Появились качественные фото первого серийного ударного вертолета Ми-28НМ

Фото: Евгений Баранов

28 октября в России отмечается День армейской авиации. Главным средством этого рода войск являются вертолеты различного назначения, в том числе боевые, или, как их еще называют, ударные. Вертолеты Ми-28 с 2013 года находятся на вооружении Минобороны России. В 1982 году впервые взлетел боевой Ми-28, а спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н «Ночной охотник». Вертолет продолжает совершенствоваться, и на смену Ми-28Н приходят обновленные с учетом боевого опыта в Сирии машины Ми-28НМ. За свои высокие летные характеристики и надежность новый вертолет получил от пилотов уважительное прозвище «Николай Михайлович».

Усиленная бронезащита, повышенная боевая живучесть, современный высокоточный комплекс вооружения и другие преимущества нового «Ночного охотника» – в нашем материале.

Наш ответ «Апачу»

Концепция поддержки сухопутных войск с воздуха хорошо вооруженными «летающими танками» − боевыми вертолетами – появилась в конце 1950-х годов. Взлетевший в 1969 году Ми-24 «Крокодил» гениального конструктора Михаила Миля стал первым в СССР и вторым в мире специализированным боевым вертолетом.

Его последователь Ми-28 был создан в результате соперничества ОКБ Миля и ОКБ Камова за право создания нового ударного вертолета, способного противостоять американскому ударнику «Апач» и заменить устаревшие Ми-24. Долгое время Ми-28 и камовский Ка-50 шли в испытаниях примерно на равных, но в итоге военные отдали предпочтение «воздушному танку» Миля. В 1982 году Ми-28 впервые поднялся в воздух.


Первый полет Ми-28, 10 ноября 1982 г.

Задачами нового летательного аппарата стали поддержка сухопутных войск и десанта, уничтожение живой силы, наземной бронетехники и малоскоростных воздушных целей. На испытаниях вертолет отлично показал себя и подтвердил летные и технические характеристики, поставленные в задании Минобороны.

Спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н, который первым из «двадцать восьмых» пошел в серию. Эта модель создавалась милевцами специально для армейской авиации в то время, когда вертолеты массово переводились из ВВС в сухопутные войска. Новая машина должна была сохранить все качества Ми-28 и вдобавок соответствовать специфике сухопутных войск: работать не только днем, но и ночью, а также в любую погоду, иметь высокий уровень автономности и быть достаточно простой в эксплуатации и ремонте.


Ми-28Н. Фото: Евгений Волков / wikimedia.org

Для реализации ночного режима боя ставка была сделана на глубокую интеграцию всего бортового оборудования. Усовершенствованное БРЭО позволило эффективно использовать мощь вертолета в темное время суток, за что Ми-28Н получил название «Ночной охотник».

Ми-28Н подвластны такие «самолетные» фигуры высшего пилотажа, как «бочка», «горка», «мертвая петля», а еще он может делать специфическую «воронку на хвост», летать задом и боком. Именно эти машины использует в своих выступлениях российская пилотажная группа «Беркуты». Высокая маневренность Ми-28Н вместе с допустимой нормальной перегрузкой 2,5 единицы позволяет применять воздушные пируэты не только для украшения авиационных праздников, но и в качестве реальных боевых маневров, от которых зависит выживание боевой машины.

«Николай Михайлович» выходит на охоту

Ми-28НМ (ночной модернизированный) – это новейшая модификация «Ночного охотника», разработка которой началась в 2009 году. В ней учтены все замечания, которые получил Ми-28Н во время государственных испытаний. Еще одной задачей модернизации стала замена иностранных комплектующих на отечественные. Военные пилоты очень рады новому вертолету, который за свои качества уже получил от них уважительное прозвище «Николай Михайлович».

Разработчики сделали многое, чтобы экипажу «Ночного охотника» было удобнее работать, особенно в темноте. Информация о работе систем и ходе полета стала более обширной и наглядной. У вертолета появилась новая прицельно-поисковая система.


Ми-28НМ

Бронированная кабина защищает экипаж от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. В штурманской кабине создана полноценная система управления машиной, так что даже в случае прямого попадания в кабину летчика штурман сможет продолжить полет. Подобная схема уже была реализована в учебно-боевой версии Ми-28УБ. По отзывам летчиков-испытателей кабина Ми-28НМ по размерам и шумоизоляции стала напоминать салон пассажирского самолета.

Ключевым новшеством Ми-28НМ стал двигатель. Серийные Ми-28 оснащались силовыми установками ТВ3-117, основное производство которых осталось на Украине. В рамках импортозамещения в «ОДК-Климов» был разработан двигатель ВК-2500, собирающийся полностью из российских комплектующих. Его последняя модификация ВК-2500П и устанавливается на Ми-28НМ.

Новый двигатель отличается от базового модернизированной системой автоматического управления типа FADEC и противопожарной защитой, которые обеспечивают безопасность полетов, упрощают обслуживание и улучшают технические характеристики силовой установки в целом. Мощность двигателя значительно увеличилась, а ресурс до первого капитального ремонта вырос с 2000 до 3000 час/циклов. Кроме того, новый двигатель делает возможным применение «Ночного охотника» в широком диапазоне температур.

В Ми-28НМ используется конструкция предшественника, а самым заметным внешним отличием стала надвтулочная радиолокационная станция Н025. Этот шар, расположившийся над основным винтом вертолета, помогает экипажу находить цели даже вне зоны видимости. Прежде подобное оборудование устанавливалось только на экспортные модели. Лопасти несущего винта выполнены из композитных материалов, что позволяет завершить полет даже при попадании в винт снарядов калибра 20-30 мм.

Концепция «воздушного танка» подразумевает возможность использования на вертолете широкой номенклатуры вооружения. По-прежнему в арсенал Ми-28НМ входят различные типы управляемых и неуправляемых ракет. Также в 2022 году представители КБ Миля рассказали, что новый вертолет получит первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения. Ракета отличается повышенной дальностью, что позволяет экипажу уничтожать цели, не заходя в опасную зону.


Фото: «Вертолеты России»

Для собственной защиты «Ночной суперохотник» оснащается лазерной станцией подавления, разработанной холдингом КРЭТ. Ее работа заключается в создании фантомных целей для ракет противника, наводящихся на вертолет с помощью лазера. Также в новой машине заложена очень перспективная функция взаимодействия с беспилотниками. При этом есть несколько сценариев работы – когда дрон выполняет функции целеуказания для Ми-28НМ или когда он управляется штурманом непосредственно с борта вертолета.

Ми-28НМ, как и предыдущие модели, выпускается на ростовском холдинга «Вертолеты России». О боевых испытаниях опытного образца нового «Ночного охотника» в 2022 году рассказал Сергей Шойгу. По словам министра обороны, Ми-28НМ принял участие в боевых действиях в Сирии, то есть машина успешно прошла проверку в условиях жаркого климата и пустыни. В том же году Министерство обороны заключило с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ до конца 2027 года. «Ночной суперохотник» продолжает проходить испытания, одновременно с которыми в сентябре текущего года запущено серийное производство, и совсем скоро Ми-28НМ пополнит армейскую авиацию.

Вертолет Ми-28НМ – не подарок!

Думал, что к теме Ми-28 не придется возвращаться, но после наказа В.В. Путина о вооружении нашей Армии вертолетами Ми-28НМ на него из либеральных СМИ посыпались хвалебные оды: летчики, радуйтесь! Всё по законам рынка: «чем товар хуже — тем красивее упаковка»!

«Ночной суперохотник» успешно испытан в Сирии

«Лучшие ударные вертолеты мира! От Ми-24 до Apache и КА-52», где «ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ свидетельствуют в пользу нового модернизированного вертолета МИ-28 НМ «Ночной охотник»;

«Ми» на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию

Формально новая машина считается модернизацией Ми-28Н. Но разработчики внесли столько изменений, что получился совершенно новый «Ночной суперохотник», превосходящий предыдущий по всем параметрам. Так, у данной модели более мощные двигатели и система управления. Кроме того, вертолет обеспечивает безопасность экипажа на очень высоком уровне, аналогов которой в мире просто нет. Кабина и жизненно-важные узлы закрыты броней, способной выдержать попадание крупнокалиберных пуль. Система предупреждения об огне ПЗРК может засечь выпущенную ракету, проанализировать ее траекторию и дать рекомендации пилоту: уклониться или отстрелить тепловые ловушки. А лазерная станция подавления — увести в сторону управляемые ракеты.

Благодаря системе амортизации в шасси и креслах пилотов экипаж может остаться невредимым даже при падении машины с нескольких десятков метров. А на большой высоте в аварийной ситуации — покинуть кабину и приземлиться с парашютом. Для этого есть система отстрела боковых дверей».

«Но разработчики внесли столько изменений»?

А вот телеведущий «Звезды» в репортаже по случаю серийного выпуска Ми-28НМ сказал, что мощность двигателей ограничена до 2200л.с, а это означает, что Ми-28НМ унаследовал от «убойного» Ми-28Н (по В. Бондареву) те же ненадежные редукторы. Да и двигатель-то тот же: ВК-2500.

В оборудовании — действительно ИЗМЕНЕНИЯ!

Теперь оно у него стало современным и очень дорогим, таким дорогим, что поначалу М.О. отказалось покупать его и лишь волевым решением Президента он принят на вооружение.

Но «грош – цена» этому дорогому оборудованию, если не доработана сама конструкция вертолета! Вспомним, что в Сирии были две жестких посадки вертолетов Ми-28Н и одного Ми-24П, в которых погибли 4 высококлассных летчика, а когда вертолет падает без воздействия на него из вне, то броня ему — «как собаке пятая нога»!

Ещё был сбит вертолет Ми-35 ракетой, которая разорвалась около хвостового винта – экипаж погиб, потому что при отказавшем хвостовом винте вертолет в падении становится неуправляемым и никакое дорогущее бортовое оборудование ему уже не поможет.

Классическая схема имеет ещё одно очень слабое место — хвостовую балку!

При полетах на малых высотах (основные полеты в Сирии) вертолет становится хорошей мишенью для стрелкового оружия. Например, при стрельбе из автомата по хв. балке — перебивается управление хвостовым винтом, а сама балка при незначительном повреждении вообще может отломиться, потому что в полете тяга хв. винта создает большие: а) Момент на ИЗЛОМ; б) Момент на скручивание и + в) Момент на излом от собственного веса и веса хв. винта!

Отсюда естественный вопрос: какой был смысл в финансовых затратах на дорогостоящее оборудование вертолета Ми-28НМ, если сама классическая схема исключает нужную защищенность по причине невозможности защиты хв. балки даже от пуль стрелкового оружия, не считая самого хв. винта? Ладно, когда не было замены этим вертолетам, а сегодня имеются великолепные вертолеты соосной схемы,

которые при разрушении хвостового оперения не падают камнем вниз, а продолжают полет на скорости до 200к/ч. и уверенно производят посадку на базовом аэродроме. Больше того, в аварийной ситуации, в отличие от Ми-28НМ, у них отстреливаются не боковые двери, а лопасти несущих винтов, после чего происходит катапультирование кресел с летчиками вверх.

Ещё «АРГУМЕНТ» защищенности Ми-28НМ:

«Благодаря системе амортизации в шасси и креслах пилотов экипаж может остаться невредимым даже при падении машины с нескольких десятков метров. А на большой высоте в аварийной ситуации — покинуть кабину и приземлиться с парашютом. Для этого есть система отстрела БОКОВЫХ ДВЕРЕЙ».

Как спасает экипаж амортизация шасси — хорошо видно на фото при падении новейшего Ми-28УБ в Кореновске перед новым годом.

Теперь представьте падающий вертолет, который к тому же вращается вокруг вертикальной оси, при этом летчики отстреливают боковые двери и покидают кабину: сверху вращающийся несущий винт D=17,3м., сзади – хвостовой винт!!!

Такое впечатление, что боевые летчики вертолетов чем-то сильно провинились перед Верховным главнокомандующем и в наказание им: Ми-28НМ?

А много ли в Армии вертолетов Ка-52 и сколько «Апачей» у американцев?

«… Армия США располагает примерно 810 единицами данного вертолета».

Ка-52 Аллигатор

«Вертолет принят на вооружение в 2011 году, на данный момент в Вооруженных силах России числится около 72 машин.

Не густо!!! По сути Правительство делает вид, что вооружает нашу Армию лучшими вертолетами мира, а по факту- очковтирательство и летчиков принуждают летать на отсталых Ми-24 … Ми-28, которых в Армии — «пруд пруди»:

«На сегодняшний момент поставлено в войска около сотни единиц Ка-52 и более ста вертолетов Ми-28 «Ночной охотник».

Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации» (Военно-воздушные силы ВВС России 2022: история и состав 30.04.2019 (militaryarms.ru).

Вот и модернизация: «Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский заявил, что в России провели модернизацию ударного вертолета Ми-24. По его словам, теперь его срок эксплуатации увеличен до 45 лет, в то время как раньше он составлял 30 лет» (gazeta.ru 02.07.2019).

Больше того, была попытка вообще прекратить выпуск выдающихся вертолетов Ка-52 в пользу Ми-28НМ и лишь митинги рабочих завода, выпускающего Ка-52, вынудили правительство Путина-Медведева прекратить увольнения этих рабочих с обещанием продолжить выпуск «Аллигаторов».

Соосные вертолеты не только надежнее и безопаснее классической схемы, но имеют и ряд других очень важных преимуществ в сравнении с классическими, о чем и поведали летчики, летавшие на тех и других типах.

«Вертолет для морпехов» (Авиация и время, № 5 2012, С Дроздов, А. Бондарев)

На Ка-29 «Также возможны взлеты и посадки с попутным ветром до 20 м/с (ранее – не более 10 м/с). Их распространили и на вертолеты Ка-27. Отдельные представители военного руководства стали предлагать принять Ка-29 (боевой вертолет) на вооружение Армейской авиации в качестве переходного типа к Ка-50. Но все же соосный винт сильно смущал большинство генералов, и в конечном итоге Ка-29 в Афганистан не попал.

Кавказская зима добавляла свою долю опасностей, особенно при пилотировании на предельно малых высотах. Частые туманы закрывали перевалы, и тогда летать приходилось по ущельям. В этих условиях схема с соосными винтами показала свою высокую эффективность, что отметил командир группы после первого же вылета: «В горах надо летать только на таких вертолетах». Действительно, отсутствие хвостового винта существенно ОБЛЕГЧАЕТ ПИЛОТИРОВАНИЕ при опасных порывах бокового ветра, которые в стесненных горных условиях представляли особую угрозу.

Интересным представляется сравнение Ка-29 с аналогичным по назначению армейским вертолетом Ми-24. Как отметил летчик 696-го полка О.Н. Мягков, «на Ка-29 подкупали обзор при заходе на площадку, отсутствие хвостового винта, меньшие габариты. …Эргономика кабины была лучше, чем на Ми-24: управление вооружением – под левой рукой рядом с ручкой «шаг-газ», поиск цели вместе со штурманом (пальцем можно показать), все управление навигацией и запуском-остановом под правой рукой – не надо никуда разворачиваться, наклоняться».

Отсутствие затрат мощности на компенсацию реактивного момента несущего винта (НВ) давало камовской машине очевидное преимущество перед созданным по классической одновинтовой схеме Ми-24. При близких взлетных массах и одинаковой мощности силовых установок у «двадцать девятого» более высокий коэффициент полезного действия НВ, который составляет 0,65-0,70, а у вертолетов с рулевым винтом – лишь 0,50-0,60. На соосном вертолете вся мощность двигателей идет на вращение несущих винтов и создание подъемной силы, при этом реактивные моменты винтов взаимно уравновешены. На Ми-24 до 12% мощности расходуется на привод рулевого винта.

Ка-29 обладает возможностью совершать педальный (плоский) разворот в широком диапазоне скоростей полета. Он способен сохранять неизменной высоту полета при выполнении вращения вокруг вертикальной оси. Это особенно важно для обеспечения безопасности боевого маневрирования на предельно малых высотах и над препятствиями. Такой боевой маневр обеспечивает Ка-29 существенное преимущество перед Ми-24 и позволяет в кратчайшее время занять выгодную позицию для атаки наземных и надводных целей с сохранением высоких точностных характеристик жестко закрепленного оружия. Кроме того, применение плоского разворота значительно сокращает величину сближения с противником при выходе из атаки. Маневренность Ка-29 при выполнении педальных разворотов сохраняется от уровня моря до статического потолка 3700 м, тогда как Ми-24 с рулевым винтом на своем статическом потолке 2000 м способен только зависнуть без выполнения разворотов.

Для выполнения энергичных разворотов на любой угол в режиме висения Ка-29 требуется значительно меньшее пространство, ведь сам он мал, а вращение происходит вокруг оси вращения НВ. Благодаря незначительному удалению кресла летчика от оси НВ, у пилота Ка-29 не возникает чувство дискомфорта даже при вращении машины с предельными угловыми скоростями.

Сама природа соосной схемы обеспечила Ка-29 низкий уровень вибраций. Это достигается в результате суммирования колебаний верхнего и нижнего винтов таким образом, что максимумы амплитуд вибраций одного с некоторым сдвигом совпадают с минимумами другого. Кроме того, на соосном вертолете отсутствуют низкочастотные поперечные вибрации, приводящие к колебаниям головы пилота, которые на Ми-24 создает рулевой винт. Именно из-за этого на Ка-29 меньше ошибка в прицеливании. Благодаря достоинствам соосной схемы на «двадцать девятом» удалось разместить и успешно применять лазерный дальномер с неподвижной осью визирования. В то же время на Ми-24 пришлось использовать угломестный, значительно менее точный способ измерения дальности до цели.

Кроме того, благодаря аэродинамической симметрии соосной схемы, у Ка-29 отсутствует кренение во всем диапазоне скоростей полета, характерное для Ми-24. При выполнении маневрирования, в процессе разворотов, вертолете рулевым винтом подвержен скольжению из-за наличия неуравновешенной тяги рулевого винта. Данный паразитный эффект на соосном вертолете отсутствует, что также обеспечивает повышенную точность прицеливания на Ка-29.

Как вспоминает Н.Г. Рыжков, ему довелось даже «повоевать» против Ми-24. «В 1987-89 гг. на полигоне Чауда с таким же по уровню подготовки летчиком-испытателем из Москвы мы провели воздушный бой с фиксацией прицела на фото. Я в перекрестии прицела Ми-24 только мелькал, а, поставив свою машину в режим «плоский разворот-боковой вираж-воронка с кабрирования или пикирования», мне не составляло никакого труда до 10 секунд удерживать Ми-24 в перекрестии прицела С-17 с лазерным определением дальности и автоматической отработкой упреждения для стрельбы из пушек… Штурман мог работать как ПТУрами, так и пулеметом».

Авторы и редакция выражают глубокую признательность за помощь в работе над монографией летчикам 344-го ЦБПиПЛСВ.Л. Гамелько. О.Н. Мягкову, летчику 710-го ОКПЛВП и и 555-го ОПВЛП А. А. Седакову и Заслуженному летчику- испытателю СССР Н.Г. Рыжкову».

Факты из Афганской войны..

«Согласно общепринятым данным, в ходе Афганской войны 1979—1989 гг. советская авиация потеряла 332 или 333 вертолёта[1][2]. Эти цифры относятся к ВВС 40-й Армии и не включают потери авиации пограничных войск и Среднеазиатского военного округа, а также вертолётов советского производства из состава авиации сухопутных войск ВС ДРА и других национальных министерств и ведомств (которые в иностранной прессе так же отнесены к «советским»).[3] Если учесть, что авиация пограничных войск потеряла 62 вертолёта[4], то общие потери советских вертолётов достигают 400 единиц (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

«Так, безвозвратные потери Ми-24 и Ми-8 в Афганистане за счет боевого поражения хвостовых частей планеров составляют примерно третью часть от общего числа погибших вертолетов. Сюда входят также потери, связанные с задеванием рулевыми винтами за препятствия и их последующим разрушением при боевом маневрировании вблизи преград на малых высотах полета». (Сравнение Ан-64 и Ка-50. Журнал ОВЭ=RAF).

… «третью часть от общего числа погибших вертолетов». что от 332 составляет ~110 вертолетов, или половина от 222 сбитых противником! И в каждом по 2-3 летчика, получается, что хвостовой винт добавил к сбитым еще половину! К сожалению этот трагический результат заложен в самой классической схеме и это ФАКТ!

Странно и непонятно, что такого разительного преимущества соосников над вертолетами с хв. винтом не понимает Верховный главнокомандующий В.В. Путин?

Или не хочет понимать? Ведь на Дальнем Востоке, будучи Премьер-министром, он лично восхищался пилотажем вертолета Ка-50 и «Вот как В. Хорев передает впечатление премьера, лично поздравившего пилота сразу же после приземления вертолета:

Даже по лицу Владимира Путина видно было, что он по достоинству оценил нашу машину. А сказал он коротко: “Вот это техника — дух захватывает!” («Черная акула» ныряет в Чечню – VladNews 1999г), но став Президентом – снимает его с вооружения в пользу неуклюжего, да еще и ненадежного Ми-28Н!

И ещё. Если бы в Афгане вместо Ми-24 запустили на боевую работу Ка-29, то из вышеназванных 110 вертолетов летчики были бы живы и очень многие продолжали бы воевать до конца войны!

К долгожительству Ми-24: «Главком советских ВВС Павел Кутахов, рассудив, что никакие модернизации Ми-24 уже не помогут, инициировал создание боевого вертолета нового поколения. 16 декабря 1976 года появилось закрытое совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1043-361 о разработке перспективного боевого вертолета» (Реквием по Ми-28Н: почему падают российские боевые… ru.krymr.com), что относится и к очередной модернизации Ми-24: Ми-28НМ.

И, между прочим, новость: «МОСКВА, 3 фев — РИА Новости. Минобороны РФ до 2027 года рассчитывает получить 423 современных вертолета, в их числе 96 ударных Ми-28НМ, сообщил заместитель министра обороны Алексей Криворучко. Ранее Криворучко сообщал, что военное ведомство заказало 98 вертолетов Ми-28НМ, два вертолета установочной партии уже переданы Минобороны. Об этом сообщает «Рамблер».

В России на замену Ми-28Н поставляют «суперсовершенный» Ми-28НМ.

В США «Апач» не стали совершенствовать до «АпачНМ», а готовят высокоскоростной соосный S – 97 Райдер, который давно проходит летные испытания в воздухе.

Еще один: транспортно- десантный соосный высокоскоростной SB>1.

«Скоростной вертолет SB>1 испытали с убранным шасси и разогнали до 130 узлов. 4 февраля 2020

Масса скоростного вертолета составляет 13,6 тонны. Он может развивать скорость до 250 узлов и перевозить 12 человек десанта. Машина построена по соосной схеме с хвостовым толкающим винтом».

Схема обоих вертолетов скопирована с нашего Ка-92, работы над которым заморожены филологами, социологами, финансистами и подобными им руководителями нашей Авиации!

Виталий Беляев, специально для Avia.pro

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]