Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 12. Немецкие тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad) и Sd.Kfz.234

(8 RAD).

Базовое шасси бронеавтомобиля было разработано , серийное производство было начато в 1938 году и продолжалось практически до конца войны. Все 8 колес этого шасси выполнены ведущими и управляемыми и частично прикрыты броней. Длинный корпус многогранной формы образован катаными броневыми листами, расположенными с прямым и обратным наклоном.

Бронеавтомобиль выпускался в следующих модификациях:

  • разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой (специальная машина 231);
  • разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и с радиостанцией с антенной рамного типа (специальная машина 232);
  • разведывательный бронеавтомобиль с 75-мм гаубицей с длиной ствола 24 калибра (специальная машина 233);
  • машина для радиосвязи с антенной рамного типа (специальная машина 263).

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-rad).

В 1944 году бронеавтомобиль был модернизирован и на его базе было создано семейство специальных машин 234:

  • разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой, способной вести огонь по самолетам (специальная машина 234/1);
  • разведывательный бронеавтомобиль «Пума» с 50-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра (специальная машина 243/3);
  • разведывательный бронеавтомобиль с 75-мм противотанковой пушкой с длиной ствола 48 калибров (специальная машина 234/4)
Сохранившиеся бронеавтомобили в музеях стран мира

Sd.Kfz.231 (8-rad) — Wehrtechnische Studiensammlung Koblenz (Germany) Sd.Kfz.234/3 — Bovington Tank Museum (UK)

Sd.Kfz.234/4 — Munster Panzer Museum (Germany) Sd.Kfz.234/4 — Patton Museum, Fort Knox, KY (USA)
нажмите на фото бронеавтомобиля для увеличения

В зависимости от модификации тяжелые бронеавтомобили использовались в ротах тяжелых бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий, подразделениях поддержки пехоты, радиовзводах штабных подразделений всех уровней.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-rad).

Тактико-технические характеристики бронеавтомобилей.

234/1

ТипSd.Kfz.234/1
Экипаж 4
Длина, мм 5860
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2100
Клиренс, мм 350
Масса сухая, кг 5800
Боевая масса, кг 11500
Скорость, км/ч 90
Запас хода, км 1000-600
Расход топлива, л на 100 км 40-60
Радиус разворота, м 14,9
Склон, ° 30
Стена, мм
Брод, мм 1200
Ров, мм 2000
Броня, мм 10-30
Мощность двигателя, л.с. 210
Межосная база, мм 1300+ 1400 + 1350

Тяжелые броневики семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad

В первой половине тридцатых годов уже нацистская Германия стала открыто нарушать все международные договоры по ограничению производства вооружений и военной техники. Нацисты готовились к войне и старались как можно быстрее оснастить армию самой новой техникой. Так, в середине тридцатых немецкая автомобильная промышленность представила бронеавтомобиль Schwerer Panzerspähwagen 6-Rad, так же известный под обозначением Sd.Kfz. 231. Главным требованием со стороны заказчика было обеспечение максимального использования деталей, узлов и агрегатов имевшихся грузовых автомобилей. Характерной чертой проекта стал унифицированный бронированный корпус и его внутреннее оснащение. Ходовая часть конкретного Sd.Kfz. 231 6-Rad, в свою очередь, зависела от завода-производителя. Фирмы Bussing-NAG, Daimler-Benz и Magirus доработали шасси своих серийных грузовиков, на которые устанавливался единый бронекорпус.

Schwerer Panzerspähwagen 6-Rad

Благодаря оригинальному подходу к созданию ходовой части, удалось сравнительно быстро наладить массовый выпуск нового броневика. Однако общее количество шестиколесных машин ограничилось немногим более 120 единиц. Причина того была проста: доработанные шасси гражданских грузовиков не выдерживали большой вес брони и теряли приемлемые ходовые характеристики, в том числе и проходимость. Из-за ряда принципиально неустранимых недостатков конструкции Sd.Kfz. 231 6-Rad в 1934 году Вермахт потребовал спроектировать новый тяжелый бронеавтомобиль с нуля, хотя и с использованием серийных комплектующих. Новое техническое задание предусматривало оснащение броневика полным приводом и двигателем, мощности которого было бы достаточно для передвижения по пересеченной местности.

В соответствии с конкурсным заданием фирмой Bussing-NAG было разработано специальное четырехосное шасси с колесной формулой 8х8. Проект получил фирменное обозначение Schwerer Panzerspähwagen 8-Rad и армейское Sd.Kfz. 231 8-Rad. Во избежание путаницы с предыдущим броневиком, который, согласно первоначальным планам, должен был в некоторой мере стать прототипом нового, пришлось ввести в название обеих машин дополнительный индекс с указанием количества колес (8-Rad и 6-Rad). Восьмиколесное шасси получилось интересным и многообещающим в техническом плане, но все же достаточно сложным, что в дальнейшем сказалось на темпах производства.

Бронированный корпус машины Sd.Kfz. 231 8-Rad имел в своей основе сварной каркас из таврового профиля. К нему на болтах прикреплялись листы брони. Толщина бронирования корпуса варьировалась от 5 миллиметров на днище до 15 мм верхнего лобового листа. Конструкция башни была аналогична строению основного корпуса – каркас и прикрепленные к нему бронелисты. Башня монтировалась на корпусе при помощи шарикоподшипника соответствующего размера. В башне Sd.Kfz. 231 8-Rad было применено оригинальное решение, доселе не использовавшееся на бронеавтомобилях: под башней размещалась специальная конструкция с поликом боевого отделения. Благодаря такому нововведению удалось значительно облегчить боевую работу членов экипажа, находившихся в башне, в частности теперь они могли не менять своего положения при горизонтальной наводке вооружения.

Внутренний объем корпуса Sd.Kfz. 231 8-Rad разделялся на две части: боевое и моторно-трансмиссионное отделение. Первое располагалось в передней части броневика, в нем находились рабочие места четырех членов экипажа. МТО, в свою очередь, разместили в кормовой части корпуса. Основой силовой установки был бензиновый карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V-GS, развивавший мощность до 150 лошадиных сил. Крутящий момент двигателя через сухое сцепление передавался на коробку передач, имевшую по три скорости переднего и заднего хода. Специально для езды по пересеченной местности трансмиссия Sd.Kfz. 231 8-Rad оснащалась специальным редуктором. В дальнейшем новые модификации броневика получили новые двигатели и обновленную трансмиссию. При этом подвеска машин от варианта к варианту оставалась практически без изменений. Все восемь колес подвешивались при помощи двух маятников на каждое, между которыми проходила полуось. Достаточно оригинальным способом была решена проблема амортизации. Верхние маятники колес одной оси соединялись друг с другом через рессору. Это позволяло сэкономить место и подрессорить одной деталью сразу два колеса. Собственно колеса броневика Sd.Kfz. 231 8-Rad штамповались из стальных листов и оснащались шинами низкого давления Continental 210×18. Поверхность колесных камер покрывалась каучуковым листом, который компенсировал проколы и повреждения. На практике колесо могло эксплуатироваться с шестью пробоинами.

Основой вооружения Sd.Kfz. 231 8-Rad была 20-миллиметровая пушка 2 cm KwK 30 L/55, либо более поздняя KwK 38 L/55. Автоматическое нарезное орудие имело боекомплект в 200 снарядов и могло бороться с легкобронированными целями и слабо защищенными укрытиями. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG34 или MG42 с боезапасом в 1300 патронов. Пушка и пулемет могли наводиться в пределах от -10° до +26° в вертикальной плоскости и по кругу в горизонтальной. Интересно, что при необходимости экипаж мог вести огонь из пулемета и с большим возвышением. После манипуляций с фиксатором пулемета угол его вертикальной наводки увеличивался до +37°, но терялась возможность одновременного наведения спаренного вооружения. Прицеливание велось через оптический прибор TZF6.

В исходном оснащении тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz. 231 8-Rad имел боевую массу в 8300 кг. Это было достаточно много для такой техники, но 150-сильный мотор и хорошая ходовая часть обеспечивали неплохие ходовые качества. Так, на шоссе броневик разгонялся до 90-100 километров в час и на одной заправке бензина мог проехать порядка трехсот километров. Проходимость Sd.Kfz. 231 8-Rad была следующей: машина поднималась по склону до 30°, преодолевала полуметровые стенки, пересекала водные преграды глубиной до метра вброд и переезжала через рвы шириной до 1,2-1,3 метра. Как отмечалось в отчете об испытаниях броневика, его проходимость была не хуже, чем у некоторых танков того времени. Получив массу положительных отзывов, новая бронемашина в 1937 году была принята на вооружение. В кратчайшие сроки хороший броневик Sd.Kfz. 231 8-Rad вытеснил из армейских частей своего «предка» Sd.Kfz. 231 6-Rad. Трехосные машины постепенно были списаны из Вермахта и переданы полицейским подразделениям, где они служили до выработки ресурса.

Уже в ходе первых месяцев эксплуатации нового броневика, прозванного в войсках Achtrad («Восьмиколесный»), стал понятен его хороший потенциал не только в качестве бронеавтомобиля, но и легкого колесного танка. По этой причине в течение пары лет было создано несколько модификаций, отличавшихся от оригинальной машины составом оборудования, вооружением и т.д. Список версий «Восьмиколесного» выглядел следующим образом:

Sd.Kfz. 231 8-Rad

. Основная модификация, на основе которой собирались все прочие. Изготовлялась с 1937 по 42-й год, когда ее посчитали устаревшей и сняли с производства в пользу новых модификаций.

Sd.Kfz. 232

. Отличается от оригинальной бронемашины наличием радиостанции FuG11 SE30 и рамочной антенной. С 1941 года броневики этой модификации комплектовались рацией FuG12 SE80. Антенна осталась прежней.

Sd.Kfz. 233

. Броневики этой модели пошли в войска в 1942 году. С базовой машины сняли башню, а на освободившееся место установили короткоствольное орудие 7.5 cm Sturmkanone 37 L/24 с небольшими углами наводки. Остальное вооружение и оборудование бронемашины значительно не менялось.

Sd.Kfz. 263

. Дальнейшее развитие Sd.Kfz. 231 в направлении создания полноценной машины связи. Вместо поворотной башни эта модификация получила стационарную бронированную рубку сравнительно большого размера. На крыше корпуса и рубке имелись стойки для нескольких антенн, подключенных к радиостанциям внутри корпуса. Оборонительное вооружение состояло из одного пулемета.

Sd.Kfz. 234/1

. В 1944 году была проведена серьезная модернизация броневика с заменой двигателя, увеличением толщины плит корпуса и т.д. Так, лобовой лист теперь имел толщину в 30 миллиметров. Основой силовой установки стал 12-цилиндровый двигатель Tatra-103 с максимальной мощностью 210 л.с. С учетом опыта эксплуатации была немного усилена ходовая часть и заменены шины. В наследство от Sd.Kfz. 231 новая бронемашина получила башню с 20-мм пушкой и спаренным пулеметом, однако с новой броневой маской.

Schwerer Panzerspähwagen (5cm) Sd.Kfz. 234/2 «Puma» во Франции, накануне высадки Союзников

Sd.Kfz. 234/2 Puma

. Основательно переработанный броневик «234/1» стал основой для нескольких новых бронемашин различного назначения. Первой его доработкой стал Sd.Kfz. 234/2 Puma. Фактически это был тяжелый бронеавтомобиль предыдущей модели, но с новой башней и вооружением. Башня «Пумы» имела больший размер и вооружалась 50-миллиметровой пушкой 5 cm KwK 39 L/60. С ней был спарен пулемет MG42 с несколькими лентами на 1050 патронов. Вертикальное наведение оружия можно было осуществлять в пределах от -10° до +20°. На башне Puma устанавливалось два трехствольных дымовых гранатомета калибра 90 мм.

Sd.Kfz. 234/3

. Дальнейшее развитие одновременно Sd.Kfz. 233 и Sd.Kfz. 234/1. Вместо башни на корпусе последней монтировались сравнительно невысокие листы брони, образовывавшие рубку. На переднем листе рубки монтировалась 75-мм пушка 7.5 cm KwK K51, возимый боезапас которой составлял 50 снарядов. Система крепления позволяла наводить орудие в пределах 12° в стороны в горизонтальной плоскости и в пределах от -10° до +12° по вертикали. Сравнительно большой объем боевого отделения броневика-самоходки позволил одновременно перевозить до 1950 патронов для пулемета MG42. Вместо дымовых гранатометов на корпусе размещались дымовые шашки с дистанционным запалом.

Sd.Kfz. 234/4

. Противотанковый бронеавтомобиль. На основе башни предыдущих броневиков была спроектирована новая неподвижная рубка. В ней ставилась 75-мм противотанковая пушка PaK 40 L/46. Сектор обстрела в горизонтальной плоскости был аналогичен тому же параметру у Sd.Kfz. 234/3, а вертикальная наводка велась в секторе 3-22 градуса от горизонтали. Оборудование, дополнительное вооружение и т.п. остались прежними.

ADGZ

. Последним представителем семейства броневиков на базе Sd.Kfz. 231 8-Rad стала машина ADGZ. Она довольно сильно отличалась от прочих бронеавтомобилей и поэтому, несмотря на прямое происхождение от Sd.Kfz. 231, часто рассматривается в качестве самостоятельной разработки. В моторном отделении ADZG устанавливался двигатель Austro Daimler M612 мощностью 150 лошадиных сил. По некоторым причинам, на этой модификации ведущими были только четыре колеса из второй и третьей пары. При этом для обеспечения должного сцепления с поверхностью на вторых и третьих полуосях устанавливалось по два колеса вместо одного. Основным вооружением ADGZ была 20-мм автоматическая пушка 2 cm KwK35 L/45 во вращающейся башне. Стоит отметить, пушка монтировалась во вращающейся установке, что было нехарактерно для подобного вооружения. Орудие устанавливалось в правой половине башни. Левая же была отдана под пулемет MG34 в аналогичной шаровой установке. Вдобавок к повороту башни шаровые установки обеспечивали дополнительное наведение в пределах сектора шириной 20° в горизонтальной плоскости. Углы вертикальной наводки – от -12° до +18°. В отличие от всех предыдущих бронемашин семейства, ADGZ мог обстреливать две цели одновременно.

Все бронеавтомобили семейства Sd.Kfz. 231 8-Rad имели ходовую часть схожей конструкции, из-за чего они имели одинаково хорошую проходимость, которая почти не ухудшалась с увеличением боевой массы. В то же время, подвеска была достаточно сложной в изготовлении. Как результат, было собрано не более двух тысяч броневиков всех моделей. Наиболее удачным в количественном плане оказался оригинальный Achtrad, который вышел «тиражом» в 1200 с лишним единиц. Прочие машины в различных пропорциях поделили оставшиеся объемы производства. Одной из главных причин этого являлась та самая сложность подвески: в мирное время было налажено производство Sd.Kfz. 231 8-Rad, но в войну уже не удалось развернуть массовую сборку новых моделей.

Боевое применение всех броневиков сводилось к поддержке пехоты в наступлении и прикрытии ее своим огнем. Модификации, вооруженные 75-мм орудиями, неоднократно использовались при борьбе с танками, однако ввиду относительно слабого бронирования попытки применить броневики в качестве истребителей танков быстро прекращались. Наибольшего успеха Sd.Kfz. 231 8-Rad и его «последователи» достигли в Северной Африке, где проходимость восьмиколесного шасси позволяла эффективно вести боевые действия совместно с гусеничной бронетехникой. Несмотря на все успехи и совокупность боевых характеристик, уже к середине Второй Мировой броневики Achtrad стали недостаточным боевым средством. Из-за этого их применение постепенно сокращалось и основной их задачей стало эскортирование конвоев, сопровождение войск на марше и прочие действия, не связанные с непосредственным столкновением с противником. До нашего времени дожило несколько экземпляров немецких тяжелых бронеавтомобилей, причем большая их часть принадлежит к семейству Sd.Kfz. 234.

На протяжении всей Второй Мировой войны броневики Sd.Kfz. 231 8-Rad попадали в руки Союзников. Некоторая часть таких трофеев была в достаточно хорошем состоянии и использовалась для испытаний. Испытатели Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов признали положительные стороны оригинальной конструкции ходовой части. Однако взгляды военных того времени были направлены в сторону танков и самоходных артиллерийских установок. Бронеавтомобили, в том числе и тяжелые, стали считаться своеобразным анахронизмом. По этой причине следующие бронированные колесные машины были представителями класса «бронетранспортер». Тем не менее, интересная компоновка ходовой части с двумя рычагами заинтересовала конструкторов стран антигитлеровской коалиции. Примечательно, что подобные идеи, к примеру, в нашей стране существовали и раньше, но просто не находили массового применения. Немецкий опыт показал, что два рычага и полуось между ними является перспективной и интересной системой. Возможно, именно благодаря трофеям советский бронетранспортер БТР-60 получил похожую подвеску. В то же время, она только похожа на ходовую часть Sd.Kfz. 231 8-Rad. Дело в том, что эти бронемашины имеют разную систему подрессоривания. На немецком броневике применялись листовые рессоры, по одной на ось, а советский бронетранспортер оснащался интересной системой из торсионов и гидравлических амортизаторов.

Тяжелый разведывательный бронеавтомобиль Sd. Kfz. 232 schwerer Panzerspähwagen (Fu) (8-rad)

Американский солдат возле подбитой немецкой бронемашины Sd.Kfz.233 в Бельгии. 1944 год

На переднем плане бронеавтомобиль Sd.Kfz. 233. На заднем плане разворачивается трофейный французский легкий танк Hotchkiss H39

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz. 231 (8-Rad) разведывательного батальона одной из танковых дивизий вермахта, уничтоженный польской артиллерие

Немецкий тяжелый БА огневой поддержки Sd Kfz 234/3 и Sd Kfz 234/4

Последним представителем семейства броневиков на базе Sd.Kfz. 231 8-Rad стала машина ADGZ

По материалам сайтов: https://pro-tank.ru/ https://armor.kiev.ua/ https://apeiron-games.ru/

234/2

ТипSd.Kfz.234/2
Экипаж 4
Длина, мм 6800
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2380
Клиренс, мм 350
Масса сухая, кг 5900
Боевая масса, кг 11750
Скорость, км/ч 90
Запас хода, км 1000-600
Расход топлива, л на 100 км 40-60
Радиус разворота, м 14,9
Склон, ° 30
Стена, мм
Брод, мм 1200
Ров, мм 2000
Броня, мм 10-30
Мощность двигателя, л.с. 210
Межосная база, мм 1300+ 1400 + 1350

Техника

Архитектура автомобиля была классической для грузовиков того времени, с тремя жесткими осями, соединенными с шасси с помощью рессорной подвески. Тяга передавалась только на две задние оси. Фонари для ночного освещения обычного типа для автомобилей, поэтому они не загораживались, были установлены рядом с носом на передних крыльях.

Двигатель (всегда работающий на бензине), как правило, был 6-цилиндровым Daimler Benz M 09 и выдавал 68 л.с., однако автомобили, произведенные на других заводах, использовали модель G с 4-цилиндровым бензиновым двигателем (65 л.с.) от Büssing-NAG или 88 6. -цилиндр (70 л.с.) Magirus.

Вооружение находилось в башне и включало пушку (в терминологии после Второй мировой войны ее относили к пулемету). 2 см KwK 30 (и впоследствии 2 см KwK 38) и пулемет MG 13 коаксиальный, позже замененный на MG34. Дополнительный MG34 мог быть установлен на крыше башни в зенитном исполнении.

Защиту обеспечивали листы толщиной 14,5 мм с хорошим баллистическим наклоном и полностью сварные. Бронекорпус был построен Deutschen Werke of Киль или из Deutschen Edelstahlwerke из Ганновер. Радиатор был защищен решетчатыми панелями, которые можно было держать открытыми при обычном снаряжении или закрывать в бою. Доступ обеспечивался дверью, откидывающейся сбоку, и, как это было принято на военной технике того времени, по бокам конструкции располагалось несколько крючков для различных инструментов.

234/3

ТипSd.Kfz.234/3
Экипаж 4
Длина, мм 5860
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2213
Клиренс, мм 350
Масса сухая, кг 5800
Боевая масса, кг 11500
Скорость, км/ч 90
Запас хода, км 1000-600
Расход топлива, л на 100 км 40-60
Радиус разворота, м 14,9
Склон, ° 30
Стена, мм
Брод, мм 1200
Ров, мм 2000
Броня, мм 10-30
Мощность двигателя, л.с. 210
Межосная база, мм 1300+ 1400 + 1350

Разработка

Разработка этого броневика началась еще до захвата Нацистский режим, поскольку он прислонился к центру Казань в Советский Союз, поскольку Версальский договор значительно ограничили возможности разработки военной техники в Германии (разрешалось строительство только броневиков для поддержания общественного порядка, и каждая серия должна была быть одобрена в модели и количестве контрольной комиссией), немецкие власти договорились с иностранными государствами об этом. разрабатывают свои военные машины, а также передают технологии этим странам, как правило, менее продвинутым, чем Германия, в области войны.

Среди множества машин, испытанных тайно в Казани, был броневик 8×8 (Mannschafts Transportwagen I

), который, однако, оказался слишком сложным для запуска в производство из-за высокой стоимости. С другой стороны, одновременно было разработано несколько моделей грузовиков 6×4 для военного использования, произведенных Daimler-Benz (G 3 и G 3a), Magirus (M 206) и Büssing (G 31), так что это было решили трансформировать в броневик модель G 3a (от Daimler-Benz, спроектировал инженер Порше).

Для адаптации шасси грузовика к бронетранспортеру потребовались некоторые доработки, а именно усиление передней оси, увеличение площади охлаждения радиатора, трансформация рулевого управления таким образом, чтобы движение задним ходом было также. возможно. (двойное рулевое управление) и использование шины шире, чтобы увеличить внедорожные возможности автомобиля. Броневик запущен в производство в г. 1932 и это продолжалось до тех пор, пока 1935. Всего было выпущено тысяча автомобилей.

234/4

ТипSd.Kfz.234/4
Экипаж 4
Длина, мм 6840
Ширина, мм 2330
Высота, мм 2350
Клиренс, мм 350
Масса сухая, кг
Боевая масса, кг 11550
Скорость, км/ч 90
Запас хода, км 1000-600
Расход топлива, л на 100 км 40-60
Радиус разворота, м 14,9
Склон, ° 30
Стена, мм
Брод, мм 1200
Ров, мм 2000
Броня, мм 10-30
Мощность двигателя, л.с. 210
Межосная база, мм 1300+ 1400 + 1350
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]