В марте 1965 г. начала разработку боевого вертолета ближней воздушной поддержки войск на базе вертолета Модель 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»). Предполагалось обеспечить армию США пробным вертолетом, который объединял бы в себе новый узкий фюзеляж с малым поперечным сечением и тандемным расположением кресел, силовую установку, несущий винт и трансмиссию вертолета UH-1C. Опытный образец поднялся в воздух 7 сентября 1965 г. Вертолет, обозначенный Модель 209, испытывался начиная с декабря того же года, а заказы на два предсерийных и 110 серийных аппаратов последовали в апреле 1966 г.
Белл АН-1 Кобра – видео
Получивший в итоге обозначение AH-1G и имя «Хью Кобра», вертолет начал поставляться в армию США в июне 1967 г., а с сентября его стали использовать в боевых действиях во Вьетнаме. Для армии США было поставлено 1127 вертолетов AH-1G, включая тренировочные TH-1G с двойным управлением.
Серийный вертолет AH-1G, ставший базовым для дальнейших модификаций, имел конструкцию одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Кабина экипажа двухместная, с расположенными друг за другом сиденьями стрелка и летчика. Уровень пола в отсеке стрелка (находится перед летчиком) ниже на 0.25 м. Фонарь с плоскими стеклами сводит к минимуму отсвечивание и увеличивает пространство над головой летчика, на вертолете применена усовершенствованная автономно действующая система аварийного сбрасывания окон и дверей. Для защиты экипажа и наиболее ответственных участков конструкции и агрегатов от наземного огня использована облегченная стальная броня. Конструкция хвостовой балки усилена, чтобы противостоять попаданию 23-мм снарядов. Для планера вертолета применена окраска, способствующая уменьшению визуальной и ИК-заметности.
Крыло размахом 3,28 м, среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в плане, которое разгружает несущий винт в горизонтальном полете и несет узлы подвески вооружения, контейнеров с оборудованием или топливных баков. Шасси неубирающееся, лыжное, выполнено из алюминиевых сплавов, с пластиковыми обтекателями стоек. Снизу для улучшения износостойкости к лыжам крепятся накладки из стали. Силовая установка состоит из одного турбовального ГТД, размещенного в обтекателе сверху фюзеляжа и снабженного боковыми воздухозаборниками, выхлопным соплом, отклоненным вверх, на котором установлен кожух для охлаждения выхлопных газов наружным воздухом и снижения ИК-излучения. Топливо содержится в протектированных баках емкостью 980 л, замкнутых в систему пополнения топливом расходного бака. Электронное оборудование включает: средства связи (между членами экипажа. KB-станцию связи, станцию связи метрового диапазона), навигационную систему, приемник радиолокационного обнаружения, передатчик активных ИК-помех. индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, радиовысотомер, резервный магнитный компас для второго летчика, ответчик системы опознавания.
Вооружение состоит из контейнеров с НУР со складывающимся оперением, которые подвешиваются под крылом на внешних пилонах. и универсальной турельной установки М-28, вмещающей либо два пулемета, либо два 40-мм реактивных гранатомета. Масса боевой нагрузки составляет 450 кг. Корпус морской пехоты США закупил в 1969 г. 38 машин AH-1G в ожидании поставки 49 машин варианта АН-1J «Си Кобра», заказанных в мае 1968 г. Экземпляры, в основном подобные армейскому вертолету AH-1G, поставлялись ВМС Испании (8 машин, обозначенных Z.14) и в Израиль (6 машин).
Модификации
TH-1G «Хью Кобра» — обозначение учебно-тренировочного вертолета AH-1G с двойным управлением.
AH-1J «Си Кобра» — первоначальный вариант для Корпуса морской пехоты США. оснащенный силовой установкой с двумя турбовальными двигателями Т400-СР-400 общей мощностью на валу 820 кВт/ 1100 л.с. в номинальном режиме, но со взлетной или боевой мощностью на валу 932 кВт/1250 л.с.; с 1970 г. выпущена 271 машина, 63 из которых уже с февраля 1971 г. стали использоваться во Вьетнаме морскими пехотинцами.
AH-1Q «Хью Кобра» — 93 машины AH-1G, переоборудованные в 1973— 1974 гг. для запуска противотанковых ракет «Тоу».
AH-1R «Хью Кобра» — вариант, подобный AH-1G, но с более мощным турбовальным двигателем T53-L-703.
AH-1S «Хью Кобра» — общее обозначение, под которым существующие аппараты АН-1 были модернизированы для возможности противотанковой борьбы с помощью ракет «Тоу», а также обозначение вновь построенных аппаратов. Оно включает также «Модернизированные» AH-1S, которые составляют 197 машин АН-1 G и 93 машины АН-10 с усовершенствованными коробкой передач и трансмиссией, улучшенным несущим винтом, двигателем T53-L-703 и ракетами «Тоу»; 100 подобных вертолетов, под обозначением «Серийные» AH-1S, были серийными машинами с перспективной радиоэлектроникой, системами и оборудованием; 98 машин «Стрелковые» AH-1S, похожие на вертолеты «Серийные» AH-1S, но с улучшенной турелью и системой управления огнем; и 126 новых серийных машин.
AH-1F — «Модернизированный» AH-1S, вобравший в себя все лучшие качества вертолетов AH-1S, плюс перспективное навигационно-боевое радиоэлектронное оборудование и системы защиты, включающие прицельное оборудование с лазерным дальномером, ЭВМ, нашлемный прицел, систему уменьшения ИК-излучения двигателя и ИК-ловушки.
АН-1Т «Улучшенный Си Кобра» — в целом улучшенная версия вертолета AH-1J, включающая силовую установку повышенной мощности Т400 WV 402, динамическую систему вертолета Модель 214 и фюзеляж, удлиненный на 1,09 м. Построено 57 машин, оборудованных для противотанковой борьбы с применением ракет «Тоу» (начало поставок — октябрь 1977 г.).
АН-1W «Супер Кобра» — вариант на базе вертолета АН-1Т «Си Кобра». Является наиболее совершенной машиной из серии двухдвигательных вертолетов АН-1, в которую вошли также вертолеты AH-1J и вышеназванный АН-1Т. Первый полет совершил 16 ноябри 1983 г. Первый серийный вертолет АН-1W поставлен в марте 1986 г. для Корпуса морской пехоты США. Для продления срока службы возможна модернизация вертолета в следующие модификации: АН-1 W IWS — модификация вертолета с новой кабиной экипажа, усовершенствованной ЭВМ, цифровой картой и цветными многоцелевыми дисплеями для уменьшения загрузки летчика; AH-1BW — модификация АН-1W с четырехлопастным несущим винтом, причем две лопасти могут складываться, и новой втулкой от вертолета Белл 412. Первый полет совершил 24 января 1989 г. Взлетная масса увеличена до 7620 кг, непревышаемая скорость — до 370 км/ч, максимальная скорость — до 315 км/ч, максимальная крейсерская скорость — до 297 км/ч.
AH-1W «Веном» — развитие вертолета АН-1 BW в соответствии с требованиями к боевому вертолету для ВС Великобритании. Снабжен вооружением для эксплуатации в условиях плохой видимости, ночью и для автономной навигации. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, цельнометаллическим фюзеляжем типа полумонокок, со среднерасположенным крылом (на каждом по четыре узла подвески вооружения), двумя газотурбинными двигателями и лыжным шасси. Кабина экипажа, как и на предыдущих вертолетах серии АН-1, двухместная (стрелок сидит спереди, летчик — сзади). Сиденья, боковые панели и наиболее ответственные элементы конструкции бронированы. Электронное оборудование управления вооружением размещено в отсеке под носовой частью. Горизонтальное оперение находится на хвостовой балке впереди вертикального стреловидного оперения, на котором расположен двухлопастной рулевой винт. Возможна установка колес для рулежки по земле. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей мощностью по 1625 л.с., размещенных сверху фюзеляжа в горизонтальном положении и имеющих боковые воздухозаборники. Сопла имеют эжекторные устройства, снижающие температуру отработанного воздуха, что уменьшает ИК-заметность вертолета. Топливная система состоит из двух баков (общая емкость около 1150 л), расположенных в фюзеляже. Возможна подвеска двух дополнительных топливных баков различной емкости.
Радиоэлектронное оборудование включает средства связи, навигационное оборудование (без РЛС) и системы опознавания. Вертолет оснащен электрической универсальной турельной системой с трехствольной пушкой М-197 (калибр 20 мм, скорострельность 675 выстр./мин). Управление турелью осуществляется первым или вторым летчиком посредством нашлемного прицела или прицельного устройства в комплекте ракетного вооружения. В противотанковом варианте вертолет может быть вооружен восьмью ПТУР «Тоу» или «Хеллфайр», в варианте для ведения воздушного боя — УР AIM-9L «Сайдуиндер» или «Стингер». Предусматривается также подвеска двух контейнеров с пушками калибра 20 мм, НУР FFAR калибра 70 мм или НУР «Зуни» калибра 127 мм. Комплект вооружения вертолета дополняется автоматами рассеивания дипольных отражателей ALE-39 и трассеров SU-44. а также дымовых шашек.
Во время боевых операций в зоне Персидского залива Корпус морской пехоты США использовал до 50 вертолетов АН 1W. Налет отдельных машин достигал 16 ч. в сутки при коэффициенте готовности выполнения задания 92%. Поставки серийных вертолетов прекращены в 1986 г., однако они остаются в составе парка боевых вертолетов США (и других стран мира) и, предположительно. будут выведены из него лишь в начале XXI в. Для продолжения срока службы вертолеты постоянно модифицируются, в частности предусматривается установка ракет класса «воздух—воздух» «Стингер» для ведения воздушного боя и оборудования для полетов ночью, а также повышения безопасности экипажа и надежности эксплуатации.
Историческая справка
В 60-70х годах прошлого века, армия США успешно использовала вертолеты UH-1 как транспортный вертолет, для перевозки личного состава, для эвакуации. Хоть «Ирокез» и вооружали блоками НАР и пулеметами, все же требовался специализированный, гораздо более защищённый и вооружённый, скоростной и манёвренный, ударный вертолёт. В марте 1965 года в США начались разработки по созданию многофункционального вертолета, который в полной мере мог бы выполнять множество возложенных на него боевых задач.
Победу в конкурсе одержал AH-1 Huey Cobra, созданный на базе узлов и агрегатов всё того же проверенного UH-1. Первый полет АН-1G «Кобра» состоялся уже в сентябре 1965 года. От начала разработки до выкатки первого опытного вертолета прошло шесть месяцев, как и оговаривалось контрактом с армией США. В сентябре шеф-пилот Билл Куинлэн впервые поднял вертолет в воздух, получивший обозначение UH-1H — очередная модификация «Хью». Но вскоре командование армии США выделило новый класс вертолетов — ударные (attack), и UH-1H согласно этой классификации стал именоваться AH-1G
(Attac Helicopter — 1 Gunship), а неофициально — «Хью Кобра». Внешне AH-1G радикально отличается от своего прародителя UH-1B. Тем не менее, сохранились двигательная установка, трансмиссия и хвостовая балка. Минимальные изменения претерпел несущий винт (НВ): на концевых частях лопастей применили более скоростные профили и убрали стабилизирующие стержни, характерные для ранних моделей белловских вертолетов. Сама же конструкция полужесткого двухлопастного винта, имеющего втулку с общим горизонтальным и осевыми шарнирами типа «дверная петля», не изменилась. Зато переднюю часть фюзеляжа спроектировали заново. Стрелка и летчика расположили друг за другом в узкой кабине с прекрасным обзором. В результате ширину фюзеляжа довели до 90 см. Снижение лобового сопротивления позволило при том же двигателе, что и у «Хью», увеличить максимальную скорость, хотя масса пустого вертолета возросла.
По замыслу конструкторов, управлять вертолетом могли и летчик, и стрелок. Такое решение породило определенные проблемы, поскольку в передней кабине основное место занимали прицел и органы управления вооружением. Пришлось центральный рычаг циклического шага заменить на расположенную справа короткую боковую рукоятку. Боевой порядок «Кобр», подобно истребительной авиации, строился на базе пары: ведущий — ведомый. Пара обеспечивала хорошую взаимосвязь и не сковывала маневр. Во Вьетнаме вертолеты большую часть полетного времени находились над местностью, неконтролируемой армией США или их южновьетнамскими союзниками. Применение вертолетов парой повышало шансы экипажа выжить при вынужденной посадке на чужой территории. Второй вертолет в этом случае прикрывал сбитого товарища огнем до прибытия поисково-спасательного вертолета.
На ранних этапах войны задачей боевых вертолетов было уничтожение пехоты и легких средств доставки людей и грузов (таких, как сампаны и велосипеды). Для поражения подобных целей огневой мощи «Кобр» вполне хватало. Положение изменилось, когда по тропе Хо Ши Мина в Южный Вьетнам хлынул поток тяжелой техники советского производства. Сразу же выявилась недостаточная эффективность НАР для поражения танков ПТ-76, Т-34 и Т-54. Вплотную «Хью Кобры» столкнулись с танками в Лаосе в 1971-м году. 2-я эскадрилья 17-го воздушно-кавалерийского полка уничтожила НАРами с тяжелой БЧ пять танков, четыре ПТ-76 и один Т-34. Попытки уничтожить танки огнем из 20-мм пушек подвесных контейнеров успеха не имели. Танки было трудно поразить не только ракетами. Прекрасная маскировка и камуфляжная окраска сильно затрудняла их обнаружение. Так, в одном из боевых вылетов были обнаружены две колонны танков. В результате последовавшего удара колонну остановили, но не один танк не загорелся. Дело в том, что НАРы взрывались внутри бронекорпуса, уничтожая экипаж. Но если при этом не загоралось топливо или не детонировал боезапас, установить с воздуха, что танк выведен из строя, не представлялось возможным. В 1972-м американцы преподнесли сюрприз, применив против танков вертолетные ПТУР, но и вьетнамцы удивили янки. В том же году они использовали для борьбы с низколетящими целями советские ПЗРК «Стрела». Конструкторы при проектировании «Хью Кобры» предусмотрели меры противодействия ракетам с тепловым наведением, применив охлаждение выхлопных газов, но этого оказалось недостаточно.
«Стрелы» уверенно захватывали вертолеты, и первым сбитым был «Хью», затем — две «Кобры». В первом случае АН-1G летел один на высоте около 1000 м. После попадания «Стрелы» машина развалилась в воздухе. В другом случае ракета ударила в хвостовую балку. Американцы оценили угрозу. На все вертолеты , летавшие во Вьетнаме, устанавливалась коленчатая труба, отводившая горячие газы вверх, в плоскость вращения несущего винта, где мощный турбулентный поток моментально смешивал их с окружающим воздухом. Как показала практика, для захвата доработанных таким образом вертолетов чувствительности головки самонаведения «Стрелы» не хватало. За годы войны в Юго-Восточной Азии «Кобры» продемонстрировали великолепную живучесть. Из 88 «Кобр», принимавших участие в операции в Лаосе, были сбиты 13. К окончанию войны во Вьетнаме в составе авиации армии США числилось 729 вертолетов АН-1G из 1133 построенных. Львиная часть из недостающих 404 машин навсегда осталась во Вьетнаме.
Тактико-технические характеристики Белл АН-1 Кобра
– Первый полёт: 7 сентября 1965 года – Принят на вооружение: 1967 год
Экипаж Белл АН-1 Кобра
– 2 человека
Габаритные размеры Белл АН-1 Кобра
– Диаметр несущего винта: 13,41 м – Диаметр рулевого винта: 2,59 м – Длина с вращ. винтами: 16,18 м – Длина фюзеляжа: 13,59 м – Ширина фюзеляжа: 0,99 м – Высота: 4,09 м – Размах крыла: 3,28 м
Вес Белл АН-1 Кобра
– Максимальная взлётная масса: 4535 кг – Масса пустого вертолета: 2993 кг
Двигатель Белл АН-1 Кобра
– Силовая установка: 1 х Авро Лайкоминг T53-L-703 – Мощность: 1х1690 л.с.
Скорость Белл АН-1 Кобра
– Максимальная скорость: 315 км/ч – Крейсерская скорость: 227 км/ч – Максимальная скороподъёмность: 8,22 м/с
Дальность полёта Белл АН-1 Кобра
– 510 км
Статический потолок Белл АН-1 Кобра
– 3720 м
Вооружение Белл АН-1 Кобра
– одна 20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan с 750 патронами
Боевая нагрузка – 1542 кг на 4 узлах подвески: – 8(2х4) ПТУР BGM-71 TOW и – 2 ПУ LAU-68 или LAU-6 c 7х70-мм или 19х70-мм НУР
Возможна установка – 4 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger, – 2х8 УР воздух-поверхность AGM-114 Hellfire, – контейнеров с пушечным и пулеметным вооружением, – 2 40-мм гранатомета