Танк Гроте – «результат политики и жертва технологий»


Танк Гроте – «результат политики и жертва технологий»

Пожалуй, нигде идеология не имела такого влияния на процессы создания бронетанкового вооружения, как в СССР. Причем, все, в общем-то, было хорошо до «черного четверга» 24 октября 1929 года. Именно этот день считается днем начала мирового экономического кризиса. Правда, имел еще место краткосрочный подъем цен 25 октября, но затем падение приняло катастрофический характер в «Черный понедельник» (28 октября), а затем и «Черный вторник» (29 октября). День 29 октября 1929 года считается днем краха Уолл-стрита. Весь год экономика США постепенно рушилась, пока в конце 1930 года вкладчики не начали в массовом количестве изымать свои деньги из банков, что привело еще и к банкротству банков, и дикому сжатию денежной массы. Вторая банковская паника наступила весной 1931 года…


Танк ТГ. Фото 1940 года.

Ну а как на все это прореагировали в СССР? Уже 27 декабря 1929 года Сталин в своем выступлении на конференции марксистов-аграриев призвал начать переход к политике сплошной коллективизации сельского хозяйства и ликвидировать кулачество как класс. А уже 30 декабря 1929 года комиссия И. Халепского уехала за границу «покупать танки». Одновременно начались и переговоры в Германии с целью пригласить на работу в СССР знающих специалистов-проектировщиков БТТ.

Связь между всеми этими событиями налицо. До этого на Западе имел место спад революционной волны, а в США так и вовсе заговорили о «периоде просперити», потерпели поражения революции в Германии и Венгрии, и теперь о мировой революции писала разве что газета «Правда», да мечтал Макар Нагульнов в шолоховской «Поднятой целине». И тут вдруг кризис, а в то время даже ребенок и тот знал, что вслед за кризисом приходят революции.


Танк ТГ на испытаниях в 1931 году.

И было вроде бы очевидно, что они вот-вот и придут, пролетариат западных стран поднимется на борьбу, попросит нас о помощи, и вот тогда-то мы и протянем ему… нет, не руку помощи, а железный бронированный кулак, который должен будет смести с лица земли всю недобитую еще буржуазию. Но… как раз с кулаком-то и были большие проблемы. Не было в СССР тогда танков, годных, во-первых, к массовому производству, а во-вторых, превосходящих по своим ТТХ танки наших западных вероятных противников, то есть танки Польши, Франции и Англии.


Танк ТГ. Вид спереди.

И вот тогда-то Халепский и поехал на Запад все это искать, но вдобавок из Германии в марте 1930 года в СССР приехал еще и конструктор Эдвард Гроте, которому уже в апреле дали задание спроектировать танк массой 18-20 тонн, обладающий скоростью хода 35-40 км/ч и броней толщиной 20-мм. Вооружение танка предполагалось для того времени очень мощным: два орудия калибром 76 и 37-мм и вдобавок пять пулеметов. Все остальные характеристики танка были оставлены на усмотрение конструктора. Контроль за работой группы Гроте осуществлял Технический отдел ОГПУ — то есть организация более чем серьезная. Тем временем комиссия Халепского времени даром не теряла и уже тоже в марте 1930 года приобрела в Англии 15 танков «Виккерс» Мk.II, танкетки «Карден-Лойд» Мk.VI и еще танк «Виккерс 6-тонный», причем последний был куплен вместе с лицензией на его производство. Ну, а месяц спустя у Уолтера Кристи в США купили два его танка Т.3, правда без башен и полагающегося ему вооружения.


Танк ТГ. Вид сзади.

Для разработки опытного образца на Ленинградском создали конструкторское бюро АВО-5, где, кроме самого Гроте, работали и молодые советские специалисты, например, Н.В. Барыков, ставший его заместителем с нашей стороны, а затем и одним из известных создателей отечественной бронетанковой техники.

Новому танку, проектировавшемуся в качестве среднего или «мощного среднего танка», как его в то время часто именовали в документах, дали обозначение ТГ (Танк Гроте). Работы над танком шли под строгим надзором ОГПУ и считались совершенно секретными. 17–18 ноября 1930 года на завод приехал сам наркомвоенмора Ворошилов. В первую очередь, чтобы проверить, как идет работа с ТГ, тем более что Гроте в Советской России умудрился тяжело заболеть и получилось так, что вся тяжесть по доводке опытного образца упала на плечи советских инженеров.


Танк ТГ на испытаниях преодолевает подъем в 40 градусов. Осень 1931 г.

Тем не менее, танк был готов уже в апреле 1931 года, после чего сразу же были начаты его испытания. Было решено, что если они будут успешными, первую серию из 50-75 машин выпустить в том же году, а уже с 1932 года начать их массовое производство и произвести их не менее 2000!

Но что же получили советские военные специалисты после стольких хлопот и… выплаты немалой зарплаты иностранным техническим специалистам, которые, как известно, за дешево работать у нас не соглашались? А получили они средний танк необычной для тех лет компоновки и вдобавок с трехъярусным расположением пушечно-пулеметного вооружения и, как и было указано – всего лишь противопульным бронированием.


Танк ТГ. Вид сбоку. Обратите внимание на опознавательные «звездочки». В первый и последний раз они были сначала наклепаны, а затем уже раскрашены.

Корпус, а также и башню танка сделали полностью сварными (причем сделано это было в СССР впервые в мире!). Танк имел носовую часть с броней, имевшей рациональные углы наклона, орудийную рубку обтекаемой формы и расположенную на ней полусферическую вращающуюся башню, увенчанную стробоскопом. По проекту эта самая рубка должна была также вращаться. То есть было бы правильнее говорить о том, что на танке должна была бы стоять башня с двухъярусным расположением вооружения в нижней и верхней башне с индивидуальным вращением, но случилось так, что погон нижней башни при монтаже деформировался, и пришлось делать первый образец с башней, приваренной к корпусу, и волей-неволей превратившейся в «рубку». Хотя в дальнейшем этот дефект хотели устранить, и сделать, как и планировалось, нижнюю башню вращающейся. Бронирование корпуса было трехслойным, а толщина брони доходила до 44 мм. На бортах броня имела толщину 24 мм, а у рубки и верхней башни равнялась 30 мм. Но самым, пожалуй, главным достоинством танка ТГ являлось совершенно беспрецедентное для того времени вооружение.


Еще одна рисованная проекция танка ТГ. Бросается в глаза нехватка люков для столь многочисленного экипажа. Ну, хоть бы устроили дверцы в задней части рубки.

Так, на нем стояло 76,2-мм полуавтоматическое орудие А-19 (ПС-19) – на тот момент самое мощное танковое орудие во всем мире. Разработал ее конструктор П. Сячинтов на основе 76,2-мм зенитной пушки образца 1914/15 гг. (пушки Лендера или Тарновского-Лендера), которая была серьезным образом переделана под установку на танк, снабжена гильзоуловителем и вдобавок еще и дульным тормозом – что для тогдашних танков было просто чем-то из ряда вон выходящим!

Пушка устанавливалась на цапфах в лобовом листе в рубке танка. Она имела полуавтоматическое заряжание, что позволяло ей иметь скорострельность порядка 10–12 выстрелов в минуту. Ну, а начальная скорость снаряда и вовсе составляла 588 м/с, то есть по этому показателю она лишь незначительно уступала более поздним орудиям, стоявшим на Т-34 и американской пушке на танках М3 «Ли/Грант». Стрелять она могла 6,5-килограммовыми снарядами от «трехдюймовки», что делало ее весьма и весьма разрушительным оружием, так как даже ее шрапнельный снаряд, поставленный «на удар», вполне мог проломить 20 мм броню любого тогдашнего танка. Правда, при стрельбе выяснилось, что предусмотренная проектом полуавтоматическая стрельба из этого орудия на самом деле невозможна, так как полуавтоматика часто отказывает, и его тогда приходится разряжать вручную. Боекомплект снарядов к нему состоял из 50 выстрелов разных типов, то есть был этому орудию под стать!

В качестве второго орудия в верхней сферической башне использовалось 37-мм орудие большой мощности ПС-1, также конструкции П. Сячинтова. При этом оно не только имело круговой обстрел, но и такой угол подъема, что могла стрелять и по самолетам. Большая длина ствола позволяла обеспечить начальную скорость снаряда в 707 м/с. Правда, по этому показателю она уступала 37-мм противотанковой пушке образца 1930 года, но зато была приспособлена к установке на танк. Боекомплект ее, располагавшийся в верхней башне, составлял 80 снарядов.

Вспомогательным вооружением почему-то являлись три пулемета «максим» в орудийной рубке и два ДТ в бортах корпуса. Последние вели огонь через круглые амбразуры в броневых экранах. Нельзя сказать, чтобы пулеметное вооружение ТГ было бы продуманным. Так, в частности, монтаж пулеметов «максим» в рубке крайне затруднял их использование, к тому же для них нужна была вода, а сами их кожухи в отличие от пулеметов, ставившихся на английских танках тех лет, не бронировались и потому были уязвимы для пуль и осколков. К пулеметам полагался боекомплект из 2309 патронов, как в лентах, так и в дисковых магазинах.


А вот здесь хорошо видно, что ствол орудия слишком короток, и на отделение управления, и расположенные здесь же фары будет воздействовать очень сильная дульная волна.

Трехъярусное вооружение танка по замыслу его создателей должно было, видимо, создавать высокую плотность огня во всех направлениях. Например, считалось, что танк мог встать поперек траншеи и прострелять ее пулеметным огнем с обоих бортов. Однако на практике все эти теоретические установки оказались малоприменимыми, а вот обеспечивавшие их технические решения сильно затрудняли исполнение танкистами более важных и реальных задач.

Зато создатели ТГ позаботились об установке на свой танк самых по тому времени современных приборов наблюдения. Так, для наведения пушек использовались прицелы, прикрытые купольными стробоскопами, имевшие по два вставленных один в другой цилиндра из броневой стали с щелями шириной 0,5 мм, которые вращались навстречу друг другу каждый своим электромотором со скоростью 400 – 500 об/мин. Похожие стробоскопы стояли и на крыше малой орудийной башни, и на месте механика водителя. Причем для наблюдения за местностью последний имел сразу три «окна» в лобовом листе корпуса, но при этом голова его находилась внутри стробоскопа, так что смотрел через них, будучи защищен его броней!

Двигатель на танке тоже был не совсем обычным, причем его, так же, как и сам танк, разрабатывал Эдвард Гроте. Он отличался целым рядом специфических особенностей, в частности, имел необычную для того времени систему смазки и охлаждения, низкий уровень шума и (теоретически) обладал высокой надежностью при мощности в 250 л.с. Последний показатель для машины такого веса можно считать недостаточным, к тому же довести «до ума» двигатель Гроте так и не удалось, поэтому на опытный танк поставили авиационный мотор М-6 мощностью в 300 л. с. Но так как М-6 был несколько больше, чем двигатель Гроте, его пришлось поставить в корпусе открыто. Кстати, с этим двигателем этот танк опять же был очень близок к американскому М3 «Ли/Грант», мощность двигателя которого составляла 340 л.с. при весе в 27,9 т., тогда как ТГ весил 25, их показатели в этом плане были практически равны, хотя американская машина была младше нашей на целое десятилетие!


ТГ – хорошо видны углы наклона лобовой брони корпуса.

Трансмиссия танка включала в себя дисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, бортовые фрикционы, и однорядные бортовые редукторы. Коробка передач была сконструирована таким образом, что обеспечивала танку возможность движения с одинаковой скоростью как вперед, так и назад на четырех передачах, и плавное их переключение. В конструкции коробки передач применялись шестерни шевронного зацепления.

Органы управления танком тоже отличались от общепринятых: вместо двух рычагов конструктор поставил на него рукоятку авиационного типа. То есть, чтобы повернуть танк влево-вправо, нужно было ее в нужную сторону отклонить. Причем передача усилий была не механической, а посредством пневматических приводов, что очень облегчало водителю управление столь тяжелой машиной.

Внутри гусеничной ленты на танке располагались пять катков большого диаметра с полупневматическими шинами «Эластик», пружинной подвеской и пневматическими амортизаторами, четыре ролика, поддерживающих гусеницу, ленивец спереди и ведущее колесо сзади. Все это в совокупности обеспечивало танку Гроте очень мягкий и плавный ход.

Тормоза на танке тоже были пневматические, причем они стояли не только на ведущих колесах, но и на всех опорных катках. Считалось, что в случае обрыва гусеницы, это даст возможность мгновенно затормозить танк, и он не успеет развернуться бортом к противнику.

Поскольку в этом танке оригинальным было практически все, то и гусеницы на него поставили также не совсем обычного типа. У танка Гроте они состояли из двух роликовых цепей, между которыми закреплялись штампованные траки. Такая конструкция повышала прочность гусеницы на разрыв, однако и починить ее в полевых условиях было намного сложнее, нежели обычную.


Забираться в танк было, конечно, не слишком удобно!

Неоднократно отмечалось, что ТГ благодаря своей ходовой части на ровной и плотной поверхности можно было свободно перекатывать усилиями всего лишь нескольких человек, в то время как с танками других типов такое было ну просто невозможно. Для связи на танк должна была устанавливаться радиостанции германского образца.

В экипаже танка насчитывалось пять человек: командир (он же наводчик 37-мм орудия), водитель, пулеметчик (который должен был обслуживать его многочисленные пулеметы), командир 76,2-мм орудия и заряжающий. Но одного пулеметчика конструкторам показалось мало и в одном из вариантов своего проекта они добавили в рубку с пушкой еще одного, хотя там и без того было очень тесно. Испытания танка проходили с 27 июня по 1 октября 1931 года, и вот что в ходе их выяснилось.

Запланированную скорость движения в 34 км/ч достигнуть удалось. Танк неплохо управлялся и имел достаточную проходимость. Трансмиссия ТГ на шевронных шестернях показала себя прочной и надежной, а пневматические приводы сделали управление танком непривычно легким, хотя из-за плохого качества резины они постоянно выходили из строя.

В то же время оказалось, что орудийная рубка была слишком тесной для 76,2-мм орудия и трех пулеметов, стрелять их которых при одновременной стрельбе из пушки было просто невозможно. Один единый картер КПП и бортовых фрикционов затруднял доступ к ним при ремонте, а еще он перегревался при движении. Тормоза работали опять-таки не слишком удовлетворительно из-за плохой герметичности уплотнений, а у гусеницы обнаружилась плохая проходимость на мягком грунте из-за незначительной высоты грунтозацепов.

4 октября 1931 года распоряжением правительства СССР создали специальную комиссию, которая должна была самым внимательным образом изучить новый танк и данные его испытаний и решить его судьбу. И комиссия все это сделала и решила, что танк ТГ на вооружение быть принят не может, а может считаться лишь чисто опытным танком и не более.

В итоге АВО-5 немедленно расформировали, а германских инженеров с Гроте во главе в августе 1933 года отправили назад в Германию. Были предприняты попытки на основе полученных наработок создать более приемлемые для отечественной промышленности танки, но из этой затеи тоже ничего не вышло. Уж очень невысоким в то время был технологический уровень советской промышленности.

Что случилось с самим танком ТГ, неизвестно. Судя по фотографиям в 1940 году, он еще существовал в металле, но Великой Отечественной войны не пережил, а скорее, был отправлен на переплавку.


Французский танк Char de 20t Renault, 1936 года, более известный как Char G1Rl был жалкой пародией на танк ТГ.

Тем не менее, нужно отметить, что пусть даже и при помощи германских конструкторов, в СССР удалось создать танк, который по своим ТТХ определил все другие машины на целое десятилетие. Танк имел самую высокую огневую мощь, неплохую броневую защиту, самые современные средства наблюдения, должен был бы иметь радиостанцию, а кроме того, его создатели едва ли не впервые в истории БТТ озаботились вопросами удобства работы экипажа. Танк был намного «сильнее» разрабатывавшегося с ним одновременно танка Т-28, не говоря уже про современные ему иностранные танки. Однако все эти качества обесценивались бы в первую очередь его низкой надежностью, которая, в свою очередь, была следствием крайне низким уровнем развития технологий отечественной промышленности того времени. ТГ требовал множества сложных и точно изготовленных деталей, а это означало практическую невозможность его серийного производства и удовлетворения потребностей Красной Армии в танках в условиях надвигающейся «мировой революции», что в итоге и определило его судьбу. Но определенный опыт он, конечно, дал, и этот опыт нашими инженерами более или менее успешно был использован позднее. Кстати, стоит отметить, что зарубежный аналог ТГ – британский танк «Черчилль» Mk IV имел двигатель мощностью 350 л.с. и два орудия – башенное, калибром 42-мм и гаубицу калибра 76,2-мм в лобовом листе корпуса. Впрочем, последнее обладало невысокой мощностью, и сравнивать его с орудием танка ТГ нельзя. Во Франции в 1936 году попробовали создать (и создали) опытный образец танка Char G1Rl, но он вооружался всего лишь 47-мм орудием в «рубке» и двумя пулеметами в башне и не мог идти ни в какое сравнение с ТГ.


Английские танк «Черчилль-I» Mk IV в 1942 году в одном из учебных подразделений на территории Англии. ТГ он превосходил только своим бронированием…

Ну, а теперь давайте немного пофантазируем и представим себе, что было бы, если бы создатели ТГ несколько «поубавили прыти» и конструировали свою машину «стоя на земле, а не паря в облаках». Ну, скажем, избавились бы от пневмоприводов, поставили обычные рычаги, не создавали бы новый мотор, а делали бы танк под М-6 сразу, ну и, конечно, убрали бы из рубки все «максимы», а ствол орудия удлинили хотя бы на 30 см (кстати, это повысило бы его бронебойные качества) с тем, чтобы смотровые окна водителя не находились под дульным срезом ствола и дульным тормозом.

Тогда у них мог бы вполне получиться танк «своего времени», и опережавший тогдашний уровень танкостроения не настолько уж и радикально. Его вполне можно было бы выпускать малой серией, и… кто знает, как это повлияло бы на общий уровень развития отечественной БТТ. Есть, кстати, целый ряд альтернативных проектов «более совершенного ТГ», которые могли бы, скажем, быть выполнены уже в Германии. Например, это могли быть танки с верхней башней от Т-III и 75-мм германским танковым орудием в рубке, причем с последующей его заменой на длинноствольное орудие с высокой пробивной силой снаряда. Однако и немцы ничего этого делать тоже не стали, и наш ТГ, так и остался «сам по себе», единственным и неповторимым «супертанком» начала 30-х годов!

Ссылки

Бронированные исполины

Советский Союз, единственный из стран участниц войны, к 1940 году имел на вооружении тяжелый штурмовой танк КВ – «Климент Ворошилов» с боевой массой в 52 т. Это не удивительно, если посмотреть на его характеристики:
Всего было выпущено 204 таких тяжелых танка, почти все они были утеряны в боях 1941 году при сдерживании гитлеровского блицкрига.

Созданный в 1943 году ИС-2 при массе в 46 т, не претендовавший на звание самого тяжелого, стали позднее заслуженно называть «танком Победы». Его длинноствольная 122 мм пушка, надежное бронирование — 90 – 120 мм, высокая маневренность превосходили лучшие образцы германского вооружения, среди которых были:

Создаваемый во Франции сверхтяжелый танк TOG II, весящий 82,3 т, серийно до начала войны так и не начали выпускать. Великобритания тоже внесла свой небольшой вклад в конструирование подобной бронетехники. Лишь в 1944 году был размещен заказ на производство 25 экземпляров танка А-39 с массой, достигавшей 89 тонн, но в результате было изготовлено лишь 5 машин, и те после завершения войны.

Надо сказать, что французские и американские сверхтяжелые танки на самом деле по международной классификации были штурмовыми самоходными артиллерийскими установками – САУ прорыва, так как не имели вращающейся башни.

Самый тяжелый танк в мире, созданный во время Второй мировой войны, – это Pz.Kpfw VIII Maus с массой 188 т. В боях это бронированное чудовище не участвовало, к 1945 году было изготовлено две машины. Собранный из них выставочный экземпляр можно увидеть в Кубинке в Военно-историческом музее бронетехники. Сегодня этот принцип создания танков, как и само понятие ушли в историю. Современный танк берет не весом, а уникальным сочетанием новейших технологических разработок – материалов и систем.

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

Версия Ausf. D

Версия Ausf. D
Месяц«МАN»«Даймлер- Бенц»«Хеншель»«МNН»
Январь 1943 г.40
Февраль 1943 г.11601
Март 1943 г.25141019
Апрель 1943 г.0192639
Май 1943 г.68602541
Июнь 1943 г.31402536
Июль 1943 г.58651948
Август 1943 г.38261536
Сентябрь 1943 г.72010
Итого242250130220
Всего всеми фирмами842

Версия Ausf. A

Версия Ausf. A
Месяц«МАN»«Даймлер- Бенц»«МNН»«Демаг»
Август 1943 г.30
Сентябрь 1943 г.465045(8)
Октябрь 1943 г.1049050(13)
Ноябрь 1943 г.767175(10)
Декабрь 1943 г.1148260(11)
Январь 1944 г.1059075(8)
Февраль 1944 г.1067090
Март 1944 г.948590
Апрель 1944 г.105100
Май 1944 г.32111
Июнь 1944 г.120
Июль 1944 г.11
Итого64567583050
Всего всеми фирмами2200

Отрывок, характеризующий ТГ-5

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена. Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове. Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина. Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры. Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]