ЯК-42  Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы.

В 70х- годах прошлого века потребность в коммерческих среднемагистральных перевозках способствовала появлению нового самолета ЯК-42.

ОКБ Яковлева получило от Аэрофлота заказ на разработку пассажирского лайнера, который должен будет заменить морально устаревающие ТУ-134 и ИЛ-18. С 1972 года по 1975 год шла работа над ЯК 42серии. Первый испытательный полет состоялся в марте 1975г.

Самолет пилотировали летчики-испытатели Юрий Петров, Арсений Колосов и Юрий Висковский (бортинженер). Испытания в целом прошли нормально, но показали недостаточную для пассажирских перевозок того времени скорость — 680км/ч.

В средине семидесятых годов технически устаревший пассажирский самолет Ту-134 требовал срочной замены. И благодаря Смоленскому (1977-1981) и Саратовскому (1978-2003) авиазаводам были выпущены среднемагистральные трехдвигательные самолеты Як-42. Общее количество созданных крылатых машин − 183, из которых два использовали в проверке на прочность.

Следует отметить, что эта воздушная машина поставила девять мировых рекордов. ОКБ А.С. Яковлева даже и не занималось многопасажирскими авиалайнерами. В разработке были лишь военные истребители, спортивные и учебные образцы.

Сама разработка конструкции самолета началась в 1972 году. СССР на то время нужен был крепкий, средней дальности самолет, который смог бы заменить Ил-18 (самолет Ильюшина) и Ту-134 (Туполева). Первые четыре прототипа отличались друг от друга небольшими модификациями. У первого экземпляра стреловидность крыла была 11°, у остальных трех − 23°. А четвертый прототип отличался от всех наличием парашюта для испытания по выходу из штопора. В конечном итоге для прототипа выбор пал на третий вариант (полученное обозначение − Як-42). Он отличался наличием спаренных колес на каждом шасси и стреловидным хвостовым оперением.

Списанный як-42 — детский сад

Як-42 − это цельнометаллический низкоплан с полумонококовым фюзеляжем (в ширине присутствует схожесть с фюзеляжем Ту-154), тремя турбореактивными двухконтурными двигателями и трехопорным убирающимся шасси. Также присутствовало консольное стреловидное крыло и Т-образное хвостовое оперение со стабилизатором переставного типа. Именно Смоленский авиазавод в 1974 году выпустил первый экземпляр опытного образца, а в 1975 году он поступил на испытания. Его вели знаменитые летчики-испытатели Колосов А., Петров Ю. и бортинженер Висковский Юрий.

Испытания были успешными, но самолет не смог набрать необходимой скорости полета (680 км/ч) на высоте 8000 метров. Всеми доработками, постройкой и испытаниями занимался заместитель конструктора Цвелев Е.Г. который, как говорится, вложил в работу и сердце, и душу. Передовыми конструкторами и инженерами (В.А. Сухоруков, А.Г. Хлакин, В.И. Зотов, В.В. Погуляев) были доработаны и созданы многие составляющие самолета Як-42.

С конца 80-го года «Аэрофлот» начал активно перевозить пассажиров на Як-42. Первая катастрофа, которая привела к заморозке на два года производства этого самолета, произошла 28 июня 1982 года (бортовой номер СССР-42529). Но уже в 1988 было запущено серийное производство модифицированных Як-42Д. Были увеличены дальность полета и возможность поднятия максимального взлетного веса. В основном эти модели экспортировались на Кубу и в Китай. Последний самолет был отправлен в 2003 году. Из-за прекращения производства технических деталей на ЗАО «Саратовский авиационный завод» эксплуатация модернизированного Як-42Д была остановлена.

В конечном итоге данный самолет пользовался популярностью, даже несмотря на то, что те же «Боинг-737» и «Аэробус-А319» нуждались в меньшем количестве топлива. Однако после авиакатастрофы (07.09.2011) Як-42 был полностью снят с полетов. Он эксплуатировался для дальних рейсов и полетов между городами.

Благодаря разработкам советских авиастроителей были решены многие проблемы с противоречием характеристик эксплуатации очень слабо подготовленных аэродромов, больших крейсерских скоростей и высокой топливной эффективности во время полетов. Именно Як-42 был этой разработкой. В сравнении с Ту-154 было реализовано инновационное решение для увеличения весовой отдачи, а именно на замену дюралюминиевому каналу воздухозаборника был монтирован монолитный композитный, а также нарезное крыло, которое позволило убрать тяжелые стыковые узлы и болты. Встроенный трап размещен в хвостовой части самолета (тот же, что и на Як-40).

Расположенное шасси трехопорное. По потоку выпускается передняя опора, основные − поперек потока в разные стороны. А уборка, выпуск и механизм торможения шасси работают гидравлически. Колеса схожи с аналогами самолета Ту-154. Гидросистема двойного класса – основная и аварийная. За давление в них отвечают два приводных насоса и насосная станция переменного тока. Приводные насосы расположены в двигателе №1 и №2, отвечают за основную гидросистему. А НС-46-3 (насосная станция) которая работает от основной системы, и станция НС-55 постоянного тока, производимого от аккумуляторов, отвечают за давление в аварийной гидросистеме.

Як-42 вип

Обе системы обеспечивают работоспособность предкрылков и закрылков (рулевые приводы РП-71), выпуск шасси, перестановку стабилизатора, уборку интерцепторов и торможение колес.

Различий в электроснабжении между Як-42 и Ту-154 практически нет, кроме одной детали: мощность и резервирование намного меньше. Первоначальная система – трехфазное напряжение, которым насыщаются вторичные системы 36 В.

Основными элементами системы являются:

  1. Три генератора (трехфазные ГТ30НЖЧ12). Приводят постоянные обороты.
  2. Генератор ГТ40ПЧ6 (от ВСУ)
  3. 2 выпрямительных устройства. Преобразовывают трехфазное напряжение в постоянное (из 208 В в 27 В).
  4. Транзисторный одноразовый (статический) преобразователь ПОС-1000А. Основная задача заключается в преобразовании постоянного напряжения (27 В) в однофазное переменное (115 В).
  5. Трансформаторы ТС320СО4Б в количестве двух штук. Понижают трехфазное напряжение.
  6. Статический преобразователь ПТС-800АМ. Поскольку он трехфазный, используется для аварийного питания.
  7. Преобразователь ПТС-25, статический, трехфазный. Используется для автономного питания авиагоризонта АГР-74 резервного образца.
  8. Две аккумуляторные батареи (никель-кадмиевые, 20НКБН-40). Питают потребителей и преобразователи в случае отказа генераторов и выпрямительных устройств.

Навигационное оборудование состоит из комплексов «Ольха-1» (очень похож на комплекс «Пижма»), оборудования высотно-скоростных частей (ВСП1-6), РСБН, 2 автоматических радиокомплексов, системы посадки «КУРС МП-70».

Топливная система состоит из трех баков, один в центроплане и два по бокам. Каждый из них вмещает более чем шесть тысяч килограммов топлива и имеет сигнализацию резерва. Левый и правый бортовые кессон-баки питают двигатели №1 и №3. Соответственно, средний кессон питает второй двигатель (с помощью двух насосов). Также средний бак питает ВСУ с помощью отдельного насоса. В аварийном случае отказа топливных насосов или двигателей вполне реально объединение всех топливных магистралей.

Хоть в двигателях и не присутствуют реверсы тяги, торможение на пробеге осуществляют тормоза колес, спойлеры и низкая посадочная скорость, как и у Ан-24.

На данное время примерный износ всего авиапарка самолетов Як-42 составляет около пятидесяти процентов. Эта летательная машина так и не смогла заменить Ту-134, который и по сей день находится в частичной эксплуатации. Всего было сконструировано 183 разных серий и модификаций Як-42. В то же время на период 70-х и 80-х годов этот самолет был очень современным. Но из-за авиакатастрофы 1982 года, которая случилась в Белоруссии, и распада Советского Союза дальнейшая судьба Як-42 была приговорена к заморозке.

История создания

Разработка среднемагистрального лайнера Як-42 стартовала в начале 70-х годов прошлого столетия. Машина предназначалась для замены устаревавших самолетов Ил-18 (с поршневыми двигателями) и Ту-134.

Для нового самолета изначально принималась концепция с тремя турбореактивными двигателями, расположенными в хвостовой части. Два агрегата разместили в пилонах, а третий устанавливался в фюзеляже и оснащался выведенным в форкиль воздухозаборником.

По этой причине была использована Т-образная схема оперения, горизонтальные управляющие поверхности были расположены в верхней части киля.

Несколько прототипов, построенных в середине 70-х годов, отличались различной стреловидностью крыльев и наличием дополнительных узлов (например, парашюта для вывода из штопора).

По результатам испытаний одобрение получил третий по счету прототип, оснащенный стреловидным хвостовым оперением и усиленными основными стойками шасси со спаренными колесами. В таком виде самолет Як-42 был показан общественности в ходе авиасалона в Ле Бурже в 1977 году.

В серию самолет попал в этом же году, но официальный ввод в эксплуатацию и выставление лайнера на пассажирские рейсы состоялся только в конце 1980 года.

Через два года произошла катастрофа самолета Як-42 борт 11040104 из-за дефекта конструкции системы управления горизонтального оперения.

На время расследования причины катастрофы и разработку нового узла производство остановилось.

Модернизированные самолеты стали строиться только в 1984 году, а уже через четыре года началось производство улучшенной версии Як-42Д, которая допускала больший взлетный вес и обеспечивала большую дальность полета.

Последние самолеты были собраны в 2003 году. Всего было изготовлено 183 экземпляра Як-42 и 42Д (основное производство машин было налажено на Саратовском авиационном заводе).

Развитие [ править ]

Три выхлопа Лотарева Д-36 и задний трап развернут.
В 1972 году Яковлева приступило к работе над авиалайнером малой и средней дальности, способным перевозить 100–120 пассажиров. Он должен был заменить самолет Туполев Ту-134, а также турбовинтовые авиалайнеры Ильюшин Ил-18 , Антонов Ан-24 и Ан-26 . Хотя новый авиалайнер должен был работать с относительно небольших аэродромов, сохраняя при этом хорошую экономичность, поскольку многие советские аэропорты были модернизированы для размещения более совершенных самолетов, ему не нужно было иметь такую ​​же способность работать с травяных полос, как меньший Яковлевский Як- 40 . Это требование привело к созданию самого большого, самого тяжелого и самого мощного самолета, спроектированного Яковлевым, [3][4] , пока еще больше MC-21 не взлетел в 2022. [ править

]

Первоначальные предложения дизайна включали прямое крыло авиалайнера питается от два Соловьева Д-30 турбовентиляторных и напоминающий увеличенного Як-40, но это было отклонено , поскольку считались , неконкурентоспособными по сравнению с западными авиалайнерами , работающих на высокой степень двухконтурности турбовентиляторных. Яковлев остановился на конструкции с тремя новыми трехвальными двухконтурными ТРДД Лотарева Д-36 , которые должны были обеспечивать тягу 63,90 кН (14 330 фунтов силы). В отличие от Як-40, новый авиалайнер имел бы стреловидные крылья. [4] [5]

Первый из трех опытных образцов с крылом с углом наклона

11 градусов и регистрационный номер
СССР-1974
совершил первый полет 7 марта 1975 года. За ним последовал второй прототип (
СССР-1975
) с крылом с
углом наклона
23 градуса и крылом. кабина с 20 рядами окон вместо 17 в первом прототипе и третий прототип (
СССР-1976
), оснащенный улучшенными противообледенительными устройствами. [6] [7]

Конструкция

При разработке Як-42 конструкторы КБ Яковлева попытались совместить возможность эксплуатации с неподготовленных взлетных полос, топливную экономичность и способность к поддержанию высоких крейсерских скоростей.

Для снижения веса планера самолета были применены монолитные каналы воздухозаборников, изготовленные из композитных материалов. Плоскость крыла выполнялась монолитной и не имела линий разъема, утяжелявших конструкцию.

На самолете Як-42 используется шасси с носовым расположением поворотной передней стойки, которая выпускается по потоку воздуха. Главные стойки выпускаются в левую и правую стороны в направлении, перпендикулярном потоку.

Приводы механизмов выпуска и уборки шасси, поворота передней стойки гидравлические. Для подачи жидкости установлены основная и аварийная системы.

К магистралям систем подключены тормоза колес, оборудованные дисковыми механизмами.

При работающей гидросистеме от нее питается бустер руля направления. В случае отказа руль управляется вручную. Элероны и рули высоты управляются от усилия рук пилотов.

Рабочее давление в гидросистемах достигает 170 атм. н создается двумя насосами, установленными на распределительных коробках боковых двигателей. В случае отказа основных насосов система питается от двух электрических станций – переменного тока (от бортовой сети самолета Як-42) и постоянного (от аккумуляторных батарей).

Кроме шасси, гидравликой приводятся предкрылки, закрылки, щитки интерцепторов на поверхности крыла и стабилизатора.

В управлении стабилизатором возможно использование аварийной и основной системы, каждая из которых приводит отдельный узел винтового привода.

В нормальном режиме отклонение стабилизатора самолета Як-42 выполняется от основной системы вращением винта червячного механизма.

При аварийных ситуациях стабилизатор управляется поворотом гайки.

Первичная электрическая система Як-42 имеет три фазы и рабочее напряжение 112/208 вольт (при частоте 400 Гц). При помощи трансформаторов и выпрямителей напряжение преобразуется в переменный ток 36 вольт (400 Гц) и постоянный 27 вольт.

В качестве источников тока используются три генератора мощностью по 30 кВт (установлены на ТРД). Имеется также, стояночный генератор мощностью 40 кВт и две аккумуляторные батареи. При отказе главных генераторов возможно питание всех потребителей самолета от батарей через преобразователи напряжения.

Запас топлива на самолете Як-42 расположен в трех баках, установленных в центроплане и по бокам фюзеляжа. Баки имеют одинаковую емкость и вмещают по 6170 кг топлива. При запасе 870 кг включается сигнализация резервного остатка, а при 320 кг – сигнализация остатка ухода на второй круг.

Каждый бак питает свой двигатель при помощи двух насосов. Для снабжения топливом вспомогательной установки используется бак в центроплане и отдельный насос. В случае поломки этого насоса возможно питание установки от насосов среднего двигателя.

В аварийном режиме баки объединяются при помощи кранов, которые автоматически открываются при срабатывании сигнализации резерва ухода на второй круг.

В качестве силовых установок использованы трехвальные турбореактивные двигатели Д-36, разработанные в КБ «Прогресс» (Запорожье). Двигатель имеет вес 1124 кг и способен развить на чрезвычайном режиме тягу 6500 кгс.

При этом режиме самолет Як-42 способен выполнить взлет на двух моторах. На крейсерском режиме на высоте 8000 м тяга находится в пределах 1600 кгс.

В стандартном пассажирском салоне установлены два ряда трехместных кресел. Первый ряд мест в самолете имеет увеличенное пространство для ног пассажиров. Для входа и выхода используется дверь и сдвижной трап, расположенный в хвостовой части фюзеляжа.

Привод механизмов трапа на Як-42 выполнен от аварийной гидравлической системы. В случае возникновения аварийных ситуаций пассажиры могут покинуть Як-42 через шесть аварийных выходов, расположенных по бортам. В начале и конце салона расположены санузлы.

В салоне имеется перегородка, установленная между 6 и 7 рядами кресел.

Рядом с ней расположены аварийные выходы. Из-за этого пассажирские места 7 ряда всегда пустуют.

Второй ряд аварийных окон имеется между 13 и 14 рядами. Для обеспечения беспрепятственного выхода спинки кресел тринадцатого ряда заблокированы. Существуют варианты самолета Як-42 с салоном на 100 пассажиров с разделением на бизнес-класс и эконом-класс.

Места бизнес-класса расположены в промежутке до перегородки. Всего имеется восемь двухместных кресел для пассажиров этого класса. Остальная часть повторяет стандартную схему салона.

Схема авиасалона

Самолет Як-42 различается по проекту авиасалона на два вида:

  1. Эконом класс на 120 мест.
  2. Двухклассная форма на 100 мест: 84 эконом и 16 бизнес класса.

В обоих конфигурациях два салона разделены друг от друга специальными перегородками. Всего ширина салона 3,6 м, что по меркам пассажирских авиалайнеров меньше среднего.

Технические характеристики в сравнении с конкурентами

Як-42Ту-134АИл-18
Вес порожнего, кг289602796035000
Допустимый взлетный вес, кг535004300064000
Длина, мм363803710035900
Высота, мм9830902010170
Размах, мм348802900037420
Диаметр фюзеляжа, мм360029003500
Площадь крыла, кв. м150,0127,3140,0
Скорость крейсерского режима, км/ч810900625
Дальность полета максимальная, км230019006500
Потолок, м96001190010000
Пассажировместимость, чел12076120

Лучшие места

Наиболее удобные места в авиасалоне будут располагаться в бизнес-классе, ввиду наибольшего расстояния между передними и задними креслами и откидного сидения. Если же вы едите в эконом, выберете места 7 ряда – из-за дверей перед рядом, площадь для ног будет увеличено.

Если вы боитесь непредвиденных ситуаций – сядьте в 13 или 14 ряду, как раз между ними размещен аварийный выход.

Не стоит садиться в первый и последний ряд авиалайнера, даже в бизнес-классе, так как они близки к сан-узлам и дверям в тамбур, которые будут постоянно хлопать. Первый ряд также неудобен тем, что спереди него располагается перегородка.

Если вы хотите выбрать хорошие места более точно:

  1. Изучите схему самолет;
  2. Не занимайте мест около технических помещений (туалетов, кухонь и т. д.)
  3. Не занимайте мест с не откидывающейся спинкой.
  4. Попросите помощи в выборе у представителя авиакомпании, они обязательно дадут вам совет.

Особенности эксплуатации

Лайнеры Як-42 поставляемые на экспорт имели двухместную кабину, что стало новинкой для самолетостроения СССР. Подобный результат удалось достичь путем многократной проверки на стендах всевозможных комбинаций приборных досок и пультов и подбора удобных сочетаний автоматических и ручных приводов.

При разработке конструкторы постарались обеспечить минимальный объем работ по наземному обслуживанию и регламентным ремонтам, что должно было сократить простои самолета.

Для загрузки багажа и грузов могли применяться как стандартные контейнеры, так и обычная погрузка.

С целью упрощения эксплуатации с летных полей 3-го класса на Як-42 применили автономный трап.

Ссылки [ править ]

  1. ^ а б в г Ганстон и Гордон 1997, стр. 198.
  2. Gunston, 1997

  3. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, с. 311.
  4. ^ а б Ганстон и Гордон 1997, стр. 194.

  5. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, стр. 311–312.
  6. ^ a b Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, стр. 312–314.
  7. Gunston и Гордон стр. 196-197.
  8. ^ а б Ганстон и Гордон 1997, стр. 195.
  9. ^ a b c Тейлор 1982, стр. 241.
  10. ОКБ Яковлева: История конструкторского бюро и его самолетов фон Ефим Гордон (автор), Дмитрий Комиссаров (автор), Сергей Комиссаров (автор) ISBN 1-85780-203-9 ISBN 978-1-85780-203-0

  11. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, стр. 314–315.
  12. ^ а б Ганстон и Гордон 1997, стр. 197.
  13. Flight International,
    30 января 1982 г., стр. 208.
  14. ^ a b Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, с. 315.
  15. ^ a b Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, с. 316.
  16. ^ a b Тейлор 1999, стр. 227–228.

  17. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, стр. 317–318.

  18. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, с. 318.

  19. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, стр. 319–320.

  20. Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2005, стр. 320–321.
  21. Thisdell и Seymour Flight International
    30 июля-5 августа 2022, стр. 47.
  22. Описание от несчастных случаев для СССР-42529 в Сети безопасности полетов . Проверено 2 февраля 2016.
  23. Описание от несчастных случаев для СССР-42536 в Сети безопасности полетов . Проверено 2 февраля 2016.
  24. «Як-42 терпит крушение» . CBC. Архивировано 16 января 2014 года . Проверено 15 января 2014 года .
  25. Описание от несчастных случаев для СССР-42351 в Сети безопасности полетов . Проверено 2 февраля 2016.
  26. Описание от несчастных случаев для B-2755 в сети по безопасности полетов . Проверено 2 февраля 2016.
  27. Описание от несчастных случаев для RA-42390 в Сети безопасности полетов . Проверено 2 февраля 2016.
  28. Описание от несчастных случаев для UR-42334 в Сети безопасности полетов . Проверено 2 февраля 2016.
  29. Описание аварии CU-T1285 в сети авиационной безопасности . Проверено 2 февраля 2016.
  30. Описание от несчастных случаев для UR-42352 в Сети безопасности полетов . Проверено 2 февраля 2016.
  31. Описание от несчастных случаев для RA-42434 в Сети безопасности полетов . Проверено 2 февраля 2016.
  32. Ледникер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu
    . Проверено 16 апреля 2022 .
  • «Аэрофлот завершает год эксплуатации Як-42» . Flight International
    , 30 января 1982 г., стр. 208.
  • Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. ОКБ Яковлева: История КБ и его самолетов
    . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2005. ISBN 1-85780-203-9 .
  • Ганстон, Билл и Ефим Гордон. Самолет Яковлева с 1924 года
    . Лондон, Великобритания: Авиационные книги Патнэма, 1997. ISBN 1-55750-978-6 .
  • Тейлор, Джойн В. Р. Самолеты всего мира Джейн 1982–83
    . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
  • Тейлор, Всемирный справочник по самолетам и системам
    Майкла Дж. Х.
    Брасси, 1999/2000
    . Лондон: Brassey’s, 1999. ISBN 1-85753-245-7 .
  • Тисделл, Дэн и Моррис, Роб. «Всемирная перепись авиалайнеров». Flight International
    , Vol. 194, № 5650, 21 августа — 3 сентября 2022 г. ISSN 0015-3710 . С. 24–47.
  • Тисделл, Дэн и Сеймур, Крис. «Всемирная перепись авиалайнеров». Flight International
    , Vol. 196, № 5694, 30 июля — 5 августа 2022 г. ISSN 0015-3710 . С. 24–47.

След в истории

В конце 80-х годов начались работы по созданию модернизированного Як-42А, основанного на модели 42Д. Новый самолет предполагалось укомплектовать удлинённым фюзеляжем и экономичными двигателями «Прогресс» Д-36.

Первый прототип был построен в конце 1992 года и получил обозначение Як-142. Планировалось создание семейства машин с пассажирскими салонами, рассчитанными на перевозку от 39 до 120 человек.

Серийное производство развернуто не было из-за банкротства Саратовского авиационного завода. Построен единичный серийный самолет, который эксплуатируется авиа.

В 1993 году разрабатывался проект самолета Як-242, оснащенного двумя двигателями ПС-90А12 и использующего элементы планера Як-42.

По своим техническим характеристикам он должен был занять промежуточное положение между ближнемагистральными и среднемагистральными машинами. Проект реализован не был.

На сегодняшний день самолеты Як-42 и 42Д продолжают эксплуатироваться на внутренних линиях. При этом эксплуатация части машин приостановлена в соответствии с результатами расследования аварии борта RA-42434.

Из-за банкротства Саратовского авиазавода (основного изготовителя машин) сопровождение находящейся в эксплуатации техники прекращено. Из-за этого дальнейшие перспективы Як-42 туманны, скорее всего, самолеты будут сняты с эксплуатации и списаны в ближайшее время. На 20 марта 2015 года в летном состоянии оставалось только 38 машин, а на август 2022 года – только 35.

ъЙ-42

— НДМЮ ХГ МЕЛМНЦХУ ЛЮЬХМ юЩПНТКНРЮ, ЙНРНПЮЪ Б ПЕЙКЮЛЕ МЕ МСФДЮКЮЯЭ. дНЯРЮРНВМН МЮГБЮРЭ КХЬЭ РНР ТЮЙР, ВРН МЮ ъЙ-42 СЯРЮМНБКЕМН ДЕБЪРЭ ЛХПНБШУ ПЕЙНПДНБ. б НДМНЛ ХГ МХУ ЯЮЛНКЕР, ОПЕДМЮГМЮВЕММШИ ДКЪ АКХФМХУ БНГДСЬМШУ КХМХИ, АЕГ ОНЯЮДЙХ ОПЕНДНКЕК ПЮЯЯРНЪМХЕ НР лНЯЙБШ ДН уЮАЮПНБЯЙЮ. х ЩРН РЕЛ СДХБХРЕКЭМЕЕ, ВРН ДН ЯНГДЮМХЪ ЕЦН ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙЮ — ъЙ-40 ПЮГПЮАНРЙЮЛХ ЛМНЦНЛЕЯРМШУ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ ТХПЛЮ БННАЫЕ МЕ ГЮМХЛЮКЮЯЭ. йЮЙ ХГБЕЯРМН, нйа ю.я.ъЙНБКЕБЮ ЯОЕЖХЮКХГХПНБЮКНЯЭ, Б НЯМНБМНЛ, МЮ ОПНЕЙРХПНБЮМХХ СВЕАМШУ, ЯОНПРХБМШУ Х БНЕММШУ ЯЮЛНКЕРНБ-ХЯРПЕАХРЕКЕИ. бПЕЛЪ НР БПЕЛЕМХ ЯНГДЮБЮКХЯЭ Х МЕАНКЭЬХЕ ОЮЯЯЮФХПЯЙХЕ ЛЮЬХМШ.

еЫЕ Б МЮВЮКЕ 1933-ЦН АШК ЯНГДЮМ юхп-5, Б 1944-Л — ъЙ-8 ДКЪ ЬЕЯРХ ОЮЯЯЮФХПНБ, ГЮРЕЛ ОНЪБХКХЯЭ ВЕРШПЕУЛЕЯРМШИ ъЙ-12 Х ДЕЯЪРХЛЕЯРМШИ ъЙ-16 Б 1947-Л. сФЕ ДКЪ ОЕПБШУ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ нйа АШКЮ УЮПЮЙРЕПМЮ ОПЕДЕКЭМН ОПНЯРЮЪ, КЕЦЙЮЪ Х СДНАМЮЪ Б НАЯКСФХБЮМХХ ЙНМЯРПСЙЖХЪ Я ЯНБЕПЬЕММШЛХ ТНПЛЮЛХ. щРХ ЯОЕЖХТХВЕЯЙХЕ НЯНАЕММНЯРХ ОЕПЕМЕЯКХ МЮ ОЕПБШИ ПЕЮЙРХБМШИ ОЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮЛНКЕР ДКЪ ЛЕЯРМШУ ЮБХЮКХМХИ ъЙ-40, ОПХМЕЯЬХИ ТХПЛЕ ЛХПНБНЕ ОПХГМЮМХЕ. рПЕУДБХЦЮРЕКЭМШИ ПЕЮЙРХБМШИ КЮИМЕП Я ЯЮКНМНЛ МЮ 32 ОЮЯЯЮФХПЮ Х ДЮКЭМНЯРЭЧ ОНКЕРЮ 2200 ЙЛ ОНКСВХК БШЯНЙСЧ НЖЕМЙС ЯОЕЖХЮКХЯРНБ Б ПЮГМШУ ЯРПЮМЮУ. еЦН ОПХЛЕМЕМХЕ ОНГБНКХКН ГЮЛЕМХРЭ МЮ БМСРПЕММХУ КХМХЪУ СЯРЮПЕБЬХЕ РХОШ — БЕРЕПЮМНБ — кХ-2, хК-12, хК-14.

б НЙРЪАПЕ 1966-ЦН МЮ ъЙ-40 АШК БШОНКМЕМ ОЕПБШИ БШКЕР (КЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ нйа ю.к.йНКНЯНБ Х ч.б.оЕРПНБ). пСЙНБНДХК ПЮАНРЮЛХ ОН ЯНГДЮМХЧ, ОНЯРПНИЙЕ Х ДНБНДЙЕ ъЙ-40 ГЮЛЕЯРХРЕКЭ ЦКЮБМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ е.ц.юДКЕП, ЙНРНПШИ ПЮАНРЮК Б нйа Я 1932-ЦН Х ГЮМХЛЮКЯЪ ЕЫЕ Б БНЕММШЕ ЦНДШ ОПНЕЙРХПНБЮМХЕЛ ТПНМРНБНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ ъЙ-3 Х ЕЦН ЛНДХТХЙЮЖХИ. пСЙНБНДЯРБН КЕРМШЛХ ХЯОШРЮМХЪЛХ НЯСЫЕЯРБКЪК ГЮЛЕЯРХРЕКЭ ЦКЮБМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ й.а.аЕЙХПАЮЕБ. кЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ ОНПСВХКХ, Б РН БПЕЛЪ ПЮАНРЮБЬЕЛС МЮВЮКЭМХЙНЛ НРДЕКЮ КЕРМШУ ХЯОШРЮМХИ ъ.л.цЮКХМЯЙНЛС. нМ ДНКЦНЕ БПЕЛЪ ПЮАНРЮК ГЮЛЕЯРХРЕКЕЛ ЦКЮБМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ ОН КЕРМШЛ ХЯОШРЮМХЪЛ, Ю ЯЕИВЮЯ — БЕДСЫХИ ХМФЕМЕП ОН ъЙ-42.

б 1960-У ГЮЙЮГШ МЮ ЕЦН ЩЙЯОНПР ОНЪБХКХЯЭ ХГ ЯРПЮМ БЯЕУ ЙНМРХМЕМРНБ. хРЮКХЪ, ОЕПБЮЪ ОПХНАПЕРЬЮЪ ъЙ-40, НПЦЮМХГНБЮКЮ ОНЙЮГ БШЯНЙХУ ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШУ ЙЮВЕЯРБ ЩРНИ ЛЮЬХМШ. оХКНРХПСЕЛШИ ПСЯЯЙХЛ (КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ л.ц.гЮБЭЪКНБ) Х ХРЮКЭЪМЯЙХЛ КЕРВХЙЮЛХ ЯЮЛНКЕР БОЕПБШЕ ЯНБЕПЬХК ОЕПЕКЕР ХГ пХЛЮ Б юБЯРПЮКХЧ. лЮПЬПСР ОПЕНДНКЕКХ АЕГ ЙЮЙХУ-КХАН ОНКНЛНЙ Х НРЙЮГНБ. тПЮМЖСГЯЙХИ ФСПМЮК «юБХЮЯЭНМ ЛЩЦЩГХМ» Б ЮОПЕКЕ 1970-ЦН НРЛЕВЮК: «ъЙ-40, НПХЦХМЮКЕМ ОН ГЮЛШЯКС, ОН ЯБНХЛ КЕРМШЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ Х ПЮГЛЕПЮЛ. мЮ гЮОЮДЕ ТЮЙРХВЕЯЙХ МЕР ЯПЮБМХЛНЦН Я МХЛ ЯЮЛНКЕРЮ. еЦН ЛНФМН КХЬЭ ЯНОНЯРЮБХРЭ Я МЕЙНРНПШЛХ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЛХ ОПНЕЙРЮЛХ, ЙНРНПШЕ АСДСР ПЕЮКХГНБЮМШ МЕ ПЮМЭЬЕ, ВЕЛ ВЕПЕГ МЕЯЙНКЭЙН КЕР».

ъЙ-40 АШК ОЕПБШЛ ПЕЮЙРХБМШЛ ОЮЯЯЮФХПЯЙХЛ ЯЮЛНКЕРНЛ нйа, БМЕЯЬХЛ МЮ ЛЕЯРМШЕ КХМХХ ЙНЛТНПР Х ЯЙНПНЯРЭ. б ОЕПХНД 1966-ЦН ОН 1980-И ОНЯРПНЕМН ЯБШЬЕ 1000 ЩЙГЕЛОКЪПНБ. хГ МХУ 122 ЩЙЯОНПРХПНБЮМШ Б 18 ЯРПЮМ. бШЯНЙЮЪ МЮДЕФМНЯРЭ Х ЩМЕПЦНБННПСФЕММНЯРЭ ЯЮЛНКЕРЮ НАЕЯОЕВХБЮКХ РПХ рпдд юх-25. ъЙ-40 -ОЕПБШИ НРЕВЕЯРБЕММШИ ЯЮЛНКЕР, ЯЕПРХТХЖХПНБЮММШИ ОН МНПЛЮЛ КЕРМНИ ЦНДМНЯРХ яью FAR-25 Х юМЦКХХ — BCAR. пЮАНРШ ОН ЯЕПРХТХЙЮЖХХ ъЙ-40 СЯЙНПХКХ НПЦЮМХГЮЖХЧ ЮБХЮЖХНММНЦН ПЕЦХЯРПЮ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ, ОПХМЪРХЕ МНПЛ КЕРМНИ ЦНДМНЯРХ (мкця) Х НЯБНЕМХЕ МЮЬЕИ ОПНЛШЬКЕММНЯРЭЧ ПЪДЮ ЛЮРЕПХЮКНБ Х ЮЦПЕЦЮРНБ, ЯННРБЕРЯРБСЧЫХУ ГЮОЮДМШЛ МНПЛЮЛ. пЮАНРЮЛХ ОН НЯСЫЕЯРБКЕМХЧ ОНЯРЮБНЙ ъЙ-40 ГЮ ПСАЕФ Х ЕЦН ЯЕПРХТХЙЮЖХЕИ ПСЙНБНДХК ГЮЛЕЯРХРЕКЭ ЦКЮБМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ ю.ю.кЕБХМЯЙХУ. яУЕЛЮ ъЙ-40 Х РНФЕ Я ОПЪЛШЛ ЙПШКНЛ ОНКСВХКЮ ПЮГБХРХЕ Б АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММНИ ПЕЮЙРХБМНИ ЛЮЬХМЕ ДКЪ АКХФМХУ ЛЮЦХЯРПЮКЕИ-ъЙ-42, ПЮЯЯВХРЮММНИ МЮ 120 ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЛЕЯР. цНБНПЪР, РЮЙНЕ ПЕЬЕМХЕ ю.я.ъЙНБКЕБС АШКН МЮБЕЪМН СЯОЕЬМНИ ЩЙЯОКСЮРЮЖХЕИ ъЙ-40.

гДЕЯЭ, НВЕБХДМН, ОНДЙСОЮКН Х РН НАЯРНЪРЕКЭЯРБН, ВРН ОПЪЛНЕ ЙПШКН ХЛЕЕР НРМНЯХРЕКЭМН АНКЭЬХИ, ВЕЛ ЯРПЕКНБХДМНЕ, ЙНЩТТХЖХЕМР ОНДЗЕЛМНИ ЯХКШ, ВРН МЮОПЪЛСЧ НРПЮФЮЕРЯЪ Б ЩЙНМНЛХХ РНОКХБЮ ОПХ ЯПЮБМХРЕКЭМН МЕАНКЭЬХУ ЯЙНПНЯРЪУ Х ДЮКЭМНЯРХ ОНКЕРЮ. нДМЮЙН ОПХ АНКЕЕ ЛНЫМШУ ДБХЦЮРЕКЪУ ЯКЕДСЕР ПЮЯЯВХРШБЮРЭ Х МЮ АНКЕЕ БШЯНЙСЧ ЯЙНПНЯРЭ, ВЕЦН ЩТТЕЙРХБМЕЕ ЛНФМН ДНЯРХВЭ ОПХ ЯРПЕКНБХДМНЛ ЙПШКЕ. й ЩРНЛС, ЯНАЯРБЕММН, ъЙНБКЕБ Х ОПХЬЕК, МН МЕЯЙНКЭЙН ОНГФЕ. ю ОНЙЮ, Б МЮВЮКЕ 1974-ЦН, ПЕВЭ ЬКЮ Н ъЙ-42 ХЛЕММН Я ОПЪЛШЛ ЙПШКНЛ. лХМХЯРП ЦПЮФДЮМЯЙНИ ЮБХЮЖХХ а.аСЦЮЕБ КХВМН ОПЕДЯРЮБХК ЩЯЙХГМШИ ОПНЕЙР ъЙ-42 Б жй, ЦДЕ НМ АШК НДНАПЕМ к.аПЕФМЕБШЛ, ВРН Б РН БПЕЛЪ ХЛЕКН ПЕЬЮЧЫЕЕ ГМЮВЕМХЕ. оНЯКЕ СРБЕПФДЕМХЪ ОПНЕЙРЮ Х Я СВЕРНЛ РНЦН, ВРН ЛЮЙЕР ОКЮМЕПЮ Б МЮРСПЮКЭМСЧ БЕКХВХМС СФЕ ОНЯРПНЕМ, Б нйа ОПХМЪКХ ЯЛЕКНЕ ПЕЬЕМХЕ Н ЯНЙПЮЫЕМХХ ЯПНЙНБ БШОСЯЙЮ КЮИМЕПЮ МЮ 1 ЦНД. б ПЕГСКЭРЮРЕ БЯЕУ СЯХКХИ Й ЙНМЖС 1974-ЦН ЯЮЛНКЕР СФЕ БШЙЮРХКХ ХГ ЯАНПНВМНЦН ЖЕУЮ.

б ОЕПБШИ ОНКЕР Б ЛЮПРЕ 1975-ЦН ЯЮЛНКЕР ОНДМЪКХ ГЮЯКСФЕММШИ КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ юПЯЕМХИ йНКНЯНБ, КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ чПХИ оЕРПНБ Х АНПРХМФЕМЕП чПХИ бХЯЙНБЯЙХИ. хЯОШРЮМХЪ ОПНУНДХКХ МНПЛЮКЭМН, МН ЯЙНПНЯРЭ С ЯЮЛНКЕРЮ Я ОПЪЛШЛ ЙПШКНЛ АШКЮ БЯЕ-РЮЙХ МЕДНЯРЮРНВМНИ: ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЙПЕИЯЕПЯЙЮЪ МЮ БШЯНРЕ 8000 Л — 680 ЙЛ/В. б ЯБЪГХ Я ЩРХЛ ХГ ЛХМХЯРЕПЯРБЮ ЦПЮФДЮМЯЙНИ ЮБХЮЖХХ ОНЯРСОХКН РПЕАНБЮМХЕ — ДКЪ ПЕЮЙРХБМНЦН ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ АКХФМХУ ЛЮЦХЯРПЮКЕИ ФЕКЮРЕКЭМЮ ЙПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ ОНПЪДЙЮ 700-800 ЙЛ/В. рНЦДЮ-РН Б нйа ПЕЬХКХ — ЯРПНХРЭ ЯЮЛНКЕР ЯН ЯРПЕКНБХДМШЛ ЙПШКНЛ 30╟.

мНБШИ ОПНЕЙР БШОНКМХКХ ДНБНКЭМН АШЯРПН, Х СФЕ Б МЮВЮКЕ 1975-ЦН ъЙ-42 ОПХМЪК ГМЮЙНЛШЕ БЯЕЛ МЮЛ УЮПЮЙРЕПМШЕ НВЕПРЮМХЪ — МХГЙН ПЮЯОНКНФЕММНЕ ЯРПЕКНБХДМНЕ ЙПШКН, РПХ ЙНЛОЮЙРМШУ ДБХЦЮРЕКЪ Б ПЮИНМЕ УБНЯРЮ, БШЯНЙНПЮЯОНКНФЕММШИ ЯРПЕКНБХДМШИ ЯРЮАХКХГЮРНП. кЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ ОНЯКЕ ОЕПБШУ ФЕ ОНКЕРНБ НРЛЕРХКХ БШЯНЙСЧ ЩМЕПЦНБННПСФЕММНЯРЭ ЯЮЛНКЕРЮ, ЕЦН НРКХВМШЕ ОХКНРЮФМШЕ ЙЮВЕЯРБЮ, СЯРНИВХБНЯРЭ Х КЕЦЙНЯРЭ АЕГАСЯРЕПМНЦН СОПЮБКЕМХЪ, СДНАЯРБН ПЮЯОНКНФЕМХЪ ОПХАНПНБ Х ЮЦПЕЦЮРНБ СОПЮБКЕМХЪ. ьРСПЛЮМ-ХЯОШРЮРЕКЭ бЪВЕЯКЮБ уСДЪЙНБ ОНДРБЕПДХК ЯНБЕПЬЕМЯРБН ОПХАНПНБ ЯЮЛНКЕРНБНФДЕМХЪ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХУ АЕГНОЮЯМНЯРЭ ОНКЕРНБ ОН ОПХАНПЮЛ МНВЭЧ Х Б ЯКНФМШУ ЛЕРЕНСЯКНБХЪУ.

пЮАНРЮЛХ ОН ОНЯРПНИЙЕ, ДНБНДЙЕ Х КЕРМШЛ ХЯОШРЮМХЪЛ ъЙ-42 ПСЙНБНДХК ГЮЛЕЯРХРЕКЭ ЦКЮБМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ б.ц.жБЕКЕБ, ЙНРНПШИ Б ЩРХ ПЮАНРШ БКНФХК ЙНКНЯЯЮКЭМСЧ ЩМЕПЦХЧ Х ГМЮМХЪ. бЕДСЫХЛХ ХМФЕМЕПЮЛХ ОН ъЙ-42 Б ПЮГМНЕ БПЕЛЪ АШКХ б.б.оНЦСКЪЕБ, б.х.гНРНБ, ю.ц.уКЮЙХМ, ч.ю.оХМНБЯЙХИ, я.л.йСДПЪЙНБ, б.ю.яСУНПСЙНБ Х р.ю.бНКЙНБЮ. сФЕ Б 1982-Л МЮ ъЙ-42 НЯБНХКХ ЛЮЯЯС ЛЮПЬПСРНБ, Х КЮИМЕП ПЕЦСКЪПМН ЙСПЯХПНБЮК МЮ ЛМНЦХУ КХМХЪУ, ЯБЪГШБЮБЬХУ ДЕЯЪРЙХ ЦНПНДНБ ЯРПЮМШ, Ю РЮЙФЕ Х МЮ ЛЕФДСМЮПНДМШУ КХМХЪУ ОН РПЮЯЯЮЛ лНЯЙБЮ — аЕПКХМ, кЕМХМЦПЮД — уЕКЭЯХМЙХ, лНЯЙБЮ — оПЮЦЮ. бЯЕЦН ГЮ ОНКРНПЮ ЦНДЮ Я МЮВЮКЮ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ МЮ ЯЮЛНКЕРЮУ ЩРНЦН РХОЮ ОЕПЕБЕГКХ НЙНКН ОНКСЛХККХНМЮ ОЮЯЯЮФХПНБ. ю.я.ъЙНБКЕБ, БЯЕЦДЮ Я АНКЭЬХЛ СБЮФЕМХЕЛ НРМНЯХБЬХИЯЪ Й КЕРВХЙЮЛ-ХЯОШРЮРЕКЪЛ, ЯВХРЮК, ВРН ДКЪ ОНДМЪРХЪ ЮБРНПХРЕРЮ ЯЮЛНКЕРЮ ПЕЙНПДШ ДНКФМШ СЯРЮМЮБКХБЮРЭЯЪ ПЮГМШЛХ КЕРВХЙЮЛХ. оН ЕЦН ЙНЛЮМДЕ Б ПЕЙНПДМШУ ОНКЕРЮУ ъЙ-42 ОХКНРХПНБЮКХ щ.о.йМЪЦХМХВЕБ — КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ кхх, н.я.оНКСДН — КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ цНЯмхх цю Х КЕРВХЙХ-ХЯОШРЮРЕКХ нйа б.ц.лСУХМ, ч.ю.ьЕБЪЙНБ, б.х.кЪЦСЬЙХМ Х н.ю.аСКШЦХМ.

й ЯЕПХИМНЛС ОПНХГБНДЯРБС ОПХЯРСОХКХ яЛНКЕМЯЙХИ, Ю ГЮРЕЛ Х яЮПЮРНБЯЙХИ ГЮБНДШ. оЕПБШИ ОНКЕР Я ОЮЯЯЮФХПЮЛХ ъЙ-42 ЯНБЕПЬХК 22 ДЕЙЮАПЪ 1980 ЦНДЮ, ╚СЯОЕБ╩ Б ЯПНЙ, МЮЛЕВЕММШИ цЕМЯЕЙНЛ. мЮВЮКН ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ АШКН БЕЯЭЛЮ СЯОЕЬМШЛ, Б НРКХВХЕ НР РЪФЕКНЦН хК-86, МЮВЮБЬЕЦН ОЕПЕБНГЙХ ОПЮЙРХВЕЯЙХ НДМНБПЕЛЕММН, ╚ъЙС╩ МЕ РПЕАНБЮКНЯЭ МНБШУ ОНКНЯ Х ПСКЕФМШУ ДНПНФЕЙ, ОНЩРНЛС ЦЕНЦПЮТХЪ ОНКЕРНБ АШЯРПН ПЮЯЬХПЪКЮЯЭ. рПЮЦЕДХЪ ОПНХГНЬКЮ 28 ХЧМЪ 1982 ЦНДЮ ОНД АЕКНПСЯЯЙХЛ ЦНПНДНЛ лНГШПЭ. с ЯКЕДНБЮБЬЕЦН МЮ ЩЬЕКНМЕ ъЙ-42 Я АНПРНБШЛ МНЛЕПНЛ 42529 оСКЙНБЯЙНЦН он кЕМХМЦПЮДЯЙНЦН сцю БМЕГЮОМН ПЮГПСЬХКЯЪ СГЕК ЙПЕОКЕМХЪ ЯРЮАХКХГЮРНПЮ Х ОПНХГНЬЕК ЕЦН НРПШБ. бЯЕ МЮУНДЪЫХЕЯЪ МЮ АНПРС КЧДХ ОНЦХАКХ. щРЮ ЙЮРЮЯРПНТЮ ЯРЮКЮ ЯЕПЭЕГМШЛ СДЮПНЛ ОН нйа. оНКЕРШ БЯЕУ МЮУНДЪЫХУЯЪ Б ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ъЙ-42 АШКХ МЕЛЕДКЕММН ОПЕЙПЮЫЕМШ, МЮВЮКНЯЭ ПЮЯЯКЕДНБЮМХЕ. вРН ОПХБЕКН Й ПЮГПСЬЕМХЧ БХМРЮ ЛЕУЮМХГЛЮ СОПЮБКЕМХЪ ЯРЮАХКХГЮРНПНЛ — МЮПСЬЕМХЕ МНПЛ РЕУМХВЕЯЙНИ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ, ХКХ ЙНМЯРПСЙРНПЯЙЮЪ НЬХАЙЮ, Ю ЛНФЕР АШРЭ, ЯКНФХКХЯЭ НАЕ ОПХВХМШ — ДНЯРНЪМХЕЛ ЦКЮЯМНЯРХ РЮЙ Х МЕ ЯРЮКН. мЮ ДНКЦХЕ ОНКРНПЮ ЦНДЮ ╚ъЙХ╩ ГЮЯРШКХ ОНД АПЕГЕМРНБШЛХ ВЕУКЮЛХ МЮ ЯРНЪМЙЮУ АЮГНБШУ ЮЩПНОНПРНБ. яЙЮГЮКХЯЭ Х КХВМШЕ МЕОПХЪГМЕММШЕ НРМНЬЕМХЪ, ЯКНФХБЬХЕЯЪ ЛЕФДС РНЦДЮЬМХЛ лХМХЯРПНЛ цю яяяп аСЦЮЕБШЛ Х ю.я.ъЙНБКЕБШЛ. оНБРНПМШИ ББНД ЯЮЛНКЕРЮ Б ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ ОПНЬЕК СФЕ РХУН, АЕГ ЬХПНЙНЦН НЯБЕЫЕМХЪ Б ОПЕЯЯЕ. оНФЮКСИ, Я РЕУ ОНП ЯЮЛНКЕР РЮЙ Х МЮУНДХРЯЪ МЕЛМНЦН Б РЕМХ. дКЪ ГЮБЕПЬЕМХЪ ЦПСЯРМНИ РЕЛШ ОПХДЕРЯЪ ЯЙЮГЮРЭ, ВРН Я РЕУ ОНП ОПНХГНЬКН ЕЫЕ ЯЕЛЭ РЪФЕКШУ КЕРМШУ ОПНХЯЬЕЯРБХИ Я ЯЮЛНКЕРЮЛХ ъЙ-42, НДМЮЙН БЯЕ НМХ АШКХ ЯБЪГЮМШ Я МЮБХЦЮЖХНММШЛХ Х ОХКНРЮФМШЛХ НЬХАЙЮЛХ ЩЙХОЮФЕИ, ЯЮЛ ЯЮЛНКЕР АНКЭЬЕ МЕ ОНДБНДХК МХ ПЮГС.

яКСВЮКХЯЭ Х ОПНХЯЬЕЯРБХЪ, ЙНРНПШЕ ХМЮВЕ, ЙЮЙ ЙСПЭЕГМШЛХ, МЕ МЮГНБЕЬЭ. рЮЙ, НДМЮФДШ, С ГЮЙЮМВХБЮЧЫЕЦН МЮАНП БШЯНРШ ъЙ-42 БМЕГЮОМН ОПНХГНЬЕК НРЙЮГ БЯЕУ РПЕУ ДБХЦЮРЕКЕИ. щЙХОЮФ ПЮГБЕПМСК ЛЮЬХМС Х ОНОШРЮКЯЪ ДНРЪМСРЭ ДН ЮЩПНОНПРЮ БШКЕРЮ Б ОКЮМХПНБЮМХХ Я БШЯНРШ 7000 ЛЕРПНБ. мЮ БШЯНРЕ 3000 ЛЕРПНБ СДЮКНЯЭ ГЮОСЯРХРЭ НДХМ ДБХЦЮРЕКЭ, МЮ 2000 ≈ ЕЫЕ ДБЮ. оНЯКЕ ОНЯЮДЙХ БШЪЯМХКНЯЭ, ВРН ЩЙХОЮФ МЕ ВХРЮК ЙЮПРС НАЪГЮРЕКЭМШУ ОПНБЕПНЙ, Х АНПРЛЕУЮМХЙ ГЮАШК БЙКЧВХРЭ ОНДЙЮВХБЮЧЫХЕ РНОКХБМШЕ МЮЯНЯШ. йНЦДЮ РНОКХБН ХГ РНОКХБМШУ ЮЙЙСЛСКЪРНПНБ БШПЮАНРЮКНЯЭ, ДБХЦЮРЕКХ НЯРЮМНБХКХЯЭ — НАПЮГНБЮБЬХЕЯЪ Б РНОКХБНОПНБНДЮУ ОПХ ОНМХФЕМХХ ДЮБКЕМХЪ ЦЮГНБНГДСЬМШЕ ОПНАЙХ ОПЕОЪРЯРБНБЮКХ МЮОНКМЕМХЧ РНОКХБМШУ ЮЙЙСЛСКЪРНПНБ ЯЮЛНРЕЙНЛ. й ЯВЮЯРЭЧ, ОПХВХМС НЯРЮМНБЙХ ДБХЦЮРЕКЕИ НАМЮПСФХКХ БНБПЕЛЪ. оПХ БГКЕРЕ ХГ ЮЩПНОНПРЮ бМСЙНБН ЩЙХОЮФ СЙПЮХМЯЙНЦН ъЙ-42 ДНКНФХК Н ОНФЮПЕ МЮ АНПРС Х МЕЛЕДКЕММНИ ОНЯЮДЙЕ. оНЯЮДЙС ЩЙХОЮФ ОПНХГБЕК МЮЯРНКЭЙН МЕЛЕДКЕММСЧ, ВРН Б ЯОЕЬЙЕ… ГЮАШК БШОСЯРХРЭ ЬЮЯЯХ. мЕЯЛНРПЪ МЮ ╚ОПНОНКГЮМХЕ╩ ОН АЕРНММНИ боо, НАНЬКНЯЭ АЕГ ЯЕПЭЕГМН ОНЯРПЮДЮБЬХУ. йЯРЮРХ, ЯПЮАЮРШБЮМХЕ ДЮРВХЙЮ ОНФЮПМНИ ЯХЦМЮКХГЮЖХХ НЙЮГЮКНЯЭ КНФМШЛ.

еЫЕ НДХМ ЯКСВЮИ, БЕЯЭЛЮ КЕЯРМН УЮПЮЙРЕПХГСЧЫХИ ЙНМЯРПСЙЖХЧ ъЙ-42, ОПНХГНЬЕК Б НДМНЛ ХГ ЙЮБЙЮГЯЙХУ ЮЩПНОНПРНБ. оПХ ГЮУНДЕ Б СЯКНБХЪУ ЯХКЭМНИ АНКРЮМЙХ Х АНЙНБНЦН БЕРПЮ, ЩЙХОЮФ ╚ОПНЛЮГЮК╩ Х Я НОНГДЮМХЕЛ МЮВЮК ЛЮМЕБП СУНДЮ МЮ БРНПНИ ЙПСЦ. оНЯЙНКЭЙС БЕРПНБШЕ СЯКНБХЪ МЕ ХГЛЕМХКХЯЭ, ЙНЛЮМДХП ОПХМЪК ПЕЬЕМХЕ НА СУНДЕ МЮ ГЮОЮЯМНИ ЮЩПНДПНЛ. йЮЙНБН ФЕ АШКН ХГСЛКЕМХЕ РЕУМХЙНБ, ДЮ Х ЯЮЛХУ КЕРВХЙНБ, ЙНЦДЮ ОНЯКЕ ОНЯЮДЙХ Б ЮЩПНОНПРС аЕЯКЮМ НМХ СБХДЕКХ… НРНЦМСРСЧ ББЕПУ Х ДЕТНПЛХПНБЮММСЧ ГЮЙНМЖНБЙС ЙПШКЮ! нЙЮГШБЮЕРЯЪ, ОПХ ПЮГБНПНРЕ Я ЯХКЭМШЛ ЙПЕМНЛ ЯЮЛНКЕР ГЮЖЕОХК ЙПШКНЛ ГЕЛКЧ…

тХПЛЮ ХЛ.ю.я.ъЙНБКЕБЮ ХЛЕКЮ ЙНКНЯЯЮКЭМШИ ЛМНЦНКЕРМХИ НОШР, МЮЙНОКЕММШИ ОПХ ЯНГДЮМХХ БНЕММШУ, ЯОНПРХБМШУ Х ЛЮКШУ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ, БЯЕЦДЮ НРКХВЮБЬХУЯЪ БШЯНЙНИ БЕЯНБНИ ЙСКЭРСПНИ. б МНБШУ СЯКНБХЪУ, ОПХ ЩТТЕЙРХБМНЛ ХЯОНКЭГНБЮМХХ ДНЯРХФЕМХИ ЯНБПЕЛЕММНИ ЮЩПНДХМЮЛХЙХ, ЛЕУЮМХЙХ, ЛЮРЕПХЮКНБЕДЕМХЪ ЩРХ БНГЛНФМНЯРХ МЮЛМНЦН ПЮЯЬХПХКХЯЭ. нЯНАНЕ БМХЛЮМХЕ Б ПЮГПЮАНРЙЕ ъЙ-42 АШКН СДЕКЕМН СЛЕМЭЬЕМХЧ БЕЯЮ Х СБЕКХВЕМХЧ ОПНВМНЯРХ ЙНМЯРПСЙЖХХ. рЮЙ, ДКЪ ЯМХФЕМХЪ БЕЯЮ ОКЮМЕПЮ (РПЕАНБЮМХЪ Й ГЮОЮЯС ОПНВМНЯРХ НЯРЮЧРЯЪ МЕГШАКЕЛШЛХ) ЙПШКН МНБНЦН ЯЮЛНКЕРЮ БШОНКМХКХ МЕПЮГЗЕЛМШЛ, ВРН ОНГБНКХКН ДНАХРЭЯЪ МЮХАНКЕЕ ПЮЖХНМЮКЭМНЦН ПЮЯОПЕДЕКЕМХЪ ЛЕРЮККЮ ОН БЯЕЛ ЯЕВЕМХЪЛ ПЮГЛЮУЮ ЙПШКЮ. йНКХВЕЯРБН ЛЕЯР, ЦДЕ БНГЛНФМШ ЙНППНГХХ ЛЕРЮККЮ Х РПЕЫХМШ, ДНБЕДЕМШ ДН ЛХМХЛСЛЮ. мЮ ЯЮЛНКЕРЕ ОПХЛЕМЕМШ МНБШЕ ОН ЙНМЯРПСЙЖХХ, ОПЕДЕКЭМН ОПНЯРШЕ, МЮДЕФМШЕ Х КЕЦЙХЕ ГЮЙПШКЙХ, ДЮЧЫХЕ ЦЮПЮМРХХ Б НАЕЯОЕВЕМХХ БШЯНЙХУ МЕЯСЫХУ ЯБНИЯРБ ЙПШКЮ.

еЫЕ НДМХЛ ОПХЛЕПНЛ СДЮВМНЦН ЙНМЯРПСЙРХБМНЦН ПЕЬЕМХЪ ЛНФЕР ОНЯКСФХРЭ ЙЮМЮК БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ ЯПЕДМЕЦН ДБХЦЮРЕКЪ, ЙНРНПШИ СЯРЮМНБКЕМ Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. щРНР БНГДСУНГЮАНПМХЙ ОПХ НАЫЕИ ДКХМЕ НЙНКН 7 Л Х ДХЮЛЕРПЕ 1300 ЛЛ, ХЛЕЧЫХИ ЯКНФМСЧ ХГНЦМСРСЧ ТНПЛС, БШОНКМЕМ Б БХДЕ ЛНМНКХРМНИ ДЕРЮКХ. йНМЯРПСЙРХБМН НМ ОПЕДЯРЮБКЪЕР ЯНАНИ РПСАС ЯН ЯРЕМЙЮЛХ ХГ РПЕУЯКНИМНЦН ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙЮ, МЮЛНРЮММНЛ МЮ ЯОЕЖХЮКЭМНЛ ЯРЮМЙЕ. бЕЯ РЮЙНЦН БНГДСУНГЮАНПМХЙЮ ОН ЯПЮБМЕМХЧ Я ДПСЦХЛХ, ОНДНАМШЛХ, СДЮКНЯЭ ЯМХГХРЭ ОПХЛЕПМН МЮ 70 ЙЦ, СБЕКХВХБ ОПХ ЩРНЛ ЕЦН ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШИ ЯПНЙ ЯКСФАШ. ю РЕУМНКНЦХЪ ХГЦНРНБКЕМХЪ ЕЦН ОПХ ЩРНЛ МЮЛМНЦН СОПНЯРХКЮЯЭ. б ПЕГСКЭРЮРЕ ОНХЯЙНБ ТХПЛЕ СДЮКНЯЭ МЮИРХ МЮХАНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМШЕ ОПНХГБНДЯРБЕММШЕ ОПХЕЛШ, ОНГБНКХБЬХЕ НОРХЛЮКЭМН ПЮГПЕЬХРЭ ХГБЕЯРМШЕ ОПНРХБНПЕВХБШЕ РПЕАНБЮМХЪ Й БЕЯС, ОПНВМНЯРХ ЯЮЛНКЕРЮ Х ЕЦН ДНКЦНБЕВМНЯРХ.

мЮ ЩЙЯОНПРМШУ ЛЮЬХМЮУ ъЙ-42 БОЕПБШЕ Б ОПЮЙРХЙЕ НРЕВЕЯРБЕММНЦН ЯЮЛНКЕРНЯРПНЕМХЪ МЮ ОЮЯЯЮФХПЯЙНЛ ЯЮЛНКЕРЕ ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКЮЯЭ БЯЕЦН КХЬЭ ДБСУЛЕЯРМЮЪ ЙЮАХМЮ ОХКНРНБ. щРНР БЮПХЮМР ОНЪБХКЯЪ Б ПЕГСКЭРЮРЕ ЛМНЦНЙПЮРМНИ ОПНБЕПЙХ МЮ ЯРЕМДЮУ ПЮГКХВМШУ ЙНЛОНМНБНЙ ОПХАНПМШУ ДНЯНЙ ЫХРЙНБ Х ОСКЭРНБ, НОРХЛЮКЭМШУ Я РНВЙХ ГПЕМХЪ МЮХАНКЭЬЕИ ПЮЖХНМЮКЭМНЯРХ ПЮГЛЕЫЕМХЪ НПЦЮМНБ СОПЮБКЕМХЪ, МЮХАНКЕЕ СДЮВМНЦН ЯНВЕРЮМХЪ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХУ СЯРПНИЯРБ Х ПСВМНЦН СОПЮБКЕМХЪ. б ХРНЦЕ АШК БШАПЮМ ЯЮЛШИ ЩТТЕЙРХБМШИ БЮПХЮМР, ЙНЦДЮ ЛНФМН АШКН НАНИРХЯЭ АЕГ ЬРСПЛЮМЮ Х АНПРХМФЕМЕПЮ. нДМЮЙН БШЯНЙЮЪ ЩТТЕЙРХБМНЯРЭ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ОЮЯЯЮФХПЯЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ ГЮБХЯХР МЕ РНКЭЙН НР КЕРВХЙНБ, МН Х БЯЕУ МЮГЕЛМШУ ЯКСФА — ДХЯОЕРВЕПНБ, ПЕЛНМРМХЙНБ, ОНЦПСГВХЙНБ. цКЮБМНИ ГЮДЮВЕИ ПЮГПЮАНРВХЙНБ АШКН НАКЕЦВХРЭ ХУ РПСД ДН ЛХМХЛЮКЭМНЦН НАЗЕЛЮ. пЮГПЮАЮРШБЮЪ ЯЮЛНКЕР, ЙНМЯРПСЙРНПЯЙХИ ЙНККЕЙРХБ, БНГЦКЮБКЪЕЛШИ ю.я.ъЙНБКЕБШЛ, ЯРПЕЛХКЯЪ ОН БНГЛНФМНЯРХ СЛЕМЭЬХРЭ НАЗЕЛ ПЮАНР ОН ПЕЛНМРС Х НАЯКСФХБЮМХЧ ЛЮЬХМШ, ЯНЙПЮРХРЭ МЕОПНХГБНДХРЕКЭМШЕ ОПНЯРНХ ъЙ-42 МЮ ГЕЛКЕ. рЮЙ АШКЮ ОПЕДСЯЛНРПЕМЮ ОНЦПСГЙЮ АЮЦЮФЮ ОЮЯЯЮФХПНБ Х ПЮГКХВМШУ ЦПСГНБ Б ЯРЮМДЮПРМШУ ЙНМРЕИМЕПЮУ Х АЕГ МХУ.

аНПРНБНИ РПЮО, ОПХЛЕМЕММШИ МЮ ЯЮЛНКЕРЕ, ЯДЕКЮКХ МЕМСФМШЛХ МЮГЕЛМШЕ РПЮОШ, ЙНРНПШЕ ЙЯРЮРХ, МЮ ЮЩПНДПНЛЮУ 3-ЦН ЙКЮЯЯЮ Х МЕ ОПЕДСЯЛНРПЕМШ ОН ЬРЮРС. ю БЕДЭ Б ЩРНЛ «ОСЯРЪВЙЕ» — ГМЮВХРЕКЭМНЕ СБЕКХВЕМХЕ ЮБРНМНЛМНЯРХ ЛЮЬХМШ. аНКЭЬСЧ ЩЙНМНЛХЧ ДЮК Х ОЕПЕУНД РЕУМХВЕЯЙНЦН НАЯКСФХБЮМХЪ ъЙ-42р МЮ ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ ЯЮЛНКЕРЮ «ОН РЕУМХВЕЯЙНЛС ЯНЯРНЪМХЧ». щРЮ МЮХАНКЕЕ ПЮЖХНМЮКЭМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ ОНЯРЕОЕММН ББНДХКЮЯЭ БН БЯЕ ОНДПЮГДЕКЕМХЪ цбт. нВЕМЭ БЮФМН ЕЫЕ Х РН, ВРН ОН ЯПЮБМЕМХЧ ЯН ЯБНХЛХ ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙЮЛХ юМ-24,ъЙ-40 Х рС-134, ъЙ-42 ПЮЯУНДНБЮК ГМЮВХРЕКЭМН ЛЕМЭЬЕ РНОКХБЮ МЮ НДХМ ОЮЯЯЮФХПН-ЙХКНЛЕРП, ВРН БЕКН Й ЯСЫЕЯРБЕММНЛС ЯМХФЕМХЧ ЯЕАЕЯРНХЛНЯРХ ОЕПЕБНГНЙ. х ГДЕЯЭ, Б ОЕПБСЧ НВЕПЕДЭ, ЯКЕДСЕР ЯЙЮГЮРЭ Н ГЮЛЕВЮРЕКЭМШУ рпд ЙНМЯРПСЙЖХХ бКЮДХЛХПЮ кНЙРЮПЕБЮ д-36, ЯОПНЕЙРХПНБЮММНЛ Б нйа ю.хБВЕМЙН Б гЮОНПНФЭЕ.

оЕПБШЛ НЯНАШЛ ОПХГМЮЙНЛ д-36 ЯКЕДСЕР МЮГБЮРЭ БШЯНЙСЧ ЯРЕОЕМЭ ДБСУЙНМРСПМНЯРХ — 5,4 (С ДПСЦХУ ОНДНАМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ — КХЬЭ 2). йПНЛЕ ЩРНЦН, ДБХЦЮРЕКХ НРКХВЮЧРЯЪ МЮДЕФМНЯРЭЧ, АНКЭЬХЛ ПЕЯСПЯНЛ Х НВЕМЭ БШЯНЙНИ ЩЙНМНЛХВМНЯРЭЧ — 0,65ЙЦ/В МЮ БГКЕРМНЛ ПЕФХЛЕ Х 0,35ЙЛ/В — МЮ ЙПЕИЯЕПЯЙНЛ ГМЮВХРЕКЭМН ЯМХФЕМ ЬСЛ ДБХЦЮРЕКЪ. «рХУХЛ» ЯДЕКЮРЭ ъЙ-42 СДЮКНЯЭ ЕЫЕ Х АКЮЦНДЮПЪ БМСРПЕММЕЛС НЯНАНЛС ЬСЛНОНЦКНЫЮЧЫЕЛС СЯРПНИЯРБС МЮ ЛНРНЦНМДНКЮУ — ЛМНЦНЯКНИМШУ ОЕПТНПХПНБЮММШУ БЯРЮБНЙ, ЯДЕКЮММШУ ХГ ЛЕРЮККЮ Х ЯРЕЙКНОКЮЯРХЙЮ. оН СПНБМЧ ЬСЛЮ д-36 НРБЕВЮЕР ЯЮЛШЛ ФЕЯРЙХЛ РПЕАНБЮМХЪЛ ЛЕФДСМЮПНДМШУ ЯРЮМДЮПРНБ. мН Х ЩРНЦН ЛЮКН: ДБХЦЮРЕКХ ЩРХ ОНВРХ АЕГДШЛМШ. щЙНМНЛХВЕЯЙХИ ЙПХГХЯ ЯХКЭМН СДЮПХК ОН ЯЮЛНКЕРМНЛС ОЮПЙС ЮБХЮЙНЛОЮМХИ. мЕ НАНЬЕК НМ ЯРНПНМНИ Х ъЙ-42.

лМНЦХЕ ЛЮЬХМШ БЯРЮКХ МЮ ОПХЙНК: ГЮЙНМВХКЯЪ ПЕЯСПЯ ДБХЦЮРЕКЕИ, ЮЦПЕЦЮРНБ, МЕР РНОКХБЮ… х РЕЛ МЕ ЛЕМЕЕ ЕЯРЭ ОНДБХФЙХ Б КСВЬСЧ ЯРНПНМС. юБХЮЙНЛОЮМХЪ «аШЙНБН-юБХЮ», МЮОПХЛЕП, МЮ ЯЕЦНДМЪЬМХИ ДЕМЭ ПЮЯОНКЮЦЮЕР НДХММЮДЖЮРЭЧ АНПРЮЛХ ъЙ-42. н РНЛ, ЙЮЙЮЪ ЯРЮБЙЮ ЯДЕКЮМЮ МЮ ЩРХ ЯЮЛНКЕРШ, ПЮЯЯЙЮГЮК ЦЕМЕПЮКЭМШИ ДХПЕЙРНП ЮБХЮЙНЛОЮМХХ юКЕЙЯЮМДП ьЮЬЙНБ. бЯЕ СЯХКХЪ ПСЙНБНДЯРБЮ нюн Б АКХФЮИЬЕЕ БПЕЛЪ АСДСР МЮОПЮБКЕМШ МЮ БНГНАМНБКЕМХЕ Х ПЮЯЬХПЕМХЕ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ОЕПЕБНГНЙ ЯЮЛНКЕРЮЛХ ъЙ-42 МЮ БМСРПЕММХУ ПЕИЯЮУ Б ПЮДХСЯЕ 2500 ЙЛ. яЕИВЮЯ ФЕ ъЙ-42 ХГ аШЙНБН КЕРЮЧР КХЬЭ Б юМЮОС Х лЮЦМХРНЦНПЯЙ.

оХКНРЮФМН-МЮБХЦЮЖХНММНЕ НАНПСДНБЮМХЕ ъЙ-42 ЯНЯРНЪКН ХГ МЮБХЦЮЖХНММНЦН ЙНЛОКЕЙЯЮ ╚нКЭУЮ-1╩ (ЯУНДМНЦН Я ПЮГПЮАНРЮММШЛ Б РН ФЕ БПЕЛЪ ДКЪ хК-86 ЙНЛОКЕЙЯНЛ ╚оХФЛЮ╩), ЙНЛОКЕЙЯЮ БШЯНРМН-ЯЙНПНЯРМШУ ОЮПЮЛЕРПНБ бяо-1-6, пяам ╚бЕЕП-л╩, ДБСУ ЮБРНЛЮРХВЕЯЙХУ ПЮДХНЙНЛОЮЯНБ, ЯХЯРЕЛШ ХМЯРПСЛЕМРЮКЭМНИ ОНЯЮДЙХ ╚йспя ло-70╩, ОНГБНКЪЧЫЕИ ЯНБЕПЬЮРЭ ОНЯЮДЙС ОН НРЕВЕЯРБЕММШЛ ЙСПЯН-ЦКХЯЯЮДМШЛ ЯХЯРЕЛЮЛ яо Х ЮМЮКНЦХВМШЛ ГЮПСАЕФМШЛ ЯХЯРЕЛЮЛ ILS, Ю РЮЙФЕ ОНКЕР Б ЮБРНЛЮРХВЕЯЙНЛ ПЕФХЛЕ ОН ЯХЦМЮКЮЛ ЛЮЪЙНБ VOR, ДНОКЕПНБЯЙНЦН ХГЛЕПХРЕКЪ ЯЙНПНЯРХ Х СЦКЮ ЯМНЯЮ дхяя-016 Х ЛЕРЕНПНКНЦХВЕЯЙНИ пкя ╚цПНГЮ-42╩. бЛЕЯРЕ Я АНПРНБНИ ЯХЯРЕЛНИ СОПЮБКЕМХЪ яюс-42, ЩРНР ЙНЛОКЕЙЯ ОНГБНКЪК ЯНБЕПЬЮРЭ ОНЯЮДЙС ОН II ЙЮРЕЦНПХХ ICAO. оНЯЙНКЭЙС Б яяяп РНЦДЮ ЕЫЕ МЕ АШКН МХ НДМНЦН ЮЩПНДПНЛЮ, ОПХЦНДМНЦН ДКЪ ОПХЕЛЮ ЯЮЛНКЕРНБ ОН ЙЮРЕЦНПХХ ICAO III ю, БЯЕ ЩРН НАНПСДНБЮМХЕ АШКН БОНКМЕ ЯНБПЕЛЕММШЛ Х ДНЯРЮРНВМШЛ. яХКНБЮЪ СЯРЮМНБЙЮ ЯЮЛНКЕРЮ ЯНЯРНЪКЮ ХГ РПЕУ РСПАНБЕМРХКЪРНПМШУ РПЕУБЮКЭМШУ ДБХЦЮРЕКЕИ д-36 б.ю.кНРЮПЕБЮ РЪЦНИ ОН 6500 ЙЦЯ Х БЯОНЛНЦЮРЕКЭМНИ ЯХКНБНИ СЯРЮМНБЙХ рю-6б, НАЕЯОЕВХБЮЧЫЕИ ЮБРНМНЛМШИ БНГДСЬМШИ ГЮОСЯЙ ДБХЦЮРЕКЕИ, ОПНЦПЕБ Х БЕМРХКЪЖХЧ ЯЮКНМЮ Х ЙЮАХМШ МЮ ГЕЛКЕ, ОНДЮВС МЮ АНПР ЩКЕЙРПНЩМЕПЦХХ Х ПЮАНРС ЦХДПНМЮЯНЯМНИ ЯРЮМЖХХ Б ЯКСВЮЕ НРЙЮГЮ ДБХЦЮРЕКЪ Б ОНКЕРЕ. яЮЛЮЪ БШЯНЙЮЪ ЯПЕДХ НРЕВЕЯРБЕММШУ ОЮЯЯЮФХПЯЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ РЪЦНБННПСФЕММНЯРЭ — 0,36, ДЕКЮКЮ БГКЕР Я ЙНПНРЙХУ (НР 2000 Л) ОНКНЯ АЕГНОЮЯМШЛ ОПХ НРЙЮГЕ НДМНЦН ДБХЦЮРЕКЪ МЮ КЧАНЛ ЩРЮОЕ БГКЕРЮ. аКЮЦНДЮПЪ ЩРХЛ ДБХЦЮРЕКЪЛ, ъЙ-42 ДЮФЕ СЯРЮМНБХК ПЪД ЛХПНБШУ ПЕЙНПДНБ Б ЯБНЕЛ ЙКЮЯЯЕ (6 ХГ 8 — ОН ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРХ). оПЮБДЮ, ЯЕПЭЕГМШЛ МЕДНЯРЮРЙНЛ ДБХЦЮРЕКЕИ д-36 АШКН НРЯСРЯРБХЕ ПЕБЕПЯХБМНЦН СЯРПНИЯРБЮ, Ю ЯНГДЮМХЕ БМЕЬМЕЦН ПЕБЕПЯЮ, ЙЮЙ С РНЦН ФЕ ъЙ-40, ДЮБЮКН АНКЭЬНИ ОПНХЦПШЬ ОН МЮДЕФМНЯРХ Х БЕЯНБШЛ ОЮПЮЛЕРПЮЛ, ОНЩРНЛС ДКЪ РНПЛНФЕМХЪ ╚ЯНПНЙ БРНПНЛС╩ НЯРЮБХКХ РНКЭЙН ЯОНИКЕПШ Х РНПЛНГЮ ЙНКЕЯ.

мЮ ДЮММШИ ЛНЛЕМР БЯЕЦН ВЕРШПЕ ъЙ-42 ХГ НДХММЮДЖЮРХ ЦНРНБШ Й ПЕЦСКЪПМНИ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ. нДМЮЙН СФЕ Б ЩРНЛ ЦНДС БЯЕ БНГДСЬМШЕ ЯСДЮ АСДСР НРПЕЛНМРХПНБЮМШ, НАНПСДНБЮМШ ЯЮКНМЮЛХ АХГМЕЯ-ЙКЮЯЯЮ Х ОНЯРЮБКЕМШ МЮ ПЕЦСКЪПМШЕ КХМХХ. аШЙНБЖШ РБЕПДН СБЕПЕМШ Б ОЕПЯОЕЙРХБМНЯРХ ЩЙЯОКСЮРЮЖХХ ъЙ-42, ЙНРНПШИ, ОН ХУ ЛМЕМХЧ, ЕЫЕ ЛНФЕР ДЮФЕ ДЮРЭ ТНПС «аНХМЦС-737-200». яЕЦНДМЪ ЯРЕПФМЕБНИ ЦПЮФДЮМЯЙНИ ОПНЦПЮЛЛНИ нйа ЪБКЪЕРЯЪ ОЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮЛНКЕР ъЙ-42 Х ЕЦН ЛНДХТХЙЮЖХХ. я 1991-ЦН ПСЙНБНДЯРБН ПЮАНРЮЛХ ОН ъЙ-40 Х ъЙ-42 НЯСЫЕЯРБКЪЕР ЦКЮБМШИ ЙНМЯРПСЙРНП юКЕЙЯЕИ цЮИПЮРНБХВ пЮУХЛАЮЕБ. б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ ъЙ-42 Х ъЙ-42д Б ГЮБХЯХЛНЯРХ НР РПЕАНБЮМХИ ЩЙЯОКСЮРЮМРНБ НАНПСДСЧРЯЪ ОЮЯЯЮФХПЯЙХЛХ ЯЮКНМЮЛХ ДКЪ ОЕПЕБНГЙХ НР 39 ДН 120 ОЮЯЯЮФХПНБ, БЙКЧВЮЪ ЯЮКНМ ЯЮЛНЦН БШЯНЙНЦН ЙКЮЯЯЮ Я ПЮГКХВМШЛХ БЮПХЮМРЮЛХ АСТЕРМН-ЙСУНММНЦН НАНПСДНБЮМХЪ Я БНГЛНФМНЯРЭЧ НАЕЯОЕВЕМХЪ ЦНПЪВХЛ ОХРЮМХЕЛ.
лНДХТХЙЮЖХХ :

ъЙ-42ОЕПБЮЪ ЯЕПХИМЮЪ ЛНДХТХЙЮЖХЪ.
ъЙ-42дЛНДХТХЙЮЖХЪ Я СБЕКХВЕММШЛ ГЮОЮЯНЛ РНОКХБЮ.
ъЙ-42е-кк ХЯОШРЮРЕКЭМШИ ЯРЕМД ДКЪ ДБХЦЮРЕКЕИ, ДЕЛНМЯРПХПНБЮКЯЪ Б 1991Ц. МЮ оЮПХФЯЙНЛ ЮБХЮЯЮКНМЕ, НЯМЮЫЕММШИ БХМРНБЕМРХКЪРНПМШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ глйа оПНЦПЕЯЯ д-236 ОН ОПЮБНЛС АНПРС.
ъЙ-42т ЛНДХТХЙЮЖХЪ ДКЪ ЮЩПНТНРНЯЗЕЛЙХ, НЯМЮЫЕМ ДБСЛЪ АНКЭЬХЛХ ОНДЙПШКЭЕБШЛХ ЙНМРЕИМЕПЮЛХ, Б ЙНРНПШУ, НВЕБХДМН, ПЮГЛЕЫЮЧРЯЪ ЩКЕЙРПННОРХВЕЯЙХЕ ДЮРВХЙХ.
ъЙ-42лЛНДЕПМХГХПНБЮММЮЪ БЕПЯХЪ ъЙ-42д.
ъЙ-142
(
ъЙ-42ю
)
БЮПХЮМР ЯЮЛНКЕРЮ ъЙ-42д Я АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ, ОНБШЬЕММШЛ ЙНЛТНПРНЛ Х ЛЕМЭЬХЛ СПНБМЕЛ ЬСЛЮ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪъЙ-42
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л34.88
дКХМЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л36.38
бШЯНРЮ ЯЮЛНКЕРЮ,Л9.83
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ,Л2150.0
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ28960
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ53500
бМСРПЕММЕЕ РНОКХБН, ЙЦ18500
рХО ДБХЦЮРЕКЪ3 рпдд оПНЦПЕЯЯ (кНРЮПЕБ) д-36
рЪЦЮ, Йм3 У 63.74
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В810
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ3900
дЮКЭМНЯРЭ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ1300-2300
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л9600
щЙХОЮФ, ВЕК2-3
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ:120 ОЮЯЯЮФХПНБ ХКХ 12800 ЙЦ ЦПСГЮ
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
вЕПРЕФ «ъЙНБКЕБ ъЙ-42» йМХЦЮ «гЮДНПНФМНБЮ а. «пЮДХННАНПСДНБЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ ъЙ-42 Х ЕЦН КЕРМЮЪ ЩЙЯОКСЮРЮЖХЪ» тНРНЦПЮТХХ:ъЙ-42 ╘ CPH Aviation
ъЙ-42 ╘ Gary Watt — AirteamImages
ъЙ-42 ╘ yuxiaobin
ъЙ-42 ╘ Oliver Brunke
оЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮКНМ
оПХАНПМЮЪ ОЮМЕКЭ

яУЕЛШ:

ъЙ-42

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

ъЙ-42 юЩПНТКНРЮ, 1982 ЦНД
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
йПШКЭЪ пНДХМШ. чПХИ яЕПЦЕЕБ. юЩПНАСЯ ДКЪ ЛЕЯРМШУ КХМХИ йПШКЭЪ пНДХМШ. еБЦЕМХИ юДКЕП. йЮЙ ЯНГДЮБЮКЯЪ ъЙ-42 л-уНААХ. дЛХРПХИ йНКЕЯМХЙ. яЮЛШИ МЕБЕГСВХИ йПШКЭЪ пНДХМШ. я. ъЙНБКЕБ. аКХФМЕЛЮЦХЯРПЮКЭМШИ, ЯЙНПНЯРМНИ: ъЙ-42 НЯБЮХБЮЕР МНБШЕ БНГДСЬМШЕ КХМХХ бХЙРНП аЕКЪЕБ. оЮЯЯЮФХПЯЙХЕ ЯЮЛНКЕРШ ЛХПЮ рЕУМХЙЮ — ЛНКНДЕФХ. я.ъЙНБКЕБ «яОПХМРЕП» МЮ ЯПЕДМЕИ ДХЯРЮМЖХХ юБХЮЖХНММШИ ЯОПЮБНВМХЙ МЮ Avia.ru. ъЙ — 42 оЮЯЯЮФХПЯЙХИ ЯЮЛНКЕР ДКЪ ЮБХЮКХМХИ ЛЮКНИ ОПНРЪФЕММНЯРХ

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004

Кабина Як-42

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Оборудование

Як-40 оснащается современным комплектом радиоэлектронного навигационного и пилотажного оборудования. Оно позволяет лайнеру проводить полеты днем и ночью, даже в условиях плохой погоды. Як-40 оборудован автопилотом АП-40, курсовой системой ГМК-1Г, ом АГБ-3К, магнитным компасом КИ-13, двумя автоматическими радиокомпасами АРК-9, курсоглиссадной системой посадки СП-50, радиовысотомером малых высот РВ-ЗМ. Радиосвязное оборудование представлено командными радиостанциями «Перо-11» (Р-860-11) или радиостанциями «Балкан-5» и «Ландыш-5». На Як-40 присутствует эффективная воздушно-тепловая противообледенительная система.

В систему безопасности входит радиометеолокатор «Гроза», способный обнаруживать грозовые фронты по маршрутному курсу.

Самолет имеет ресурс 30 тыс. летных часов и срок эксплуатации – 25 лет.

Крыло самолёта большого удлинения, прямое, состоит из двух основных консолей. Каждая консоль имеет по три секции выдвижных посадочно-взлётных закрылков и две секции элеронов. Каждый продольный набор каркаса консоли и консоль лонжеронной конструкции крыла состоит из шести пар стрингеров, одного лонжерона, двоих продольных стенок. Поперечный набор состоит из тридцати четырех нервюр. Обшивка конструкции сделана из дюралюминиевых листов. В крыле выполнены вырезы под нишу, где размещаются в убранном положении колесо главной опоры шасси и амортизационная стойка. При этом шасси снабжено колесами большого диаметра и мягкой амортизацией, что уменьшает на поверхность взлетной полосы удельное давление и дает возможность использовать самолёт на сельских аэродромах.

На каждой консоли крыла располагаются три секции закрылков. Все секции похожи по конструкции. Каждая часть состоит из обшивки и каркаса. Каркас образован стрингерами, лонжероном, набором поперечных профиле и нервюр.

Продольные стенки состоят из швеллерной балки, которая состоит из стенки, подкреплённой стойками, нижнего и верхнего поясов. Стрингеры сделаны из алюминиевых прессованных профилей сечения тавр.

Примечания

  1. ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 5 марта 2009.
  2. Брит. сленг, букв. — одежда
    ,
    шмотки
    ,
    хлам
    ; на военном сленге —
    обмундирование
    .
  3. (недоступная ссылка). Дата обращения 6 августа 2008.
  4. Як-42. Руководство по технической эксплуатации. Раздел 027.
  5. Самолёт Ан-124. Руководство по технической эксплуатации. Раздел 027.
  6. . Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

    . Дата обращения 23 августа 2022.

  7. . FlightGlobal

    .

  8. The Military Balnce 2016,p.244
  9. Harro Ranter.

    . aviation-safety.net. Дата обращения 15 марта 2022.

  10. Harro Ranter.

    . aviation-safety.net. Дата обращения 15 марта 2022.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]