Самолет АН-74 спроектирован на базе «транспортника» АН-72 для осуществления перевозок в условиях Арктики. Разработчиком воздушного судна является киевский АНТК им. Антонова. Модель введена в эксплуатацию 3.07.1991 года, с тех пор используется авиакомпаниями более двадцати стран мира. Существуют гражданские и военные модификации, которые, в свою очередь, подразделяются на грузовые, грузопассажирские, пассажирские, специальные, военно-транспортные и патрульные.
Краткое описание и назначение самолета
Самолет АН-74 собой представляет свободнонесущий цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом малой стреловидности и Т-образным однокилевым оперением. Силовая установка самолета включает в себя два турбовентилируемых двухконтурных двигателя Д-36 сери 1-А, которые консольно закреплены на центроплане таким образом, что их реактивные струи обдувают верхнюю поверхность крыла, создают дополнительную подъемную силу.
Самолет рассчитан на использование в самых экстремальных климатических условиях в диапазонах рабочих температур от -60 до +45 градусов Цельсия, на высокогорье, однако его основное предназначение – осуществление деятельности в Арктике, Антарктиде и смежных регионах.
Предназначен АН-74 для ведения визуальной ледовой разведки, проводки судов, перевозки грузов и пассажиров, поиска косяков рыб, выполнения специальных работ при организации дрейфующих научных станций и обеспечения научно-исследовательских работ в центральном арктическом бассейне.
Предназначение
Самолет Як-12 широко использовался в сельском хозяйстве. С помощью данной машины производилась подкормка растений удобрениями, засевание, опыление полей и насаждений. Она также могла выполнять функцию санитарной машины. Самолет Як-12 применялся в качестве почтового перевозчика и буксировщика. Как пассажирский транспортировщик этот самолет был идеален на незначительных линиях. Машина была рассчитана на два пассажира и способна выдержать груз, не превышающий 350 килограммов. В летных школах для прыжков с парашютами также использовался самолет Як-12.
Устройство и конструкция данной авиационной многоцелевой машины характеризовались простотой и неприхотливостью в применении, наличием радиостанций и приборов, позволяющих осуществлять полеты как ночью, так и при неблагоприятных метеорологических условиях. Кроме Советского Союза, самолет использовался в Китае и Польше, в которой он производился как PZL-101 Gawron.
Сертификация
Воздушное судно отвечает требованиям норм летной годности самолетов и дополнительным требованиям к летной годности самолета АН-74, учитывавшим его конструктивные и эксплуатационные особенности, образующие вместе с указанными нормами «Сертификационный базис летной годности». Утвержден исполкомом СНЛГ СССР 17.05.1991 года и введен Президиумом Совета НЛГ СССР 3.07.1991 года.
История создания
Военные первоначально хотели получить машину для переброски диверсионных групп, желательно вертикального взлета. Конструкторы, изучив техническое задание, пришли к выводу, что транспортный СВВП получится слишком дорогим и сложным, а вот самолет с укороченным взлетом с точки зрения экономики более выгоден.
В ходе проектировки в КБ решили еще и не ограничивать возможности самолета перевозкой диверсантов. В итоге для сохранения нужных взлетно-посадочных характеристик пришлось прибегнуть к ряду оригинальных решений, о которых позже.
В 1975 году разработка Ан-72 была завершена.
Опытные образцы строились в Киеве, на механическом заводе при КБ Антонова и на авиационном производственном объединении. Первые 2 прототипа служили для наземных испытаний, а в воздухе должны были обкатывать серию из 4 самолетов. В конце лета 1977 года Ан-72 совершил первый полет, а зимой ТАСС объявило о новом самолете советскому народу.
В 1979 году Ан-72 был доработан и продемонстрирован на международном авиасалоне во Франции. В конце того же года его предъявили на государственные испытания. Базовый самолет и его гражданскую модификацию Ан-74 рекомендовали к производству.
Освоение выпуска Ан-72 и Ан-74 начали в 1981 году в Харькове, но первые образцы удалось собрать только в 1985 году.
АН-74: характеристики двигателя
Установлен маршевый двигатель Д-36 серии 1А. Турбореактивный агрегат Д-36 сер. 1А выполнен с осевым компрессором по трехвальной схеме, кольцевой камерой сгорания, промежуточным корпусом, пятиступенчатой турбиной и раздельными нерегулируемыми выходными соплами внутреннего и наружного контуров. Масса установки (сухая) – 1,1 тонны.
Данные мотора по режимам:
Расход топлива, кг/Кг.час | Тяга, Кг | |
взлетный режим | 0,375 | 6500 |
номинальный режим | 5000 | |
максимальный крейсерский режим | 0,65 | 1600 |
режим земного малого газа | 400 |
Время непрерывной работы Д-36 на взлетном режиме составляет не более 5 мин., на режиме земного малого газа — не более 30 мин., на номинальном и крейсерском режимах – без ограничения в пределах ресурса конкретного самолета.
Испытания
В 1950 году Як-12 УТ был испытан в ГК НИИВВС и рекомендован для летных школ военно-воздушных сил как эффективный тренажер для обучения летного состава. При этом были обозначены недостатки:
- 1700 оборотов лопастей в минуту свидетельствовали о слабой мощности ветрового генератора ГСК-1500.
- Используемая антенна обладала недостаточной мощностью – приемник работал только на высоте не выше 1850 метров.
- Дальность действия компаса составляла 160 км. Этого было недостаточно, поскольку комиссией выдвигались требования не менее 180 метров.
После проведенного в июне тестирования было назначено повторное в октябре того же года. После доработок Як-12 УТ был оснащен:
- ветродвигателем ВД-5, для которого было характерно изменение в ходе полета шага лопастей;
- установленная Т-образная форма антенны эффективно работала на любой высоте.
В 1952 году данный самолет успешно прошел новые тестирования. Но тем не менее нигде в документах он не значится как Як-12 УТ.
Вспомогательный газотурбинный двигатель
Двигатель ТА-12 вспомогательной силовой установки (ВСУ) – газотурбинный одновальный с отбором сжатого воздуха и электрической энергии переменного тока располагаемой мощностью 40 кВА. Агрегат устанавливается в негерметизированном отсеке правого обтекателя шасси самолета и предназначен для:
- воздушного запуска маршевых двигателей Д-36 на земле на высотах до 3600 м и в полете на высотах до 6000 м;
- питания сжатым воздухом системы кондиционирования воздуха самолета на земле на высотах до 3600 м;
- питания бортсети самолета электроэнергией переменного тока на земле на высотах до 3600 м и в полете при отказе основных источников электропитания до 9000 м.
Двигатель ТА-12 состоит из редуктора, четырехступенчатого осевого компрессора, противоточной кольцевой камеры сгорания, трехступенчатой осевой турбины.
Аэробластинг АН-200, АН-200М, АН-200Д, АН-200МД абразивоструйные установки напорного типа
Предназначены для очистки поверхностей от наслоений ржавчины, краски, а также для подготовки поверхностей перед нанесением антикоррозионных покрытий.
Исполнение:
АН-200
— стандартное: установка напорного типа, сито, крышка, дозирующий вентиль для работы с любым абразивным материалом фракцией 0,2 — 4 мм, ДУ 25/32);
АН-200М
— дополнительно оснащена масловлагоотделителем;
АН-200Д
— дополнительно оснащена дистанционным управлением КПДУ REMCON X;
АН-200МД
— дополнительно оснащена масловлагоотделителем и дистанционным управлением КПДУ REMCON X.
Характеристики:
- Объём бункера — 200 л;
- Рабочее давление — 5-8,3 кгс/см2;
- Производительность — 5-30 м2/час;
- Расход воздуха — 3-10 м3/мин;
- Климатическое исполнение — УХЛ 3;
- Работа с любыми видами абразивного материала от 0,025 до 4 мм;
- Габариты — 960 x 870 x 1500 мм;
- Вес 156 кг.
Преимущества:
Аппараты установлены на мощные опоры: колеса находятся на расстоянии 5 мм от уровня пола.
Вся нагрузка загруженного аппарата приходится на опоры, которые выдерживают нагрузку не менее 1000 кг.
Это позволяет увеличить ресурс использования колес и повышает устойчивость аппарата при эксплуатации.
Эргономичная и мобильная конструкция Удобная ручка в сочетании с колесными опорами облегчают перемещение аппарата.
Правильная балансировка позволяет с минимальными усилиями удерживать аппарат на весу, под углом до 45°.
При опрокидывании аппарата ручка защищает пневматическую магистраль от повреждений и деформации.
Расположение навесного оборудования позволяет быстро и удобно производить обслуживание, ремонт и замену комплектующих и узлов аппарата.
Фильтр масловлагоотделитель CAF-3 циклонного типа с фильтрующим элементом из прессованных латунных шариков АCS-32.
Предотвращает попадание конденсата влаги и масла в напорную емкость пескоструйного аппарата. Используется для отделения влаги и масла из потока сжатого воздуха, подаваемого на абразивоструйную установку или инструмент, работающий от сжатого воздуха. Необходим при работе с поршневыми компрессорами и компрессорами, имеющими естественный износ, а также при низких температурах окружающей среды. Слив конденсата производится вручную.
Может использоваться с абразивоструйными аппаратами любых моделей и производителей.
- Производительность: 400м3/час;
- Эффективность очистки сжатого воздуха от влаги и масла — до 98%;
- Диаметр подключения — 1 ½”дюйма (ДУ32);
- Максимальное давление 13 Атм.
- Размеры: 165 х 400мм;
- Вес 2,4кг;
- Степень очистки 0,3 мкм.
Комплект пневматического дистанционного управления REMCON X для абразивоструйных аппаратов напорного типа позволяет оператору на расстоянии включать и отключать подачу сжатого воздуха на абразивоструйную установку.
При нажатии управляющей клавиши, воздушный поток открывает впускную камеру, через которую сжатый воздух подается в напорную емкость, а клапан при движении вверх зажимает мембрану сброса давления, что позволяет сжатому воздуху за несколько секунд создать давление в абразивоструйной установке.
Срабатывание менее чем через 1 секунду при подаче или сбросе давления соответствует всем международным нормам и правилам, принятым для данного вида продукции.
КПДУ REMCON®Х обеспечивает безопасность эксплуатации в соответствии с ГОСТ 31335-2006 и позволяет существенно экономить сжатый воздух, абразивный материал,электрическую энергию или дизельное топливо,снижать трудозатраты.
Клавиша управления RAV I (входит в комплект КПДУ REMCON Х), предназначена для управления абразивоструйным аппаратом на расстоянии до 60 метров.
Устанавливается на абразивоструйный рукав на расстоянии 200 мм до соплодержателя и используется для управления функцией «включение-выключение».
Удобная и безопасная конструкция клавиши позволяет с легкостью управлять процессом обработки изделий.
Клавиша оснащена специальным предохранителем-флажком, который предотвращает случайное включение аппарата и немедленное отключает его при потере контроля оператором.
Универсальный дозатор регулировки количества подачи абразивного материала SGV используется для работы с любыми абразивными материалами. Прекрасно зарекомендовал себя при работе с «тяжелыми» абразивными материалами (стальная и чугунная, круглая и колотая дробь и другие металлические материалы).
Износу и периодической замене подлежит только один элемент, что положительно сказывается на долговечности и надежности изделия.
Регулировка подачи абразива осуществляется с помощью рукоятки. Вращение рукоятки по часовой стрелке до упора приводит к полному закрытию дозатора. Вращение рукоятки против часовой стрелки до упора приведет к полному открытию дозатора. Рукоятка за один раз поворачивается на ¼ часть полного оборота, интервал ожидания результата для стабилизации потока абразива составляет 10-15 секунд. При необходимости действие повторяется.
Наилучший результат достигается при оптимальном соотношении количества абразива и сжатого воздуха, что определяется визуально по смеси струи и отсутствию пульсаций.
Быстро заменяемая вставка из износостойкой резины для дозатора SGV служит для регулировки подачи абразивного материала путем пережатия ее штоком затвора и защиты корпуса затвора от износа.
Диаметр проходного отверстия вставки составляет 27 мм. Вставка требует периодической замены, особенно при больших объемах работ.
Установка АН-200 поставляется следующими комплектами:
АН-200:
- Аппарат напорного типа, сито, крышка, пневмомагистраль, дозатор SGV;
- Соплодержатель;
- Комплект соединений для подключения воздушного и абразивного рукава;
- Паспорт сосуда, работающего под давлением;
- Руководства по эксплуатации.
АН-200М:
- Аппарат напорного типа, сито, крышка, пневмомагистраль, дозатор SGV;
- Масловлагоотделитель;
- Соплодержатель;
- Комплект соединений для подключения воздушного и абразивного рукава;
- Паспорт сосуда, работающего под давлением;
- Руководства по эксплуатации.
АН-200Д:
- Аппарат напорного типа, сито, крышка, пневмомагистраль, дозатор SGV;
- Блок дистанционного управления;
- Соплодержатель;
- Комплект соединений для подключения воздушного и абразивного рукава;
- Паспорт сосуда, работающего под давлением;
- Руководства по эксплуатации.
АН-200МД:
- Аппарат напорного типа, сито, крышка, пневмомагистраль, дозатор SGV;
- Масловлагоотделитель и блок дистанционного управления;
- Соплодержатель;
- Комплект соединений для подключения воздушного и абразивного рукава;
- Паспорт сосуда, работающего под давлением;
- Руководства по эксплуатации.
Применяемое топливо
Для заправки АН-74 применяются следующие топлива: PT, TC-1 и T-1 без противокристаллизационных жидкостей. Разрешается смешивать указанные марки горючего в любых пропорциях и применять их с присадками «Сигбол», жидкостями «И», «И-М », «ТГФ», «ТГФ-М» и их аналогами. Разрешается применять топливо зарубежных марок и с присадками, отвечающими принятым стандартам.
Эксплуатация
Несмотря на то, что Ан-72 создавался по заданию военных, в ВВС он так по-настоящему и не прижился. Укомплектовали «чебурашками» только одну дивизию особого назначения и один отдельный авиаполк. Остальные машины, попавшие в войска, лишь эпизодически применялись для переброски личного состава и автотранспорта. Активнее самолеты использовали пограничники – на Дальнем Востоке Ан-72 даже вступали в бой с нарушителями границы и браконьерами.
Немногим лучше обстояли дела у гражданских машин. Большинство авиалиний предпочло более экономичные Ан-26 с турбовинтовыми двигателями. Зато Ан-74 активно используют полярники, для которых эта машина и создавалась. Кроме того, Ан-72, а затем и Ан-74-200 нашли «экологическую нишу» в авиации африканских стран, где их достаточно высокая грузоподъемность и способность взлетать с неподготовленных площадок, очень ценятся.
Ресурс
- Полный ресурс самолета (до списания) составляет 40 000 летных часов, или 20 000 посадок, или 20 лет эксплуатации.
- Начальный назначенный ресурс планера, шасси и механических элементов системы управления и изменения конфигурации составляет 10 000 летных часов, 5000 полетов.
- Начальный назначенный ресурс двигателя Д-36 серии 1А составляет 1000 летных часов.
- Начальный назначенный ресурс ВГТД ТА-12 составляет также 1000 летных часов или 2500 запусков.
Конструкция авиационной машины
Изначально самолет конструировался для военно-воздушных сил как двухместная машина, способная выполнять санитарные и связные задачи. Як-12 представлял собой смешанную конструкцию: для производства основы фюзеляжа использовались сваренные хромансилевые трубы. Из дюралюминия были изготовлены каркасы двухлонжеронных крыльев, хвостовые оперения и элероны. Сами крылья и хвостовая часть обшивались полотном. Для обшивки носовой части использовался дюралюминий. Древесина стала основой для производства реек опалубки самолета. Санитарная авиационная машина была оснащена фиксированным дюралюминиевым подкрылком. Для уменьшения сопротивления в шасси, принадлежащем к пирамидальному типу, была вмонтирована специальная лента – оттяжка.
Кабина самолета относилась к автомобильному типу и вмещала до четырех человек. При необходимости в ее правой части устанавливались носилки для транспортировки раненых. Самые первые самолеты Як-12 были оснащены двигателем М-11ФР в 160 л. с. и с охлаждением. Со временем в конструкции воздушного судна заменили дерево дюралюминием.
Аварийное оборудование
Для обеспечения экстренного покидания экипажа и пассажиров в случае вынужденной посадки самолета на сушу или воду самолет оборудован аварийными выходами, а также снаружи фюзеляжа предусмотрены места вскрытия дополнительных выходов.
На самолете установлено следующее аварийно-спасательное оборудование (АСО): канаты, топор, аптечки, световые указатели с надписями «Выход», система аварийного освещения, средства сигнализации и связи, радиостанции – одна Р-861 и две P-855УМ.
Для проведения полетов над пустынями, арктическими или тропическими районами предусмотрены места размещения снаряжения со средствами жизнеобеспечения людей, соответствующими условиям района. При вынужденной посадке на воду АН-74 сохранит плавучее и устойчивое положение в течение времени, необходимого для аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа.
При полетах над водными пространствами дополнительно устанавливается следующее АСО:
а) при продолжительности полета менее 30 минут от берега – спасательные жилеты по количеству перевозимых пассажиров и членов экипажа и один демонстрационный жилет;
б) при продолжительности полета свыше 30 минут от берега – надувные спасательные плоты.
Сборка
При сборке изделия важно следить за тем, чтобы ламинированная сторона оказалась с наружной части. Немаловажным аспектом считается соблюдение размеров вырезанных деталей с габаритами, который имеет аккумулятор – он может быть больше, чем запланировано в чертеже. Рекомендуется предварительно осуществлять замеры с помощью линейки. Для прочного склеивания желательно использовать прищепки, грузы или тиски. Для формирования необходимого изгиба можно применять прокатку на трубе. После этого выполняется склеивание всех контактирующих между собой частей Як-12
Радиоуправляемая модель самолета, полет которой часто сопряжен с падениями, нуждается в усилении конструкции. Придать крепость изготовленному изделию поможет армирование скотчем. Для крепления сервомашинок рекомендуется применять жесткую проволоку. Моторама, на которую устанавливается мотор, должна быть из тонкой фанеры. К ней очень удобно прикручивать крепежные винты. При отсутствии куска фанеры также можно использовать пластик, алюминий или пенопласт. Главное, чтобы материал был легким. Желательно, чтобы вес изготовленной модели не превышал 600 грамм. Запуск изделия рекомендуется совершать одним броском с руки. Посадка для начала должна производится брюхом самолета на мягкую поверхность. Для этого необязательно монтировать на конструкцию колеса.
Стоимость Ford Focus или Pegout 3008 равна цене такого авиационного творения, как самолет Як-12. Фото, расположенное ниже, представляет особенности его внешнего оформления. Но следует напомнить, что модификации выпускались разные.
В наше время самолет Як-12 считается раритетом. Его можно найти у коллекционеров авиационной техники.