Камовское будущее. Чего ожидать от нового вертолета Ка-62

Две главные российские вертолётостроительные школы – Миля и Камова – с прошлого года стали единым Национальным центром вертолётостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова (АО «НЦВ Миль и Камов»).

«Вертолёты России» объясняли слияние потенциалом для развития конструкторских бюро (КБ), но вместо «бережного сохранения» двух уникальных производств полным ходом идёт поглощение КБ Камова пришедшей к управлению в «Вертолётах России» милевской командой руководителей. Финансирование камовских проектов и исследований неуклонно свёртывается. Между тем именно с КБ Николая Камова начинается история российского вертолётостроения, будущее которого теперь под угрозой.

Одна из главных вертолётостроительных школ лишается финансирования.

Вертолет Ми-8

Изначально единица этой серии конструировалась как многоцелевой военный аппарат. Тем не менее модернизированные вертолеты армии России (Ми-8МТВ-2) уже давно служат в качестве ударной силы с дальних дистанций. Большую популярность представители серии получили в роли десантного транспорта. Ми-8 – это самые распространенные вертолеты России. Именно они были главными ударными единицами в горячих точках в Афганистане, Чечне, Алжире, Анголе, Вьетнаме, Египте, Ираке, Конго, Ливии, Пакистане, Сирии, Уганде и многих других странах.


Разработка вертолетов Ми-8 началась еще весной 1960 года. Прототипом серии был легендарный поршневой Ми-4. Долгое время аппарат не находил должного места применения. Однако в 1991 году неожиданно ряд стран заказал массовую покупку Ми-8. На экспорт было вывезено около 3000 единиц. Спустя несколько лет Ми-8 обрел новую модернизированную версию МТВ-2. В ее комплектацию входили 4 блока Б8В20-А по 20 автоматических закладов, 9 пулеметов, 4 пушки ГШ-23Л и подвеска для установки авиабомб весом до 500 кг. Вертолет способен подниматься на высоту 4,5 км, развивать скорость до 250 км/ч и выдерживать нагрузку в 4000 кг. Благодаря двум двигателям по 1500 л. с. и просторному салону в аппарате может помещаться до 28 десантников.

Долгая дорога в небо

История новой винтокрылой машины ведется с конца 1980-х годов, когда вертолет Ми-4 для грузоперевозок массой около 2 т устарел и ниша осталась пустой. В начале 90-х ОКБ Камова приступило к разработке нового армейского вертолета под маркировкой В-60, впоследствии получившего название Ка-60. Для увеличения скорости полета камовцы впервые взамен традиционной для них соосной схемы применили рулевой винт, который был выполнен в закрытом кольцевом канале.

Вертолет Ка-60

Источник изображения: © Виталий Белоусов/ТАСС

Однако в 2010 году Министерство обороны приняло решение приостановить проект, и часть разведывательно-боевых функций Ка-60 отдали модели Ка-52 (известен как «Аллигатор»). Ставку было решено сделать на гражданскую версию этого вертолета — Ка-62.

Летчик-испытатель 1-го класса Наиль Азин летал на всех камовских машинах. На Ка-62 — с первых полетов. Общий налет — более трех тысяч часов, из них около двух тысяч — испытательные. «На Ка-62 — даже затрудняюсь ответить, часов двести есть, — признается он. — Во второй половине 2022 года началась очень интенсивная работа и полеты. Ка-62 — машина нового поколения, внутри все совершенно новое, осталось очень мало общего с Ка-60, разве что внешний вид схожий».

Проект Ка-60 был приостановлен, однако в стратегии холдинга «Вертолеты России» предусмотрена совместная работа с Министерством обороны РФ по решению вопроса импортозамещения компонентов вертолета Ка-62. Совместно мы обсуждаем те миссии, которые он должен выполнять. Поэтому в перспективе он может быть использован в интересах Минобороны РФ Андрей Семенов, первый заместитель управляющего директора — технический директор Арсеньевской авиа им. Н.И. Сазыкина

В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновил проект в гражданском исполнении — Ка-62 хоть и сохранил ряд конструктивных особенностей от предшественника, но все же претерпел немало изменений. Грузоподъемность увеличилась до 2 т в кабине и 2,5 т на подвеске, в качестве двигателей стали использоваться французские Ardiden 3G мощностью 1680 л.с. Лопастей несущего винта стало пять — на одну больше, чем в Ка-60. Также на Ка-62 реализован принцип «стеклянной кабины», когда вся важная информация и показания приборов выводятся на экраны.

Активная стадия реализации проекта началась в 2012 году с презентации макета вертолета обновленной конструкции на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia в Москве. В конце мая 2022 года Ка-62 совершил первый испытательный полет на площадке Арсеньевской авиакомпании.

Первый опытный образец вертолета Ка-62 во время полета на испытательной станции Арсеньевской авиационной имени Н.И. Сазыкина, 2022 год

Источник изображения: © Пресс-служба «Вертолеты России»/ТАСС

​​​​​​​Серийное производство планировалось начать еще в 2020 году, однако при проведении предварительных испытаний на определенных скоростях возникла динамическая неустойчивость вертолета. «В результате необходимо было произвести существенную доработку вертолета — перенести часть оперения с киля на хвостовую балку. Это решение оказалось эффективным, и вертолет был динамически доведен до требуемых техническим заданием параметров», — рассказал ТАСС Дмитрий Бездетко, директор проекта Ка-62 Арсеньевской авиа.

По его словам, в ходе испытаний на этом вертолете удалось достичь скорости 315-316 км/ч. «На доработку оперения, которое обеспечило уверенное достижение такой скорости, ушло четыре месяца — от получения проекта конструкторской документации до испытаний. Были изготовлены новые детали, произведена технологическая отработка, машина была доработана и введена в строй», — объяснил он.

В рамках опытно-конструкторских работ «Прогрессом» было изготовлено пять фюзеляжей Ка-62, из них три являются летными. Один (опытный образец №2) находится на предприятии, другие (№3 и №4) — на территории Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» в Подмосковье.

Сборка вертолета Ка-62 в агрегатно-сборочном цехе Арсеньевской авиационной имени Н.И. Сазыкина

Источник изображения: © Юрий Смитюк/ТАСС

«В настоящий момент проходят летные испытания, общее количество выполненных полетов — 210 из 365 запланированных. Лидерная машина №2 имеет 240 часов налета. Сертификационные заводские испытания планируется завершить в сентябре 2022 года, тогда же перейдем на программу СКИ (сертификационные контрольные испытания)», — сказал Бездетко.

«Мы сейчас работаем над тем, чтобы получить в 2022 году сертификат типа и сертификат изготовителя гражданской вертолетной техники», — заявил технический директор «Прогресса».

Вертолет Ми-24

Эта винтокрылая машина получила название «крокодил». Вертолеты ВВС России серии Ми-24 уже неоднократно подтверждали способность круглосуточного ведения боя. Данный аппарат может не только десантировать до 10 человек — он весьма эффективен при воздушной и наземной атаке. Модель Ми-24ПС является альтернативой оригинала и способна решать поисково-спасательные задачи. Другой представитель серии — Ми-24РХР — нашел широкое применение в радиохимической разведке. Именно эти вертолеты позволили вовремя оценить уровень опасности при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.


В арсенал летательного аппарата входит подвесное вооружение (2 пушки, 2 пулемета и 2 гранатомета), управляемые ракеты «Штурм», «Гермес» и «Атака». Комплектация также содержит кассеты с бомбами до 500 кг. Модернизированная версия имеет пушечное оружие «воздух-воздух». Максимальный скоростной порог – 330 км/ч. Потолок подъема – 5 км. Суммарная мощность двигателей – 4400 л. с.

Эпоха автожиров

В 25 лет Николай Камов поступает в КБ известного авиаконструктора Д.П. Григоровича, которое занималось опытным морским самолетостроением. Здесь Камов заинтересовался идеей винтокрылого летательного аппарата, в котором он видел много преимуществ. По крупицам на инициативных началах собирается информация о машинах с несущим винтом.

Вместе с коллегой Н.К. Скржинским в 1929 году Камов создает первый советский автожир – летательный аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. Во время создания автожира КАСКР «Красный инженер» Камов знакомится со студентом Милем.

Первый полет винтокрылой машины стал возможен благодаря энтузиазму всех участников работ, поддержке Осоавиахима и всеобщей атмосфере интереса к авиации в стране. Создание первого автожира заложило основы вертолетостроения в СССР и сформировало первых специалистов в этой области.

В 1931 году Камов поступает на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где занимается исключительно вертолетами. В ЦАГИ Камов возглавляет бригаду, которая по заданию военных разрабатывает двухместный автожир А-7, предназначенный для разведки и корректировки огня. В 1934 году машина впервые поднимается в воздух.

А-7 стал первым боевым автожиром в мире и первым серийным винтокрылым летательным аппаратом в СССР. В Великую Отечественную войну эскадрилья из пяти машин А-7 принимала участие в боевых вылетах. Автожиры благодаря их способности взлетать практически вертикально были очень кстати для использования в лесах Смоленщины.

Вертолет Ми-28

«Ночной охотник» является универсальным штурмовым оружием отечественной авиации. Боевые вертолеты России Ми-28 способны одинаково хорошо планировать днем и ночью как на больших высотах, так и на малых (до 5 метров). Они обладают отличными летными характеристиками, благодаря чему могут в кратчайшее время обнаружить и уничтожить искомые цели. Одним из преимуществ аппарата является его высокая защищенность от зенитного оружия. Специалисты сравнивают вертолеты России Ми-28 с американскими боевыми агрегатами AH-64 Apache. Стоит отметить, что у первых не только лучше система навигации, но и куда точнее управляемая ракетная установка. В арсенал Ми-28 входит крупнокалиберная пушка 2А42, 4 НАР с комплектом по 20 единиц С-8, а также НАР С-13. В качестве управляемых ракетных установок используются ПТРК серии «Атака», «Штурм» и «Стрелец». МАХ скорость – до 300 км/ч. Высота полета – до 5,8 км. Мощность ГТД – 4400 л. с.

От «Чёрной акулы» к «Аллигатору»

Отдельная страница истории «Камова» – создание принципиально нового боевого вертолёта. Уже к концу 70-х вертолёт Ми-24 перестал удовлетворять изменившимся требованиям общевойскового боя. Концепцию универсального вертолёта-БМП, который мог не только наносить удары, но и перебрасывать с места на место отделение десантников, признали устаревшей. Появилось разделение на боевые и транспортно-боевые вертолёты. В США уже полным ходом шла разработка ударного вертолёта AH-64 «Апач».

Ответом ОКБ Камова стала инициативная разработка и создание нового ударного вертолёта Ка-50. После успешной защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый образец вертолёта Ка-50. Свой первый полёт он совершил 17 июня 1982 года. Это была по-настоящему революционная машина. Во-первых, это первый одноместный боевой вертолёт в мире. До этого считалось, что лётчик не способен одновременно пилотировать и вести бой. Во-вторых, Ка-50 впервые в отечественной авиации получил полностью композитные лопасти винтов. Для улучшения аэродинамических характеристик на вертолёте были использованы убирающееся шасси и фюзеляж самолётного типа. Кроме того, впервые в вертолётостроении здесь было установлено штатное катапультирующее кресло пилота. Вертолёт получил прозвище «Чёрная акула».

Появление «Чёрных акул» совпало с распадом СССР. Начались обвальные сокращения военного бюджета. Вертолеты Ка-50 производились буквально поштучно. Всего было построено 15 вертолётов Ка-50 «Чёрная акула», включая испытательные машины.

Началась тёмная эпоха для российской оборонки. Военный заказ усох до жалкого финансового ручейка, который не позволял не то что закупать новые образцы техники и вооружений, но даже поддерживать исправность имеющихся. Самолёты, вертолёты, танки, корабли сотнями и тысячами списывались на металлолом. КБ и заводы закрывались и распродавались под рынки, офисы и торговые нашёл свой рецепт выживания в катастрофические для всех 90-е годы – решил сосредоточиться на модернизации имеющегося мирового парка вертолётов Ка. Сотни машин Ка успешно трудились в самых разных регионах планеты, и спрос на надёжные недорогие вертолёты был высок. Камовцы модернизировали гражданскую версию Ка-32 под требования заказчика. И за следующие полтора десятилетия было создано 13 модификаций этого вертолёта, проданных в десяток стран. Спрос на них особенно увеличился после того, как модификация Ка-32А11BC была сертифицирована в 1998 году в Канаде.

Всё это позволило «Камову» не только выжить и сохранить производство – в Арсеньеве, но и продолжить работу над своим перспективным боевым вертолётом. Так родился Ка-52 «Аллигатор» – усовершенствованный вариант Ка-50. От своего предшественника он унаследовал силовую установку, крыло, несущую систему, оперение, шасси, хвостовую и среднюю части фюзеляжа. Главное отличие – появился второй член экипажа, что делало машину более надёжной. Кроме того, была реализована всепогодность – возможность работы в любых погодных условиях и в любое время суток.


Вертолёт Ка-52 «Аллигатор» во время учебно-тренировочных полётовФото: Виталий Тимкив/ТАСС

Ка-52 имеет гораздо более счастливую судьбу. Правительство наконец вспомнило об армии. Началась модернизация Вооружённых Сил и большая программа перевооружения. Нашлись деньги и на закупку «Аллигаторов». На 1 января 2022 года на вооружении ВВС России имелось 90 таких вертолётов, а всего до 2022 года военные должны получить 146 многоцелевых ударных вертолётов Ка-52. Боевое испытание в Сирии показало высокую эффективность «Аллигаторов», ставших грозой террористов.

С появлением у камовцев боевого вертолёта возникло соперничество между «Камовым» и «Милем», которое продолжалось не одно десятилетие. Но сейчас долгие споры и соперничество позади. А если и не позади, то внешне никак не проявлены. Теперь вертолётные фирмы соседствуют через дорогу и даже делят площадку готовой техники, которая одновременно является и взлётной площадкой. Другая эпоха. А в войсках успешно несут службу две прекрасные боевые машины – Ми и Ка.

Вертолет Ми-35

Данный винтокрылый аппарат является лучшей модификацией Ми-24. Эти вертолеты России широко распространены не только в РФ, но и в ряде других стран, таких как Афганистан, Ирак, Мьянма, Бразилия, Индонезия, Перу, Венесуэла и пр.


Серия Ми-35 предназначена для уничтожения тяжелой бронированной техники, десантирования и огневой поддержки сухопутных войск. Нередко вертолет используют для перевозки грузов или раненых. Одной из главных модификаций серии стали приборы ночного слежения, способные распознавать цели на расстоянии до 4,2 км. В боевой комплект входит 2 пушечные установки, 4 подвески, 10 управляемых ракет, контейнеры с минами и бомбами. Вертолет способен подниматься на высоту до 4,5 км при максимальной скорости в 340 км/ч. Пассажирская вместимость – до 8 человек. В комплекте 2 двигателя по 2200 л. с.

Особенности конструкции

Новый вертолет стал логическим продолжением и развитием машины Ка-25. Традиционная соосная двухвинтовая схема приводилась в движение двумя газотурбинными двигателями ТВЗ-117КМ, которые размещались в передней части фюзеляжа. Мощность каждого двигателя составляла 2200 л/с, что было в два раза больше, чем давали старые ГТД-3Ф. Пуск двигателей осуществлялся посредством работы автономного турбокомпрессора АИ-9. Запас авиационного керосина составлял 4,7 тонны, что существенно увеличило дальность полета вертолета. Энерговооруженность нового вертолета выросла в 1,7 раза по сравнению с аналогичными параметрами машины Ка-25.

Два трехлопастных несущих винта имели складывающиеся лопасти – новшество, позволяющее компактно размещать летательные аппараты на палубе авианесущих кораблей и в ангаре. Для изготовления лопастей стали использовать стеклопластик. Сам фюзеляж машины выполнен по балочно-стрингерной схеме и является цельнометаллическим. Обшивка изготовлена из легких дюралюминиевых листов, устанавливаемых на металлический каркас.

Продольная устойчивость вертолета во время полета обеспечивалась наличием хвостового оперения, состоящим из двух килей. В целом такая схема фюзеляжа и движителя способствовала необходимой устойчивости машины во время полета, что было немаловажным при сильном боковом ветре и волнении на море. Допустимые метеорологические и гидрологические параметры следующие:

  • боковой ветер до 20 м/с;
  • боковая качка 8°, продольно-килевая 2°.

Винтокрыл оборудован четырьмя опорами неубирающихся шасси, которые благодаря наличию гидросистемы могут приподнимать фюзеляж машины для удобного доступа к грузовому отсеку.

Передняя часть фюзеляжа представляет собой кабину пилотов, где пилот и штурман находятся рядом друг с другом. Прямо под днищем кабины располагается основная радиолокационная рабочая станция. Снаружи ее прикрывает полупрозрачный обтекатель. В средней части фюзеляжа располагается грузовой отсек. Под днищем располагается отсек для основного противолодочного вооружения. В кормовой части фюзеляжа располагается отсек для гидроакустической станции – основного рабочего инструмента противолодочного вертолета. В поисково-спасательной версии это оснащение отсутствует. Вертолет имеет на вооружении грузовую лебедку, позволяющую осуществлять подъем и опускание грузов, выполнять эвакуацию людей из труднодоступных мест.

Для придания дополнительной плавучести корпус вертолета имеет по бортам специальное надувное оборудование. При аварийной посадке на воду, воздушные баллонеты в течение 4-5 секунд наполняются воздухом.

В распоряжении пилотов имеет достаточно современное навигационное оборудование, позволяющее совершать полеты ночью и в условиях плохой, ограниченной видимости. Автопилот в сочетании с навигационным оборудованием обеспечивает точное прибытие в точку сброса необходимого гидролокационного или спасательного оборудования. Машина способна длительное время висеть в воздухе на заданной высоте, что дает более точную картину гидролокационного горизонта при работе с гидроакустической станцией.

Для выполнения основной своей функции – обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, Ка-27 имеет следующее оборудование и средства вооружения:

  • прицельно-поисковая система «Осьминог»;
  • противолодочная торпеда АТ-1МВ;
  • глубинные авиабомбы калибром 50-250 кг;
  • имеются технические условия для наружной подвески противолодочных ракет АПР-2Э.

Система «Осьминог» является сердцем машины, так как с ее помощью вертолет может выполнять свои основные боевые функции. Благодаря совершенному радио и гидроакустическому оборудованию, наличию информационно-вычислительного комплекса подводные лодки противника могут быть обнаружены на обширной площади, до 1500 кв. миль.

Вертолет Ка-25

Это одна из главных противолодочных боевых единиц отечественной авиации. Военные вертолеты России серии Ка-25 способны обнаруживать цели под водой, находящиеся на расстоянии до 250 км. Таких внушительных результатов аппарат достиг благодаря новой радиолокационной системе «Инициатива» модели «2К» и «Поплавок». Кроме того, в комплектацию специализированного оборудования входят 2 частотные станции и магнитометр. Разработка этих систем велась на протяжении нескольких десятков лет. Комплект вооружения вертолета состоит из 4 или 8 бомбовых установок серии ПЛАБ и ОМАБ и 2 торпедных АТ-1. Аппарат способен достигать скорости в 220 км/ч при потолке высоты в 3,5 км. Это очень тяжелый и массивный вертолет (до 7200 кг), однако он отличается маневренностью и уровнем стремительности взлета. В комплект входят 2 двигателя по 990 л. с. Салон может вмещать до 8 солдат.

Вертолёты ОКБ Камова

14 апреля 1953 года в небо впервые поднялся многоцелевой вертолет Ка-15, который стал первым массовым вертолетом, созданным в ОКБ Николая Ильича Камова. В будущем данное конструкторское бюро многократно доказывало свою состоятельность и достоинства выбранной схемы. Фирменной чертой камовских машин стало использование соосной схемы расположения винтов. Теперь, спустя более чем 60 лет, машины ОКБ Камова — это грозное и эффективное оружие российских вооруженных сил, способное выполнить даже необычные военные задачи. Первая ласточка — Ка-15

Опытное конструкторское бюро — 2 (ОКБ-2), возглавляемое талантливым конструктором Николаем Ильичом Камовым, одним из основателей отечественной школы вертолетостроения, было создано 7 октября 1948 года. В будущем оно было сначала переименовано в Ухтомский вертолетный завод (УВЗ), а в 1974 году ему было присвоено имя главного конструктора. Изначально данное конструкторское бюро специализировалось на создании вертолетов для советского военно-морского флота. На долгие годы визитной карточкой данного КБ стала соосная схема расположения винтов, которая позволяла создавать высокоманевренные и хорошо управляемые винтокрылые машины, сохраняя при этом малые габариты техники.

Первым успехом КБ можно смело назвать вертолет Ка-15, который по натовской кодификации получил в чем-то даже обидное обозначение «Курица». Именно этот двухместный корабельный вертолет стал первой машиной ОКБ Камова, которая была выпущена большой серией. Всего было построено 354 таких вертолета. Первый полет новая машина совершила 14 апреля 1953 года. Ее поднял в воздух летчик-испытатель Дмитрий Ефремов.

Разработка вертолета Ка-15 велась в начале 50-х годов прошлого века. Макет вертолета был одобрен военными в конце 1951 года. Предназначенный для размещения на корабле, вертолет Ка-15 было очень компактной машиной. По длине он почти в два раза уступал вертолету Ми-1. При этом конструкторам пришлось поработать над тем, чтобы разместить в таком небольшом объеме все необходимое оборудование.

Сравнительные войсковые испытания вертолетов Ми-1 (одновинтовой схемы с рулевым винтом) и Ка-15 (соосной схемы) по решению флотского руководства были проведены на борту крейсера «Михаил Кутузов». Благодаря высокой маневренности и малым размерам вертолет Камова мог успешно взлетать и садиться с небольшой корабельной площадки даже в условиях шестибалльного волнения на море. В то время как вертолет Ми-1, обладавший длинной хвостовой балкой и рулевым винтом, был существенно ограничен в эксплуатации с корабельной палубы. Его нельзя было использовать при качке корабля и наличии турбулентности потока воздуха. Результаты проведенных на крейсере «Михаил Кутузов» испытаний окончательно убедили советских моряков в том, что для вертолетов корабельного базирования необходима соосная схема.

При этом полученные в ходе испытаний летно-технические характеристики вертолета Ка-15 превзошли проектные. Небольшой вертолет с пилотом и пассажиром на борту мог перевозить груз в 210 кг при взлетном весе 1410 кг и мощности двигателя 280 л.с. В то же время вертолет Ми-1 мог взять на борт 255 кг грузов при массе машины 2470 кг и мощности двигателя — 575 л.с. Одновременно с этим характеристики управляемости, которые были свойственны соосному вертолету, и компактность вертолета Ка-15 позволяли совершать взлет/посадку с очень ограниченных площадок.

В строевые соединения ВМФ вертолет начал поступать в 1957 году. Но из-за небольшой грузоподъемности в качестве противолодочного вертолета Ка-15 был неэффективен. Так, один вертолет мог взять на борт лишь 2 гидроакустических буя, предназначенных для слежения за подлодками. При этом аппаратура управления находилась на другом вертолете, а средства поражения подлодок (глубинные бомбы) — на третьем. Также эксплуатация новой машины на флоте сопровождалась разнообразными неполадками, которые говорили о низкой надежности Ка-15: отмечался флаттер несущего винта, а также колебания типа «Земной резонанс» во время руления.

В июле 1960 года один из таких вертолетов, принадлежащий 710-му отдельному вертолетному авиаполку, разбился из-за произошедшего схлестывания лопастей после совершения взлета с аэродрома Новонежино. В ноябре подобный случай повторился снова, но тогда вертолет удалось посадить. Два этих случая не были единственными. В мае 1963 года вертолеты полностью прекратили полеты в ВМФ СССР, где ему на смену уже были готовы прийти новые вертолеты и самолеты. В ДОСААФ и Аэрофлоте данные машины эксплуатировались вплоть до 1970-х годов. Их использовали для обучения курсантов наряду с Ми-1. Также вертолет использовался в сельском хозяйстве для опыления посевов.

Летно-технические характеристики Ка-15: Экипаж — 1 человек. Количество пассажиров — 1 человек или 300 кг грузов. Габаритные размеры: длина — 6,26 м, высота — 3,35 м, диаметр несущего винта — 9,96 м. Масса пустого — 968 кг. Максимальная взлетная масса — 1460 кг. Мощность двигателей — 1х280 л.с. Максимальная скорость — 155 км/ч. Практическая дальность — 278 км. Практический потолок — 3500 м.

Противолодочный вертолет Ка-25 и корабельный многоцелевой вертолет Ка-27

Важной вехой в судьбе ОКБ Камова стал вертолет Ка-25. Этот вертолет стал залогом становления конструкторского бюро и российской корабельной авиации в целом. Став первым отечественным специально спроектированным боевым вертолетом. Вертолет Ка-25 предназначался для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника. Для успешного решения возложенных на него задач и обеспечения полетов над безориентирной водной гладью на вертолете Ка-25 впервые в мире была установлена РЛС кругового обзора. Вертолеты Ка-25 верой и правдой прослужили на флоте примерно 30 лет.

Первый полет противолодочный вертолет Ка-25 совершил 20 мая 1961 года. Машину поднял в небо летчик-испытатель Д. К. Ефремов. Первые серийные образцы вертолета были построены в 1965 году на вертолетном заводе, расположенном в городе Улан-Удэ. Эти машины положили начало успешной эксплуатации вертолетов Ка-25 на флоте. Именно Ка-25 стал первым отечественным боевым вертолетом и оставался им до 1969 года. В этом году в СССР был создан армейский боевой вертолет Ми-24.

Вертолет Ка-25 был построен по двухвинтовой соосной схеме и имел два мощных газотурбинных двигателя, шасси вертолета было четырехопорным. Фюзеляж Ка-25 был цельнометаллическим. Основной направленностью вертолета была борьба с подводными лодками противника. Поэтому его вооружение состояло из противолодочной самонаводящейся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб массой от 50 кг до 250 кг. Помимо этого на вертолете имелась кассета с радиогидроакустическими буями, которая также подвешивалась в его отсеке вооружений. Данный отсек был снабжен створками, которые можно было открыть при помощи электроприводов.

Вертолет Ка-25 стал отличной винтокрылой машиной, которая полностью устраивала военных моряков. В нашей стране вертолеты Ка-25 находились на вооружении до 1991 года, а Ка-25Ц (вертолет целеуказания) до середины 90-х годов. Всего было создано 18 различных вариантов данной машины разного назначения. С 1965 по 1973 год в Улан-Удэ было собрано около 460 вертолетов Ка-25 всех модификаций.

Летно-технические характеристики Ка-25: Экипаж — 2 человек. Количество пассажиров — 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров. Боевая нагрузка — 1100 кг бомб или торпед. Габаритные размеры: длина — 9,75 м, высота — 5,37 м, диаметр несущего винта — 15,74 м. Масса пустого — 4765 кг. Максимальная взлетная масса — 7500 кг. Мощность двигателей — 2х1000 л.с. Максимальная скорость — 220 км/ч. Практическая дальность — 650 км. Практический потолок — 4000 м.

Логичным продолжением удачной конструкции стал боевой многоцелевой корабельный вертолет следующего поколения — Ка-27. При этом эффективность советской противолодочной обороны с появлением данного вертолета существенно выросла. На базе вертолета Ка-27 в интересах ВМФ были построены новые вертолетные комплексы: поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС, вертолет высадки морского десанта и огневой поддержки — Ка-29, вертолет радиолокационного дозора — Ка-31 и многие другие.

Первый опытный образец будущего вертолета Ка-27 поднялся в небо 8 августа 1973 года, 24 декабря того же года он совершил свой первый полет по кругу. Серийное производство нового корабельного вертолета было развернуто в 1977 году на вертолетном заводе в городе Кумертау. По различным причинам доводка вертолета продолжалась на протяжении 9 лет. На вооружение ВМФ СССР вертолет приняли только 14 апреля 1981 года. С вооружения вертолет все еще не снят. В настоящее время он является единственным российским противолодочным вертолетом. На вооружении находится более 80 таких машин, а всего было собрано 267 вертолетов Ка-27 различных модификаций.

Вертолет Ка-27 был спроектирован по традиционной для ОКБ Камова схеме с использованием двух трехлопастных несущих винтов противоположного вращения. Фюзеляж машины был цельнометаллическим. Конструкционно вертолет состоит из фюзеляжа, несущей системы, системы управления, силовой установки и взлетно-посадочных устройств. Для борьбы с вражескими подводными лодками могли использоваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы (ПЛАБ) калибра 50 кг или 250 кг.

Летно-технические характеристики Ка-27: Экипаж — 3 человек. Количество пассажиров — 3 оператора или 3 пассажира или 4000 кг груза в кабине или 5000 кг на внешней подвеске. Боевая нагрузка — 2000 кг бомб, торпед или ракет. Габаритные размеры: длина -12,25 м, высота — 5,4 м, диаметр несущего винта — 15,9 м. Масса пустого — 6100 кг. Максимальная взлетная масса — 12000 кг. Мощность двигателей — 2х2225 л.с. Максимальная скорость — 290 км/ч. Практическая дальность — 900 км. Практический потолок — 5000 м.

От «Черной акулы» (Ка-50) к «Аллигатору» (Ка-52)

К середине 70-х годов прошлого века в Советском Союзе основным боевым вертолетом являлся Ми-24, «старичок» и сегодня остается на вооружении, но уже тогда у руководства Министерства обороны страны сложилось мнение, что данная машина не в полном объеме соответствует армейским требованиям. Вертолет, который был создан по концепции «летающей БМП» и в случае необходимости мог вести не только штурмовые действия, но и перебросить с места на место отделение десантников, поплатился за это некоторым снижением своих боевых качеств. К тому же советские военные получили информацию о разработке и испытаниях новых ударных вертолетов в США (речь шла об ударном вертолете AH-64 «Апач»).

Ответом на это стало создание нового ударного вертолета, разработать который поручили ОКБ Камова. После успешной защиты эскизного проекта и макета в мае 1981 года был построен первый образец вертолета Ка-50. Свой первый полет машина совершила 17 июня 1982 года, на следующий год после принятия очень успешного Ка-27. Ка-50 стал не меньшим шедевром камовцев, хоть и не получил настоящей путевки в жизнь. Ка-50 был полноценным ударным вертолетом, который был предназначен для уничтожения живой силы и бронетехники противника на поле боя, а также различных инженерных сооружений противника.

Это был двухдвигательный одноместный боевой вертолет с соосным расположением винтов. Ка-50 получил прямое крыло относительно большого удлинения и развитое вертикальное и горизонтальное оперение. Для улучшения аэродинамических характеристик машины на вертолете было использовано убирающееся шасси. На Ка-50 был использован фюзеляж самолетного типа с достаточно широким применением алюминиевых сплавов и композитных материалов. Также к особенностям нового вертолета можно было отнести систему спасения пилота, которая основывалась на ракетно-парашютной системе К-37-800 производства НПП «Звезда». Для вертолета такая система была в новинку. Она позволяла пилоту безопасно катапультироваться в диапазоне скорости от 0 до 400 км/ч и высоте о 0 до 4 тысяч метров. Катапультирование производилось путем отстрела лопастей несущих винтов и отстрела верхней части фонаря кабины вертолета.

Использование композиционных материалов, которые составляли примерно 30% от всего веса конструкции, позволило уменьшить массу отдельных элементов вертолета на 20-30% по сравнению с металлическими аналогами. Также была повышена надежность и живучесть машины. Ресурс работы отдельных агрегатов планера, благодаря новым материалам, был увеличен в 2-2,5 раза. А трудоемкость производства сложных элементов конструкции вертолета снизилась в 1,5-3 раза.

Вертолеты Ка-50 производились поштучно очень небольшой серией. Последние машины были переданы военным в 2009 году. Всего было построено 15 вертолетов Ка-50 «Черная акула», включая испытательные машины. Все они приписаны к 344-му Центру боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, при этом часть машин уже списана, а часть используется в качестве учебных пособий. Во многом вертолет стал известен благодаря художественному фильму «Черная акула», в котором он сыграл главную роль. Но не стоит думать, что данная машина канула в лету. Для ОКБ Камова вертолет стал бесценным опытом, позволившим на практике отработать новые технологии. В будущем данный опыт был в полной мере реализован в новом многоцелевом ударном вертолете Ка-52 «Аллигатор».

Многоцелевой ударный вертолет Ка-52 имеет гораздо более успешную судьбу. На 1 января 2015 года на вооружении ВВС России имелось 72 таких вертолета, до 2022 года военные должны получить 146 многоцелевых ударных вертолетов Ка-52. Главным отличием данной машины от Ка-50 стало появление второго члена экипажа и полноценная возможность работы в любых погодных условиях и любое время суток. Изначально Ка-50 не предназначался для ведения боя в ночных условиях.

Двухместная модификация «Черной акулы» на 85% была унифицирована с вертолетом Ка-50. От своего предшественника «Аллигатор» унаследовал силовую установку, крыло, несущую систему, оперение, шасси, хвостовую и среднюю части фюзеляжа. Их главное отличие — новая передняя часть в виде двухместной кабины, в которой разместились рядом члены экипажа «Аллигатора». Кабина также оснащена катапультируемыми креслами К-37-800. Серьезно обновилось и приборное оборудование кабины пилотов, где вместо традиционных электромеханических указателей появились жидкокристаллические дисплеи.

Появление второго пилота разгружало экипаж, делая машину более надежной. В Ка-52 не просто добавили оператора-штурмана, но и выбрали нестандартную компоновку кабины. Обычно два члена экипажа в ударных вертолетах размещаются тандемно — друг за другом. Но на Ка-52 члены экипажа сидят плечом к плечу. При этом ручки управления вертолетом имеются как на правом, так и на левом месте. Такое расположение членов экипажа вертолета имело свои плюсы. К примеру, достигалось повышение слаженности работы пилотов, а также отсутствовала необходимость в установке второй приборной панели.

Существенно изменилась и электронная начинка машины. Изюминкой вертолета является РЛС РН01 «Арбалет», которая была создана инженерами «Фазотрон-НИИР». Серийный выпуск данной РЛС начался в 2011 году. «Арбалет» в состоянии одновременно сопровождать до 20 различных целей. При этом система в состоянии обнаружить танк на удалении в 12 км, штурмовик противника -15 км, ракету «Стингер» — 5 км. Но и это еще не все, данная РЛС предупреждает экипаж о приближении к препятствиям типа проводов ЛЭП за 500 метров. При этом погрешность определения расстоянии до цели не превышает 20 метров, а угловая погрешность — 12 минут. РЛС «Арбалет» обслуживает навигационную и прицельную системы Ка-52, а также участвует в организации противоракетной защиты и предупреждает экипаж об опасных метеообразованиях и препятствиях.

Первый полет Ка-52, переделанного из серийного вертолета Ка-50, состоялся 25 июня 1997 года. Серийное производство вертолета было развернуто 29 октября 2008 года на , расположенном в городе Арсеньев. Серия государственных испытаний вертолета Ка-52 завершилась в 2011 году. В том же году в мае первые боевые машины поступили на вооружение строевой части армейской авиации страны.

Боевой разведывательно-ударный вертолет нового поколения Ка-52 «Аллигатор» предназначен для борьбы с танками, бронированной и небронированной техникой противника, его живой силой, а также вертолетами противника на переднем крае противостояния и в тактической глубине. Вертолет может использоваться в любое время суток и в любых погодных условиях. Также вертолеты Ка-52 в состоянии вести разведку целей, осуществлять целераспределение и аппаратурное целеуказание на взаимодействующие с ними боевые вертолеты и КП сухопутных войск. Вертолет в состоянии сопровождать военные колонны и обеспечивать огневое прикрытие десанта, производить патрулирование местности.

Летно-технические характеристики Ка-52: Экипаж — 2 человека. Боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески. Вооружение — 30-мм пушка 2А42 (600 снарядов), 4х3 ПТУР «Вихрь» или 4 УР «Игла-В» или 80х80-мм НУР или 10х122-мм НУР, а также контейнеры с пулеметно-пушечным вооружением. Габаритные размеры: длина — 14,2 м, высота — 4,9 м, диаметр несущего винта — 14,5 м. Масса пустого — 7800 кг. Максимальная взлетная масса — 10400 кг. Мощность двигателей — 2х2400 л.с. Максимальная скорость — 300 км/ч. Максимальная скороподъемность на уровне моря — 16 м/с. Практическая дальность — 460 км. Практический потолок — 5500 м.

Источники информации: https://www.airwar.ru https://svpressa.ru https://www.russianhelicopters.aero/ru/kamov Материалы из свободных источников

Вертолет Ка-29

Эта модель относится к типу многоцелевых с возможностью модернизации под ударный вариант. В последнее время такие вертолеты России рассчитаны сугубо для поражения целей на земле и десантирования. Получили распространение в Китае, Вьетнаме и Индии.


В арсенал Ка-29 входит прицельный комплекс, до 90 авиационных и противотанковых ракет, 2 или 3 пушечные установки. Имеется возможность прикрепления 4 крупнокалиберных пулеметов. Салон винтокрылого аппарата способен вместить до 16 десантников или 6 носилок с ранеными. Грузоподъемность – до 4000 кг. Номинальная мощность двигателей – 4400 л. с. Максимальная скорость, которую вертолет Ка-29 может достигать при средней загруженности, равняется 280 км/ч. Что касается потолка высоты, то она составляет 4,3 км.

Вертолет Ка-50

Данная модель получила неофициальное название «Черная акула». Военные вертолеты России серии Ка-50 разрабатывались параллельно с Ми-28. Задачей конструкторов было создание разрушительной машины, которая бы демонстрировала свое превосходство не только в воздухе, но и при наземной атаке.


Первые модели вертолетов получились слишком тяжелыми и неповоротливыми, поэтому было решено уменьшать вес брони и габариты аппарата за счет одноместной компоновки. Из-за дороговизны производство «Черных акул» до недавнего времени нельзя было назвать стремительным. К 2007 году в арсенале ВВС была всего лишь 25 машин данной серии. Вооружение Ка-50 включает 3 пушечных и 7 ракетных установок. Из управляемой автоматической комплектации стоит выделить ПТУР серии «Вихрь» и «Игла» (по 2 шт.). Бомбовый арсенал представлен целым складом зарядов (ФАБ, КМГУ, ЗБ, РБК и прочие). Максимальная скорость пикирования – до 350 км/ч. Высота маневренности – 4 км. Мощность ГТД – 2х2200 л. с.

Вертолет Ка-52

Второе название модели – «Аллигатор». Эти новые вертолеты России – гордость отечественной военной авиации. Они способны поражать любые цели на расстоянии до 15 км. Все благодаря универсальной поисково-прицельной системе, интегрированной в противотанковые ракетные снаряды «Вихрь». Это делает «Аллигаторы» фаворитами в любой воздушной или наземной схватке. Кроме того, на Ка-52 установлен радиолокационный комплекс под названием «Арбалет». Он не только повышает боевую способность машины, но и позволяет обнаруживать летящие в направлении вертолета ракеты на расстоянии до 5 км.


В арсенал Ка-52 входит пушка 2А42 и ПТУР «Штурм», «Вихрь», «Игла». В наличии 4 ракетные установки С-8 или С-13. Скоростной порог – до 300 км/ч при максимальном уровне управляемости. Потолок высоты – до 5,5 км. Максимальная мощность двигателей – по 2700 л. с.

Закален Приморьем

Как рассказал в интервью ТАСС первый заместитель управляющего директора — технический директор Арсеньевской авиа им. Н.И. Сазыкина Андрей Семенов, Ка-62 имеет возможность автономного базирования и безангарного хранения. Также возможна эксплуатация с базовых аэродромов, нефтяных платформ, грунтовых площадок.

Особенностью вертолета является и применение в конструкции полимерных композиционных материалов (ПКМ) — стеклопластиков, углепластиков, органопластиков, а также высокопрочных современных алюминиевых, титановых сплавов и стали. «Объем конструкций из ПКМ на вертолете доведен до 60% по массе, благодаря чему увеличивается скорость, маневренность и грузоподъемность, а также снижается расход топлива», — говорит Семенов, добавляя, что сейчас весь мир движется в этом направлении и «мы здесь не отстаем от мирового вертолетостроения».

Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50 до +45 °С. «В июле в Приморском крае на улице температура +32 в тени, а на солнце если повесить термометр, будет доходить до +50. Влажность порядка 80% — это считается нормой для летнего периода, зимой она, конечно, падает, — рассказывает Бездетко. — Зимой мы проводили испытания при -24, запускались при -30 с утра. То есть опробовали достаточно сложные температурные режимы». Таким образом, Ка-62 готовится и для экспорта по всему миру, и эксплуатации в самых сложных климатических условиях.

Сборка вертолета Ка-62 в агрегатно-сборочном цехе Арсеньевской авиационной имени Н.И. Сазыкина

Источник изображения: © Юрий Смитюк/ТАСС

Еще одним преимуществом машины, по словам директора проекта, является впервые примененная в отечественном вертолетостроении схема с рулевым винтом в кольцевом канале. «Во-первых, это безопасность для персонала, для тех, кто обслуживает и эксплуатирует вертолет. Во-вторых, снижается шум, и винт в кольце улучшает управляемость, то есть создаваемый воздушный поток — более мощный, что позволяет лучше управлять вертолетом», — отмечает он.

Начальник цеха деталей и агрегатов из композитных материалов «Прогресса» Иван Гришенко рассказал, как предприятие, известное производством знаменитых боевых вертолетов Ка-52, осваивает выпуск новой для себя гражданской техники. «Больше 60% фюзеляжа состоит из деталей из композитных материалов, и эти детали довольно объемные, большие. То есть буквально из шести больших панелей собирается фюзеляж вертолета. В Ка-52 детали в среднем размером метр на метр, а Ка-62 — это семь метров длиной и два с половиной шириной, — отмечает он. — То есть сборка быстрее и проще осуществляется, меньше сочленений. Это и прочность вертолету придает, и вес уменьшает».

Что касается других нововведений при производстве Ка-62, то на заводе освоили новую оснастку. Если до сих пор работали на металлической (алюминиевой), то сейчас применяется композитная. «Вначале делается мастер-модель, полностью повторяющая контур вертолета. На нее выкладывается ткань, пропитывается методом инфузии, которая затем затвердевает. Мы ее сниманием, и получается такая «корка», на которой уже выкладываем основную деталь. Очень удобно при ремонте, и если конструктивно что-то поменялось — намного быстрее, легче и дешевле можно внести коррективы, — говорит Гришенко. — Этот же метод мы применили, когда осваивали производство деталей для вертолета Ми-171А3 (вертолет изготавливается совместно с Улан-Удэнским авиазаводом и Казанским вертолетным заводом — прим. ТАСС). Мы делаем боковые панели (двери, люки), фонарь кабины. Полностью композитные материалы, которые ни на Ка-52, ни на Ка-62 не применяются, технологии немного другие».

Сборка вертолета Ка-62 в агрегатно-сборочном цехе Арсеньевской авиационной имени Н.И. Сазыкина

Источник изображения: © Юрий Смитюк/ТАСС

На МАКС-2021 Объединенная двигателестроительная корпорация представила двигатель-демонстратор ВК-1600В для вертолета Ка-62. По планам, на «ОДК-Климов» будет произведена переборка двигателя и к концу третьего квартала 2022 года двигатель будет готов к первым испытаниям.

«Сейчас на этом вертолете ведется программа импортозамещения. В первую очередь предусматривается импортозамещение двигателей и трансмиссии. В планах есть оснащение вертолета Ка-62 двигателем ВК-1600В по завершении опытно-конструкторских работ и сертификации данного двигателя. Согласно плану, его сертификация завершится в течение трех лет», — говорит технический директор «Прогресса» Семенов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]