Самолет Ту-154: фото салона и технические характеристики

Фото самолета Ту-154 в наше время можно встретить преимущественно на просторах Интернета, так как он давно выведен из обслуживания пассажиров. Среди пилотов его часто называли «Авророй», «Большой Тушкой» или «Полтинником». В советские времена этот авиалайнер с трехдвигательной системой был популярен и перевозил на своем борту от 152 до 180 пассажиров, при этом крейсерская скорость самолета Ту-154 превышала заявленные 900 км/час. Разработкой занималось не менее известное в 1960-е годы ОКБ им. Туполева. Вместимость лайнера составляет 180 человек.


Самолет Ту-154

Подобнее о самолете

Свой первый взлет выполнил в начале октября 1968 года. В период с 1970 по 1998 год осуществлялся серийный выпуск модели, в течение которого произошло несколько этапов модернизации. В истории отмечен наиболее короткий рейс, составлявший около 190 км от Ташкента до Намангана, и один из самых длинных — более 5 тыс. км от Москвы до Якутии (Нерюнгри). Самолету были присущи индивидуальные особенности:

  • сложность с точки зрения массовых пассажирских перевозок;
  • обслуживание требовало высококвалифицированного персонала как летного, так и наземного;
  • заднее расположение двигателей создает условия для снижения шума в салоне и дает возможность разворота в случае их отказа. При этом появляются проблемы, связанные с работой стабилизаторов и самих двигателей, когда возникает большой угол атаки и задняя центровка, что в целом приводит к развитию помпажа и полному отказу двигателей бокового и среднего расположения, потом к потере эффективности рулевого регулирования высоты. Все эти сбои не раз создавали условия для катастроф, которые сопровождались плоским штопором и отсутствием возможности выхода из данного положения.

Зимой 2013 года производство этой модели самолетов было официально прекращено.


Кабина самолета Ту-154

Варианты компоновок салона

В последние годы эксплуатировались как одноклассные варианты, так и двуклассные:

  1. 166 мест, рассчитанные только на эконом-класс.
  2. 134 кресла, из которых первые 12 относятся к бизнес-классу, следующие 18 — комфорт-класс и 104 места отданы под экономический класс.
  3. Самой популярной компоновкой стал салон на 131 кресло, где первые четыре ряда занимал бизнес-класс по схеме 2+2, а остальные — экономический по схеме 3+3.

По фото салона самолета Ту-154 и по отзывам пассажиров, можно понять, что это воздушное судно также имеет свои худшие и лучшие места. Разберем их на примере двуклассной компоновки.

Безусловно, самыми лучшими местами являются кресла бизнес-класса. Они более мягкие и у них большой шаг. Люльки здесь не устанавливаются, то есть плач младенца не мешает перелету. Менее комфортными в «бизнесе» считаются места, расположенные в четвертом ряду, так как рядом с ними у большинства моделей ВС находятся туалетные комнаты и перегородка, отделяющая «бизнес» от «эконома». Но на некоторых бортах туалет в этой части отсутствует.

В эконом-классе крепежная система для люлек находится сразу за «бизнесом» на пятом ряду, поэтому в этой зоне, помимо туалета, комфортный перелет может быть потревожен детьми, шумом от очереди в туалет и неприятными запахами. Однако сам пятый ряд обладает рядом преимуществ: перед ним нет кресел, а значит, никто не сможет откинуть спинку сидения на колени пассажиру.

Самыми комфортными местами, согласно отзывам, были отмечены кресла в 11 и 19 рядах. Они находятся около аварийных люков и места для ног здесь намного больше. Самые некомфортные места расположены в 28 ряду, так как рядом с ними находятся туалетные комнаты, плюс спинки кресел здесь не откидываются, так как позади расположена стена туалета. К тому же, так как двигатели лайнера расположены в хвостовой части, то и шума здесь от них намного больше.

Важные исторические моменты

Основная цель, которую преследовали конструкторы при разработке авиалайнера, была связана с необходимостью замены таких моделей, как Ан-10, Ту-104 и Ил-18. ОКБ тщательно занималось этим вопросом, ведь стране нужен был новый, модернизированный лайнер по своим параметрам, не уступающий американскому прототипу Боинг-727. Хотелось бы отметить следующие знаковые события из истории Ту-154:

  • в 1966 году создан первый экземпляр самолета опытного характера;
  • первый полет пришелся на 3 октября 1968 года, а в следующем году он был представлен на всемирно известной выставке авиасалона Лэ-Буржэ;
  • изначальное использование было связано с перевозкой почты из столицы в разные города, а начиная с 1972 года был переведен в состав известного авиаперевозчика «Аэрофлота» и использовался для пассажироперевозок местного значения. Немного позже переведен на рейсы международного уровня;
  • начиная с 1975 по 1984 год включительно был неоднократно модифицирован. Например, была замена двигателя на более мощный, увеличена взлетная масса;
  • в этом же 1984 году определенное количество «Тушек» было переделано. Одни в количестве 9 штук — в грузовые воздушные судна, другие (5 штук) — в лаборатории в связи с проводимыми испытаниями космического челнока, третьи (2 единицы) — в авиасудна, ведущие всесторонний контроль за деятельность стран СНГ и НАТО.

На Ту-154 были возложены основные функции по перевозке пассажиров как внутри страны, так и за ее пределы. Эти самолеты приобретали многочисленные авиакомпании, некоторые единицы перешли в собственность ВВС Советского Союза.


Салон Ту-154

Модификации Ту-154

Какие модификации есть еще у салона Ту-154? Фото наглядно показывают разницу между улучшенной версией Ту-154А и Ту-154Б, хотя основные изменения произошли все же в техническом оснащении бортов. Например, последний получил дополнительный топливный бак и аварийные выходы в хвосте. А указанная выше вместимость в 180 человек в условии одноклассовой компоновки коснулась модификации Ту-154Б-2.

Самой популярной модификацией стал Ту-154М. Это улучшенная версия Ту-154Б-2. На него установили реактивные двигатели и улучшили авионику, благодаря чему повысилась эффективность экономии топлива и увеличилась дальность полета.

Их осталось мало

Сегодня эту машину, столь известную и узнаваемую в прошедшие четыре десятилетия, можно увидеть в небе все реже. Известно, что, по состоянию на начало 2014 года, мировой парк Ту-154 насчитывал всего восемь десятков экземпляров. Таким образом, вероятность стать пассажиром «большой Тушки» становится все меньше, но она и сегодня не равна нулю. Несколько российских авиакомпаний продолжают эксплуатировать машины, ресурс которых еще не исчерпан. Сто экземпляров законсервированы в летном состоянии.

Уровень комфорта этого лайнера вполне укладывается в современные представления, особенно с учетом того, что продолжительность рейсов нечасто превышает час-полтора.

Интересные факты и отзывы пассажиров

По каждой модели самолета можно найти статистику, как распорядилась с ней судьба. У Ту-154 73 борта были полностью разрушены после катастроф, около 90 самолетов порезано на металлолом, а 190 железных птиц все еще ожидают этой участи, в одном экземпляре был открыт ресторан, а 24 воздушных судна превратились в музейные экспонаты. Однако около 270 самолетов все еще бороздят просторы воздушного пространства и более сотни из них находятся в отличном состоянии.

Всего за 20 лет выпуска было создано 1025 бортов различных модификаций. И интересным фактом является то, что Ту-154 разрабатывался с нуля, а не на основе уже имевшихся военных моделей, как это происходило с его предшественниками.

У Ту-154 также имеется свой рекорд дальности полета. Установлен он был на рейсе Москва-Якутск и равнялся 4800 километрам.

По пассажирским отзывам, воздушное судно было более чем комфортным в советские годы, но на сегодня практически все салоны эксплуатируемых бортов выглядят удручающе. Минусом полета является сильная вибрация по всему салону, идущая от хвостовых двигателей.

На авиационных форумах некоторые пассажиры высказываются за полное снятие с эксплуатации Ту-154, так как считают, что его технические данные сильно устарели. Многие даже пишут, что боятся лететь на таком «старье». Однако стоит учитывать, что жизнь любого воздушного судна зависит от его своевременного технического обслуживания, и чем качественнее оно происходит, тем дольше может служить машина во благо людям.

Краткая история развития пассажирских самолетов

Первым в мире самолетом, который мог перевозить пассажиров, стал российский аппарат под обозначением «Илья Муромец». Несмотря на то что этот аппарат И. Сикорским был изготовлен еще в 1913 году, он был достаточно комфортабельным для пассажиров, поскольку на его борту был размещен ресторан, спальные помещения и ванная. Демонстрационный полет машины показал, что он может перевозить 16 человек.

Этому самолету принадлежит первый рекорд по дальности перелета, он смог преодолеть расстояние от Петербурга до Киева и в обратную сторону. При этом аппарат осуществил лишь одну посадку.

Дальнейшее развитие пассажирской авиации было направлено на изготовление менее масштабных однодвигательных аппаратов, таких как К-1, Сталь-2, ПС-35. Все же первыми пассажирскими авиалайнерами, которые изготовлялись массово, стали самолеты ЛИ-2 и ПС-84, в США это был DC-3.

В эти года массовым аппаратом для перевозки пассажиров стал Ford Trimotor, его изготовляли в США. Это был самолет с тремя поршневыми двигателями, при этом пассажировместительность равнялась 8 человекам. Производство было окончено в 1933 году, но и после этого их еще долго продолжали эксплуатировать. На смену пришел новый самолет DC-3. Нужно отметить, что этот аппарат является самым массовым по изготовлению пассажирским лайнером в мире. Самолет имел возможность перевозить до 32 человек на борту.

В европейских странах довоенного периода самым качественным самолетом для перевозки пассажиров стал Ju52. Также широко использовались и самолеты с поплавковым шасси.

По окончании войны изготовление пассажирских самолетов велось на основе модернизации имеющихся тяжелых бомбардировщиков. А с появлением в авиации в 50-х годах двигателя реактивного типа развитие пассажирских лайнеров вышло на качественно новый уровень развития. Так, летом 1949 года впервые взлетел британский самолет типа De Havilland Comet, это была не совсем успешная разработка, поскольку фиксировалось много крушений, и в 1954 году он был снят с полетов. Лидером пассажирского авиастроения оставался СССР со своим Ту-104 (1955 года выпуска) и американский Boeing 707 (1954 года выпуска).

Дальнейшее развитие и успехи были представлены пассажирскими самолетами корпораций Boeing и Airbus. Первые сверхзвуковые лайнеры для перевозки пассажиров появились в 60-х годах и были представлены отечественным Ту-144 и европейским Concorde. Данные аппараты довольно скоро были сняты с эксплуатации из-за крушений.

Самолеты, которые изготовляются сегодня, мало чем отличаются внешне от аппаратов 60-х годов

Современное авиастроение акцентирует свое внимание на создании более экономичных и менее шумных силовых установок самолетов. Немаловажным аспектом остается комплектация качественной авионикой

При создании новых самолетов используется большое количество композитных материалов, которые способствуют снижению веса конструкции.

Технические характеристики

Согласно техническим характеристикам, Ту-154 имеет длину в 47,9 м, а высоту — в 11,4 м. Размах крыла составляет 37,55 м и судно считается монопланом. Ширина фюзеляжа равняется 3,8 м.

Максимальная дальность полета усовершенствована до 3600 километров, а потолок высоты, на который Ту-154 может забираться во время выполнения рейса, — 2200 метров. Максимальная скорость, которую может развивать лайнер, — 900 км/ч. Количество членов летного экипажа варьируется в зависимости от модели борта, например, на Ту-154М — 3 человека, на Ту-154Б — 5 человек.

Вместимость, дальность полета, скорость, высота

Самолет Боинг 747

Технические характеристики и летные показатели самолета семейства ТУ 154 (наиболее популярные модификации)

ХарактеристикиТу154БТу154М
Масса при взлете98000 кг100000 кг
Масса пустого лайнера51000 кг55000 кг
Максимальная скорость полета900 км в час935 км в час
Максимальная высота полета12,3 км12,1 км
Максимальная дальность действия2,6 тысяч км3,9 тысяч км
Длина лайнера47,9 метров47,9 метров
Состав экипажа5 человек3 человека
Пассажиры, макс.180 человек175 человек

Особенностью конструкции Ту-154 является расположение двигателей в хвостовой части самолета: один – внутри фюзеляжного отсека, два – по бокам в специальных гондолах.

Ту-154 имеет аэродинамическую схему, характерную для свободнонесущего низкоплана, т.е. крыло расположено в нижней части фюзеляжа, оно стреловидной формы, хвостовое оперение имеет Т-образную форму. Двигатели турбореактивные, имеющие два контура. Такое их расположение приводит к тому, что хвост самолета весит гораздо больше остальной его части и требует мощных шасси для предотвращения сваливания самолета на хвост (у ТУ-154 их целых 10, после взлета убираются в отдельный отсек на крыле). В то же время предотвращается засасывание мусора в двигатели во время взлета и посадки, а также попадание птиц во время полета. По словам авиаэкспертов, машина данной марки является довольно сложной в управлении для обычного массового пассажирского лайнера.

Применение

На конец 2015 года на Российских авиалиниях эксплуатировалось менее ста авиалайнеров Ту-154Б иТу-154М. Среди самых крупных владельцев является авиа, около 15 самолётов.

В странах некогда бывших Советских республик осталось значительное количество пассажирских авиамашин. Самый крупный владелец – Казахстан, на его авиалиниях летают около 12 машин. Белоруссия владеет пятью машинами.

Таджикистан, тоже пять машин в авиапарке. Киргизия, Узбекистан и Азербайджан по три самолёта. В Северной Корее и Китае по два лайнера Ту-154.

Иран ввёл полный запрет на эксплуатацию самолётов Ту-154 с февраля 2011 года. Бывшие братские страны по социалистическому лагерю: Чехия, Болгария и Словакия содержат Ту-154 компоновки «Салон» для первых лиц государства.

Самолёт компоновки «Салон» был у Польских авиалиний, но его потеряли в катастрофе со всеми членами экипажа и пассажирами 10 апреля 2010года. Министр обороны Польской республике заявил, что по информации самописца, на борту слышны шумы взрыва.

Теракт, основная версия следственной комиссии Польши. Сколько бы российские следователи не убеждали об отсутствии взрыва польских коллег, точку в расследовании поставить никто не может.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]