Удивительные факты о средневековых замках (11 фото)

Когда речь заходит о средневековых замках, то первой ассоциацией обычно возникает огромное величественное сооружение с высокими стенами, рвом по периметру, охраняющих его рыцарей, и, конечно, благородные дамы и кавалеры в высоких башнях. Вот только в реальной жизни и сам замок, и обитание в нем оказывалось не таким беззаботным и сказочным, а большинство убеждений на деле – лишь красивая иллюзия о былых временах. Вашему вниманию фактов о замках эпохи Средневековья, которые разрушают десятилетиями бытующие мифы.

Термин «замок» применяется к меньшему количеству сооружений, чем это обычно делают

Не все то замок, что красивое масштабное сооружение. /Фото: pinterest.de

Сегодня довольно легко проследить распространенную тенденцию: словом «замок» сегодня предпочитают применять к, по сути, любому внушительному жилому сооружению эпохи Средневековья, где хотя бы предположительно жил феодал. То есть сейчас замком называют не только полноценные крепости, но и дворцы, и даже любые большие по площади поместья.

Замок 19 века — яркий пример неоготики, или стилизации Средневековья. /Фото: klook.com

В реальности термином «замок» должно обозначаться исключительно сооружение, которое подходит по характеристику «фортификационное укрепление».

А внутри обычно располагается целый ряд построек различного назначения, которые, по сути, составляют инфраструктуру населенного пункта, спрятанного за стенами. Однако главной функцией замка всегда оставалась оборонительная. Поэтому, к примеру, не корректно будет назвать замком легендарный романтический дворец Людвига II — Нойшванштайн.

5) Подготовьте ландшафт


0
Гравюра XVIII века с планом лондонского Тауэра 1597 года показывает, сколько земли необходимо было передвинуть для постройки рвов и валов.

При строительстве замка, возможно, придётся перемещать внушительное количество земли, что обходится недёшево. Часто забывают, что укрепления замка строились не только за счёт архитектурных приёмов, но и за счёт проектирования ландшафта. На перемещение земли выделялись огромные ресурсы. Масштабы земельных работ норманнов можно признать выдающимися. К примеру, по некоторым подсчётам, насыпь, возведённая в 1100 году вокруг замка Плеши в Эссексе потребовала 24 000 человеко-дней. Некоторые аспекты работы с ландшафтом требовали серьёзных навыков, особенно создание рвов с водой. Когда Эдуард I перестроил лондонский Тауэр в 1270-х, он нанял иностранного специалиста, Уолтера Фландерского, для создания огромного приливного рва. Рытьё канав под его руководством обошлось в £4 000, ошеломительную сумму, почти четверть стоимости всего проекта. С повышением роли пушек в осадном искусстве земля стала играть ещё более важную роль в качестве поглотителя пушечных выстрелов. Что интересно, опыт в перемещении больших объёмов земли позволил некоторым инженерам, специалистам по укреплениям, найти работу в качестве дизайнера садов. Совет: сократите время и затраты, выкапывая каменную кладку для стен замка из рвов вокруг него.

Ворота, как самую уязвимую часть замка, проектировали особым образом

Замковые ворота слишком неуязвимы, чтобы не уделить внимание их проектированию. /Фото: uklive.ru

В образцах современного кинематографа, сюжет которых разворачивается в средневековые времена, зачастую можно увидеть замки с широкими воротами, закрывающимися на большие створчатые двери из крепкого дерева с мощным засовом.

Вот только в настоящих замках периода второго тысячелетия нашей эры центральный вход, коим ворота в крепости и являются, проектировались, исходя из специальных расчетов.

Такие ворота в средневековом замке принесли бы немало проблем. /Фото: pinterest.de

Дело в том, что ворота действительно являлись наиболее незащищенным местом в системе обороны замка – все-таки, гораздо проще сломать их и прорваться внутрь, чем пытаться разрушить стену или перелезть через нее.

Именно поэтому центральный вход рассчитывали с учетом двух условий: он должен быть такими, чтобы в него была способна беспрепятственно въехать повозка или телега, но в то же время не могли протиснуться полчища солдат из армии противника.

Кроме того, как раз большие деревянные ворота, которые часто показывают в исторических фильмах и сериалах, средневековые замки как раз не имели, ведь являлись попросту непрактичными в условиях обороны.

Ужасы замкового рва


0
Источник:

Рвы окружают снаружи многие замки. Они не позволяют никому подойти к парадным воротам: для перехода обычно требовался подъемный мост. Это была неплохая защита от врагов, тем более, мост не позволял осаждающим прокладывать туннели под стеной — ведь никто не захочет тонуть в туннеле, полном грязи. Переходить ров вброд тем более никто не хотел — ведь именно в него сливались из замка отходы человеческой жизнедеятельности. Ров не только был грязным, но и издавал прогорклый запах.

Внутренние стены замка окрашивались в яркие цвета

Все было не так тускло и серо, как дошло до наших дней. /Фото: wikiрedia.org

Большинство из нас уверены, что средневековые замки, как и сама эпоха, которая мыслителями Возрождения именуется «темными временами», были такими же мрачными и серыми, или максимум, коричневыми.

Однако в реальности все было гораздо радужнее, причем в буквальном смысле слова. Дело в том, что средневековые люди как раз любили яркие цвета, а потому часто украшали интерьер своих жилищ, и стены замков в этом смысле исключением не были. Но большинство из нас об этом не знает именно по причине того, что краски до нашего времени попросту не сохранились.

Яркие интерьеры средневековых замков вое-где сохранились, но чаще остались лишь серые стены. /Фото: livejournal.com, holiday.by, blair-castle.co.uk

Занимательный факт: а ведь подобная тенденция сохранилась и в отношении античных скульптур. Это кажется поразительным, и даже странным, но знаменитые греческие и римские изображения богов или людей в мраморе раскрашивались в самые яркие оттенки: это уже давно доказано историками и археологами, которые даже смогли частично воссоздать с помощью компьютерной графики первозданный вид произведений искусства.

Вот только до нас все это буйство красок также не дошло, а потому в нашем представлении, как и в кино, античные скульптуры представлены исключительно белыми.

Содержание

  • 1 Виды фортификации 1.1 Башни лучников
  • 1.2 Городские стены
  • 1.3 Гавани
  • 1.4 Церкви и монастыри
  • 1.5 Мотты и бейли
  • 2 Строительство
      2.1 Расположение
  • 2.2 Материалы
  • 2.3 Затраты
  • 2.4 Рабочая сила
  • 2.5 Стены
  • 2.6 Ворота
  • 2.7 Поля убийства
  • 2.8 Рвы
  • 2.9 Держит
  • 2.10 Лестница
  • 2.11 Двери
  • 3 Переход к современной фортификации
  • 4 оборонительные препятствия
  • 5 Осадное искусство
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Библиография
  • Большие окна практически отсутствовали в средневековых замках

    Окошек в замках в Средневековье недоставало не просто так. /Фото: topdom.info

    Из того же кино или сериалов многие из нас помнят сцены, где огромные залы средневековых замков освещаются дневным светом через внушительные, чуть ли не панорамные, окна. Или какого-нибудь вельможу будят, раздвигая тяжелые портьеры над масштабными рамами. Но в реальной жизни таких симпатичных сцен зачастую просто не могло быть.

    Во французской крепости Каркасон от окон — одно название. /Фото: pinterest.com

    Все дело в том, что средневековый замок вообще не имел окон как таковых – они чаще всего заменялись многочисленными оконными «прорезями» небольшого размера, которые проделывались в замковых стенах. Такие узкие оконные проемы носили не только оборонительную функцию, но и были призваны защитить приватность жителей замка.

    Большие окна замка выдают более поздний период его возведения. /Фото: nikatravel.ru

    Это интересно: справедливости ради, стоит уточнить, что в некоторых дворца все-таки можно отыскать роскошные панорамные окна, однако с большой долей вероятности, они были построены в более позднюю эпоху, как, например, замок Роктайад на юге Франции.

    2) Выработайте осуществимый план

    Вам потребуется мастер-каменщик, умеющий рисовать планы. Также пригодится инженер, сведущий в оружии. У опытных солдат могут быть свои идеи по поводу дизайна замка, в смысле форм его зданий и их расположения. Но вряд ли у них найдутся знания уровня специалистов по дизайну и постройке. Для реализации идеи требовался мастер-каменщик – опытный строитель, чьей отличительной чертой было умение рисовать план. Разбираясь в практической геометрии, он использовал такие простые инструменты, как линейка, угольник и компас, для создания архитектурных планов. Мастера-каменщики представляли рисунок с планом здания для утверждения, а во время строительства контролировали его возведение. Когда Эдвард II в 1307 начал строить огромную жилую башню в замке Нарсборо в Йоркшире для своего фаворита Пирса Гавестона, он не только лично утверждал план, созданный лондонским мастером-каменщиком Хью Тичмаршевским – вероятно, сделанные в виде рисунка – но также потребовал регулярных отчётов о строительстве. С середины XVI века новая группа профессионалов, называемых инженерами, всё чаще начали брать на себя роль в разработке планов и возведении укреплений. У них были технические знания об использовании и мощности пушек, как для защиты, так и для нападения на замки. Совет: планируйте бойницы для обеспечения широкого угла атаки. Придавайте им форму в соответствии с используемым оружием: лучникам с большими луками нужны большие откосы, арбалетчикам – поменьше.

    Средневековые замки полны секретных ходов и подземелий

    Не бывало средневековых замков без секретных ходов и подвалов. /Фото: quora.net, exploring-castles.com

    Пожалуй, это один из тех распространенных мнений о средневековых замках, который соответствует действительности. Ведь многие из нас читали или видели в фильмах и сериалах, как персонажи, спасаясь от погони или просто желая остаться незамеченными, предпочитают передвигаться по тайным коридорам или спускаясь в скрытые от глаз обывателей подземелья.

    Подземелья швейцарского замка давно обросли мрачными легендами. /Фото: tripadvisor

    Тенденция к проектированию скрытых ходов в замках эпохи Средневековья действительно была, причем довольно распространенной.

    Основной причиной их появления было, конечно, стремление иметь на всякий случай возможность незаметно улизнуть от противника по тайным коридорам. Кроме того, активно создавались так называемые потерны – то есть подземные ходы, которые вели в разные части или строения крепости, а также за ее пределы.

    Увы, но тайные ходы могут стать Ахиллесовой пятой замка. /Фото: messynessychic.com

    Однако эти же секретные коридоры и подземелья со многими замками сыграли злую шутку: если во время боевых действий или осадного положения внутри сооружения находится предатель, который знает о существовании скрытых лабиринтов, то ему не составит труда открыть этот путь вражеской армии. Именно так и случилось в 1645 году при осаде замка Корф.

    Искусство осады

    Искусство осады, хорошо известное древним римлянам, в Европе раннего Средневековья было утрачено. Занятые постоянными войнами с внешними врагами и своими непокорными вассалами, европейские государи тогда не имели ни средств, ни времени на строительство крепостей. Забытое искусство осады стало возрождаться с появлением замков. Его развитие подстегнули Крестовые походы, познакомившие европейцев с методами осады арабов и византийцев. Осадой и обороной замков руководили рыцари.

    Военные машины

    Оборонительные приспособления замков и крепостей были ответом на создание осадных машин, задачей которых были преодоление стен и борьба с живой силой противника. Одни осадные машины наиболее безопасным способом доставляли осаждающих через стены, другие — ломали стены, образуя брешь для прохода.

    Сквозь стены

    Пролом в стене обеспечивал быстрый и массовый проход в крепость. Стену рушили не только снарядами метательных машин, но и обычным тараном — бревном с прочным наконечником, которым били в стену и проламывали её. Усовершенствованный таран — это двускатное укрытие, под защитой которого несколько человек раскачивали бревно, подвешенное на цепях. Работу тарану облегчал трепан — большое ручное сверло, ослаблявшее кладку стен.


    Таран

    Требюше и баллисты

    Осаждающие рушили стены снарядами, выпущенными из метательных машин. Осаждённые со стен метали снаряды и бочки с горючей смесью во вражеские машины. Метательные машины делились на два основных типа — требюше и баллисты (катапульты). Требюше действовала как рычаг, на одном конце которого был груз, а на другом — праща со снарядом. С помощью верёвочных блоков пращу оттягивали вниз, поднимая груз. Когда верёвки отпускали, груз стремительно падал, а праща взмывала вверх, и из неё с ускорением вылетал снаряд.


    Баллиста


    Требюше

    Действие баллисты напоминает действие рогатки, где вместо резинки снаряд оттягивают тетивой с помощью двух рычагов-плеч. Каждое плечо одним концом вставлено в жгут, а другим соединено с тетивой. Тетиву оттягивают, и рычаги закручивают жгуты. Когда тетиву отпускают, жгуты, стремительно раскручиваясь, «расправляют плечи». Тетива растягивается и выталкивает снаряд, с ускорением вылетающий по жёлобу.

    Подкоп

    Эффективный способ разрушения стен — подкоп. Устройством подкопа занимались сапёры, а земляными работами — обычные крестьяне. Все работы проводили под землёй, скрытно от защитников замка. Подкоп начинали рыть вдали от стен, на безопасном расстоянии. На глубину ниже дна рва замка прорывали вертикальный туннель, и от него вели горизонтальную траншею к башне. Достигнув фундамента, разбирали его кладку, вынимая камень за камнем и укрепляя образующуюся брешь деревянными подпорками. Проделанную дыру забивали хворостом и поджигали. Подпорки сгорали, и лишённая опоры башня рушилась, открывая вход штурмующим. С появлением пороха в XIV в. для подрыва стены стали использовать мины.

    Над стенами

    Простейший способ преодолеть стену — перелезть её с помощью приставных осадных лестниц. Но карабкаясь по ним, штурмующие становились мишенью для стрел. Для безопасной и массовой доставки воинов на стены использовали осадную башню — шасшасто. Эта деревянная башня была спереди и с боков защищена стенками и завешена сырыми шкурами, в которых застревали стрелы. Башню на катках придвигали к стене, воины, прятавшиеся в ней, взбирались по внутренней лестнице на её верхнюю площадку, передняя стенка площадки откидывалась на стену замка, создавая мост для выхода. На стену воинов доставлял также «аист», действовавший по принципу колодезного журавля, поднимавшего на высоту стены «бочку» с группой воинов.


    Шас-шасто

    Контрмеры

    Осаждённые обнаруживали место ведения подкопа с помощью плошек с водой, расставленных по периметру стен: рябь на воде свидетельствовала о сотрясении стены, разрушаемой сапёрами. Определив, где делают подкоп, осаждённые начинали рыть подкоп навстречу и на месте пересечения подземных галерей устраивали противнику «тёплую встречу». Иногда, рассчитав глубину вражеского подкопа, над ним прорывали встречный туннель, ямой соединяли туннели, пускали туда воду из рва или из реки и топили сапёров противника.


    Осада замка

    Пролом в стене быстро закрывали заранее подготовленной бретешью — широкой деревянной башней, на катках подтянутой к пролому и вставленной в брешь. Штурмующих воинов осаждённые со стен захватывали специальным устройством — настенным «вороном» — рычагом, на одном конце которого был груз, а на другом — крюк или петля.

    Штурм средневекового замка мог идти годами

    Не все так красочно в осаде средневековой крепости, как это обычно показывают. /Фото: tes.com

    В большинстве эпизодов различных фильмов и сериалов процесс взятия замка штурмом проходит буквально за пару часов. Само собой, главной причиной такой скоротечности является ограниченный хронометраж, однако многие думают, что штурм и в реальности происходил быстро. Однако на самом деле все было не так просто, а главное – не так быстро.

    Фрагмент средневековой миниатюры об осаде Антиохии из «Отрывков д’Аутремера» Себастьяна Мамеро. /Фото: about-history.com

    Исторические источники беспристрастно утверждают, что осада замка в эпоху Средневековья была одной из основных форм боевых действий, поэтому каждая из них разрабатывалась особенно тщательно.

    В частности, производились точные расчеты по соотношению требушета, то есть метательной машины и толщины стен крепости, которую собираются взять. Ведь чтобы пробить защитные укрепления замка, требушету необходимо было как минимум несколько дней, а чаще всего – несколько недель.

    Изображение требушета на средневековой гравюре. /Фото: askdifference.com

    Поэтому собственно осада зачастую длилась месяцами, а то и годами. Так, например, осада замка Харлех будущим королем Генрихом V длилась почти год, а вышеупомянутое взятие замка Корф продолжалось целых три.

    Причем в первом случае причиной падения осажденной крепости стало окончание запасов продовольствия, а во втором – предательство. А вот такой механизм взятия замка как массированная атака практически не применялся, ведь он был попросту нецелесообразным, потому его использовали только в экстремальных случаях.

    Огнестрельное оружие

    Порох, благодаря которому появилось огнестрельное оружие, был изобретён в Китае ещё в VI в. Китайцы использовали его для фейерверков и метательных бомб, а с середины XIII в. – для стрельбы из пушек. Монгольские завоеватели в XIII в. привезли порох на Ближний Восток, откуда с арабами он попал в Испанию, и в начале XIV в. взрывчатый порошок появился в Западной Европе. Развитая европейская металлургия позволила отливать качественные стволы для артиллерийских орудий, и в 1340–1370 гг. огнестрельное оружие распространилось по всем странам, включая Россию.

    Первые бомбарды

    Первыми артиллерийскими орудиями были бомбарды. Они стреляли неточно и недалеко. Ущерб от их выстрелов был невелик, но грохоту было столько, что, по свидетельствам очевидцев, лошади падали замертво. Применение нового оружия поначалу было, скорее, средством запугивания врага. Так, наверное, использовали бомбарды в 1308 г. испанский король Фердинанд IV Кастильский при осаде арабской крепости на юге Испании (на Гибралтаре) и английский король Эдуард III против шотландцев в 1327 г. Бомбарды чаще применяли при осадах. Для пробивания стен орудие должно стрелять большими ядрами, т. е. иметь большой калибр (диаметр ствола). Большие бомбарды изготавливали из длинных сваренных меж собой полос железа, скреплённых обручами. Позднее научились отливать орудия из бронзы. Нередко к месту сражения доставляли металл в слитках, и бомбарды отливали на месте. И всё же ранние бомбарды били не сильнее метательных машин. На зарядку бомбарды уходило много времени, и в сражении они редко стреляли больше раза. Дороговизна артиллерии, её громоздкость, расходы на штат опытных артиллеристов не позволяли отказаться от метательных машин.


    Бомбарда Мальтийского ордена с о. Родос. 1480– 1500 гг. Одна из крупнейших сохранившихся бомбард, весом 3 т 325 кг. Гранитное ядро весом 260 кг.


    Малая бомбарда на лафете. Конец XV в.


    Малая корабельная бомбарда. Франция. XV в. Бомбарды использовали не только на суше, их устанавливали и на корабли для обстрела вражеских кораблей и крепостей с моря

    Ручные кулеврины

    Ручные кулеврины появились около 1340 г., они представляли собой узкий ствол с отверстием для запала, оканчивающийся «хвостом», который при стрельбе держали под мышкой или упирали в землю. Стреляла ручная кулеврина железными или свинцовыми пулями, поражая цель на расстоянии до 30 м, с 15 м пробивала рыцарский доспех. Заряжал кулеврину и поджигал фитиль помощник кулевринёра, сам кулевринёр держал и наводил оружие. Длительный процесс зарядки и слабая прицельность делали ручную кулеврину малоэффективным оружием, однако в XV в. её взял на вооружение ряд европейских армий.


    Ручные кулеврины

    Артиллерия в XV веке

    В начале XV в. самая совершенная в Европе артиллерии была в Бургундии. Некоторые бургундские бомбарды были столь огромны, что человек мог, не сгибаясь, сидеть в стволе такого орудия. Их везли десятки волов, а к выстрелу готовили несколько часов, в сутки производя не больше четырёх залпов. Бомбарды ставили на укреплённые в земле колоды и в ходе сражения не перемещали. Колода не позволяла изменять положение ствола, чтобы точнее прицелиться. Для увеличения площади поражения бомбарды заряжали прообразом картечи – мелкими камнями, которые после выстрела разлетались. Положение изменилось в середине XV в., с изобретением бургундцами лафета на колёсах. Орудия стало легче перевозить на большие расстояния, появилась возможность переставлять их во время боя. Лафет, позволяющий изменять угол наклона ствола, повысил прицельность стрельбы. Во второй половине XV в. бургундцы успешно использовали бомбарды против плотного строя пехоты. Ядро, попав в людскую массу, наносило серьёзный урон. Баллисты и требюше в XV в. превратились в пережитки прошлого.


    Большая бомбарда XV в. на реконструированном лафете

    Порох и стены

    Каменные ядра бомбард для пробивания стен усиливались металлическими ободками. Для поджога вражеских укреплений использовались зажигательные снаряды – ядра обматывали материей и пропитывали горючим. Кроме артиллерии, порох использовали для изготовления мин. Мины закладывали в подкопы под крепостные стены, и, взрываясь, они производили больше разрушений, чем подожжённый хворост в прежние века. Благородный рыцарь, сделав удачный подкоп под осаждённый замок другого благородного рыцаря, по правилам галантной войны, демонстрировал результат своих действий хозяину, и тот, во избежание напрасных жертв, сдавался.

    Пушки против замков

    Артиллерия и мины открыли доступ в ранее неприступные замки. Дорогостоящую артиллерию могли содержать только крупные сеньоры, и они стали завоёвывать замки небогатых рыцарей, укрупняя свои владения. Замки перестали быть узловыми пунктами обороны – артиллерия сделалась орудием королей в борьбе с непокорными вассалами. Утрачивая оборонительное значение, замки в XV в. пустели или перестраивались под резиденции сеньоров. Оборонительные сооружения замков сносились, уступая место жилым и хозяйственным зданиям. Построенные в XV в. замки были неприступны только с виду, а на деле негодны в военном плане, и ограждали хозяев разве что от восстаний их крестьян. В эпоху артиллерии лишь окружённые прочными стенами города и крепости могли выдержать длительную осаду. Гарнизоны крепостей снабжались артиллерией для отпора врагу.


    Шильонский замок в Швейцарии, бывшее владение Савойских герцогов. Построенный в XII в. и перестраивавшийся до XV в., замок с XIV в. служил тюрьмой для еретиков


    Замок Кока. Испания. 1453–1470-е гг. В Испании, до конца XV в. не избавившейся от арабской угрозы, замки сохраняли оборонное значение. Замок Кока окружён башнями и мощными стенами, выдерживавшими артиллерийский обстрел. Вокруг замка был ров с укреплёнными позициями, с которых корректировали действия гарнизонной артиллерии.

    Поделиться ссылкой

    В любом средневековом замке обязательно был колодец

    Колодец замка Меерсбург, 14 век. /Фото: finovel.com

    Дело в том, что голод и жажда были главной опасностью для жителей замка во время осады – тем более, что такой вариант «боевых действий» был наименее рискованным для обеих сторон конфликта.

    Именно поэтому в крепости находилось достаточно продовольствия, равно как и условия его хранения. Однако едва ли не главным для выживания в условиях осады было наличие постоянного источника воды.

    Колодец замка Харбург эпохи высокого Средневековья. /Фото: livejournal.com

    Именно поэтому место для строительства самого замка выбирались не только из соображений обороноспособности и удобства для фортификации, но и там, где есть возможность вырыть глубокий колодец.

    Кроме того, их всегда максимально укрепляли и берегли буквально как зеницу ока. Однако, справедливости ради, следует уточнить, что колодцы были не единственным источником воды в средневековых замках: местные жители также устанавливали специальные емкости, в которых собирали и хранили дождевую воду.

    3) Наймите большую группу опытных рабочих

    Вам потребуются тысячи людей. И не обязательно все они придут по доброй воле.
    Для строительства замка требовались огромные усилия. Документальных свидетельств о строительстве первых замков Англии с 1066 года у нас нет, но из масштабов многих замков того периода становится ясно, почему в некоторых хрониках утверждается, что англичане находились под гнётом строительства замков для своих норманнских завоевателей. Но с более позднего времени средних веков до нас дошли некоторые сметы с детальной информацией.

    Во время вторжения в Уэльс в 1277 году король Эдуард I начал строительство замка во Флинте, северо-восточной части Уэльса. Возвели его быстро, благодаря богатым ресурсам короны. Через месяц после начала работ, в августе, на строительство привлекли 2300 человек, включая 1270 землекопов, 320 дровосеков, 330 плотников, 200 каменщиков, 12 кузнецов и 10 углежогов. Всех их согнали с окрестных земель под вооружённым эскортом, смотревшим, чтобы они не дезертировали со строительства.

    Периодически к строительству могли привлекать иностранных специалистов. К примеру, миллионы кирпичей для перестройки замка Таттершолл в графстве Линкольншир в 1440-х одах поставил некто Болдвин «Docheman», или Dutchman, то есть, «нидерландец» – очевидно, иностранец.

    Совет

    : в зависимости от размера рабочей силы и расстояния, которое ей пришлось преодолеть, возможно, понадобиться обеспечить им проживание на месте стройки.

    Обороноспособность замка было способно обеспечить небольшое количество человек

    Трудно поверить, что огромную территорию средневековой крепости можно было защитить без тысяч солдат. /Фото: elenaruvel.com

    Многие из нас уверены, что для обслуживания средневекового замка в мирное время, а также для обеспечения обороноспособности в условиях боевых действий или осады необходимо огромное количество людей – от обычных жителей до отрядов солдат и рыцарей. А в реальной жизни все было, по сути, ровно наоборот.

    Для взятия крепости требовалось гораздо больше людей, чем для его обороны. /Фото: russian7.ru

    На самом деле, средневековый замок, как фортификационное сооружение, изначально строилось как раз таким образом, чтобы его защита могла осуществляться малыми силами. Кроме того, во время осады большое количество людей только быстрее опустошало бы запасы провизии, которые в таких условиях довольно сложно пополнить.

    Огромный замок Харлех почти год обороняли меньше полусотни человек. /Фото: planeta-best.ru

    Ярким примером длительной обороны крепости небольшим составом людей является осада замка Харлех, которая длилась практически целый год, и это притом, что его гарнизон насчитывал всего 36 человек, а под стенами сооружения стояла армия из нескольких тысяч солдат.

    Переход к современным укреплениям [ править ]

    С середины 15 века и далее мощь пушек росла, а средневековые стены устарели, так как они были слишком тонкими, чтобы обеспечить реальную защиту от длительных бомбардировок . [3] Вследствие этого средневековые стены часто обновлялись с добавлением артиллерийских платформ или бастионов, а зубчатые стены заменялись толстыми парапетами с амбразурами . Во многих случаях средневековые стены были разобраны, а их каменная кладка, которая все еще была ценным строительным материалом, была повторно использована при строительстве новых укреплений. [4] Получающееся в результате пространство часто встречается в старых центрах городов Европы и по сей день, поскольку более широкие улицы часто очерчивают место, где когда-то стояла старая стена (это видно, например, в Прагеи Флоренция, Италия ).

    Переход между средневековыми и ранними современными укреплениями можно увидеть в укреплениях Родоса в Греции и укреплениях Фамагусты на Кипре. [5]

    Винтовые лестницы в средневековом замке – часть оборонительной системы

    Даже винтовая лестница в замке проектировалась особы образом. /Фото: youtube.com

    Пожалуй, многие из нас замечали, что в большинстве средневековых крепостей были винтовые лестницы. Причем, внимательный человек обязательно заметит, что в любом замке их ступени закручиваются исключительно по часовой стрелке. Однако исследователи-медиевисты – историки, изучающие эпоху Средневековья – однозначно утверждают, что такая тенденция имеет четкую функцию, причем оборонительную.

    Спиральная лестница средневекового замка — большая проблема для его захватчика. /Фото: fishki.net

    Все дело в том, что такая архитектурная особенность средневековых фортификационных сооружений применялась в буквальном смысле слова для задерживания противников, которые потенциально уже проникли на территорию замка.

    На лестнице, закрученной по часовой стрелке, мечник, владеющий правой рукой, будет испытывать немало затруднений в передвижении. Кстати, с той же целью нередко винтовые лестницы обзаводились ступенями разного размера.

    Ссылки [ править ]


    1. Toy, стр.52.
    2. Эйвери, Майкл (октябрь 1986). Мировая археология
      .
      18
      . С. 216–230.
    3. Панед Ruiz, Хосе Мануэль. «Эволюция осадных техник: от католических монархов до Вобана» (PDF) . MilitaryArchitecture.com
      . С. 6–7. Архивировано из оригинального (PDF) 10 августа 2015 года . Проверено 22 октября 2015 года .
    4. Spiteri, Стивен К. (2009). » Cubete Artillero в Мдине? — Пороховые укрепления на Мальте позднего средневековья» (PDF) . Материалы Недели истории
      : 150–159. Архивировано из оригинального (PDF) 14 апреля 2016 года.
    5. Уолш, Майкл JK; Куреас, Николай; Эдбери, Питер У., ред. (2012). Средневековая и ренессансная Фамагуста: исследования в области архитектуры, искусства и истории . ООО «Ашгейт Паблишинг» с. 191. ISBN. 9781409435570.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]