Статья со списком Википедии
Корабли Второй мировой войны |
|
|
|
Список судов классов Второй мировой войны
является алфавитным списком всех классов судов , которые служили в Второй мировой войне . Включены только фактические классы, а не уникальные корабли (которые все еще включены, если они были единственными строящимися кораблями класса, например, HMS Hood был первым из четырех запланированных линейных крейсеров класса Admiral , но остальные три были отменено.) [1] [2] [3] [4]
Список кораблей Второй мировой войны содержит крупные военные корабли войны, расположенные в алфавитном порядке и по типу. Список включает вооруженные суда, которые служили во время войны и сразу после нее, включая локальные текущие боевые операции, сдачу гарнизона, оккупацию после капитуляции, повторную оккупацию колонии, репатриацию войск и пленных до конца 1945 года. см. также Список кораблей Второй мировой войны водоизмещением менее 1000 тонн . Некоторые незавершенные корабли Оси включены из-за исторического интереса. Суда предназначены для страны, в которой они эксплуатировались в течение самого длительного периода Второй мировой войны, независимо от того, где они были построены или предыдущей службы.
Классы кораблей Второй мировой войны [ править ]
Класс | Тип | Страна | Год (ы) запуска | Водоизмещение (т) | Число (военное время / всего построено) |
250т | Торпедный катер / канонерская лодка | Румынские военно-морские силы | 1914 г. | 266 | 3 |
Тип 1934 | Разрушитель | Кригсмарине | 1935 г. | 3 156 | 4 |
Тип 1934А | Разрушитель | 1935–1937 | 3110 | 12 | |
Тип 1936 года | Разрушитель | 1937–1938 | 3 415 | 6 | |
Тип 1936А Моб | Разрушитель | 1941–1942 | 3 415 | 7 | |
Тип 1936А Нарвик | Разрушитель | 1939–1940 гг. | 3 605 | 8 | |
Тип 1936Б | Разрушитель | 1942–1944 | 3 415 | 3 | |
А | Разрушитель | Королевский флот | 1929–1930 гг. | 1,350 | 11 |
А | Подводная лодка | Королевский норвежский флот | 1914 г. | 268 | 3 |
Абдиэль ( он же мэнксман ) | Минный заградитель | Королевский флот | 1940–1944 | 2650 | 6 |
Acciaio | Подводная лодка | Регия Марина | 1941 г. | 697 | 13 |
Акко | Разрушитель | Бразильский флот | 1943–1946 | 1,340 | 6 |
Адмирал Хиппер | Тяжелый крейсер | Кригсмарине | 1937–1939 | 14 000 | 3 |
Адмиралтейство (он же Скотт ) | Командир флотилии эсминцев | Королевский флот | 1918–1919 | 1,610–1,810 | 6/8 |
Адуа | Подводная лодка | Регия Марина | 1936 г. | 697 | 17 |
Эгир | Подводная лодка | Королевский флот Дании | 1915 г. | 237 | 5 |
Aetos | Разрушитель | Греческий флот | 1911 г. | 1,050 | 4 |
Агано | Легкий крейсер | Императорский флот Японии | 1941–1944 | 6 650 | 4 |
Ahven | Тральщик | Финский флот | 1937 г. | 17 | 6 |
Эгль | Разрушитель | Французский флот | 1930–1931 гг. | 2,441 | 6 |
Акаги Мару | Вооруженный торговый крейсер | Императорский флот Японии | 1941 г. | 7 389 | 3 |
Акацуки | Разрушитель | 1931–1932 гг. | 1,680 | 4 | |
Акизуки | Разрушитель | 1941–1944 | 2 700 | 12 | |
Аляска | Большой крейсер | ВМС США | 1943–1950 | 34 253 | 2 |
Инопланетянин | Разрушитель | Французский флот | 1943–1944 | 1,300 | 6 |
Алжерин | Тральщик | Королевский флот | 1942–1944 | 864–1 047 | 109 |
Аллен М. Самнер | Разрушитель | ВМС США | 1943–1944 | 2200 | 70 |
Амирал Мургеску [ требуется разъяснение ] | Минный заградитель | Румынские военно-морские силы | 1939–1944 | 1,068 | 2 |
Амфион (он же А или Ахерон ) | Подводная лодка | Королевский флот | 1944–1945 | 1,620 | 2/18 |
Андреа Дориа | Линкор | Регия Марина | 1913 г. | 29 345 (2МВ после модификации) | 2 |
Андромеда | Атакующий грузовой корабль | ВМС США | 1943–1945 | 6 761 | 34 |
Аоба | Тяжелый крейсер | Императорский флот Японии | 1926 г. | 10 822 | 2 |
Аквила (он же Вифор ) | Крейсер-разведчик | Румынские военно-морские силы | 1917–1918 | 1,594 | 2 |
Архимед | Подводная лодка | Регия Марина | 1936 г. | 985 | 2 |
Аретуза | Легкий крейсер | Королевский флот | 1934–1936 | 5 250 | 4 |
Арго | Подводная лодка | Регия Марина | 1936 г. | 810 | 2 |
Аргонаута | Подводная лодка | 1932 г. | 667 | 10 | |
Асама | Крейсер | Императорский флот Японии | 1898 г. | 9 700 | 2 |
Асасио | Разрушитель | 1936–1937 гг. | 1 961 | 10 | |
Атланта | Легкий крейсер | ВМС США | 1941–1946 | 6000 | 11 |
Мститель | Перевозчик сопровождения | Королевский флот | 1940–1941 | 8 300 | 3 |
B | Разрушитель | Бразильский флот | 1930 г. | 1,360 | 9 |
B | Разрушитель | Королевский флот | 1943 г. | 1,253 | 9 |
B | Подводная лодка | Королевский норвежский флот | 1923–1929 | 365 | 6 |
Бэгли | Разрушитель | ВМС США | 1936–1937 гг. | 1,646 | 8 |
Баия | Крейсер-разведчик | Бразильский флот | 1910 г. | 3 100 | 2 |
Балао | Подводная лодка | ВМС США | 1943–1946 | 2,429 | 120 |
Балилла | Подводная лодка | Регия Марина | 1928 г. | 1,484 | 4 |
Балтимор | Тяжелый крейсер | ВМС США | 1942–1951 | 14 472 | 19 |
Bandiera | Подводная лодка | Регия Марина | 1930 г. | 937 | 4 |
Бангкок Мару | Вооруженный торговый крейсер | Императорский флот Японии | 1937 г. | 5 351 | 2 |
Бангор | Тральщик | Королевский флот | 1940–1944 | 600 | 128 |
Барнегат | Гидросамолет тендер | ВМС США | 1941–1943 гг. | 2600 | 35 год |
Bathurst | Корвет | Королевский военно-морской флот Австралии | 1940–1942 | 1,025 | 60 |
Боевой | Разрушитель | Королевский флот | 1943–1945 | 2 315–2 574 | 26 год |
Benham | Разрушитель | ВМС США | 1938–1939 | 1,637 | 10 |
Бенсон | Разрушитель | 1939–1941 | 1,620 | 30 | |
Белград | Разрушитель | Королевский флот Югославии | 1939 г. | 1,210 | 3 |
Птица | Тральщик | Королевский флот | 1938–1940 | 607 | 45 |
Бисмарк | Линкор | Кригсмарине | 1940 г. | 50 300 | 2 |
Черный лебедь | Шлюп | Королевский флот | 1939–1945 | 1,250 | 37 |
Bogue | Перевозчик сопровождения | ВМС США | 1941–1944 | 16 890 | 11 (+34 к Великобритании как атакующий и правитель ) |
Бог (он же Атакующий ) | Перевозчик сопровождения | Королевский флот | 1941–1943 гг. | 16 890 | 9 |
Бог (он же правитель) | Перевозчик сопровождения | 1942–1944 | 16 890 | 25 | |
Бурраск | Разрушитель | Французский флот | 1924–1925 | 1,298 | 12 |
Брагадин | Подводная лодка | Регия Марина | 1931 г. | 982 | 2 |
Бретань | Линкор | Французский флот | 1913 г. | 22 200 | 3 |
Брин | Подводная лодка | Регия Марина | 1938–1939 | 1,016 | 5 |
Бристоль | Разрушитель | ВМС США | 1941–1943 гг. | 1839 | 64 |
Бруклин | Легкий крейсер | 1936–1938 | 9 767 | 9 | |
Бакли | Эсминец сопровождения | 1943–1944 | 1,740 | 56 (+46 к Великобритании как капитан ) | |
C | Подводная лодка | Королевский флот Дании | 369 | 3 | |
C | Разрушитель | Королевский флот | 1931–1932 гг. | 1,397 | 5 |
C (1943) | Разрушитель | 1943–1946 | 1,740 | 32 | |
C ( Каледон ) | Легкий крейсер | 1916–1917 | 4 180 | 3/4 | |
C ( Карлайл ) | Легкий крейсер | 1916–1918 | 4200 | 5 | |
C ( Кэролайн ) | Легкий крейсер | 1914–1915 гг. | 4 180 | 1/6 | |
C ( Церера ) | Легкий крейсер | 1917–1918 | 4290 | 5 | |
Кашалот | Подводная лодка | ВМС США | 1933 г. | 1,100 | 2 |
Кальви | Подводная лодка | Регия Марина | 1935 г. | 1,550 | 3 |
Пушка | Эсминец сопровождения | ВМС США | 1943–1944 | 1,525 | 72 |
Capitani Romani | Легкий крейсер | Регия Марина | 1940–1942 | 3 686 | 3 |
Капитан | Фрегат | Королевский флот | 1942–1943 гг. | 1,500 | 78 |
Касабланка | Перевозчик сопровождения | ВМС США | 1943–1945 | 7 800 | 50 |
замок | Корвет | Королевский флот | 1943–1944 | 1,060 | 44 год |
Чакал (он же Ягуар ) | Разрушитель | Французский флот | 1924 г. | 2,126 | 6 |
Чанг Нин | Патрульный катер | Китайская Республика ВМС | 400 | 10 | |
Зарядное устройство | Перевозчик сопровождения | ВМС США | 1940–1941 | 8 000 | 1 (+3 к Великобритании как Avenger ) |
Чивава | Масленка для флота | 1942 г. | 21 077 | 5 | |
Чидори | Торпедный катер | Императорский флот Японии | 1933 г. | 535 | 4 |
Симаррон | Масленка для флота | ВМС США | 1939–1945 | 24 830 | 35 год |
Клемсон | Разрушитель | 1918–1921 | 1,190 | 156 | |
Кливленд | Легкий крейсер | 1941–1946 | 11 744 | 38 | |
Колония | Фрегат | Королевский флот | 1943–1945 | 1,400 | 21 год |
Колорадо | Линкор | ВМС США | 1920–1921 | 32 600 | 3 |
Колосс | Легкий авианосец | Королевский флот | 1943–1944 | 13 200 | 10 |
Начальный залив | Перевозчик сопровождения | ВМС США | 1944–1945 | 10 900 | 11/19 |
Кондотьери ( Альберто да Джуссано ) | Легкий крейсер | Регия Марина | 1930 г. | 6 470 | 4 |
Кондотьери ( Кадорна ) | Легкий крейсер | 1931–1932 гг. | 5 239 | 2 | |
Кондотьери ( Монтекукколи ) | Легкий крейсер | 1934 г. | 7 404 | 2 | |
Кондотьери ( Дука д’Аоста ) | Легкий крейсер | 1934–1935 | 8 400 | 2 | |
Кондотьери ( Duca degli Abruzzi ) | Легкий крейсер | 1936 г. | 11 350 | 2 | |
Конте ди Кавур | Линкор | 1911 г. | 23 600 | 2 | |
Графство ( Кент ) | Тяжелый крейсер | Королевский флот | 1926–1927 | 9 850–10 900 | 7 |
Графство ( Лондон ) | Тяжелый крейсер | 1927–1928 | 9850 | 4 | |
Графство ( Норфолк ) | Тяжелый крейсер | 1928–1929 | 9 925–9 975 | 2 | |
Курбе | Линкор | Французский флот | 1911–1912 | 23 200 | 2 |
Коронная колония ( Цейлон ) | Легкий крейсер | Королевский флот | 1941–1942 | 8 712 | 3 |
Коронная колония ( Фиджи ) | Легкий крейсер | 1939–1941 | 8 530 | 8 | |
Currituck | Гидросамолет тендер | ВМС США | 1943–1944 | 14 000 | 4 |
Curtatone | Торпедный катер | Регия Марина | 1923–1924 | 967 | 4 |
Curtiss | Гидросамолет тендер | ВМС США | 1940 г. | 13 000 | 2 |
D | Подводная лодка | Королевский флот Дании | 369 | 2 | |
D | Разрушитель | Королевский флот | 1931–1932 гг. | 1,397 | 9 |
Даная | Легкий крейсер | 1917–1919 | 4850 | 8 | |
Дардо | Разрушитель | Регия Марина | 1930 г. | 2116 | 19 |
Deutschland | Предварительно дредноут | Кригсмарине | 1906 г. | 12 100 | 2 |
Deutschland | Тяжелый крейсер | 1931–1934 | 12 100 | 3 | |
Дидона | Легкий крейсер | Королевский флот | 1939–1941 | 5600 | 11 |
Дидона ( Беллона ) | Легкий крейсер | 1942 г. | 5 950 | 5 | |
Дикси | Эсминец тендер | ВМС США | 1939–1943 гг. | 9 450 | 5 |
Dragen | Разрушитель | Королевский флот Дании | 1929–1934 гг. | 290 | 9 |
Драуг | Разрушитель | Королевский норвежский флот | 1910–1913 (приблизительно) | 578 | 3 |
Drazki | Торпедный катер | Болгарский флот | 1907–1908 гг. | 97 | 6 |
Дюгуай-Труэн | Легкий крейсер | Французский флот | 1923–1924 | 7 250 | 3 |
Дюнкерк | Линкор | 1935–1936 | 35 500 | 2 | |
E | Разрушитель | Королевский флот | 1934 г. | 1,428 | 18 |
Эдсалл | Эсминец сопровождения | ВМС США | 1943–1944 | 1,253 | 85 |
Eidsvold | Прибрежный линкор | Королевский норвежский флот | 1899 г. | 4 233 | 2 |
Эльбинг | Торпедный катер | Кригсмарине | 1941–1944 | 1,295 | 15 |
Изумруд | Легкий крейсер | Королевский флот | 1919–1920 гг. | 7 580 | 2 |
Эреб | Монитор | 1916 г. | 7 200 | 2 | |
Эссекс | Авианосец | ВМС США | 1942–1945 | 31 300 | 24 |
Evarts | Эсминец сопровождения | 1942–1944 | 1,360 | 65 (+32 к Великобритании в качестве капитана ) | |
F | Разрушитель | Королевский флот | 1934 г. | 1,428 | 18 |
Фарго | Легкий крейсер | ВМС США | 1945–1946 | 11 744 | 2 |
Фаррагут | Разрушитель | 1934–1935 | 1,395 | 8 | |
Флетчер | Разрушитель | 1941–1944 | 2325 | 175 | |
Флорида | Линкор | 1910–1911 | 21 825 | 2 | |
Цветок | Корвет |
| 1939–1944 | 940 | 225 |
Цветок (изменено) | Корвет | 1939–1944 | 1,015 | 69 | |
Foca | Подводная лодка | Регия Марина | 1937 г. | 1,333 | 3 |
Folgore | Разрушитель | 1931 г. | 1830 | 4 | |
Фубуки | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1927–1931 | 1,750 | 20 |
Фурутака | Тяжелый крейсер | 1925 г. | 7 100 | 2 | |
Fusō | Линкор | 1914–1915 гг. | 35 300 | 2 | |
грамм | Разрушитель | Королевский флот | 1935 г. | 1,340–1,350 | 9 |
Габбиано | Корвет | Регия Марина | 1942 г. | 672 | 40 |
Гангут | Линкор | Советский флот | 1911 г. | 25 850 | 4 |
Гато | Подводная лодка | ВМС США | 1941–1943 гг. | 1825 | 73 |
Передача | Разрушитель | 1945–1951 | 2 616 | 98 | |
Generali | Торпедный катер | Регия Марина | 1921 г. | 832 | 6 |
Джерард Калленбург | Разрушитель | Королевский флот Нидерландов | 1939–1940 гг. | 1 604 | 4 |
Glauco | Подводная лодка | Регия Марина | 1935 г. | 1,035 | 2 |
Gleaves | Разрушитель | ВМС США | 1939–1941 | 1,630 | 18 |
Славный | Авианосец | Королевский флот | 1916 г. | 26 500 | 2 |
Гридли | Разрушитель | ВМС США | 1936–1938 | 1,590 | 4 |
Гром | Разрушитель | Польский флот | 1936 г. | 2144 | 2 |
Гепард | Разрушитель | Французский флот | 1928–1930 | 2,436 | 6 |
ЧАС | Разрушитель | Королевский флот | 1936–1939 | 1,340–1,350 | 15 |
Halcyon | Тральщик | 1938–1939 | 1,330 | 21 год | |
Хамул | Эсминец тендер | ВМС США | 1940 г. | 8 560–18 900 | 2 |
Хацухару | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1932–1934 | 1,490 | 6 |
Havmanden | Подводная лодка | Королевский флот Дании | 1938–1940 | 407 | 4 |
Хокинс | Тяжелый крейсер | Королевский флот | 1917–1921 | 9860 | 5 |
Hiy | Авианосец | Императорский флот Японии | 1941 г. | 24 140 | 2 |
Охота | Эсминец сопровождения | Королевский флот | 1939–1943 гг. | 1 000–1 170 | 86 |
Хококу Мару | Океанский лайнер | Императорский флот Японии | 1940–1942 | 17 000 | 3 |
я | Разрушитель | Королевский флот | 1936–1941 | 1,390 | 11 |
I-400 | Подводный авианосец | Императорский флот Японии | 1944 г. | 6 560 | 3 |
Прославленный | Авианосец | Королевский флот | 1939–1940 гг. | 23 000 | 6 |
Неумолимый | Авианосец | 1939 г. | 23 000 | 2 | |
Независимость | Авианосец | ВМС США | 1942–1943 гг. | 11 000 | 9 |
Айова | Линкор | 1942–1950 | 53 000 | 4 | |
Исэ | Линкор | Императорский флот Японии | 1916–1917 | 31 762 | 2 |
Острова | Военно-морской траулер | Королевский флот | 1940–1944 | 554 | 145 |
Острова ( танец ) | Военно-морской траулер | 1940 г. | 554 | 20 | |
Острова ( шекспировский ) | Военно-морской траулер | 1940 г. | 554 | 12 | |
Острова ( Дерево ) | Военно-морской траулер | 1939–1940 гг. | 545 | 20 | |
Идзумо | Броненосный крейсер | Императорский флот Японии | 1898 г. | 9 750 | 2 |
J | Разрушитель | Королевский флот | 1938–1939 | 1,690 | 9 |
Ява | Легкий крейсер | Королевский флот Нидерландов | 1920–1921 | 6 670 | 2 |
Джон С. Батлер | Эсминец сопровождения | ВМС США | 1943–1946 | 1,350 | 83 |
K | Разрушитель | Королевский флот | 1938–1939 | 1,690 | 8 |
Кагеро | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1938–1941 | 2,033 | 18 |
Камикава Мару | Гидросамолет тендер | 1936–1940 гг. | 6 863 | 4 | |
Камикадзе | Разрушитель | 1922–1925 | 1,400 | 9 | |
Кашии Мару | Гидросамолет тендер | 1934–1941 | 8 600 | 3 | |
Катори | Легкий крейсер | 1939–1940 гг. | 6280 | 3 | |
Kennebec | Масленка для флота | ВМС США | 1941–1942 | 21 077–21 750 | 11 |
Кеннет Уайтинг | Гидросамолет тендер | 1943–1944 | 12 600 | 4 | |
Король Георг V | Линкор | Королевский флот | 1939–1940 гг. | 42 923 | 5 |
Киров | Тяжелый крейсер | Советский флот | 1938–1940 | 7 890 | 2 |
Киров (пр.26-бис) | Тяжелый крейсер | 1938–1944 | 8 177 | 2 | |
Киров (пр.26-бис2) | Тяжелый крейсер | 1938–1944 | 8 400 | 2 | |
Kountouriotis | Разрушитель | Греческий флот | 1931–1932 гг. | 1,389 | 4 |
Kongō | Линкор | Императорский флот Японии | 1912–1913 | 31 720 | 4 |
Конго Мару | Вооруженный торговый крейсер | 1934 г. | 8 613 | 2 | |
Кенигсберг | Легкий крейсер | Кригсмарине | 1927–1928 | 6 650 | 3 |
Куха | Тральщик | Финский флот | 1941–1946 | 18 | 6 |
Кума | Легкий крейсер | Императорский флот Японии | 1919–1920 гг. | 5 019 | 5 |
Кизикос | Торпедный катер | Греческий флот | 1914–1915 гг. | 270 | 3 |
L | Разрушитель | Королевский флот | 1939–1941 | 1,920 | 8 |
L | Подводная лодка | 1916–1919 | 1 091–1 168 | 27 | |
L’Adroit | Разрушитель | Французский флот | 1926–1929 | 1,356 | 14 |
La Galissonnière | Легкий крейсер | 1933–1936 | 7,600 | 6 | |
Ла Маса | Торпедный катер | Регия Марина | 1917 г. | 840 | 8 |
Le Fantasque | Эсминец (или легкий крейсер) | Французский флот | 1933–1934 | 2,570 | 6 |
Ле Харди | Разрушитель | 1938–1947 | 1,772 | 11 | |
Leander | Легкий крейсер | Королевский флот | 1931–1934 | 7 270 | 5 |
Леандер ( Амфион ) | Легкий крейсер | 1931–1934 | 6 830 | 3 | |
Лейпциг | Легкий крейсер | Кригсмарине | 1929–1934 гг. | 6 515–6 980 | 2 |
Леоне | Разрушитель | Регия Марина | 1924 г. | 2 003 | 3 |
Лексингтон | Авианосец | ВМС США | 1925 г. | 37 000 | 2 |
Литторио | Линкор | Регия Марина | 1937–1940 гг. | 45 236 | 3 |
Liuzzi | Подводная лодка | 1939–1940 гг. | 1,166 | 2 | |
Лонг-Айленд | Перевозчик сопровождения | ВМС США | 1939 г. | 13 500 | 1 (+1 к Великобритании как HMS Archer ) |
M | Разрушитель | Королевский флот | 1941–1942 | 1,920 | 8 |
MAC | Торговый авианосец | Королевский флот (военизированный) | 1942–1945 | 7 950–9 133 | 10 |
MAC ( Рапана ) | Торговый авианосец | 1942–1945 | 8 010 | 9 | |
Скумбрия | Подводная лодка | ВМС США | 1940–1941 | 825 | 2 |
Maestrale | Разрушитель | Регия Марина | 1934 г. | 2,025 | 4 |
Махан | Разрушитель | ВМС США | 1935–1936 | 1,488 | 18 |
Мамели | Подводная лодка | Регия Марина | 1929 г. | 880 | 4 |
Марчелло | Подводная лодка | 1939 г. | 1,060 | 11 | |
Марсилио Диас (также М) | Разрушитель | Бразильский флот | 1940–1941 | 1,500 | 3 |
Маркони | Подводная лодка | Регия Марина | 1940 г. | 1,195 | 6 |
Мацу | Эсминец сопровождения | Императорский флот Японии | 1944 г. | 1,262 | 18 |
Micca | Подводная лодка | Регия Марина | 1935 г. | 1,570 | 1 |
Minekaze | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1919–1922 | 1,345 | 13 |
Минотавр | Легкий крейсер | Королевский флот | 1943–1945 | 8 800 | 6 |
Мирабелло | Разрушитель | Регия Марина | 1915–1916 | 1811 | 2 |
Миссисипи | Линкор | Греческий флот | 1905 г. | 13 000 | 2 |
Могадор | Эсминец (или легкий крейсер) | Французский флот | 1936–1937 гг. | 2,884 | 2 |
Могами | Тяжелый крейсер | Императорский флот Японии | 1934–1936 | 8 500 | 4 |
Моми | Разрушитель | 1918–1923 гг. | 770 | 21 год | |
Момо | Разрушитель | 1917–1918 | 835 | 4 | |
Муцуки | Разрушитель | 1925–1927 | 1,315 | 12 | |
Мёко | Тяжелый крейсер | 1927–1928 | 10 000 | 4 | |
N | Разрушитель | Королевский флот | 1940–1941 | 1,690 | 8 |
Нагара | Легкий крейсер | Императорский флот Японии | 1920–1921 | 5 088 | 6 |
Нагато | Линкор | 1919–1920 гг. | 39 130 | 2 | |
Наджаден | Торпедный катер | Королевский флот Дании | 1943 г. | 782 | 2 |
Нарвал | Подводная лодка | ВМС США | 1928–1930 | 3 900 | 2 |
Navigatori | Разрушитель | Регия Марина | 1929–1931 | 2380 | 12 |
Нельсон | Линкор | Королевский флот | 1925 г. | 41 250 | 2 |
Невада | Линкор | ВМС США | 1914 г. | 29 000 | 2 |
Нью-Мексико | Линкор | 1917 г. | 33 000 | 3 | |
Новый Орлеан (бывшая Астория ) | Тяжелый крейсер | 1933–1936 | 10 136 | 7 | |
Нью-Йорк | Линкор | 1912 г. | 27 000 | 2 | |
Северная Каролина | Линкор | 1940 г. | 47 400 | 2 | |
Нортгемптон | Тяжелый крейсер | 1929–1930 гг. | 9 006 | 6 | |
О | Разрушитель | Королевский флот | 1939–1942 | 1,610 | 8 |
Один | Подводная лодка | 1926–1929 | 1 922–2 060 | 12 | |
Один | Разрушитель | Королевский норвежский флот | 1939 г. | 632 | 3 |
Омаха | Легкий крейсер | ВМС США | 1920–1924 | 7 050 | 10 |
Оруч Рейс | Подводная лодка | Королевский флот | 1940 г. | 856 | 4 |
Орзел | Подводная лодка | Польский флот | 1938 г. | 1,100 | 2 |
Ōtori | Торпедный катер | Императорский флот Японии | 1935–1937 | 840 | 8 |
п | Разрушитель | Королевский флот | 1939–1942 | 1,610 | 8 |
Палестро | Торпедный катер | Регия Марина | 1921 г. | 1,033 | 4 |
Парфянский | Подводная лодка | Королевский флот | 1929 г. | 2 070 | 6 |
Пегасо | Торпедный катер | Регия Марина | 1938 г. | 840 | 4 |
Пенсильвания | Линкор | ВМС США | 1915 г. | 33 000 | 2 |
Пенсакола | Тяжелый крейсер | 1929 г. | 9 100 | 2 | |
Perla | Подводная лодка | Регия Марина | 1936 г. | 697 | 10 |
Пичинча | Судно береговой охраны | Колумбийский национальный флот | 120 | 3 | |
Pilo | Торпедный катер | Регия Марина | 1915 г. | 770 | 7 |
Пизани | Подводная лодка | 1930 г. | 880 | 4 | |
Поэти | Разрушитель | 1937 г. | 2320 | 4 | |
Морская свинья | Подводная лодка | ВМС США | 1935–1937 | 1,310 | 10 |
Портье | Разрушитель | 1936–1937 гг. | 1834 | 8 | |
Портленд | Тяжелый крейсер | 1931–1932 гг. | 10 258 | 2 | |
Прусса | Торпедный катер | Греческий флот | 1915–1916 | 266 | 2 |
Q | Разрушитель | Королевский флот | 1941–1942 | 1,705 | 8 |
Королева Елизавета | Линкор | 1913–1915 гг. | 33,790 (как построено) | 5 | |
р | Разрушитель | 1941–1942 | 1,705 | 8 | |
р | Подводная лодка | ВМС США | 1918–1919 | 570 | 27 |
Р (Адмиралтейство) | Разрушитель | Королевский флот | 1916–1917 | 940–1 052 | 1/62 |
Радуга | Подводная лодка | 1930 г. | 2 000 | 6 | |
Регеле Фердинанд | Разрушитель | Румынские военно-морские силы | 1928–1929 | 1,400 | 2 |
Известность | Линейный крейсер | Королевский флот | 1916 г. | 32 000 | 2 |
Месть | Линкор | 1914–1916 | 28 000 | 5 | |
Ришелье | Линкор | Французский флот | 1939–1940 гг. | 47 548 | 2 |
Река (Группа I РАН) | Фрегат | Королевский военно-морской флот Австралии | 1943–1945 | 1,420 | 8 |
Река (Группа II РАН) | Фрегат | 1944–1945 | 1,537 | 4 | |
Река (RCN Group) | Фрегат | Королевский канадский флот | 1941–1944 | 1,445 | 70 |
Река (РН Группа I) | Фрегат | Королевский флот | 1941–1944 | 1,370 | 23 |
Река (РН Группа II) | Фрегат | 1941–1944 | 1,400 | 44 год | |
Rudderow | Эсминец сопровождения | ВМС США | 1943–1944 | 1,430 | 22 |
S | Подводная лодка | Королевский флот | 1931–1945 | 950 | 63 |
S | Подводная лодка | ВМС США | 1918–1925 гг. | 900 | 48 |
S | Разрушитель | Королевский флот | 1942–1943 гг. | 1,710 | 8 |
S (Адмиралтейство) | Разрушитель | 1917–1918 | 1,092 | 11/55 | |
S (Торникрофт) | Разрушитель | 1917–1918 | 1,092 | 5 | |
S (тысячелистник) | Разрушитель | 1917–1918 | 1,092 | 7 | |
Лосось | Подводная лодка | ВМС США | 1937–1938 | 1,430 | 6 |
Сангамон | Перевозчик сопровождения | 1939 г. | 11 400 | 4 | |
Сарго | Подводная лодка | 1938–1939 | 1,450 | 10 | |
Сауро | Разрушитель | Регия Марина | 1926–1927 | 1,137 | 4 |
Шарнхорст | Линкор | Кригсмарине | 1936 г. | 38 700 | 2 |
Селла | Разрушитель | Регия Марина | 1927 г. | 1,480 | 2 |
Сендай | Легкий крейсер | Императорский флот Японии | 1923–1925 | 5,113 | 3 |
Серрано | Разрушитель | Чилийский флот | 1928 г. | 1,090 | 6 |
Сирацую | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1935–1937 | 1,685 | 10 |
Сёкаку | Авианосец | 1938-1941 гг. | 32 100 | 2 | |
Симы | Разрушитель | ВМС США | 1938–1939 | 1,764 | 12 |
Сирена | Подводная лодка | Регия Марина | 1934 г. | 678 | 12 |
Сиртори | Торпедный катер | 1917 г. | 845 | 4 | |
Слейпнер | Разрушитель | Королевский норвежский флот | 1936–1938 | 597 | 3 |
Søbjørnen | Тральщик | Королевский флот Дании | 270 | 6 | |
Soldati | Разрушитель | Регия Марина | 1937–1942 | 1,620 | 19 |
Somers | Разрушитель | ВМС США | 1937–1938 | 2 047 | 5 |
южная Дакота | Линкор | 1941–1942 | 44 519 | 4 | |
Spica | Торпедный катер | Регия Марина | 1936–1938 | 640 | 30 |
Squalo | Подводная лодка | 1930 г. | 933 | 4 | |
Святой Луи | Легкий крейсер | ВМС США | 1939 г. | 10 000 | 2 |
Suffren | Тяжелый крейсер | Французский флот | 1927–1930 | 9 940 | 4 |
Т | Разрушитель | Королевский флот | 1942–1943 гг. | 1,710 | 8 |
Т2 | Вспомогательный нефтеналивной танкер | ВМС США | 1939–1945 | 21 100–22 445 | 533 |
Татибана | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1919–1922 | 1,289 | 14 |
Такома | Фрегат | ВМС США | 1943–1945 | 1,400 | 96 |
Тайё | Перевозчик сопровождения | Императорский флот Японии | 1939–1940 гг. | 20 000 | 3 |
Такао | Тяжелый крейсер | 1930–1931 гг. | 9850 | 4 | |
Тамбор | Подводная лодка | ВМС США | 1939–1941 | 1,475 | 12 |
Линь | Подводная лодка | 1944–1951 | 1826 | 31 год | |
Теннесси | Линкор | 1919 г. | 33 000 | 2 | |
Торникрофт | Командир флотилии эсминцев | Королевский флот | 1918–1919 | 1,480 | 3/5 |
Тон | Тяжелый крейсер | Императорский флот Японии | 1937–1938 | 11 215 | 2 |
Tordenskjold | Корабль береговой обороны]] | Королевский норвежский флот | 1897–1898 гг. | 3 852 | 2 |
Городок | Разрушитель | Королевский флот | 1917–1919 | 1 020–1 190 | 50 |
Город ( Саутгемптон ) | Легкий крейсер | 1936 г. | 9 100 | 5 | |
Город ( Глостер ) | Легкий крейсер | 1937 г. | 9 400 | 3 | |
Город ( Эдинбург ) | Легкий крейсер | 1938 г. | 10 400 | 2 | |
Trad | Торпедный катер | Королевский флот Таиланда | 1935–1937 | 262 | 9 |
Казначейство | Резак с высокой износостойкостью | Береговая охрана США | 1936–1937 гг. | 2 700 | 7 |
Тренто | Тяжелый крейсер | Регия Марина | 1926–1932 гг. | 10 511–10 890 | 3 |
Племенной | Разрушитель | Королевский флот | 1937–1946 | 1,854–1,927 | 27 |
Тромп | Легкий крейсер | Королевский флот Нидерландов | 1937–1939 | 3450 | 2 |
Trygg | Торпедный катер | Королевский норвежский флот | 1919–1921 | 220 | 3 |
Турбина | Разрушитель | Регия Марина | 1927–1928 | 1,090 | 8 |
Тип 23 | Торпедный катер | Кригсмарине | 1926 г. | 923 | 6 |
Тип 24 | Торпедный катер | 1926–1927 | 923 | 6 | |
Тип 35 | Торпедный катер | 1937–1939 | 844 | 12 | |
Тип 37 | Торпедный катер | 1938–1940 | 888 | 9 | |
Тип 39 | Торпедный катер | 1940–1944 | 1,754 | 15 | |
Тип 40 | Торпедный катер | 1944 г. | 2,566 | 7 (4 запущены, но не достроены) | |
Тип 41 | Торпедный катер | 1944 г. | 2155 | 14 (3 запущены, но не достроены) | |
Корабль типа С1 | Вспомогательное грузовое судно | ВМС США | 1942–1945 | 6 240–8 015 | 408 |
Корабль типа C2 | Вспомогательное грузовое судно | 1944–1945 | 13 910 | 173 | |
Корабль типа C3 | Вспомогательное грузовое судно | 1940–1947 | 12 000 | 465 | |
Корабль типа C4 | Вспомогательное грузовое судно | 1940–1947 | 11 757–12 420 | 75 | |
Тип I | Подводная лодка | Кригсмарине | 1936 г. | 892 | 2 |
Тип II | Подводная лодка | 1939–1940 гг. | 300 | 50 | |
Тип VII | Подводная лодка | 1935–1944 | 626–1 084 | 743 | |
Тип IX | Подводная лодка | 1937–1944 | 1 032–1 616 | 193 | |
U | Разрушитель | Королевский флот | 1942–1943 гг. | 1,777–1,808 | 8 |
Унрю | Перевозчик флота | Императорский флот Японии | 1943–1944 | 22 534 | 3 |
V | Разрушитель | Королевский флот | 1942–1943 гг. | 1,777–1,808 | 8 |
V (Адмиралтейство) | Разрушитель | 1917–1918 | 1,100 | 17/23 | |
V (Лидер Адмиралтейства) | Командир флотилии эсминцев | 1917 г. | 1 207 | 3/5 | |
В (Торникрофт) | Разрушитель | 1917–1918 | 1,120 | 2 | |
V7 | Речная канонерка | Румынские военно-морские силы | 1943 г. | 2 | |
Вяйнямёйнен | Корабль береговой обороны | Финский флот | 1931–1932 гг. | 3 900 | 2 |
Ван Гален | Разрушитель | Королевский флот Нидерландов | 1927–1928 | 1,316 | 4 |
Ван Гент | Разрушитель | 1926–1927 | 1,316 | 4 | |
Василефс Георгиос | Разрушитель | Греческий флот | 1938 г. | 1,350 | 2 |
Vauquelin | Разрушитель | Французский флот | 1931–1932 гг. | 2,441 | 6 |
Ведения | Моторный торпедный катер | Румынские военно-морские силы | 1943–1944 | 30 | 6 |
Veinticinco de Mayo | Тяжелый крейсер | Аргентинский флот | 1928–1929 | 6 800 | 2 |
W | Разрушитель | Королевский флот | 1943–1944 | 1,710 | 8 |
W (Адмиралтейство) | Разрушитель | 1917–1918 | 1,100–1140 | 32/33 | |
W (Торникрофт) | Разрушитель | 1917–1918 | 1,120–1,140 | 4 | |
Вакатаке | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1922–1923 гг. | 900 | 6 |
Wicher | Разрушитель | Польский флот | 1928–1929 | 1,540 | 2 |
Wickes | Разрушитель | ВМС США | 1917–1919 | 1,090 | 33 |
Вайоминг | Линкор | 1911 г. | 27 000 | 2 | |
Икс | Подводная лодка | Королевский флот | 1943–1945 | 30 | 14 |
XE | Подводная лодка | 1943–1945 | 33 | 12 | |
XT | Учебная подводная лодка | 1943–1945 | 30 | 6 | |
Ямато | Линкор | Императорский флот Японии | 1940 г. | 73 000 | 2 |
Тральщик класса ЯМС-1 | Тральщик | ВМС США | 1942 г. | 270 | 481 |
Йорк | Тяжелый крейсер | Королевский флот | 1928–1929 | 8 300 | 2 |
Yorktown | Авианосец | ВМС США | 1936–1940 гг. | 23 000 | 3 |
Югумо | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1941–1944 | 2,077 | 20 |
Z | Разрушитель | Королевский флот | 1943–1944 | 1,710 | 8 |
Wilk | Подводная лодка | Польский флот | 1929–1955 | 1,250 | 3 |
Зара | Тяжелый крейсер | Регия Марина | 1930–1931 гг. | 11 680 | 4 |
ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ
ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ (ВМФ), вид вооружённых сил (ВС), предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских ТВД; в ряде государств – военно-морские силы (ВМС). По своим боевым возможностям совр. ВМФ способен наносить ядерные удары по важным наземным объектам противника, уничтожать силы его флота в море и на базах, нарушать (срывать) океанские и мор. перевозки, завоёвывать господство в мор. (океанских) районах, содействовать сухопутным войскам (СВ) в проведении операций на континентальном ТВД, оборонять свои мор. (океанские) перевозки, высаживать мор. десанты. ВМФ проводит операции и ведёт боевые действия самостоятельно или совм. с др. видами ВС. Гл. свойства ВМФ: высокая мобильность, большая автономность, способность действовать в любых районах Мирового ок., постоянная боевая готовность и высокая боевая устойчивость его подводных сил и авианосных группировок.
Развитие флота началось в глубокой древности. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Китае первоначально строились торговые суда, а позднее и воен. гребные корабли. В греч. флоте в 5 в. до н. э. осн. классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей рим. флота в 3–2 вв. до н. э. являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей появились либурны – небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. Осн. способами вооруж. борьбы на море были таран и абордаж. Позднее в качестве оружия стали использовать метательные машины – баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигательными снарядами. В 7 в. н. э. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного корабля – галеру, которая постепенно вытеснила др. типы гребных кораблей и к кон. Средневековья стала осн. боевым кораблём. В 10–12 вв. в ряде средиземноморских стран, а также у англосаксов, норманнов и датчан появились парусные суда. Переход от гребных судов к парусным завершился к сер. 17 в. Осн. оружием парусных кораблей становится артиллерия. В 16–17 вв. в Англии, Франции, Испании и Голландии создаются постоянные воен. флоты. К нач. 18 в. корабли в зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа стали разделять на классы и ранги. В это же время сложилась боевая организация парусного флота – появились эскадры. Тактика ведения мор. боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив свои корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к кораблям противника и, сближаясь с ними, уничтожить их огнём своей артиллерии. Если арт. дуэль не приводила к успеху, бой завершался абордажной схваткой.
Начало созданию регулярного воен. флота России положено в 1696, когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям на р. Воронеж была построена Азовская флотилия. В ходе Северной войны 1700–21 был создан Балт. флот, выдвинувший Россию в число крупных мор. держав. Уже в начале своего становления рос. флот одержал первую победу над швед. флотом в Гангутском морском сражении 1714 и в последующем вписал много героич. страниц в отеч. историю.
84-пушечный корабль «Императрица Мария» (1853, Россия).
Во 2-й пол. 18 в. развитие пром-сти, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и арт. вооружение. Водоизмещение линейных кораблей увеличилось с 1 до 4 тыс. т, число орудий возросло до 135, усовершенствовалась корабельная артиллерия (бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 мин, дальность стрельбы – с 300 до 600 м). Парусный флот достиг своей вершины.
Минный заградитель «Енисей» (1912, Россия).
Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (1904, Россия).
В нач. 19 в. появились первые паровые боевые корабли. После Крымской войны 1853–56 все государства перешли к строительству паровых броненосных кораблей. Переход к строительству парового флота совпал с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. Появление в 1870-х гг. мин, а затем торпед привело к созданию минных заградителей и миноносцев. Бурный технич. прогресс привёл к созданию на флоте трёх осн. типов кораблей: эскадренных броненосцев для арт. боя; крейсеров для дозорной службы, разведки и уничтожения торговых судов; миноносцев для завершения боя минно-торпедной атакой повреждённых кораблей. Повышение роли ВМФ в кон. 19 в. (теория «морской силы», основоположники – амер. контр-адм. А. Т. Мэхэн и брит. вице-адм. Ф. Х. Коломб) было связано с активной колониальной политикой ведущих государств мира.
После русско-японской войны 1904–05 в составе флотов появились линкоры, которые стали решающей силой в вооруж. борьбе на море. Они постоянно совершенствовались: увеличивалось количество стволов артиллерии гл. калибра, её дальнобойность и скорострельность (до 2 выстрелов в 1 мин), бронирование, скорость хода. В связи с технич. совершенствованием возросла роль в мор. бою торпедного оружия и в составе флотов вместо миноносцев появились эскадренные миноносцы (эсминцы), оснащённые арт. и торпедным вооружением. Для разведки, борьбы с эсминцами противника и действий на мор. коммуникациях во мн. государствах строились лёгкие крейсера. Усовершенствование двигателей внутр. сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов создало предпосылки в нач. 20 в. для строительства подводных лодок (ПЛ), которые в большинстве государств первоначально предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и разведки. В ряде государств началось строительство гидросамолётов.
В 1-ю мировую войну в боях на море участвовали сотни надводных кораблей, ПЛ, а на последнем её этапе – и самолёты. Линкоры использовались крайне ограниченно из-за резко возросшей минной опасности, угрозы от ПЛ и др. боевых средств. Широкое применение нашли лёгкие крейсера, водоизмещение которых к концу войны выросло до 8 тыс. т, а скорость хода – до 30 уз (55,5 км/ч) и более. Кораблями универсального назначения показали себя эсминцы, которые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств; их водоизмещение было доведено до 2 тыс. т, скорость хода – до 38 уз (70 км/ч). Дальнейшее развитие получили минные заградители. Появились спец. типы тральщиков: эскадренные (быстроходные), базовые и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море стали играть ПЛ, которые оформились в самостоят. род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактические, но и оперативные задачи. В ходе 1-й мировой войны появились авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Впервые стала использоваться морская авиация, самолёты которой вели разведку, наносили бомбовые удары по кораблям и базам флота, корректировали огонь корабельной артиллерии. Оружием самолётов мор. авиации наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в вид ВС, объединяющий соединения и части надводных кораблей, ПЛ, авиации и морской пехоты, при доминирующем значении надводных кораблей.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами предпочтение отдавалось строительству линкоров. Корабли др. классов – авианосцы, крейсера, эсминцы и др. – предназначались для обеспечения действий линкоров. В 1937–38 Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Интенсивно строились крейсера, эсминцы, ПЛ, торпедные катера. В состав флотов входила бомбардировочная, минно-торпедная, разведывательная и истребительная авиация. Корабли оснащались усовершенствованным арт. и торпедным оружием, появились неконтактные мины, новое противолодочное оружие, стали применяться радиолокация и гидролокация.
Во 2-й мировой войне размах военных действий на море значительно возрос. В ходе войны линкоры уступили авианосцам роль гл. ударной силы. Интенсивное развитие получила мор. авиация (палубная и наземного базирования). Возросла роль ПЛ, которые использовались гл. обр. для борьбы с надводными кораблями. Для борьбы с вражескими ПЛ применялись авиация, ПЛ и минное оружие. В составе флотов стали использовать корабли ПВО. Война подтвердила вывод о том, что цели вооружённой борьбы на море достигаются объединёнными усилиями разнородных сил флота.
В послевоен. период в строительстве ВМС мн. зарубежных государств, и прежде всего США, осн. усилия направлялись на создание атомных ПЛ, вооружённых баллистич. ракетами, а также авианосцев. Произошло качественное обновление парка самолётов авиации ВМС. Надводные корабли начали оснащаться противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетами, а атомные ПЛ – стратегич. ракетами. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС разл. радиоэлектронными средствами. Появились противолодочные и десантные вертолётоносцы, корабли и катера на подводных крыльях, на возд. подушке и др.
В России после 1917 ВМФ создавался и развивался как составная часть ВС РСФСР (с 1924 – СССР). Декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) был принят CHK 29.1(11.2).1918. За годы Гражд. войны 1917–22 в РККФ сформировано св. 30 морских, озёрных и речных воен. флотилий, преим. из кораблей Балт. флота. Большинство кораблей Черноморского флота в связи с угрозой захвата их герм. оккупантами 18.6.1918 было затоплено в районе Новороссийска, часть кораблей ушла в Азовское м. и составила ядро Азовской воен. флотилии. Корабли, действовавшие на стороне Белого движения, в нояб. 1920 были уведены в Тунис. После окончания Гражд. войны от Рос. имп. флота остались единицы кораблей, которые требовали ремонта.
В 1926 принята первая сов. программа воен. судостроения. К 1929 отремонтирована значит. часть кораблей, проведена модернизация эсминцев, частично линкоров, восстановлены воен.-мор. базы. В 1929–40 за счёт строительства новых кораблей укрепились Балт. и Черноморский, созданы Тихоокеанский (1935) и Северный (1937) флоты. Для непосредств. руководства ВМФ образован Нар. комиссариат ВМФ СССР (дек. 1937). Одновременно из Нар. комиссариата оборонной пром-сти СССР был выделен Нар. комиссариат судостроит. пром-сти СССР. В 1938 принята программа строительства большого мор. и океанского флота. В это же время активно исследовались новые формы и способы ведения боевых действий на море, направления развития сил флота. К началу Вел. Отеч. войны в состав ВМФ СССР входило ок. 1 тыс. боевых кораблей разл. классов (в т. ч. 3 линкора, 8 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 ПЛ, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров), св. 2,5 тыс. самолётов мор. авиации и 260 батарей береговой артиллерии. Значительно улучшилась система базирования сил ВМФ.
В ходе Вел. Отеч. войны ВМФ СССР вёл боевые действия по уничтожению сил флота противника, нарушал его морские коммуникации, охранял свои морские, озёрные и речные перевозки, содействовал приморским группировкам сов. войск в проведении оборонит. и наступат. операций. Сев. флот совм. с ВМС союзников (Великобритании, США) обеспечивал коммуникации, связывающие сев. порты СССР с портами этих государств, вёл активные действия на мор. коммуникациях противника. Для обеспечения безопасности движения судов в Арктике, и в частности по Сев. мор. пути, была создана Беломорская воен. флотилия. В 1942 на Сев. флот была возложена оборона п-овов Средний и Рыбачий. Балт. флот участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундских о-вов, п-ова Ханко, ораниенбаумского плацдарма, о-вов Выборгского зал. и сев. побережья Ладожского оз., а также сыграл важную роль в героич. обороне Ленинграда. Черноморский флот совм. с СВ оборонял Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск, участвовал в обороне Сев. Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонит. рубежей вместе с СВ использовались речные и озёрные флотилии: Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на оз. Ильмень. Из Азовской воен. флотилии выделялись отряды кораблей для действия на реках Дон и Кубань. Ладожская воен. флотилия обеспечивала коммуникации через Ладожское оз. (Дорога жизни) с осаждённым Ленинградом. Большой вклад внесли моряки Волжской воен. флотилии в оборону Сталинграда и в обеспечение важных народно-хозяйств. перевозок по Волге. В 1943 воссоздана Днепровская воен. флотилия, а в 1944 – Дунайская воен. флотилия. Корабли Днепровской флотилии, перебазированные в бассейн р. Одер, принимали участие в Берлинской операции 1945. Дунайская флотилия участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. Тихоокеанский флот и Амурская воен. флотилия в авг. – сент. 1945 участвовали в разгроме япон. Квантунской армии, освобождении Кореи, Маньчжурии, Юж. Сахалина и Курильских о-вов. ВМФ направил ок. 500 тыс. матросов и офицеров на сухопутные фронты. Воен. моряки сражались под Одессой, Севастополем, Москвой, Ленинградом. За годы войны сов. ВМФ было проведено св. 100 мор. оперативных и тактич. десантных операций. За боевые заслуги в Вел. Отеч. войне 78 кораблям присвоено гв. звание, ок. 80 соединений и частей были удостоены поч. наименований, св. 240 кораблей, частей и разл. формирований ВМФ получили гос. награды. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, св. 500 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза, из них 7 – дважды.
В послевоенное время ВМФ СССР развивался с учётом опыта Вел. Отеч. войны на базе достижений науки и техники. Были созданы дизельные и атомные ПЛ разл. назначения, ракетные корабли и катера, противолодочные корабли, способные вести успешную борьбу с совр. ПЛ. Мор. авиация получила на вооружение реактивные самолёты, способные нести на большие расстояния ракеты и поражать корабли разл. классов, пополнилась противолодочными самолётами и вертолётами. На вооружение ВМФ поступили ракетные комплексы. Мор. пехота получила воен. технику, необходимую для высадки мор. десантов на необорудованное побережье.
Сторожевой корабль «Сметливый» (1998, РФ).
ВМФ РФ – преемник рос. ВМФ и ВМФ СССР, предназначен для обеспечения воен. безопасности с мор. и океанских направлений, защиты интересов РФ и её союзников в Мировом ок. воен. методами, поддержания воен.-политич. стабильности. Кроме того, ВМФ создаёт и поддерживает условия для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане.
ВМФ РФ состоит из мор. стратегич. ядерных сил и мор. сил (войск) общего назначения. Включает: подводные силы, надводные силы флота, мор. авиацию и ПВО, береговые войска, являющиеся родами сил (войск) ВМФ, а также спец. войска (разведывательные, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, мор. инженерные, судоремонтные, гидрографические и др.) и тыл. Береговые войска, в свою очередь, делятся на рода войск: мор. пехоту, береговые ракетно-арт. войска и войска береговой обороны. В организац. отношении ВМФ включает Балт., Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты, а также Каспийскую воен. флотилию и соединения, части, учреждения центр. подчинения. Гл. ударная сила ВМФ – ракетные подводные крейсера стратегич. назначения, многоцелевые атомные подводные лодки и мор. ракетоносная авиация.
В состав ВМС США, Великобритании, Франции и Китая входят: стратегич. ядерные силы (атомные ракетные ПЛ) и силы общего назначения (авианосцы, линкоры, многоцелевые ПЛ, эскортные корабли, корабли огневой поддержки, разл. десантные корабли и др.), а также авиация ВМС и мор. пехота. ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов и др. стран – членов НАТО, а также Швеции, Австралии, Аргентины, Бразилии, Араб. Республики Египет, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. включают дизельные ПЛ, надводные корабли, авиацию ВМС, мор. пехоту и вспомогательные суда (подробнее см. в статьях об этих государствах).
«Классы» одиночных кораблей [ править ]
Класс | Тип | Страна | Год запуска | Водоизмещение (т) |
Акаги | Авианосец | Императорский флот Японии | 1925 г. | 36 500 |
Аргонавт | Подводная лодка | ВМС США | 1927 г. | 4 161 |
Арк Ройал | Авианосец | Королевский флот | 1937 г. | 22 000 |
Aquila | Авианосец | Регия Марина | N / A | 23 500 |
Béarn | Авианосец | Французский флот | 1920 г. | 22 146 |
Дристигетен | Авианосец | Шведский флот | 1927 г. | 3,445 |
Этторе Фьерамоска | Подводная лодка | Регия Марина | 1930 г. | 1,556 |
Граф Цеппелин | Авианосец | Кригсмарине | N / A | 33 550 |
Хирю | Авианосец | Императорский флот Японии | 1937 г. | 17 300 |
капюшон | Линейный крейсер | Королевский флот | 1918 г. | 45 470 |
Кага | Авианосец | Императорский флот Японии | 1921 г. | 38 200 |
Рейнджер | Авианосец | ВМС США | 1933 г. | 17 577 |
Уичито | Тяжелый крейсер | 1935 г. | 10 589 | |
Сеттембрини | Подводная лодка | Регия Марина | 1932 г. | 953 |
Shimakaze | Разрушитель | Императорский флот Японии | 1942 г. | 2,570 |
Сурю | Авианосец | 1935 г. | 16 200 | |
Surcouf | Крейсерская подводная лодка | Французский флот | 1929 г. | 3,250–4,304 |
Оса | Авианосец | ВМС США | 1939 г. | 19 000 |
Ссылки [ править ]
- «Корпуса, перечисленные по имени» . Регистр военно-морских судов
. Архивировано из оригинала на 2007-06-30. - «Операции Королевского флота во Второй мировой войне» . Национальный архив
. Проверено 29 марта 2016 . - «Неактивные классификационные символы ВМС США» . Регистр военно-морских судов
. Служба поддержки судостроения НАВСЕА. Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 21 апреля 2015 года . - «Индекс» . Словарь американских военно-морских боевых кораблей
.
Полная энциклопедия кораблей и судов, Жданов Л.Б., 2009
Полная энциклопедия кораблей и судов, Жданов Л.Б., 2009. В данном справочнике, впервые в мировой практике, собраны, обобщены и проанализированы сведения о всех плавательных средствах, боевых кораблях и торговых судах, начиная с древнейших времен и заканчивая нашими днями. Предназначен для всех интересующихся историей мореплавания и специалистов, кто так или иначе связан с морским делом. Аак. — собирательное название большого числа рейнских судов, начиная с XVI в. Впервые упоминается в «Вонсам проспект» («Wonsam Prospekt») из Кёльна 1530 г. Представляло собой одно- или двухмачтовое парусно-грузовое судно типа баржы клинкерной постройки, без форштевня и ахтерштевня. Имели плоское днище, как правило, без киля. В XVI11 в. некоторые из судов получили ахтерштевень. Корпус оставался деревянным. Позднее суда стали строить со стальным набором и деревянной обшивкой, а затем — полностью из стали. Малые ааки строили в основном без палубы, а большие ааки — с палубой, имевшей заметную седловатость. Малые ааки имели парусное вооружение шлюпа, а большие ааки кеча. Снабжались опускающими по бортам шверцами. Использовались для речного и прибрежного плавания в Нидерландах до XIX в. для вывоза вина из винодельческой области на реках Рейн (рейнский аак), Маас (мааский аак) и Лан (панский аак). ОГЛАВЛЕНИЕ От автора А Б В Г Д Е, Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш, Щ Э Я Краткий морской справочник Основные сокращения Список литературы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Как открыть файл
Правообладателям
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 02.05.2015 13:08 UTC
энциклопедия кораблей :: Жданов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- 10000 дней, Менеджмент жизни, Бакштанский В.Л., Жданов О.И., 2012
- Методики проведения профилактических испытаний электрооборудования в электроустановках до 1000 В сельскохозяйственных потребителей, Жданов В.Г., 2019
- Справочник сигнальщика, Серебряный Н.С., Жданов Б.Б., 1983
- Автономный искусственный интеллект, Жданов А.А., 2020
Следующие учебники и книги:
- Справочник командира, Практическое издание, 2006
- Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати, Былинский К.И., Никольский Н.Н., 1970
- Краткий справочник туриста, Штюрмер Ю.А., 1985
- Конструкции с заполнителем, Справочник, Панин В.Ф., Гладков Ю.А., 1991
Предыдущие статьи:
- Справочное руководство по черчению, Годик Е.И., 1961
- Справочник по грамматике арабского литературного языка., Чернов П.В., 1995
- Большой справочник школьника, Борзенко А. И., Забелишинская М. Я., Гетьманец М. Ф., 2009
- Учимся на менеджера, Справочник, Демина А.А., 2010
<< Предыдущая статьяСледующая статья >>