Ми-8 представляет собой многоцелевой и широко используемый вертолет. Спроектирован и разработан конструкторами ОКБ М.Л. Миля в начале 60-х годов. Эта советская разработка является самой массовой двухдвигательной воздушно-транспортной машиной в мире (состоит в списке самых распространенных вертолетов в мировой истории авиации). Имеет два направления: военное и гражданское.
В июле 1961 года в первый полет поднялся прототип В-8. Спустя год вышел второй экземпляр В-8А. В 1967 году уже полностью доработанный и сменивший старое название на новое Ми-8 встал на вооружение ВВС Советского Союза. Поскольку модель показала себя одной из самых удачных, нынешние российские ВВС также заказывают этот вертолет. На данный момент этот агрегат используется в пятидесяти странах мира.
Ключевой модификацией 80-х годов стал разработанный Ми-8МТ. Усовершенствованный вариант, или, как его еще называют, «изделие 88», отличается от собрата улучшенной силовой механизацией (два двигателя ТВЗ-117) и установленной вспомогательной конструкцией силового типа. Правда, этот вариант не так распространен по миру.
В 1991 году начались разработки нового гражданского воздушно-транспортного вертолёта Ми-8АМТ. В конце 90-х был разработан воднотранспортный штурмовой вертолет Ми-8АМТШ. Всего их выпущено свыше 3500 экземпляров.
История создания вертолета Ми-8
С появлением тяжелого вертолета Ми-6, открылась новая эра в вертолетостроении. Однако тяжеловес был нужен не везде и не всегда, гораздо более востребованным был «средний» вертолет, по типу Ми-4, однако последний уже не отвечал требованиям времени.
20 февраля 1958 года вышло Постановление Совета Министров СССР предписывающее начать разработку нового вертолета на его замену, не с поршневым, а с газотурбинным двигателем. Рабочее название нового вертолета было В-8, но в историю он вошел как многоцелевой вертолет Ми-8. Новая машина должна была проектироваться сразу в двух вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.
Ведущим конструктором по В-8 (Ми-8) был назначен Г.В.Ремезов (позже — В.А.Никифоров), общее руководство по проекту осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов.
Чешский пассажирский вертолет Ми-8П.
В 1959 году был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего началось рабочее проектирование. Сразу оказалось, что использовать наработки по Ми-4 фактически невозможно в силу технических особенностей. Специально для Ми-8 в ОКБ-117 был спроектирован новый двигатель мощностью 1250 л.с. Однако, по решению генерального конструктора, таких двигателей на вертолете должно было быть сразу два.
Конструкция Ми-8 вообще, была чрезвычайно передовой. Дюралюминиевая штамповка крупных деталей, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования работы двигателей — все это было реализовано впервые именно для него.
Так как задумка была слишком уж революционной, Совет Министров СССР постановил построить сразу два варианта «В-8»: с одним и с двумя двигателями.
Первый прототип Ми-8 с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся в воздух в 24 июня 1961 года.
Второй прототип Ми-8 с двумя двигателями ТВ2-117 и новым пятилопастным винтом взлетел 2 августа 1962 года. Совместные государственные испытания обеих машин начались в марте 1963 года и завершились в пользу двухдвигательного варианта вертолета.
Прототип пассажирского вертолёта В-8АП был изготовлен на заводе №329 к маю 1964 года, а затем до марта 1965 года, проходили его всесторонние испытания.
Вертолет Ми-8Т. Обратите внимание на иллюминаторы — у транспортных вариантов Ми-8 они круглые, у пассажирских — квадратные
Сразу по их завершению, вертолет под обозначением Ми-8П был запущен в серийное производство на Казанском авиазаводе №387. К 1969 году Ми-8 полностью заменил на сборочной линии Ми-4, а в 1970 году к его производству приступил и завод в Улан-Удэ. Транспортный вариант, Ми-8Т был принят на вооружение ВВС СССР в 1968 г.
В 1968 году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной премии СССР.
На момент появления в эксплуатации, на Ми-8 было установлено 7 международных рекордов. Всего, за годы серийного производства с 1968 по 1996 г.г., было произведено около 8200 вертолетов Ми-8, что делает этот вертолет самым массовым в мире. При этом как минимум половина из всех произведенных машин в настоящее время исправны и трудятся также, как 20 и 30 лет назад.
На экспорт было поставлено 2800 Ми-8. В списке его «мест обитания» можно отметить 40 стран, среди которых: Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада, Китай, КНДР, Куба, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния, Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Япония.
Вертолет постоянно модернизируется и актуальные на данный момент модели по характеристикам заметно превосходят вертолеты более ранних годов выпуска.
Чертеж-схема вертолета Ми-8
LOCKHEED АН-56 CHEYENNE – самый быстрый
Выпущенный в 1967 году в США, этот вертолет развивал скорость до 393 км/час
и был создан для огневого прикрытия мощного собрата-вертолета «Чинук». Формально «Шайенн» даже не вертолет, так как у него в запасе имеется толкающий пропеллер. А суперскорость (по некоторым данным, более 400 км/час) была обусловлена использованием небольших крыльев, которые позволяли винтокрылу не наклоняться вперед и избегать избыточного лобового сопротивления. Жаль, что судьба этого рекордсмена топ-10 вертолетов мира была недолгой: инцидент с оторвавшейся лопастью, пробившей фонарь и убившей пилота, заставил военных отозвать скоростной вертолет из серии. Во всем оказалась виновата бесшарнирная конструкция винта, но у вояк не было времени на разбор полетов — реалии поджимали сроки.
Конструкция вертолета Ми-8
Вертолёт Ми-8 имеет одновинтовую схему с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Фюзеляж каркасный, для защиты рулевого винта имеется хвостовая опора.
Шасси трёхопорное, не убирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полёте передней стойкой.
Силовая установка состоит из 2х газотурбинных двигателей ТВД ТВ2-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-8А. Запас топлива расположен в 3 топливных баках. Предусмотрена возможность установки в салоне 1-2 дополнительных топливных баков по 915 л (в грузовом варианте).
Пассажирский Ми-8П отличается от транспортного Ми-8Т прямоугольными иллюминаторами и отсутствием на хвостовой балке антенны доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИВ-1. В его салоне установлены 28 мягких пассажирских кресел (как вариант, существовали модели с 20, 24 и 26 местами). Ми-8П может применяться в качестве санитарного и транспортного, перевозящего грузы в том числе на внешней подвеске.
В транспортном варианте Ми-8Т в салоне вертолета вдоль бортов установлены полужёсткие откидные сиденья на 24 пассажира. Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь. На полу кабины расположены швартовочные узлы и ролики полиспаста, в передней части — электролебёдка. Для погрузки крупногабаритных грухов и техники в задней части имеется грузовой люк с двумя створками. Над входной дверью установлена стрела электролебёдки. Имеется система внешней подвески грузов. Управление дублированное, с жёсткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями.
На военных вариантах Ми-8 может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт в носовой подвижной установке. На внешних сдвоенных/строенных боковых держателях могут устанавливаться блоки неуправляемых снарядов, пулемётные контейнеры, или подвешиваться бомбы калибром 50-500 кг. Сверху держателей на направляющих рельсах могут размещаться до 6 противотанковых управляемых ракет. В боковых проёмах десантного отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты.
BELL UH-1 – самый легендарный
«Ирокез» — культовый символ Вьетнамской войны UH-1 по прозвищу «Хьюи» стал любимцем не только американских военных, но и всех любителей кино
, ведь без этого гордого профиля с фигуркой солдата, беспечно свесившего ноги за борт, не обходится ни одна приличная голливудская картина о войне.
Живучий красивый
вертолет был настолько удачен, что его серия насчитывает более 16 тыс. машин. Ветераны тепло вспоминают, как «Хьюи» стал для них родным домом, летающим «складом» с провизией и долгожданным транспортом для эвакуации раненых. За время военных действий 3000 машин не вернулись на базу, но этот вертолет все равно признан удачным, ведь «трудяга» совершил столько вылазок в тыл врага, что одна потеря приходилась на 18 тыс. боевых вылетов! И это при том, что «Хьюи» даже не был защищен броней.
Характеристики Ми-8
Характеристики приведены для модели Ми-8П
КА-50 – самый маневренный
«Черная акула» — советский «ответ Чемберлену» на новейшие разработки американского авиапрома, этот вертолет 1982 года выпуска не успел стать легендарным (сейчас ему на смену пришла обновленная модификация Ка-52), но успел засветиться в рекордсменах. Соосная схема винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуры высшего пилотажа, включая «Мертвую петлю»
и уникальную
«Воронку»
: сохраняя наведение на цель, на 180 км/час вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов, уворачиваясь от вражеских ПВО.
Оптимальные характеристики и привлекательная цена — конкурентное преимущество Robinson
Вертолеты Robinson более легкие и компактные по сравнению с аналогичными воздушными судами других производителей. Благодаря этому их можно комфортно использовать в городских условиях. Для хранения и эксплуатации винтокрылых машин американского производителя не нужны большие ангары и посадочные площадки.
Летные характеристики воздушных судов Robinson обеспечивают безопасность перевозки пассажиров и низкие эксплуатационные расходы. Вертолеты производителя считаются одними из самых безопасных в мире.
BOEING А160 «КОЛИБРИ» — самый «умный»
Современный беспилотник
2002 года выпуска позволил, наконец, убрать из полетов самое слабое звено — пилота. Отныне вертолеты могут летать быстрее, дальше, забираться выше (эта «птичка» залетает на 9000 метров). Управление «Колибри» ведет самостоятельно, в соответствии с боевыми задачами на маршруте. Правда, пока этот вертолет еще только прототип, но именно за ним, по оценкам экспертов, будущее. Поэтому «Колибри» и получает свое законное место в топ-10 вертолетов мира.
Дата публикации: 2015-03-13
RAH-66 «КОМАНЧ» — самый скрытный
В 1996 году концерн Boeing/Sikorsky выпустил эту невидимку в небо. Плоские внешние поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, частично изготовлены из композитных материалов со специальными радиопоглощающими покрытиями
. Все вооружение этого разведывательно-ударного вертолета также спрятано вовнутрь. На это чудо техники стоит хоть раз посмотреть и… забыть, ибо военные XXI века решили, что с большинством функций «Команча» лучше справятся беспилотники, и после любования аж двумя прототипами машины закрыли проект.