Ил-96 | |
Тип: | Пассажирский самолёт |
Разработчик: | ОКБ Ильюшина |
Производитель: | ВАСО |
Главный конструктор: | Генрих Новожилов |
Первый полёт: | 1988 |
Начало эксплуатации: | 1993 |
Статус: | Эксплуатируется |
Основные эксплуатанты: | Аэрофлот (6 самолётов) «Специальный лётный отряд «Россия» (4 самолёта, 2 заказано) Полёт (3 самолёта, 3 заказано) |
Годы производства: | 1993 — н. в. |
Единиц произведено: | 25 (6 строятся) |
Стоимость единицы: | $58 млн |
Базовая модель: | Ил-86 |
Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полёт в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил-96 стал первым и последним советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.
История создания
К середине 1970-х годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолётах Ил-62. Однако возможности этих самолётов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объёма дальних перевозок: из-за сравнительно малой пассажировместимости число рейсов увеличивалось, соответственно, росла нагрузка на аэропорты. Кроме того, салон узкофюзеляжного самолёта был далёк от той степени комфорта, что была достигнута на принятом в эксплуатацию в 1969 году Боинге-747, ставшим первым в мире широкофюзеляжным самолётом.
В 1974—1977 годы одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла (470 кв.м.) и новыми турбореактивными двухконтурными двигателями с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20 850 кгс. Исследования в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. Предполагалось, что полная унификация с Ил-86 позволит быстро провести сертификацию самолёта и принять его в строй.
В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.
Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта. На самолёте используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. На Ил-96-300 было решено установить новые двигатели Соловьёва ПС-90А. Нехарактерная для ранее выпускавшихся в СССР двухконтурных двигателей плавная гондола ПС-90А повышала топливную эффективность самолёта.
Комплекс требований, предъявленных КБ Ильюшина Министерством гражданской авиации — перевозка коммерческой нагрузки 30 и 15 т на практическую дальность 9000 и 11 000 км с крейсерской скоростью от 850 до 900 км/ч на высоте от 9000 до 12 000 м — делал оптимальной аэродинамической схемой традиционную: четырёхмоторный свободнонесущий низкоплан с вертикальным оперением. От Т-образного оперения отказались. Ил-96-300 изначально создавался как самолёт с потенциалом развития: его конструкция предполагает относительно быструю и недорогую разработку различных модификаций самолёта.
Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96М, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Фюзеляж самолёта был удлинён до 64 метров, то есть даже больше чем на Ил-86. Но главной отличительной чертой Ил-96М стали двигатели Pratt&Whitney PW2337. Опытный экземпляр был создан на базе первого опытного Ил-96-300. Самолёт поднялся в воздух 6 апреля 1993 года, но в серийное производство запущен не был. На базе Ил-96М был создан грузовой Ил-96Т, который так же был собран в единственном экземпляре. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров.
В 1999—2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет российские ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. Он совершил первый полёт 16 мая 1997 года. В эксплуатации с 2009 года.
Испытания
Первый опытный экземпляр (б/н 96000) был собран непосредственно в цеху КБ на Ленинградском проспекте в Москве. В начале сентября 1988 года самолёт торжественно выкатили из сборочного цеха. Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Самолёт пилотировал экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка. Полёт прямо над центральными районами Москвы продолжался 40 минут.
В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько примечательных полётов на дальность, в том числе Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при -50°C и в Ташкенте при +40°C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолёту вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками. Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96-300 была отмечена Государственной премией РФ.
Самолёты Ильюшин Ил-96 — реестр
тип | зав. н. | с/н | п/п | бортовой | оператор | статус | замечен | * | |||||||||||
прототипы Ил-96 производства ММЗ «Стрела» | |||||||||||||||||||
Ил-96М | 0101 | 01-01 | 1988 | RA-96000 | КБ Ильюшина (Авиационный комплекс) | порезан | 10-15 лет (ф) Первый лётный Ил-96-300. Первый полёт 28 сентября 1988 выполнил экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка. Полёт над центральными районами Москвы продолжался 40 минут. В 1993 году был переделан в прототип Ил-96М путем вставок в фюзеляж, замены двигателей (PW-2037, для чего были заменены пилоны), авионики, срезан киль (на ~1м). Разобран в ЛИИ | ||||||||||||
Ил-96-300 | 0102 | 01-02 | КБ Ильюшина (Авиационный комплекс) | пр.испытания | 7-10 лет (ф) Прототип для прочностных испытаний. Интересны любые уточнения (известно, что для испытаний было сделано две машины — одна на ВАСО, другая на ММЗ. Где — какая?)! Один из двух бортов был в ЦАГИ, в так называемом «бассейне». Другой испытывался на ММЗ им. Ильюшина (Ходынское поле). При испытаниях была сломана правая консоль. Разобран, кабина сохранена. | ||||||||||||||
Ил-96-300 | 0103 | 01-03 | 1989 | RA-96001 | КБ Ильюшина (Авиационный комплекс) | порезан | 10-15 лет (ф) Второй лётный Ил-96-300. В течение длительного времени находился на хранении в Жуковском без двигателей. Разобран в ЛИИ. | ||||||||||||
серийные Ил-96-300 производства ВАСО | |||||||||||||||||||
Ил-96-300 | 74393201001 | 001 | 1990 | RA-96002 / Игорь Гудков | КБ Ильюшина (Авиационный комплекс) | на хранении | 3-6 лет (ф) Третий лётный прототип Ил-96-300, первый Ил-96 производства ВАСО. Борт летает по программе испытательных полётов. Также выполнял коммерческие грузовые перевозки под флагом а/к Атлант-Союз, Аэростарз. | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393201002 | 002 | 1991 | RA-96005 | Аэрофлот — Российские Авиалинии | на хранении | 3-6 лет (ф) Ле-Бурже’1991. Первый серийный Ил-96. До 1994 — эксплуатационные испытания под флагом Аэрофлота. В начале 90х летал с надписью «Россия». В марте’2004 перекрашен в новые цвета Аэрофлота. 22Б/234Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393201003 | 003 | 1992 | RA-96006 | Домодедовские Авиалинии — ДАЛ (AirUnion) | на хранении | 6-12 мес. (ф) Не эксплуатируется после банкротства ДАЛа 10.2008. История будет уточнятся по мере поступления информации. Владелец — Birless Ltd. | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393201004 | 004 | 1992 | 96007 | КБ Ильюшина (Авиационный комплекс) | летает | 6-12 мес. (ф) В апреле’2005 перекрашен в новые цвета Аэрофлота. 22Б/234Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393201005 | 005 | 1993 | CU-T1717 / Яков Моисеев | Cubana de Aviacion | на хранении | 3-6 лет (ф) В ноябре’2005 перекрашен в новые цвета Аэрофлота. Борт участвовал в испытаниях, совершил рекордный перелёт длительностью 18ч 09м (14840км). 22Б/234Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393201006 | 006 | 1994 | RA-96009 | Домодедовские Авиалинии — ДАЛ (AirUnion) | на хранении | 3-6 лет (ф) Не эксплуатируется после банкротства ДАЛа 10.2008. История будет уточнятся по мере поступления информации. Владелец — Birless Ltd. 2016 — борт поставлен возле АТБ Домодедово, для перегонки в Раменское в интересах Авиастар-Ту. 09.10.2017 снят с регистрации =>реестр эксперимент. авиации. 13.12.17 — перелет в Жуковский. | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393201007 | 007 | 1994 | RA-96010 / Николай Карпеев | Аэрофлот — Российские Авиалинии | порезан | 3-6 лет (ф) В феврале’2005 перекрашен в новые цвета Аэрофлота. Назван «Николай Карпеев». 3 июня 2014 года произошло возгорание ВС на стоянке в а/п Шереметьево. 22Б/234Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393201008 | 008 | 1994 | RA-96011 / В.Коккинаки | Аэрофлот — Российские Авиалинии | на хранении | 3-6 лет (ф) В мае’2005 перекрашен в новые цвета Аэрофлота. 22Б/234Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96012 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96016 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96017 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | 74393202012 | 012 | 1995 | RA-96015 / М.Громов | Аэрофлот — Российские Авиалинии | на хранении | 1-2 года (ф) В апреле’2005 перекрашен в новые цвета Аэрофлота 22Б/234Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393202013 | 013 | 1999 | RA-96013 | Домодедовские Авиалинии — ДАЛ (AirUnion) | на хранении | 1-2 года (ф) Первоначально бортовой 96013 предназначался для второго Ил-96-300ПУ (сейчас это RA-96016). Не эксплуатируется после банкротства ДАЛа 10.2008. История будет уточнятся по мере поступления информации. Владелец — Birless Ltd. | ||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96014 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | 74393202015 | 015 | 2005 | CU-T1250 | Cubana de Aviacion | летает | позавчера (р) 18Б/244Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393202016 | 016 | 2006 | CU-T1251 | Cubana de Aviacion | летает | 6-12 мес. (р) 18Б/244Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393202017 | 017 | 2006 | CU-T1254 | Cubana de Aviacion | летает | 3-6 лет (ф) 18Б/244Эк | ||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96018 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96019 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96020 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96021 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96022 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | — | — | RA-96023 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-300 | 74393203024 ? | 024 | 2021 | RA-96024 | ВАСО | летает | 3-4 нед. (р) Ил-96-300ПУ. 10.2016 — собран фюзеляж. Для СЛО. | ||||||||||||
Ил-96-300 | 74393203025 ? | 025 | 2021 | RA-96025 | ВАСО | летает | 3-6 мес. (ф) Ил-96-300 для СЛО. Испытания. | ||||||||||||
серийные Ил-96-400 производства ВАСО | |||||||||||||||||||
Ил-96-400Т | 97693201001 | 101 | 1997 | RA-96101 / Вячеслав Саликов | Полет АК (Воронеж) | на хранении | 3-6 лет (ф) Борт был построен как прототип Ил-96Т с двигателями PW-2337 (серийный указывался как 74393201101). В 2004-07 годах конвертирован в Ил-96-400Т с двигателями ПС-90А1 (назначен новый серийный 97693201001). Принимал участие в испытательных полётах. Планировалась поставка в Атлант-Союз (борт был перекрашен в ливрею а/к), но А-С отказался от грузового подразделения. Планировалась поставка в АФЛ-Карго, но в 2008 сорвалась из-за банкротства компании. Поставка в Полёт в апреле 2009. Первый коммерческий рейс — 25 сентября 2009. Финансовый лизинг от ИФК. Производственный налёт с 2009.09 по 2010.05 — 909 часов. В июне 2013 года прилетел на ВАСО, планируется конвертация в пассажирский вариант для а/к Cubana. | ||||||||||||
Ил-96-400 | — | — | RA-96102 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-400Т | 97693201003 | 103 | 2009 | RA-96103 / Станислав Близнюк | ВАСО | на хранении | 3-6 лет (ф) Финансовый лизинг от ИФК. В июне 2013 года прилетел на ВАСО, планируется конвертация в пассажирский вариант для а/к Cubana (по другой версии — в Ил-96-400ТЗ). | ||||||||||||
Ил-96-400 | — | — | RA-96104 | — | — | ||||||||||||||
Ил-96-400Т | 97693201005 | 105 | RA-96105 | ВАСО | строится/зак. | 7-10 лет (ф) Первоначально планировалась поставка в Атлант-Союз в 2009. Поставка в Полёт на 2012. | |||||||||||||
Ил-96-400Т | 97693201006 ? | 106 | RA-96106 ? | строится/зак. | На 2010 год — поступил в производство. | ||||||||||||||
Ил-96-400Т | 97693201007 ? | 107 | RA-96107 ? | строится/зак. | На 2010 год — поступил в производство. | ||||||||||||||
опытные Ил-96-400М производства ВАСО | |||||||||||||||||||
Ил-96-400М | 01001 | 00-01 | КБ Ильюшина (Авиационный комплекс) | строится/зак. | Первый опытный Ил-96-400М. В 2022 г. идёт стапельная сборка. Март 2022 — изготовлена Ф1. https://aviaforum.ru/proxy.php?image=https%3A%2F%2Fpp.userapi.com%2Fc844520%2Fv844520938%2F1d8af3%2FGiTSkd_2aRk.jpg&hash=0bb725f8313b56f97ff0d30b76d54aa9 По планам на 2022 год. https://bloknot-voronezh.ru/thumb/900x0xcut/upload/iblock/540/9cf/1.jpg |
Оператор: СССР — МАПстатус: | закрытый |
дата основания: | 1939.01.11 |
дата закрытия: | 1991.12.01 |
коды: | IATA: — ICAO: — внутр: |
комментарии:
11 января 1939г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Наркомата Оборонной промышленности СССР» из Первого (самолётного) управления Наркомата оборонной промышленности СССР был образован Наркомат авиационной промышленности (НКАП) СССР 15 марта 1946г. — Министерство авиационной промышленности СССР — союзно-республиканское министерство, осуществлявшее руководство авиационной промышленностью в Советском Союзе. 15 марта 1953г. объединено с Министерством вооружения СССР в одно — Министерство оборонной промышленности СССР. Вновь образовано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1953г. 14 декабря 1957г. упразднено. На его базе создан Государственный комитет СМ СССР по авиационной технике. В третий раз образовано 2 марта 1965г. на базе Государственного комитета по авиационной технике СССР. Упразднено Постановлением Госсовета СССР от 14 ноября 1991г., прекратило свою деятельность 1 декабря 1991г. |
Оператор: КБ Ильюшина (Авиационный комплекс)статус: | действующий |
дата основания: | 1991.12.24 |
основан на базе: | СССР — МАП → КБ им. С. В. Ильюшина (МАП) |
коды: | IATA: — ICAO: — внутр: |
комментарии:
24 декабря 1991 года Московский машиностроительный завод имени С.В. Ильюшина согласно Приказу № 4 Департамента авиационной промышленности переименован в Открытое Акционерное Общество имени С.В. Ильюшина. |
Оператор: Аэрофлот — Российские Авиалиниистатус: | действующий |
дата основания: | 1992 |
основан на базе: | Аэрофлот — МГА СССР → ЦУ МВС |
коды: | IATA: SU ICAO: AFL внутр: СУ |
комментарии:
Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии». A320-214 (68), A-321-211 (28), A-330-243 (5), A-330-343 (17), B-737-8LJ (19), B777-3MOER (15), RRJ-95B (30) |
Оператор: Домодедовские Авиалинии — ДАЛ (AirUnion)статус: | закрытый |
дата основания: | 1992 |
дата закрытия: | 2009.02 |
основан на базе: | Аэрофлот — МГА СССР → Домодедовское ПО ГА |
коды: | IATA: E3 ICAO: DMO внутр: Е3 |
комментарии:
СЭ №4 — Домодедовское производственное объединение ГА — выдано 01.07.1992. Аннулировано 04.06.1998 в связи с преобразованием из ПО в ОАО. СЭ №4 — ОАО «Авиа — выдано 04.06.1998. 1)Решением ФАВТ нр 12/ВД от 03.02.09 СЭ аннулирован 2)Распоряжение ФАВТ от 23.10.2008 нр ГК-174-р действие сертификата эксплуатанта приостанавливается с 01.11.2008г. Регулярные рейсы на август 2006 года: Внутренние — Анадырь, Благовещенск, Владивосток, Красноярск, Магадан, Норильск, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск. Международные — Баку, Гянджа, Караганда, Кустанай, Самарканд, Ташкент. Компания входила в альянс AirUnion (КрасЭйр, ДАЛ, Самара, СИАТ, Омскавиа). |
Оператор: Россия (ГТК)статус: | действующий |
дата основания: | 1992 |
основан на базе: | Аэрофлот — МГА СССР → 235-й Отдельный Правительственный АО |
коды: | IATA: FV ICAO: SDM внутр: Р4, ПЛ |
комментарии:
Акционерное общество «Авиа ФГУП «Государственная транспортная С 11.02.2011 — ОАО «Авиа. Компания основана в 1992 году на базе 235 отдельного авиаотряда (правительственного). В 2006 году объединена с а/к Пулково. В 2008 году правительственный авиаотряд выделен в качестве самостоятельного эксплуатанта — СЛО «Россия». |
Оператор: Феникс (Шереметьево)статус: | закрытый |
дата основания: | 1997 |
дата закрытия: | 2002 |
коды: | IATA: — ICAO: — внутр: |
комментарии:
ЗАО «Авиационная . |
Оператор: Москва (Атлант-Союз)статус: | закрытый |
дата основания: | 1993.06.08 |
дата закрытия: | 2011.01.15 |
основан на базе: | Атлант-СВ (Украина) |
коды: | IATA: 7B ICAO: MOA внутр: ЩВ, 7Б |
комментарии:
ОАО «Авиационная В 2010 году «Атлант-Союз» переименован в а/к «Москва». |
Оператор: ВАСОстатус: | действующий |
дата основания: | 1992 |
основан на базе: | СССР — МАП → ВАСО (МАП) |
коды: | IATA: — ICAO: — внутр: |
Оператор: Cubana de Aviacionстатус: | действующий |
дата основания: | 1929 |
коды: | IATA: CU ICAO: CUB внутр: |
комментарии:
Empresa Consolidada Cubana de Aviación Compañia Nacional Cubana de Aviación Curtiss Cuban National Aviation Company |
Оператор: Полет АК (Воронеж)статус: | закрытый |
дата основания: | 1988 |
дата закрытия: | 2015 |
коды: | IATA: YQ ICAO: POT внутр: ПО |
комментарии:
Основана 9 августа 1988 года, ещё в советское время; таким образом, «Полёт» — первая частная авиакомпания в России. СЭ №14 — ЗАО «Авиационная выдано 18.05.1994. Приказом Росавиации от 25.03.2015 №162 СЭ аннулирован. СЭ №АОН-08-05-028 — ЗАО «Авиационная — выдано 27.04.2005. Приостановлено когда? СЭ АР — действует на 2016. Ан-2 (2) |
Оператор: Россия — СЛОстатус: | действующий |
дата основания: | 2008.08 |
основан на базе: | Россия (ГТК) |
коды: | IATA: — ICAO: RSD внутр: ЛР |
комментарии:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации. Компания основана в 1992 году на базе 235 отдельного авиаотряда (правительственного). В 2006 году объединена с авиа, выполнялись регулярные пассажирские перевозки из а/п Пулково и Внуково. В 2008 году правительственный авиаотряд выделен в качестве самостоятельного эксплуатанта — СЛО «Россия». |
Оператор: Аэростарзстатус: | закрытый |
дата основания: | 1997.10.10 |
дата закрытия: | 2011.11 |
коды: | IATA: PL ICAO: ASE внутр: ДО |
комментарии:
ООО «Авиа. В октябре 2011 СЭ аннулирован Росавиацией в связи с указом президента (на основании акта инспекционной проверки от 28.10.2011, т.е. проверка «состоялась» после аннулирования СЭ). |
Оператор: Россия (СССР) — ВВСстатус: | действующий |
дата основания: | 1910 |
коды: | IATA: — ICAO: RFF внутр: |
комментарии:
К этой виртуальной авиакомпании также относятся прочие военные, ведомственные, правительственные борта, чья принадлежность неизвестна. |
Оператор: КБ им. С. В. Ильюшина (МАП)статус: | закрытый |
дата основания: | 1933.01.13 |
дата закрытия: | 1993 |
входит в состав: | СССР — МАП |
коды: | IATA: — ICAO: — внутр: |
комментарии:
13 января 1933 года на основании приказа № 411 Заместителя наркома тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности тов. П.И. Баранова об организации на заводе № 39 им. В.Р. Менжинского было образовано конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий для организации замкнутого цикла проектирования и производства самолетов. |
Статистика по годам выпуска Статистика по выпуску
1988 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 2000 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 2021 | всего | заказ/ сборка |
выпущено | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 32 | 4 | |||||||||||
в экспл-ции | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 17 |
Статистика по операторам
→ | оператор | эксплуатируется | зак./сборка | на хранении | разобрано | за всё время |
1 | Россия — СЛО | 10 | 1 | 11 | ||
2 | Cubana de Aviacion | 3 | 1 | 4 | ||
3 | ВАСО | 2 | 1 | 1 | 10 | |
4 | КБ Ильюшина (Авиационный комплекс) | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 |
5 | Россия (СССР) — ВВС | 1 | 1 | |||
6 | Аэрофлот — Российские Авиалинии | 3 | 1 | 7 | ||
7 | Домодедовские Авиалинии — ДАЛ (AirUnion) | 3 | 5 | |||
8 | Полет АК (Воронеж) | 1 | 3 | |||
9 | Россия (ГТК) | 6 | ||||
→ | 10 | СССР — МАП | 4 | |||
→ | # | → КБ им. С. В. Ильюшина (МАП) | 4 | |||
11 | Аэростарз | 1 | ||||
12 | Москва (Атлант-Союз) | 1 | ||||
13 | Феникс (Шереметьево) | 1 |
Статистика по посещаемости этого реестра Статистика этому реестру Показов этого реестра: 119935, из них сегодня: 18
Примечания к реестру Реестры russianplanes.net
составляются на основании сообщений в СМИ, анализа фотографий и расписаний, разрешённых к публикации данных от эксплуатантов, авиазаводов, КБ, из Архива Экономики, а также на основании дополнений, присылаемых посетителями сайта, , , .
Администрация проекта не несёт ответственности за возможные неточности и неактуальность приведённых сведений.
Эксплуатация
Самолёт выпускается с 1992 года на Воронежском авиационном заводе. С 1988 года построено 23 самолёта данного типа. По данным августа 2009 года в эксплуатации находятся 16 самолетов (в России 13). Из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота.
По решению Министерства гражданской авиации СССР, принятому на заседании коллегии 26 января 1989 года, первые самолёты Ил-96 планировалось передать в ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений) Аэрофлота, затем — в Домодедовский авиаотряд. Переучивание лётного состава проходило в ОКБ имени Ильюшина. Первый лётный отряд был организован 6 августа 1991 года. В 1992 году были выполнены несколько технических рейсов из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.
Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва-Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас-Пальмас, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму. Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолёты Ил-96 были собраны в первой половине 1990-х годов. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил-96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.
Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).
В 2005-2006 годах три Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 — один для пассажирских, другой для VIP-перевозок.
Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил-96-300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатёжеспособностью компании. В настоящее время самолёты находятся на хранении. В истории российской авиации это был первый случай, когда у авиа самолёты. Именно эти два Ил-96-300 рассматриваются для передачи в Венесуэлу.
В 2009 году в авиакомпании Полёт началась эксплуатация грузовых самолётов Ил-96-400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них. По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полёт насчитывается три Ил-96-400Т с планом получением ещё трёх машин в 2010 году. Также, в ходе авиакосмического салона МАКС-2009 было подписано соглашение с перуанской авиакомпанией на поставку двух грузовых Ил-96-400Т с опционом ещё на один такой самолет и ведутся переговоры о поставке его в Китай и страны Ближнего Востока. Текущая версия самолёта оснащена новыми двигателями, самым современным пилотажно-навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких-либо ограничений по всему миру. Подобных самолётов в России до сих пор не производилось. Ил-96-400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяжённости. Самолет сертифицирован в соответствии с российскими нормами лётной годности, гармонизированными с нормами Евросоюза и США.
В разное время велись переговоры о продаже Ил-96 в Китай (три самолёта), Сирию (три самолёта) и даже Зимбабве. Авиакомпания KrasAir планировала в 2007 году передать два своих Ил-96 в «мокрый лизинг» на год в Iran Air.
Два первых опытных образца (б/н 96000 и 96001), долгое время хранившиеся в ЛИИ имени Громова в Раменском, в мае 2009 года были уничтожены. Ещё 5 самолётов (2 KrasAir и 3 Домодедовских авиалиний) временно выведены из эксплуатации и находятся на хранении.
В 2009 году министр промышленности и торговли Виктор Христенко принял решение о снятии с производства пассажирского самолета Ил-96-300 в ближайшие годы, так как лайнер не способен конкурировать с новейшими дальнемагистральными пассажирскими самолётами компаний Boeing и Airbus. Создатели Ил-96-300 ориентировались на экономические показатели Boeing 767, однако с момента первого полета Ил-96-300 введены в эксплуатацию дальнемагистральные авиалайнеры нового поколения Boeing 777, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, ожидается скорый выход на рынок Boeing 787 и Airbus A350. До 2012 года будут произведены ещё два Ил-96-300 для СЛО «Россия» (в том числе президентский Ил-96-300ПУ). В производстве остается грузовая версия самолёта Ил-96-400Т.
Эксплуатант | Модификация | Количество |
Летают | ||
Аэрофлот | Ил-96-300 | 6 |
Cubana de Aviacion | Ил-96-300 | 3 |
Аэростарз | Ил-96-300 | 1 |
Специальный лётный отряд «Россия» | Ил-96-300 Ил-96-300ПУ | 3 2 |
Полёт | Ил-96-400Т | 3 |
На хранении | ||
Домодедовские авиалинии | Ил-96-300 | 3 |
Красноярские авиалинии | Ил-96-300 | 1 |
Разобраны на металлолом | ||
КБ Ильюшина | Ил-96-300 Ил-96-400М/Т | 1 1 |
Строятся | ||
Специальный лётный отряд «Россия» | Ил-96-300ПУ | 2 |
Полёт | Ил-96-400Т | 3 |
Ил-96 в коммерческой эксплуатации
В коммерческую эксплуатацию данная машина поступила только летом 93 года, первый рейс был из России в США. На первых этапах использования данный агрегат проводил международные рейсы по всему земному шару, а затем начал обслуживать и перелеты в пределах нашей страны. Во внутренних перевозках он связывал города России как на дальних, так и на коротких дистанциях. В 2005-2006 годах Илы начали экспортироваться за кордон, а именно три машины были проданы Кубе, причем один из них был президентского класса. В наше время отечественные авиакомпании широко используют Ил-96 для перевозки своих пассажиров. Также некоторые компании имеют в своих ангарах грузовые модели машин.
Наиболее широко Илы в нашей стране используют две авиа, а так же Cubana. Ил-96 имеет большое преимущество на дальних дистанциях, потому что он более просторный и комфортный для пассажиров, нежели его узкофюзеляжные аналоги. Пассажиры сами говорят о преимуществах данной модели над всеми остальными.
К сожалению, этот авиалайнер не смог достичь очень большой популярности из-за своей высокой цены и достаточно большого расхода топлива, на это также повлияли и другие экономические факторы. В начале 2009 года авиаконструкторы подняли вопрос о снятии самолета Ил-96 с серийного производства. Данная проблема возникла в основном из-за высокой конкуренции иностранных моделей пассажирских самолетов.
Конструкция самолёта
Планер
Ил-96 выполнен по схеме цельнометаллического свободнонесущего четырёхмоторного широкофюзеляжного низкоплана со стреловидным крылом и вертикальным оперением.
Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую — на 5,23 метров — длину из-за уменьшения числа рядов пассажирских кресел. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надежности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. На стандартном самолёте (300 мест) кресла установлены в двух салонах (переднем — 66 кресел и заднем — 234 кресла) с шагом 870 мм по девять в ряд с тремя проходами шириной 550 мм. Компоновка на 235 мест предусматривает размещение пассажиров в трёх салонах: в первом классе — в 22 креслах с шагом 1020 мм, в бизнес-классе — в 40 креслах и в эконом классе — в 173-ёх. Пассажирский салон оборудован буфетными стойками и 8-ю туалетами.
На нижней палубе расположены три грузовых отсека. Передний вмещает 6 стандартных грузовых контейнеров типа АБК-1,5, задний — десять, при этом максимальная загрузка самолёта предполагает занятие лишь девяти контейнеров, тогда как другие семь можно использовать для перевозки грузов и почты. Третий грузовой отсек предназначен для перевозки штучных грузов.
Крыло на Ил-96 значительно отличается от установленных на Ил-86. Размах крыльев — более 60 метров, а площадь — 391 м²: на 70 метров больше Ил-86. Отличительными особенностями крыла являются крупные вертикальные законцовки высотой 3,1 м. Крыло
Ил-96 обладает сложной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из двухщелевых закрылков и предкрылков по всей длине передней кромки.
Горизонтальное оперение Ил-96 — то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.
Шасси Ил-96 состоит из трёх основных опор, расположенных под центропланом, и передней опоры. Каждая из трёх опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колёсами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колёс имеют одинаковые размеры 1300*480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см².
Силовая установка
Ил-96 оборудован четырьмя турбовентиляторными двигателями с высокой (4,5) степенью двухконтурности ПС-90А с тягой на максимальном режиме работы двигателя 16 000 кгс, которые крепятся на пилонах к крыльям. Тяга в крейсерском режиме — 3500 кгс. Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0,595 кг/кгс·час. Выполнен по двухвальной системе, имеется реверсивное устройство. Вентилятор — одноступенчатый, компрессор — 13-ступенчатый. Турбина высокого давления — двухступенчатая, низкого — четырёхступенчатая. ПС-90А имеет модульную конструкцию, число модулей — 11. В процессе эксплуатации их можно заменять.
Впервые в истории советской авиации двигатель оборудован двухканальной электронной системой управления и контроля параметров «Диагноз-90». Среди преимуществ системы — автоматический контроль за расходом топлива и защита от помпажа. Предусмотрен воздушный старт на высоте до 7 000 метров.
Двигатель сертифицирован в 1992 году (3 апреля), так же как и самолёт. В конце 2006 года для самолета Ил-96-300 с двигателем ПС-90А получен сертификат на соответствие Главе 4 норм ИКАО по шуму.
Системы самолёта
На Ил-96 применён передовой для своего времени пилотажно-навигационный комплекс, благодаря которому самолёт стал первым из «Ил»-ов, предназначенный для управления экипажем из трёх человек (без штурмана), а также первым советским самолётом, оборудованным электронной системой управления полётом ВСУП-85-4. К традиционным аналоговым индикаторам на приборной панели («будильникам») прибавились дисплеи на лучевых трубках: по два у командира и второго пилота (комплексный пилотажный индикатор и комплексный индикатор навигационной обстановки) и ещё два на центральной панели (индикаторы параметров двигателей). Самолёт оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ).
Топливная система самолёта разработана на базе топливной системы Ил-86. Она работает автоматически, однако для экстренных случаев предусмотрен механизм ручного управления. Топливо располагается в девяти кессонных баках, из которых по четыре расположены в консоли каждого из крыльев и ещё один в центроплане. Перекачка керосина из бака осуществляется струйными насосами в предрасходный отсек, а далее — в расходный отсек, отдельный для каждого из четырёх двигателей.
Система кондиционирования воздуха (СКВ) Ил-96 также работает автоматически. Блоки СКВ расположены в центроплане. Воздух в кабину поступает от двигателей. С учётом повторной циркуляции при полной загрузке самолёта (300 пассажиров) СКВ нагнетает в кабину 25,7 кг воздуха на одного пассажира в час.
Электроимпульсная противообледенительная система циклического действия защищает передние кромки крыльев и стабилизаторов, а также киль. Интересно, что обогрев не предусмотрен на внутренней секции передней кромки крыла (от центроплана до пилона ближнего двигателя) и на «носке» киля, что объясняется незначительным влиянием обледенения в этих местах на управляемость самолётом. Воздухозаборники двигателей обогреваются с помощью воздуха, отбираемого из компрессорной камеры.
Варианты
Ил-96-300
Базовый вариант с двигателями ПС-90А (4х16 000 кгс). Первый полет самолет совершил 28 сентября 1988 года, 29 декабря 1992 года получил сертификат летной годности. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993 году. В настоящее время помимо Аэрофлота используется только ГТК Россия в качестве VIP-транспорта и кубинской Cubana, в том числе в качестве транспорта президента Кубы. Производился серийно на заводе ВАСО в Воронеже. Единственный из пассажирских самолётов серии, находящийся в эксплуатации. Было выпущено 20 самолётов, включая опытные. 11 августа 2009 года было объявлено, что самолёт Ил-96-300 будет снят с производства как «бесперспективный».
Максимальная взлётная масса — 250 тонн, коммерческая нагрузка — 40 т. Дальность полёта при максимальной загрузке — 9 000 км, при количестве пассажиров 269 человек и с полным запасом топлива — 13 500 км. Пассажировместимость в кабине трёх классов — 235 человек, в двухклассовой компоновке — 262, в эконом-классе — 300 человек.
Ил-96-300ПУ
Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки Президента РФ. Ил-96-300ПУ (Пункт управления) построен в двух экземплярах. Отличий по летно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счет некоторых доработок. На самолете установлено оборудование, позволяющее вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа. Первый самолёт этой версии был собран в 1995 году для Бориса Ельцина. Второй, «Путинский» Ил-96 (б/н 96016) поднялся в воздух 21 апреля 2003 года.
Ил-96М/Т
Ил-96М — это первый российский самолёт, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один, опытный образец. В марте 1993 года фюзеляж опытного Ил-96-300 был удлинён, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337 (впервые в истории российской авиации на самолёте были установлены американские двигатели) тягой 17 030 кгс, установлена западная авионика. Самолёт совершил первый полёт 6 апреля 1993 года. В 1997 году Ил-96М был сертифицирован в США. Неоднократно демонстрировался на всевозможных авиасалонах, на МАКС-2003 демонстрировался под обозначением Ил-96-400 с двигателями НК-86. В мае 2009 года разрезан.
По всем основным показателям Ил-96М стал «рекордсменом» среди советских пассажирских самолётов: он способен брать на борт до 435 пассажиров, максимальная коммерческая нагрузка — 58 тонн, максимальная взлётная масса — 270 тонн, практическая дальность полёта — 12800 км.
Разрабатывались другие варианты:
- Ил-96МД — самолёт с двумя двигателями Pratt&Whitney PW4082 (в настоящее время эти двигатели используются на Боинге 777).
- Ил-96МК — самолёт с четырьмя турбореактивными НК-92 тягой 20 000 кгс.
На базе Ил-96М был разработан грузовой вариант Ил-96Т. В 1997 году построен единственный экземпляр (б/н RA-96101), 16 мая поднялся в воздух. Также неоднократно демонстрировался на авиасалонах в фирменной раскраске Аэрофлота, хотя авиакомпания никогда им не пользовалась, заказов на данный тип не поступало.
Ил-96-400
Самолёт Ил-96-400 является глубокой модернизацией Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-1 тягой 17 400 кгс и улучшенной авионикой. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. Максимальная взлётная масса — 270 тонн, полезная нагрузка — 58 тонн. Максимальная пассажировместимость — 435 человек. Максимальная дальность полета — 13 000 км.
По состоянию на 2009 Ил-96-400 не был собран ни в одном экземпляре, заказов на данный тип пока ещё не было.
Ил-96-400Т
Ил-96-400Т является грузовым вариантом Ил-96-400. Лётно-технические показатели остались неизменными. Производится на заводе ВАСО в Воронеже. Первый Ил-96-400Т был создан путём реконструкции Ил-96Т, собранного в 1997 году. В 2007 году собран целиком новый самолёт. Оба самолёта в 2007 году были проданы Атлант-Союзу, в 2009 году они перешли в Полёт. По состоянию на май 2011 года в парке Полёта успешно эксплуатируется три самолёта, а еще два будут сданы в эксплуатацию в 2011 г.
История создания Ил-96 и его модификации
К разработке новой модели самолета конструкторы приступили в 1978 году. В основу новой разработки был положен уже существующий отечественный дальномагистральный самолет Ил-86Д. Конструкторы использовали за основу Ил-86 аж до 83-го года, пока не начали появляться передовые технологии, которые заставили создателей пересмотреть проект и задействовать более прогрессивные материалы и технологии. Конструкторы были поставлены перед фактом, что разработанные ими агрегаты и детали уже далеко не актуальны, а мировое авиастроение шагнуло далеко вперед.
Вот по этим причинам конструкторам пришлось отступить от своих планов и разработать принципиально новую машину, которая и была основой для всех последующих модификаций новой машины Ил-96. Впервые новый Ил-96 оторвался от земли в октябре 88 года, а уже в 89 году был представлен в Париже на всемирном авиашоу. В процессе испытаний Ил проводил много испытаний, главным из них являлся полет на дальность. На базе новой машины было создано много новых модификаций, которые были более специализированы.
Модификация Ил-96-400 была улучшена по сравнению с базовой моделью, поскольку в ней была увеличена мощность двигателей, а также количество мест для пассажиров. Была создана и грузовая модель Ила, которая активно используется и в наше время. Еще более прогрессивной была модель Ил-96М, которая разрабатывалась совместно с авиакомпаниями США. Но данная модель на сегодняшний день существует в одном экземпляре и используется только для презентации его на авиавыставках мира. Что касается стандартной модели Ил-96, то она в массовое производство поступила только с 1993 года.
Лётно-технические характеристики
Характеристика | Ил-96-300 | Ил-96М/Т | Ил-96-400М/Т |
Первый полёт | 28 сентября 1988 | 6 апреля 1993 | 16 мая 1997 |
Начало эксплуатации | 14 июля 1993 | — | 23 апреля 2009 |
Размах крыла | 57,66 м | 60,105 м | 60,105 м |
Длина | 55,345 м | 63,939 м | 63,939 м |
Высота в хвосте | 17,55 м | 15,717 м | 15,717 м |
Площадь крыла | 350 м² | 391,6 м² | 391,6 м² |
Полезная нагрузка | 40 000 кг | 58 000 кг | 58 000 кг |
Макс. взлётная масса | 250 000 кг | 270 000 кг | 265 000 кг |
Макс. пассажировместимость | 300 | 436 | 436 |
Экипаж | 3 | 3 | 3 |
Крейсерская скорость | 870 км/ч | 870 км/ч | 870 км/ч |
Максимальная скорость | 910 км/ч | 900 км/ч | 900 км/ч |
Эксплуатационный потолок | 12 000 м | 12 000 м | 12 000 м |
Дальность полёта (при макс. нагрузке) | 9 000 км | 12 800 км | 10 000 км |
Двигатели | 4х ПС-90A | 4х Pratt&Whitney PW2337 | 4x ПС-90A-1 |
Аварии и происшествия
За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлёкших гибель людей.
Инцидент при взлёте президентского самолёта
5 октября 2004 года некоторые российские издания сообщили, что 29 сентября при взлёте из международного аэропорта Лиссабона Ил-96-300ПУ (б/н 96016) столкнулся со стаей птиц, предположительно, голубей. Столкновение с птицами (англ. birdstrike) — частое явление в авиации, которое, однако, далеко не всегда приводит к поломке двигателей. Взлёт был прерван, а самолёт отбуксирован на стоянку. 30 сентября его осмотрели техники ГТК Россия, которой принадлежит самолёт, прибывшие из Москвы на Ил-62.
В итоге было объявлено, что причиной отмены взлёта стало вовсе не столкновение с птицами, а конденсат от трубок СКВ, попавший на приборную панель. Влага исказила показания приборов: двигатели работали на взлётном режиме, но приборы показали, что на взлётный режим двигатели выйти не смогли. Вероятно, этот случай остался бы рядовым, если бы внимание российской прессы не привлекла фотография португальского споттера Мигеля Клаудио, которому посчастливилось заснять самолёт в момент инцидента.
Путина в тот момент в самолёте не было, он находился в Саратове.
Запрет на полёты
2 августа 2005 года тот же Ил-96-300ПУ, но уже с президентом на борту, не смог взлететь из аэропорта финского города Турку, где Владимир Путин находился с официальным визитом. При рулении была обнаружена некая техническая неисправность, было принято решение пересадить президента на резервный Ил-62.
Последствия этого инцидента оказались более серьёзными. 22 августа по предложению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта полёты всех самолётов Ил-96 были запрещены. Это объяснялось систематическим отказом системы торможения колес, который произошёл в том числе 2 августа в Финляндии. Было объявлено, что один из узлов колёсного тормоза, УГ151-7, бракован и не соответствует заявленным чертежам. Агрегаты УГ151 для Ил-96 собирались на Балашихинском литейно-механическом заводе, для их замены новая партия была собрана на заводе НПО Молния в Москве.
Результатом запрета стали многомиллионные убытки авиакомпаний, использовавших Ил-96, в первую очередь Аэрофлота. 3 октября генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов был отправлен в отставку, полёты Ил-96 были возобновлены в тот же день. Запрет на полёты продлился 42 дня.
Именные самолёты
Некоторые самолёты Ил-96 носят имена выдающихся советских лётчиков и деятелей авиации и космонавтики.
- Ил-96-300 RA-96005: «В. Чкалов»
- Ил-96-300 RA-96007: «А. Майоров»
- Ил-96-300 RA-96008: «Я. Моисеев»
- Ил-96-300 RA-96010: «Н. Карпеев»
- Ил-96-300 RA-96011: «В. Коккинаки»
- Ил-96-300 RA-96014: «Михаил Водопьянов»
- Ил-96-300 RA-96015: «М. Громов»
- Ил-96-300 RA-96017: «Михаил Решетнев»
- Ил-96-400Т RA-96101: «Вячеслав Саликов»
- Ил-96-400Т RA-96102: «Валерий Меницкий»
- Ил-96-400Т RA-96103: «Станислав Близнюк»
Прочие факты
- Ил-96 — второй в истории советской (после Ил-86), первый в истории российской (выпускается с 1992 года, то есть уже после распада Советского Союза) и девятый в истории мировой авиации широкофюзеляжный самолёт.
- В сентябре 2008 года один из двигателей ПС-90А, собранный в 1990 году и установленный на самолёте Ил-96-300 Аэрофлота, впервые в истории российской авиации преодолел рубеж работы 30 000 часов.
- Ил-96 является одним из немногих широкофюзеляжных самолётов, который никогда не терпел катастроф, повлекших за собой человеческие жертвы. В это же число входят самые современные лайнеры иностранных производителей: Boeing 777, Airbus A380 и Airbus A340; однако, аварии и инциденты с последними всё же случались. Ил-96, несмотря на медленные темпы производства и сравнительно малое количество выпущенных самолетов, остаётся одним из самых надежных лайнеров в мире.
- Масса пустого Ил-96-300 — 117 тонн, он в 62 раза тяжелей 105-й «Волги», в 16 раз тяжелей армейского грузовика Урал-4320, в 9 раз тяжелей Икаруса-280, в 3,5 раза тяжелей вагона метро, и при этом самолёт на 6 тонн легче тепловоза ЧМЭ3.
- Площадь крыла Ил-96М в полтора раза больше, чем площадь теннисного корта.
Где применяется пассажирский самолет Ил-96
Ил-96 является дальнемагистральным самолетом, который перевозит пассажиров. Данная модель самолета способна выполнять перелеты на большое расстояние без посадок. Основной задачей данной модели было заменить узкофюзеляжные самолеты, которые были задействованы на рейсах как в пределах страны, так и за границу. До создания новой машины Ил-96 все перевозки пассажиров осуществляли старенькие Ил-62 и Ил-86. Потребность в новой широкофюзеляжной машине росла с каждым годом, поскольку начался активный рост количества пассажиров, которые хотели воспользоваться услугами авиакомпаний. Также самолеты, которые имели широкий фюзеляж, могли предоставить более комфортные условия перелета для клиентов.