«Боинг-707» — пассажирский самолет: обзор, описание, характеристики, история создания и схема салона


Четырёхдвигательный Boeing 707, вместе с советским Ту-104, французским Sud Aviacion Caravelle и британским de Havilland DH.106 Comet, является одним из первых реактивных авиалайнеров в мире произведенным для пассажирских авиаперевозок. Также начиная с Boeing 707, были заложены основы для доминирования реактивных самолётов американской на рынке пассажирских авиаперевозок. В зависимости от модификации, дальность полёта 707-ых может составлять от 4650 до 10550 километров. Различные версии самолета Boeing 707 способны в своем салоне разместить до 189 пассажиров.

По своей концепции Boeing 707, представляет собой узкофюзеляжный, четырехмоторный самолет, имеющий форму моноплана с низкорасположенным крылом стреловидной формы, под которым в гондолах расположены турбореактивные двигатели.

Прототипом для всего семейства 707-х стал самолет Boeing 367-80, известный также как Dash-80. Постройка Boeing 367-80, началась 1952 году, и уже 14 мая 1954 года самолет был годов. Длина готового самолета была 39,97 метров при размахе крыльев в 39,88 метров. На постройку Boeing 367-80 было потрачено около 16 миллионов долларов. Полёт данного прототипа состоялся 15 июля 1954 года.

Boeing 707 фото

Позже название прототипа было изменено на Model-707. С момента начала лётных испытаний, , от ВВС США поступил заказ на разработку реактивного самолета заправщика. За основу данного проекта был выбран удлиненный вариант самолёта Model-707. Прототип самолёта заправщика получил обозначение Model-717. Серийные же самолёты в дальнейшем получат обозначение С-135 Stratolifter и КС-135 Stratotanker.

Но что касается авиалайнера для пассажирских перевозок, то тут у был конкурент в лице реактивного самолета Douglas DC-8, производства американской . По этой причине пришлось модернизировать свой проект. Новый самолет получил обозначение Boeing 707-120. На этом самолете было увеличено сечение и длина фюзеляжа. Это позволило разместить по три кресла в одном ряду. Благодаря этому была увеличена пассажировместимость. Длина самолёта Boeing 707-120 теперь составляла 44,07 метра. На авиалайнер были установлены двигатели Pratt & Whitney JT3D-6 с тягой по 60,02 кН. Заказы на Boeing 707-120, начали поступать в середине 1955 года. Первым заказчиком нового воздушного лайнера стала авиа. Впервые этот самолёт поднялся в небо 20 декабря 1957 года. Регулярные пассажирские полеты, на внутренних американских рейсах, протяженностью до 5000 километров, Boeing 707-120 начал осуществлять с августа 1958 года.

В декабре 1955 также начали работы по постройке самолёта для межконтинентальных рейсов. Основным заказчиком нового трансатлантического самолёта выступила всё та же «Pan American». Самолёт получил обозначение Boeing 707-320. Данная модель имеет увеличенный фюзеляж, благодаря которому длина Boeing 707-320 составляет 46,61 метров. Размах крыла и объем баков для топлива также были увеличены. Первоначально на самолёте были установлены двигатели Pratt & Whitney JT4А-3 мощностью по 71,5 кН. Первый полет Boeing 707-320 совершил 11 января 1959 года. После сертификации в августе 1959 года самолет начал поступать в авиакомпании. В начале 1962 года совершил первый полет Boeing 707-320 с двигателями Pratt & Whitne JT3D-3. Позже на самолёте были применены двигатели Pratt & Whitney JT3D-7 мощностью 84,4 кН.

Версия Boeing 707-320, стала самым популярным самолётом из всего семейства 707-ых. Этот авиалайнер в экономичном классе, способен разместить до 189 пассажиров. При двухклассовой компоновки в его салоне можно разместить 147 пассажирских кресел. Дальность его полёта составляет больше девяти тысяч километров.

Помимо пассажирских выпускались различные модификации самолёта, предназначенные для транспортных, грузовых и военных целей.

Производство самолётов Boeing 707 было окончательно прекращено в 1978 году. За весь период производства выпущено 1010 единиц самолётов Boeing 707.

Как появилась компания Boeing?

Фирма Boeing была создана в начале ХХ века Уильямом Боингом. Изначально компания производила учебные самолёты и лайнеры для доставки почты. Также эта фирма занималась созданием различной военной техники: бомбардировщиков, торпедоносцев, истребителей.

В 1930 году был выпущен один из первых скоростных самолётов под названием Monomail, который использовался для доставки почты. Позже на его основе разработчики компании создали первый пассажирский авиалайнер «Боинг-247». С этого момента фирма Boeing стала лидирующим производителем в гражданском самолётостроении.

В 1954 году компания выпустила первый в мире реактивный пассажирский самолёт Boeing 707. Описание, история создания и характеристики этого воздушного судна будут подробно рассмотрены ниже. На основе этого лайнера впоследствии будет выпущена линейка пассажирских самолётов, в которую вошли «Боинг-737», «Боинг-747», «Боинг-757» и «Боинг-767». Эти модели стали лидерами в отрасли гражданского самолётостроения. Общее количество выпущенных машин превысило 6,5 тысяч единиц.

Примечания[ | ]

  1. Orders & Deliveries
  2. ATDB.aero aerotransport.org AeroTransport Data Bank (неопр.)
    .
    aerotransport.org
    . Дата обращения: 28 июня 2022.
  3. Harro Ranter.
    Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Type index > ASN Aviation Safety Database results
    (неопр.)
    .
    aviation-safety.net
    . Дата обращения: 28 июня 2022.
  4. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Boeing 707 > Boeing 707 Statistics
  5. Aviation Photo #1531069: Boeing 707-138B — Qantas (John Travolta) (неопр.)
    .
    Airliners.net
    . Дата обращения: 28 июня 2022.

История создания летающей машины

История создания лайнера «Боинг-707» с самого начала была авантюрной. Компания-производитель решила вложить в его проектирование и создание более 16 миллионов долларов, ведь речь шла о разработке уникального экземпляра пассажирского самолёта нового поколения, который должен был иметь турбореактивный двигатель. В связи с высокой степенью секретности этой машины ей было присвоено кодовое имя «Модель 367-80». Среди сотрудников фирмы Boeing проект был известен как Dash 80. И только высшее руководство компании знало, что будущее имя нового авиалайнера – Boeing 707.

Самолёт «Боинг-707» был представлен общественности 14 мая 1954 года. Новое воздушное судно создавалось на основе двух моделей лайнеров: гражданского поршневого Model 377 и военного Model KC-97. По своим аэродинамическим свойствам модель «Боинг-707» была близка к военному реактивному самолёту B-47 Stratojet, созданному в 1950 году.

Первый экспериментальный полёт новый пассажирский авиалайнер совершил 15 июля 1954 года, а уже 13 октября 1955-го крупнейший в то время авиаперевозчик – компания Pan American – заключил с фирмой Boeing контракт на выпуск шести самолётов «Боинг-707-120», описание и характеристики которых приведены ниже.

Смена поколений

К концу 70-х авиалайнер стал жертвой собственного успеха. Пассажиропоток постоянно рос, и самолет перестал с ним справляться. Руководство понимало, что решить проблему поможет удлинение фюзеляжа, но такие меры были нецелесообразны с экономической точки зрения. Для удлиненного фюзеляжа необходимы более мощные и крупные двигатели, а также увеличенное расстояние между шасси. Кроме того, к концу 70-х самолет устарел в плане шумоизоляции и топливоэффективности. Для увеличения вместимости необходимо было заменить планер. В итоге фирма Boeing построила модель нового поколения, которая получила индекс 747 и полностью удовлетворила требования по вместимости.

Описание модели «Боинга-707-120»

В пятидесятые годы ХХ века пассажирское самолётостроение стало стремительно развиваться. В связи с этим компания Boeing приобрела серьёзного конкурента – корпорацию McDonnell Douglas, которая занималась разработкой реактивного лайнера Douglas DC-8. Этот факт повлиял на процесс проектирования самолёта Boeing 707 и внёс некоторые коррективы. Конечный результат процесса разработки получил название «Боинг-707-120».

От первоначальной модели самолёта его отличали размеры сечения и длина фюзеляжа. Эти параметры стали больше. Благодаря таким техническим решениям проектировщикам удалось увеличить количество кресел в одном ряду и, соответственно, число пассажирских мест. Также на авиалайнер были установлены новые двигатели, которые позволяли сделать большей дальность полёта. Теперь этот показатель составлял 5 тысяч километров.

Регулярные рейсы этой модели «Боинга» стали осуществляться с августа 1958 года.

Летные характеристики

Особенностью технических характеристик машины 707-320 стала большая дальность полета и вместимость, что обеспечило повышенную экономическую эффективность лайнера. В конечном итоге, эти параметры и предопределили успех самолета.

Успех Boeing707 позволил компании начать разработку новых машин, которые постепенно вытеснили многих конкурентов. На сегодняшний день рынок самолетов для средних и дальних маршрутов практически полностью поделен между Boeing и Airbus.

Описание «Боинга-707-138»

Пассажирский лайнер «Боинг-707-138» был построен по специальному заказу австралийской авиакомпании Qantas. Перед инженерами фирмы Boeing была поставлена задача по разработке особой версии самолёта модели 707-120, которая обладала бы возможностью осуществлять сверхдальние перелёты.

Конечным результатом работы стало создание пассажирского лайнера с укороченным в хвостовой части фюзеляжем. Дополнительно была снижена полезная нагрузка, и установлен ещё один топливный бак. Эта модель самолёта «Боинг-707» была выпущена в ограниченном количестве – всего 7 единиц.

Первые покупатели

Первым покупателем пассажирского лайнера стала фирма Pan American, которая заказала сразу же 20 самолетов 707-112. В тот же день компания приобрела 25 самолетов фирмы Douglas и оговорила с последней возможность приобретения дополнительной партии. Фирма Douglas тем временем анонсировала создание дальнемагистральной модификации DC-8, на что компании Boeing пришлось ответить разработкой самолета 707-320 Intercontinental.

Фирмы Pan American и TWA стали не только первыми, но и крупнейшими компаниями, которые эксплуатировали «Боинг 707». Благодаря авиалайнерам этой модели авиаперевозчики существенно увеличили объемы своих парков. Первой неамериканской фирмой, эксплуатирующей данный самолет, стала компания Qantas. Вслед за ней лайнер начали приобретать различные западноевропейские компании.

Описание «Боинга-707-320»

В конце 1955 года инженерный состав фирмы Boeing приступил к работе по созданию пассажирского самолёта, который смог бы выполнять межконтинентальные рейсы. Новый авиалайнер получил название «Боинг-707-320». Его фюзеляж был увеличен, благодаря чему длина самолёта стала больше в сравнении с моделью 707-120. Топливный бак лайнера стал вместительнее. Также увеличился размах крыла. Машина была оборудована двигателями повышенной мощности. Новый самолёт «Боинг-707-320» обладал наибольшей популярностью среди лайнеров своего класса.

Лётно-технические характеристики[ | ]

707-120707-320B
Пассажиры (2 класса)110147
Пассажиры (1 класс)179202
Максимальная взлётная масса116 570 кг151 320 кг
Масса пустого55 580 кг65400 кг
Максимальная дальность полёта6820 км9200 км
Крейсерская скорость917 км/ч890 км/ч
Длина44,07 м46,61 м
Размах крыла39,9 м44,42 м
Высота киля12,93
ДвигателиЧетыре 75,6 кН Pratt & Whitney JT3C-1 турбореактивные.Четыре 80 кН JT3D-3 или четыре 84,4 кН JT3D-7.

«Боинг-707»: схема салона, места и отзывы пассажиров

Давайте рассмотрим, что собой представляет этот лайнер изнутри. На фото ниже представлен типовой план расположения мест и вспомогательных помещений для самолёта «Боинг-707».

Схема салона этого лайнера содержит следующие обозначения:

  • B – буфет;
  • C – гардероб;
  • G – кухня;
  • L – туалет;
  • LC – отсек ручной клади;
  • M – киноэкран;
  • S – склад.

Серым цветом на картинке обозначена кабина экипажа самолёта «Боинг-707».

Салон лайнера содержит 151 пассажирское место, 16 из которых расположены в первом классе (жёлтая и оранжевая зона на фото), а ещё 135 – во втором (синяя и зелёная область).

В схеме салона самолёта места для некурящих отмечены жёлтым и синим цветом. К ним относятся ряды с первого по второй и с пятого по восемнадцатый. Места для курящих выделены оранжевым и зелёным цветом. Это ряды с третьего по четвёртый и с девятнадцатого по двадцать восьмой.

Отзывы пассажиров «Боинга-707» положительные, несмотря на то, что такая машина уже давно снята с производства. Этот авиалайнер по качеству перелётов успешно может соперничать со многими современными воздушными суднами.

Конструкция

Самолет Boeing 707 представляет собой моноплан с низко установленным стреловидным крылом. Двигатели находятся в отдельных гондолах на пилонах под крылом. Машина стала первым пассажирским самолетом с подобным размещением двигателей. Крылья имеют постоянную стреловидность по передней кромке с углом 35⁰.

Применение такой схемы создавало трудности для пилотов, привыкших эксплуатировать прямокрылые машины с поршневыми двигателями. На передней кромке крыла установлены отклоняемые щитки Крюгера, предназначенные для уменьшения скорости машины при посадке.

В конструкции самолета использован специальный автопилот, отслеживающий отклонения машины от курса. На Boeing 707 применено трехстоечное шасси с поворотной передней опорой.

Главные опоры оснащены тележками с двумя спаренными колесами с тормозными механизмами.

На носовой опоре установлено спаренное колесо. Поворот передней стойки выполняется из кабины пилотов или при помощи жесткой буксировочной тяги. Во время разбега управление блокируется.

Пассажирский салон и кабина экипажа самолета оборудованы системой поддержания избыточного давления и кондиционером. Система работает от воздуха, который забирается из компрессоров двигателей. Канал отбора устанавливался над двигателем и закрывался специальным обтекателем.

Схема салона построена по принципу установки двух рядов трехместных сидений с центральным проходом. При установке мест бизнес класса используются двухместные сидения, установленные в передней части фюзеляжа.

Другие модификации «Боинга-707»

Помимо пассажирской версии этого самолёта, компания Boeing выпускала и другие модификации различного назначения.

К примеру, на базе этой модели был создан первый в мире самолёт-заправщик КС-135, который использовался военно-воздушными силами различных стран. Этот лайнер в течение нескольких десятилетий служил в указанных подразделениях США, Франции, Турции и прочих государств.

Ещё одной модификацией «Боинга-707» стал самолёт дальнего радиолокационного обнаружения под названием Е-3 AWACS. Этот авиалайнер был создан специально для ВВС США и выполнял работу по обнаружению вражеской авиации с помощью сканирования пространства наклонно-возвратным способом.

Также на базе «Боинга-707» был построен самолёт специального назначения VC-137, который являлся бортом №1 и использовался для перевозки президентов США. Свет увидели всего два таких лайнера. В настоящий момент они оба находятся в музее ВВС США.

На основе самолёта «Боинг-707» был создан ряд военно-транспортных модификаций такого авиалайнера. Все эти машины, несмотря на солидный возраст, в настоящее время успешно справляются с поставленными перед ними задачами.

Нестандартные технологии

При создании B707 использовались новейшие разработки и принимались рискованные решения.

Первое: каждый из четырех моторов впервые был помещен в отдельные, изолированные мотогондолы. Это придавало надежности полету, ведь при возможном возгорании, огонь никак не перекинется на другие моторы.

Новинкой было и то, что двигатели располагались под крылом, обеспечивая лучшие аэродинамические условия.

Закладывая наибольшую скорость в 1000 км/час, разработчики планировали, что этот показатель будет втрое превосходить конкурентов Douglas DC-7 и Lockheed Super Constellation.

В новых прототипах сечение фюзеляжа увеличили, чтобы кресла расположить 3/3, для большей вместимости пассажиров. Спроектированы новые иллюминаторы и обивка салонных панелей.

Двигатели оснастили системой впрыска воды, этим увеличив силу тяги. С помощью специальной разработки, понизили шумовую составляющую. Топливные отсеки сделали более объемными.

Boeing 707 Джона Траволты

Известный актёр Джон Траволта является обладателем «Боинга-707». Фото счастливого пилота вместе с его авиалайнером можно увидеть ниже.

Самолёты Джон Траволта полюбил в юном возрасте. Уже тогда ему нравилось самостоятельно заказывать авиабилеты для членов своей семьи. Первый перелёт Джона принёс ему массу впечатлений. После этого Траволта некоторое время прожил в городе авиаторов, в котором центральную улицу заменяла взлётно-посадочная полоса.

В 2003 году актёр построил собственный дом в виде аэропорта. Рядом со строением проходит взлётно-посадочная полоса протяжённостью в 700 метров. Она построена для личных самолётов Траволты. Любимцем актёра является Boeing 707, который назван в честь детей Джона: Jett Clipper Ella. Внутри авиалайнера располагаются три гостиных комнаты, несколько спален, кабинет. Этот самолёт стал собственностью актёра в 2002 году, и Траволта не собирается расставаться со своим «Боингом», по крайней мере, в ближайшее время.

Безопасность полетов на самолёте

Самый опасный момент за весь полет авиалайнера – это взлет и посадка. Масса на взлете существенно не влияет на характеристики машины, но учитывается при разбеге. Если есть перегруз, то полоса должна быть существенно длиннее, чем при минимальной массе.

Встречный или попутный ветер при взлете не играет особой роли, учитывается только боковой: он не должен превышать 19 м/с, иначе возрастает риск смещения массивной техники к боковой стороне взлетно-посадочной полосы.

Посадочная масса очень важна: допустимое значение для самолета «Вoeing» 737 800 составляет 65,3 т.

На данный момент, потеряно более 200 самолетов. Первая катастрофа произошла в США (Филадельфия), взлет был отменен по ошибке, было решено, что отказали двигатели. После этого шина выкатилась за пределы взлетно-посадочной площадки.

Больше половины катастроф произошло с семейством «Ориджинал» 100 и 200

Одно из последних неприятных событий произошло в Соединенных Штатах. При посадке самолет выкатился с полосы и съехал в реку. К счастью, никто не пострадал.

Самая загадочная авиакатастрофа «Боинга-707»

Несмотря на то что модель самолёта была очень удачной, катастрофы с её участием всё же случались. За всё время эксплуатации таких авиалайнеров крушение потерпели 194 машины различных модификаций. Самой загадочной среди всех этих трагических историй остаётся та, что произошла 2 сентября 1983 года. Именно тогда «Боинг-707», принадлежавший компании Korean Air Lines из Южной Кореи, был сбит над территорией СССР истребителем СУ-15 под управлением советского лётчика.

По официальной версии авиалайнер нарушил воздушное пространство СССР и пролетел над важными засекреченными объектами военного назначения. Экипаж «Боинга» отказался выполнять команду о посадке самолёта на ближайшем аэродроме, вследствие чего лайнер был сбит, и потерпел крушение в юго-западной части острова Сахалин. В результате аварии погибли все пассажиры и члены экипажа. На борту присутствовали и политические деятели США. Вследствие этого инцидента разгорелся международный скандал. По сей день истинная причина, по которой произошла гибель «Боинга-707» 2.09.1983 года, остаётся до конца не выясненной.

Всему приходит конец

К концу 60-х годов самый массовый пассажирский трансконтинентальный авиалайнер перестал удовлетворять условиям эксплуатации. Машина быстро устаревала морально. Технологической базы для последующей модернизации практически не осталось, чтобы просто увеличить пассажировместимость за счет удлинения салона. Боинг 707 имел очень шумные двигатели, к тому же американца нельзя было назвать экономичной машиной. В итоге авиаконструкторам пришлось менять планер машины, что в конечном итоге привело к появлению нового самолета — Боинга 747. Несмотря на быстрый и печальный финал, легендарный лайнер продолжали выпускать до 1978 года. Всего с конвейера заводов корпорации Boeing сошло 1010 машин различных модификаций.

Завершение эпохи «Боинга-707»

К началу 1970-х годов авиалайнер перестал справляться с увеличившимся к тому времени количеством пассажиров. Инженеры фирмы не могли дальше удлинять фюзеляж по техническим причинам. Работы по модернизации стали экономически необоснованны. Ведь для решения этой задачи нужно было бы создавать новые двигатели, увеличивать расстояния между шасси самолёта и вносить прочие конструктивные изменения. К тому же «Боинг-707» физически устарел, был слишком шумным и неэкономичным в плане топлива. Усовершенствовать самолёт не получалось. А значит, следовало изобрести достойную замену. Так и появился новый авиалайнер «Боинг-747», который вмещал большее количество пассажиров и совершал полёты на более дальние расстояния.

К середине 1970-х годов желание приобрести такой аппарат выявляло всё меньше компаний. Авиаперевозчики Европы и США постепенно стали уходить от использования этой модели. Основными государствами, которые ещё эксплуатировали такой самолёт, стали развивающиеся страны Азии, Африки и Южной Америки. В 1978 году завершилось серийное производство «Боинга-707», а в 1983 г. состоялся его последний регулярный рейс в США.

К концу 1990-х годов такой самолёт использовался в странах Африки и Южной Америки. Его основной задачей были грузовые перевозки. По состоянию на начало 2010 года в мире эксплуатировалось 155 «Боингов-707». В основном это были военные модификации. В наше время единственным авиаперевозчиком, который использует такой пассажирский самолёт, остаётся иранская компания Saha Air.

Нынешние операторы

Отслужившие Boeing 707 на базе хранения AMARC

По состоянию на начало 2010 года[1] использовалось 155 самолётов типа B-707, практически все в ВВС ряда стран (самолёты и грузовые). Несколько машин используется гражданскими грузовыми авиакомпаниями, 8 — в правительственных авиаотрядах. Последней авиакомпанией, использовавшей B-707 на регулярных пассажирских рейсах, была иранская Saha Airlines, у которой по состоянию на 10 августа 2010 года в эксплуатации находилось 5 машин. Однако с апреля 2013 компания прекратила полёты, хотя сама она существует до сих пор. Таким образом, Boeing 707 — последний из реактивных лайнеров первого поколения, который эксплуатировался до недавнего времени; другие «пионеры» реактивной пассажирской авиации ушли в историю ещё в 1980-х годах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]