Одним из символов Второй мировой войны для советских людей стала легендарная «Катюша». Данная установка реактивного залпового огня обеспечивала мощную поддержку в освободительных боях, поэтому она до сих пор ассоциируется с победой.
Серийное производство этих средств поражения началось с первого дня немецкой оккупации, поэтому они прошли всю войну. Данные артиллерийские системы пытались устанавливать на шасси тракторов, танков, автомобилей. Наиболее удачными стали два варианта грузовиков.
Общая информация/история ЗИС 6
ЗИС-6 | |||||||||||||||||||||||
Общие данные | |||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1933—1941 | ||||||||||||||||||||||
Сборка | ЗИС (Москва, СССР) | ||||||||||||||||||||||
Дизайн | |||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||
Трансмиссия | |||||||||||||||||||||||
ЗИС-6 — советский трехосный (6 × 4) 4-тонный грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Создан на базе массового народнохозяйственного грузовика ЗИС-5 (4 × 2). Вторая по массовости «трёхоска» (после ГАЗ-ААА) в Красной Армии в 30-х и в начальный период Великой Отечественной войны. С декабря 1933 до 15 октября 1941 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина произведено 21 239 ед. ЗИС-6 [1].
|
Грузовые и специальные автомобили | СССР
Бортовой грузовик ГАЗ-АА (полуторка)
ГАЗ-АА со счетверенной зенитной пулеметной установкой М-4
Бензозаправщик БЗ-38 на базе ГАЗ-АА
Бензозаправщик БЗ-42 на базе ГАЗ-АА
Автомобиль выпускался с 1932 г. Нижегородским (позже Горьковский) автозаводом. Он представлял собой лицензионную копию грузовика «Форд-АА» образца 1929 г. До 1934 г. кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена металлической с дерматиновой крышей. Кроме ГАЗа, автомобиль выпускался на московском заводе КИМ — (1933-1939 гг.) и Ростовском автосборочном заводе (1939-1941 гг.). Двигатель машины мог также работать на лигроине, керосине и промышленных смазочных маслах. На шасси автомобиля было создано ряд модификаций: радиостанции и радиолокаторы, автомастерские и топливозаправщики, установки ПВО и санитарные автомобили. Всего было выпущено 829,8 тысяч машин, а на 20.06.1941 г. только в Красной Армии числилось 150 тыс. грузовиков. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; полная масса – 3,3 т; максимальная скорость – 70 км/ч; грузоподъемность – 1,5 т; тип двигателя — «ГАЗ-А» (40 л.с.), позже — «ГАЗ-ММ» (50 л.с.); трансмиссия – 4-ступенчатая механическая коробка передач; расход топлива – 19,5л/100 км; запас хода – 250 км.
ГАЗ-ММ с 25-мм автоматической зенитной пушкой 72-К
Бортовой грузовик ГАЗ-ММ-В
Автомобиль «ГАЗ-ММ» представлял собой модернизированный вариант «ГАЗ-АА» без внешних отличий, который выпускался с 1938 г. От предшественника он отличался 50-сильным мотором, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Известна модификация под обозначением «ГАЗ-ММ-В» (ГАЗ-ММ-13) — упрощённый вариант военного времени (1942-1945 гг.). Он имел два типа кабин: образца 1942-1943 гг. с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей и образца 1944 года с деревянной облицовкой и дверями. На грузовике 42-го года крылья были выполнены гибкой из низкосортного (кровельного) железа. Глушитель, бампера и передние тормоза отсутствовали. Фара и дворник устанавливалась только со стороны водителя. Платформа оснащалась задним откидываемым бортом. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; грузоподъемность – 1,5 т; тип двигателя – ГАЗ-М; мощность двигателя – 50 л.с; максимальная скорость – 70 км/ч; расход топлива – 19,5 л/100 км; емкость топливного бака — 40 л.
Автобус ГАЗ-03-30
Автобус выпускался с 1933 г. на базе ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ, как модель гражданского назначения. В период войны автомобиль был привлечен для военных целей, в т.ч. использовался и в качестве санитарного. Кузов имел деревянный каркас с деревометаллической обшивкой. Снаружи боковые стенки обивались железным листом толщиной 1 мм. Кузов был 3-дверным: передняя боковая правая дверь, предназначалась для входа и выхода пассажиров и была снабжена контроллером в виде длинного рычага с ручкой, позволявшего водителю открывать и закрывать дверь по мере надобности; передняя боковая левая дверь была водительской, а задняя — запасной. В кузове имелись 9 окон, 6 из которых могли открываться. У автобуса были передний и задний бамперы. Внутри потолок и стены оклеивались дерматином, им же обивались подушки и спинки сидений шофера и пассажиров. Всего было выпущено 18,6 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2.1 м; высота – 2,5 м; колесная база – 3,3 м; снаряженная масса – 2,3 т; клиренс – 200 мм; двигатель – 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный; мощность двигателя – 50 л.с; максимальная скорость – 65 км/ч; расход топлива – 20,5 л/100 км; вместительность – 17 человек с водителем; трансмиссия – 5 передач (4 – вперед, одна – задний ход); емкость топливного бака — 40 л.
Санитарная машина ГАЗ-55 (М-55) довоенного выпуска
Санитарная машина ГАЗ-55 (М-55) военного выпуска
Автомобиль разработан на базе шасси ГАЗ-ММ/ГАЗ-ММ-В и выпускался с 1938 г. с двигателем «ГАЗ-М». Он оснащался удлиненными рессорами и амортизаторами заднего моста, калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой. Помещение для раненых было отделено от кабины водителя перегородкой. В машине можно было перевозить 4 лежачих на носилках и 2 сидячих на откидных сидениях или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. В начале войны автомобиль получил угловатые крылья, упрощенные кабину и кузов. Вместо двух фар, оснащался лишь одной. Всего до окончания войны было выпущено более 9130 машин. ТТХ машины: длина – 5,4 м; ширина – 2 м; высота – 2,3 м; клиренс – 200 мм; колесная база – 3,3 м; снаряженная масса — 2.4 т; двигатель — 4-цилиндровый карбюраторный; мощность двигателя — 50 л.с. трансмиссия – 4-скоросная коробка передач; максимальная скорость — 70 км/ч.
Авиационный стартер АС-1 на базе ГАЗ-АА
Машина выпускалась с 1932 г. и предназначалась для запуска двигателей легких винтовых самолетов. Запуск осуществлялся путем захвата пропеллера самолета и прокручивания коленчатого вала авиамотора через трубчатую конструкцию с двумя приводными валами. За кабиной устанавливалась вертикальная тумба с растяжками и валом, получавшим вращение от раздаточной коробки автомобиля. ТТХ машины: число оборотов стартера – 1110-1300 об/м; высота хобота по горизонтали – 2,9 м.
Бортовой грузовик ГАЗ-ААА
ГАЗ-ААА со съемными гусеницами
Зарядная станция АЭС-3 на базе ГАЗ-ААА
Автомобиль выпускался в 1934-1943 гг. и представлял собой трёхосную модификацию двухосного грузовика ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ, где задний ведущий мост заменялся двухосной тележкой с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии. До 1937 г. устанавливался двигатель «ГАЗ-АА», после — «ГАЗ-ММ». Автомобиль предназначался для перевозки войск и грузов. Кроме того, на его базе серийно выпускались: штабной автобус «ГАЗ-05-193»; бронеавтомобили «БА-6», «БА-10А», «БА-10М», «БА-27М», «БАИ-М» и «БАИ-3М»; реактивный миномет «БМ-8-48» (Катюша); боевая химическая машина «БХМ-1»; «СУ-12» — самоходная установка с 76,2-мм пушкой; «ЗСУ 61-К» — 37-мм автоматическая зенитная пушка; прожекторная зенитная установка «ПО-15-8»; РЛС обнаружения воздушных целей «РУС-2» (Редут) и «РУС-2с» (Пегматит); бензозаправщики и ремонтные мастерские «ПАРМ». Всего было выпущено 37,4 тысячи машин.
ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина и высота – 2 м; клиренс – 230 мм; снаряженная масса – 2,5 т; колесная формула – 6х4; максимальная скорость – 60/65 км/ч; грузоподъемность – 1,5-2 т; двигатель – 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный; мощность двигателя «ГАЗ-А» — 40 л.с, «ГАЗ-ММ» – 50 л.с; трансмиссия – 10 передач (8 вперед, 2 – заднего хода); емкость топливного бака – 45 л, дополнительного – 60 л; расход топлива – 25 л/100 км; запас хода – 100 км; количество мест в кабине – 2.
Штабной автобус ГАЗ-05-193
Автобус создан на базе трёхосного шасси грузовика «ГАЗ-ААА» и кузова 17-местного автобуса «ГАЗ-03-30». Он выпускался в 1941-1945 гг. В конце 1941 г. машина получила упрощённые крылья и только одну фару. Бампера также были упразднены. Салон машины был оснащен системой отопления (калорифером) и комплектовался двумя запасными колесами. В кузове по бортам были установлены две четырехместные скамейки, посередине стол, по углам кузова тумбы для хранения бумаг и карт. Всего было выпущено около 2 тысяч машин. ТТХ автобуса: длина – 5,3 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,6 м; клиренс – 230 мм; снаряженная масса – 3,1 т; максимальная скорость – 65 км/ч; двигатель – 4-цилиндровый, карбюраторный, «ГАЗ-М»; мощность – 50 л.с.; колесная формула – 6х4; трансмиссия – 5 скоростей (4 вперед и одна задний ход); максимальная скорость – 65 км/ч; запас хода – 150 км; вместимость – 9 человек.
Полугусеничный автомобиль ГАЗ-60
Автомобиль выпускался в 1938-1940 гг. Основу движителя составляла резиновая гусеница шириной 390 мм. Передача к переднему и заднему ведущим каткам каждого борта осуществлялась от заднего ведущего моста двумя цепями. Машина применялась для доставки грузов и личного состава, буксировки легких пушек и установки зенитных пулеметов. Всего было выпущено 1134 машины. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,1 м; снаряженная масса – 3,4 т; полная масса – 4,7 т; клиренс – 200 мм; грузоподъемность – 1,2 т; двигатель – 4-цилиндровый ГАЗ-М; мощность двигателя — 50 л. с; трансмиссия — 5 передач (4 – вперед, одна – задний ход); максимальная скорость – 35 км/ч; емкость топливного бака – 40 и 60 л; расход топлива – 57 л/100 км; количество мест в кабине – 2.
Полугусеничный автомобиль ГАЗ-65
«ГАЗ-65» представлял собой полугусеничный грузовой автомобиль на основе «ГАЗ-ММ». Между сдвоенными задними колесами фиксировано устанавливалась цепная шестерня, от которой цепью вращение передавалось подвешенной сзади под рамой ведущей звездочке. Она соединялась с мелко-звенчатой металлической гусеницей. На бездорожье применялся гусеничный ход, а по дороге автомобиль передвигался на колесах — гусеница снималась, и каретка гусеничного хода фиксировалась в поднятом положении. Всего было выпущено 1801 машину, из них 8 машин было принято в РККА, 24 забрали военные строители, 10 штук досталось НКВД, остальные были забракованы, разукомплектованы и поставлены в армию как обычные «ГАЗ-ММ».
Газогенераторный автомобиль ГАЗ-42
Машина выпускалась с 1939 г. на базе «ГАЗ-АА» или «ГАЗ-ММ». В качестве топлива мог использоваться как генераторный газ, так и бензин, для размещения которого автомобиль был снабжён топливным баком, ёмкостью 40 литров. Для компенсации потери мощности было увеличено передаточное число главной передачи с 6,6 до 7,5, а также увеличена степень сжатия в двигателе с 4,6 до 6,2. Известна газогенераторная версия машины на угле под обозначением «ГАЗ-43». Всего было выпущено 33,8 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; максимальная скорость – 50 км/ч; грузоподъемность – 1,2 т; мощность двигателя – 35 — 38 л.с; расход деревянных чурок – 50-55 кг/100 км; время запуска газогенератора — 5 — 10 минут, масса установки 400 кг; запас чурок – 150 — 200 кг.
Газобаллонный автомобиль ГАЗ-44
«ГАЗ-44» серийный автомобиль, работавший на газовом топливе выпускался в 1939 г. Машина базировалась на модели «ГАЗ-ММ». Запас природного газа, сжатого до 200 атмосфер, хранился в шести баллонах массой 65 кг каждый. Они располагались под грузовой платформой. ТТХ машины: длина — 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 2,2 т; тип двигателя – 4-цилиндровый; мощность двигателя – 42 л.с; грузоподъемность – 1,1 т; масса баллонов и газовой аппаратуры – 420 кг; максимальная скорость- 65 км/ч; запас хода — до 300 км; расход топлива — 20 м³ метана/100 км.
Бортовой автомобиль ЗиС-5
Штабной автобус на базе ЗиС-5
ЗиС-5А со специальной фермой для перевозки понтонов тяжелого наплавного парка Н-2П
Автомобиль выпускался с 1933 г. на платформе «АМО-3» , «УльЗиС» и «УралЗиС». Модификация «ЗИС-5» выпускалась в 1933-1941 гг. Конструкция машины выполнена на лонжеронной раме, кабина — прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Автомобиль не комплектовался бамперами за исключением экспортных моделей. На машину устанавливались стандартные универсальные платформы «ЗиС-5А» или с высокими бортами «ЗиС-5У». Грузовик экспортировался в Афганистан, Ирак, Иран, Испанию, Китай, Латвию, Литву, Монголию, Румынию, Турцию и Эстонию. На базе «ЗиС-5» выпускалось 19 модификаций машин. Всего было выпущено 571,2 тысячи машин, в т.ч. за годы войны – 325 тысяч. ТТХ автомобиля: длина – 6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,1 м; клиренс – 250 мм; колесная база – 3,8/4,4 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 3,1 т, полная – 6,1 т; компоновка – переднемоторная, заднеприводная, тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный ЗиС-5; мощность двигателя – 73 — 85 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; грузоподъемность – 3 т; максимальная скорость – 60 км/ч; объем бака – 60 л; запас хода – 205 км; расход топлива – 34 л/100 км; масса буксируемого груза – 3,5 т; количество мест в кабине – 2.
Топливозаправщик на базе ЗиС-5В
Бортовой автомобиль ЗиС – 5В
Грузовик «ЗиС-5В» являлся военной, упрощенной версией «ЗиС-5» и выпускался с 1942 г. на (выпущено в годы войны 66,9 тыс.), «УльЗиС» (10,4 тыс.) и «УралЗиС» (8,5 тыс.). Автомобиль был легче на 124 кг от прототипа, имел кабину из фанеры и дерева (вагонки). Доски обшивки крепились гвоздями. Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин. Он комплектовался крыльями, изготовленными простой гибкой из листового проката. Тормоза устанавливались только на задних колесах, откидным был лишь задний борт, а фара оставалась одной с левой стороны. К концу войны комплектация частично была восстановлена.
Зенитный пулемет на базе ЗИС-5У
Автомобиль являлся вариантом «ЗиС -5» и предназначался для установки 12,7-мм пулемета «ДШК» или 7,62-мм установка «4-М», для чего в кузове монтировалась специальная турель. Всего изготовлено более 12 тысяч машин. Боевой расчет составлял 3 человека. Масса установки – 460 кг, высота – 2,3 м.
Бортовой автомобиль ЗиС-6
Реактивный миномет БМ-13 на базе ЗиС-6
Бензозаправщик БЗ-35 на базе ЗиС-6
Звукоулавливающая установка ЗТ-5 на базе ЗиС-6
Трехосный автомобиль создан на базе «ЗиС-5» и выпускался в 1933-1941 гг. Он имел двухскатную ошиновку задних мостов, вакуумный усилитель в механическом приводе тормозов. В 1941 г. на его шасси устанавливали реактивные минометы «БМ-13» и «БМ-8» (Катюша), собирались автобусы ЗиС-6 «Люкс», выпускался бронеавтомобиль «БА-11», радиолокатор «РУС-2», фургон-радиостанция, передвижная электростанция «АЭС-4», зенитный прожектор «ПО-15-8», звукоулавливатель «ЗТ-5», автокран «АК-3». Всего было выпущено 21,2 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,1 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,2 м; клиренс под задним мостом – 275 мм, под передним – 295 мм; колесная база – 3,4 м; снаряженная масса – 4,2 т, полная масса – 8,2 т; грузоподъемность – 4 т; колесная формула – 6х4; максимальная скорость – 55 км/ч; тип двигателя – 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 73 л.с.; трансмиссия – 15 передач (9 вперед, 6 заднего хода); объем бака – 105 л; расход топлива – 40л/100 км; запас хода – 260 км; количество мест в кузове – 25.
Автобус ЗиС-8
Автобус выпускался на удлинённом шасси «ЗИС-11» в 1934-1936 гг. Автобус также поставлялся в Турцию. Всего было выпущено 547 машин. ТТХ машины: длина – 7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,8 м; колесная база – 4,4 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 4,2 т, полная – 6,1 т; тип двигателя — 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; максимальная скорость – 60 км/ч; емкость топливного бака – 105 л; количество пассажиров — 29 человек.
Бортовой автомобиль ЗиС-11
Санитарный автобус на базе ЗиС-11
Автомобиль был построен на базе удлинённого шасси «ЗиС-5» в 1934-1941 гг. Шасси машины использовалось также для производства санитарного автобуса и пожарных автомобилей «ПМЗ-1» и «ПМЗ-2». Всего было выпущено 3 тысячи машин. ТТХ машины: колесная формула – 4х2; колесная база – 4,4 м; грузоподъемность – 3,5 т.
Зенитный прожектор на ЗиС-12
ЗиС-12 с зенитной установкой
Автомобиль «ЗиС-12», являясь длиннобазовой модификацией «ЗиС-5» использовался в качестве низкобортной платформы для зенитных орудий, оборудования электростанций, прожекторов и звукоулавливающих установок. Всего за 1934-1941 гг. было выпущено 4223 машины. ТТХ машины: длина – 7,4 м; колесная база – 4,4 м; грузоподъемность – 3,5 т.
Газогенераторный бортовой автомобиль ЗиС-13
Автомобиль выпускался в 1936-1939 гг. на базе удлиненного шасси «ЗиС-11» и работал на деревянных чурках. Всего было выпущено 2,6 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,7 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,2 м; снаряженная масса – 3,7 т; колесная формула – 4х2; колесная база – 4,4 м; мощность двигателя – 48 л.с; грузоподъемность – 2,5 т; расход топлива – 80 — 85 кг древесных чурок на 100 км; запас хода – 90 км; максимальная скорость – 45 км/ч.
Бортовой автомобиль ЗиС-14
«ЗиС-14» -удлиненный бортовой грузовик с пониженным низкобортным кузовом выпускался с 1936-1941 гг. и конструктивно был аналогичен «ЗиС-12». Главным его отличием был увеличенный клиренс на 25 мм за счет использования шин от автобуса «ЗиС-16». Для повышения прочности грузовой платформы ее боковые борта оснащались тремя вертикальными усилителями из стальных уголков. На шасси автомобиля монтировались в основном спаренные 25-мм зенитные установки и прожектора. Всего было выпущено 821 машину.
Автобус ЗиС-16
Автобус капотной компоновки был построен на удлиненном шасси «ЗИС-5» и выпускался в 1938-1941 гг. Он имел деревянный кузов с металлической обшивкой. Всего было выпущено 3,3 тысячи машин. ТТХ автобуса: длина – 8,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; колесная база – 5 м; снаряженная масса – 5,1 т, полная – 7,1 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 85 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость – 65 км/ч; расход топлива – 37 л/100 км; общая пассажировместимость — 34 чел.
Санитарный автобус ЗиС-16C
Санитарный автобус капотной компоновки с использованием задней части кузова «ЗиС-16» и кабины «ЗиС-5» выпускался в 1939-1941 г. для нужд армии. Вместимость 10 человек на носилках и 10 сидячих мест. Автобусы ЗиС-16С первого выпуска имели полностью прозрачные окна, боковые обтекатели (крышки) задних колеса, на боковых окнах и передних окошках был нарисован красный крест. С увеличением выпуска автобусов и началом военных действий все эти детали убрали. Стекла были матовыми, а боковые обтекатели задних колес просто убрали для упрощения. Всего было выпущено 662 автобуса. ТТХ машины: длина – 8,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 5 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 85 л.с; максимальная скорость — 65 км/ч; запас хода – 365 км.
Газогенераторный бортовой автомобиль ЗиС-21
«ЗиС-21» — газогенераторная модификация на шасси «ЗиС-5» с газогенератором «НАТИ-Г-14», работавшем на древесных чурках, выпускалась в 1939-1941 гг. Для облегчения запуска двигателя и маневрирования в гараже, автомобиль оснащался бензобаком объемом 7,5 л. Всего было выпущено 15,4 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,1 м; ширина и высота – 2,2 м; клиренс – 250 мм; колесная формула – 4х2; колёсная база – 3,8 мм; снаряженная масса – 3,1 т; мощность двигателя — 45 л.с.; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; грузоподъёмность — 2,4 т; масса установки – 440 кг; вес чурок в бункере – 80 кг.
Полугусеничный грузовик ЗиС-22
Грузовик выпускался на базе «ЗиС-5» в 1939-1940 гг. Вместо задних ведущих колес устанавливались два коротких гусеничных движителя с резинокордными лентами. Она широко применялась в советско-финской войне в качестве штабной машины. В 1941 г. была проведена модернизация машины, вследствие чего она получила обозначение «ЗиС-22М». Гусеничные движители получили ведущее зубчатое колесо, сдвоенные резинокордные ленты, 85-сильный двигатель от «ЗиС-16». Машину предполагалось использовалась в качестве артиллерийского тягача, однако в серию она не пошла и стала основой для создания «ЗиС-42». Всего было выпущено 200 машин. ТТХ машины: грузоподъемность на дорогах – 2,5 т, на бездорожье – 1,8 т; длина – 6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2, 2 м; снаряженная масса – 4,7 т, полная масса – 6,9 т; расход топлива – 60л/100 км.
Газобаллонный автомобиль ЗиС-30
Автомобиль являлся газобаллонной модификацией на шасси «ЗиС-5», работавшей на метане, коксовом и синтез-газе, а также бензине. 8 баллонов с газом размещались под платформой автомобиля и весили 550 кг. В 1940-1941 гг. была выпущена партия из 43 машин. ТТХ машины: грузоподъемность — 2,5 т, мощность двигателя — 73 л.с,; запас хода – 150 — 300 км.
Бортовой грузовик ЗиС-32
Грузовик выпускался в 1940-1941 гг. с максимально унифицированными узлами с «ЗиС-5». Он имел неразъемную литую балку переднего моста с шарнирами «Рцеппа». Грузовик имел дополнительный 55-литровый топливный бак под грузовой платформой. На части грузовиков был установлен двигатель от автобуса «ЗиС-16», мощностью 85 — 88 л.с. и радиатор от «ЗиС-6». Автомобиль использовался для грузовых перевозок, в качестве артиллерийского тягача и для размещения на платформах зенитных орудий. Всего было выпущено 197 машин. ТТХ машины: длина – 6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,3 м; колесная база – 3,8 м; клиренс – 260 мм; колесная формула – 4х4; снаряженная масса – 3,7 т, полная – 6,6 т; грузоподъемность – 2,5-3 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной; максимальная скорость – 60 км/ч; расход топлива – 38 л/100 км; объем топливных баков – 115 л; запас хода – 330 км.
Бортовой грузовик ЗиС-5 со снегоходным оборудованием (ЗиС-33)
В начале 1940 г. на базе «ЗиС-5» выпускался автомобиль с упрощенным гусеничным движителем «ЗиС-33» в котором роль опорного катка играли задние колеса. Навеска крепилась к раме, а между задними колесами крепилась шестерня, надетая на которую цепь передавалась на ведущую звездочку, подвешенную под рамой автомобиля. Звездочка была соединена с гусеницей при помощи цевочного зацепления. Всего выпущено 4,5 тысяч машин. ТТХ машины: масса движителя – 1,3 т; максимальная скорость – 35 км/ч; мощность двигателя – 73 л.с; трансмиссия – 4 передачи; расход топлива – 70 — 200 л/100 км; запас хода – 50 — 60 км.
Автомобиль с гусеничным движителем ЗиС-35
«ЗиС-35» являлся результатом модернизации «ЗиС-33» и выпускался с весны 1940 г. От предшественника он отличался установкой в задней части рамы дополнительного автомобильного моста с ведущими звездочками, крутящий момент на который подавался коротким карданным валом от проходного заднего моста со специальным редуктором отбора мощности. Автомобиль снабжался увеличенным радиатором охлаждения от ЗиС-6 и дополнительным 80-литровым топливным баком. Известны варианты автомобиля «ЗиС-35ШТ» (со штампованной гусеничной лентой с резиновыми башмаками) и «ЗиС-35ЛТ» (с литой лентой из специальной стали). Всего было выпущено около 800 машин. В крупносерийное производство автомобиль не был принят.
Полугусеничный грузовик ЗиС-42 с кузовом упрощённого типа
Грузовик выпускался на базе «ЗиС-22М» в 1942-1944 гг. Гусеничный движитель был оборудован рамой тележки с литой опорной ступицей и штампованными стальными боковинами. На передние колеса могли устанавливаться стальные коробчатые лыжи длиной 1,1 м и шириной 410 мм. Всего было выпущено 2,9 тысяч машин. Грузовик использовался для буксировки орудий калибром от 65 до 122 мм. ТТХ машины: длина – 6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,2 м; клиренс переднего моста – 318 мм, заднего – 375 мм; снаряженная масса – 5,3 т, полная – 7,5 т; грузоподъемность – 2,2 т; масса прицепа – 2,7 т; двигатель – карбюраторный ЗиС-5, мощность двигателя – 73 — 84 л.с; емкость бака — 180 л, с дополнительными – 300 л; расход топлива – 47 — 90 л/100 км; запас хода – 390 км; максимальная скорость – 10/33 км; количество мест в кабине – 2, в кузове – 14.
Полугусеничный грузовик ЗиС-42М
Модернизированный грузовик выпускался с 1944 г. Радиатор и фары прикрывались решёткой для защиты от повреждений. Всего выпущено 3505 машин. ТТХ машины: снаряженная масса – 5,5 т; клиренс под задним мостом – 390 мм; двигатель – ЗиС-5М; мощность двигателя – 77 л.с; максимальная скорость – 10-42 км/ч; количество мест в кабине – 2, в кузове – 24.
Санитарный автобус ЗиС-44
Автобус изготовлен на шасси ЗиС-5В с отдельным деревянным кузовом-фургоном. Он выпускался с 1942 г. Всего было выпущено 517 машин. Автобус снабжался упрощенным прямоугольным деревянным кузовом многоцелевого применения с одной боковой, двумя задними дверями и крышей, оклеенной крашеным брезентом. Автомобиль служил для перевозки 4 больных на носилках или 18 сидячих.
Передвижная авторемонтная мастерская АП РИМ
Автомастерская выпускалась с 1939 г. и предназначалась для ремонта и обслуживания инженерной техники. В ее комплектацию входил: электрогенератор с бензиновым двигателем, размещенным в одноосном прицепе, станочное, сварочное и слесарное оборудование.
Передвижная авторемонтная мастерская ПАРМ-А
Автомастерской оснащались авиационные полки и дивизии. При схожей конструкции с ПАРМ-1Б она служила для проведения среднего и крупного ремонта авиационной техники и отличалась специфическим набором оборудования и инструмента.
Передвижная авторемонтная мастерская ПАРМ на базе ЗиС-6
Бортовой автомобиль ЯГ-6
Автомобиль выпускался на Ярославском государственном автозаводе с 1936 г. на базе «ЯГ-4». Он имел деревянный кузов с откидными бортами. Всего было выпущено 8,1 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,5 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 300 мм; колесная база – 4,2 м; снаряженная масса – 4,7 т; колесная формула – 4х2; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; грузоподъемность – 5 т; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач. максимальная скорость – 42 км/ч; расход топлива – 43,5 л/100 км; емкость топливного бака – 177 л; запас хода – 440 км.
Бортовой автомобиль ЯГ-10
Трехосный грузовик выпускался мелкими сериями Ярославским заводом в 1932-1940 гг. на базе «ЯГ-5». Они применялись для перевозки легких танков, артиллерийских орудий. На их шасси монтировались фургоны различного назначения и цистерны, а также артиллерийские орудия. Всего было выпущено 333 машин. ТТХ машины: длина – 7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,6 м; колесная база – 3,6 м; клиренс – 275 мм; снаряженная масса – 5,4 т, полная – 14,8 т; колесная формула – 6х4; тип двигателя – 6-тицилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 93,5 л.с; максимальная скорость – 42 км/ч; грузоподъемность – 8 т; объем топливного бака – 177 л; расход топлива – 45 л/100 км; запас хода – 275 км; число мест в кабине – 3.
Поделиться в:
История создания
Прототипом трехосного ЗИСа в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки, поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6. На прототипе опробовались два варианта ведущих мостов на балансирной подвеске: с конической и червячной парами. Для серийного производства была выбрана червячная пара из-за её компактности, но впоследствии выяснилось, что такой тип передачи сложен в производстве и эксплуатации. Трансмиссия была дополнена 2-ступенчатым редуктором. Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции ЗИСа пришлось создавать дополнительные производственные мощности.
Модификации
ЗИС-6 на Колыме. 1938 год
В 1935 году на удлинённом шасси ЗИС-6 были собраны два экспериментальных 28-местных автобуса ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на укороченном на 350 мм шасси ЗИС-6К (на базе ЗИС-6) создан экспериментальный бронеавтомобиль БА-11. В 1940—1941 гг. на усиленном короткобазном шасси ЗИС-34 была изготовлена партия из 16 бронеавтомобилей БА-11, в том числе и экспериментальный дизельный БА-11Д. В серию БА-11 должен был пойти в 1941 году, но из-за начала ВОВ фактически остался опытной моделью. На шасси ЗИС-6 также монтировали радиолокатор РУС-2, фургон-радиостанцию, топливозаправщик БЗ-35, применявшийся, в основном, в авиации, передвижную 30-киловаттную электростанцию АЭС-4, прожектор ПО-15-8, звукоулавливатель ЗТ-5, 3-тонный автокран АК-3, автокран «Январец» и т. д. В 1939-1941 гг. сотрудниками РНИИ под руководством И.И.Гвая были проведены работы по созданию на базе ЗИС-6 установки для реактивных снарядов БМ-13 (Катюша). 21 июня 1941 года БМ-13 была принята на вооружение РККА.
Установки БМ-13-16 на шасси ЗИС-6
Соответственно, первые 5 опытных установок БМ-13-16 были изготовлены на шасси ЗИС-6. На 21 июня 1941 года в Красной Армии имелись 10 экспериментальных установок БМ-13. С началом ВОВ, летом-осенью 1941 года на шасси ЗИС-6 было организовано серийное производство гвардейских миномётов (установка реактивного залпового огня) БМ-13-16 (М-13) впоследствии известных как «катюша». Под комплектацию гвардейских миномётов М-13 осенью 1941 года автомобили ЗИС-6 пришлось реквизировать (в том числе и с бортовыми платформами и прочими кузовами, которые затем демонтировались) из автопарков различных гражданских организаций и военных частей по специальному мобилизационному предписанию. Из-за приближения фронта к Москве в октябре 1941 года и эвакуации большей части мощностей ЗиСа на восток страны, производство столь необходимого шасси ЗИС-6 было вынужденно свёрнуто — установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 приказом ГКО снята с производства в ноябре 1941 года.
фото ЗИС-6 реактивный миномёт «катюша»
Зимой 1941/42 из автохозяйств были изъяты последние ЗИС-6, которые пошли под установку менее мощных реактивных миномётов
М-8-36 и М-8-48. В дальнейшем гвардейские реактивные миномёты «катюша» устанавливали на гусеничный трактор СТЗ-5-НАТИ и лёгкий танк Т-60, а с весны 1942 года преимущественно на ввозимые по Ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US-6. Поэтому в настоящее время практически все выставленные в различных музеях «катюши» на шасси ЗИС-6, оснащённые угловатыми крыльями не аутодентичны — такие крылья на ЗИС-6 серийно не устанавливались и могли появиться только в результате последующих капремонтов. К тому же оснащавшийся полностью деревянной кабиной и подобными гнутыми крыльями из низкокачественного кровельного железа эрзац-вариант ЗИС-5В выпускался в 1942—1944 гг. только с задними тормозами и единственной фарой, а вторую получил лишь в 1945 году.
Механизированная установка первого образца МУ-1 на шасси ЗИС-6(до этого была разработка подобного типа, на шасси ЗИС-5). 24 коротких направляющих, для запуска реактивных снарядов калибром 132мм., располагались перпендикулярно оси автомобиля. Признана неудачной. Установка МУ-2 (с 8ю продольными удлиненными направляющими и двумя домкратами в задней части, ставшая прототипом БМ-13 (39-40гг.),выпускалась только на базе ЗИС-6. До 12 августа 1941г.(двумя заводами воронежском «имени Коминтерна» и московском «Компрессоре» было построено 53 установки Бм-13-16. К ноябрю 1941г. (тремя заводами имени Коминтерна, Компрессором и Красной пресней) построено 456 установок БМ-13. Осенью 1941г. было сформировано 45 минометных дивизионов, по 12 машин в каждом. Последние ЗИС-6 были использованы под монтаж БМ-13 зимой 1942г. На шасси ЗИС-5 осенью 1941г., было смонтировано 15 пусковых установок БМ-13,оказавшихся неприспособленными для передвижения по местности и несения достаточно тяжелого вооружения.