Сегодня невозможно найти в списочном составе любого военно-морского флота крупный военный корабль, который не был бы оснащен вертолетом. Винтокрылые машины являются обязательным техническим средством оснащения военных судов, которое существенно увеличивает их боевые возможности. В России эту нишу сегодня занимает машина Ка 27 – противолодочный вертолет, созданный в 70-е годы XX века и прошедший кардинальную модернизацию. Насколько эта машина отвечает современным требованиям, покажет время. В нынешних условиях в концерне «Вертолеты России» активно ведется работа по созданию нового вертолета морского базирования, который бы пришел на замену ветерану.
Историческая справка
Весной 1970 года, после окончания рассмотрения полетов «Океан» главнокомандующий ВМФ провел совещание с главным конструктором НИИ Камова и с заместителем командующего авиацией флота генерал-лейтенантом Наумовым. В результате разговора было вынесено решение об открытии нового проекта. Окончательное постановление о начале разработки специального противолодочного вертолета Ка-252, предназначенного для морских суден проект 1143, было принято на заседании Совета Министров СССР в апреле 1972 года. Заседание же Госкомиссии по воздушной машине прошло летом следующего года.
Пробный шар
Исторически сложилось, что военные и гражданские вертолеты морского базирования, создаваемые в СССР, представлены образцами техники, созданной в недрах конструкторского бюро Н.И. Камова. Несмотря на то, что по количеству созданных и запущенных в серию летательных аппаратов фирма Миля серьезно уступает конструкторскому размаху КБ Миля, камовские машины являются уникальными в своем роде. С самых первых опытных образцов Николай Ильич Камов остановил свое внимание на использовании в конструкции машин соосной схемы. В дальнейшем эта схема вращения несущих винтов стала использоваться на всех последующих моделях, став фирменной фишкой ОКБ Камова.
Первой машиной, увидевшей свет, стал Ка-10. Далее последовал вертолет Ка-15. Ни та, ни другая машина не получили признание ввиду низких летных данных и недостаточно проработанной конструкции. Настоящим прорывом в области серийного вертолетостроения стал вертолет Ка-25, который получился на порядок удачнее. Именно эта машина стала первой моделью, которая в 1966 году пришла в военный флот. Противолодочный вариант вертолета Ка-25ПЛ стал самым массовым и получил широкое распространение. Новая техника поступала на оснащение противолодочных кораблей. С постройкой и введением в строй специализированных противолодочных кораблей проекта 1123 типа «Кондор» винтокрылая машина Ка-25ПЛ стал обязательным элементом противолодочной обороны.
Несмотря на серийное производство, советская машина имела ограниченные технические и соответственно боевые возможности. В сравнении с зарубежными аналогами, Ка-25ПЛ проигрывал по многим параметрам. Вертолет имел ограниченный радиус действия и малую грузоподъемность. Не отличалась машина и надежностью, что было весомым аргументом для противников использования этого вертолета на флоте. Военные корабли нуждались в более мощной и совершенной машине, обладающей высокими летно-техническими характеристиками.
В результате эксплуатации, анализируя и оценивая технические возможности советской морской авиации, в высоких кабинетах Генштаба ВМФ СССР было принято решение о создании нового вертолета. К тому времени в Советском Союзе развернулась компания по строительству авианесущих кораблей, которые должны будут иметь мощное авиационное вооружение. Новый вертолет должен был стать основным противолодочным средством тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.
Техническая задача не родилась на пустом месте. В конструкторском бюро Камова уже тогда велись работы по созданию нового вертолета. Оценив все преимущества нового проекта, было решено начать разработку новой машины, которая чуть позже получила экспериментальное обозначение Ка-252. Постановление Совета Министров весной 1972 положило начало работам в этом направлении. Рассматривался вариант кардинальной модификации существующих машин.
Начало производства
Вертолет Ка-27, по своей сути, является улучшенной версией Ка-25. Серийное создание новой машины происходило на заводе в городе Кумертау. Однако этому предшествовал полет опытного образца, который первый раз совершил взлёт в воздух 8 августа 1973 года. В декабре того же года машина осуществила первый полет по круговой траектории.
Схема вертолета Ка-27 вполне стандартна для КБ Камова и является двухвинтовой соосной. Стоить отметить, что это боевое воздушное судно примерно в три — пять раз превышало возможности своего предшественника Ка-25. В частности, такие параметры, как продолжительность и протяженность полета, увеличились почти на 40%. Также установка более мощных и надежных двигателей привела к увеличению удельной тяговооруженности в 1,7 раза.
История Ка-27
Прототип вертолета, получивший название «252», был поднят в воздух 8.08.1973.
24.12.1973 – на нем впервые проведен полет по кругу.
Серийный выпуск Ка-27 развернули в 1977 году в г. Кумертау. В силу различных причин и обстоятельств испытания и доработки вертолета длились 9 лет, и на вооружение Ка-27 поставили только в апреле 1981 г.
Первые 5 серийных машин приступили к выполнению боевых заданий на ТАКР «Минск» осенью 1978 года.
В 1979 году был создан полк корабельных вертолетов, базировавшийся на аэродроме «Североморск-2», в состав которого вошел Ка-27. Спустя пару лет их начали базировать на всех авианесущих кораблях проекта 1143.
В нынешнее время Ка-27 дислоцируется на авианосце «Адмирал Кузнецов», где продолжает проводить военную службу. На экспорт вертолет поставлялся в Китай, Индию Югославию, Сирию под названием Ка-28.
Основное назначение
Вертолет Ка-27 служит для обнаружения, ведения слежения и нейтрализации подводных судов противника, которые следуют на глубине до 500 м со скоростью не более 75 км/ч и удалены от головного корабля до двух сотен километров. При этом допускается волнение моря в 5 баллов. Метеоусловия могут быть как нормальные, так и сложные. Время суток роли не играет.
Также вертолёт способен выполнять поставленные перед ним задачи как самостоятельно, так и находясь в составе группы.
На вооружении
Состоит на вооружении
- Авиация ВМФ России — 88 Ка-27, по состоянию на 2012 год
- Авиация ВМС Украины — 16 Ка-27, по состоянию на 2012 год
- ВВС Вьетнама — 7 Ка-27, по состоянию на 2012 год
- Авиация ВМС Индии — 10 Ка-28, по состоянию на 2012 год
- Авиация ВМС КНР — 12 Ка-28, по состоянию на 2012 год
- ВМС Сирии — 2 Ка-28ПЛ, по состоянию на 2012 год
Состоял на вооружении
- Авиация ВМФ СССР. — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году.
- ВВС СФР Югославии. — Ка-28 стоял на вооружении 784-й эскадрильи противолодочных вертолётов 97-й авиационной бригады базировавшейся на авиабазе в Дивулье и предназначенного для береговых операций и поддержки ВМС СФР Югославии. Помимо Ка-28 на вооружении эскадрильи стояли Ка-25 и Ми-14.
- ВВС СР Югославии — 2 вертолёта Ка-28 сняты с вооружения и находятся в Сербии в Белградском музее авиации.
- Революционный военный флот Кубы
Конструктивные элементы
Боевой вертолет Ка-27 оснащен трехлопастными винтами с противоположным вращением, которые складываются во время стоянки на корабле. Лопасти этих винтов производятся из стеклопластика, а их втулки – титановые.
Фюзеляж машины выполнен из цельного алюминиевого сплава. Для стабильного обеспечения как продольной, так и путевой устойчивости вертолета используется хвостовое оперение, имеющее два киля. Шайба каждого киля имеет неуправляемый предкрылок и повернута носком к оси самого фюзеляжа.
Шасси имеет четыре опоры неубирающегося типа и оснащено гидросистемой для небольшого подъема вертолета с целью обеспечения удобного доступа в грузовой отсек. Характерная черта передних колес – самоориентация. Также есть возможность установки лыж.
Силовая часть воздушного судна
В качестве привода на вертолете используются два турбовальных двигателя ТВ 3, суммарная взлетная мощность которых составляет 2х2200 лошадиных сил, и редуктор ВР-252. Несущие винты имеют стабилизированную частоту вращения во время полета.
Главными источниками электрической электроэнергии являются два трехфазных генератора переменного тока с частотой 400 Гц, которые приводятся в действие редуктором ВР-252. Генераторы работают в параллельном режиме, но непосредственно к сети подключён лишь левый, а правый находится в резерве. Постоянный ток на вертолете получается путем преобразования из переменного с помощью двух полупроводниковых выпрямителей ВУ-Б.
Аварийное питание обеспечивают две батареи никель-кадмиевого типа, а также два преобразователя тока.
Во время аварийной посадки на водную поверхность активируются надувные баллонеты, которые в процессе нормального полета уложены в свернутом положении в боковые контейнеры вертолета, расположенные на фюзеляже. Важно отметить, что баллонеты не гарантируют требуемой плавучести машине при отключённых двигателях.
Также российский вертолет Ка-27 снабжен системой автопилота и полуавтоматической системой передачи координат и прочей информации об обнаруженной подводной лодке.
В состав экипажа входят три человека: пилот, штурман-координатор и оператор противолодочной системы.
Модификации Ка-27
- Ка-252 – первый прототип палубного противолодочного Ка-27.
- Ка-252ТЛ – телеметрический вертолет корабельного расположения.
- Ка-27ПЛ – противолодочный палубный вариант.
- Ка-27ПС – поисково-спасательный вариантвертолета.
- Ка-27ПСД – поисково-спасательный планер повышенной дальности полета.
- Ка-27РЭП – тестовый вертолет для проведения радиоэлектронного подавления.
- Ка-27Е – вертолет, выполняющий радиационную разведку.
- Ка-27М – модернизированная модификация Ка-27, в состав которой входит радиолокационная командно-тактическая система. В ней выделяют магнитометрическую, акустическую, радиоразведочную системы, бортовую радиолокационную станцию. Радар находится под фюзеляжем и применяется для определения надводных, наземных и воздушных объектов. В 2014 году 4 машины Ка-27ПЛ по заказу ВМФ России начали переделывать под Ка-27М. Серийное производство тоже планировалось запустить с 2014 года.
- Ка-28 – экспортная модификация Ка-27, которая отличается упрощенным набором оборудования. Нынче на экспорт не поставляется, а направляется на потребности ВВС РФ.
- Ка-29 – транспортно-боевой вариант. Производство в нынешнее время не налажено.
- Ка-32 – вертолет гражданской авиации, который эксплуатируется не только российскими авиакомпаниями, но и Канадой, Малайзией, Южной Кореей и Швейцарией.
«Осьминог»
Именно так называется специальный бортовой комплекс, в составе которого значится:
- Радиолокационная станция, которая решает навигационные задачи и поиск подводных лодок, всплывших на поверхность. Обтекатель системы находится на носу фюзеляжа.
- Опускаемая гидроакустическая станция. Размещена она в заднем отрезке фюзеляжа и определяет координаты подводных лодок.
- Устройство вычисления и прицела. Обеспечивает автоматический вывод вертолета в точку для последующего сброса поражающих средств.
- Буй радиогидроакустического типа.
- Обнаружитель магнитный.
Помимо этого, противолодочный вертолет Ка-27 способен сбрасывать маркеры, генераторы дыма, маяки-ответчики.
Надводные цели это боевое воздушное судно во время полета на высоте до 500 м обнаруживает:
- Если ЭПР до 250 м – минимум 25 км.
- Если ЭПР 2 м – не менее 5 км.
Отличительная черта системы «Осьминог» – наличие специальной цифровой информационно-вычислительной подсистемы, а также высочайшая степень автоматизации самого процесса обнаружения лодок. Особого внимания заслуживает скорость работы системы: за один час своей работы она способна провести детальное обследование водной поверхности, площадь которой не превышает 2000 квадратных километров.
Предисловие к главной мысли
Стремительное развитие вертолетной техники в послевоенные годы подняло на более высокую ступень техническое оснащение армий. Кардинально изменилась стратегия и тактика проведения разведывательных, транспортных, десантных и поисковых операций. В лице вертолета вооруженные силы получили незаменимое средство доставки, разведки и вооруженной борьбы. Не только армейские чины сумели по достоинству оценить тактико-технические характеристики винтокрылых машин. Флот также был заинтересован в оснащении корабельного состава новым видом техники. Вертолет, в отличие от самолетов, обладал особыми летными качествами и возможностями. Наличие винтокрылой машины на борту военного корабля увеличивало его боевые возможности, придавало устойчивость противолодочной обороне и системе живучести судна.
Первые практические опыты по размещению вертолетов на борту военных кораблей оказались успешными. Требовалось только создать винтокрылые машины, специально приспособленные для базирования на борту корабля и для действий на море. Работы в этом направлении начались одновременно в Соединенных Штатах и в СССР. Другие страны, такие как Великобритания, Франция, Япония и Италия, имевшие достаточно крупные военно-морские силы и развитую авиационную отрасль также не остались в стороне.
Авиастроительные фирмы работали над созданием винтокрылой машины, способной удовлетворять флотским требованиям. Военные корабли стали оснащаться взлетно-посадочными вертолетными площадками. В СССР задачу по созданию вертолета для нужд военно-морского флота решало конструкторское бюро, возглавляемое Николаем Ильичом Камовым. Его конкурент на этом поприще Михаил Леонтьевич Миль тоже пробовал свои силы в создании машины для ВМФ, однако его прерогативой так и остались сухопутные машины.
Технические параметры
Палубный вертолет Ка-27 обладает следующими техническими характеристиками:
- Количество человек в экипаже – 3.
- Нормальная взлетная масса – 11 000 кг.
- Максимальная скорость полета – 270 км/ч.
- Крейсерская скорость полета – 230 км/ч.
- Динамический потолок полета – 2950 м.
- Реальная дальность полета – 800 км.
- Несущий винт имеет диаметр 15,9 м.
- Длина машины – 11,3 м.
- В сложенном виде судно имеет высоту 5,4 м.
- Показатель грузоподъёмности – 5000 кг.
- Вес топлива в баках – 12 000 кг.