Топор — это не только про рубку дров или постройку дома без единого гвоздя. Топор — это еще и страшное оружие. В былые времена его использовали и простые смертные, и короли, а в позднем Средневековье топор и вовсе стал оружием пешего рыцарского поединка, как и его дальний родственник полэкс. Без этого оружия не проходил ни один классический средневековый турнир. Рассказываем о том, как рубились на топорах лучшие люди своего времени.
«В темном подвале, в извилистой яме Бой топорами, бой топорами!..» — группа «Шлем»
Топор — это по-королевски
В наше время рыцарь ассоциируется прежде всего с мощными доспехами, неповоротливостью и, конечно, мечом. Однако кавалеры классического Средневековья очень любили не только копье, меч и доспехи, но и часто применяли топор. И применяли его настолько эффективно, что к XV-XVI векам он эволюционировал в более совершенную версию — полэкс.
Топором на поле боя пользовались не только простые рыцари, но и короли. Так, английский король по имени Стефан во время битвы при Линкольне 1141 года сломал меч, после чего схватил большой датский топор и дубасил им врагов, пока древко не переломилось. Лишь после этого короля смогли пленить. Еще более показательный случай произошел в 1314 году с шотландским королем Робертом I Брюсом, широкой публике известным по фильму Мела Гибсона «Храброе сердце».
Статуя Роберта Брюса. Баннокберн
В той самой битве, которой заканчивается фильм, произошел любопытный эпизод. В самом начале сражения при Баннокберне, когда король проводил разведку с небольшим отрядом, его заметил английский рыцарь сэр Гемпфри де Бохун. Увидев возможность пленить короля противника, англичанин рванул в атаку с копьем наперевес. А вот у шотландца копья не оказалось. Нисколько не смутившись, Роберт Брюс выхватил топор, и, уклонившись от удара, со всего размаху встретил противника ударом по шлему.
Если представить скорость атакующего на коне рыцаря и помножить ее на мощь встречного удара топором, будет понятно, отчего древко топора переломилось. Но противнику повезло еще меньше — шлем смялся вместе с головой отважного рыцаря. В честь этого подвига статуя короля Роберта в Баннокберне изображает его именно с топором.
Датский топор/Бродекс
Достаточно пугающее и грозное оружие. Чтобы пользоваться таким уникальным топором, нужно было обязательно владеть очень большой и сложной технической базой, но это лишь малая часть того, что требовалось от воина. Как правило, данным топором владели викинги, обладающие большой физической массой, ведь оружие достигало в длину от двух до трех метров и весило до полутора килограмм. Таким топором наносились удары “на поражение”, то есть совершаемые одним взмахом. Только в случае плохого попадания, противнику удавалось выжить. Но настоящие воины редко промахивались, ведь викингов с самых ранних лет отцы учили искусству владения топором.
Также датский топор использовался как хитрое средство ослабления противника, ведь когда удар наносился по щиту, топор застревал в нем, тем самым создавая дополнительный груз. Таким образом, враг либо моментально избавлялся от средства защиты, либо продолжал битву с вражеским топором в щите. Все это заставляло его замедляться в своих действиях и терять физические силы в бою. Через некоторое время враг становился легкой добычей для викинга.
Однако такой значительный минус, как очень низкая способность к защите – слабое место и ахиллесова пята для любого норманна, владеющего датским топором. Ведь он был достаточно тяжелым и объемным оружием, которым сложно было маневрировать в условиях жесткого противостояния. Тем не менее, позднее бродекс стал применяться в европейских государствах для защиты границ от вражеских набегов.
Зачастую викинги вырезали рисунки на датском топоре, которые напоминали им о родном доме, семье и главных жизненных ценностях. Некоторые особо творческие норманны сами изготавливали такой вид холодного оружия. Недаром в скандинавской мифологии считалось, что только самодельный топор может принести успех в сражении. Поэтому многие викинги пытались создать его самостоятельно. Однако сделать топор в то время могли лишь самые искусные мастера, которые были знакомы со старым боевым оружием, умели работать с клинком и наносить необычные узоры на рукоятку. Порой изготовление топора доверяли специально обученному мастеру-кузнецу, который был знаком с различными разновидностями топоров, знал их типологию и мог с легостью смастерить военное оружие, украшенное красивой подвеской. Причем специально для викингов мастера также нередко изготавливали кулоны, на которые помещали мини-копии их топоров.
Жак де Лален — неистовый мастер боя на топорах
Жак де Лален
Но не только короли искусно владели топорами. Валлонский рыцарь XV века Жак де Лален прославился своими турнирными подвигами. Запомните имя этого ловкого ублюдка: большая часть данного текста посвящена его поединкам. И очень часто он побеждал, держа в руках упомянутый нами полэкс — гибридное оружие, боевой рыцарский топор для пешего поединка.
Представьте себе граненое древко длиной в 150-210 см, окованное железными полосами и иногда даже имеющее небольшой круглый щиток, защищающий руки. На боевой части чаще всего был небольшой топор, плюс молоток на другой стороне, а также длинный граненый шип-острие, которым можно было отлично колоть противника в щели доспеха. Иногда вместо молотка мог появиться изогнутый шип в виде клюва, а в некоторых случаях клюв соседствовал с молотом, а лезвия топора вовсе не было. На другом конце древка нередко также приделывали стальной шип для уколов и этой частью.
Вот таким монстром Жак де Лален и лупил своих противников во время турниров. Хотя они тоже не отставали.
Полэкс
История храброго де Лалена нам известна из манускрипта XV века «Хроника рыцаря Жака де Лалена» Джорджа Кастеллана. Самое любопытное, что бои на полэксах были настолько распространены, что по ним даже выпускались обучающие пособия. Например, в 1495 году инструктор гильдии святого Марка по имени Питер Фалькнер из Франкфурта на Майне написал свой учебник по фехтованию, назвав его Kunste Zu Ritterlicher Were. В нем мастер описал не только привычные поединки на мечах, копьях, шестах, кинжалах и дуэльных щитах, но и уделил внимание бою на полэксах.
Но больше всего про полэкс написано в трактате XV века неизвестного миланского мастера, жившего при дворе бургундского герцога Карла Смелого. Трактат называется просто — Le Jeu de la Hache («Игры с топором»).
Есть впечатление, что Жак де Лален почитывал этот трактат в перерывах между боями и избиениями рыцарей на ристалище. Особенно если учесть, что наш рыцарь без страха и упрека служил при дворе и был любимцем все того же Карла Смелого.
Далекий предок боевого топора
Предком боевого топора был двухлезвийный лабрис, зародившийся в Древней Греции, и являющийся символом божественной власти. Функции этого оружия были и боевые, и культовые, и церемониальные. Поскольку изготовить подобное оружие было весьма сложно, то и доступно оно было только царям и жрецам.
Для использования в бою топора с двумя лезвиями, расположенными в виде бабочки с двух сторон древка, требовались огромная сила и ловкость. Воин, вооруженный лабрисом и закрывающийся щитом, был непобедим и в глазах окружающих наделялся божественной силой и мощью.
Как Жак де Лален над шотландцами издевался
Иллюстрация из «Kunste Zu Ritterlicher Were»
Немало строк из «Игр с топором» посвящено выбиванию топора из рук противника. Например, 18 пункт этого трактата гласит:
«Если он желает нанести тебе укол острием своего топора в лицо, тебе нужно резко нанести удар, чтобы выбить его топор из рук».
И Жак любил лишать противников их топоров. Например, 15 декабря 1445 года состоялся поединок нашего героя и итальянского странствующего рыцаря Джина де Бонифаса. Вначале битвы противники метнули друг в друга копья, но оба отлично от них увернулись, и в дело пошли полэксы.
Итальянец принялся яростно дубасить соперника топором, но не тут-то было — мастерскими приемами Жак постоянно выбивал его полэкс из рук. Наконец, он вышиб оружие противника так далеко, что тот не успел за ним рвануться, и бросился бороться. Но и этот маневр ему не удался — де Лален ловко отпрыгнул и уже собирался размозжить голову безоружного противника ударом полэкса, как герцог Бургундии, присутствовавший на ристалище, остановил поединок.
Но итальянцу еще повезло. В 1449 году наш герой вместе с еще двумя рыцарями бились в Шотландии в тройном бою против местных мастеров. Де Лалену достался Джеймс Дуглас, брат графа Дугласа. На глазах самого короля Шотландии Якова II и шести тысяч зрителей, Джеймс сначала потерял копье, выбитое топором противника, а потом и топор таким же образом. Придя в бешенство от такого прилюдного унижения, Дуглас выхватил кинжал и ударил в незащищенное лицо соперника, но и тут не преуспел — латной перчаткой Жак перехватил клинок у самого своего лица, и противники начали бороться. Как борец шотландец тоже был не ахти, поэтому Лален в итоге бросил его и уже собрался заколоть, но король прекратил это издевательство над подданным.
Бей по голове — остальное само развалится
Видимо Жак де Лален давал почитать «Игры с топором» и своим друзьям. Например, в том же тройном бою с шотландцами отлично выступил и другой рыцарь — приятель Жака, британский эсквайр Эвре де Мерядек. Он явно читал 22 пункт «Игры с топором», который гласит:
«В какой бы защите ты не находился, ты можешь попробовать ударить противника по голове…»
Эвре и попробовал. И не раз. Его противником стал Джеймс Дуглас-младший, который сразу ткнул соперника копьем в лицо. Британец подставил руку и копье отскочило от латной защиты. После этого де Мерядек не стал теряться и со всей дури пробил топором по голове противника. Да так жестко, что тот рухнул оглушенный, а его шлем получил огромную вмятину.
Британец уже собрался помогать кому-то из друзей, как вдруг заметил, что Дуглас зашевелился и начал подниматься. Это он зря — Эвре налетел на соперника и начал охаживать его так, что король вынужден был прекратить и этот поединок, видя как его подданного превращают в мятую консерву.
Параметры двухсторонних топоров
Обоюдоострые топоры характеризуются следующими особенностями:
- удлиненная рукоять, изготавливаемая из дерева;
- хорошая балансировка, позволяющая наносить уверенные удары;
- твердое лезвие, изготавливаемое из сплавов, которые выдерживают продолжительные и постоянные нагрузки.
Современные модели с двумя режущими кромками, которые используются для хозяйственных целей, изготавливаются из углеродистой стали. Размеры таких изделий варьируются с учетом области применения. Одна кромка отличается более тонкой заточкой, чем другая. Такая разница обусловлена тем, что изделия применяются для решения одновременно двух задач. Одна кромка используется для рубки деревьев, вторая — для раскалывания.
Борцовские приемы топору не помеха
Есть в трактате и приемы, которые позволяют ронять соперника на землю. Например, 17 пункт гласит:
«Кроме того, если он наступает с острием топора, чтобы уколоть, ты так же можешь направить на него перекрестье топора [в той же манере, что и он]. Когда ты увидишь, как он делает шаг вперед, тебе нужно будет шагнуть за его спину так далеко, как только ты можешь, чтобы он не обнаружил тебя перед собой. А когда ты сделаешь шаг назад, ударь и надави хвостом своего топора на его шею так, чтобы он упал вперед…»
Жак де Лален умел делать и это. Поединок, о котором мы будем говорить, произошел в 1449 году во Фландрии, а его соперником стал Томас Ке, английский рыцарь, решивший бросить вызов знаменитому валлонцу.
Бойцы вышли на ристалище немного различаясь по вооружению — англичанин надел закрытый шлем с клювообразным забралом, валлонец был защищен гораздо легче, его шлем оставлял открытым лицо и шею. Также житель Ке взял полэкс с сильно удлиненным шипом, таким образом обойдя противника еще и в вооружении.
Это не смутило Лалена. Он бросился на противника, целя пикой своего топора тому в лицо — шлем выдержал, и Томас обрушил на де Лалена всю свою ярость, пытаясь достать его всеми частями оружия, но тщетно. Здесь и сыграла свою роль легкость шлема, так как Жак все прекрасно видел, хорошо дышал и отлично защищался, в то время как противник уставал гораздо быстрее из-за глухого забрала и более мощного доспеха.
Дождавшись, когда соперник утомится, валлонец начал со всей дури лупить по шлему противника и когда того наконец повело, бросился в борьбу, надеясь уронить неуклюжую тушу. И вот тут злую шутку сыграло оружие Томаса — более длинная пика наколола левую руку де Лалена как бабочку на иголку, попав в щель на перчатке.
Вариант шлема с забралом, которым можно воткнуться в землю
Но наш герой, несмотря на кровь и боль, продолжил защищаться под натиском оживившегося противника. Когда Томас занес свой топор высоко над головой, рассчитывая богатырским ударом раскроить голову валлонца вместе со шлемом, тот ткнул ему в незащищенную подмышку шипом. Воспользовавшись заминкой противника, Жак де Лален схватил его правой рукой за голову и так мощно дернул на себя, что англичанин с грохотов упал лицом вперед. При этом его клювообразное забрало так глубоко воткнулось в землю, что без посторонней помощи он был не в состоянии подняться.
Русские дружины в бою. Часть 6
Приёмы боя
Летописи рассказывая о войнах и битвах, очень скупы на мелкие детали. Летописцы передавали общий ход событий, отмечали особенности, например, особенно упорные, жестокие битвы. Поэтому сообщить нам о приёмах боя они не могут. Восточные и византийские авторы также скупы на подобные детали.
В результате исследователи вынуждены обращаться к исторической реконструкции. Ещё одним источником могут выступить скандинавские саги. Скандинавские воины и по вооружению, и по приемам боя были близки русским воинам. Понятно, что саги как источник для реконструкции событий весьма ненадежны. Необходим критический анализ. Но всё же некоторые данные исследователи смогли вычленить, и они близки к объективности. К тому же для сочинителя саги описания боя не самоцель, обычно описываются мотивы конфликта, поведение героев. Автор скажет: герой «взмахнул мечом», «отрубил ногу», «нанес удар», но как воин двигался, как именно нанёс удар, мы из саги не узнаем.
Современные любители изготавливают копии древнего оружия, защитного вооружения, пробуют имитировать сражения и индивидуальные схватки. Военно-историческая реконструкция стала в наше время весьма массовым явлением. Однако она также далека от реального боя, как и условные, спортивные «боевые» искусства. Реальные воинские навыки, как и боевые искусства, были направлены на уничтожение противника. Это серьёзно меняет психологию боя. Есть и другие детали, которые сильно отличают современную реконструкцию от настоящего боя. Оружие затуплено, что увеличивает безопасность участников, но снижает достоверность применения оружия. Оно становится тяжелее, чем было в древности. Особенно это касается мечей. Кроме того, в современной реконструкции массово применяются доспехи, защитное вооружение. А процент воинов в древнерусском войске, которые имели шлемы, не говоря уж о кольчугах и пластинчатых доспехах, был небольшой. Голову защищала обычная шапка. Вой из сельской местности шел сражаться в обычной одежде. В более древние времена славяне могли биться и обнаженными. Единственным массовым защитным вооружением был щит. Воинам же без доспехов угрожало не тупое оружие и товарищ по клубу, а настоящие враги и острые копья, сабли и топоры.
Поэтому современные историки могут сообщить всего несколько деталей, которые можно назвать достоверными. Где учился русский воин? Как уже сообщалось ранее, древний человек привыкал к оружию с раннего детства. Нож, топор, лук, охотничье копье и кистень были повседневными предметами быта, защитой от зверя и лихого человека. То или иное оружие было в каждой семье, и нередко его приходилось пускать в ход. Дети приучались к оружию с помощью детских луков, копий и т. д. Высокий уровень общей физической подготовки русского человека поддерживался самой жизнью и культурой. Люди были постоянно заняты физической деятельностью. Негативные массовые социальные болезни, вроде алкоголизма, наркомании отсутствовали в принципе. Помогали поддерживать высокую физическую готовность и такие элементы народной культуры, как праздничные пляски, кулачные бои.
Очевидно, что в княжеских и боярских дружинах воинские умения целенаправленно развивали. Профессиональные воины были освобождены от необходимости заниматься производственной и торговой деятельностью. Наличие свободного времени позволяло целенаправленно развивать силу, выносливость, ловкость, вырабатывать боевые навыки. При дружине готовили и смену, отроков. Тот, с кем с детства системно работали, становился профессиональным воином, чьи умения резко выделяли его среди окружающих. Так «Сага о Ньяле» описывая одного из лучших воинов Исландии – Гуннара, сообщает, что тот мог рубиться как правой, так и левой руками, хорошо метал копья и ему не было равных в стрельбе из лука. «Он мог подпрыгнуть в полном вооружении больше чем на высоту своего роста и прыгал назад не хуже, чем вперед…».
Древний воин мог проявить свои навыки в двух случаях – в индивидуальном поединке и, что происходило значительно чаще, в строю. По письменным источникам мы знаем, что индивидуальные поединки были обычным делом на Руси. Так, в Русском государстве существовала практика судебных поединков, когда отстаивая свою честь и достоинство можно было выступить самому, или выставить специально подготовленного бойца. Справедливость Божьего суда, «поля» (судебного поединка) признавалась на Руси вплоть до 16 столетия. Обычно такой поединок происходил, когда обе стороны имели равные доказательства, и правду обычным путем определить было нельзя. «Бой правды» существовал с древнейших времен и был наследием первобытной эпохи.
Мы также знаем о случаях рукопашного боя на поле сражения – это поединок юноши-кожемяки и печенега (992 год). Но, пожалуй, самый знаменитый подобный поединок – это бой Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы. Судя по всему, это был классический бой тяжеловооруженных всадников, элиты вооруженных сил того времени. Они были вооружены длинными кавалерийскими копьями, и в этой схватке был применён основной приём тяжеловооруженных конных копейщиков – таранный удар.
В индивидуальных поединках, чаще всего соотношение оружия было примерно равным – оба воина имели щит и меч, или топор. Иногда одна из сторон могла использовать копье. Обычно воин держал оружие в правой руке, щит в левой руке перед собой. Существовала определённая стойка. Считается, что боец стоял к врагу вполоборота на слегка согнутых ногах, прикрывая щитом большую часть тела (за исключением головы и ног ниже колена). У русов были распространены круглые щиты диаметром примерно около 90 см. Рубящие удары мечом или топором наносились с большой силой и амплитудой. Исландские саги рассказывают об отрубленных конечностях, разрубленных головах и телах. Воин, нанося удар, старался не отводить щит слишком далеко вбок, чтобы не открыться для удара противника. В поединке один на один ноги были едва ли не самым уязвимым местом бойца. Круглые щиты позволяли хорошо маневрировать, но не прикрывали все тело. Воину надо было угадать направление удара противника, чтобы не попасть под удар, или опустить щит вниз. Надо отметить, что схватки меч на меч, без щитов в источниках не отмечены. Мечи того времени, каролингского типа с их небольшой рукоятью и массивным навершием не были предназначены для фехтования.
Главной же областью применения боевых навыков был строевой бой. Не зря бой «стенка на стенку» массово бытовал в России вплоть до начала 20 столетия. Именно такой бой учил строевому бою. Он учил держать удар противника, не разрывать строй, вырабатывал чувство локтя, товарищества. Основа древнерусской «стены» — пехотинец, вооруженный мечом, топором, копьем и защищенный щитом. Строй мог быть плотным, чтобы не дать возможность прорваться сквозь него вражеской коннице. В этом случае в передних рядах были воины вооруженные копьями, в том числе рогатинами. С помощью рогатин останавливали боевых коней, справлялись с ратниками в доспехах всех степеней защиты. Строй пехоты мог быть и не слишком плотным. Чтобы иметь возможность для маневренного боя со щитом. Это касалось боя пехоты с пехотой и небольших отрядов. В то же время строй и не должен был слишком растянут – слишком большой проем не позволял поддерживать соседа и тех, кто в другом ряду. В строевом бое не было место для рыцарских поединков один на один, били того противника который ближе. Кроме того, решительный и опытный противник мог вклиниться в слишком большой проем, разрушить боевой порядок, что было чревато деморализацией и бегством.
Битвы начинались с применения метательного оружия. По примерам битв англичан с французами известно, что луки могли сыграть и решающую роль в схватке. В большой битве попасть в противника было не так сложно, как в одиночную цель. Поэтому если концентрация лучников на одной стороне была значительной, другая сторона могла понести большие потери ещё до начала рукопашной. Спасение в такой ситуации было одно. Прикрыться щитами и быстро атаковать, стремительным броском сокращая расстояние с врагом. А эффективно воевать с конными отрядами лучников было вообще невозможно, не имея таких же отрядов. Надо сказать, что лучников могли применять не только на начальной стадии боя. Уже в ходе сражения, лучники из задних рядов могли обстреливать противника.
По мере сближения боевых порядков в ход шли сулицы – дротики, метательные копья. Технически бросок легкого копья выглядел следующим образом. Боец удерживал сулицу примерно в области центра тяжести и посылал её в цель. Копьё направляли не прямо вперед, а немного вверх, чтобы задать оптимальную траекторию полета, которая обеспечивала наибольшую дальность полета. Сулицы метались воином с расстояния 10-30 метров.
В бою применялось и такое психологическое оружие, как боевой клич. Так византийский историк Лев Диакон рассказывает о боевом кличе русских воинов князя Святослава Игоревича во время сражения под Доростолом: «Росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя, как одержимые, на ромеев (жители Византии называли себя «ромеями», т. е. «римлянами» — автор)…». Боевой клич имел огромное значение. Во-первых, и для язычников, и для христиан — это было обращение к высшим силам, богам (Богу, святым). Клич был наследием древнейшей эпохи. Воин седой древности шёл в бой с именем своего бога-покровителя. «Один!» — у скандинавов. Воина могли убить в любой миг, и последняя мысль была очень важна. Мысль о боге-воине, была «тропой» в мир богов. Во-вторых, клич был неким словом-ключом, который вводил дружину, войско особое психологическое состояние, «боевой транс». В-третьих, клич оказывал определённое моральное воздействие на противника. Наконец, боевой клич был средством укрепления боевого духа воинов, способствовал единению войска, где все бойцы ощущали себя одним целым. А единение войска было залогом победы.
В ближнем бою главный удар принимает на себя первый ряд. В него старались ставить тяжеловооруженных воинов, воинов в кольчугах и пластинчатых доспехах. Обычно первый ряд, как и второй, был насыщен копейщиками. Воины прикрывались щитами и наносили удары копьями, мечами и щитами. Нельзя забывать, что воины обычно имели не один тип основного и вспомогательного оружия. К примеру, копье и топор, меч и топор (чекан, булаву и т. д.). Оружием старались поразить того, кто откроется. Старались удерживать в поле зрения сразу несколько противников и следить за соседями справа и слева, чтобы прийти им на помощь в случае необходимости.
В ближнем бою топор и меч использовались схожим образом. Но в технике работы ими было несколько отличий. Режущая поверхность меча выше, его вес больше, чем у топора. Мечу необходима большая амплитуда удара. Кроме того, вероятность поражения у меча выше за счёт длины лезвия. Топор меньше и требовал от воина быстроты и точности удара. Меньший вес топора позволял действовать быстро, менять направление удара, широко применять обманные движения. В то же время энергия удара топора такова, что даже будучи затупленным, он может нанести тяжелые повреждения противнику.
Второй ряд, который действовал под прикрытием первого ряда, также был массово вооружен копьями. Копье не требовало много места для маневра и позволяло наносить быстрые и точные удары в любую открытую часть тела врага. Обычно копье использовали для колющих ударов. Хотя в некоторых случаях ими можно было наносить и рубящие удары. Но для этого подходили специальные копья, с длинными и широкими наконечниками, которые имели протяженные боковые поверхности. Воины-копейщики также работали не по одному, а по нескольким противникам. Нанося удар по тому, кто открылся. Особенно опасны были колющие удары в лицо. Во втором ряду с успехом могли применять и широколезвийные топоры на длинной рукояти. Такое оружие хорошо подходило для нанесения сильных рубящих ударов. Одновременно выступающий вперед угол лезвия можно было использовать для колющего удара в лицо неприятелю.
Нельзя забывать и того факта, что южнорусские дружины с начала XI века были преимущественно конными. Однако восстановить конный бой методом современной исторической реконструкции практически невозможно. Сказывается невозможность подготовить настоящих боевых коней, а боевой конь сам по себе был оружием. По былинам известно, что кони богатырей участвовали в схватках. Нет возможности и для полноценных, долгих тренировок конных воинов, такая необходимость давно отпала.
Историки могут только с относительной степенью вероятности предполагать, как сражались конные дружинники на Руси. Широко применяли таранные копейные удары. При этом, судя по рассказам источников, копье часто ломалось. Затем пускали в ход сабли, мечи, топоры, булавы, кистени и пр. вооружение. Видимо, некоторую роль играла унаследованная со времен скифо-сарматской эпохи тактика применения отрядов конных лучников.
Тактика и стратегия
О тактике и стратегии древних русов нам известно больше, чем о боевых приемах. Довольно много можно узнать от византийских авторов, так как Русь и славяне были постоянными супротивниками Византийской империи. Ромеи тщательно записывали свои войны с врагами. Понятно, что эти тексты надо подвергать тщательному анализу. Византийцы склонны преувеличивать свои достоинства, преуменьшать достижения противника. Бывает, что у них в сражениях гибнут десятки ромеев и сотни, тысячи противников.
Прокопий Кесарийский отмечал, что славяне VI века были мастерами «партизанской», диверсионной войны. Жилища строят в удаленных, труднодоступных местах, защищённых лесами, болотами, реками и озерами. Славянские воины умело устраивали засады, наносили внезапные удары по противнику. Применяли различные военных хитрости. Славяне были хорошими пловцами, умело форсировали водоемы. Славянские разведчики умело скрывались под водой, используя полый внутри тростник для дыхания. Вооружены славянские воины были копьями, в том числе метательными (сулицами), луками, щитами.
О применении «партизанской» тактики славянами в VI веке говорит и другой византийский автор, полководец и император Маврикий Стратег: «Ведя разбойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя используют засады, внезапные нападения и хитрости, ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки». Про «разбойную» жизнь автор явно приврал. Особенно если учесть экспансию самой Византии на земли населенные славянами.
Византийские авторы отмечают, что славянские отряды «сражаться в правильном бою не стремятся, ни показываться в местах открытых и ровных не желают». В принципе такая тактика была обусловлена теми задачами, которые решали славянские дружины. Славянские князья в тот период (т. н. «эпоха «военной демократии») были нацелены на захват добычи, а не ведение «правильной» войны и захват территории. Поэтому никакой надобности в «генеральных сражениях» с византийскими войсками не было. Для того чтобы успешно выполнить задачу, дружине надо было внезапно вторгнуться на вражескую территорию, разорить определённые области и быстро уйти, не вступая в бой с высланными против них войсками.
Византийский историк, живший в начале VII века, Феофилакт Симокатта приводит пример успешной славянской засады. Так, когда ромейский главнокомандующий, брат императора, не проведя соответствующей разведки и не веря, что поблизости может быть неприятель, приказывает войскам начать переправу. Когда реку перешла первая тысяча воинов, она была уничтожена «варварами». Это был старый, выверенный прием – ударить по переправе врага, не дожидаясь, пока на берег перейдёт всё войско противника.
Источники сообщают, что русы умело применяли суда в войне. Важную роль в боевых действиях славян играли легкие речные суда – однодревки. Так их называли от того, что в основе каждого судна был положен один большой выдолбленный (выжженный) древесный ствол. Ему по мере необходимости наращивали из досок борта, такие суда назывались насадами. Были у славян и корабли класса «река – море» — лодьи (ладьи). Почти во всех русско-византийских войнах мы видим применение флотов русскими воинами. Их главной функцией была транспортная – они перевозили воинов и грузы. Ладья могла перевезти 40 – 60 человек. Численность флотилий достигала нескольких сотен судов, а иногда и 2 тысяч. Применение таких флотилий резко повышало мобильность русского войска, особенно в условиях насыщенности региона реками и озерами. Черное море было настолько освоено русами, что его называли Русским.
Необходимость противостоять конным отрядам степняков довольно быстро сделал конные дружины важной частью русского войска. Как уже выше отмечалось, примерно с XI века основой войска на Южной Руси была конная дружина. Судя по стремительному движению армии Святослава, он уже массово использовал конницу, включая вспомогательную – печенежскую и венгерскую. А пехоту перевозил с помощью кораблей. Конные воины в основном были тяжеловооруженными дружинниками, которые имели несколько типов оружия (копье, меч, сабля, топор, булава, кистень и др., в зависимости от предпочтений воина). Но были и легковооруженные лучники. Таким образом, был использован, как опыт Византии, с её тяжеловооруженными конниками – катафрактариями, так и применения степняками быстрых, легковооруженных всадников, способных к внезапным ударам.
Битва новгородцев и суздальцев в 1170 году, фрагмент иконы 1460 года.
Однако при Святославе основой армии ещё была пехота. Да и сам князь предпочитал биться в пешем строю. Русы в это период бились тесным пешим строем – «стеной». По фронту «стена» составляла около 300 м и в глубину достигала 10-12 шеренг. В первых рядах стояли хорошо вооруженные воины. Фланги могла прикрывать конница. Атакуя «стена» могла выстраиваться таранящим клином, где на острие наступали самые опытные и хорошо вооруженные воины. Такую «стену» было весьма непросто опрокинуть даже тяжелой византийской коннице. В решающей битве с ромеями под Адрианополем в 970 году менее боеспособные конные фланги войска Святослава — венгры и печенеги, попали в засаду и были опрокинуты, но основные русско-болгарские силы продолжили наступление в центре и смогли решить исход сражения в свою пользу.
В XI—XII столетиях русское войско будет разделено на полки. Как правило, в центре боевого порядка стоял пехотный полк – городские и сельские ополченцы. А на флангах конные дружины князей и бояр (полки левой и правой руки). К концу XII века к делению на три полка по фронту добавилось деление на четыре полка в глубину. Появится передовой или сторожевой полк перед основными силами. В дальнейшем основные силы мог дополнить резерв, или засадный полк.
Острием в лицо — авторские наработки
Был у Жака де Лалена и свой излюбленный прием, которого я не нашел в обоих руководствах по бою на топорах. Впервые он применил его в марте 1450 года, когда вновь сразился с итальянцем Джином де Бонифасом. После обмена несколькими сериями ударов топорами Жак схватил правой рукой полэкс противника, отвел его и трижды пробил шипом-острием в забрало. После чего схватил ошеломленного итальянца за перья на шлеме и рывком на себя уронил на землю, завоевав победу.
В июне того же года встретиться с Лаленом не повезло бургундскому эсквайру Джерарду де Роуссайллону. Он надел на бой открытый шлем, и, когда Жак провел точно такой же прием как и с итальянцем, острие топора так глубоко ранило незащищенное лицо соперника, что судья тут же остановил бой.
В октябре тот же прием Лален попытался провести против эсквайра Клода Питуа, но тот, уже наслышанный о выпаде противника, успел его заблокировать, схватив рукой топор валлонца. После этого Жак схватил рукой за шею соперника, однако и тут Клод ушел от приема, но попался в более плотный захват и улетел на землю от броска. Правда, при этом он успел зацепить и противника, и оба грохнулись о землю. Победу присудили Жаку, так как Клод первым коснулся земли.
Великолепно владея воинским искусством, в том числе и боем на топорах, наш герой выиграл множество поединков и получил славу непобедимого бойца. Настолько непобедимого, что остановить его смогло только пушечное ядро. Штурмуя фламандский город Гент, Жак де Лален был убит выстрелом из пушки. Видимо, ничего другое его просто не брало. Так, 3 июля 1453 года, в возрасте 32 лет под грохот канонады ушел из жизни один из лучших рыцарей Европы и большой любитель бить людей топором.
Легендарное оружие викингов
Норманны, викинги, варяги – слова, наводившие ужас на все народы, населявшие Европу, поскольку более кровожадных и могучих воинов мир тогда не знал.
Вооружённые скандинавскими секирами, по-другому их называли датскими или тяжелыми боевыми топорами, викинги не знали поражений в бою и всегда забирали богатую добычу и уводили пленных рабов.
Главным отличием этого оружия было широкое тяжелое лезвие, которым можно было моментально разрубить голову или отрубить конечности человека. Могучие воины виртуозно владели топорами и для битвы, и для работы, и для турниров.
В Киевской Руси, имеющей плотные торговые связи со Скандинавскими странами, боевые топоры выглядели как родные братья секиры викингов. У пешего русского воинства топоры и секиры были основным видом оружия.