четырнадцать 152-мм орудий Mark 6 с длиной ствола 50 калибров (масса снаряда – 45,4 кг, скорострельность – 4 выстрела в минуту. Данные о скорострельности в 6 выстрелов в минуту, вероятно, относятся к орудиям Mark 8, установленным на однотипном крейсере «Милуоки»), дальность стрельбы – до 13 720 метров при угле возвышения +15°). Противоминная артиллерия состояла из восемнадцати 76-мм орудий (скорострельность – до 15 выстрелов в минуту), а также двенадцати 47-мм и восьми 37-мм орудий. В отличие от многих своих «современников», крейсер «Сент-Луис» не имел торпедных аппаратов.

76-мм орудия левого борта. Верхняя палуба однотипного крейсера «Милуоки». Военно-морская верфь Маре-Айленд (Калифорния), 27 апреля 1916 года Источник: navsource.org

Особенности применения артиллерийского вооружения броненосных крейсеров

Сторонники вооружения броненосных крейсеров только орудиями среднего калибра считали, что:

  1. Наличие орудий одного калибра позволит упростить корректировку, что сократит время с момента открытия огня до накрытия цели и повысит количество попаданий;
  2. Скорострельность 152-мм орудий будет значительно выше, чем орудий калибра 190–210 мм.

Практика опровергла оба этих предположения. Во-первых, корректировка огня 152-мм орудий, установленных на палубе и в казематах, оказалась столь же непростой задачей, что и корректировка огня орудий различного калибра. В данном случае не лишним будет привести мнение компетентного участника событий. Флагманский артиллерист бригады крейсеров российского Черноморского флота (в состав бригады входили крейсеры типа «Богатырь», имевшие смешанное расположение 152-мм орудий в башнях и казематах) старший лейтенант А. Г. Магнус в своём рапорте от мая 1916 года о (из-за разной скорострельности вследствие различия самих способов наводки, а также различия поправок при управлении стрельбой из-за использования разнотипных прицелов – прим. автора). Практически неосуществимым оказалось и чередование прицельных залпов башенных орудий с залпами палубных орудий: башни требовали проверочных залпов, и, кроме того, для них был нужен специальный корректировщик. Во-вторых, применение электропривода, механической подачи и прочих технических новинок сделало скорострельность 152-мм и 190–210-мм орудий практически одинаковой. В условиях, когда количество поражающих цель снарядов являлось сопоставимым, безусловное преимущество получали корабли, обладавшие снарядами с большим разрушающим эффектом.

Стандартное применение артиллерийского вооружения броненосными крейсерами типа «Б», предназначенными для борьбы с бронепалубными крейсерами противника, сводилось к двум последовательным фазам: фазе преследования и фазе уничтожения.

Фаза преследования

В ходе преследования вражеского бронепалубного крейсера броненосный крейсер вёл огонь из носовых орудий с целью обездвижить корабль противника или замедлить скорость его передвижения. Данная фаза боя характеризовалась крайне малым количеством попаданий (порядка 1%). В начале ХХ века корректировка огня велась по всплескам и требовала залпа не менее чем из четырёх орудий, что исключало применение корректировки в условиях, когда огонь вели только одно-два носовых орудия, и делало возможное поражение цели практически случайным. Потенциальные возможности броненосных крейсеров начала ХХ века при ведении огня из носовых орудий выглядели следующим образом (расчётное время боя составляет 60 минут):
Потенциальные возможности броненосных крейсеров начала ХХ века при ведении огня из носовых орудий

Тип крейсера Количество орудий Калибр, мм Практическая скорострельность, выстрелов в минуту Количество попаданий Масса снаряда, кг Общая масса попавших снарядов, кг
«Сент-Луис» 1 152 4 2 45,4 91
«Кент» 2 152 4 5 45,4 227
«Каунти» 2 190 3 4 91 364
«Фридрих Карл» 2 210 3 4 90 360
«Идзумо» 2 203 3 4 90 360

В условиях, когда возможным представлялось лишь одиночное, практически случайное попадание, определяющими для исхода боя являлись несравнимо более высокие дальность стрельбы и поражающие способности 190–210-мм снарядов (даже одиночный снаряд мог разрушить машинное отделение). Показательным примером является бой 14 апреля 1916 года между русскими и турецкими крейсерами. В течение семичасового преследования русский бронепалубный крейсер «Кагул», который около двух часов шёл почти 22-узловой скоростью, а остальные 5 часов – со скоростью от 20,6 до 21 узлов, так и не смог приблизиться к турецкому крейсеру «Гемедие» на расстояние, допускающее ведение артиллерийского огня. В рапорте по итогам боя командир «Кагула» капитан 1-го ранга С. С. Погуляев указывал на то, что «для действительности результатов погони необходимо иметь на корабле хотя бы два 203-мм орудия».

Фаза уничтожения

В бою на уничтожение противоборствующие корабли проводили обмен бортовыми залпами. Поскольку при данном способе ведения огня корректировка допускалась, количество попаданий существенно возрастало и колебалось в пределах 3–5%.

Потенциальные возможности броненосных крейсеров начала ХХ века при ведении бортового огня выглядели следующим образом (расчётное время боя составляет 10 минут, попадания – 5% от общего количества выпущенных снарядов):
Потенциальные возможности броненосных крейсеров начала ХХ века при ведении бортового огня

Тип крейсера Количество орудий Калибр, мм Практическая скорострельность, выстрелов в минуту Количество попаданий Масса снаряда, кг Общая масса попавших снарядов, кг
Крейсеры без орудий главного калибра
«Сент-Луис» 7 152 4 14 45,4 636
«Кент» 9 152 4 18 45,4 817
Крейсеры с орудиями главного калибра
«Каунти» 4 190 3 6 91 546
3 152 4 6 45,4 272
Итого по крейсеру 7 12 818
«Фридрих Карл» 4 210 3 6 90 540
5 150 4 10 45 450
Итого по крейсеру 9 16 990
«Идзумо» 4 203 3 6 90 540
7 152 4 14 45 630
Итого по крейсеру 11 20 1170

Масса бортового залпа броненосных крейсеров, вооружённых орудиями главного и среднего или только среднего калибров, была вполне сопоставимой. Однако «Сент-Луис» существенно уступал «современникам» по массе бортового залпа за счёт крайне неудачного расположения орудий среднего калибра:

  1. В отличие от «современников», использовавших в качестве носовых двухорудийные башенные артиллерийские установки, на крейсере «Сент-Луис» были смонтированы существенно уступавшие по защите и плотности огня индивидуальные открытые установки;
  2. Четыре пушки находились на верхней палубе. По опыту эксплуатации других подобных кораблей известно, что такие орудия нельзя было использовать при большом волнении из-за низкой точности стрельбы. Точных данных об использовании этих орудий на «Сент-Луисе» нет, но факт демонтажа двух кормовых 152-мм орудий не позднее 1908 года косвенно подтверждает их низкую эффективность;
  3. Восемь пушек находились на главной палубе. Наряду с высокой защищённостью эти орудия имели весьма узкий сектор обстрела, особенно по направлению к носу и корме крейсера.

Уже в 1905 году стало ясно, что установленная на крейсере противоминная артиллерия абсолютно неэффективна при использовании по своему прямому назначению (для поражения миноносцев противника). Тем не менее, американцы не спешили с перевооружением, демонтировав четырнадцать из восемнадцати 76-мм орудий лишь накануне Первой мировой войны. Вероятно, американские военные моряки не видели особых перспектив в использовании «Сент-Луиса» в качестве броненосного крейсера, поскольку, демонтировав два 152-мм и четырнадцать 76-мм орудий, использовали высвободившиеся помещения не для установки нового вооружения, а для размещения десанта (до 1740 человек с вооружением). В качестве средств противовоздушной обороны крейсер уже в ходе Первой мировой войны получил два 76-мм зенитных орудия.

В целом, «Сент-Луис» имел вполне сопоставимые с «современниками» ходовые характеристики и бронирование, но весьма слабую артиллерию. Вооружение этого корабля настолько сильно не соответствовало принятому представлению об артиллерии броненосного крейсера, что в значительной части источников он классифицируется как «бронепалубный крейсер» или «лёгкий гладкопалубный крейсер».

Боевая служба «Сент-Луиса»

В силу быстрого технического прогресса и ошибки с выбором вооружения крейсер «Сент-Луис» во многом устарел ещё до ввода в строй, что и предопределило его судьбу в составе Военно-морского флота США. За двадцать четыре года службы корабль использовался в семи ипостасях: около года – в качестве броненосного крейсера, десять лет находился в резерве и ремонтах, а в остальное время служил представительским, учебным и патрульным кораблём, стационером и даже бронированным транспортом. Служба «Сент-Луиса» началась с совершённого им в период с 15 мая по 31 августа 1907 года перехода Порт-Кастри – Сан-Диего, в ходе которого он посетил города Баия, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Пунта-Аренас, Вальпараисо, Кальяо и Акапулько. Весной и в июне 1908 года корабль патрулировал западное побережье США между Пьюджет-Саунд и Гонолулу, что являлось задачей скорее бронепалубных, чем броненосных крейсеров, а затем (с июля по октябрь того же года) – прибрежные воды Центральной Америки. Уже 15 ноября 1909 года он был впервые выведен в резерв (нахождение в резерве оказалось кратковременным, продлившись до 3 мая 1910 года), а после расконсервации 13 июля 1910 года покинул Пьюджет-Саунд и перешёл в Сан-Франциско для прохождения ремонта (окончен 7 октября 1911 года).

Крейсер «Сент-Луис», Сан-Франциско, 1909–16 годы Источник: navsource.org

В течение следующих нескольких лет «Сент-Луис» служил в качестве учебного корабля, выполнял представительские функции и, наконец, был превращён в стационер (корабль, несущий гарнизонную службу в порту, – нечто среднее между плавучей батареей, пунктом управления и казармой). Эпизодически крейсер использовался для патрулирования западного побережья США и восточной части Тихого океана, включая район Перл-Харбора. 27 апреля 1914 года «Сент-Луис» был выведен из действующего состава флота и прибыл в Сан-Франциско, где выполнял функции представительского корабля. Следующее возвращение крейсера в действующий состав флота 10 июля 1916 года было связано с появившимися планами вступления США в Первую мировую войну. Хотя службой в составе действующего флота использование «Сент-Луиса» можно назвать лишь условно. С 29 июля 1916 года крейсер, прибывший в Перл-Харбор, сочетал в себе функции стационера и тендера (плавучего склада) для подводных лодок 3-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота. Интересно, что при штатной численности экипажа в 673 человека в мирное время и 767 человек – в военное время на борту корабля находилось всего 306 офицеров и матросов (то есть, менее 50% от штатной численности экипажа мирного времени).

Крейсер «Сент-Луис» в Панамском канале, 1916 год Источник: navsource.org

После вступления США в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года «Сент-Луис» был возвращён в состав флота Атлантического океана, где служил в качестве транспорта и сопровождал к берегам Европы конвои с войсками. 20 апреля численность его экипажа была доведена до 823 человек за счёт 517 военно-морских волонтёров (резервистов) и курсантов, что ещё раз подчеркивает отношение командования к боевым возможностям этого корабля. Всего «Сент-Луис» совершил шесть переходов через океан (причём уже после первого он был вынужден стать на ремонт), охраняя конвои и доставляя войска из Нью-Йорка в порты Великобритании и Франции. В среднем, крейсер имел на борту шесть рот пехоты (около 1500 человек). Можно представить, насколько большими стали бы потери среди пассажиров, случись крейсеру вступить в бой с противником.

Крейсер «Сент-Луис» покидает Военно-морскую верфь Бостона после ремонта, 14 сентября 1917 года Источник: navsource.org

После окончания войны в период с 17 декабря 1918 года по 17 июля 1919 года корабль совершил ещё семь рейсов, перевозя американских солдат из Бреста (Франция) в Хобокен (штат Нью-Джерси, США). Всего было перевезено 8437 военнослужащих.

Крейсер «Сент-Луис» в камуфляжной окраске, сентябрь 1918 года Источник: navsource.org

29 июля 1920 года крейсер «Сент-Луис» и шесть эсминцев были включены в состав Европейской эскадры США, направляемой в турецкий Стамбул для защиты американских граждан, а 13–16 ноября того же года корабль совершил переход из Константинополя в Крым и обратно, доставив в Турцию беженцев из России.

Крейсер «Сент-Луис» в порту, сентябрь 1919 года Источник: navsource.org

После годичного пребывания в составе эскадры 11 ноября 1921 года крейсер вернулся в Филадельфию, где был выведен из эксплуатации, прошёл консервационный ремонт и 3 марта 1922 года попал в резерв. 20 марта 1930 года его окончательно исключили из списков кораблей ВМС США, а 13 августа – продали на слом в соответствии с положениями Лондонского соглашения по ограничению и сокращению морских вооружений.

Возвращаясь к вопросу, заданному в начале статьи, следует признать, что в действительности крейсер «Сент-Луис» не являлся «идеальной боевой платформой» из-за ошибочного отказа от орудий главного калибра и ошибок в размещении орудий среднего калибра. Однако нельзя полностью согласиться и с оценкой Ю. Ю. Ненахова о полной его непригодности в качестве броненосного крейсера – корабль был, скорее, «частично пригоден». «Сент-Луис», планировавшийся как корабль с «вооружением и бронированием броненосца и скоростью бронепалубного крейсера»,

безнадежно устарел ещё на стапеле, превратившись скорее в бронепалубный крейсер со скоростью броненосца. Любая попытка использовать «Сент-Луис» в качестве классического броненосного крейсера, сулившая встречу с броненосцем или крупным бронепалубным крейсером противника, могла оказаться для него фатальной. Однако его вполне можно было использовать для защиты конвоев от малых бронепалубных крейсеров противника или на удаленных морских театрах вроде Чёрного моря, где отсутствовали вражеские корабли с крупнокалиберной артиллерией.

История обслуживания

В 1865 году прусский флот заказал броненосный корабль Friedrich Carl

на французских верфях. В следующем году он был заложен на
верфи Societe Nouvelles des Forges et Chantiers La Seyne
в Тулоне . Корабль был спущен на воду 16 января 1867 года и завершил свои работы быстро, в конце того же года. «
Фридрих Карл
» был доставлен в Пруссию в октябре 1867 года и передан флоту 3 числа того же месяца. [ 1 ]

Франко-прусская война

В начале франко-прусской войны в 1870 году большое численное превосходство прусского флота заставило его занять оборонительную позицию против блокады, введенной французским флотом. [ 4 ] Фридрих Карл

и броненосцы бортовой батареи SMS Kronprinz и SMS König Wilhelm вместе с небольшим броненосцем SMS Prinz Adalbert переплыли Ла-Манш до объявления Францией войны, отплыв из Плимута 10 июля с намерение отправиться на Азорские острова. Однако 13-го они решили вернуться в порт из-за роста напряженности между Францией и Пруссией. Корабли прибыли в Вильгельмсхафен 16 июля. [ 5 ] Франция объявила войну Пруссии через три дня, 19 июля. [ 4 ] Фридрих
Карл
,
Кронпринц
и
Кениг Вильгельм
были сосредоточены в Северном море, в порту Вильгельмсхафен . [ 4 ] Позже к ним присоединился башенный корабль SMS Arminius , который находился в Киле . [ 6 ]

Несмотря на большое военно-морское превосходство Франции, недостаточные предвоенные планы привели к тому, что штурм прусских военно-морских объектов был возможен только с помощью Дании, хотя этого не произошло. [ 4 ] Четыре корабля под командованием вице-адмирала Яхмана совершили наступательный вылет в августе 1870 года у Доггер-Бэнк , хотя и не столкнулись с французским флотом. И « Фридрих Карл

» , и две другие
броненосные
батареи бортовых батарей страдали от хронических проблем с оборудованием, а это означало, что с этого момента «
Арминий
» должен был взять на себя ответственность за морские операции. [ 7 ]Корабли «
Фридрих Карл
», «
Кронпринц
» и «
Кениг Вильгельм
» большую часть конфликта укрывались на острове Вангероге ( Восточная Фрисландия ), в то время как «
Арминий
» стоял в устье реки Эльбы . [ 8 ] 11 сентября три броненосца были готовы к бою и присоединились к
Arminius
с целью разработки новой операции в Северном море . Однако противостояния не было, поскольку к тому времени французский флот уже укрылся в их стране. [ 7]

Развертывание в Испании

Захват парового линчевателя СМС Фидрихом Карком
В начале 1873 года, во время Первой Испанской республики , произошла Кантональная революция . « Фридрих Карл

» под командованием вице-адмирала Рейнхольда Вернера отплыл в испанские воды вместе с двумя другими небронированными кораблями. Корабли присоединились к британской эскадре, патрулировавшей юго-восточное побережье Испании. Кантональные силы взяли под свой контроль четыре из семи броненосцев испанской армады , а также несколько фрегатов с деревянным корпусом и военных пароходов . Адмирал Вернер, старший офицер группы, принял командование англо-германскими войсками. [ 9 ]Отряд заблокировал два броненосца в порту Картахены после бомбардировки ими прибрежных городов. [ 10 ] 23 июля во время плавания в Аликанте «
Фридрих Карл
» столкнулся с военным пароходом «
Виджиланте
» с Антонио Гальвесом Арсе на борту и захватил его, сославшись на постановление центрального правительства о пиратстве от 20 июля. флаг кантона. [ 11 ] Наблюдатель
отправлен
в Гибралтар, был возвращен правительственным войскам после длительных переговоров. [ 12 ] [ ] Кантоналисты подумывали объявить войну Германии после этого захвата, но в конце концов решили этого не делать, [ 13 ] [ ] в том числе потому, что этот захват был осуществлен без санкции Берлина . [ 15 ]

Винтовой фрегат Almansa и броненосный фрегат Vitoria

отправились из Картахены «к иностранной державе» (то есть в Альмерию ), чтобы попытаться заставить их присоединиться к делу кантоналистов или, в противном случае, собрать средства для Кантона. Картахены. Когда город отказался платить, его разбомбили и взяли кантоналисты, которые сами собирали дань. Позже они отправились в Малагу , чтобы попытаться привлечь город к делу кантоналистов, но 1 августа 1873 года броненосные фрегаты SMS
Friedrich Carl
и HMS Swiftsure, немецкие и британские соответственно, под совместным командованием Рейнхольда фон Вернера , захватили кантональные корабли на основании декрета испанского правительства об объявлении военно-морских сил кантона пиратами, [ 11 ] [ ] , но без получения разрешения или из Лондона или Берлин. [ 17 ] В ходе противостояния англо-германские силы почти без сопротивления захватили оба корабля, [ 18 ] позже вернув их снова после трудных переговоров правительственным силам в Гибралтаре. [ 11 ]Небольшое сопротивление захвату было связано с тем, что генерал Контрерас , один из лидеров кантоналистских сил , находился на борту «
Альмансы »,
[ ] так как это был деревянный фрегат перед двумя бронемашинами. это также побудило «
Виторию
» сдаться без сопротивления, чтобы избежать репрессий против генерала и 400 членов экипажа « Альмансы » . [ ]

После этого последнего действия « Фридрих Карл

» вернулся в Германию, а Вернер был отстранен от командования. [ 18 ] Канцлер Отто фон Бисмарк приказал собрать военный совет против адмирала Вернера, чьи действия он считал чрезмерными. Бисмарк запретил имперскому германскому флоту действовать в будущем в рамках « дипломатии канонерок ». [ 10 ]

Во время этого развертывания Альфред фон Тирпиц, Альфред фон Тирпиц , был частью его экипажа в качестве одного из его офицеров, который позже станет командующим и архитектором Императорского флота . [ 21 ]

Последние услуги

В 1885 г. были установлены торпедные сети Фридриха Карла

, которые он хранил до 1897 г. В этот период он использовался как учебный корабль, обучая на нем, среди прочих, тех, кто станет командирами Флота открытого моря Франца фон Хиппера [ 22 ] И его предшественник, а впоследствии командующий Императорским флотом Рейнхард Шеер . [ 23 ] В 1895 г. он был разоружен и продолжал использоваться для торпедных испытаний с 11 августа того же года до 21 января 1902 г., когда был переименован в СМС «
Нептун
» и использовался для различных служб в порту. Его прежнее название было использовано на новом броненосном крейсере ., СМС Фридрих Карл , [ 1 ] спущен на воду 22 июня 1902 г. [ 24 ] «
Нептун»
был выведен из эксплуатации 22 июня 1905 г. и продан в марте 1906 г. голландской фирме на слом за 284 000 золотых шпангоутов , после чего отбуксирован в Голландия и списаны. [ 1 ]

использованная литература

  1. abcdefg
    ( Gröner, 1990 , стр. 2)
  2. ab
    ( Грёнер, 1990 , стр. 2-3)
  3. Гардинер, 1979 , с. 243.
  4. abcd
    ( Сондхаус, 1914 , стр. 101)
  5. ( Уилсон, 1896 , стр. 273)
  6. ( Уилсон, 1896 , стр. 277)
  7. ab
    ( Sondhaus, 1914 , стр. 102)
  8. ( Уилсон, 1896 , стр. 278)
  9. ( Сондхаус, 1914 , стр. 121)
  10. ab
    ( Sondhaus, 1914 , стр. 122)
  11. abcd
    Роланди Санчес-Солис, Мануэль. «Первой республики. 3-я часть: От контрмятежа до окончательной ликвидации Республики» . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 1 августа 2011 г.
  12. ( Грин, 1998 , стр. 279)
  13. Грин, 1998 , с. 280.
  14. ( Перес Креспо, 1990 , стр. 175-177)
  15. ( Перес Креспо, 1990 , стр. 178)
  16. ( Перес Креспо, 1990 , стр. 162-164)
  17. ( Перес Креспо, 1990 , стр. 211-212)
  18. ab
    ( Перес Креспо, 1990 , стр. 219-229)
  19. ( Перес Креспо, 1990 , стр. 217)
  20. ( Перес Креспо, 1990 , стр. 217-218)
  21. ( Оливье, 2004 , стр. 108-109 и 126)
  22. ( Филбин, 1982 , стр. 4)
  23. Sweetman, 1997 , с. 390.
  24. Грёнер, 1990 , с. 51.

Библиография

  • Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (1998). Броненосцы на войне: происхождение и развитие броненосных кораблей, 1854–1891 гг . Пенсильвания: Объединенное издательство. ISBN 0938289586 . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 1 августа 2011 г.
  • Гардинер, Роберт (1979). Конвея «Боевые корабли мира 1860–1905 гг .» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг
    . Том. I: Крупные надводные суда. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
  • Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война 1815-1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415214780 .
  • Уилсон, Герберт Ригли (1896). Броненосцы в действии: очерк морской войны с 1855 по 1895 год . Лондон: С. Лоу, Марстон и компания.
  • Перес Креспо, Антонио (1990). Мурсийский кантон . Мурсия: Академия Альфонсо X эль Сабио, DL, 1990. ISBN 0870219073 .
  • Филбин, Тобиас Р., III (1982). Адмирал фон Хиппер: неудобный герой (издание BR Grüner Publishing Co.). Амстердам . ISBN 9060322002 .
  • Свитмен, Джек (1997). Великие адмиралы: командование на море, 1587–1945 (издание Naval Institute Press). Аннаполис , Мэриленд . ISBN 9780870212291 .
  • Оливье, Дэвид Х. (2004). Немецкая военно-морская стратегия, 1856-1888 гг.: предшественники Тирпица . Лондон. ISBN 0-7146-5553-8 .

Сноски [ править ]

Примечания [ править ]

  1. «SMS» означает » Seiner Majestät Schiff
    » или «Корабль Его Величества».

Цитаты [ править ]

  1. Додсон , стр. 17.

  2. Dodson , pp. 17–18.
  3. ^ Б с д е е Гронерами , с. 2.
  4. ^ а б Грёнер , стр. 2–3.
  5. Гардинер , стр. 243.
  6. Додсон , стр. 18.
  7. «Судоходная разведка». Глазго Геральд
    (9492). Глазго. 4 июня 1870 г.
  8. ^ a b c d Sondhaus , стр. 101.
  9. Уилсон , стр. 273.
  10. Уилсон , стр. 277.
  11. ^ a b Sondhaus , стр. 102.
  12. Уилсон , стр. 278.
  13. Додсон , стр. 25.
  14. Sondhaus , стр. 121.
  15. ^ a b Sondhaus , стр. 122.
  16. Грин и Массиньяни , стр. 279.
  17. Грин и Массиньяни , стр. 280.

  18. Додсон , стр. 25–27, 30.
  19. Перейти
    ↑ Dodson , pp. 30, 32.
  20. Гронер , стр. 2, 51.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]