Военные пользователи
того, что армия: 267
Французские вооруженные силы: 394
|
Британская армия: 17
|
История, конструкция, вооружение и боевая служба кораблей ВМФ
Вертолет Alouette III является развитием предшественника Alouette II. В отличие от предыдущей модели, фюзеляж и хвостовая балка нового вертолета получили сплошную обшивку, а кабина — большие размеры, так что в транспортно-десантном варианте в ней могли разместиться 6 — 8 десантников с вооружением. Предусматривалась возможность транспортировки на внешней подвеске груза массой до 750 кг.
Прототип машины, первоначально имевшей индекс SE-3160, совершил первый полет 28 февраля 1959 года, а первый серийный вертолет SA.316A поднялся в воздух в июле 1960 года.
Следующая модель SA.316B имела усиленные трансмиссии несущего и хвостового винтов и несколько большую массу, но могла брать больше полезного груза. Первый полет SA.316B состоялся 27 июня 1968 года.
Прототипы Alouette III и первые две серии были оснащены турбовальными двигателями Turbomeca Artouste 1MB, мощностью 570 л.с, а модель SA316C получила двигатель Artouste ИЮ.
Вооружение вертолетов модификаций SA.316A и SA.316B могло состоять из 7,62-мм пулемета или 20-мм пушки и пусковых установок неуправляемых ракет.
Эксперименты с более эффективным в плане тепловых режимов эксплуатации и более экономичным турбоваль-ным двигателем Astazou (мощностью 870 л.с.) привели к появлению модели SA.319B Alouette Ml Astazou, разработанной на базе SA.316B. Первый образец модели SA.319B был испытан в 1967 году, а его серийное производство началось в 1970 году.
SA.319B представлял собой противолодочный вариант геликоптера SA.316B и мог вооружаться как противокорабельными ракетами, так и противолодочными торпедами. На вертолете была установлена обзорная РЛС OMERA ORB-31. При использовании вертолета в поисково-спасательных операциях он оснащался лебедкой грузоподъемностью 250 кг и комплектом спасательного снаряжения.
Французскими ВМС было заказано 37 геликоптеров модификаций SA-316B, SA-316B VSV и SA-319B. В 1970-х годах Alouette III использовались в качестве противолодочных, пока их не заменили на Lynx WG-13.
За время серийного производства было построено 1453 вертолета Alouette III различных модификаций. На крейсере-вертолетоносце Jeanne d’Arc SA-316B Alouette III базировались в период с 1664 по 2002 год.
Конструкция вертолета Alouette III
Геликоптер построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, одним ГТД и трехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. В носовой части расположена кабина с четырьмя дверями, в которой размещаются два летчика и шесть пассажиров (в десантном варианте — восемь десантников с вооружением, в санитарном — двое раненых на носилках и двое на сиденьях).
Шасси трехопорное, с самоориентирующимся носовым колесом. Имеется предохранительная хвостовая опора. В морском варианте трехопорное шасси заменяется поплавковым.
Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические. Рулевой винт трехлопастный, с предохранительным ограждении. Двигатель установлен поверх фюзеляжа, за валом несущего винта, и не закрыт обтекателем. Трансмиссия состоит из редуктора двигателя с муфтой свободного хода, главного редуктора, редуктора рулевого винта и соединительных валов. Топливная система включает топливный бак емкостью 560 л, топливную помпу и фильтр. Система управления бустерная, дублированная.
Электронное оборудование включает УКВ- и КВ-радиостанции, радиокомпас, переговорное устройство, радионавигационные приборы. Вооружение может состоять из 7,62-мм пулемета, или 20-мм пушки, или четырех ПТУРА3.11.
Вертолет проектировался по классической одновинтовой схеме, с газотурбинными двигателями (ГТД), размещенными над грузовой кабиной. Для снижения аэродинамического сопротивления шасси было сделано убирающимся, большое внимание было уделено также оптимизации обводов фюзеляжа.
Первоначально предполагалось оснастить вертолет двумя ГТД Turbomeca Bastan VII мощностью по 1300 л.с, но затем от них отказались в пользу двигателей Turmo III, которые обеспечивали максимальную скорость в 290 км/ч.
Первый опытный экземпляр с двигателями Turmo Hi мощностью по 1300 л.с. взлетел 13 апреля 1965 года. К лету 1965 года был изготовлен и второй опытный образец. На шести предсерийных вертолетах по сравнению с опытными была изменена форма носовой части фюзеляжа, а остекление кабины пилотов установлено под большим углом. Эти машины получили индекс SA.330A. Первый SA.330A поднялся в воздух 2 марта 1966 года, а шестая, заключительная машина — 30 июля 1968 года.
Летно-технические характеристики Aerospatiale SA.316B Alouette III Экипаж………………………………..1 Пассажиры…………………….. 7 Силовая установка тип/мощность Turbomeca Artouste ШВ/ 570л.с Диаметр несущего винта, м… 11,02 Длина при вращающихся винтах, м 10.03 Высота, м……………………… 3.0 Взлетный вес, кг…………….. 2200 Вес пустого, кг……………….. 1143 Максимальная скорость, км/ч 210 Крейсерская скорость, км/ч. 185 Динамический потолок, м………. 200 Дальность полета с максимальным запасом топлива, км 540
В августе 1968 года на заводе в Мари-ньяне начался серийный выпуск вертолетов, получивших название SA.330B Puma. Первый серийный геликоптер поднялся в воздух 13 сентября 1968 года.
Министерство обороны Франции заказало 54 вертолета SA.330. Экспортные модификации SA.330C, SA.330H получили более мощные двигатели — Turmo IVB (1400 л.с.) и Turmo IVC (1575 л.с.) соответственно.
На выпуск вертолета с более мощными двигателями обратило внимание командование ВВС Франции, которое заказало 37 экземпляров SA.330H под обозначением SA.330Ba и одновременно начало аналогичную модернизацию всего парка своих вертолетов SA.330B.
В процессе производства вертолетов Puma фирма Sud Aviation вошла в объединение SNiA (Societe Nationale Industrie lie Aerospatiale — Национальное общество аэрокосмической промышленности), более известное под маркой Aerospatiale, что повлекло изменение в индексации вертолетов с SA (Sud Aviation) на AS (Aerospatiale).
В 1974 году на фирме Aerospatiale начались работы по глубокой модернизации вертолета. Машина, получившая название Super Puma, существенно отличалась от предшественника. На нее решено было поставить еще более мощный двигатель — ГТД «Макила» фирмы Turbomeca. В значительной степени была переработана и конструкция вертолета. В частности, для удобства маневрирования на ограниченных площадках переднюю опору шасси сделали одноколесной, что уменьшило радиус разворота.
Несущий винт — четырехлопастный, с лопастями из композитного материала. Для членов экипажа была предусмотрена кевларовая броня.
В дополнение к четырем базовым модификациям велось проектирование и пятого варианта — корабельного AS.332F. На палубной машине предусматривалась возможность складывания хвостовой балки и лопастей несущего винта, имелась система принудительной посадки на корабль. Этот вертолет мог нести две противокорабельные ракеты AM.39 Exocet или противолодочные торпеды. В состав оборудования были включены РЛС кругового обзора OMERA ORB-32 или «Томсон-CSF Агрион», сбрасываемые гидроакустические буи и буксируемый детектор магнитных аномалий.
С 1990 года вновь построенные военные AS.332B получили индекс AS.532UC/ АС и наименование Cougar 1. AS.532UC был невооруженным транспортно-десантным вертолетом, a AS.532AC отличается от него пулеметами в проемах дверей грузовой кабины и пилонами для внешней подвески блоков HAR контейнеров с 20-мм пушками или пулеметами.
В 1992 году название фирмы-производителя Super Puma опять изменилось — французская Aerospatiale, объединившись с германской фирмой МВБ, образовали консорциум Euorocopter, а модификации вертолета вместо AS стали называться ЕС (ЕС-225 и ЕС-725).
6 февраля 1987 года впервые поднялась в воздух удлиненная модификация геликоптера Super Puma, получившая название Super Puma 2 или позже — Cougar 2 (индекс AS.332L-2, который в 1992 года был изменен на AS.532U-2).
Развитием этого типа стала модификация AS.532A-2, проектирование которой началось в 1994 году. При тех же двигателях и планере AS.532A-2 оснащался более совершенным оборудованием. На нем, в частности, появилась возможность установки и интеграции в единую систему на базе БЦВМ любой навигационной аппаратуры, которой оснащается Cougar. В ночное время экипаж вертолета получил возможность работы в очках ночного видения третьего поколения.
Дальнейшим развитием вертолетов семейства Puma/Cougar стал вертолет ЕС-725 Cougar 2+, первый полет которого состоялся 30 ноября 2000 года. Геликоптер отличается увеличенными боевой нагрузкой и радиусом действия, на нем предусмотрена возможность установки системы дозаправки в воздухе. На ЕС-725 установлены новый пятилопастный несущий винт и два ГТД Makila 1А4 мощностью по 2413 л.с. В состав оборудования включен новый автопилот.
Вертолеты Puma, Super Puma и Cougar входили в состав авиационной группы крейсера-вертолетоносца Jeanne d’Arc в период с 1992 по 2002 год.
описание
Alouette (французское для жаворонок) II Sud-Est SE.3130 принадлежит Turboméca Artouste II, Sud-Aviation SA-318C с одного Астазу IV Консорциум производителей Aérospatiale изготовил Alouette II с бортовым шасси, трехлопастным несущим винтом и двухлопастнымХвостовой винт.
За исключением нескольких стоек для стабилизации, кабина, которая пространственно не отделена от кабины, полностью остеклена. Каркас фюзеляжа и хвостовая балка выполнены из стальной трубчатой рамной конструкции и не облицованы. Отсутствие облицовки обеспечивает хороший обзор и легкий доступ к приводным элементам за кафедрой. Alouette широко использовался и использовался в военный и гражданская область для пассажирского транспорта и в качестве наблюдателя, но особенно в летной подготовке (здесь в основном из-за конструкции с одним двигателем для выполнения Авторотации). В прошлом они также использовались для перевозки пациентов в Спасение с воздуха, но время от времени из-за ограниченного пространства.
Alouette II был первой моделью вертолета, который использовался многочисленными немецкими полицейскими вертолетными эскадрильями, в том числе для командования и управления. Федеральная пограничная служба
[1] (Cегодня
Федеральная полиция
, до конца 2007 г.), немецкая
вооруженные силы
(до начала 2008 г.) швейцарские компании Эйр Церматт а также Воздушные ледники (особенно модель преемника лама), Швейцарские ВВС, то
Турецкая полиция
, то
французкий язык
а также
Бельгийские вооруженные силы
и
Аргентинские ВВС
.
Alouette II особенно подходит для обучения молодых пилотов, поскольку косвенное ручное управление позволяет избежать ошибок управления и полетов без автоматического управления, т.е. ЧАС. с нестабилизированным управлением. Элементы стабилизации полета, которые есть в современных двухмоторных вертолетах, отсутствуют в Alouette II. Это означает, что пилот должен очень осторожно и сознательно обращаться с элементами управления и, таким образом, получает хорошее представление о том, как машина реагирует на работу элементы управления.
Легкий многоцелевой вертолет SA.316 Alouette III (Франция)
Легкий многоцелевой вертолет SA.316 Alouette III фирмы Aerospatiale предназначен для проведения спасательных работ, обеспечения связи, наблюдения за полем боя, эвакуации раненных, огневой поддержки наземных войск, борьбы с бронетехникой противника. Вертолет Alouette III является версией вертолета Alouette II с более вместительной кабиной, усовершенствованным оборудованием, более мощным двигателем и улучшенными летными характеристиками. Прототип, обозначенный как SE.3160 и последовавший за первой серией, известной как SA.316А. впервые поднялся в воздух 28 февраля 1959 г. В июне 1960 г. Alouette III с семью пассажирами на борту продемонстрировал свои экстраординарные летные характеристики, садясь и взлетая с вершины Монблан в Западных Альпах (высота 4807 м). Пять месяцев спустя этот же Alouette III с экипажем из 2 человек и с 250 кг полезного груза совершил взлет и посадку на высоте 6004 м в Гималаях — оба эти достижения тогда были беспрецедентны для вертолетов. SA.316A строился для французского и экспортного рынка, и в июне 1962 г. он стал предметом лицензионного договора с индийской компанией HAL на право производства. Первый Alouette III индийской сборки поднялся в воздух 11 июня 1965 г. Экспериментальные модели включали в себя и всепогодный вариант, совершивший свой первый полет 27 апреля 1964 г.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Несущий и рулевой винты трехлопастные с шарнирным креплением цельнометаллических лопастей. Силовая установка состоит из одного турбовального двигателя Artouste IIIB мощностью 870 л.с., ограниченной до 570 л.с. В кабине размещаются два летчика и шесть пассажиров или двое раненных на носилках с двумя сопровождающими. На внешней подвеске возможно размещение груза массой до 750 кг. Шасси неубирающееся трехстоечное с носовым колесом.
В состав вооружения могут входить один 7,62-мм пулемет с 1000 патронов или 20-мм автоматическая пушка с боекомплектом 480 выстрелов, четыре противотанковые управляемые ракеты AS.11 или блоки с 68-мм неуправляемыми авиационными ракетами.
Последующая модель SA.316B имела усиленные трансмиссии несущего и хвостового винтов и несколько большую массу, но могла брать больше полезного груза. Первый полет состоялся 27 июня 1968 г. Эта модель стала основным серийным вариантом, впервые была выставлена на продажу в 1970 г. и сразу обрела успех на экспортном рынке.
Прототипы Alouette III и первые две серии оснащались ТВД Турбомека Артуст IIIВ. а строившаяся массово модель SA.316С имела двигатель Артуст IIID. Кабина Alouette III более открыта, чем в Alouette II, и может вместить до 7 человек. Другое отличие — все пассажирские кресла при необходимости легко удаляются для размещения груза.
Оснащение вертолета позволяет транспортировать на внешней подвеске грузы массой до 750 кг или использовать его для спасательных работ на воде и в воздухе. Применяемая лебедка имела грузоподъемность 175 кг. Alouette III мог использоваться для эвакуации пострадавших: за пилотом размещались два кресла и двое носилок.
Эксперименты с более эффективным в плане тепловых режимов эксплуатации и более экономичным ТВД Астазу привели к появлению модели SA-319В Alouette III Астазу. разработанной на базе SA-316B. Первый образец модели SA-319В был испытан в 1967 г. Варианты «Алуэтт» III имели больший успех на международном рынке, чем их предшественники, и к 1984 г. не менее чем 1453 машины были проданы в 92 страны мира. В дополнение к лицензионному производству компаний HAL в Бангалоре в Индии (200 машин) подобные контракты были подписаны с в Румынии (для 130 машин) и Швейцарии (для 60 машин).
Модификация SA.316C оснащена двигателем Artouste IIID. В 1967 году создана модификация SA.319B с более экономичным ТВД Astazou XIV мощностью 870 л.с., ограниченной до 600 л.с. Всего было построено 1455 вертолетов различных модификаций, из них 1113 поставлено на экспорт в 71 страну мира. Лицензионное производство вертолета было налажено в Индии (Сhetak), Румынии (IAR-317 Airfox) и Швейцарии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: максимальная 210 крейсерская 185 Потолок, м: статический 2880 динамический 3200 Дальность перегоночная, км 480 Масса, кг: максимальная взлетная 2200 пустого вертолета 1143 Габариты вертолета, м: диаметр несущего винта 11,02 длина с вращающимся винтом 10,03 высота 3,0 Двигатель: ТВД Turbomeca Artouste I МЕЗ. л.с. 870
Спецификации
Трехсторонний вид
Параметр | данные |
экипаж | 1 |
Пассажиры | 4 |
длина | 9,70 м |
Диаметр несущего винта | 10,20 м |
рост | 2,75 м |
Пустая масса | 895 кг |
Максимум | 1650 кг (SA 318C) |
водить машину | 1 × газовая турбина Turboméca Artouste II A или II A2 |
власть | 299 кВт / 406 Вт / с |
Максимальная скорость | 185 км / ч |
Диапазон | 450 км (максимум 2 человека) |
Максимум | 4500 м |
Начальная скорость набора высоты | 4,2 м / с |