С момента начала Второй Мировой войны и вплоть до ее окончания полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 являлся неизменным спутником немецких войск. Этот облик сформирован кинофильмами, где немецкие солдаты обязательно вооружены пистолетами-пулеметами МР-38/40 и передвигаются на бронемашинах (в советском кинематографе их роль играет БТР-152, имеющий характерно рубленую форму корпуса).
Бронетранспортер Sd.Kfz.251 часто называют «Ханомаг», хотя это обозначение ошибочно. Машина была разработана другой была лишь одним из изготовителей бронеавтомобиля. Компания известна рядом автомобилей и тракторов. Одной из самых популярных моделей стал микролитражный Hanomag2/10 PS Kommisbrot, построенный в значительном количестве в 20-е годы. Не менее известен трактор Hanomag WDZ 50, послуживший прототипом для советской гусеничной машины «Коммунар».
История создания
Разработка бронированных транспортных средств, предназначенных для перевозки и огневой поддержки пехоты, началась в Германии в середине 30-х годов. Прототип будущей машины Sd.Kfz.251 под обозначением Hl6 был создан фирмой Hansa-Lloyd, которая входила в состав концерна Carl F.W.Borgward. Немного позднее лицензию на право производства шасси и броневого корпуса перекупила из Ганновера.
В 1938 году компания Borgward, а затем и Hanomag, произвели первые шасси для нового БТР. Основой стала платформа полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz.11, который к тому времени строился серийно. Опытные образцы проходили испытания под индексом HKL6p. К концу года появились бронетранспортеры так называемой 0-серии. Техника получила классификацию среднего бронетранспортера – mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen (MTW). Согласно классификации Управления вооружений машине присвоили индекс Sd.Kfz.251.
Сборка серийных машин Sd.Kfz.251 началась летом 1939 года на заводах Deutsche Werke (Киль) и Borgward (Бремен).
При этом параллельно выпускались сварные корпуса из брони или обычной конструкционной стали. Оба типа машин поступили на вооружение пехотных частей Вермахта и принимали участие в боях на территории Польши. По мере увеличения выпуска, к производству стали привлекать другие фирмы. Так, в начале 1941 года, к выпуску машин подключился чешский завод в Böhmisch Leipa, который собирал клепаные бронекорпуса.
Впоследствии сборку бронемашин вели не менее 10 предприятий, располагавшихся на территории Третьего Рейха. Среди них можно отметить Gollnow, Weserhuette, Wumag, Hanomag, M.N.H, и Schichau. Из-за большого числа производителей бронетранспортерыSd.Kfz.251 одного периода выпуска отличаются различными элементами, такими как бандажи катков, элементы конструкции передних колес, траки и т.д.
Используйте [ редактировать ]
Первые серийные образцы этой машины поступили в 1-ю танковую дивизию в 1939 году.
Эти машины должны были позволить панцергренадерам
сопровождать танки и при необходимости оказывать поддержку пехоте. На практике их всегда не хватало, и большинству
танковых
подразделений приходилось обходиться грузовиками для транспортировки. [4]
В августе 1943 года Румыния приобрела 27 бронированных полугусеничных машин как 251, так
и
250
типов [5], а в 1944 году — 251 броневик и другие типы броневиков, чтобы преобразовать две кавалерийские дивизии в бронированные или механизированные. [6]
Армия из Независимого государства Хорватии получила 15 Sd.Kfz. Весной 1944 г. — 251, а осенью 1944 г. усташейское ополчение — 12 [7].
Модификации
Для обозначения модификаций германской бронетехники используется термин Ausführung – модель, после которого следует буквенное обозначение версии. Первый вариант бронетранспортера Ausf.A легко отличить по дополнительным смотровым приборам, расположенным на верхней части корпуса боевого отделения. Антенна и фара «Нотек» располагались на крыле машины.
На последующей модели Ausf.В число смотровых приборов сократилось, они остались только у водителя и радиста. Антенна перенесена на верхний лист, в район рабочего места радиста. Фара «Нотек» получила кронштейн, установленный на верхнем боковом листе моторного отделения машины.
Выпуск новой версии С, отличающейся конструкцией лобовой части корпуса, начался в 1940 году. Причем в этот момент к выпуску подключились несколько новых предприятий (как минимум, Schichau и M.N.H).
https://www.youtube.com/watch?v=8xG1cVB6OY4
Но параллельно шел выпуск машин и предыдущих версий, который завершился только в середине следующего года. Для бронетранспортеров версии С характерным внешним признаком является глухой плоский лобовой лист моторного отсека и броневые кожухи каналов выброса горячего воздуха, расположенные по бокам от капота. Последняя модификация Ausf.D начала производиться с осени 1943 года.
Машина отличается расширенным корпусом (только сварной конструкции) с плоским наклонным кормовым листом. Новый корпус Sd.Kfz.251состоял из меньшего числа деталей и был проще в изготовлении, что позволило нарастить производство. Всего было собрано более 10,6 тыс. экземпляров Ausf.D, для сравнения – общий объем предыдущих модификаций бронетранспортера составил 4,65 тыс. машин.
На основе базовых модификаций выпускалось 23 версии машины Sd.Kfz.251. Причем некоторые версии могли использовать по несколько шасси, а некоторые монтировались на базе только поздней модификации бронетранспортера Ausf.D.
Серийные варианты:
- 251/1, стандартный вариант для перевозки 10 пехотинцев, вооружен одним или двумя пулеметами MG34 или 42, оснащенными броневым щитком;
- 251/2, версия, предназначенная для установки 8-см миномета и перевозивший боекомплект на 66 выстрелов;
- 251/3, бронетранспортер, оборудованный дополнительными радиостанциями (машина связи);
- 251/4, вариант использовался для перевозки полевых гаубиц, расчета и небольшого запаса снарядов;
- 251/5, ранний саперный вариант машины;
- 251/6, бронетранспортер, приспособленный для эксплуатации в роли командного пункта крупных армейских частей;
- 251/7, поздний саперный вариант, дополненный штурмовыми мостами по бортам корпуса;
- 251/8, санитарная машина, отличалась окраской с красным крестом;
- 251/9, штурмовой вариант с короткоствольным 75 мм орудием KwK 37 или К51 (аналог применявшегося на ранних PanzerIV);
- 251/10, версия с усиленным вооружением (противотанковая 37 мм пушка Pak 36 с укороченным по высоте штатным щитомили противотанковое ружье PzB 39);
- 251/11, укладчик телефонного кабеля;
- 251/12, версия командной машины для артиллерийских частей;
- 253/13 и 251/14, редкие варианты, предназначенные для ведения звуковой разведки;
- 251/15, версия разведывательной светометрической машины;
- 251/16, на бронетранспортере дополнительно установлены два огнемета, резервуар для смеси и мотопомпа;
- 251/17, смонтирован 20 мм зенитный комплекс Flak 38, отличается конструкцией бортов корпуса;
- 251/18, связная и наблюдательная бронемашина;
- 251/19, передвижной пункт телефонной связи;
- 251/20, бронетранспортер с установкой инфракрасного прожектора для подсветки целей;
- 251/21, зенитный вариант машины с установкой трех пушек MG151 (со стволами калибром 15 или 20 мм);
- 251/22, самоходная установка с противотанковым орудием Pak40;
- 251/23, вариант с установкой поворотной башни Hangelaffete 38 со спаркой из пушки MG151 и пулемета MG42.
Кроме перечисленных выше бронетранспортеров Sd.Kfz.251, встречались фронтовые кустарные конструкции, изготовленные в единичных экземплярах.
Конструкция
В основе машины Sd.Kfz.251 лежит рамное шасси, на котором установлен бронекорпус. Корпус построен на базе каркаса, к которому приварены или приклепаны броневые листы. Независимо от типа соединения применялась гетерогенная броня. Лобовые листы имели толщину 10…15 мм, боковые и кормовые листы имели толщину 8 мм, для днища применялся лист с толщиной 6…8 мм.
Лобовая броня обеспечивает относительную защиту от стрелкового оружия. Крыша толщиной 6 мм имеется только над головами водителя и радиста. В непогоду над боевым отсеком бронетранспортера мог устанавливаться брезентовый тент на дугах.
Корпус Sd.Kfz.251 включает в себя моторный отсек, за которым находится боевое отделение. Между мотором и отделением имеется стальная переборка. В начале боевого отсека бронетранспортера расположены места водителя и радиста. На части машин встречается система обогрева ног, представляющая собой трубу для подачи теплого воздуха из моторного отсека.
Задняя часть машины неотапливаемая. Компоновка боевого отделения отличается в зависимости от предназначения машины.
В качестве силового агрегата применялся рядный 6-цилиндровый карбюраторный мотор MaybachHL 42 TURKM. Двигатель имел мощность 100 л.с. при рабочем объеме цилиндров 4117 куб. см. Мотор расположен впереди бронетранспортера в отсеке, защищенном броней. Радиатор системы охлаждения установлен перед двигателем, забор воздуха вентиляторами выполняется из под машины.
На ранних версиях Sd.Kfz.251 на лобовом листе имелся вентиляционный лючок, а сверху – решетка.Перед радиатором установлены жалюзи, регулирующие интенсивность охлаждения. Запас топлива составляет 160 л, бак размещен внутри рамы под полом боевого отделения.
На машинах Sd.Kfz.251 использовалась двухдисковая муфта сцепления сухого типа и планетарная трансмиссия, обеспечивавшая четыре передачи переднего хода и одну заднего. В коробке имелся дополнительный увеличитель передаточного отношения, применявшийся при движении вне дорог. Разворот бронетранспортера выполнялся при помощи управляемых колес переднего моста и регулировкой потока мощности, подаваемого на гусеницы.
На бронетранспортере отсутствуют дополнительные бортовые редуктора и фрикционы. Управление дифференциалом автоматическое, включалось при повороте колес машины на определенный угол. Для остановки использовались тормоза с пневматическим приводом.
Гусеничная часть машины Sd.Kfz.251 оснащена торсионной подвеской катков, расположенных в шахматном порядке. Из-за установки торсионов катки левого и правого борта смещены относительно друг друга на 140 мм. Из-за этого в гусеничной ленте правого борта применено дополнительное звено (55 и 56 соответственно).
Ведущее колесо расположено в передней части движителя, заднее оборудовано кривошипом для регулировки натяжения гусеничной ленты. Сама гусеница бронетранспортера набрана из мелких звеньев (соединенных пальцами на игольчатых подшипниках), оснащенных на внешней стороне резиновыми подушками.
Передний мост оснащен поперечной качающейся рессорой и дополнительными рычажными амортизаторами.
Мост оборудован пневматическими шинами. На ранних машинах встречались шины с дорожным рисунком протектора, позднее стали использоваться покрышки внедорожного типа.
Технические характеристики
ТТХ «Ханомагов» обеспечивало их высокую проходимость
Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечивать мобильную переброску солдат к линии фронта. Машина преодолевала подъемы до 24 градусов, двухметровые рвы и броды высотой до полуметра. Высокая проходимость бронетранспортера и эффективность применяемой тактики обеспечили его массовое производство — за годы войны было собрано 15252 машины.
Габариты и вес
По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:
- масса — 9,14 т;
- длина корпуса — 5,98 м;
- ширина — 2,1 м;
- высота — 1,75 м;
- колея — 1,775 м;
- клиренс — 0,32 м.
Модель SdKfz 250 отличалась сниженными габаритами — вес уменьшен до 5,8 т, снижены и размеры машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые свойства бронетранспортера. Данный образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски малых групп солдат. Всего было произведено 7326 таких машин.
Скорость
Бронетранспортер SdKfz 251 развивал скорость до 50 км/ч по шоссе. Запас хода при этом составлял до 300 километров. Облегченная модель SdKfz 250 могла развивать скорость в 60 км/ч, запас хода — 320 км.
Мощность двигателя
Обе модели Ханомага использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Майбах HL 42 TURKM, работающий на жидкостном охлаждении. Его мощность составляла 100 л. с., удельная мощность — 10,9 л. с./т.
Экипаж
Экипаж обеих моделей Ханомага составлял два человека — механик-водитель и командир. Разница габаритов и комплектации сказывалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек у SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.
Применение в боях и сравнение параметров
Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 активно применялись соединениями Вермахта и СС в боевых действиях. Если на раннем этапе Второй Мировой войны машина служила для доставки пехотных подразделений, то в момент вторжения на территорию СССР бронемашина применялась и как тягач полевой артиллерии, и как подвозчик боеприпасов.
Широкое распространение получили командирские бронетранспортеры на базе Sd.Kfz.251, оборудованные рамочными антеннами и дополнительным комплектом радиостанций. В конце войны на базе БТР стали устанавливаться штурмовые и противотанковые орудия.
Такие машины не имели успеха в боях по причине слабой защиты и перетяжеленной конструкции.
Сравнение немецкой машины «Ханомаг» и наиболее распространенного американского аналога М3 (построено более 31 тыс. экземпляров) показывает близость параметров. Американец отличается повышенной высотой корпуса, из-за чего машина была более приметной.
Параметр | Sd.Kfz.251Ausf. C | М3 |
Боевой вес, кг | 9140 | 8980 |
Длина, мм | 5980 | 6130 |
Ширина, мм | 2100 | 1962 |
Высота, мм | 1750 | 2260 |
Дорожный просвет, мм | 320 | 280 |
Десант, чел | 10 | 10 |
Машины М3 имели схожую схему бронирования и бензиновый двигатель, на них устанавливались минометы и зенитное вооружение, а также 75 мм и 105 мм гаубицы. Американские бронемашины продержались в строю ряда государств до 2013 года.
Несмотря на недостатки конструкции, бронетранспортер Sd.Kfz.251 позволил обеспечить быстрое перемещение пехотных подразделений и огневую поддержку на поле боя. Вскоре опыт применения техники стал перениматься противоборствующей стороной, но массовое производство подобных машин началось уже в послевоенные годы. Популярность немецкой машины была столь велика, что после войны производство модернизированной версии ОТ-801 развернулось в Чехословакии на заводе Tatra.
Отдельные экземпляры машин использовались в армии ЧССР вплоть до конца 70-х годов. Чешские машины часто выдаются на реконструкциях за оригинальные бронетранспортеры, однако их легко опознать по ведущему колесу и гусенице с цевочным зацеплением.
Что касается , то после войны она перешла под крыло «Мерседес-Бенц».
Бренд переименовали в «Ханомаг-Хеншель», подобные переднеприводные фургоны и грузовики были в производственной программе до 1974 года. На сегодняшний день обозначение «Ханомаг» используется для дорожной техники Komatsu Hanomag GmbH.
Модельный ряд
«Ханомаг» SdKfz 251
Немецкий бронетранспортер Ханомаг SdKfz имеет две основные модели с номерами 250 и 251. Первый вариант облегченный и применялся в ограниченном количестве. Второй образец получил широкое распространение и множество собственных модификаций.
SdKfz 250
SdKfz 250 был запущен в серийное производство позже версии 251, став его облегченной копией. Данная модель отличалась меньшими габаритами, весом и грузоподъемностью. Применялась для перевозки небольших групп солдат, часто использовалась в качестве машины поддержки, к примеру, как узел связи.
Схема, проектирование, двигатель — все это сохранилось от SdKfz 251. Однако конструкция была упрощена и уменьшена. Сама модель тоже получила ряд модификаций, рассчитанных на различное применение на фронте — от машины поддержки пехоты до ведения разведки.
SdKfz 251
SdKfz 251 — тяжелый полугусеничный бронетранспортер, разработанный на базе трехтонного артиллерийского тягача. Основная задача машины — транспортировка пехоты. При необходимости могла применяться и для других целей, вплоть до развертывания командного штаба.
Данная модель получила значительное количество модификаций. Среди них выделяют обозначения Ausf. A, B, C и D, применяемые для выделения конструктивных различий. На их основе разработано 23 специализированные модификации, спроектированные для решения узкопрофильных задач.