Другой ленд-лиз. М2А1. Русские корни тягача, ставшего бронетранспортером


Трактора и тягачи | СССР

Трактор «Коммунар»

Трактор создан на базе немецкого трактора «ВД-50 Ханомаг» и выпускался на 1924-1931 гг. в трех вариантах — с двигателем на керосине мощностью 50 л.с. (Г-50), на бензине мощностью 75 л.с. (Г-75) и 90 л.с. (З-90). Всего было выпущено около 2 тысяч тракторов. В годы войны трактор был «мобилизован» для нужд фронта. ТТХ трактора: длина – 5,2 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,5 м; масса – 8,5 т; мощность двигателя – 50-90 л.с; скорость передвижения по шоссе – 15 км/ч; грузоподъемность – 2 т; масса буксируемого груза – 6 т; экипаж – 1 человек.

Средний артиллерийский тягач «Коминтерн»

Тягач разработан с использованием ходовой части и некоторых узлов танка «Т-24». Он выпускался Харьковским паровозостроительным заводом с 1934 г. Всего было изготовлено 1798 машин. Тягач применялся для транспортировки полевой и гаубичной артиллерии. Он имел лебедку. Деревянную кабину с металлической обшивкой с небольшими переделками заимствовали у грузовика «ЗИС-5». ТТХ тягача: длина – 5,8 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,5 м; масса – 10,5 т; клиренс – 400 мм; тип двигателя – 4-цилиндровый, дизельный жидкостного охлаждения КИН; мощность двигателя – 131 л.с; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 220 км; грузоподъемность – 2 т; масса буксируемого груза – 12 т; экипаж – 2 человека.

Тяжелый артиллерийский тягач «Ворошиловец»

Тягач выпускался Харьковским паровозостроительным заводом с 1939 г. Кабину использовали от грузовика «ЗИС-5», предварительно переоборудовав и расширив. На кузов устанавливался съемный брезентовый тент. В качестве топлива могло применяться: дизтопливо, газойль или смесь моторного масла с керосином. Захваченные Вермахтом тягачи использовались под обозначением «Gepanzerter Artillerie Schlepper 607(R)». Всего было выпущено 1123 машины. ТТХ тягача: длина – 6,2 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,7 м; масса – 15,5 т; клиренс – 462 мм; грузоподъемность – 3 т; масса буксируемого груза – 22 т; тип двигателя – 12-цилиндровый В-2В; мощность двигателя – 375 л.с.; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 270 км; экипаж – 3 человека; количество мест для людей – 19.

Средний артиллерийский тягач «Сталинец-2»

Тягач выпускался ЧТЗ с 1939 г. Кабину от автомобиля «ЗИС-5», расширили и дооборудовали. Грузовая платформа с двумя откидными сиденьями по бортам могла закрываться тентом. Всего было выпущено 1275 машин. ТТХ тягача: длина – 4,7 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; масса – 12 т; клиренс – 462 мм; грузоподъемность – 1,5 т; масса буксируемого груза – 10 т: тип двигателя – 4-цилиндровый дизельный М-17; мощность двигателя – 113 л.с; удельная мощность двигателя – 9,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч; запас хода – 160 км; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 10.

Артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»

Тягач был разработан в 1936 г. на базе тан¬ка «Т-38» и грузового автомобиля «ГАЗ-АА» и предназначался для буксировки 45-мм противотанковых и 76-мм полковых пушек. Тягач выпускался в трех сериях, отличавшихся между собой устройством грузовой платформы, сидений, смотровых приборов и приспособлений, связанных с обеспечением температурного режима работы двигателя и улучшением ходовой части. Для защиты от непогоды предусматривался брезентовый тент для кузова. Иногда тягач использовался в качестве танкетки. Трофейные тягачи использовались в Германии, Румынии и Финляндии. На базе Т-20 выпускалась — лёгкая противотанковая САУ открытого типа ЗиС-30. Всего было выпущено 7780 машин. ТТХ тягача: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 1,6 м; клиренс – 300 мм; масса 3,5 т; масса буксируемого груза – 1,5 т; грузоподъемность – 0,5 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 4 цилиндровый карбюраторный ГАЗ-ММ:; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 14 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 2 человека.

Средний артиллерийский тягач Я-12

Тягач был разработан в 1943 г. на Ярославском автомобильном заводе на базе опытного тягача «Я-11». Отличие «Я-12» от предшественника заключалось в установке американского дизеля «GMC-4-71», который поставлялся в СССР по ленд-лизу.

Известны модификации «Я-13» с четырехтактным карбюраторным двигателем «ЗИС-5М» и «Я-13Ф» с форсированным четырехтактным карбюраторным двигателем «ЗИС-МФ». «Я-12» буксировали 122-мм корпусные пушки, 152-мм гаубицы-пушки и даже 203-мм тяжелые гаубицы. Всего было выпущено 2296 машин. ТТХ тягача: длина – 4,9 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,2 м; масса – 6,6 т; клиренс – 305 мм; грузоподъемность — 2 т; масса буксируемого груза – 8 т; тип двигателя мощность двигателя – 110 л.с; скорость передвижения по шоссе – 38 км/ч; запас хода – 290 км; экипаж – 3 человека; количество мест для перевозки людей – 11.

Гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60)

Трактор являлся копией трактора «Катерпиллер-60» и выпускался Челябинским тракторным заводом в 1933-1937 гг. Всего было выпущено 69 тысяч машин. В Красной Армии использовался в качестве артиллерийского тягача. ТТХ трактора: длина – 4 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; масса – 10 т; тип двигателя — бензиновый; мощность двигателя – 60 л.с; скорость передвижения по шоссе – 6 км/ч; экипаж – 1 человек.

Гусеничный трактор «Сталинец-65» (С-65)

Трактор являлся дизельным вариантом «С-60» и выпускался Челябинским тракторным заводом в 1937-1941 гг. Двигатель также мог также работать на смеси автола с керосином. С началом войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Трофейные трактора использовались и Вермахтом. Всего было выпущено 37,6 тысяч машин. ТТХ трактора: длина — 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота — 2,8 м; масса – 10,8 т; тип двигателя – М-17; мощность двигателя – 65 л.с; скорость передвижения по шоссе – 7 км/ч; экипаж – 1 человек.

Гусеничный артиллерийский тягач СТЗ-5-НАТИ

Тягач разработан на базе трактора «СХТЗ-НАТИ» и выпускался Сталинградским тракторным заводом с 1937 г. Машина имела закрытую деревометаллическую кабину, установленную над двигателем. При этом двигатель располагается внутри кабины между сиденьями командира расчета орудия и механика-водителя. На шасси тягача монтировалась установка реактивных минометов «БМ-13-16». В Вермахте «СТЗ-5» получил обозначение «Gepanzerter Artillerie Schlepper 601(r)». Всего было выпущено 9944 машины. ТТХ тягача: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 м; масса – 5,8 т; клиренс – 288 мм; тип двигателя – 4-цилиндровый многотопливный «1МА»; мощность двигателя – 52-54 л.с; грузоподъемность – 1,5 т; масса буксируемого груза – 4,5 т; скорость передвижения по шоссе – 22 км/ч; запас хода – 145 км; экипаж – 2 человека; количество мест для перевозки людей – 10.

Артиллерийский тягач Т-26Т

Тягач с бронированным верхом

Тягач Т-26Т с брезентовым верхом

Машина представляла собой шасси танка «Т-26». Для буксирования различных прицепов на корме монтировалось специальное буксирное приспособление. Вооружения машина не имела. Тягач выпускался с 1934 г. в двух модификациях с бронированной крышей и с брезентовым тентом с целлулоидными окнами. Всего было выпущено 213 машин, в том числе 10 машин с бронированным кузовом (6-15 мм). ТТХ тягача: длина – 4,6 м. с бронированным кузовом, 3,7 м. с брезентовым тентом; масса – 8,1 (7,7) т; тип двигателя – 4-цилиндровый; мощность двигателя – 90 л.с; скорость передвижения по шоссе – 28 км/ч; запас хода – 120 км; экипаж – 5 человек.

Танковый тягач Т-34Т

Тягач создавался на базе танка «Т-34», в основном силами войсковых мастерских, из линейных танков с неисправным вооружением. С них снималась башня, башенный погон заваривался броневым листом, в котором оборудовался входной люк. Тягач предназначался для эвакуации легких и средних с поля боя и буксирования их к месту ремонта, а также для вытаскивания застрявших танков. ТТХ тягача: масса — 22 т; экипаж — 2 — 3 чел; вооружение — 7,62 мм; пулемет ДТ; бронирование — противоснарядное; мощность двигателя — 500 л.с.; скорость передвижения по шоссе без груза — 55 км/ч, скорость буксирования — 3 — 6 км/ч.

Танковый тягач на базе танка КВ-1С

Тягач на базе танка «KB» был создан в войсковых ремонтных подразделениях в результате переделки серийных танков «КВ-1» (КВ-1С) с неисправным основным оружием. Тягачи использовались для эвакуации и буксирования танков и САУ любых видов. При буксировании тяжелого танка одним тягачом скорость составляла — 2 км/ч, среднего танка — 3 км/ч и легкого — 8 км/ч. ТТХ тягача: масса — 34 т; экипаж — 2 — 3 чел; вооружение — 7,62 мм пулемет ДТ; бронирование — противоснарядное; мощность двигателя — 600 л.с.; скорость передвижения по шоссе без груза — 43 км/ч, скорость буксирования — 3 — 8 км/ч.

Танковый тягач ИС-2Т

С 1944 г. на ремонтных заводах было организовано производство тягачей на базе танков «ИС-1» (ИС-2). Тягачи отличались от серийных машин отсутствием башни. Отверстие под установку башни в корпусе танка закрывалось приваренным броневым листом, в котором устанавливалась командирская башенка с двухстворчатым входным люком и смотровым перископическим прибором «МК-4». Для эвакуации поврежденных танков на надгусеничных полках и крыше боевого отделения машины укладывались дополнительные буксирные тросы, блоки полиспастов и при необходимости запасные части, использовавшиеся для проведения текущего ремонта и обеспечения возможности эвакуации машин. Кроме того, на машинах могли укладываться и перевозиться ручные тракторные или автомобильные лебедки. ТТХ тягача: масса — 35 т; экипаж — 2 — 3 чел; вооружение — 7,62 мм курсовой пулемет ДТ; бронирование — противоснарядное; мощность двигателя — 520 л.с; скорость передвижения по шоссе без груза — 35 км/ч, скорость буксирования — 3 — 8 км/ч.

Седельный тягач ЗиС-10

Тягач выпускался в 1937-1939 гг. с двухскатным задним мостом. Специально для тягача был разработан одноосный 6-тонный бортовой полуприцеп (1-ПП-6) с длиной грузовой платформы 5 м. Прицеп применялся для перевозки крупного имущества понтонных парков. Всего было выпущено 766 машин. ТТХ тягача: длина – 5,4 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,2 м; клиренс – 250 мм; снаряженная масса – 2,8 т, полная – 6,3 т; грузоподъемность – 3,5 т; тип двигателя — карбюраторный 6-цилиндровый; мощность двигателя – 73 л.с; объем бака – 65 л; максимальная скорость – 48 км/ч; расход топлива – 38 л/100 км; запас хода – 170 км; количество мест в кабине – 2.
Поделиться в:

Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т

— Конструкторы: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич — Года производства: 1947 — 1979

Вместимость тягача АТ-Т

— Число мест в кабине: 4 — Число мест в кузове: 16 — Количество дверей: 2

Вес тягача АТ-Т

— Масса: 20.000 кг — Масса прицепа, кг: 25 000

Двигатель тягача АТ-Т

А-401 (типа В-2) 415 лс. 1850 об/м

Размеры тягача АТ-Т

— Ширина: 3170 мм — Высота: 3000 мм — Ширина траков гусеницы, мм: 500 — Колея, мм: 2640 — Дорожный просвет: 425 мм

Скорость тягача АТ-Т

— по шоссе 35,5 км/ч

Расход топлива тягача АТ-Т

— на 100км 140л, масла 4л

Грузоподъёмность тягача АТ-Т

— 5000 кг

— Пятиступенчатая коробка передач — Топливный насос: НК-10 210 кг/см — Среднее удельное давление на грунт с грузом, кг/см²: 0,652 — Привод: механический — Запас хода по шоссе с прицепом, км: 1100 — Глубина преодолеваемого брода, м: 1,1 — Ширина преодолеваемого рва, м: 1,8

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]