Легкий самолет Як-12: технические характеристики, фото, история создания

Такой большой стране, как СССР, всегда требовалась легкая авиация. Там, где нет возможности построить протяженный аэродром, а летать в отдаленные места нужно, остро стоял вопрос транспортной доступности. И поэтому легкомоторная авиация играла определяющую роль и всесторонне поддерживалась государством.

Самолет Як-12 считается одним из культовых легкомоторных проектов, символом известной русской простоты и безотказности. Говорят, что его разработку приказал начать сам Иосиф Сталин. И не удивительно, что работу поручили известному советскому конструктору, любителю легкомоторных машин, Александру Сергеевичу Яковлеву.

История создания

Необходимость разрабатывать новый самолет в Советском Союзе возникла еще до Великой Отечественной войны. Имеющиеся на тот момент в строю У-2 (По-2) и Ут-2 уже заметно устарели и требовали либо полной замены, либо скорейшей модернизации.

Но в планы авиаконструкторов вмешалась война. Разработки нового легкомоторного самолета, конечно, велись, но на первый план вышла военная промышленность.

Уже после войны первые Як-12 увидели свет. Сначала две опытные модели: Як-13 и Як-14 – были представлены комиссии для принятия решения о массовом выпуске. Оба летательных аппарата признали вполне удачными. Як-13 даже демонстрировал лучшие показатели дальности и скорости полета, чем Як-14.

Но из-за простоты конструкции и легкости в управлении, комиссия отдала предпочтение четырнадцатой модели и дала добро на ее выпуск. Машину переименовали: в серию Як-14 пошел под именем Як-10.

Но уже в 1947 году на высшем уровне было принято решение о модернизации проекта. Новая модель, которая в дальнейшем будет известна под именем «Як-12», взяла за основу предшественника, Як-10, но с доработками. Некоторые новшества носили косметический характер, некоторые предполагали серьезные изменения.

Так или иначе, в апреле 1947 года летательный аппарат только начали проектировать, а в октябре того же года Як-12 уже впервые поднялся в воздух.

Существенные отличия получило крыло: его консоли стали меньше по площади за счет уменьшения общего размаха. Передняя часть консолей получила предкрылок. Кабина тоже подверглась некоторым изменениям. Во-первых, ее верхнюю часть остеклили. Во-вторых, гаргрот пассажирских сидений несколько опустили.

В духе времени Як-12 также оснастили огнями для аэронавигации, а также фарой для посадки в темное время суток.

Кстати, несмотря на многочисленные изменения, самолет получился легче своего предшественника, что привело к улучшению скоростных характеристик.

После первых испытаний Як-12 понравится и военным. Они инициировали ряд важных улучшений для своей версии, что позволяло увеличивать показатели дальности, скорости и надежности. 5 января 1948 года считается днем, когда Як-12 начал свой официальный путь в авиации СССР.

Санитарный образец самолета

Як-12С 1948 года выпуска считается санитарным вариантом самолета из этой серии. Конструкция данной авиационной машины была приспособлена для транспортировки одного больного. В левой части борта были расположены носилки. Никаких других изменений в Як-12 не было произведено. Пустой самолет весил 852 кг и способен выдерживать нагрузку до 380 кг. В нее был включен вес спецоборудования, который составлял 22 кг. Як-12С транспортировал медицинскую нагрузку до 175 кг и по своим параметрам был лучше, чем У-2С.

Основное назначение

Изначально предполагалось создать легкомоторный самолет, который мог бы выполнять сразу несколько предназначений. Як-12 хорошо подходил для нужд сельского хозяйства и применялся для борьбы с вредителями. Второе свое применение – служба в гражданской и санитарной авиации – Як-12 тоже выполнял вполне успешно на протяжении всего отведенного ему срока работы. А массовое производство продолжалось достаточно долго – до 1968 года.

У военных легкомоторная модель Яка нашла применение не только в перевозке людей, но и для транспортировки небольших грузов.

Широко машина использовалась почтовыми службами.

Работы по усовершенствованию

Самым первым вариантом принято считать авиационную конструкцию Як-12. Модель самолета в модификации А со временем претерпевала изменения:

  • Крылья приобрели трапециевидную форму и стали оснащаться предкрылками, содержащими по одному подкосу.
  • Топливный бак: увеличение размера.
  • Шасси: усиление.
  • Штурвал приобрел роговидную форму.
  • Кабина пилота. Путем остекления лобовых и боковых частей улучшился обзор. Существенное улучшение комфортабельности кабины произошло за счет использования мягкой обивки сидений. Допустимый вес, который мог поднять Як-12А, составлял 1588 кг. За счет изменений крыла в самолете значительно улучшилась аэродинамика, увеличилась скорость на 30 км/ч и дальность полета.

Конструктивные особенности

Як-12 – подкосный высокоплан. Оперение хвоста – подкосно-расчалочное. В машину устанавливался двигатель перед кабиной пилота. Шасси не убирались: снабжались тормозной системой.

В моторной раме сначала устанавливали двигатель М-11ФР. Но он подвергался частой критике из-за недостаточной мощности. В частности, это свойство не позволяло быстро подниматься в воздух, требуя большой разбег. Позже на Як-12 стали ставить мотор М-14 (Аи-14ФР).

Мощность новой силовой установки составила 250 лошадиных сил, в то время как предшественник выжимал не более 160 л.с. Эта мера сократила взлетный разбег в полтора раза, повысила скоростные показатели.

Двигатель защищался металлическим капотом. Охлаждение было воздушным, но существовала одна интересная особенность. Жалюзи в передней части капота, которые пропускали воздух для охлаждения, могли регулироваться пилотом. Таким образом, можно было контролировать интенсивность охлаждения двигателя.

Каркас фюзеляжа строился из сваренных между собой труб. Изначально нос выполнялся из дюралюминия. Остальная часть делалась деревянной. Но постепенно новые модификации включали в себя все больше металла, пока не стали выполняться полностью дюралюминиевыми. Это требовалось для продления срока службы, так как машины часто стояли под открытым небом, а не в ангарах.

Крыло делалось двухлонжеронным, чаще всего деревянным.

Оно усиливалось V-образными креплениями, которые сходились в основании шасси на кабине. На Як-12 ставился предкрылок, который занимал почти всю переднюю часть крыла. Благодаря предкрылку, достигался очень полезный эффект – даже высокие углы атаки препятствовали сваливанию и потере подъемной силы.

Сборка

  • При сборке изделия важно следить за тем, чтобы ламинированная сторона оказалась с наружной части.
  • Немаловажным аспектом считается соблюдение размеров вырезанных деталей с габаритами, который имеет аккумулятор – он может быть больше, чем запланировано в чертеже. Рекомендуется предварительно осуществлять замеры с помощью линейки.
  • Для прочного склеивания желательно использовать прищепки, грузы или тиски.
  • Для формирования необходимого изгиба можно применять прокатку на трубе.
  • После этого выполняется склеивание всех контактирующих между собой частей Як-12. Радиоуправляемая модель самолета, полет которой часто сопряжен с падениями, нуждается в усилении конструкции.
  • Придать крепость изготовленному изделию поможет армирование скотчем.
  • Для крепления сервомашинок рекомендуется применять жесткую проволоку.
  • Моторама, на которую устанавливается мотор, должна быть из тонкой фанеры. К ней очень удобно прикручивать крепежные винты.
  • При отсутствии куска фанеры также можно использовать пластик, алюминий или пенопласт. Главное, чтобы материал был легким. Желательно, чтобы вес изготовленной модели не превышал 600 грамм.
  • Запуск изделия рекомендуется совершать одним броском с руки.
  • Посадка для начала должна производится брюхом самолета на мягкую поверхность. Для этого необязательно монтировать на конструкцию колеса.

Стоимость Ford Focus или Pegout 3008 равна цене такого авиационного творения, как самолет Як-12. Фото, расположенное ниже, представляет особенности его внешнего оформления. Но следует напомнить, что модификации выпускались разные.

В наше время самолет Як-12 считается раритетом. Его можно найти у коллекционеров авиационной техники.

Летно-технические характеристики

Як-12 компоновался необходимым оборудованием для навигации в небе, а также для сообщения с землей. Первые версии для взлета в полной массе требовали не менее 185 метров для разбега. Максимальная скорость у них достигала 194 км/ч.

Но и те Як-12, которые первыми сходили с конвейера, получили массу недовольных отзывов. В основном – из-за слабого мотора, который делал машину медленной, маломаневренной и непрактичной. Поэтому большинство нововведений, которые нашли отражение в поздних моделях, часто значительно улучшали технические характеристики, за счет новых двигателей и манипуляций с геометрией крыла.

МодельЯк-12, образца 1947 года выпуска
КрылоДлина – 12 метров, площадь – 21,6 квадратных метров
Длина фюзеляжа8,36 м
Высота3,76 м
Масса (пустой/максимальная на взлете)830 кг/1185 кг
Мощность двигателя (ПД М-11ФР)160 л.с.
Скорость (крейсерская/максимальная)169 км/ч / 194 км/ч
Дальность полета810 км
Продолжительность беспосадочного перелета4 ч
Потолок3000 м
Экипаж/нагрузка1 пилот/2 пассажира или груз до 355 кг

Фото Як-12

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Модификации

Самолет был прост в изготовлении и конструктивно не содержал в себе излишеств. Это позволило широко применять его в совершенно разных сферах человеческой деятельности.

Как правило, требовались только небольшие доработки, которое приводили к созданию специализированных модификаций.

  • Як-12 «изделие 21А» — это самая первая модификация, которая привела к устранению тех недоработок, свойственных стартовым серийным образцам. На этой модели впервые появился предкрылок, несколько изменилась конструкция шасси. Конструкторы немного уменьшили размах крыла. Благодаря нововведениям, Як стал взлетать с меньшим разбегом и с более высокой скоростью.
  • Як-12 «поплавковый» — первый образец, который мог взлетать с воды. Он оснащался деревянными поплавками-шасси.
  • Як-12А. Это глубокая модернизация предшественника – Як-12. Главнейшие нововведения – изменение крыла. Теперь оно стало трапециевидным, и на консолях убирались предкрылки. Новое крыло увеличивало скорость полета, его дальность, но потолок машины был меньше. Кроме того, конструкторы улучшили обзорность из кабины, повысили комфорт для пилотов, сделав сиденья мягкими, поменяв ручку управления на полуштурвал. Шасси снова подверглось конструктивному усилению, а топливные баки стали больше. Увеличилась и взлетная масса.
  • Як-12Б предназначался для взлета с короткой ВВП. Необходимая дистанция равнялась минимум 35 метрам. Из отличий модели можно выделить: два крыла (биплан) и форсированный двигатель АИ 14-РФ, который выдавал 300 лошадиных сил.
  • Як-12ГР – оснащен поплавками для взлета с воды. Из-за недостаточной мощности двигателя он получил много критики, так как требовалась большая дистанция для подъема в воздух.
  • Як-12М. Еще одно преобразование легкомоторной машины, которое опять повлекло усиление шасси и фюзеляжа. Главная отличительная черта – удлинение фюзеляжа до 9 метров. Это, в свою очередь, потребовало и увеличение оперения хвостовой части. Заднее колесо шасси получило гидравлическую амортизацию. Як-12М мог брать на борт 3 пассажиров, что в модификации для санавиации позволяло взлетать не только с больным, перевозимом на носилках, но и сопровождающим его медработником.
  • Як-12ММ. Часто использовался как медицинский транспорт и оборудовался поплавками для взлета с воды и посадки на воду. В отличие от Як-12ГР у него было два водяных руля на каждом поплавке, что увеличивало маневренность.
  • Як-12МС – это специальная версия для поисково-спасательных работ. От Як-12М практически ничем не отличалась – только наличием дополнительного рлэ радиооборудования для поиска пострадавших людей, кораблей. На днище машины устанавливалась вращающаяся антенна, также приспосабливался отсек для парашюта.
  • Як-12Р подвергся большим модификациям. Он применялся в основном для связи, но позже пригодился как хороший транспортник. Среди больших отличий значатся: увеличение площади крыла, установка нового винта, более мощного двигателя (до 260 л.с.), а также оснащение сошником, который позволял снизить посадочный пробег на грунтовых аэродромах до 50 метров.
  • Як-12С – особая санитарная версия. Никаких конструктивных особенностей не было – только место под носилки и медицинского работника для сопровождения.
  • Як-12СХ – предназначался для сельского хозяйства. На месте пассажиров за пилотом устанавливалась емкость для удобрений или ядохимикатов. Также конструктивно предусматривались распылители или рассеиватели на днище. Они могли использоваться, в том числе, и для разбрасывания семян над полями.
  • Як-12УТ отличался дублированным управлением и применялся для совершения учебных и тренировочных полетов.
  • PZL-101 – это польская модификация советского Як-12. Польша по лицензии запустила собственное производство, в которых увеличила полезную нагрузку машин. Чаще всего они применялись для сельскохозяйственных нужд.
  • Shenyang Type 5 – Яки, которые выпускались китайской стороной. Они являлись полной аналогией советских легкомоторных машин.

За время выпуска Як-12 (с 1947 по 1968 годы), было построено около 5000 машин только на территории Советского Союза. Аналоги Як-12М были собраны в Польше в количестве более 1000 экземпляров. А собственная разработка PZL-101 была выпущена в количестве 325 штук.

Самолет и после завершения производства подвергался различным модификациям. В основном, это делали народные умельцы. Так, Як-12 и до сих пор применяется в спортивном спорте или на выставках.

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

В начале 1990-х гг. в ОКБ им. А.С. Яковлева в инициативном порядке была проведена работа по изучению потенциального спроса на авиаперевозки в стране, которая показала, что существует определенная потребность в создании самолетов «делового» класса на 6—10 мест. Причем наибольший спрос приходится на полеты в пределах дальности до 1000 км. Анализ результатов анкетирования показывал, что для практически полного удовлетворения такого спроса достаточно иметь два типа самолетов: реактивный на 6—10 мест с дальностью полета 4000—4500 км и поршневой на 4—6 мест с дальностью до 1000 км. По результатам анализа в ОКБ приступили к разработке таких самолетов. Первым из них был четырехместный поршневой самолет Як-112, построенный в 1992 г.

Вторым стал шестиместный самолет Як-58, созданный в 1994 г. под руководством главного конструктора ОКБ Ю.И. Янкевича. Як-58 предназначен для деловых и служебных полетов, перевозки пассажиров и небольших грузов. Также он может быть использован в качестве учебного самолета, санитарного, патрульного для осмотра газо- и нефтепроводов, линий электропередачи, разведки рыбных запасов в прибрежных зонах. Дешевизна и легкость исполнения модификаций позволяют рентабельно применить его в различных отраслях народного хозяйства, а также в коммерческих целях. На самолете установлен серийно выпускающийся в нашей стране поршневой двигатель воздушного охлаждения М-14ПТ мощностью 360 л.с., различные модификации которого успешно эксплуатируются практически на всех спортивных и учебных самолетах, созданных в нашей стране. Хотя в будущем не исключается установка другого двигателя с более современным комплексом оборудования, но это уже по желанию отдельных заказчиков как в нашей стране, так и за рубежом.

Самолет построен по двухбалочной схеме с низкорасположенным крылом, П-образным хвостовым оперением, убирающимся трехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический конструкции выполнен по схеме полумонокока. Кабина негерметичная. В основном варианте самолета предусмотрено место для одного пилота, при необходимости могут быть оборудованы два пилотских места. Вход и выход пассажиров производится через сдвижную дверь по правому борту в средней части фюзеляжа. На левом борту имеется дверь для экипажа. Двухкилевое вертикальное оперение обеспечивает необходимую степень путевой устойчивости, повышает эффективность горизонтального оперения. В случае аварийного покидания самолета в учебно-тренировочном варианте в воздухе двери легко отделяются от фюзеляжа и сбрасываются. Двигатель с толкающим винтом расположен в хвостовой части самолета, что обеспечивает хороший обзор из кабины и повышает комфорт для пилота и пассажиров. Использование толкающего винта с увеличенным диаметром компенсирует возможные потери от неблагоприятной интерференции с фюзеляжем.

Приборная панель Як-58

В кабине для пассажиров и экипажа установлены четыре кресла и диван. Между диваном и задней перегородкой находится багажный отсек, доступ в который обеспечивается при откинутой спинке дивана. В грузовом варианте на месте пассажирских кресел устанавливаются три грузовых контейнера, которые могут перемещаться на роликах по специальной грузовой платформе и фиксируются на ней в определенном положении. В бесконтейнерном варианте грузы укладываются на пол и притягиваются к полу сеткой. В санитарном варианте самолет позволяет перевозить больного на спецносилках в сопровождении врача.

След в истории и кинематографе

Популярность самолета была очень высока. В профессиональной среде летчики ценили его неприхотливость, легкость в управлении и высокую надежность. Именно поэтому легкомоторная машина использовалась по всей территории необъятного СССР и стран социалистического лагеря.

На сегодняшний день этот труженик встречается во многих авиационных музеях мира.

Он есть и в русских городах, и в Польше, где долгое время успешно выпускался. Слава о Як-12 закрепилась и в популярном кино. Машины снимались в таких известных картинах, как «Разрешите взлет!», «Последний дюйм», «Ва-Банк 2».

Учебно-тренировочный вариант

В начале 1959 года советскими конструкторами начал разрабатываться симулятор самолета Як-12 УТ. Его предназначение состояло в обучении военных пилотов осуществлять посадку по приборам. Для этого кабина была оснащена:

  • Вторым комплектом, позволяющим как запустить двигатель самолета Як-12 УТ, так и выполнять ручное и ножное управление.
  • Радиокомпасом АРК-5.
  • Упрощенным комплектом оборудования ОСП-48, с помощью которого производилась слепая посадка.
  • Маркерным приемником МРП-48.
  • Радиовысотомером РВ-2.
  • Генератором ГСК-1500. С его помощью происходило питание оборудования.

Снятие с производства

Як-12 и его многочисленные модификации успешно выпускались серийно до 1968 года. После они уже завершали свою работу и постепенно выводились из состава регулярного авиасообщения. По наиболее точным подсчетам, последний самолет должны были списать в 1980 году.

На сегодняшний день известно, что Як-12 используется только в частных коллекциях и аэроклубах.

Как и многие представители русской техники, Як-12 стал простым, дешевым и надежным представителем своего времени.

Именно этим удачным сочетанием и можно объяснить большой успех этих моделей.

Он нередко безотказно работал в тяжелых погодных условиях, не требовал серьезной подготовки взлетно-посадочной полосы. Все это сделало его незаменимым для санитарной авиации, сельского хозяйства, небольших грузовых перевозок и гражданских рейсов на маленькие расстояния.

Один из известнейших проектов КБ Яковлева отслужил свой срок добросовестно, поэтому и слава о нем крепка до сих пор. Народная любовь к нему тоже не забывается с годами. Свидетельство тому – блестящие красавцы Як-12, которые все еще летают в небе под управлением многочисленных авиаторов-любителей.

Изготовление деталей для изделия

На основе имеющихся чертежей можно приступить к вырезанию нужных частей. Хорошо, если деталь имеет большое количество прямых линий. В таком случае она считается простой.

Для работы с таким чертежом понадобится игла. Используя ее, проколами намечают все имеющиеся углы. Затем по линейке, приставленной от одного прокола к другому, с помощью канцелярского ножа осуществляются прорезы бумаги. Они выполняются последовательно до тех пор, пока из чертежа не образуется полностью готовая к поклейке деталь будущего самолета. При их склеивании важно следить за тем, чтобы не нарушались размеры и геометрия будущей модели.

На каждом листе возможно появление лишних участков, которые нужно срезать. В результате все фрагменты конструкции должны идеально стыковаться друг с другом. Только после этого с помощью шприца можно выполнять их склеивание.

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

В 1981 г. в ОКБ А.С. Яковлева был создан одноместный спортивно-тренировочный самолет Як-53. В проектировании и постройке самолета, как и других легкомоторных машин, принимали участие в основном молодые инженеры и рабочие. Главное отличие его от предшественника Як-52 — это отсутствие передней кабины. На этой машине были сняты пружинные загружатели рулей, необходимые на учебно-тренировочном Як-52, а также радиокомпас, курсовая система и другое оборудование. Самолет стал почти на 100 кг легче Як-52, что позволило ему выполнять самые сложные фигуры прямого и обратного пилотажа.

Первый полет на нем выполнил молодой летчик А. Синицын. В испытаниях самолет показал отличные летные данные. В испытаниях также принимали участие летчики-испытатели М. Молчанюк и В. Макагонов. Именно они установили на Як-53 два мировых рекорда скороподъемности на высоту 3000 и 6000 метров.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]