Фрегат «Адмирал Горшков» — будущая основа российского флота

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков во время Великой Отечественной командовал бригадой крейсеров, а впоследствии почти 30 лет занимал пост Главнокомандующего ВМФ. Неудивительно, что его именем называют военные корабли.

Ранее в честь адмирала был назван тяжёлый авианесущий крейсер. Теперь же имя флотоводца присвоено представителю новейшего семейства – многоцелевому фрегату проекта 22350. Это не только полностью новые, современные корабли, но и первые, официально именуемые фрегатами.

Происхождение названия типа и история постройки

Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

К сожалению, тяжёлое экономическое положение в стране не всегда позволяло даже сохранять имеющиеся боевые единицы, не говоря уже о разработке новых. Например, сторожевик «Ярослав Мудрый» заложили ещё в 1988 году, но в строй он вступил только через 20 лет.

Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» — сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» — проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД «АДМИРАЛА»

В канун 1998 года на «Адмирале Горшкове» в основном завершились работы по подготовке к уникальной операции по его буксировке из Мурманска в Северодвинск. Буксиры должны были протащить авианосец 810 км из Баренцева море в Белое по воде и через лед, толщина которого могла достигать полуметра.
Подобного перехода во льдах не совершал ни один авианосец в мире. Причем предыдущие операции по буксировке крейсеров Северного флота «Мурманск», «Александр Невский» и большого противолодочного корабля «Адмирал Исаков» закончились неудачей. «Невский» и «Исаков» затонули, «Мурманск» выбросило штормом на камни. Заметим, что эти корабли по своим размерам были во много раз меньше «Горшкова», а буксировали их в более благоприятных условиях – по чистой воде, свободной ото льда.

Как тут не вспомнить и буксировку вертолетоносца «Москва» из Севастополя в индийский порт Аланг. Эту операцию выполнял буксир-спасатель «Стахановец». По словам его капитана Алексея Новикова, в море «Москва» кое-как управлялась, но буксировать ее было трудно. В Босфоре крейсер пять раз разворачивался поперек пролива. Затем из-за сильного крена «Москвы» пришлось сделать вынужденную остановку в Кейптауне, где «Стахановец» и крейсер простояли восемь дней. В результате произведенной в Кейптауне перебалластировки корабль стал неуправляемым. Все же его удалось привести в Аланг, правда, с двухмесячным опозданием, что послужило основанием для материальных претензий к экипажу буксира и ареста судна индийскими властями.

Во всех предыдущих случаях буксируемые объекты были законвертованными кораблями, без экипажей. На «Горшкове» должны были находиться 450 моряков. Вместе с тем ТАВКР в связи с отсутствием своего хода мало отличался от законвертованного вертолетоносца «Москва». Не случайно во всех документах «Горшков» фигурировал не как боевой корабль, а как буксируемый объект.

Буксировку планировали начать во второй декаде января и завершить в течение четырех суток. Эту операцию поручили осуществить трем морским буксирам, одному рейдовому буксиру и двум спасательным судам вспомогательного флота. Кроме того, проводку во льдах в Белом море планировали осуществлять ледоколом. Кстати, проводка во льду за буксиром, по словам бывшего в то время командиром крейсера капитана 1 ранга Андрея Азарова, тактическим формуляром не предусматривалась. Прочность корпуса позволяла авианосцу самостоятельно колоть сплошной лед до 30 см толщиной, а если лед мелко битый плотностью 5–6 баллов – до 1,5 м толщиной. Эту толщину корпус авианосца мог выдержать, продвигаясь на скорости 8 узлов под своими машинами. Другие расчеты не производились, а уж испытания корабля во льду – и подавно никто не проводил. То есть существовали только расчетные спецификационные данные. В тактическом формуляре авианосца в графе «Проводка за ледоколом» стоял прочерк.

Зимняя Арктика готовила для моряков суровое испытание на маршруте перехода. В январе скорость ветра здесь спадает ниже 12 метров в секунду только на 1–1,5 суток. Поэтому каравану судов предстояло испытать на себе силу ветра, скорость которого в порывах достигала 20 метров в секунду, и волнение моря 3–4 балла. На всем переходе до Белого моря моряки не увидели бы солнца, которое в этих местах показывается из-за горизонта только во второй половине января. Зато густых туманов и снежных зарядов, при которых ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, им было не избежать. В горле Белого моря караван оказался бы зажат льдом, который, по долгосрочным прогнозам, мог достигать полуметровой толщины. В этих условиях отклонение носа авианосца в сторону от проложенного ледоколом канала было равнозначно ледовому плену, а вызволение из него стальной громады «Горшкова» задержало бы караван в пути как минимум на сутки. Особую опасность представлял дрейф ледового поля, который мог задержать суда в море еще на неопределенное время.

Синоптики Северного флота пообещали, что средняя температуре воздуха будет 10 градусов мороза, а в горле Белого моря столбик термометра мог опуститься до отметки минус 40 градусов. На таком холоде и ледяном ветру боцманской команде предстояло обслуживать технику и выполнять швартовно-буксирные работы на верхней палубе. Не отапливались помещения носового швартовного устройства, юта и Бог знает сколько других, ведь эксплуатация котлов на крейсере была запрещена с 1994 года. Кубрики личного состава планировалось обеспечивать теплом от «сухопутной» передвижной котельной установки, которую доставили на корабль специально на период перехода.

Краткое описание конструкции

Корпус фрегата имеет длинный полубак, двойное дно идёт от носа до машинного отделения. С целью снижения вероятности обнаружения корабля радарами противника его надстройка выполнена из композитов на основе углеродного волокна. Такие материалы хорошо поглощают радиоволны.

Иначе говоря, «Адмирал Горшков» построен с применением «стелс»-технологий.

Энергетическая установка фрегата – комбинированного типа. В ней на каждый из валов гребного винта работают дизельный двигатель и газовая турбина. Мощность турбин составляет 27500 л.с., а дизелей – 5200 л.с. Суммарная мощность всей установки достигает 65000 л.с. На судне применены гребные винты фиксированного шага. Фрегат оснащён успокоителями качки. Мореходные качества, в итоге, должны позволить «Адмиралу Горшкову» вести боевые действия даже при пятибалльном шторме.

Главный артиллерийский калибр фрегата – универсальная 130мм автоматическая пушка в установке А-192. Предыдущая артустановка аналогичного калибра – АК-130 – имела массу свыше 80 тонн. Это ограничивало её применение только крупными кораблями – крейсерами и эсминцами. Масса установки А-192 составляет лишь 25 тонн, и она может устанавливаться даже на небольшие корабли, такие как фрегаты.

Скорострельность достигает 30 выстрелов в минуту, пушка может поражать наземные и морские цели на дальностях до 23 километров. При использовании орудия в качестве зенитного досягаемость составляет 18 километров по высоте.

Малокалиберная артиллерия представлена двумя зенитными установками «Палаш», по одной на борт. Каждая установка несёт две шестиствольные автоматические пушки ГШ 6-30КД, темп стрельбы которых – до 10 тысяч выстрелов в минуту (суммарно). «Палаши» поражают воздушные цели на высотах до 3 километров.

Ракетное оружие «Адмирала Горшкова» размещается в носу корпуса в универсальных установках вертикального пуска.

Две УВП ЗС14У1 содержат по восемь ячеек, в которые можно загружать ракеты различного назначения. Противокорабельная ракета средней дальности «Оникс» позволяет поражать корабли на дальностях до 300 километров, масса боевой части – 300 килограмм. Она малозаметна для радаров и применяется по принципу «пустил-забыл».

Другой вариант – крылатые ракеты «Калибр». Эта ракета универсальная и может быть, в зависимости от варианта, противокорабельной, противолодочной или тактической для поражения наземных целей. Дальность полёта – до 300 километров (как и у «Оникса»), боевая часть может быть проникающей или осколочно-фугасной. Наведение – инерциальное и радиолокационное. Противолодочные ракеты в качестве БЧ несут торпеду.

Наконец, в перспективе фрегат сможет использовать ракеты «Циркон», на вооружение пока не поступившую. Эти ПКР отличаются крайне высокой (гиперзвуковой) скоростью полёта. Переоснащение российских кораблей этими ракетами сможет, по некоторым оценкам, снизить роль авианосцев и заставит разрабатывать новые средства противоракетной обороны.

Противовоздушную оборону «Адмирала Горшкова» обеспечивает, в дополнение к артиллерии, ракетный комплекс «Редут». Его пусковые установки – также в носу, перед ЗС14У1. Боезапас насчитывает до 32 дальнобойных ракет 9М96 (дальность пуска – до 120 км) и до 128 ракет ближнего боя 9М100 (дальность – около 15 км).

От подводных лодок противника фрегат защищают две счетверённые установки «Пакет-НК».

Они поражают субмарины малогабаритными торпедами калибра 324 мм, а атакующие торпеды – реактивными противоторпедами М-15. Палубный ангар «Адмирала Горшкова» вмещает в себя традиционный для российского флота вертолёт Ка-27.

Почему Россия была вынуждена сделать выбор в пользу фрегатов УРО проекта 11356


Можно сколь угодно долго смеяться над Великой морской державой Украиной, ведущей кровопролитные бои на бескрайних просторах Мирового океана от Балтики до Черного моря и от северной Атлантики до знойного Индийского океана с утлыми суденышками российского агрессора, но сегодняшний рассказ о том, как она «потопила» два новейших российских фрегата модифицированного проекта 11356 типа «Буревестник» «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», даже не выходя в море.
Следующий, кого она утопит, будет фрегат того же проекта «Адмирал Корнилов».

Тяжелые фрегаты проекта 22350

Все началось еще в 2014 году. Точнее нет, в 2014-м вместе с присоединением Крыма к России все уже закончилось, по крайней мере, для наших фрегатов адмиральской серии. Они стали едва ли не главными жертвами этой необъявленной войны между Украиной и РФ. А начиналось все бравурно – с закладки 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном головного корабля адмиральской серии (проект 22350, так называемый тяжелый фрегат, водоизмещением 4 500 т) «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это был первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15-20 лет планировалось построить до 20 фрегатов, базой для которых должны были стать корабли этого проекта. Предполагалось, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно замедлилось, в связи с чем с 2011 года был дан ход параллельному строительству для ВМФ России фрегатов проекта 11356, до того считавшихся чисто экспортными (так называемые, легкие фрегаты, водоизмещением 3 620 т).


Справка
: Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» — серия российских универсальных многоцелевых фрегатов 1-го ранга с управляемым ракетным вооружением (УРО) дальней морской и океанской зоны. Они должны были составить основу корабельных группировок ВМФ ВС РФ в Арктической зоне, северной Атлантике и Средиземном море (заметьте, про Сирию, Судан и присутствие российского флага в Индийском океане тогда никто даже не помышлял, как быстро все поменялось с 2015 года!).

На данный момент в строю находятся два тяжелых фрегата этого проекта – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (с 2018-го в составе СФ, строился 12,5 лет с 2006 года) и «Адмирал флота Касатонов» (с 2020-го в составе СФ, строился чуть меньше – 10,5 лет с 2009 года). Еще один корабль этого проекта в 2022 был спущен на воду и готовится к швартовым испытаниям – «Адмирал Головко» (заложен в 2012-м, приписан к СФ, в конце 2022-го, если все будет хорошо, ожидается передача заказчику). Четвертый корабль этой серии «Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заложен в 2013-м) в этом году готовится к спуску на воду (передача заказчику запланирована на конец 2023-го). Еще четыре «адмирала», приписанные к ТОФ, строятся там же в Санкт-Петербурге на ПАО Судостроительный – это «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» (первые два заложены в 2019-м, вторые годом позже – в 2020-м, сдача заказчику запланирована на 2025-2026 гг соответственно). Они в отличие от четырех предыдущих «адмиралов» получат более мощное вооружение в виде 32 вертикальных пусковых установок комплекса УКСК (универсального корабельного стрелкового комплекса 3С14), что вдвое больше, чем на первых четырех кораблях. И наконец, 25 августа 2022 года на форуме «Армия-2020» Министерством обороны РФ был подписан контракт на закладку в 2021 году ещё двух фрегатов проекта 22350 (строить будет все та же «Северная верфь», заводские номера уже известны, названия еще нет). Итого будет 10 тяжелых «адмиралов». Пока десять. В дальнейшем, ВМФ ВС РФ планирует строительство кораблей дальней морской зоны этого класса уже по модернизированному проекту 22350М с увеличенным водоизмещением до 8 000 т (работы над проектом ведутся).

Легкие фрегаты проекта 11356

Заминка с запуском в серию тяжелых фрегатов проекта 22350 (очень тяжело шла доводка и испытания головного корабля этой серии «Адмирала Горшкова») дали старт реинкарнации экспортного проекта 11356 для нужд российского флота (получивший для этого литеру «Р»). Сам проект 11356Р представляет собой модернизированный проект экспортного фрегата 11356 типа «Тальвар», созданного для ВМС Индии, который в свою очередь является дальнейшим развитием проекта сторожевых кораблей 1135 и 1135М «Буревестник», а также пограничных сторожевых кораблей 11351 «Нерей». За период с 1968 по 1992 год ВМФ СССР и Морские части Погранвойск КГБ СССР в общей сложности получили 39 кораблей различных модификаций этого проекта. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали законные симпатии моряков. Именно по этой причине индийская сторона при выборе корабля, который должен был составить основу ее ВМС, в 1997 году сделала выбор в пользу проверенного временем модернизированного сторожевика, хотя ей предлагались и более современные на тот момент, но требующие доработки варианты (проект 12441 «Новик» и проект 11540 «Ястреб»).
Так уж случилось, что изначально заказанные лишь в количестве трёх единиц для иностранного заказчика, корабли проекта 11356 стали в итоге одной из наиболее многочисленных серий боевых кораблей в постсоветской истории судостроения РФ. На данный момент серия включает в себя 12 единиц, 9 из которых уже построены и служат в составе индийского и российского флотов. Не отличающиеся какими-то новаторскими решениями или новейшими образцами вооружения, эти корабли замечательны своей надёжной и отработанной конструкцией при сравнительно небольших размерах и стоимости.

Сейчас в составе ВМС Индии несут службу шесть фрегатов этой серии – F40 «Тальвар» («Меч»), F43 «Тришуп» («Трезубец»), F44 «Табар» («Топор»), F45 «Тег» («Сабля»), F50 «Таркаш» («Колчан») и F51 «Триканд» («Лук»). В составе ВМФ ВС РФ тоже имеются корабли этого проекта – «Адмирал Григорович» (в составе ЧФ с марта 2016 года), «Адмирал Эссен» (в составе ЧФ с июня 2016 года) и «Адмирал Макаров» (в составе ЧФ с декабря 2022 года), все три фрегата уже отметились в Сирии. Еще три «адмирала» – «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» в разной степени готовности замерли на стапелях калининградского ПСЗ «Янтарь». Причина одна – отсутствие силовых установок производства украинской стороны, которые она отказалась поставлять в связи с событиями 2014 года. Об этом подробнее в следующей статье, а сейчас закончу с индийским контрактом.

Корабли этого проекта стали первыми представителями индийского флота, построенными с применением стелс-технологий и оснащенными установкой вертикального пуска ракет. И если первая тройка была оснащена противокорабельным ракетным комплексом Club-N, состоящим из пусковой установки 3С-14, рассчитанной на боезапас из 8 ракет, то на второй тройке ракеты Club были заменены на 8 сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос» российско-индийской разработки, которые размещаются в той же установке вертикального пуска. Индийская сторона осталась очень довольна полученными кораблями. Они показали превосходные результаты с момента их введения в эксплуатацию в 2002 году. Старшее командование ВМС Индии полагает, что это самые совершенные корабли, имеющиеся на вооружении индийского флота, с правильной комбинацией возможностей противовоздушной, противолодочной и противокорабельной обороны.

Фрегаты УРО проекта 11356 – тихий ужас для наших врагов. Дёшево и очень сердито!

Справка: Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» (по кодификации НАТО Krivak V) – серия российских многоцелевых фрегатов 2-го ранга с управляемым ракетным вооружением (УРО) дальней морской и океанской зоны. Изначально их прототип сторожевые корабли проекта 1135 и 1135М «Буревестник», а также их модификации 11352 и 11353 (по кодификации НАТО Krivak I, II, III и IV) проектировались как БПК (большие противолодочные корабли) для активной ПЛО (противолодочной обороны). Но по запросу индийской стороны они были трансформированы в многоцелевые фрегаты УРО. В таком же качестве они пополнили и состав ВМФ ВС РФ.


Но, что особенно важно и на что я обращаю особое ваше внимание, и в индийском варианте 11356, и в варианте 11356Р для отечественного ВМФ, разработчики шли по пути упрощения и удешевления используемого вооружения. И если индийцы изначально ориентировались на создание бюджетной версии фрегата УРО (и сейчас не отказываются от этого), то мы пошли на это вынужденно, когда застопорился проект тяжелого фрегата 22350, оснащенный ещё не принятым на вооружение ЗРК коллективной обороны «Полимент-Редут» (именно из-за проблем с ним и доведением его до ума и был дан старт проекту легкого фрегата 11356Р).
Главная причина такой нашей спешки стала ясна в 2015 году, когда к ужасу Обамы на головы его ставленников воинов террористической организации ИГ (запрещенной в РФ), с 2011 года кошмарящих режим Башара Асада в Сирии, посыпалось справедливое возмездие в лице 26-ти наших ржавых крылатых ракет «Калибр», которые по оценкам специалистов из Лэнгли не должны были пролететь расстояние большее 300, ну максимум 450 км, а они, стартовав из акватории Каспийского моря с каких-то надувных матрацев, которые и в перископ то не разглядеть, пролетели 1,5 тыс. км и обрушились на головы ничего не подозревающих воинов ислама, отправив их на встречу с Всевышним по укороченному маршруту и обломав их куратору из Вашингтона весь кайф. Это стало полной неожиданностью для сильно загорелого предводителя американских бледнолицых команчей, потому что его всё это время советники уверяли, что у русских нет оружия с таким радиусом действия, способного угрожать Америке. Нет ни оружия, ни его носителей, оборудованных под «морской старт» КР (крылатых ракет), да и от всего флота остались только ржавые подлодки. Результат вы знаете, воины ислама общаются с Аллахом, двоечники из Лэнгли отправились в школу, изучать, где находится Каспийское море, а Обама, проклиная тот день, когда он сел за баранку своего пылесоса, ушел на пенсию и занялся написанием мемуаров под общим заглавием «Я и Гений Злодейства Путин». Гению Злодейства нужны были в большом количестве носители «Калибров» морского базирования (с расширенным радиусом действия) и он их получил.

Еще задолго до этих событий ГШ ВМФ РФ пересмотрел концепцию формирования своих ВМС, сознательно уходя от создания дорогих БНК (больших надводных кораблей) 1-го и 2-го ранга в пользу дешевых МРК УРО 3-го ранга (малых ракетных катеров с управляемым ракетным оружием) проектов 22800 «Каракурт» и 21631 «Буян-М». Именно эти кораблики, находясь и перемещаясь по внутренним морям и водоемам РФ (включая и реки!), будучи недостижимыми для ПРО противника, и должны были по замыслу штабистов ГШ ВМФ РФ нанести тот самый удар страшной силы, которого так боятся наши враги. Этим же задачам был призван служить и легкий фрегат УРО проекта 11356Р, имея отличные проверенные временем мореходные качества и возможность работать в океанской и дальней морской зоне (в отличие от МРК, к этому не предназначенных, удел которых каботажное плавание в ближней морской зоне), он и должен был донести наше оружие возмездия в те районы земного шара, куда нашим маленьким МРК дорога была заказана. А учитывая стоимость проекта, можно резюмировать, что русские опять победили Запад не числом (денег), а умением (и смекалкой).

Недостатки проекта 11356Р

И пусть вас не смущает, что данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение кораблей в строй. Более того я скажу, что даже по сравнению с индийским проектом 11356 «Тальвар» часть систем была снята, например, 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии и 18-45 км у ГАС «Заря» на проектах 20380/22350), не самые современные ЗРАК «Каштан» заменены на еще более старые АК-630М. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например, по сравнению с комплексом «Пакет-НК». А ЗРК 3С90М + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. Я уже не говорю, что БИУС «Требование-М», установленная на фрегатах 11356Р, тоже уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380.
Это все ерунда по сравнению с самым главным – фрегаты проекта 11356Р штатно были оборудованы ракетным комплексом Калибр-НК. И хотя вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356Р и 21631 (МРК «Буян-М»), имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, т.е. не позволяет размещение ПКР (противокорабельных ракет) «Оникс», в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов 20385 (многоцелевые корветы УРО 2-го ранга), 22350 (тяжелые фрегаты УРО 1-го ранга) и 1144.2М (ТАРК, тяжелый атомный ракетный крейсер 1-го ранга проекта «Орлан»), но свою задачу дешево и сердито донести оружие массового поражения до Центров управления противника она решает. Этим задачам и служил этот проект и поэтому удар, который по нему нанесли наши небратья, и был таким болезненным и ощутимым для нас.

Кстати, их единственный корабль – флагман и гордость ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный» тоже принадлежит к этому проекту, точнее к его прототипу – СКР (сторожевому кораблю) проекта 11351 «Нерей», заложенному на керченском в 1990 году по заказу Морских сил Погранвойск КГБ СССР и доставшийся Незалежной после развала Союза. Правда, фрегатом он может называться с большой натяжкой, ибо ракетного вооружения не несет. Но, тем не менее, это ему не помешало потопить два наших новейших фрегата проекта 11356Р и нанести пробоины еще четырем «адмиралам», так и не дождавшимся украинских двигателей. Но об этом в следующий раз.

Боевые характеристики фрегатов проекта 22350

Достойно внимания то, что в составе ВМС США тоже произошли изменения. Главной ударной силой по-прежнему остаются тяжёлые авианосцы, но на смену старым фрегатам «Оливер Перри» пришли «литоральные» сторожевые корабли проектов «Freedom» и “Independence”.В качестве другого конкурента «Горшкова» рассмотрим уже не новый, но широко распространённый немецкий фрегат семейства MEKO.

Проект 22350Littoral Combat ShipMEKO 200
Водоизмещение, тонн540031003400
Длина, метров135127118
Ширина, метров163214,8
Скорость хода, узлов304432
Артиллерийское вооружение1 x 130мм1 х 57мм, 2 х 30 мм1 х 127мм
Ракетное вооружение16 установок пуска ракет «Оникс» и «Калибр»24 ракеты “Hellfire”8 ракет “Harpoon”
Зенитное вооружение2 х ЗАК «Палаш», 4 х ЗРК «Редут»1 х ЗРКSeaRAMЗРК SeaSparrow, ЗАК Phalanx
Противолодочное вооружениеПЛР 91Р2, 2 торпедных аппарата2 торпедныхаппарата Мк32
Авиационное вооружениеВертолёт Ка-27Вертолёт MH-60, БПЛА MQ-8Вертолёт S-70
Экипаж, человек21075220

Сопоставляя тактико-технические характеристики, можно прийти к выводу: «Горшков», если и не является «суперфрегатом», то совсем не уступает по боевым возможностям своим аналогам. И вполне способен стать достойным конкурентом немецким фрегатам, если корабли проекта будут экспортироваться.

А вот характеристики новейшего американского сторожевика заставляют задуматься об уместности сравнения. Слишком сильно «литоральный боевой корабль» отошёл от сложившейся концепции фрегата. Калибр артиллерийского орудия вдвое меньше, зенитное вооружении слабее, противолодочное ограничено бортовым вертолётом. А лёгкие ракеты”Hellfire” – совсем не конкурент противокорабельным «Ониксам».

Если бы на их месте были хотя бы ракеты «Harpoon» — это сблизило бы возможности. Возможно, дополнительные боевые модули смогут значительно изменить боевые качества LCS. Внимания заслуживают высокая скорость и малая численность экипажа «американцев».

Тактико-Технические характеристики

3.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 45 390 т наибольшее, 44 490 т полное, 38 970 т нормальное, 33 440 т стандартное.
  • Длина: 242,86 м по ватерлинии, 273,08 м наибольшая.
  • Ширина: 31,0 м по ватерлинии, 52,9 м наибольшая.
  • Высота: 60,30 м габаритная. Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу, 21,63 м на миделе, 21,61 м в корме.
  • Осадка: средняя (от ОП): при нормальном водоизмещении 8,47 м, при полном водоизмещении 9,42 м. Наибольшая: 11,52 м.
  • Бронирование: катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
  • Двигатели: котлотурбинная, четырёхвальная, 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 котлов КВН 98/64.
  • Мощность: паротурбины: 4 × 45 000 л.с., Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт, Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт.
  • Движитель: 4, четырёхлопастные.
  • Скорость хода: 14,05 узла экономического хода, 18,32 узла боевого экономического хода, 29 узлов полного хода, 32,5 узла максимального хода.
  • Дальность плавания: при скорости 18 узлов — 7590 миль.
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Экипаж: по штату: 1615 человек, со штабом: 1665 человек, авиагруппа: 430 человек.

3.2 Вооружение

  • Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат», 1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1», 2 × РЛС МР-360 «Подкат», 3 × РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 × «Резистор-К4», 2 × «Газон».
  • Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434», комплекс связи «Буран», ГАК «Полином», комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М», аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У».
  • Артиллерия: 2 × 1 АК-100 (600 снарядов).
  • Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов).
  • Ракетное вооружение: 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт», 4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).
  • Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
  • Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов. По проекту: 14 × СВВП Як-41М, 6 × СВВП Як-38М, 10 × Ка-27ПЛ, 2 × Ка-27ПС, 4 × Ка-27РЛД.

Перспективы, боевые и служебные

То главное, чего стоит ожидать от «Адмирала Горшкова» — это безаварийная эксплуатация. Всё-таки это первый всерии, не имеющей преемственности с предшественниками. Так что надеяться надо в первую очередь на то, что у него не выявится серьёзных «детских болезней». И что успевший сломаться маршевый дизель останётся самой крупной неприятностью.

Фрегат, скорее всего, будет нести патрульную службу. Возможно – будет поддерживать ракетными ударами действия наземных войск (если они не будут выведены из горячих точек в ближайшие годы).

А если корабли проекта 22350 будут построены крупной серией, то у них есть все шансы стать главной «рабочей лошадкой» флота (какой является на сегодняшний день американский эсминец «Арли Берк»). А вооружённые ракетами «Циркон» фрегаты получат возможность атаковать любые, даже самые крупные, корабли противника. И для уничтожения авианосцев уже не понадобятся тяжёлые крейсера.

Фрегаты проекта 22350 открыли новую, долгожданную страницу в истории флота России.

Даже лучшие корабли советской постройки уже давно нуждаются в замене – и вот она пришла. ВМФ начали принимать новые корабли, созданные с учётом современных требований.

Деятельность адмирала Сергея Горшкова на посту главнокомандующего в настоящее время оценивают по-разному. Есть мнение о том, что вместо строительства атомных крейсеров Советскому Союзу стоило больше внимания уделять авианосцам. Но есть определённый символизм в том, что имя адмирала присвоили хоть и небольшому кораблю, но мощно вооружённому и вполне способному (в перспективе) справиться с ролью противовеса авианосцам.

Варианты [ править ]

  • Проект 22350
  • Модернизированный пр. 22350 — с 24 ячейками VLS вместо 16.
  • Пр. 22356 — экспортная версия проекта 22350, впервые представленного на международной выставке Euronaval-2010 . [63] [64]
  • Проект 22350М — впервые представлен в 2014 году, корабль получил название «Супер Горшков» за увеличенный корпус с увеличенным водоизмещением 8000 тонн, пирамидальную мачту и 48 ячеек VLS для противокорабельных крылатых ракет «Калибр», «Оникс» и «Циркон», разрабатываемых для Российский флот . [37] Проектные работы должны быть завершены в 2022 году, после чего планируется заложить головное судно модернизированного класса. [65] [2]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]