Проект 21820: создание уникальных транспортно-десантных судов для российского флота

Высадка морских десантников на береговые плацдармы с целью их захвата является очень важным и часто встречающимся способом проведения современных боевых операций. Одним из самых главных требований при высадке морского десанта является скорость, с которой десантники, а также боевая техника способны высадиться на берег. Скорость – это и внезапность, и возможность застать противника врасплох, и возможность развить дальнейший успех наступательной операции, это залог победы.

Однако такое преимущество может быть достижимо лишь в случаях, когда в современных вооруженных силах имеются скоростные морские транспортные средства для доставки морских десантников, а также боевой техники к месту, где должна произойти высадка. Имеются ли такие средства в современных вооруженных силах России? Да, имеются. Современные российские морпехи высаживаются с десантных катеров образца «Серна». Однако в последнее время боевая техника развивается просто-таки не по дням, а по часам, и потому катера «Серна» устарели как в техническом, так и в моральном плане. Им на смену должны прийти транспортно-десантные катера нового типа и новых технических возможностей. Создание таких катеров получило наименование проект 21820 и шифр «Дюгонь».

Краткая информация о предприятии, которое строит катера проекта 21820

Проект включает в себя строительство новых малых десантных судов, зонами действия которых должны быть прибрежные морские воды, а также реки.

Разрабатывает проект российское предприятие «ЦБК по СПК имени Алексеева». На сегодняшний день это единственный в мире производственно-конструкторский центр, который создает корабли с подводными крыльями. В мире имеется еще несколько предприятий, пытающихся строить такие же суда, однако их продукция не идет ни в какое сравнение с той, которая выпускается на российском предприятии. Еще в середине прошлого века здесь был сконструирован и построен знаменитый гигантский экраноплан, прозванный «Каспийским монстром». За все время своего существования предприятие сконструировало и ввело в действие около 9 тысяч кораблей на подводных крыльях. Это были и военные корабли, и суда гражданского предназначения.

Информация о проекте 21820 «Дюгонь»

Новый десантный катер проекта 21820 «Шифр» будет строиться на основе предшествующей отечественной версии «Серна». Для катера проекта 21820 взято все лучшее из «Серны», плюс к этому добавлены новейшие технические разработки. В итоге, по замыслу конструкторов, должно получиться судно, равного которому на сегодняшний день в мире не существует.

Днище оснащено так называемой воздушной каверной. Такое гидродинамическое устройство не ново, но до недавних времен существовало исключительно в теоретических разработках. Благодаря такому техническому новшеству, десантные суда станут обладать гораздо большей грузоподъемностью, сохраняя при этом небольшие размеры и не теряя скорости передвижения. Больше того, благодаря такому техническому нововведению, катера смогут передвигаться значительно быстрее, а, кроме того, их двигатели смогут работать намного экономичней.

Водоизмещение десантных катеров нового типа будет существенно больше, чем у их аналогов предыдущего поколения. Кроме того, они будут обладать большей вместимостью и грузоподъемностью. Выше будет и скорость, о чем уже упоминалось. Еще одно немаловажное новшество заключается в том, что суда будут малозаметными для вражеских радаров. На борту предполагается серьезное вооружение. В частности, их вооружат двумя крупнокалиберными пулеметами, а также переносным ракетно-зенитным комплексом «Игла».

Благодаря таким характеристикам, катер с успехом сможет доставлять десантников на берег. Кроме того, он сможет прикрывать десантников в случае атаки с моря или с воздуха. Еще одно достоинство заключается в том, что во время высадки он, благодаря своему вооружению, сможет поддерживать их огнем.

Десантные катера

Десантный катер приходится младшим братом боевого корабля (УДК), предназначенного для перевозки военного оборудования и выброски морского десанта. Он настолько удобный, что входит в состав основных флотов мира. Его история создания связана с тем, что в Первой Мировой Войне корабли с трудом могли подойти к необорудованным берегам для переброски личного состава и вооружения. Поэтому после войны представители флота задумались о создании специальных водных средств, которые могли бы доставлять боевой груз и солдат на берег без пристани и другого необходимого для причала средств. Так в конце 1930-хх гг английские конструкторы спроектировали боевой катер типа MLC. В дальнейшем распространение катера в другие страны изменяло его название. В Германии его называли морской десантной баржей. Британия обозначила его как механизированный десантный корабль, а в Соединенных Штатах катер получил название вспомогательного десантного судна. Сути плавающего средства это не меняло. Уже к началу Второй Мировой Войны почти все основные страны-участницы имели в своих флотах катер такого типа. Для Советского Союза проект стал возможен только в послевоенные годы.


Десантный катер типа LCM 6 (США)

Десантные возможности

Усиленный корпус, малая осадка и плоское днище у катера дают возможность сняться с мели без чьей-либо помощи. Он относительно малых размеров и достаточно мобилен. За счет характеристик он может без затруднения подходить к самому берегу на мелководье или заплывать в труднодоступные места побережья, например, скрытые пляжи или бухты. Это позволяет высадить группы морского десанта и вооружение, не выдавая своего местоположения.

Мобильные суда могут перевозить 1-2 танка или до 7 бронированных машин. Или же на борту помещается до 200 вооруженных солдат морской пехоты.

Этапы строительства катеров проекта 21820

Как водится, вначале был построен первенец проекта 21820, его назвали «Атаман Платов». Судно заложили в 2006 году. Через четыре года он стал боевой единицей Каспийской флотилии. Затем приступили к строительству еще двух новых судов. Один катер строило владивостокское судостроительное предприятие «Восточная верфь», а другой – нижегородский судостроительный . Кроме того, в 2011 году Минобороны России решило начать строительство еще трех катеров, заключив с этой целью контракт с Ярославским судостроительным заводом.

Сколько именно судов проекта 21820 будет в итоге построено, широкой общественности неизвестно. Зато известно, что все построенные и будущие катера станут называться именами героев, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Так, построенные в Ярославле катера назвали «Денис Давыдов», а также «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков». Два последних героя – это русские военные моряки, которые в 1812 году участвовали в сражениях с французами на суше.

В 2014 году закончили строительство двух катеров из проекта 21820. Один из них, «Денис Давыдов», пополнил Балтийский флот, а другой, «Иван Карцов», приписан к Тихоокеанскому флоту. После них в строй вошли «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков», построенные судостроителями Ярославля. Оба корабля также приписаны к Балтийскому флоту. Исходя из первичных отзывов, все катера проекта 21820 «Шифр» намного превосходят аналогичные образцы предыдущих поколений.

История службы

Высадка десанта на учениях

В состав Черноморского флота в — 1991 годах вступило 10 катеров данного типа. Один катер («Д-305» , 1979 г.в.) в начале 1990-х годов был передан Военно-морским силам Украины. В списке судов ВМСУ числится как рейдовая сухогрузная баржа «Сватове». По состоянию на 23 марта 2014 года базируется на Очаков.

По состоянию на 2015 год в составе 100-й бригады десантных кораблей Тихоокеанского флота, дислоцированной в Фокино, остаётся три катера, которые активно используются во время учений при высадке на полигоны. Один из катеров ежегодно участвует в театрализованном шоу на День Военно-Морского Флота во Владивостоке, в качестве морского дракона.

Подробные технические параметры и тактические особенности катеров проекта 21820

У российских транспортно-десантных катеров нового образца нижеследующие параметры и ТТХ:

  • Водоизмещение – до 280 тонн;
  • Наибольшая длина – 45 метров;
  • Наибольшая ширина – 8,5 метра;
  • Глубина осадки – 1,9 метра;
  • Скорость передвижения – до 35 узлов;
  • Могут быть использованы в шторм, в случае если волна не превышает высоты больше 3,5 метров;
  • Катера оборудованы двумя двигателями дизельного типа;
  • Суммарная мощность двух двигателей – 18000 лошадиных сил;
  • Максимум груза, который можно принять на борт – 140 тонн. Это позволяет разместить два современных танка;
  • В грузовых отсеках способны разместиться три боевые машины пехоты или столько же бронетранспортеров;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Управление – автомобильного типа.

Благодаря особенностям конструкции, катера обладают способностью успешно двигаться на мелководье, а, кроме того, в водоемах, где наблюдается большая засоренность.

Универсальные десантные корабли СССР и России

В состав флота входили такие уникальные корабли, как БДК типа «Иван Рогов» (проект 1174), которые до недавнего времени являлись наиболее совершенными большими десантными кораблями российского ВМФ.


БДК проекта 1174 «Иван Рогов»

БДК океанской зоны проекта 1174 предназначался для транспортировки и высадки как на оборудованное, так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой техникой. Высадка десанта осуществлялась как непосредственно на берег, так и без подхода к нему: плавающую технику — своим ходом, неплавающую — с помощью десантно-высадочных плавсредств, личный состав десанта с носимым оружием — на четырех транспортно-боевых вертолетах Ка-29, способных оказывать огневую поддержку десанту.

Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру принималось шесть десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176 «Акула» либо три десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» Каждый из перечисленных десантных катеров мог транспортировать один танк или другую подвижную технику в зависимости от вместимости.

Полное водоизмещение корабля составляло 14 000 тонн. Корабль мог транспортировать до 440 десантников и 79 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и др.) или танковое подразделение с 46 основными боевыми танками. В носовой части корабля располагался танковый трюм, а в кормовой — доковая камера.


Десантный катер проекта 1176 «Акула»

Вооружение корабля включало зенитный ракетный комплекс самообороны «ОсаМ» (одна ПУ, 20 ЗУР), двухорудийную 76,2-мм артустановку АК-726 и четыре 30-мм автомата АК-630. Кроме того, для поражения береговых целей БДК оснащен пусковой установкой реактивной системы залпового огня «Град-М».

Форма обводов корпуса корабля обеспечивала достижение высокой (для десантного корабля с носовым высадочным устройством) скорости полного хода (21 узел) при хороших высадочных характеристиках и практически неограниченной мореходности. По этому проекту было построено три корабля.

В 80-х гг. прошлого века в «Невском ПКБ» велась разработка УДК-вертолетоносца, проект 11780. Флотом были заказаны два корабля этого проекта — «Кременчуг» и «Херсон». Помешал их появлению в составе флота распад страны.

При водоизмещении около 25 000 тонн УДК проекта 11780 должен был нести до 1 000 человек подразделений морской пехоты, до 30 вертолетов и от двух до четырех десантных кораблей на воздушной подушке либо большее количество меньших по размерам десантных катеров.

По своей идеологии он повторял американские УДК типа Tarava, однако проект 11780, который успели окрестить «Иваном Таравой», должен был бы иметь и ряд выгодных отличий от западных кораблей. Прежде всего это касалось более мощного вооружения, включающего ЗРК средней дальности, а в ряде вариантов проекта и артиллерийскую установку АК-130, что теоретически могло повысить его потенциал по поддержке высадки десанта. Высокая скорость хода — до 30 узлов — при соответствующем авиационном вооружении позволяла использовать проект 11780 в качестве противолодочного корабля.

А как обстоят дела с универсальными десантными кораблями в российском военно-морском флоте?

Сегодня ВМФ России располагает, на первый взгляд, достаточно серьезным количеством БДК — четыре корабля проекта 1171 полным водоизмещением 4 650 тонн, строившиеся с 1964 по 1975 гг. в Калининграде, и 15 кораблей проекта 775 и его модификаций (4 500 тонн) — польской постройки. Но некоторым из них по 30–40 лет, самому молодому — БДК «Королев» — 26 лет. Таким образом, практически все эти единицы в силу своего физического и морального устаревания объективно требуют скорейшей замены.


БДК проекта 775 «Королев»

Самые современные российские большие десантные корабли — проекта 11711. Головной — «Иван Грен», вошел в состав ВМФ в 2022 г., первый серийный — «Петр Моргунов» — проходит испытания. Ожидается, что он будет принят в состав флота в текущем, 2022 г.

С самого начала кораблям этого проекта не везло. Головной корабль был заложен на судостроительном еще в декабре 2004 г. Однако отсутствие своевременного финансирования привело к тому, что вскоре работы по его постройке были фактически заморожены и возобновлены лишь в 2008 г. Спустили корабль на воду в мае 2012 г., но по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. В итоге корабль находился в достройке пять лет…

Первоначально планировалась серия из шести кораблей, но метания в окончательном решении вопроса, какой российскому флоту нужен десантный корабль, приводили то к коллизиям с «Мистралями», которые спроектированы по гражданским нормам и априори не являются полноценными боевыми кораблями, то к серьезным изменениям проекта. Подвергалась в ходе постройки изменениям и концепция использования БДК проекта 11711, происходила корректировка проекта в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ. Затянувшееся строительство привело к тому, что немаловажную роль сыграло и желание сэкономить средства и сократить время постройки корабля. В результате было принято решение о сокращении серии всего до двух единиц.

К достоинствам хоть и неоднозначного, но, несомненно, уникального проекта обычно относят наличие на его борту двух вертолетов типа Ка-29. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что оба вертолета расположены друг за другом — конструкция основного ангара, рассчитанного на один вертолет, имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки. При длительной предполетной подготовке и постполетном обслуживании одновременное применение обеих машин практически невозможно. Это критично, если принять во внимание принятую тактику ударных вертолетов, которые, как правило, работают по наземным объектам парами.

По результатам испытаний и эксплуатации этих БДК, наконец, было принято решение о строительстве еще двух кораблей этого типа. В апреле 2022 г. во время церемонии закладки третьего и четвертого корпусов президент ОСК Алексей Львович Рахманов сообщил о том, что их строительство будет вестись по измененному проекту. Корректировка шифра проекта при этом производиться не будет.

Десантные вертолетоносцы в составе российского ВМФ отсутствуют, хотя неоднократно поднимался вопрос о необходимости их наличия.

Ни в коем случае не пытаясь взять на себя роль адептов военной науки, теоретиков, тактиков и стратегов от флота, хотелось бы высказать несколько личных общих рассуждений о том, каким в будущем видится перспективный десантный корабль российского ВМФ.

Совершенно очевидно, что флоту нужны и большие десантные корабли, обладающие функциональными возможностями БДК типа «Иван Грен», и корабли меньшего водоизмещения и десантные СВП и экранопланы, новый виток развития которых рано или поздно произойдет.

Но коль уж сегодня идет речь о воссоздании океанского флота, способного нести бремя одного из важнейших инструментов решения геополитических задач России, то необходимо отойти от воссоздания в том или ином виде адаптированных под реалии начала XXI в., но все-таки ставших уже классическими боевых единиц. Следует, изучив мировой опыт, переработав его под свои цели и задачи, задуматься о необходимости проектирования и строительства более крупного и дорогостоящего «универсала» — относительно небольшого «десантного авианосца», обладающего очень большими возможностями.

Ныне эксплуатируемые иностранными флотами в качестве высадочных средств различные вариации самоходных плашкоутов типа LCM (landing craft mechanized) практически идентичны тем, что высаживали десант на побережье Нормандии в знаменитый «День-Д». Они способны доставить на берег один основной боевой танк (ОБТ) либо порядка 60 … 80 морпехов с максимальной скоростью около 10 узлов. Катера типа LCM-8 (шесть таких катеров берут на борт американские УДК типа America) принимают один танк или до 200 человек. Но скорость остается столь же низкой.

Русские «Серны» (десантный катер проекта 11770) на их фоне выглядят гораздо предпочтительнее. «Серна» может перевозить один ОБТ, или два БМП (или БТР), или 92 человека десанта на скорости 27 узлов при волнении 3 балла. Десантные катера типа «Дюгонь» (проект 21820) также могут рассматриваться для оснащения перспективного десантного авианосца и качественно улучшить его транспортно-высадочные способности. «Дюгонь» поднимает на борт два ОБТ или четыре БМП/БТР и развивает скорость до 35 узлов.


Десантный катер проекта 11770 «Серна»

Не исключено также и применение на корабле десантных катеров проекта 02510 типа БК-16, предназначенных для отрядов специального назначения при проведении операций, в том числе и в прибрежной морской зоне. БК-16 может доставить на побережье 19 человек десанта со скоростью 40 узлов. Такие катера, конечно, должны не являться основными высадочными средствами, а быть полезным дополнением к указанным «Сернам» и «Дюгоням».


Десантный катер проекта 21820 типа «Дюгонь»

Как отмечают многие эксперты, скорость сама по себе защитой не является. На достаточно большом расстоянии одинаково хорошо поражается цель, осуществляющая как фронтальное, так и фланговое перемещение. Но в нашем случае — высадка морского десанта с захватом плацдарма — важнее психологический фактор, действующий в данном случае на обе стороны, и сокращение временного промежутка, за который осуществляется переброска войск или снабжения на побережье.


Скоростной транспортно-десантный катер проекта 02510 типа БК-16

Также на иностранных кораблях широко применяются СВП LCAC (Landing Craft Air Cushion). Они, как и LCM, принимают на борт один ОБТ, но зато 180 морпехов, и «бегают» побыстрее — максимальная скорость (с полной загрузкой) — свыше 40 узлов.

Вот здесь у российского флота наблюдается определенный пробел. Современные десантные СВП, пригодные для базирования на перспективный УДК, пока попросту отсутствуют. Определенные работы были инициированы в направлении создания таких СВП для комплектования ими «Мистралей». Совершенно очевидно, что они должны быть доведены до логического конца с адаптацией к перспективным кораблям рассматриваемого класса российских проектов.

(Окончание следует)

Статья была опубликована в октябрьском номере журнала «Наука и техника» за 2022 год

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Флот БДК ВМФ Советского Союза вооружение УДК

Предыдущая статья Ударные АПЛ ВМФ Китая класса «Шань». Проекты 093, 095

Следующая статья Каким будет авианосец будущего

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Оправдали ли первые образцы проекта 21820 ожидания?

На этот вопрос можно ответить однозначно: десантные катера проекта 21820 оправдали вполне. Еще в 2011 году первенец серии «Атаман Платов» участвовал в боевых учениях под названием «Центр-2011». Учения проводились в акватории Каспийского моря. На этих учениях «Атаман Платов» показал себя, что называется, в полной красе. Катер с успехом доставил морскую пехоту вместе с бронетехникой на берег, продемонстрировав в ходе учений все свои уникальные боевые свойства.

Исходя из первых впечатлений о катерах, сегодня сложилось устойчивое мнение, что они хорошо справляются с выполнением той боевой роли, которая им предназначена, а потому их строительство будет продолжено. Новыми катерами вооружат три российских флота – Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский. При строительстве они могут быть подвергнуты изменениям и улучшениям в плане их технических, а также боевых характеристик.

История службы

«Д-144» был построен в 2007 году на «Судостроительном в Нижнем Новгороде, и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошел подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 года десантный катер «Д-144» поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации.

На январь 2009 года 4 катера данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, один катер — на вооружении Черноморского флота России, ещё один катер — на вооружении Балтийского флота.

8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер «Д-107» шифр «Серна». Новый катер войдет в состав соединения десантных кораблей, которое базируется в заливе Стрелок. Десантный катер «Д-107» заложен на стапеле «Восточной верфи» во Владивостоке 11 декабря 2008 года, спущен на воду — 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям корабль предоставлен 30 мая 2010 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]