Завод по производству вертолётов в Казани – старейшее предприятие подобного профиля в России. С 50-х годов здесь было освоено производство таких машин, как Ми-1 и Ми-4. Однако долгое время в Казани осуществляли только сборку летательных аппаратов, разработанных в конструкторских бюро Миля и Камова.
Эта ситуация изменилась в 90-е годы. После развала Советского Союза Казанский завод, ставший акционерным обществом, решил самостоятельно разрабатывать новые машины и продвигать их на международный рынок. И уже в 1993 году им был представлен проект вертолёта «Ансат», что в переводе с татарского означает – «простой».
История создания и описание конструкции
К 90-м годам единственным советским многоцелевым вертолётом лёгкого класса был Ми-2, разработанный ещё в начале 60-х годов и уже неспособный конкурировать с современными машинами. Проведённые специалистами Казанского завода исследования подтвердили, что современный летательный аппарат такого типа будет востребован на рынке.
Построенный в 1997 году макет «Ансата» вызвал интерес даже на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Это подтвердило правильность выбранного КВЗ пути. Летом 1999 года прототип «Ансата» совершил первый полёт продолжительностью 20 минут. Сертификация летательного аппарата завершилась в 2011 году.
Вертолёт «Ансат» построен по классической компоновочной схеме с одним несущим винтом и рулевым винтом на хвостовой балке.
Фюзеляж – цельнометаллический, лопасти винтов – из стеклопластика. Несмотря на традиционную компоновку, нашлось место и для инноваций. Например, лопасти несущего винта имеют композитные бесшарнирные крепления. Кроме того, машина изначально имеет электродистанционную систему управления.
На вертолёте установлены два канадских газотурбинных двигателя PW207K, оснащённых электронной системой управления. Каждый двигатель имеет одноступенчатый центробежный компрессор, и одноступенчатые турбины высокого и низкого давления. Мощность на валу составляет 630 л.с. Планируется, в рамках программы импортозамещения, заменить моторы на отечественные ВК-800.
Когда полет напоминает поездку на комфортном авто
Простота обслуживания и просторный салон в сочетании с удачным дизайном делают «Ансат» отличным вариантом для пассажирских перевозок. На свой борт вертолет может принять до восьми пассажиров.
Машина получила право на коммерческие пассажирские перевозки в конце 2014 года. А спустя год «Ансат» был сертифицирован в VIP-версии. В просторном салоне могут с особым комфортом разместиться пять пассажиров, также помещается шкаф для одежды, мини-бар и полноценное багажное отделение. Такой салон отличается не только своей функциональностью и комфортом, но и особым дизайном. Интерьер машины – результат совместной работы дизайнеров, конструкторов и технологов.
Фото: Александр Уткин
В 2022 году в рамках авиасалона МАКС была представлена VIP-новинка «Ансата» – модель в стилистике бренда Aurus. В начале 2020 года холдинг «Вертолеты России» получил одобрение Росавиации на производство этой новой премиальной версии. Дизайн-проект «Ансат Aurus» выполнен специалистами ФГУП НАМИ – разработчика и изготовителя люксовых автомобилей Aurus. Однако «Ансат» с салоном в стиле Aurus отличается не только своим премиальным интерьером. Благодаря усовершенствованной системе виброгашения и шумоизоляции полет напоминает пассажирам поездку на комфортном автомобиле.
Модификации
Просторная грузовая кабина «Ансата» позволяет получить варианты различного назначения за счёт простого переоборудования. В первую очередь вертолёт задуман, как грузовой или пассажирский. Вариант с салоном повышенной комфортности может использоваться для административных перевозок. Сертификацию прошли аварийно-спасательный и санитарный вертолёт.
Для обучения в ВВС разработали учебный вариант «Ансат-У», отличающийся системой управления с четырёхкратным дублированием и неубирающимся колёсным шасси.
Эта модификация может не только применяться по тренировочному назначению – такая особенность, как возможность быстрого дооснащения, сохранена.
В 2005 году на авиасалоне была представлена оригинальная боевая модификация «Ансат 2РЦ», внешне похожая на американскую «Кобру» и отличающаяся от базового варианта, как «Кобра» отличалась от «Ирокеза». Штурмовой «Ансат» получил двухместную кабину типа «тандем», вооружён 12,7 мм пулемётом «Корд» и блоками неуправляемых ракет. Кроме этого, освоен выпуск «упрощённой» модификации, оснащённой традиционной гидромеханической системой управления вместо электродистанционной.
» ЯНГДЮМ МЮ АЮГЕ КЕЦЙНЦН ЛМНЦНЖЕКЕБНЦН БЕПРНКЕРЮ «юМЯЮР» («ОПНЯРНИ» ОН-РЮРЮПЯЙХ). бЕПРНКЕР ПЮГПЮАНРЮМ й. а. йЮГЮМЯЙНЦН БЕПРНКЕРМНЦН ГЮБНДЮ, БОЕПБШЕ ОНДМЪКЯЪ Б БНГДСУ Б 2005 ЦНДС.
кЕЦЙХИ БЕПРНКЕР «юМЯЮР-с» ОПЕДМЮГМЮВЕМ ДКЪ НАСВЕМХЪ ЙСПЯЮМРНБ КЕРМШУ СВХКХЫ Х ОНДЦНРНБЙХ КЕРМН-ХМЯРПСЙРНПЯЙНЦН ЯНЯРЮБЮ. оПХ НЯМЮЫЕМХХ БЕПРНКЕРЮ НОЖХНММШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ НМ ЛНФЕР ОПХЛЕМЪРЭЯЪ ДКЪ ПЕЬЕМХЪ РПЮМЯОНПРМН-ДЕЯЮМРМШУ ГЮДЮВ, ОЕПЕБНГЙХ ДН 9 ВЕКНБЕЙ Х ДН 1300 ЙЦ ЦПСГНБ БМСРПХ ТЧГЕКЪФЮ, ЩБЮЙСЮЖХХ ПЮМЕМШУ Х АНКЭМШУ, НАЕЯОЕВЕМХЪ ТЕКЭДЗЕЦЕПЯЙНИ Х ДПСЦХУ БХДНБ ЯБЪГХ, БХГСЮКЭМНИ БНГДСЬМНИ ПЮГБЕДЙХ, ОЮРПСКХПНБЮМХЪ ОПНРЪФЕММШУ СВЮЯРЙНБ ЦПЮМХЖ, ЛЮЦХЯРПЮКЕИ, НАЕЯОЕВЕМХЪ ОЮПЮЬЧРМШУ ОПШФЙНБ, БШОНКМЕМХЪ ОНХЯЙНБН-ЯОЮЯЮРЕКЭМШУ ПЮАНР.
нРКХВХРЕКЭМШЛХ ЙНМЯРПСЙРХБМШЛХ НЯНАЕММНЯРЪЛХ БЕПРНКЕРЮ ЪБКЪЧРЯЪ ЩКЕЙРПНДХЯРЮМЖХНММЮЪ ЯХЯРЕЛЮ СОПЮБКЕМХЪ (щдяс), ХЛЕЧЫЮЪ ВЕРШПЕ СПНБМЪ ПЕГЕПБХПНБЮМХЪ. аНПРНБНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ОНГБНКЪЕР ЩЙХОЮФС Б ЯНЯРЮБЕ НДМНЦН ХКХ ДБСУ ОХКНРНБ ЩЙЯОКСЮРХПНБЮРЭ БЕПРНКЕР ОН ОПЮБХКЮЛ БХГСЮКЭМНЦН ОНКЕРЮ (обо) Б КЧАНЕ БПЕЛЪ ЯСРНЙ Х Б ЯКНФМШУ ЛЕРЕНСЯКНБХЪУ.
бЕПРНКЕР «юМЯЮР-с» ПЮГПЮАНРЮМ ЙНМЯРПСЙРНПЯЙХЛ АЧПН йЮГЮМЯЙНЦН БЕПРНКЕРМНЦН ГЮБНДЮ ОН ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ НДМНБХМРНБНИ ЯУЕЛЕ Я ПСКЕБШЛ БХМРНЛ, Я ДБСЛЪ ЦЮГНРСПАХММШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ. дКЪ СДНАЯРБЮ НАСВЕМХЪ КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ ббя пт БЕПРНКЕР НЯМЮЫЕМ ЙНКЕЯМШЛ ЬЮЯЯХ.
б ЙНМЯРПСЙЖХХ БЕПРНКЕРЮ ОПХЛЕМЕМЮ ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙНБЮЪ АЕЯЬЮПМХПМЮЪ БРСКЙЮ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ Я СОПСЦХЛХ ПЕЯЯНПЮЛХ-РНПЯХНМЮЛХ, НРКХВЮЧЫЮЪЯЪ МЮДЕФМНЯРЭЧ, ХГМНЯНЯРНИЙНЯРЭЧ Х КЕЦЙНЯРЭЧ Б СОПЮБКЕМХХ. б ЯБНЕЛ ЙКЮЯЯЕ БЕПРНКЕР ХЛЕЕР ЯЮЛШИ АНКЭЬНИ НАЗЕЛ ТЧГЕКЪФЮ √ 8,6 ЙБ. Л.
цНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ХЯОШРЮМХЪ БЕПРНКЕРЮ «юМЯЮР-с» ГЮБЕПЬХКХЯЭ Б 2008 ЦНДС. C 2009 ЦНДЮ БЕПРНКЕР ОПНХГБНДХРЯЪ ЯЕПХИМН Х ОНЯРЮБКЪЕРЯЪ Б ЮБХЮЖХНММШИ СВЕАМШИ ЖЕМРП лХМХЯРЕПЯРБЮ НАНПНМШ пНЯЯХХ.
«юМЯЮР-с» ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ЙЮЙ СВЕАМЮЪ ЛЮЬХМЮ ДКЪ ббя пНЯЯХХ, РЮЙФЕ ЛНФЕР ОПХЛЕМЪРЭЯЪ ДКЪ НАСВЕМХЪ ОХКНРНБ ЮБХЮЖХХ ХМШУ БЕДНЛЯРБ.
мЮ ДЮММШИ ЛНЛЕМР ПНЯЯХИЯЙХЕ ббя ОНКСВХКХ СФЕ МЕ ЛЕМЕЕ 25 ЛЮЬХМ РХОЮ «юМЯЮР-с», ЕЫЕ 15 РЮЙХУ ЛЮЬХМ ОНЯРСОХР ДН 2022 ЦНДЮ. бЕПРНКЕРШ АЮГНБНЦН РХОЮ «юМЯЮР» ХЯОНКЭГСЧРЯЪ РЮЙФЕ ЮБХЮЖХЕИ тяа, лбд рЮРЮПЯРЮМЮ, МЕЙНРНПШЛХ ЙНЛЛЕПВЕЯЙХЛХ ЯРПСЙРСПЮЛХ. яЕЛЭ БЕПРНКЕРНБ Б 2004-2005 ЦНДЮУ ГЮЙСОХКЮ чФМЮЪ йНПЕЪ ДКЪ КЕЯМШУ ЯКСФА Х ОНКХЖХХ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | юМЯЮР-с |
дХЮЛЕРП ЦКЮБМНЦН БХМРЮ, Л | 11.50 |
дХЮЛЕРП УБНЯРНБНЦН БХМРЮ, Л | |
дКХМЮ,Л | 13.54 |
бШЯНРЮ ,Л | 3.56 |
ОСЯРНЦН | |
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ | 3300 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 2 црд Pratt Whitney PK207K |
лНЫМНЯРЭ, ЙбР | 2 У 463 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 275 |
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В | 220 |
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ | 520 |
яЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ | 1290 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 5500 |
яРЮРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | 3200 |
щЙХОЮФ, ВЕК | 1-2 |
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ: | ДН 8 ОЮЯЯЮФХПНБ ХКХ 1184 ЙЦ ЦПСГЮ |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
тНРНЦПЮТХХ: | юМЯЮР-с (c) юМРНМ оЕРПНБ |
юМЯЮР-с (c) пСЯКЮМ дЕМХЯНБ | |
юМЯЮР-с (c) цПХЦНПХИ ъАКХМ | |
юМЯЮР-с (c) яЕПЦЕИ йНОЖЕБ | |
йЮАХМЮ ОХКНРНБ юМЯЮР-с (c) еБЦЕМХИ кЕАЕДЕБ |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
юн «йбг» . кЕЦЙХИ СВЕАМН-РПЕМХПНБНВМШИ БЕПРНКЕР «юМЮЯЮР-с» бЕПРНКЕРШ пНЯЯХХ. кЕЦЙХИ СВЕАМН-РПЕМХПНБНВМШИ БЕПРНКЕР «юМЮЯЮР-с» Russianplanes.net. юМЯЮР-с |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2015
Эксплуатация
Вскоре после начала серийного производства «Ансат» оказался одной из самых востребованных машин КВЗ. Российские ВВС к 2022 году получили более 40 учебных машин «Ансат-У», а среди гражданских покупателей особенный интерес вызвал медицинский вариант вертолёта.
Первые санитарные «Ансаты» получило татарское министерство здравоохранения. Затем новую машину освоили в Костроме. Сообщалось, что благодаря новым медицинским «Ансатам» удалось повысить количество вылетов. Казанской «вертушкой» заинтересовались и за рубежом – в 2022 году был заключён контракт на поставки в Китай.
«Воздушная скорая помощь» для страны
Серьезным стимулом для продвижения «Ансата» на российском рынке стала государственная программа развития санитарной авиации. Согласно этой программе, медицинские вертолеты «Ансат» будут поставляться в регионы России наряду с Ми-8/17. По сравнению с «восьмерками» «Ансат» имеет ряд преимуществ – может применяться в городских условиях, садится на небольшие площадки, более экономичен. Кроме того, особую ценность представляет специализированный медицинский модуль «Ансата».
Традиционно вертолет считается средством оперативной доставки пострадавшего в медучреждение с оказанием первой помощи на борту, но ее возможности обычно ограничены. Медицинский модуль «Ансата» способен на полный спектр реанимационных процедур прямо в воздухе, что дает возможность не упустить тот самый «золотой час» после происшествия.
Фото: Антон Тушин
Первый «Ансат» с медицинским модулем был передан Министерству здравоохранения Республики Татарстан в конце 2016 года. На сегодняшний день российские заказчики получили более 90 вертолетов «Ансат», из них около 40 машин участвуют в программе развития санитарной авиации России. Вертолеты уже спасают людей в различных регионах страны, в том числе и в Московской области.
В прошлом году санитарный «Ансат» значительно расширил свои возможности. В марте 2022 года медицинский модуль вертолета дополнил кювез для перевозки новорожденных. Еще одно из последних обновлений – инфекционный бокс, позволяющий безопасно транспортировать пациентов с COVID-19.
Лётно-технические характеристики
В качестве аналога, самого близкого по параметрам к «Ансату», обычно называют европейский EC-145. Сравним их основные характеристики.
«Ансат» | EC-145 | |
Диаметр несущего винта, м | 11,5 | 11 |
Длина, м | 13,5 | 13 |
Максимальная взлётная масса, т | 3,6 | 3,5 |
Крейсерская скорость, км/ч | 250 | 246 |
Практическая дальность, км | 510 | 680 |
Грузоподъёмность, т | 1,3 | 1,7 |
Итак, «вертушка» из Татарстана несколько уступает аналогу по грузоподъёмности, что можно связать с использованием менее мощных двигателей при той же массе. В целом же машины можно считать равноценными.
«Ансат» стал большим достижением Казанского завода.
Вновь сформированное конструкторское бюро в условиях тяжёлой экономической обстановки смогло «с чистого листа» создать современный, конкурентоспособный вертолёт. Вероятно, за ним последуют и новые достижения.
«Ансат-М»: полет продолжается
«Ансат» продолжает совершенствоваться, обновляться, увеличивать ресурс ряда систем. К примеру, в 2022 году была сертифицирована установка системы аварийного приводнения, также было выдано одобрение главного изменения на увеличение ограничений летной годности ряда основных агрегатов вертолета. Это делает «Ансат» еще более привлекательным для заказчиков.
Несмотря на востребованность машины, эксперты отрасли указывают на ограничение, которое может затормозить дальнейшее коммерческое продвижение «Ансата» за рубежом, – малая дальность полета. В своем базовом варианте с дальностью до 505 км «Ансат» уступает импортным машинам своего класса. Если для санитарной авиации такая дальность вполне достаточна, то конкуренцию на внешних рынках коммерческих перевозок вертолет может не выдержать. Принимая это во внимание, КВЗ еще в ноябре 2022 года представил проект модернизации «Ансат-М». Тогда главный конструктор завода Алексей Гарипов сообщил, что дальность увеличится до 604 км, а взлетный вес – до 3 800 кг.
Фото: «Вертолеты России»
Первый опытный образец «Ансат-М» с заявленными характеристиками поднялся в небо 29 декабря 2022 года, пролетев 800 км. Это стало возможным благодаря модернизированной топливной системе. Кроме того, «Ансат-М» получил новейшую бортовую электронику, которая позволяет совершать полеты в условиях нулевой видимости. Снизить вес вертолета удалось за счет увеличения до 35% доли композитных материалов в конструкции. Сейчас идут работы по созданию новых лопастей рулевого и несущего винтов с улучшенной аэродинамикой. Они не только повысят технические характеристики, но и сделают полет более бесшумным для пассажиров.
В 2022 году машину планируется оборудовать новой противообледенительной системой. Как сообщалось ранее, первым заказчиком вертолетов станут «Полярные авиалинии». Поэтому «Ансат-М» готовится стать настоящей северной машиной, готовой к суровым условиям.