Многоцелевой вертолет Сикорский UH-60 Черный ястреб

Вертолет UH-60 Black Hawk является основным транспортным и штурмовым двухмоторным вертолетом средней грузоподъемности армии США. Он оснащен одним 4-лопастным несущим винтом и одним 4-лопастным рулевым винтом. Основной состав экипажа UH-60A состоит из трех человек: пилота, второго пилота и бортинженера. Лопасти несущего винта с титановой сердцевиной устойчивы к огню зенитной артиллерии калибром до 23 мм и оснащены датчиками давления, способными обнаруживать потерю давления в роторе (повреждение).

Технические характеристики

Вертолет UH-60L Black Hawk

  • Производитель:Sikorsky
  • Служба: Армия США (основная часть, а также более чем в 30 странах мира)
  • Пассажировместимость: места для 11 солдат или 6 мест для лежачих
  • Длина: 19,76 м
  • Высота: 5,13 м (с хвостовым винтом)
  • Диаметр несущего винта: 16,36 м
  • Диаметр рулевого винта:
    3,35 м

Вертолеты

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

UH-60 Black Hawk («Черный ястреб») — многоцелевой вертолет. Создан американской компанией Sikorsky. Вертолет находится на вооружении американской армии, где он сменил известный Bell UH-1, являющийся одним из символов войны во Вьетнаме. Новая винтокрылая машина была предназначена для транспортировки 11 военнослужащих в полной экипировке. Опытный экземпляр вертолета поднялся в небо 17 октября 1974 года, а 23 декабря 1976 года вертолет стал победителем объявленного военными конкурса и был запущен в серийное производство. Вертолет выпускается до сих пор. С 1977 года было произведено более 4 тысяч вертолетов UH-60 Black Hawk различных модификаций. Широкой публике вертолет знаком по художественному фильму «Падение «Черного ястреба», в котором рассказывается о событиях в столице Сомали в 1993 году.

Создание вертолета UH-60 началось после того, как американские военные выдали компаниям Boeing-Vertol, Bell, Lockheed и Sikorsky задание на проектирование многоцелевого тактического вертолета, предназначенного для снабжения войск на поле боя и проведения десантных операций. Вертолет создавался в рамках программы UTTAS — Utility Tactical Transport Air System (многоцелевой тактический транспортный вертолет). Новый многоцелевой вертолет должен был заменить транспортный вертолет Boeing-Vertol СН-46 «Sea Knight», находящийся на вооружении КМП, а также многоцелевой армейский вертолет Bell UH-1, находящийся на вооружении армии. В 1971 году военные определились с требованиями к будущей машине: в кабине вертолета необходимо было перевезти стрелковое отделение 11-15 человек; экипаж до 3-х человек; обеспечение возможности транспортирования вертолета без выполнения разборки на самолетах Lockheed С-130 и С-141; оснащение машины двумя двигателями.

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

Первоначальная программа производства включала в себя выпуск 1100 вертолетов, ее планировалось закончить к 1985 году, на тот момент эта программа была самой большой вертолетной программой американской армии. Стоимость всей программы создания вертолета UTTAS, включая этап разработки, приобретения и эксплуатации машин в течение 10 лет, первоначально оценивалась американскими военными в 2,4 млрд. долларов, но затем увеличилась до 6,5 млрд. долларов, а цена за одну машину соответственно выросла с 2 до 5,8 млн. долларов. В 1972 году военные выдали требования к ЛТХ вертолетов UTTAS и технические условия 9 компаниям-производителям.

Из 9 вертолетных компаний, которые представили свои проекты вертолета UTTAS, Пентагон отобрал разработки компаний Sikorsky и Boeing-Vertol, которые должны были предоставить опытные образцы. Согласно контракту предусматривалось строительство партий из 4-х опытных вертолетов от каждой из фирм. Один вертолет предназначался для проведения статических испытаний, еще по 3 машины для проведения летных испытаний. После того, как военные определились бы с компанией-изготовителем, планировалось строительство еще 5 опытных вертолетов, чтобы все 8 машин смогли принять участие в эксплуатационных испытаниях.

В 1973 году вертолет UTTAS, разрабатываемый для военных фирмой Sikorsky, получил обозначение S-70 (внутрифирменное) и армейское — UH-60A. Опытный вертолет — YUH-60 впервые поднялся в небо 17 октября 1974 года. После того как в 1976 году оценочные испытания опытных машин были завершены, американские военные провели сравнительный анализ вертолетов компаний Sikorsky и Boeing-Vertol и остановили свой выбор на вертолете компании Sikorsky. Главными причинами выбора многоцелевого вертолета Sikorsky UH-60A стали меньшие расходы на эксплуатацию в течение 20-летнего расчетного срока и меньшие технические риски.

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

Фюзеляж вертолета типа полумонокок, цельнометаллический, выполнен из легких сплавов. Композитные материалы на основе кевлара и стекловолокна применяются в конструкции кабины экипажа, дверей, обтекателей, фонарей и капота двигателей. Фюзеляж обладает противоударной конструкцией, которая в состоянии выдержать перегрузку в 10g при вертикальном и 20g при фронтальном ударе. Задняя часть фюзеляжа машины плавно переходит в хвостовую балку с имеющей несимметричный профиль и отогнутой вверх концевой балкой, к которой крепятся рулевой винт и стабилизатор. Стабилизатор прямой, управляемый, его размах — 4,37 м. Смена угла установки производится при помощи системы управления, получающей сигналы об угле общего шага, о воздушной скорости, боковом ускорении и угловой скорости. Для удобства транспортировки и во время стоянки предусмотрено складывание хвостовой балки.

Вход в двухместную кабину пилотов производится через 2-е боковые двери, которые являются сбрасываемыми. Сиденья пилотов бронированы. Грузовая кабина вертолета обладает размерами 4,95х 2,21х1,87 м, ее объем составляет 11,6 кубических метра. С обеих сторон грузовой кабины имеются сдвижные двери размерами 1,5х1,75 м. В грузовой кабине вертолета могут без проблем разместиться 11 солдат со своим вооружением или 6 раненых бойцов на носилках.

Шасси вертолета трехопорное, неубирающееся, на каждой опоре имеет по одному колесу. Главные опоры шасси рычажного типа, они оснащены двухкамерными амортизаторами. Установленная на вертолете пневмогидравлическая система амортизации позволяет обеспечить поглощение энергии удара о землю с возникающей перегрузкой в 40g без касания фюзеляжем вертолета земли. База вертолетного шасси — 8,83 м, колея шасси — 2,7 м.

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

Несущий винт вертолета четырехлопастный, крепление лопастей шарнирное. Втулка монолитная, изготавливается из титанового сплава и обладает демпферами и эластомерными подшипниками, которые не требуют смазки. Это в свою очередь позволяет на 60% снизить объем работ по техобслуживанию. Вертолетные лопасти имеют в плане прямоугольную форму, обладают лонжеронами овального сечения, выполненными из титанового сплава и хвостовой частью, в которой используется сотовый наполнитель «номекс». Задняя кромка, а также комлевая части лопастей изготовлены из композитных материалов на основе графита. Лопасти имеют обшивку из стеклопластика, также из этого материала выполнены противовесы, установленные вдоль носка лопасти. Лопасти вертолета спроектированы по принципу безопасно повреждаемой конструкции, благодаря чему они в состоянии выдержать попадание 23-мм артиллерийских снарядов. Лопасти оснащены электрической противообледенительной системой.

Рулевой винт вертолета также четырехлопастный, его диаметр 3,35 м., крепление лопастей бесшарнирное. Вместе с концевой балкой рулевой винт наклонен вбок на угол в 20 градусов, что позволяет увеличить диапазон центровки и создать вертикальную составляющую тяги. Втулка состоит из 2-х расположенных крестообразно балок. В плане лопасти имеют прямоугольную форму, выполнены с использованием композиционного графитоэпоксидного материала, также как и лопасти несущего винта обладают электрической противообледенительной системой.

Силовая установка вертолета включает в свой состав 2 турбовальных ГТД General Electric T700-GE-700, которые расположены в гондолах по обеим сторонам от пилона несущего винта. Максимальная мощность двигателя T700-GE-700 составляла 1285 кВт. Данный двигатель был разработан с учетом требований, которые были получены в ходе опыта эксплуатации вертолетов во Вьетнаме. Топливная система машины состояла из стандартных внутренних топливных баков, емкостью 150 литров, помимо этого дополнительно можно было установить еще один внутренний бак емкостью 440 литров. В вариантах вертолета НН-60 и МН-60 на высокорасположенных крылообразных пилонах могли быть смонтированы сбрасываемые баки вместимостью 870 литров. Максимально возможный запас топлива вертолета равен 3545 литрам.

Система управления вертолетом гидравлическая, бустерная, дублированная. На вертолете имеется вспомогательная силовая установка «Solar» мощностью 67 кВт. Она обеспечивает запуск основных двигателей, а также привод гидросистемы.

Основными элементами навигационной системы машины были инерциальная навигационная система и доплеровский радиолокатор. Изначально была предусмотрена возможность монтажа системы определения местоположения вертолета при помощи спутников. В оборудование, предусмотренное для обороны вертолета, входят автомат рассеивания ИК-отражателей и трассеров, а также приемник радиолокационного облучения ARP-39.

Сегодня без всяких преувеличений можно говорить о том, что «Черный ястреб» — это боевая машина ХХI века, несмотря на то, что ему уже больше 40 лет. В результате разработки данного вертолета на свет появилась универсальная платформа для всех родов войск, которая по совокупности своих характеристик занимает лидирующие позиции в мире. Помимо базовой сухопутной веси UH-60, было разработано 2 противолодочных вертолета SH-60F «Ocean Hawk» и SH-60B «Sea Hawk» (эти вертолеты оснащены опускаемой гидроакустической станцией и магнитометрами). Также был спроектирован вертолет HH-60 «Rescue Hawk», предназначенный для проведения военных поисково-спасательных, а также спецопераций и линейка вертолетов MH-60 «Knighthawk», которая включает в свой состав вертолеты огневой поддержки, палубные вертолеты, санитарные вертолеты, вертолеты для проведения спецопераций и постановщики помех.

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

В настоящее время вертолет по-прежнему активно поставляется на экспорт. Современные модели вертолета до предела насыщены различным высокотехнологичным оборудованием, что в свою очередь не позволяет длительное время хранить машину вне ангара и предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу. Принятие на вооружение многоцелевого вертолета UH-60, который активно используется всеми родами войск, а также на флоте, позволило существенно сократить затраты на эксплуатацию и упростить обслуживание. В армии он заменил знаменитый UH-1 «Ирокез», а на флоте «СиСпрайт». В настоящее время вертолет успешно дублирует задачи вертолетов огневой поддержки и транспортных машин, а также заменяет тяжелые вертолеты SH-3 «Sea King» и морские тральщики MH-53.

Характеристики:

  • Экипаж: 3 человека (2 пилота, борттехник);
  • Пассажировместимость: 11 солдат или 6 лежачих раненых;
  • Длина: 19,76 м;
  • Длина фюзеляжа: 16,26 м (без штанги дозаправки);
  • Диаметр несущего винта: 16,36 м;
  • Диаметр рулевого винта: 3,35 м;
  • Высота: 5,13 м (с хвостовым винтом);
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 210,15 м²;
  • База шасси: 8,83 м;
  • Колея шасси: 2,705 м;
  • Масса пустого: 5224 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 7907 кг;
  • Максимальная взлетная масса: 11113 кг;
  • Масса полезной нагрузки: 1197 кг (внутренняя), на подвеске — 4082 кг;
  • Объем топливных баков: 1361 л + 2 × 700 л дополнительных бака в кабине (+2 × 870 л и 2 × 1703 л ПТБ);
  • Силовая установка: 2 × турбовальных General Electric T700-GE-701C;
  • Мощность двигателей: 2 × 1880 л.с. (2 × 1402 кВт);
  • Максимально допустимая скорость: 361 км/ч;
  • Максимальная скорость: 296 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 282 км/ч;
  • Практическая дальность: 584 км;
  • Перегоночная дальность: 2222 км (с ПТБ на подвесках ESSS);
  • Продолжительность патрулирования: 2 ч 6 мин;
  • Практический потолок: 5835 м;
  • Статический потолок: 2330 м;
  • Вертикальная скороподъемность: 7,87 м/с;
  • Нагрузка на диск: 36,7 кг/м² (при нормальной взлетной массе);
  • Тяговооруженность: 328,9 Вт/кг (на трансмиссию при нормальной взлетной массе);
  • Стрелково-пушечное вооружение: в кабине -2 × 7,62 мм шестиствольных пулемета M134 или 2 × 12,7 мм пулемета GAU-19;
  • Точки подвески: 4 (по 2 с каждой стороны на ESSS);
  • Боевая нагрузка: до 4536 кг;
  • Управляемые ракеты: «воздух-поверхность» — до 16 × AGM-114 Hellfire, «воздух-воздух» — FIM-92;
  • Неуправляемые ракеты: 70 мм Hydra 70;
  • Подвесные топливные баки: 2 × 870 л на внешних подвесках, 2 × 1703 л на внутренних подвесках.

Модификации «ястреба»

  • UH-60A Black Hawk — первый вариант серии ястребов
  • UH-60A Credible Hawk — бронированный вариант для спасательных военных операций
  • EH-60C Black Hawk — применяется при спецоперациях обеспечивая радиопомехи
  • НН-60D Night Hawk — ночной вариант UH-60A
  • МН-60А Velcro Hawk — UH-60A модифицированы для выполнения специальных операций
  • МН-60А Embassy Hawk — вариант боевого вертолёта для действий в Европе
  • МН-60G Pave Hawk — вариант боевого вертолета для проведения боевых спасательных и специальных операций
  • VH-60A — вариант вертолёта с салоном класса VIP для высокопоставленных чиновников и генералитета
  • UH-60B — транспортный вариант вертолёта с усовершенствованными двигателями
  • YEH-60B — модификация вертолёта UH-60A, для обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника
  • YSH-60B — противолодочный вариант для ВМС США
  • SH-60B Sea Hawk — противолодочный вариант вертолета для поиска и обнаружения подводных лодок
  • SH-60F Ocean Hawk — вариант предназначенный для участия в противолодочных операциях
  • НН-60J Jay hawk — вариант предназначенный для проведения поисково-спасательных операций
  • UH-60J — спецмодификация для ВВС Японии, приспособленный для спасательных операций
  • МН-60К — армейский вариант для специальных операций
  • UH-60L — модифицированный вариант UH-60A
  • VH-60N Presidential Hawk — усовершенствованный вариант для VIP-персон
  • UH-60M — усовершенствованная боевая модификация
  • HH-60M — модифицированный медицинский вариант
  • UH-60P — боевой вариант вертолета для для Республики Корея
  • UH-60Q Dustoff Hawk — медицинский вариант UH-60L
  • S-70A — экспортный вариант вертолета для Австралии и Саудовской Аравии
  • S-70B-6 — противолодочный вариант вертолета для военно-морских сил Греции
  • S-70C — вариант гражданских вертолетов для Китая и Брунея
  • S-70i — экспортный вариант UH-60 для производства в Польше
  • WS-70 — вариант построенный по лицензии США в Англии

Представление участников

Ми-8

Шутка ли — самый массовый в мире двухдвигательный вертолёт! Всего в различных модификациях построили более 12 тысяч экземпляров. С 1965 года и поныне Ми-8 летают — без преувеличения! — по всему миру. Россия, страны СНГ, Азия, Африка, Латинская Америка… Везде, где нужен простой, удобный и недорогой вертолёт, присматриваются к Ми-8.
Больше всего подкупает его многозадачность: перевозить пассажиров, сбрасывать десант, вывозить раненых, набивать отсеки под завязку ящиками с бананами и обрабатывать вражеские окопы неуправляемыми ракетами.


Ми-8АМТШ (фото: Сергей Аблогин)

Ми-8 может всё.

Список его модификаций и вариаций давно не влезает на одну страницу… И даже завсегдатаи авиационных форумов обходятся простым Ми-8, без уточнения. К слову — Ми-9, Ми-13, Ми-17, Ми-19, Ми-8АМТШ и Ми-171 — это всё тоже он.

UH-60 «Чёрный ястреб»

Сейчас на коне UH-60, ставший легендой после культового фильма «Падение чёрного ястреба». Не каждому вертолёту выпадает такая честь. Потому и представлять его практически не надо.


UH-60 «Чёрный ястреб»

Многоцелевой. Построили уже более четырёх тысяч штук. Практически незаменимый помощник: подвезти генерала, отправить «фрогменов» («люди-лягушки», боевые пловцы) или «тюленей» (спецподразделение военно-морских сил США, SEAL) на задание, подкинуть патронов на передовую или (если есть нужное оборудование) угостить чужие танки ракетами AGM-114 Hellfire… Ему всё по плечу. Может, умеет, практикует.

Модель «Черного Ястреба» серии «А»

Модель A была разработана для перевозки 11 боевых подразделений (солдат) в дополнение к экипажу из трех человек и предназначалась для выполнения служебных, штурмовых, медицинских, командно-контрольных и разведывательных функций. Армия начала переводить вертолет «Блэк Хоукс» на медицинскую роль в 1981 году.

UH-60A использует систему шасси с волочащимся хвостовым колесом с двумя неподвижными стойками главной передачи и вращающимся блокируемым хвостовым колесом в сборе. Для работы в арктических условиях Black Hawk может быть оснащен посадочными лыжами.

UH-60A оснащен помещениями для военнослужащих на восемь человек, которые могут быть удалены для размещения четырех полноразмерных медицинских носилок. «Черный ястреб» может перевозить 11 полностью экипированных боевых солдат в конфигурации, готовой к нападению, или 14 в ситуации максимальной вместимости. Максимальная грузоподъемность войск составляет 20 легковооруженных военнослужащих. Специальный медицинский вариант Black Hawk вмещает 6 лежачих мест.

UH-60A оснащен задней раздвижной и запирающейся дверью с каждой стороны грузового отсека. Внешний грузовой крюк рассчитан на 3630 кг.

ESSS (Система поддержки внешних складов) состоит из двух внешних крылоподобных узлов, прикрепленных к корпусу самолета над дверями грузового отсека. Каждое крыло ESSS оснащено 2 съемными пилонами. Крылья рассчитаны на 2268 кг каждое и могут вместить один топливный бак на 1046 литров, а также один топливный бак на 2046 литров (это дает UH-60A дальность беспосадочного полета в 2222 км). На ESSS может быть установлено до 16 ракет Hellfire, и в сочетании с возможностью внутреннего переноса дополнительных 16 ракет, дает боевому Black Hawk возможность перевооружиться.

UH-60A оснащен двумя турбовальными двигателями General Electric T700-GE-701 мощностью 1560 лошадиных сил каждый. Внутреннее топливо хранится в двух аварийных топливных баках и составляет 1637 литров. При наличии ESSS Black Hawk может перевозить два внешних бака емкостью 1045 литров и до двух дополнительных вспомогательных баков емкостью 841 литр внутри грузового отсека.

«Черный ястреб» способен летать на одном двигателе.

UH-60A оснащен радиостанциями УКВ-FM, УВЧ-FM и УКВ-AM/FM, а также зашифрованной системой распознавания IFF. Для самообороны Black Hawk оснащен приемником радиолокационного предупреждения AN/APR-39 (v) 1, а также инфракрасной системой противодействия AN/ALQ-144 и дозатором.

Хотя UH-60A не оснащен какими-либо специальными системами вооружения, он оснащен двумя штыревыми креплениями (по одному с каждой стороны корпуса в кормовой части полетной палубы). Эти штыри способны принимать различное оружие, в том числе 7,62-мм пулемет M-60 GP, 7,62-мм пулемет M-240, пулемет GAU-19/A калибра 50 мм, а также 6-ствольный миниган General Electric M134 калибра 7,62 мм. Используя систему ESSS, UH-60A может оснащаться не только 16-тью ракетами Hellfire, но и ракетными модулями 2,75″ FFAR (складная воздушная ракета с плавниками), зенитными ракетами FIM-92 Stinger, а также системами доставки мин с воздуха, такие как volcano и система доставки мин M56.

использованная литература

  1. «https://costofwar.com/en/publications/2011/analysis-fiscal-year-2012-pentagon-spending-request/» .
  2. «Египет — Вертолеты UH-60M BLACK HAWK» (неопр .) . ASDNews, 9 сентября 2008 г.
  3. «https://www.nationaldefensemagazine.org/issues/2004/Mar/Armys_Old.htm» . Архивировано из оригинала 13 июня 2008 г.
  4. Леони, Рэй (2007), Black Hawk: The Story of a World Class Helicopter
    , AIAA, ISBN 1-56347-918-4
  5. VH-60 , Глобальная безопасность
  6. H-60 , Глобальная безопасность
  7. https://www.militarytimes.com/flashpoints/2020/01/28/us-cuts-number-of-black-hawks-to-afghanistan-by-two-therts/
  8. https://www.defense-aerospace.com/articles-view/release/3/97/-turkey-buys-50-black-hawk-helicopters.html
  9. https://fly-news.es/defensa-industria/militar/helicopteros/109-sikorsky-uh-60-black-hawk-para-turquia/
  10. https://www.defensa.com/otan-y-europa/turca-gendarmerie-first-body-security-world-count-attack
  11. https://www.globalsecurity.org/military/world/europe/t-70.htm
  12. https://www.eucom.mil/article/39844/medianato%20support
  13. https://www.wearethemighty.com/news/turkey-just-had-its-own-black-hawk-down-moment-in-syria
  14. https://www.defensa.com/colombia/colombia-unico-pais-simulador-uh-60-sikorsky-america-latina
  15. https://www.vanguardia.com/colombia/black-hawk-la-aeronave-que-escribio-su-historia-en-colombia-pevl439767
  16. https://www.cgfm.mil.co/es/blog/for-the-first-time-military-experts-in-aeronautical-maintenance-recover-helicopter-uh-60-de
  17. https://www.dsca.mil/major-arms-sales/colombia-uh-60l-black-hawk-helicopters
  18. https://www.fac.mil.co/cacom5
  19. https://www.webinfomil.com/2017/03/primicia-la-policia-de-colombia-compro.html
  20. https://www.defensa.com/colombia/sikorsky-lockheed-martin-operatividad-uh-60-black-hawk-ejercito
  21. Aztec Rotors — Вертолеты ВВС Мексики (неопр .) . acig.org
  22. «Мексика отправляет еще 1000 полицейских в район с наркотиками» (неопр .) . MSNBC, 16 июля 2009 г.
  23. «Мексиканская полиция арестовала 34 подозреваемых в наркокартеле» (неопр .) . Си-Эн-Эн, 3 августа 2009 г.
  24. «Блэкхокс» готов к полетам в составе ВМС Мексики. (25 августа 2011 г.)
  25. Клинтон клянется в поддержке США в войне с наркотиками в Мексике .
  26. Викискладе есть медиафайлы по теме Sikorsky Aircraft Corporation . Архивировано из оригинала 8 июня 2007 года.
  27. «Армейские технологии — UH-60 Black Hawk Sikorsky S-70A — многоцелевой вертолет» .
  28. «https://www.army.mil/fact_files_site/blackhawk/index.html» . Архивировано из оригинала 29 мая 2007 года.
  29. abcdefghijklmn
    DoD 4120-15L,
    Обозначение моделей военных аэрокосмических аппаратов
  30. «https://www.sikorsky.com/details/0,,CLI1_DIV69_ETI561,00.html» . Архивировано из оригинала 8 июня 2007 года.
  31. «https://www.sikorsky.com/details/0,,CLI1_DIV69_ETI2265,00.html» .
  32. «https://www.sikorsky.com/details/0,,CLI1_DIV69_ETI838,00.html» . Архивировано из оригинала 29 мая 2007 года.
  33. «Веб-страница 160-го» . Архивировано из оригинала 8 июня 2007 года.
  34. «Научный блог, НАСА» . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 года . Проверено 25 мая 2008 г.
  35. «Изображение первого полета UH-60A RASCAL» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года.
  36. ^ ab
    «Страница Mitsubishi Heavy Industries UH-60J» . Архивировано из оригинала 24 января 2008 года.
  37. abcde
    «Directory: World Air Forces»,
    Flight International
    , 11–17 ноября 2008 г.
  38. аб
    «https://www.flightglobal.com/assets/getasset.aspx?ItemID=26061» .
  39. Леони 2007, с. 314.
  40. «Гражданин: Клинтон клянется в поддержке США в мексиканских войнах с наркотиками» . Архивировано из оригинала 14 августа 2009 года . Проверено в 2009 г. .
  41. «https://www.defense.gov/News/Contracts/Contract-View/Article/606020» .
  42. «https://www.defense.gov/News/Contracts/Contract-View/Article/606696» .
  43. https://www.dsca.mil/search/node/mexico (Заказы из Мексики)
  44. https://www.transponder1200.com/estados-unidos-aproba-venta-de-ocho-sikorsky-mh-60r-a-mexico/ )
  45. Леони2007
    , стр. 306-311.
  46. Леони 2007, стр. 250-256.
  47. Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия современных боевых самолетов
    . Лондон: Aerospace Publishing Ltd. ISBN 1-56619-908-5 .
  48. Подшивка фактов о Черном Ястребе (неопр .) . Армия США.
  49. Фроули, Джеральд. Международный справочник военных самолетов, 2002/2003 гг
    . Аэрокосмические публикации, 2002 г. ISBN 1-875671-55-2 .
  50. Томайчик 2003, стр. 11, 14–15.

Модель «Черного Ястреба» серии «L»

UH-60L Blackhawk представляет собой модернизацию оригинального UH-60A Blackhawk, который поступил на вооружение армии США в 1978 году. Производство UH-60L началось в 1989 году с модернизации существующих вертолетов UH-60A в стандарт «L», а также производства новых корпусов. Первый UH-60L был поставлен в ноябре 1989 года. С 2006 года было поставлено более 600 экземпляров данной модели, и ожидается, что производство будет продолжаться до тех пор, пока линия UH-60L не будет заменена новым серийным вертолетом UH-60M.

Внешне UH-60L очень похож на UH-60A. К основным улучшения включают включение системы подавления ИК-излучения при наведении (HIRSS), которая предназначена для охлаждения выхлопных газов двигателя во время зависания и в прямом полете. Как и в случае с UH-60A, вариант «L» поддерживает ESSS и рассчитан на все те же системы вооружения. Предел внешнего грузового крюка был улучшен на UH-60L, который имеет максимальную грузоподъемность 4082 кг. Вместительность внутренних войск остается неизменной на уровне 11 полностью экипированных, 14 средне экипированных и 20 легко экипированных военных.

UH-60L оснащен двумя турбовальными двигателями General Electric T700-GE-401C мощностью 1880 лошадиных сил каждый. Модель «L» сохраняет те же внутренние механизмы подачи топлива, что и в модели «A».

Готовьте ваши денежки

Раз уж вертолёт массовый, то он должен быть ещё и недорогой. У российской «птички» здесь солидное преимущество. Цена экспортного Ми-171 — около 12 миллионов долларов, при этом UH-60 продаются за 21 миллион, почти вдвое дороже. Так что внимательно проверьте свой бюджет перед выбором! А вертолёт Ми-8 получает дополнительные полбалла за демократичную цену.

Итого: Ми-8: 13,5 баллов UH-60: 13 баллов

Ми-8 всё же чуть-чуть лучше. В силу универсальности. Если у вас много денег, а в горы вы лезть не собираетесь, то «Чёрный ястреб» — это быстро и красиво. Если же армия вашей страны собирается организовать краудфандинговый проект на создание ВВС, то ваш выбор — Ми-8. За счёт многофункциональности и цены.


Ми-8АМТШ (фото: Олег Подкладов)

Стоит признать, что «рабочие лошадки» обеих стран знают своё дело и отлично справляются с возложенными на них обязанностями. А это дорогого стоит.

Участие в боевых действиях

Корабельная авиация США приняла на вооружение вертолет MH-60R в 2007 году и базируется на авианосце «Джон Стеннис» в Калифорнии. На данный момент он также стоит на вооружении таких стран, как Австралия, Дания, Саудовская Аравия и Германия. Пока «Си Хоук» не принимал участие в боевых действиях, а совершает штатные вылеты. В 2022 году в одном из таких полетов у острова Гуам в Тихом океане вертолет потерпел крушение. Экипаж вертолета не пострадал.

MH-60S также не участвовал ни в одном сражении. В октябре 2007 в Сан-Диего вертолет совершал спасательную операцию. Он помогал тушить лесные пожары.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]