Классификация
Мины, устанавливаемые в водах, подразделялись по способу установки, по срабатыванию взрывателя, по кратности, по способу управления, по избирательности.
По способу установки бывают якорные, донные, плавуче-дрейфующие на определенной глубине, самонаводящиеся торпедного типа, всплывающие.
По способу срабатывания взрывателя боеприпасы делятся на контактные, электролитно-ударные, антенно-контактные, неконтактные акустические, неконтрактные магнитные, неконтактные гидродинамические, неконтактные индукционные и комбинированные.
В зависимости от кратности, мины бывают многократными или же некратными, то есть детонатор срабатывает после однократного воздействия на неё или же установленного количества раз.
По управляемости боеприпасы делятся на управляемые или неуправляемые.
Основными установщиками морских минных полей служат катера и надводные корабли. Но часто минные ловушки расставляют подводные лодки. В срочных и исключительных случаях минные заграждения делает и авиация.
МДМ-3 мод.1
Основные характеристики | Значения |
Калибр (диаметр), мм | 450 |
Длина, мм | 1525, 1580* |
Масса, кг | 590 (c тележкой), 525* |
Масса ВВ в тротиловом эквиваленте, кг | 300 |
Глубина места постановки (min), м | 8 |
Глубина места постановки (max), м | 30 |
Максимальная скорость носителей при установке: — НК, уз. — ЛА, км/ч | 15 1000 |
Срок боевой службы на позиции, лет, не менее | 1 |
Срок эксплуатации, лет, не менее | 10 |
* — авиационный вариант
Первые подтвержденные сведения о противосудовых минах
В разное время в приморских странах, ведущих те или иные боевые действия, были изобретены первые простейшие средства противокорабельной борьбы. Первые летописные упоминания о морских минах встречаются в архивах Китая за четырнадцатый век. Это был простой просмоленный деревянный ящик со взрывчатым веществом и фитилем замедленного горения. Мины запускались по течению воды навстречу японским кораблям.
Считается, что первую морскую мину, эффективно разрушающую корпус военного корабля, сконструировал в 1777 году американец Бушнель. Это были начиненные порохом бочки со взрывателями ударного действия. Одна такая мина наткнулась на судно англичан у Филадельфии и полностью уничтожила его.
Первые российские разработки
Непосредственное участие в усовершенствовании существующих образцов морских мин приняли инженеры, подданные Российской империи, П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Первый изобрел электрические взрыватели для них, а второй разработал собственно мины новой конструкции и специальные якоря к ним.
Первая донная российская мина на основе пороха была испытана в районе Кронштадта в 1807 г. Её разработал учитель кадетской школы И. И. Фитцум. Ну а П. Шиллинг в 1812 году впервые в мире испытал мины с неконтактным электрическим взрывателем. Мины приводились в действие посредством электричества, подаваемого к детонатору изолированным кабелем, который прокладывали по дну водоема.
Во время войны 1854-1855 годов, когда Россия отражала агрессию Англии, Франции и Турции, более тысячи мин Бориса Семеновича Якоби были применены для заграждения Финского залива от английского флота. После подрыва на них нескольких боевых кораблей англичане прекратили попытку штурма Кронштадта.
Надо резать красный провод
Фрагмент фильма «Бойцовский клуб»
Обычно в популярной культуре процесс обезвреживания мины или бомбы выглядит так. Сапёр осторожно ковыряется в её внутренностях, пока остальные взволнованно переминаются с ноги на ногу. Затем профессионал наконец добирается до запрятанных в недрах взрывного устройства проводков. Он перерезает красный, и устройство деактивируется.
Если это решение покажется вам слишком очевидным, помните: противник знал, что вы так подумаете. Поэтому не трогайте синий провод. Режьте красный!
В реальности же не существует П. Ф. Бубнов, И. П. Сухов. Средства инициирования. Краткий курс никаких официальных регламентов, как и какие элементы во взрывных устройствах маркировать. Нормальные мины никакими цветными проводами, головоломками и тем более циферблатами, ведущими отсчёт до взрыва, не снабжаются. Вместо всего этого добра там обычный механический или химический детонатор. Задача конструкторов — затруднить обезвреживание снаряда, а не испытать навыки сапёра.
На рубеже веков
К концу XIX века мина морская стала уже надёжным устройством для разрушения бронированных корпусов боевых кораблей. И многие государства приступили к их производству в промышленных масштабах. Первая массовая установка минных заграждений была произведена в Китае в 1900 году на реке Хайфэ, во время Ихэтуаньского восстания, более известного как «боксёрское».
Первая минная война между государствами произошла тоже на морях Дальневосточного региона в 1904-1905 годах. Тогда Россия и Япония массово ставили минные заграждения на стратегически важных морских коммуникациях.
Варианты поставки мины МДМ-1 мод.1:
- боевая;
- учебно-тренировочная для обучения личного состава особенностям постановки;
- учебно-действующая или учебно-разрезная для изучения устройства изделия.
Якорная мина
Наибольшее распространение на Дальневосточном театре боевых действий получила морская мина с якорным фиксатором. Она удерживалась в подводном состоянии минрепом, закрепленным к якорю. Регулировка глубины погружения первоначально производилась вручную.
В этом же году лейтенант Российского военного флота Николай Азаров по заданию адмирала Макарова С. О. разработал конструкцию для автоматического погружения морской мины на заданную глубину. К боеприпасу приладил лебедку со стопором. Когда тяжелый якорь достигал дна, ослабевало натяжение троса (минрепа) и срабатывал стопор на лебедке.
Дальневосточный опыт минной войны был перенят европейскими государствами и широко применен во время Первой мировой войны. Наибольших успехов в этом деле достигла Германия. Немецкие морские мины закрыли Российский императорский флот в Финском заливе. Прорыв этой блокады стоил Балтийскому флоту больших потерь. Но и военные моряки Антанты, особенно Великобритании, постоянно ставили минные засады, закрывая выходы немецким судам из Северного моря.
Морские мины второй мировой войны
Минные заграждения в период ВОВ оказались очень эффективными и поэтому весьма популярными средствами поражения морской техники противника. На морских просторах было установлено более миллиона мин. За годы войны на них подорвалось и затонуло более восьми тысяч кораблей и транспортных судов. Тысячи судов получили различные повреждения.
Устанавливались мины морские разными способами: одиночная мина, минные банки, минные линии, минная полоса. Первые три способа минирования производились надводными судами и субмаринами. А самолеты использовались только для создания минной полосы. Сочетание отдельных мин, банок, линий и минных полос создает район минного поля.
Фашистская Германия основательно подготовилась к ведению войны на морях. В арсеналах военно-морских баз хранились мины разных модификаций и моделей. И первенство в конструировании и производстве революционных видов детонаторов морских мин было у инженеров Германии. Они разработали взрыватель, который срабатывал не от контакта с кораблем, а от колебания магнитуды Земли около стального корпуса судна. Ими немцы усеяли все подходы к берегам Англии.
Чудо-оружие немецкого флота
С началом боевых действий на море во время Второй мировой войны военно-морской флот Германии подготовил для своих противников несколько неприятных сюрпризов. Одним из них были донные неконтактные торпедомины, которые подводные лодки ставили у побережья Великобритании. Отныне торговые суда и военные корабли ожидала смерть, затаившаяся на дне у портов и военных баз. Первые же минные постановки принесли плоды. Самой результативной постановкой стало заграждение у Орфорда на юго-восточном побережье Англии, выставленное немецкой подлодкой U 13 спустя несколько часов после того, как Великобритания объявила Германии войну. На какое-то время противники кригсмарине оказались бессильными в борьбе с их магнитными минами.
Появление чудо-оружия
Перед началом войны кригсмарине обладали весьма эффективным минным вооружением. По мнению флотских специалистов, противник какое-то время должен был оставаться беспомощным перед немецкими минами. Именно поэтому минные постановки следовало осуществлять сразу в больших масштабах — до того, как враг научится справляться с ними. Донные неконтактные мины подводная лодка могла выставлять через торпедные аппараты, не используя для этого специальное оборудование. Германский флот приобрёл такой опыт ещё в Первую мировую войну, получив в 1917 году на вооружение специальную «ТЕКА-Мину» (Torpedokalibermine
), ставшую прообразом торпедомин кригсмарине.
Загрузка торпедомины в отсеки U 561. Средиземное море, 1942 год. ww2aircraft.net
Потребность в таком оружии возникла у кайзерлихмарине после того, как ведомство столкнулось с проблемой постановки минных полей в районах, недоступных для подводных минных заградителей. Эти подлодки не обладали достаточной автономностью, чтобы ставить мины у дальних портов. Поэтому возникла идея создать мину для больших подводных крейсеров без оборудования в них минных шахт, как у лодок специальной постройки.
«ТЕКА-Мина» представляла собой цилиндр длиной 2 м и калибром 50 см. Подлодка могла выставлять её через торпедный аппарат. Однако в то время ещё не были доступны технологии, позволявшие сделать мину донной и неконтактной. Поэтому «ТЕКА-Мина» была анкерной, то есть крепилась тросом к якорю, лежащему на дне.
Благодаря созданию такого чудо-оружия германские подводные крейсера в 1918 году начали минировать африканские и американские порты. Первая постановка торпедомин произошла у Дакара в апреле того же года, а их крупнейшим успехом стала гибель броненосного крейсера ВМС США «Сан Диего». Подлодка U 156 капитан-лейтенанта Рихарда Фельда в середине июля установила у Нью-Йорка 14 мин этого типа. Считается, что они могли стать причиной гибели крейсера, подорвавшегося и затонувшего 19 июля 1918 года.
Версальский мир запретил германским военно-морским силам иметь подлодки в любом виде. Однако моряки продолжили разработку минного оружия для них. Особенно заинтересовала флот возможность создания донных мин с неконтактным магнитным взрывателем. Такая идея возникла ещё в годы Первой мировой, но к её реализации приступили только после окончания войны.
Флот обратился за помощью к профессору Бестельмейеру, который работал над созданием магнитного торпедного взрывателя, и тот откликнулся на просьбу. Некоторые предложенные им идеи оказались удачными. После череды экспериментов и испытаний рейхсмарине в 1931 году получили на вооружение две магнитные торпедомины:
- Тип TMA (Torpedomine Anker) — анкерная неконтактная мина, прототипом которой стала «ТЕКА-Мина». Длина — 3,46 м, общий вес — 880 кг, вес взрывчатого вещества — 270 кг;
- Тип TMB (Torpedomine Boden) — донная неконтактная мина с такими характеристиками: длина — 2,3 м, общий вес — 750 кг, вес взрывчатого вещества — 550 кг.
Подводные лодки могли использовать оба типа торпедомин, так как они создавались под 533-мм торпедные аппараты.
«ТЕКА-Мина», поставленная подводным крейсером U 153 в сентябре 1918 года на входе в гавань Галифакса. Имела четыре «рога»-взрывателя.
Торпеды или мины?
Ещё перед началом Второй мировой войны в кригсмарине разгорелись дискуссии о том, что лучше использовать подлодкам: мины или торпеды? Сторонники минного оружия считали, что у него много плюсов. Хотя мины ТМВ могли использоваться на глубинах до 25–35 м, они были бы эффективными в борьбе с торговым судоходством и военными кораблями и в прибрежной зоне — например, при минировании подходов к военно-морским базам, у входов в каналы или гавани. Так как подлодке было бы непросто использовать торпеды и долго находиться в таких районах из-за активного вражеского присутствия и трудностей навигации, то мины становились настоящей палочкой-выручалочкой. Субмарина могла незаметно выставить их, и мины оставались бы незамеченными до первых подрывов. В случае удачи вражеский порт или база временно становились бы закрытыми — до преодоления минной опасности.
Кроме того, активное использование мин зимой имело свои преимущества, ведь долгие ночи и плохая погода не способствовали торпедным атакам. Особенно это касалось подлодок с небольшой автономностью, поскольку в это время их шансы вернуться из похода с неизрасходованными торпедами возрастали. Считалось также, что во время похода нужно комбинировать минные постановки с торпедными атаками. То есть выходившая на минирование субмарина должна была иметь ещё и некоторый запас торпед, чтобы начать их использовать после завершения работы с минами.
В результате командование кригсмарине пришло к следующему решению: нет никакого смысла ставить мины вдоль вражеского побережья, пока не будут изучены судоходный трафик и навигационные ограничения в районах его активности. Мины признавались эффективным оружием, но приоритетным было использование торпед, а минирование прибрежных вод должно было вестись по мере необходимости.
Загрузка торпедомины в отсек U 373 перед её выходом в море для минирования побережья США. 1942 год.
В случае начала вооружённого конфликта с Великобританией штаб немецких ВМС считал целесообразным начать минирование вод у юго-восточного побережья Англии, где находились важные порты перед входом в Ла-Манш. Эту роль он возложил на малые лодки II серии, которые были способны брать на борт от девяти до двенадцати мин ТМВ. Заблаговременно, ещё до нападения на Польшу, Германия вывела свои субмарины на позиции в Северном море. К 3 сентября 1939 года там было 15 лодок — одна «семёрка» и четырнадцать «двоек». Пять «двоек» находились у юго-восточного побережья Англии, готовые начать его минирование. Ещё две малые лодки шли на позиции, имея такое же задание. Одним из этих семи «минзагов» была «двойка» U 13 капитан-лейтенанта Карла Даублебски фон Айхгмайна.
Мины у Орфорда
U 13 вышла из Вильгельмсхафена после полуночи 2 сентября с девятью минами TMB и тремя торпедами на борту. Её командир получил задание достичь позиции у английского побережья в районе Орфорда и там ожидать дальнейших приказов. Необходимость действовать скрытно доставила хлопот экипажу «двойки». В дневное время лодка была вынуждена совершить пять срочных погружений, уклоняясь от различных судов, и практически всё светлое время суток провела под водой. Лишь к половине пятого утра 3 сентября она достигла границы нужного района.
С рассветом U 13 погрузилась и находилась в подводном положении до 14:34. Затем «двойка» всплыла, а спустя полчаса снова ушла под воду. В результате она приняла сигнал «Начать немедленно боевые действия против Англии»
от 13:10 с запозданием в пять часов. Получив доклад радиста, Даублебски фон Айхгмайн приказал извлечь из аппаратов торпеды и загрузить в них мины.
Немецкая «двойка» U 13 в море. Довоенный снимок.
Затем лодка взяла курс к световым буям Альдебурга, которые продолжали гореть, хотя немцы ожидали их затемнения с началом войны. Такая любезность противника избавила Даублебски фон Айхгмайна от навигационных сложностей. Лодка спокойно шла вдоль английского побережья, огибая затонувшие суда, помеченные огнями буёв. К часу ночи 4 сентября показались огни маяков Орфорда и Соутуолда, а спустя час U 13 подошла к Орфрод Несс, где стоял первый маяк. Она погрузилась и, войдя в глубокий канал, начала ставить мины.
Сначала смертельные цилиндры ложились на дно с интервалом в пять минут (около 500 м друг от друга). Последние три мины лодка поставила с бо́льшими временными промежутками: от шести до десяти минут. К 04:45 всё было закончено, и «двойка» подводным ходом начала покидать позицию. Отойдя подальше, Даублебски фон Айхгмайн положил субмарину на грунт, чтобы дать экипажу отдохнуть. U 13 появилась на поверхности лишь после полудня. Но вскоре ей пришлось срочным погружением уклоняться от появившихся самолётов. До вечера лодка по разным причинам ныряла ещё три раза.
Отойдя подальше от вражеского побережья, Даублебски фон Айхгмайн отправил в штаб сообщение о выполнении задания. Не получив подтверждения, он повторил своё сообщение ещё дважды. Штаб молчал. Когда лодка слала радиограммы, вдалеке вдруг показались два английских эсминца. Но атаковать их немцам не удалось: цели шли быстрым ходом на большом удалении от «двойки».
Немецкий подводный крейсер U 151 — первая в мире субмарина, осуществившая постановку мин через торпедные аппараты в подводном положении в боевых условиях. Бухта Делавэр (США), 27 мая 1918 года.
Всю ночь с 4 на 5 сентября U 13 шла надводным ходом, заряжая батарею. С наступлением рассвета, оказавшись в районе оживлённого судоходства, она ушла под воду. Не имея приказа, Даублебски фон Айхгмайн не стал никого атаковать. Субмарина продолжала соблюдать режим скрытности и к полуночи 6 сентября пришла в район устья реки Яде, где обменялась сигналами со сторожевиком.
Но без неприятностей море лодку не отпустило. Из-за темноты огни бакенов и маяков были плохо видны. В результате в 00:20 Даублебски фон Айхгмайн посадил субмарину на мель. Экипажу пришлось потратить час, чтобы снять её. U 13 прибыла в Вильгельмсхафен в полвторого ночи. Вернувшись на базу, её командир доложил Карлу Дёницу об успешном выполнении задания. Оставалось только ждать, когда мины сработают.
Мины и их жертвы
Кроме U 13 4–5 сентября мины поставили ещё три субмарины: U 15, U 16 и U 17. Они усеяли прибрежные воды у Ортфорда, Хартпула, Фламборо и Дувра тридцатью пятью TMB, которые погубили шесть английских и французских судов общим тоннажем в 16 000 брт. Самым результативным оказалось минное поле у Орфорда.
Пароход «Магдапур». shipsnostalgia.com
Вечером 10 сентября на минах U 13 погибло большое английское судно «Магдапур» (8 641 брт). Спустя шесть дней там же подорвался и получил повреждение пассажирский пароход «Сити оф Пэрис» (10 902 брт). Он не затонул, и буксиры дотянули его до порта. А последней жертвой у Орфорда стал французский угольщик «Фрине» (2 660 брт). Он подорвался и затонул в 3,5 милях (6,5 км) от маяка Альдебурга.
Одновременно с первыми донесениями о гибели судов на минах гросс-адмирал Редер решил продолжать их интенсивные постановки у восточного побережья Великобритании. Такого же мнения придерживался и его штаб, который считал важным минирование вражеских прибрежных вод у портов и военных баз.
Самая высокая активность использования мин ТМВ в начальный период войны пришлась на ноябрь 1939 – январь 1940 года. За первые четыре месяца боевых действий на них погибли и получили повреждения 25 судов общим тоннажем 107 378 брт. Отдельным успехом стали подрывы линкора «Нельсон» и крейсера «Белфаст»: оба корабля были повреждены и встали на ремонт. Из-за удачной минной постановки U 30 в январе 1940 года был временно закрыт важный английский порт Ливерпуль.
Британский пассажирский пароход «Сити оф Пэрис». Подорвался на минах, установленных U 13 у Орфорда, но не затонул. Был спасён двумя буксирами, оттянувшими его в порт.
Концом минной кампании немецких подлодок у побережья Великобритании стала подготовка кригсмарине в марте 1940 года к вторжению в Норвегию и Данию. Точное количество магнитных мин, выставленных субмаринами у английских берегов, неизвестно, но вряд ли оно превышало три сотни. «Урожай» они собрали приличный: за девять месяцев войны на торпедоминах, выставленных подлодками, погибли и получили повреждения 46 судов общим тоннажем свыше 200 000 брт.
Сорванный блицкриг
Для противников Германии применение ею такого оружия стало сюрпризом. К примеру, флот Великобритании к началу войны не имел средств защиты от магнитных мин. Все его тральные силы и оборудование в основном предназначались для борьбы с якорными контактными минами. Нежданную помощь англичанам оказали пилоты Геринга. Как и кригсмарине, люфтваффе активно занимались минированием береговых вод Великобритании, сбрасывая мины с самолётов. Историк британского адмиралтейства Стефан Роскилл писал об этом:
«23 ноября период блужданий и поисков в решении этой проблемы закончился обнаружением немецкой мины на мелководье у Шубёри-Несс, куда её сбросил немецкий самолёт. Эту мину с большим риском разобрали. Было установлено, что мина взрывается под влиянием изменения вертикального магнитного поля (…), причём взрыватель срабатывал в том случае, когда над миной проходил корабль, построенный в Северном полушарии и поэтому имевший северный магнитный полюс, который был направлен вертикально вниз».
Немецкая магнитная мина, сброшенная с самолёта в районе Арсенала Вулиджа (Лондон). Мину, сброшенную на парашюте, снесло на сушу, где она приземлилась, врезавшись в землю. На фото запечатлён процесс её разрядки.
Всё же Роскилл неохотно признавал, что немцам удалось-таки застать англичан врасплох. Однако незначительные предвоенные запасы донных мин не позволили им развить успех. А когда производство было налажено, англичане уже имели необходимую информацию для разработки магнитного трала. Таким образом, минный блицкриг был сорван. Правда, немецких подлодок это уже не касалось. После победы над Францией они получили базы в Атлантике и перестали привлекаться к минированию вод Британской метрополии.
Впрочем, это не означало конца работы немецких лодок с магнитными минами. За годы Второй мировой войны они удачно минировали британские и американские порты в Африке и США. Отдельно стоит упомянуть и воды советского Заполярья, где субмарины Дёница в 1943–1944 годах поставили свыше 400 донных мин, доставив хлопот советскому судоходству и Северному флоту. Но все достигнутые после 1940 года успехи минного оружия немецких подводных лодок не могут сравниться с результатами его использования в первое полугодие войны, когда магнитные мины ещё казались чудо-оружием.
Владимир Нагирняк
/
Счастливые «девятки» кригсмарине
Немецкие субмарины типа IXB: рождение, громкие успехи и финал
- ВМВ
- флот
- Германия
- подводные лодки
Владимир Нагирняк
/
Первые жертвы «Красного дьявола»
Успехи четвёртого похода U 57 в ноябре 1939 года: чёрт с факелом, охотник среди рыбаков и погубленные торговцы
- ВМВ
- флот
- Германия
- подводные лодки
Владимир Нагирняк
/
В подводники из люфтваффе
Истории троих офицеров кригсмарине, поднявшихся в небо, а затем спустившихся под воду
- ВМВ
- флот
- Германия
- подводные лодки
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Bush, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Bush, H.-J. Roll. — Band 3. — Hamburg–Berlin–Bonn: Verlag E.S. Mittler& Sohn, 2001.
- Berr, R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe / R. Berr: https://www.ubootwaffe.net.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. — Annapolis, 1999.
- Rossler, E. Die Torpedos der deutschen U-Boote / Е. Rossler. — Mittler & Sohn GmbH, 2005.
- Roskill, S.W. War at sea 1939–45 / S.W. Roskill. — Volume I. The Defensive. — London: HMSO, 1954.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 / Н. Ritschel. — Band 1. — Norderstedt.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Дёниц, К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне / К. Дёниц; пер. с нем. — М., 1964.
- Морозов, М. Стальные акулы Гитлера. Серия «VII» / М. Морозов, В. Нагирняк. — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2008.
- https://www.uboat.net
- https://www.uboatarchive.net
- https://historisches-marinearchiv.de
Советские морские мины
К началу большой войны на морских просторах Советский Союз имел на вооружении не столь технологически разнообразные, как Германия, но не менее эффективные мины. В арсеналах хранились только два вида якорного крепления мин. Это «КБ-1», принятая на вооружении в 1931 году, и антенная глубоководная мина «АГ», в основном применяемая против субмарин. Весь арсенал предназначался для массового минирования.
МДМ-2 мод.1
Основные характеристики | Значения |
Калибр (диаметр), мм | 630 |
Длина, мм | 2250, 2785* |
Масса, кг | 1300 (без тележки), 1370* |
Масса ВВ в тротиловом эквиваленте, кг | 1030 |
Глубина места постановки (min), м | 12 |
Глубина места постановки (max), м | 125 |
Максимальная скорость носителей при установке: — НК, уз. — ЛА, км/ч | 15 1000 |
Срок боевой службы на позиции, лет, не менее | 1 |
Срок эксплуатации, лет, не менее | 10 |
* — авиационный вариант
Технические средства борьбы с минами
По мере совершенствования морской мины разрабатывались методы нейтрализации этой угрозы. Самым классическим считается траление участков моря. В Великую отечественную войну СССР для прорыва минной блокады на Балтике широко использовал минные тральщики. Это наиболее дешевый, наименее трудозатратный, но и самый опасный метод очищения от мин районов мореплавания. Минный тральщик это своего рода ловец морских мин. Он на определенной глубине тащит за собой трал с приспособления для подрезки тросов. Когда трос, удерживающий морскую мину на определенной глубине, подрезан, мина всплывает. Тогда она и уничтожается всеми доступными способами.
Сапёр ошибается только один раз
Сапёр в защитном костюме EOD. Изображение: Bundeswehr‑Fotos / Wikimedia Commons
Это всем известная пословица, которая, однако, не совсем точна. Безусловно, профессия сапёра сопряжена с огромным риском и ошибка будет дорого ему стоить. Но далеко не факт, что подорвавшийся при работе со снарядом техник погибнет.
Общевойсковые комплекты разминирования были придуманы не для красоты, и они вполне способны защитить I. B. Stewart, K. L. Stewart, C. J. Worringham, J. T. Costello. Physiological Tolerance Times while Wearing Explosive Ordnance Disposal Protective Clothing in Simulated Environmental Extremes / PLOS One их обладателей (конечно, если мы говорим не о противотанковом заряде). Известен случай, когда один специалист за свою карьеру подрывался четырежды и остался в живых.
Кроме того, как мы уже упоминали, противопехотные мины рассчитаны S. Smith, M. Devine, J. Taddeo, V. C. McAlister. Injury profile suffered by targets of antipersonnel improvised explosive devices: prospective cohort study / BMJ Open на нанесение тяжёлых травм, а не на мгновенное убийство. И неаккуратность сапёра при определённом везении может стоить ему не жизни, а «всего лишь» конечности. Хотя это, конечно, слабое утешение.