«Изделие 503» − именно так именовался будущий вертолет Ка-31. Он предназначался для радиолокационного дозора и использовался в ВМФ СССР. Модель разработана на базе корабельного боевого вертолета Ка-29 транспортного типа и использовалась для дальней радиолокационной разведки. Аппарат уникален тем, что способен базироваться как на суше, так и на корабле любого класса (естественно те, которые предназначены для принятия авиационных аппаратов). Часто применяли Ка-31 в наземных условиях решения задач ПВО. До сих пор он не имеет аналогов.
Ка-31 состоит на вооружении морской авиации в трех странах: России, КНР и Индии. На 2012 год ВВС России принадлежало два экземпляра, в ВВС КНР экспортировано девять вертолетов, а в Индии находилось 14 моделей.
Основной род деятельности ДРЛО Ка-31 – это радиолокационный контроль морского и воздушного пространства, раннее обнаружение низколетящих целей по типу вертолета, крылатой ракеты или самолета. Помимо прочего, вертолет способен обнаруживать и распознавать на дальней дистанции надводные корабли. На Ка-31 присутствует электроника, способная рассчитывать траекторию и параметры передвижения цели, координаты. Может передавать необходимую информацию в командный пункт и на базируемый корабль.
Машина создана на основе винтовой соосной схемы. Проекты несущей и соловой систем заимствованы у транспортно-боевого Ка-29. Некие изменения в конструкции были сделаны из-за необходимости установки на днище РЛС. Благодаря специальной шарнирной системе РЛС может поворачиваться в разные стороны и занимать вертикальное положение. Зеркало антенны РЛС составляет шесть метров размаха. Во время обычной транспортировки антенна прижимается к корпусу (к днищу) и фиксируется.
Дверь установили по правой стороне борта транспортной кабины. Для экипажа по бортам установлены аварийные люки с остекленными створками. В случае экстренной ситуации они имеют способность аварийного сброса. Шасси четырехопорные, передние могут убираться в специальные обтекатели (расположены с наружной стороны по бокам фюзеляжа). А основные опоры поднимаются вверх, тем самым освобождают место для вращения РЛС-антенны в полете. Лопасти главного винта изготавливаются из полимерного и композитного материала. К ним также идет снабжение от электротепловой и противообледенительной систем.
История создания Ка-31
Необходимость любой страны с наличием кордонов у моря в средствах ДРЛО стала явной еще во время военного конфликта между Англией и Аргентиной за спорные Фолклендские острова. У ВВС Аргентины было преимущество в наличии низко летающих самолетов, которые потопили два английских корабля: «Ковентри» и «Шеффилд». Англичане не могли перехватывать самолёты, поскольку не имели радиолокационных ДРЛО.
Именно по этим причинам ОКБ Н. Камова в 1985 году получило задание – создать вертолет ДРЛО. В основе лежал планер, силовая и несущая системы из вертолёта Ка-29. Единственной сложностью было найти способ установки на вертолет РЛС. Возникали разные проблемы: нестабильный полет и постоянная тряска при вращении РЛС, конфликт систем РЛС и остального навигационного оборудования. Первый ОП поднялся в воздух в 1987 году, а в ряды ВМФ России вертолет поступил только в 95-м. Серийное производство для морской авиации проводилось на заводе в Кумертау.
Конструкция
В основе устройства заложена винтовая схема осей вращения. Каждый винт состоит из трех лопастей. Пропеллеры крутятся в разные стороны и имеют возможность складываться во время стоянки. Лопасти сделаны из композитного, полимерного материала. Защитой от обледенения на больших высотах служит специальная система его обработки.
Вертолет оборудован радиотехническим комплексом, состоящим из устройства опознавания целей по фактору государственной принадлежности и станции радиолокации. Последняя работает в паре с фазированной антенной решеткой, которая прикрепляется к дну фюзеляжа вертолета. В рабочем состоянии она раскладывается на 90 градусов и осуществляет круговое движение, занимая при этом площадь 6 кв.м. Длина антенны – 5,75 м, вес вместе со станцией около 200 кг. Информация при обнаружении цели мгновенно обрабатывается и автоматически передается на командный пункт.
Читайте Вертолет Ка-60 Касатка
Особенности авиационной машины Ка-31
ВМФ использовал вертолет для обнаружения надводных кораблей и воздушных целей, при необходимости сопровождал их. Те экземпляры, которые базировались прямо на кораблях, использовали в качестве воздушной поддержки ПВО боевых соединений всего флота. Мощная РЛС установлена на твердотельные элементы и при поворотах во время полета может выпускать антенну вместе с ФАР (фазированная антенная решетка).
Благодаря установленному на вертолет бортовому радиоэлектронному комплексу Ка-31 может вести автоматический полет по запрограммированному маршруту вне зависимости от состояния погоды и климатических условий. Вертолет ДРЛО способен одновременно обнаружить и сопроводить до двадцати объектов.
Автоматизированный режим способствует быстрой, а главное, автоматической передаче информации о найденных целях в пункт управления. Передача осуществляется при помощи телекодового канала. Система «Око» или Е-801, созданная в НИИ радиотехники (Нижегородская область), позволяет обнаруживать на дальних радиолокационных частотах любой надводный или низкоплановый объект.
Антенну специально прикрепляют к днищу Ка-31, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не дать испортиться при посадке. В рабочем состоянии антенна откидывается на 90 градусов, а стойки шасси приподнимаются. ФАР вместе с РЛС весят около 200 кг, площадь вращения антенны составляет шесть метров квадратных, а длина доходит до 5,75 метров. Надводный объект обнаруживается на расстоянии более чем 250 километров, а воздушный объект − до 150 км.
Специально для вертолетов обнаруживающего и разведывательного классов в КБ приборостроения (г. Саратов) разработали пилотажно-навигационный комплекс (ПНК). Режим общей работы РЛС и ПНК прост. Когда работает радиолокатор, ПН-комплекс устанавливает стабилизацию углового положения, отвечает за барометрическую или истинную высоту полета, определяет полет в дозорной зоне типовой траектории, автоматизированно выводит машину на корабль или аэродром, а также делает возможным вывод вертолета в точку посадки при помощи посадочных сигналов РЛС.
Передача полученной информации по закрытым и открытым каналам осуществляется установленным на ДРЛО Ка-31 специальным комплексом связи. Передача осуществляется телекодовым каналом. Вертолет может передать информацию на расстоянии 150 км от места базирования, и при этом высота может достигать отметки 1500−3000 метров. Полетные параметры регистрируются автоматически с помощью специализированной аппаратуры записи «Тестер-3К».
Помимо морского применения, вертолет можно использовать и для сухопутных войск. Ка-31 способен дислоцироваться на малых неподготовленных площадках, которые расположены поблизости мобильных зенитно-ракетных установок. ДРЛО обеспечивает указатели на цель.
Но серийное производство закончилось, не успев толком начаться. ВМФ России начал полную ликвидацию кораблей, спроектированных под номером 1143, что и привело к пропаже интереса к вертолету Ка-31. В эксплуатации только два экземпляра. Они находятся на базе ТАКР «Адмирал Кузнецов». Количество Ка-31 хотели увеличить в связи с закупкой у Франции специальных доков-вертолётоносцев «Мистраль», однако из-за наложенных европейских санкций этого не произойдет. Скандал произошел из-за поддержки Россией сепаратистов на территории Украины.
Описание
Одной из таких моделей стал уникальный по своим характеристикам вертолет КА-31, разработанный в конструкторском бюро Камова, Ухтомского вертолетного завода, входящее в настоящее время в холдинг «Вертолеты России». Устройство предназначено для ведения радиолокационных разведочных действий за кораблями, низколетящими самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами противника. КА-31 использует в качестве базы площадку любого корабля, оборудованную под прием вертолетов. Помимо этого он может использоваться как средство противовоздушной обороны, выполняя задачи по обнаружению целей и передаче данных сопутствующим зенитно-ракетным комплексам. Вертолет Ка-31 способен нести вахту за объектами противника круглосуточно, в любое время года и независимо от погодных условий.
Вертолет предназначен для базирования на судах ВМФ РФ типа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В настоящее время на вооружении нашего флота находится небольшое количество КА-31. Это вызвано малоинтенсивным использованием судов такого типа. Однако МО России не теряет интерес к такому типу воздушных машин и планирует подготовить для них новые корабли. В частности, для КА-31 были заказаны «Мистрали» у Франции, но по известным причинам сделка не состоялась. Вертолет активно используется в зарубежных ВМФ Индии и Китая. Интерес к нему проявляют и другие страны.
Читайте Вертолет Ми-35 — экспортный вариант ударного вертолета
Конструкция[ | ]
Основным элементом конструкции является РЛС с вращающейся антенной длиной 5.75 м и площадью 6м2. Антенна установлена под фюзеляжем и прилегает к его нижней части в сложенном положении. При работе антенна открывается на 90° вниз, при этом опоры шасси прижимаются к фюзеляжу, чтобы не мешать вращению антенны. Время полного оборота антенны составляет 10 сек. РЛС обеспечивает одновременное обнаружение и сопровождение до 20 целей. Дальность обнаружения составляет: для самолётов 100—150 км, для надводных кораблей 250—285 км. Продолжительность патрулирования — 2.5 ч при полёте на высоте 3500 м.
Для стабилизации полёта с вращающейся антенной был разработан специальный пилотажно-навигационный комплекс. Он также выполняет функции автопилота, обеспечивает автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 м над местом посадки. Вертолёт Ка-31 может выполнять полёты в любое время суток и в сложных метеорологических условиях.
На вооружении[ | ]
Состоит на вооружении[ | ]
Ка-31 индийского флота
- Авиация ВМФ России — 2 Ка-31Р, по состоянию на 2016 год[3][4].
- Авиация ВМС Индии — 14 Ка-31, по состоянию на 2022 год.[5][6] В августе 1999 Индия заказала 9 Ка-31 на общую сумму $207 млн. Контракт был выполнен к концу 2004 года. В 2009 году было заказано еще 5 Ка-31 стоимостью около $20 млн каждый[7].
- Военно-морская авиация КНР — 9 Ка-31, по состоянию на 2016 год[8][9][10].
Состоял на вооружении[ | ]
- Авиация ВМФ СССР
Ссылки [ править ]
- ↑
Пол Джексон (1999),
Самолеты всего мира Джейн, 1999–2000
, стр. 372 - «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2002-01-06 . Проверено 22 августа 2008 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
- https://www.airforce-technology.com/projects/ka31/ [ ненадежный источник?
] - http: //www.m military-today.com/helicopters/kamov_ka31.htm Архивировано 31 июля 2022 г. на Wayback Machine KamovKa-31 Helix data military-today
- «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2008-09-17 . Проверено 22 августа 2008 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
- «Ка-31 в ВМС Китая НОАК» . Архивировано 20 мая 2013 года . Проверено 12 июня 2013 .
- ^ a b «МИРОВЫЕ ВВС 2011/12» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013. Архивировано 9 мая 2013 года (PDF) . Проверено 1 марта 2013 года .
- «World Air Forces 2000 Pg. 85» . flightglobal.com. Архивировано 3 июля 2015 года . Проверено 1 марта 2013 года .
- гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий (2005). Советские / российские самолеты ДРЛО: Ту-126, А-50, Ан-71 и Ка-31
. Хинкли: Мидленд. ISBN 9781857802153. - ↑
Армистед, Эдвин (17 марта 2002 г.).
ДРЛО и «Ястребиные глаза»: полная история самолетов дальнего радиолокационного обнаружения
(1-е изд.). MBI Pub. Со / Зенит пресс. п. 126. ISBN 0760311404.
Примечания[ | ]
- Камов КА-31 (неопр.)
. www.airwar.ru. Дата обращения: 24 июня 2022. - В Латакии проходит проверку боем новый российский авиаразведчик // окт 2016
- Order of Battle — Russia (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 20 августа 2022 года. - The Military Balance 2016, p.193
- Order of Battle — India (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 30 сентября 2013 года. - The Military Balance 2016, p.253
- Индия одобрила покупку российских вертолётов Ка-31
- Order of Battle — China (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано 24 декабря 2008 года. - С Китаем возможно продолжение сотрудничества по тематике палубных вертолётов
- The Military Balance 2016, p.244
Технические характеристики
- Длина – 11.6 м (без пропеллера).
- Ширина – 3,8 м.
- Высота – 5,6 м (по винтовой втулке).
- Диаметр основного (несущего) винта – 15,9 м.
- Тип моторов и мощность — 2 ГТД Климов ТВ3-117ВК, 2 х 1660.
- Максимальная и крейсерская скорость – 255 и 220 км/час.
- Достижимый и средний потолок высоты – 5500 и 3500 км.
- Дальность полета – 680 км.
- Стоимость вертолета — больше 4.5 млн. рублей.
- Ка-31 имеет модификацию с индексом Р, установленным на ней комплексом БКС-252.
Характеристики локационных систем
- Обнаружение надводных целей производится на расстоянии 250-285 км., авиации – 100-150 км.
- Передача информации о цели передается на расстоянии 150 км при высоте 1500-3000 км.
- Период проведения одного сканирования – 10 сек.
- Максимальное количество сопровождаемых целей – 20.
- Рабочий диапазон обзора — 360°.
Все оборудование комплекса в высшей степени автоматизировано. Система обнаружения самостоятельно устанавливает все параметры цели: координаты, скорость, курс, принадлежность к какому-либо государству и передает сообщение на КП и самолеты-перехватчики. Штурман на экране монитора видит только номер ее обозначения и контролирует действия системы. Экипаж машины состоит из трех человек.