Стратегический атомный авианосец Charles de Gaulle (Франция)

Французский авианосец Charles de Gaulle представляет собой боевое ядро оперативного флотского соединения: авианосной ударной, многоцелевой либо противолодочной группировки.

Это основной корабль, непосредственно выполняющий боевые задачи и одновременно осуществляющий прикрытие вспомогательных кораблей, входящих в состав группировки. Кроме того, Charles de Gaulle в состоянии производить самостоятельные боевые походы, осуществлять поддержку населения и беженцев в горячих точках и местах катастроф.

История

Кроме Советского Союза (ныне Российской Федерации) и Соединенных Штатов построить и содержать атомный авианосец в настоящее время может себе позволить лишь Франция.


Атомный авианосец Charles de Gaulle — флагманский корабль флота Французской Республики

В отношении Charles de Gaulle можно употребить множество терминов в превосходной степени. Он стал самым мощным кораблем ВМФ Французской Республики, его флагманом, а также первым французским надводным боевым кораблем на атомном движителе и первым атомным авианосцем, построенным не в США. Ныне Charles de Gaulle — это единственный современный принятый на вооружение французский корабль класса авианосцев, а также самый большой боевой корабль, когда-либо построенный во Франции.

Charles de Gaulle заменил во флоте устаревшие авианосцы Klemanso и Fosh, принятые на вооружение еще в 1960-х гг. Решение о замене этих кораблей в начале 1980-х гг. приняла высшая военная инстанция Франции — Совет обороны. Строительством нового авианосца с 1986 г. занималось судостроительное предприятие DCN (г. Брест). По финансовым причинам сроки затянулись. Официальная передача корабля флоту Франции состоялась только в сентябре 2000 г. Создание второго корабля этого типа с запланированным вводом в экспуатацию в 2015 г. по финансовым причинам было отменено.

Изначально французские военные предложили назвать авианосец именем французского полководца и политического лидера Шарля де Голля, но тогдашний президент Французской Республики Ф. Миттеран по политическим причинам перед самыми президентскими выборами 1988 г. принял решение назвать корабль по фамилии другой исторической личности — кардинала Ришельё. Однако в 1989 г. премьер-министр Франции и по совместительству лидер партии голлистов Ж. Ширак (будущий президент Франции) переубедил Ф. Миттерана, и корабль получил свое современное название.

Единственным боевым эпизодом с участием Charles de Gaulle стала операция «Чистое небо» с участием сил международной коалиции блока НАТО во время гражданской войны в Ливии в 2011 г. Кроме Charles de Gaulle в состав французской группировки входили фрегаты ПВО Forbin и Jean Bart, фрегаты Dupleix и Aconit, а также танкер Meuse.

Первые французские авианосцы

Первые шаги в оснащении военного флота авианосцами были сделаны французами еще в первой четверти XX века. Вслед за англичанами они превратили в авианосец линкор «Беарн», оснастив его палубой для взлета и посадки самолетов, длина которой составила 182 м, ширина 31 м. В 30-е годы прошлого века корабль модернизировали. Но это не позволило авианосцу проявить себя в годы войны. Как только Париж сдался нацистам, он отправился на Антильские острова, где и простоял до 1944 г.

Военные действия на море в ходе войны 1939 – 1945 гг. показали, что именно авианосцы способны эффективно выполнять боевые задачи в новых условиях. Практически весь флот Франции оказался не способен к сопротивлению и был уничтожен. Руководство страны понимало необходимость оснащения флота кораблями такого типа, в первую очередь, с целью усилить свое присутствие во французских колониях. «Bearn» уже морально устарел, его какое-то время использовали в качестве плавучей базы, а затем вывели из состава вооруженных сил.


Авианосец «Беарн»
Собственных возможностей Франция не имела, былые лидирующие позиции в области кораблестроения были безвозвратно утеряны. Считая, что для решения военно-политических задач ей необходимо 6 авианесущих кораблей, Франция рассчитывала на помощь союзников. Но США и Англия не спешили делиться технологиями, но готовы были дать не новые корабли авианосители. В итоге, первые послевоенные авианосцы Франции были иностранного производства. Великобритания передала 2 судна:

  • 1945 г. конвойный авианосец «Битер» (12 150 т, 20 самолетов). Он был создан в США по ленд-лизу для Англии. Во Франции получил название «Диксмюд». До 1960 г. французы активно использовали судно во время войн за колонии во Вьетнаме и Алжире. Через 6 лет его возвратили в США.
  • 1946 г. у англичан арендован, а через 5 лет выкуплен авианосец «Колоссус» (19 600 т, 24 самолета). Во Франции служил под названием «Арроманш». Был в составе ВМС до 1974 г. За это время несколько раз модернизирован, участвовал в войне против Египта в 1956 г.

Соединенные Штаты также передали 2 легких авианосца типа «Индепедент», водоизмещение 15 800 т, 26 самолетов:

  • 1951 г. «Ленгли» (американцы уже не использовали его, переведя в резерв), во Франции получил название «Лафайет», прослужил до 1964 г.
  • 1953 г. «Белло Вуд» переименованный в «Буа Бле», был необходим для войны в Индокитае в 1954. По возвращению прошёл модернизацию, использовался как авиатранспорт до 1960 г.

Первые авианосцы на службе ВМФ Франции
НазваниеВведен в эксплуатациюВыведен из состава флота
Беарн /Béarnмай 1927(Франция)1949
Битер/ Диксмюд Biter/Dixmude1мая 1942 (Великобритания) 9 апреля1945 (Франция)1966
Колоссус«Арроманш» Colossus/Arromanches16 декабря 1944 (Великобритания) 1946 (Франция)1974
«Белло Вуд»/«Буа Бле» Belleau Wood/Bois Belleau31 марта 1943 года (США) 23 декабря 1953 (Франция)1964
«Лэнгли»/«Лафайет» Langley/La Fayette31 августа1943 (США) 2 июня 1951 (Франция)1963

Конструкция

В основу конструкции авианосца положена традиционная схема: надстройка сдвинута к правому борту, на палубе имеется угловая взлетно-посадочная полоса. Корпус корабля сварной, выполнен из стали. Даже после затопления трех любых смежных отсеков авианосец остается на плаву благодаря их водонепроницаемости. Реактор ядерной установки, погреба боезапаса и топливные цистерны защищены броневыми листами. Для взлета самолетов массой до 25 т с интенсивностью один самолет в минуту используются две паровые катапульты. Поднятие самолетов из ангара на полетную палубу обеспечивают два подъемника.

Для снижения уровня акустической заметности в конструкцию корабля включены специальные малошумные винты и средства амортизации механизмов. Предусмотрена возможность размещения на авианосце подразделения морской пехоты количеством до 800 солдат и офицеров.

В силовую установку входят два атомных реактора типа К15 французской фирмы GEC-Alsthom совокупной мощностью 76 200 л. с. Автономность по ядерному топливу составляет 5 лет, по запасам топлива и продовольствия — 45 суток.

электроника

Противодействие и боевая система

Они состоят из зенитных ловушек Sagaie и LAD, противолодочных установок SLAT.

Его боевая система включает в себя три основные кодифицированные функции, такие как: AIDCOMER, SDC и SYTEX, а также две второстепенные функции, называемые AVIATION и SCEB. Обычное управление огнем осуществляется двумя оптико -электронными приборами Sagem VIGY 105 , расположенными на острове по правому борту.

Радары

Радар обнаружения воздуха представляет собой трехмерный DRBJ11B, расположенный в кормовой иглу, плюс DRBV26D, смотрящий вперед, наземный DRBV15C и радар управления огнем, трехмерный Eurosam Arabel, расположенный в другом меньшем иглу, оба в верхней части. полка и фирма Томпсон соответственно.

Что касается навигации, то ее составляют два DRBN34 фирмы Racal. У него также есть Tacan NRBP20, все они расположены на острове.

Вооружение

Charles de Gaulle — это 12-й по величине атомный авианесущий корабль (после 10 американских авианосцев класса Nimitz и российского крейсера «Адмирал Кузнецов»). Он почти в три раза уступает американским авианосцам по величине и несет соответственно уменьшенную авиагруппу, которая включает до 36 ударных палубных самолетов, 2–3 самолета дальнего радиолокационного обнаружения и 2–3 вертолета. Впрочем, состав палубной авиации может меняться в зависимости от боевой миссии. К примеру, авиационная группа во время ливийской операции 2011 г. состояла из восьми истребителей-бомбардировщиков Dassault Rafale, шести штурмовиков Super Еtendard фирмы Dassault-Breguet, двух самолетов ДРЛО E-2 Haw keye фирмы Grum man, двух средних многоцелевых вертолетов AS.365 Dauphin фирмы Aеrospatiale, двух легких многоцелевых вертолетов Alouette III производства Sud-Aviation, двух тяжелых транспортно-десантных вертолетов EC.725 Cougar фирмы Eurocopter и одного среднего транспортно-десантного вертолета SA.330 Puma фирмы Sud-Aviation.


С палубы авианосца взлетает самолет ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye, входящий в состав авиакрыла авианосца Charles de Gaulle

К средствам противовоздушной обороны относятся два ЗРК Aster 15 (каждый в составе восьмиконтейнерной установки вертикального пуска), два ЗРК Sadral (каждый представляет собой шестиконтейнерную пусковую установку) и восемь одноствольных 20- мм автоматических артустановок Giat 20F2 (скорострельность — 720 выстрелов в минуту).

Примечания[ | ]

  1. 123456789101112131415161718Шунков В.Н.
    Авианесущие корабли и морская авиация. — Минск: Попурри, 2003. — С. 576. — ISBN 985-438-979-0..
  2. Défense — Dassault Aviation (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2016. Архивировано 2 ноября 2014 года.
  3. В состав соединения также входит эсминец «Шевалье Поль», фрегат «Ла Мот-Пике», судно обеспечения «Марне» и атомная подлодка типа «Рюби». Совместно с французским соединением также действуют эсминец британского Королевского флота «Дефендер» и бельгийский фрегат «Леопольд I». [1]
  4. Авианосец «Шарль Де Голль» впервые атаковал позиции ИГ в Сирии и Ираке // ТВЦ, 23 ноября 2015
  5. Олланд отправил «Шарль де Голль» в Персидский залив // Лента.ру, 4 декабря 2015
  6. Французский авианосец «Шарль де Голль» направился в Персидский залив // РИА Новости
  7. Российские подлодки напугали эскадру НАТО // 12 декабря 2016
  8. Два истребителя ВМС Франции упали в Средиземное море // РБК, 2009
  9. Число заразившихся коронавирусом на авианосце «Шарль де Голль» превысило 1 тысячу // НГ, 18.04.2020

возможности

Этот новый тип авианосца подготовлен для многоцелевого использования как в мирное, так и в военное время, имея возможность запускать свои самолеты при волнении моря 5/6. Его максимальная боевая мощность составляет 100 боевых вылетов в день с использованием в среднем от 20 до 24 самолетов или нескольких волн из четырех или восьми самолетов, в основном в двух типах задач: основная, посвященная атаке военных, промышленных или военно-морских целей, больше управления и защита морских районов; вторичный — для поддержки наземных операций, сотрудничества с другими родами войск в вертолетных операциях и гуманитарной помощи в районах стихийных бедствий.

Являясь флагманом боевой группы, он может запускать пять волн самолетов, состоящих из 20-24 самолетов, за 24 часа на расстоянии 400 миль от цели и на расстоянии 150-200 миль, последовательные волны из четырех или восьми самолетов. каждые полтора часа.

Экипаж имеет интересную жилплощадь, с каютами переменной вместимости, от 9 до 21 человека, две многоцелевые кухни, способные обслуживать 4000 блюд в день, три столовые, четыре отдельные комнаты для начальников, офицеров, унтер-офицеров и матросов, большой комната отдыха, автономный госпиталь на 60 коек, оборудованный двумя операционными, спортивной палатой, почтовым отделением, двумя парикмахерскими и супермаркетом, все рассчитано на то, чтобы иметь возможность провести год в море, без необходимости делать запасы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]