Факты и клевета. Итальянский флот во Второй мировой
“Единственная успешная операция итальянского Генштаба”, — прокомментировал свой арест Б. Муссолини. “Итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать”. Старый британский афоризм.
…Подводная лодка «Эванджелиста Торричелли» патрулировала Аденский залив, когда столкнулась с сильным противодействием противника. Из-за полученных повреждений возвращаться пришлось в надводном положении. На входе в Красное море лодка встретила английский шлюп «Шорхем», который срочно вызвал подмогу.
”Торричелли” первой открыла огонь из своего единственного 120-мм орудия, попав вторым снарядом в шлюп, который был вынужден отступить и уйти на ремонт в Аден.
Тем временем к месту завязавшегося боя подошел индийский шлюп, а затем дивизион британских эсминцев. Против единственной пушки лодки оказалось девятнадцать 120-мм и четыре 102-мм орудия плюс множество пулеметов.
Командир лодки Сальваторе Пелози принял бой. Он выпустил все торпеды в эсминцы «Кингстон», «Кандагар» и «Хартум», продолжая при этом маневрировать и вести артиллерийскую дуэль. От торпед англичане увернулись, но один из снарядов попал в «Хартум». Через полчаса после начала сражения лодка получила снаряд в корму, повредивший рулевое устройство и ранивший Пелози.
Спустя еще некоторое время орудие «Эванджелисты Торричелли» было разбито прямым попаданием. Исчерпав все возможности для сопротивления, командир приказал затопить корабль. Оставшиеся в живых были взяты на борт эсминца «Кандагар», причем Пелози был встречен британскими офицерами военным приветствием.
С борта “Кандагара” итальянцы наблюдали, как на «Хартуме» разгорается пожар. Потом сдетонировал боезапас, и эсминец ушел на дно.
“Хартум” (1939 г. постройки, водоизмещение 1690 тонн) считался новейшим кораблем. Случай, когда субмарина топит в артиллерийском бою эсминец, не имеет аналогов в морской истории. Англичане высоко оценили доблесть итальянских подводников. Командир Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.
Помимо потерь, понесенных британскими кораблями, англичане выпустили 700 снарядов и пять сотен пулеметных магазинов, чтобы потопить одну субмарину. «Торричелли» ушла под воду с развевающимся боевым флагом, который можно поднимать только на виду противника. Капитан 3-го ранга Сальваторе Пелози был удостоен высшей военной награды Италии, «Медалиа Д’Ор Ал Валор Милитари» (Золотая медаль за военную доблесть).
Упомянутый “Кандагар” недолго бороздил моря. В декабре 1941 года эсминец подорвался на минах вблизи ливийского побережья. Вместе с ним ушел на дно легкий крейсер “Нептун”. Два других крейсера британского ударного соединения (“Аврора” и “Пенелопа”) также подорвались на минах, но смогли вернуться на базу.
Легкие крейсеры «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин
Потомки великого Марко Поло сражались по всему миру. От ледяной синевы Ладожского озера до теплых широт Индийского океана.
Два затонувших линкора (“Вэлиант” и “Куин Элизабэт”) — результат атаки боевых пловцов “Дечима MAS”.
Потопленные крейсеры Его Величества “Йорк”, “Манчестер”, “Нептун”, “Каир”, “Калипсо”, “Бонавенчер”.
Первый пал жертвой диверсии (катер со взрывчаткой). “Нептун” подорвался на минах. “Манчестер” стал самым крупным боевым кораблем, из всех, когда-либо потопленных торпедными катерами. “Каир”, “Калипсо” и “Бонавенчер” были торпедированы итальянскими подлодками.
400 000 брутто-регистровых тонн — таков суммарный “улов” десяти лучших подводников Regia Marina. На первом месте итальянский “Маринеско”, Карло Феция ди Коссато с результатом 16 побед. Другой ас подводной войны Джанфранко Гаццана Приороджа потопил 11 транспортов суммарным водоизмещением 90 тыс. брт.
Итальянцы воевали в Средиземном и Черном морях, у берегов Китая, в Северной и Южной Атлантике.
43 207 выходов в море. 11 миллионов миль боевого пути.
По официальным данным, моряки Regia Marina обеспечили проводку десятков конвоев, доставивших 1,1 млн. военнослужащих и 60 тысяч итальянских и немецких грузовиков и танков в Северную Африку, на Балканы и средиземноморские о-ва. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.
И, конечно же, золотая страница в истории итальянского флота. Десятая флотилия штурмовых средств. Боевые пловцы “черного князя” Валерио Боргезе — первый в мире военно-морской спецназ, наводивший ужас на противников.
Британская шутка о “не умеющих воевать итальянцах” справедлива лишь с точки зрения самих британцев. Очевидно, что ВМС Италии как в количественном, так и в качественном отношении уступали “морским волкам” Туманного Альбиона. Но это не помешало Италии стать одной из сильнейших морских держав и оставить свой неповторимый отпечаток в истории морских сражений.
Каждый, кто знаком с этой историей, обратит внимание на очевидный парадокс. Основная доля побед ВМС Италии пришлась на малые корабли — субмарины, торпедные катера, человеко-торпеды. В то время как крупные боевые единицы особого успеха не добились.
Парадокс имеет несколько объяснений.
Во-первых, крейсеры и линкоры Италии можно пересчитать по пальцам.
Три новых ЛК типа “Литторио”, четыре модернизированных линкора времен Первой мировой, четыре ТКР типа “Зара”, “Больцано” и пара первенцев-“вашингтонцев” (“Тренто”).
Из которых реально боеспособными были лишь “Зары” и “Литторио” + десяток легких крейсеров, размером с лидер эсминцев.
Впрочем, даже здесь про отсутствующий успех и полную бесполезность говорить не приходится.
Ни один из перечисленных кораблей не стоял у причала. Линкор “Витторио Венето” выполнил за годы войны 56 боевых заданий, пройдя с боями 17 970 миль. И это на ограниченном “пятачке” Средиземноморского ТВД, при наличии постоянной угрозы из под воды и с воздуха. Регулярно попадая под удары противника и полчая повреждения различной степени тяжести (линкор затратил на ремонты 199 дней). При том он еще умудрился дожить до конца войны.
Достаточно проследить боевой путь любого из итальянских кораблей: там в каждой строке соответствует какое-либо эпическое событие или знаменитое сражение.
“Выстрел у Калабрии”, бой с конвоем Эсперо, перестрелка у Спартивенто, бой у Гавдоса и сражение у мыса Матапан, первый и второй бои заливе Сидра… Соль, кровь, морская пена, стрельба, атаки, боевые повреждения!
Назовите еще тех, кому удалось принять участие в стольких перипетиях такого масштаба! Вопрос риторический, ответа не требует.
Противник у итальянцев был “крепким орешком”. Королевский военно-морской флот Великобритании. “Уайт энсайн”. Круче некуда.
На деле силы противников оказались примерно равны! Итальянцы обошлись без Цусимы. Основная часть битв закончились с равным счетом.
Трагедия у мыса Матапан была обусловлена одним-единственным обстоятельством — отсутствием радаров на итальянских кораблях. Невидимые в ночи британские линкоры приблизились и расстреляли в упор три итальянских крейсера.
Вот такая ирония судьбы. На родине Гульемо Маркони радиотехнике уделялось не слишком много внимания.
Еще пример. В 30-е гг. Италия владела мировым рекордом скорости в авиации. Что не мешало итальянским военно-воздушным силам быть самыми отсталыми ВВС среди западноевропейских стран. В годы войны ситуация ничуть не улучшилась. У Италии не было ни достойных ВВС, ни морской авиации.
Так стоит ли удивляться тому, что немецкие “Люфтваффе” добились больших успехов, чем итальянские моряки?
Можно еще вспомнить позор в Таранто, когда тихоходные “этажерки” за одну ночь вывели из строя три линкора. Вина целиком лежит на командовании итальянской военно-морской базы, поленившемся натянуть противоторпедную сеть.
Но ведь итальянцы не были одиноки! Эпизоды преступной халатности имели место на протяжении и всей войны — как на море, так и на суше. У американцев — Перл-Харбор. Даже железный “Кригсмарине” падал своим арийским лицом в грязь (битва за Норвегию).
Бывали совершенно непредсказуемые случаи. Слепая удача. Рекордное попадание “Уорспайта” в “Джулио Чезаре” с дистанции 24 километра. Четыре линкора, семь минут пальбы — одно попадание! «Попадание можно назвать чистой случайностью » (адмирал Каннигхэм).
Ну что же, итальянцам в том бою чуть-чуть не повезло. Так же, как не повезло британскому “Худу” в бою с ЛК “Бисмарк”. Но ведь это не дает оснований считать британцев негодными моряками!
Что касается эпиграфа к данной статье, то можно сомнению его первую часть. Итальянцы умеют воевать, но в какой-то момент разучились строить корабли.
Не самый плохой на бумаге, итальянский “Литторио” стал одним из худших кораблей в своем классе. Второй с конца в рейтинге быстроходных бэттлшипов, перед заведомо уцененным “Кинг Джордж V”. Хотя даже британский линкор со своими недостатками, возможно, обставит итальянца. Радаров нет. Системы управления огнем на уровне Перовой мировой. Переворсированные орудия бьют как попало.
Первый из итальянских “вашингтонцев”, крейсер “Тренто” — ужасный конец или ужас без конца?
Эсминец “Маэстрале” — ставший серией советских эсминцев проекта 7. Наш флот хватил с ними горя. Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов (гибель эсминца “Сокрушительный”). Уже не говоря о самой ущербности концепции “все в обмен на скорость”.
Тяжелый крейсер типа “Зара”. Говорят, лучший из “вашингтонских крейсеров”. Как же так, у итальянцев в кои-то веки получился нормальный корабль?
Отгадка у задачи проста. “Макаронники” совершенно не заботились о дальности плавания своих кораблей, справедливо полагая, что Италия расположена в центре Средиземного моря. Что значит — все базы рядом. В результате дальность плавания итальянских кораблей выбранного класса, по сравнению с кораблями др. стран, была меньше в 3—5 раз! Вот откуда лучшая защищенность и другие полезные качества.
В общем, корабли у итальянцев были ниже среднего. А вот воевать итальянцы на них действительно умели.
Военно Морские Силы Италии
Италия является страной с очень богатой историей. Главным успехом многовековой истории является Римская Империя. Именно в то время появился первый флот страны. Однако его нельзя сравнить даже с кораблями средних веков. В основном корабли Римского флота имели 2 типажа – боевые и транспортные. Первый типаж являлся узким и длинным (1:6), вторые были более широкими и круглыми. Оба типа кораблей были гребными (галеры). Более того боевые корабли имели артиллерийские вооружения в виде корабельных катапульт.
Римский Флот сыграл важнейшую роль в победе Дома Рима над Карфагеном.