Подвижный командный пункт ракетного дивизиона РВСН России


Подвижный командный пункт ракетного дивизиона РВСН России

В состав ПКП Рдн входит четыре агрегата: машина боевого управления (МБУ), машина связи (МС-2) и две машины обеспечения боевого дежурства (МОБД).

МБУ предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом командного пункта, непрерывного контроля параметров АПУ и ракет, подготовки и проведения пусков ракет. В агрегате на базе шасси МАЗ-543 расположена аппаратура боевого управления, аппаратура связи (приемники КВ, УКВ, ДВ, СДВ диапазонов и станция космической связи, служебный комплект аппаратуры связи для управления машиной связи на марше). Конструктивно в агрегате 5 отсеков: входной тамбур (размещен комплект ЗИП агрегата и аппаратуры связи), боевой отсек (непосредственное место несения БД, размещены приемники, пульты управления связи, пульт оператора и пульт командира), отсек спецсвязи (соответствующий комплект оборудования), аппаратный отсек (стойки аппаратуры боевого управления), агрегатный отсек (оборудование СЭС и систем жизнеобеспечения).

МС-2 предназначена для организации и несения боевого дежурства расчетом связи на марше или в полевом районе. Задача – непрерывный контроль за работоспособностью передающих устройств оборудования связи. Имеет свой собственный источник питания для обеспечения работоспособности передающих устройств на марше ( два 12 Кв дизельгенератора АДА-12). База – шасси МАЗ-543. Конструктивно имеет три отсека. Первый – аппаратный отсек (размещено оборудование связи и блок управления СЭС, системы жизнеобеспечения) второй – боевой (непосредственное место несения дежурства расчетом связи и размещение части передающего оборудования), третий – дизельный (размещается два дизельагрегата АДА-12).

МОБД предназначен для обеспечения потребителей электроэнергией на полевой позиции и в аварийной ситуации на БСП, кроме того является машиной обеспечения (подготовка и прием пищи, отдых личного состава свободного от БД) организации и несения караульной службы ( в составе Рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД — 1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП). База – шасси МАЗ-543. Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек – дизельный (размещены 4 30КВ дизеля и блок управления дизелями в ручном режиме). Второй отсек – основной. Между первым и вторым отсеками расположены топливные баки с запасом топлива 4 тонны для АДА-30. Второй отсек включает: кухня (плита для приготовления пищи, отсеки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья), купе-столовая (для приема пищи личным составом, одновременно может принимать пищу 4 человека), два 4 –х местных купе для отдыха личного состава, двухместное купе для отдыха НК, боевой отсек (оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), башенно-пулеметная установка для пулеметчика охраны (пулемет НСВТ, прожектор, ИК прожектор, прибор ночного видения), сейф и пирамида для оружия). По всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой идет служебный коридор (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви.

Машина обеспечения боевого дежурства РВСН (МОБД)

В этом фоторепортаже мы посмотрим как выглядит изнутри очень интересная техника — машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Этот автомобиль я встретил на рок-фестивале «Нашествие 2013» в Тематической зоне Министерства обороны Российской Федерации. Так как мне всегда нравилась подобная техника и сооружения «судного дня» я очень попросил военных, показать как выглядит этот автомобиль изнутри. И так, специальный автомобиль войск РВСН — МОБД (агрегат 15В231) предназначен для обеспечения:

— электроэнергией потребителей на полевой позиции и при аварийной ситуации на боевой стартовой позиции;

— подготовки и приема пищи личным составом;

— отдыха и быта личного состава, свободного от боевого дежурства, в полевых условиях;

— организации и несения караульной службы в полевых условиях;

— проведения пуска ядерных ракет из МОБД при действии в полевых условиях.

Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечить жизнедеятельность 10-и человек с личными вещами и оружием.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Конструкция агрегата и установленное на нём оборудование обеспечивает его эксплуатацию в любое время года и суток, при любых метрологических условиях (дождь, снег, град, туман) в интервале температуры окружающего воздуха от -50°С до +50°С, при скорости наземного ветра до 25 м/с и относительной влажности окружающего воздуха до 98% (при температуре +25 °С). В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, управления, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, оповещения, кухонно-складского и бытового оборудования.

Агрегат 15В148 (модификация) смонтирован на колесном шасси МАЗ-543М повышенной проходимости.

В состав агрегата входят:

• колесное шасси высокой проходимости;

• кузов, установленный на шасси;

• оборудование, смонтированное на шасси и в кузове.

Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков.

Кузов имеет индекс 7903. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолируещего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.

Первый отсек – дизельный.

В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).

Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.

МОБД. Машина обеспечения боевого дежурства. Входит в состав подвижной группы РВСН.

В коридоре расположена электрощитовая и прибор радиационной и химической разведки ГО-27

Второй отсек – основной.

Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.

Три отсека используются для размещения людей — два 4-х местных купе для отдыха личного состава и 2-х местное купе для отдыха НК и его помощника.

Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом — одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.

купе-столовая для приема пищи личным составом

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)

Состоит на вооружении РВСН с 1985 года.

Применяется в ПГРК:

— 15П158.1 «Тополь-Т»;

— 15П158 «Тополь».

Средний отсек (тамбур) и задний отсек оператора соединены между собой коридором, который идёт по всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви. Из коридора имеются входы через внутренние сдвижные двери в купе и отсек оператора, из тамбура в столовую из столовой в кухню. Тамбур оборудован входной дверью.

В такой уютной обстановке можно с комфортом ехать на позицию, с которой вы уничтожите мир )

Задний боевой отсек оператора предназначен для размещения в нем дежурной смены, в нём расположен боевой пост оператора (для МОБД-1,2,3) и пост стрелка БПУ. В отсеке установлена оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), сейф и пирамида для оружия. На боевом отсеке смонтирована башенно-пулеметная установка (БПУ) 55Л140 «Луч».

Так же, на боевом отсеке, рядом с БПУ, смонтировано устройство подъёма-опускания антенны штыревой (АШ) длинной 2 м для радиостанции Р-173. В составе рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД-1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП. В МОБД-4 в отсеке оператора расположен пост начальника смены охраны и обороны. В случае несения БД в рассредоточенном порядке, оператор в МОБД 1,2,3 является и начальником смены охраны и обороны, в отсек выводится вся информация от системы охраны.

Военный за пультом запуска ядерных ракет при действии в полевых условиях, несмотря на свой 30-летний возраст оборудование по-прежнему секретно и стоит на вооружении РВСН

«У нас всё просто, нажал на кнопку, и нет больше Америки..»

Да.. там всё серьёзно, и как говорят в РВСН «После нас — никого»

https://jury-tver.livejournal….

Командно-штабные машины ВС СССР

Послевоенная система радиосвязи тактического и оперативного звеньев управления в целом уже не отвечала задачам, решаемым войсками. Поэтому возникла необходимость создания подвижных штабных пунктов управления, оборудованных на машинах. Кроме этого, применяемые автомашины повышенной проходимости оснащались отдельными элементами, обеспечивающими при их развертывании сравнительно быстрое создание удобных рабочих мест для оперативного состава органа управления, а также их защиту от неблагоприятных метеоусловий и работу в ночное время. В некоторых случаях повышали живучесть пунктов управления за счет замены автомобильных шасси КШМ на шасси основных войсковых образцов, обладающих более высокой проходимостью и бронезащитой.

Командно-штабные машины КШМ – оснащенные связью, а также другими техническими средствами машины боевого управления, с которых командиры и штабы осуществляют управление войсками при подготовке и ведении боевого дежурства/боевых действий


Тип: БМП-1КШ “Поток-2” (объект 774) Командно-штабная машина на базе БМП-1. Служит пунктом управления мотострелкового или танкового полка.

БМП-1КШ разработана в Челябинске в КБ под руководством П.П.Исакова. Принята в эксплуатацию в 1972 году. Серийное производство организовано на Рубцовском машиностроительном заводе в 1976 году.

Оборудование КШМ смонтировано в корпусе БМП-1.

В состав оборудования входят:

  1. Радиостанция Р-123МТ
  2. Радиостанция Р-130,
  3. Радиостанция Р-111 (2 шт.)
  4. Автоматическое устройство обеспечения секретности переговоров 1Т-219М
  5. Устройство автоматического вызова Р-012
  6. Навигационная аппаратура ТНА-3.
  7. Для питания аппаратуры имеется бензоэлектрический агрегат.
  8. Машина оснащена автономной отопительно-вентиляционной установкой.

Механик-водитель размещается в носовой части корпуса. В хвостовой части смонтированы радиооборудование и 2 рабочих места радистов. В центре корпуса располагаются рабочие места 4 офицеров штаба. Башня закреплена неподвижно. Вместо орудия смонтирована подъёмная телескопическая антенная мачта (длина в выдвинутом положении 16 м). На крыше корпуса за башней имеются 2 люка. Вооружение состоит из пулемёта ПК (боекомплект 2000 патронов), перевозимого в укладке.


Тип: БТР-50ПУ

Командно-штабная машина на базе БТР-50П.

Принята в эксплуатацию 11.04.1959. Серийно выпускалась на Волгоградском тракторном заводе (Челябинском ?) с 1959 года.

В машине было оборудовано 10 рабочих мест – для командира соединения, командира машины, механика-водителя, четырех радистов и трех офицеров штаба. Для работы с картой имелся раздвижной стол.

В состав оборудования входят:

  1. Радиостанция Р-113
  2. Радиостанция Р-112
  3. Радиостанция Р-105(Р-105У) (2 шт.)
  4. Двухканальная радиорелейная станция Р-403БМ
  5. Телефонный коммутатор на 10 абонентов П-193М
  6. Радиоприемник Р-311
  7. Бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30.

Машина оснащалась системой ПАЗ, системой отопления и вентиляции и танковой навигационной аппаратурой.

Модификации

Тип: БТР-50ПУ (объект 705К)

Тип: БТР-50ПУМ – модернизированная.

Тип: БТР-50ПУМ-1 – модернизированная. Принята в эксплуатацию в 1972 году.

6 + 4 – экипаж + рабочие места для офицеров

В состав оборудования входят:

  • Р-112
  • Р-113
  • Р-105 с БУМ
  • Р-105
  • Р-403БМ
  • Р-311
  • Р-124 2 ком.
  • П-193М
  • ТА 4 шт.
  • П-275 2.4 км.
  • НА КН-2
  • НА КП-2
  • АБ-1-П/30
  • ПВН-2Б

Тип: БТР-50ПУМ

6 + 4 – экипаж + рабочие места для офицеров

В состав оборудования входят:

  • Р-123 3 шт.
  • Р-130
  • Р-326
  • Р-405Д
  • Т-218

Тип: БТР-50ПУМ-1

В состав оборудования входят:

  • Р-123МТ
  • Р-111 2 шт.
  • Р-130М
  • Р-326
  • Р-405МПТ1
  • спец. аппаратура.
  • АБ-1-п/30


Тип: Р-125 “Алфавит”

Назначение: дивизионная командно-штабная машина мотострелковых и танковых войск.

Предназначена для радиосвязи в диапазоне 1,5 – 10,99 МГц и 20 – 51,5 МГц на стоянке и во время движения автомобиля.

Командно-штабная машина Р-125 создавалась для обеспечения радиосвязи командиров частей и начальников служб сухопутных войск и была дальнейшим развитием применения автомобильного варианта радиостанции Р-104 “Кедр”.

В состав оборудования КШМ Р-125 входили:

  • 1 КВ р/станция Р-104М
  • 2 УКВ р/станции с усилителями мощности УМ-1.

Кроме варианта на шасси ГАЗ-69, завод “Радиоприбор” выпускал вариант КШМ и на шасси ГАЗ-63. Кузов изготавливали на мебельном комбинате в г. Речица и оборудовали его отсеками командира и радиста. Аппаратура внутренней связи (АВСК) обеспечивала командиру связь с радистом и водителем, в том числе и с выносного пульта связи на стоянке и связь с нужным абонентом по любому из каналов, предусмотренных в узле связи. Электропитание средств связи обеспечивалось в движении от генератора отбора мощности от двигателя, на стоянке – от автономного выносного бензоэлектрического агрегата (АБЭ), в качестве аварийного источника питания аппаратуры предусматривались резервные аккумуляторы, которые при движении подзаряжались от бортовой сети через зарядное устройство.

Тип: Р-125Б “Белозор”

Командно-штабная машина для обеспечения радиосвязи в звене дивизия-полк на базе УАЗ-469.

В состав оборудования входят:

  1. Радиостанция Р-123 (Р-123М, Р-173) (2 шт.)
  2. Радиостанция -130 (Р-130М, Р-130М2)
  3. Радиостанция Р-809М2.
  4. Коммутационная аппаратура Р-014Д

МОДИФИКАЦИИ:

Тип: Р-125БР “Белозор-1” на базе УАЗ-469


Тип: Р-125Б-1 Белозор-1

Назначение: КШМ командующего корпусом.

Командно-штабная машина создавалась для обеспечения радиосвязи командиров частей и начальников служб сухопутных войск.

В состав оборудования входят:

  1. Радиостанция Р-143
  2. Радиостанция Р-159
  3. Коммутационная аппаратура Р-012М
  4. БЦК (блок централизованной коммутации)
  5. БРП (блок распределения питания)
  6. ТС (табло световое)
  7. БА (блок аккумуляторов на 2 батареи резевного питания 6СТ-75) Бензоагрегат АБ-1-П/30
  8. Громкоговоритель, мачта, антенны, гарнитуры и т.д.


Тип: Р-125Б-2 Белозор-2

КШМ командующего округом (фронтом)

В состав оборудования входят:

  1. Радиостанция Р-134
  2. Радиостанция Р-173
  3. Радиостанция Р-158
  4. Радиостанция Р-809М (поставлялся по отдельному заказу)
  5. Т-219М (аппаратура ЗАС)
  6. Р-012М
  7. БЦК (блок централизованной коммутации)
  8. БРП (блок распределения питания)
  9. ТС (табло световое)
  10. БА (блок аккумуляторов на 2 батареи резевного питания 6СТ-75)
  11. Бензоагрегат АБ-1-П/30
  12. Громкоговоритель, мачта, антенны, гарнитуры и т.д.

Тип: Р-125Б-2М “Белозор-2М” на базе УАЗ-452

Тип: Р-125Б-2М1 на базе УАЗ-452

Тип: Р-125Б-2М2 на базе УАЗ-452

Тип: Р-125Б-2М4 на базе УАЗ-452


Тип: Тип: Р-125МТ2 “Алфавит-МТ2”

Назначение: командно-штабная машина ВВ МВД

Оборудование КШМ смонтировано в кузове АВС-2М-01 на шасси автомобиля ГАЗ-66-04Э.

В состав оборудования входят:

  1. Радиостанция Р-130М
  2. Радиостанция Р-123М
  3. Радиостанция Р-105М 2 шт.
  4. УМ-3 2 шт.
  5. Радиоприемник Р-326
  6. Р-012
  7. ТА-57 3 шт.
  8. П-180М
  9. АБ-1-П/30


Тип: Р-142 “Деймос”

Назначение: полковая командно-штабная машина

Диапазон частот радиостанции 1,5-30 МГц (1,5-29,9999 МГц).

Сетка частот дискретная с интервалами 100 Гц и кратная 100 Гц.

Время автоматической перестройки радиостанции с одной частоты на другую при переходе на любую из десяти заранее подготовленных волн 30 секунд.

Мощность, отдаваемая передатчиком в телеграфном или телефонном одноканальном режиме при 3-х процентном уровне несущей частоты т однотоновом модулирующем сигнале, не менее 1000 Вт, кроме конца IV-го поддиапазона в полосе частот 14,8-15,9999 МГц и конца V-го поддиапазона в полосе частот 28,8-29,9999 МГц, где мощность не менее 850 Вт.

Шасси ГАЗ-66 с кузовом-фургоном КФ-1М или К66Н. В аппаратном отсеке кузова машины расположены два рабочих места радистов и размещена основная часть радиооборудования КШМ:

В состав оборудования входят:

  1. Радиостанция Р-111 “Бином-М” – 2 комплекта;
  2. Радиостанция Р-130М “Самшит” с блоками питания и САУ;
  3. Радиостанция Р-123МТ «Магнолия» с блоком питания БП–26,
  4. Аппаратура Р-011 и Р-012,
  5. Пульт радиста ПР.
  6. ЗАС Т-219 “Яхта”


Тип: Р-142НЭ “Деймос-НЭ”

Назначение: полковая командно-штабная машина

Командно-штабная машина (комбинированная радиостанция) Р-142НЭ предназначена для организации связи в оперативно-тактическом звене управления. в движении и на стоянке, как автономно, так и в составе узла связи, в условиях среднепересеченной местности, в любое время суток и года, на частотах в диапазонах от 1,5 до 79,975 МГц.

Аппаратура КШМ установлена в металлическом отапливаемом кузове на транспортной базе автомобиля ГАЗ-66.


Тип: Р-145БМ “Чайка-БМ”

Назначение: батальонная командно-штабная машина

КШМ Р-145БМ “Чайка-БМ” представляет собой подвижный комплекс, смонтированный на базе бронетранспортера БТР-60ПА (БТР-60ПУ).

В состав оборудования входят:

  1. КВ радиостанция Р-130М “Самшит”;
  2. Сдвоенный симплексный вариант УКВ радиостанции Р-111 “Бином-М”;
  3. УКВ радиостанция Р-123МТ “Магнолия”;
  4. Устройство вызова Р-012М;
  5. Комплект аппаратуры ЗАС Т-219 “Яхта”;
  6. Комплект коммутационной аппаратуры;
  7. Комплект антенно-мачтовых устройств;
  8. Система электропитания:
  9. Генератор Г-290;
  10. Бензоэлектрический агрегат АБ-О/230.

Командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМ “Чайка-БМ” предназначена для обеспечения управления и организации радиосвязи на подвижных пунктах управления по одному КВ и трем УКВ каналам как в движении, так и на стоянке, при этом по одной из р/станций может вестись связь с применением ЗАС. КШМ может работать как в системе УС ПУ, так и автономно.


Тип: Р-146 “Зонтик”

Командно-штабная машина ПВО

Командно-штабная машина ПВО Р-146 “Зонтик” предназначена для обеспечения связи в зенитных ракетных частях.

В состав оборудования входят:

  1. Радиостанция Р-111 2 шт.
  2. Радиостанция Р-123М
  3. Радиостанция Р-107
  4. Радиостанция Р-405М
  5. Радиостанция Р-407
  6. Ст-2М или СТА-М67
  7. Радиоприемник Р-326 3 шт.
  8. ТА-57 3 шт.
  9. П-193М

Автор публикации

не в сети 4 месяца

Александр

0

QTH — г. Донецк, ДНР.
Комментарии: 10Публикации: 1119Регистрация: 11-08-2015

Береговой ракетный комплекс «Бастион»: технические характеристики

Подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) «Бастион» обеспечивает защиту побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника, дальнего рубежа политико-административного района в составе единой системы его береговой обороны.

Время с момента получения приказа на марше до полного развертывания на боевых позициях составляет пять минут, после чего комплекс полностью готов к ведению стрельбы. Позиция комплекса может быть удалена от береговой линии на 200 километров. После своего развертывания ПБРК может оставаться в полной боевой готовности в течение 3-5 суток, в зависимости от имеющихся запасов топлива.

В состав ПБРК «Бастион» входят:

— противокорабельные ракеты «Яхонт» в транспортно-пусковом стакане (ТПС);

— самоходные пусковые установки К-340П на шасси МЗКТ-7930 (экипаж — три человека);

— машина боевого управления (экипаж — пять человек);

— аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;

— автоматизированная система боевого управления комплексом;

— комплекс средств технического обслуживания.

Полностью заправленная и снаряженная ракета хранится в герметичном ТПС с компактно сложенными крыльями и оперением. Проведение необходимых регламентных проверок осуществляется без извлечения ракеты из ТПС.

Дополнительно к противокорабельному комплексу «Бастион» могут поставляться:

— транспортно-заряжающие машины К-342Р;

— машины обеспечения боевого дежурства;

— учебно-тренировочные средства;

— вертолетный комплекс целеуказания.

Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» с ПКР «Яхонт» обладает следующими преимуществами: полная автономность боевого применения ПКР, набор адаптивных траекторий полета и высокая сверхзвуковая скорость на всей траектории. Также комплекс отличает высокая боевая эффективность при радиоэлектронном и огневом противодействии, высокая мобильность и скрытность. При этом он компактен и требует минимального объема обслуживания и минимального боевого расчета.

Основные тактико-технические характеристики ПРК:

Дальность полета: по комбинированной траектории — до 300 км, по смешанной траектории — до 120 км.

Высота полета ПКР: на маршевом участке — до 14 000 метров, на конечном участке траектории — 10-15 метров.

Максимальная скорость полета ПКР: 750 м/с.

Масса ракеты: стартовая — 3000 кг, с ТПС — 3900 кг.

Размеры ТПС: длина — 8900 мм, диаметр 720 мм.

Масса боевой части — 200 кг.

Система управления: инерциальная навигационная система, радиовысотомер, радиолокационная головка самонаведения.

Стартово-разгонная ступень: твердотопливная.

Маршевый двигатель: тип — прямоточный ВРД, топливо — керосин Т-6.

В ноябре 2016 года береговые ракетные комплексы «Бастион» были применены для поражения наземных целей в Сирии, что стало первым в истории боевом применении комплекса против наземных целей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Машины связи, обнаружения и управления

Машины связи, обнаружения и управления

Обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных машин узкоспециализированного назначения создавалась в СССР с начала 1960-х годов с ориентацией на обеспечение максимально скрытного и эффективного боевого применения перспективных подвижных стратегических ракетных систем. Все эти мобильные средства монтировали на шасси МАЗ-543А и 543М, оборудованные типовыми обитаемыми кузовами со специальным оборудованием, автономными агрегатами питания, антенными устройствами, средствами боевого охранения и системами жизнеобеспечения. При несении дежурства в малонаселенных регионах источниками энергии служили мобильные электростанции или промышленная электросеть, а для отдыха и питания боевого расчета использовались подвижные столовые и общежития.

Машина связи МС-1 (15В82) комплекса «Пионер УТТХ» в кузове 2212 на шасси МАЗ-543А

К средствам универсального назначения можно отнести машины связи различной комплектации Краснодарского приборного завода (КПЗ), носившие обобщенные наименования МС-1 и МС-2 и рассчитанные в первую очередь на применение в составе подвижных командных пунктов различных СРК РВСН. Машина связи № 1 или МС-1 применялась для организации тропосферной радиосвязи с высшими звеньями управления. Первоначально ее коротко– и ультракоротковолновое ламповое оборудование размещалась в аппаратной среднеразмерного остекленного кузова 2212 на шасси 543А, во втором отсеке находилось помещение боевого дежурства со стойками и ящиками для оружия, в третьем – два автономных дизель-генератора АДА-12 мощностью по 12 кВт. Кузов снабжался отопителями, фильтровентиляционной установкой или кондиционером, на крыше устанавливали несколько телескопических и штыревых антенн. Впервые в варианте 15В57 машина МС-1 применялась в командных пунктах СРК «Темп-2С», «Пионер» и «Пионер-К». Затем в исполнении 15В82 входила в СРК «Пионер УТТХ», а в дивизионах комплексов «Тополь» служила в варианте 15В179 с модернизированным оснащением на электронной базе. В составе подвижного запасного командного пункта 15В119 ракетной дивизии «Выбор» она находилась под индексом 15В133.

Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана в 1960 году по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963-м. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов системы РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, для организации связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше, в районах дислокации и контроля за работоспособностью всех элементов комплексов. Первые образцы МС-2 монтировали на шасси 543А, но с середины 1970-х годов ее основой стал автомобиль МАЗ-543М. Их аппаратная с ультракоротковолновым комплексом приемопередающих устройств 15Э1061 «Брелок» и помещение дежурного расчета находились в двух отсеках короткой герметизированной кабины управления, представлявшей собой переднюю часть типового кузова-фургона 6702. На открытой задней секции рамы автомобиля размещалось складное антенно-мачтовое устройство с комплектом из двух тарельчатых антенн тропосферной связи. В составе РВСН впервые под индексом 15В75 машину МС-2 включили в полковой подвижный командный пункт «Барьер» СРК «Темп-2С» и «Пионер», вариант 15В175 входил в комплекс «Тополь». В подвижном запасном командном пункте 15В119 ракетной дивизии «Выбор» она имела обозначение 15В134.

Машина связи МС-2 (Р-406ВЧ «Торф-2») с антенно-мачтовым устройством на базе МАЗ-543М

Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска (МПП), входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства. Вместе с ними в составе ракетных полков и дивизий находились машины боевого управления (МБУ), осуществлявшие контроль всех параметров, оперативное управление и связь в ракетных системах. Такие машины создавали для каждого вида СРК и конкретного применения, друг от друга они отличались лишь внутренней комплектацией. Все они базировались в среднеразмерных кузовах 2210/2212 или 6702 на шасси 543А/543М с двумя-тремя отсеками со световыми люками на обоих покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке. Внутри них находилось от двух до шести рабочих мест, пульты оператора и командира экипажа, аппаратура управления и средства спецсвязи. Источниками питания являлись собственный электрогенератор мощностью 10 кВт, подвижная электростанция или внешняя электросеть. Первые МПП 15В56 и МБУ 15В55 появилась в подвижных командных комплексах «Барьер» СРК «Темп-2С» и «Пионер». За ними последовала машина боевого управления 15В81 ракетного полка СРК «Пионер УТТХ», в дивизионах разных модификаций комплексов «Пионер» состояла МПП 15В116. Варианты МПП 15В132 и МБУ 15В129 входили в состав подвижного запасного командного пункта 15В119 ракетной дивизии «Выбор».

Машина подготовки и пуска 15В116 на шасси МАЗ-543М для комплексов «Пионер»

Комплектные командные пункты (кабины) управления 15В96 «Барьер-М» и 15В131 «Вымпел» комплекса «Пионер УТТХ» были составлены из набора машин связи 15В82, МБУ 15В81 и МПП 15В132. В подвижный командный пункт ракетного полка комплексов «Тополь» входили две МБУ 15В167 и 15В168, размещенные в удлиненных стандартизованных фургонах 7903 на шасси МАЗ-543М. Вместе с ним габаритная длина составляла 15,9 м, высота – 4,4 м. При боевой массе 43,5 т максимальная скорость на грунтовых дорогах не превышала 40 км/ч. В состав гусеничного СРК 15П699 с межконтинентальной ракетой РТ-20П (8К99) входила МБУ 15Н809. Машину боевого управления 15В203 на шасси 543А планировалось использовать в подразделениях командных ракет дивизионов СРК 15П656 «Горн» и в составе подвижного командного пункта 15В236 комплекса «Периметр».

В береговой артиллерийский комплекс «Берег» входил центральный пост управления огнем А222-Ц1 на автомобиле МАЗ-543М с четырьмя домкратами, в типовом кузове которого имелись пять рабочих отсеков. В них располагались места операторов и новая помехозащищенная система управления огнем БР-136 «Подача», обеспечивавшая круговую радиолокационную разведку в любое время суток на дистанции до 35 км, телевизионно-оптическое наблюдение за надводной обстановкой с одновременным сопровождением четырех целей и управление огнем артиллерийской установки. В комплект поста входили лазерный дальномер и двухкоординатный радиолокатор, для подъема которого в крыше кузова имелся проем с крышкой, а также средства связи, места для отдыха боевого расчета и системы жизнеобеспечения с питанием от дизель-генератора переменного тока мощностью 30 кВт, расположенного в изолированном переднем отсеке. Время приведения поста в боевую готовность – 3 минуты. Габаритная длина машины – 15,2 м, боевая масса с экипажем из шести человек – 43,8 т.

Главный пост управления А222-Ц1 берегового артиллерийского комплекса «Берег». 1987 год

Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных систем С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения воздушных объектов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара по практически любым воздушным целям. В нее входили РЛС обнаружения разного уровня и радиолокаторы подсвета и наведения ракет, которые одновременно осуществляли обзор всего воздушного пространства, полностью исключая пропуск опасных объектов, перемещавшихся на всех высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности, а также целей, летящих в любых направлениях в условиях отражения от местных предметов и активного противодействия со стороны противника.

В состав средств управления 83М6Е системы С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на шасси Ф20 – доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован кабиной управления (аппаратный контейнер Ф2К), двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от тягового двигателя шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством, которое обеспечивало связь с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора подсвета целей и наведения ракет 30Н6 (РПН) с аппаратной, поворотным антенным блоком с гидроподъемником и телескопической антенной. В его функции входили прием и отработка информации от средств управления 83М6Е и автономных источников информации, обнаружение целей, определение принадлежности, сопровождение и наведение на них ракет. Радиолокационная подсветка позволяла захватывать и вести практически любые воздушные цели с минимальной площадью рассеивания, а также повышала эффективность попадания самонаводящихся ракетных головных частей. При работе в движении или в стационарном положении на площадке при установке на гидравлические опоры РПН мог одновременно наводить до 12 ракет на шесть различных целей. Дополнительно к ЗРС придавались автономные средства, смонтированные на специальных полуприцепах, – низковысотная РЛС обнаружения и целеуказания 76Н6 и всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (19Ж6) с собственной дизель-электрической станцией.

С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления 83М6Е1 появился пункт боевого управления (ПБУ) 54К6Е для обеспечения комплекса всей необходимой радиоэлектронной информацией, аппаратура которого была смонтирована в кузове 6703 на шасси 543М. Усовершенствованный многофункциональный РПН 30Н6Е с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и отработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей, наведение ракет и подсвет обстреливаемых целей. В этой ЗРС дополнительно использовалась РЛС обнаружения и целеуказания 76Н6 на полуприцепе, а также впервые появился крупногабаритный радиолокатор обнаружения 64Н6Е, установленный на специальном активном полуприцепе с седельным тягачом МАЗ-74106.

Радиолокатор подсвета целей и наведения ракет 30Н6 зенитной ракетной системы С-300ПС

Пункт боевого управления 54К6Е системой С-300ПМУ-1 в кузове 6703 на шасси МАЗ-543М

В системе С-300ПМУ-2 применятся модернизированный РПН 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимается на передвижную полуприцепную вышку 40В6М. В состав средств управления 83М6Е2 входит ПБУ 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М и модернизированный полуприцепной радиолокатор 64Н6Е2. Все эти средства обеспечивают одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет. Для новых ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» и С-400 «Триумф» разработаны трехкоординатные радиолокационные всевысотные обнаружители 96Л6Е и 96Л6Е2 на новых грузовиках Минского завода, которые совмещают в себе функции низковысотного обнаружителя, обзорного радиолокатора и командного пункта, а также применяются как РЛС боевого дежурства. Они выпускаются в комплектациях для монтажа на одной машине с антенным постом или на автопоездах с полуприцепами.

Модернизированный радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е2 системы С-300ПМУ-2

Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения («Бук-М1», С-125, С-75М, С-200В и все ЗРС С-300) служит автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1». Она производит прием, обработку и отображение радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий. В нее входит самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Оборудование пункта смонтировано в коротком глухом прямоугольном кузове 6703 на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Система «Байкал-1» может одновременно следить за 80 воздушными объектами, летящими на дальности до 1200 км, высотах свыше 100 км и на скоростях до 9,2 тыс. км/ч, и управлять 12 ракетными комплексами, имеющими в своем распоряжении 144 СПУ.

Баллистическое обеспечение: автомобили ракетных войск Советской армии


Спецмашина на шасси МАЗ-543А для транспортировки и установки частей контейнеров баллистических ракет


Машина обеспечения боевого дежурства с типовым кузовом на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)


Автомобиль МАЗ-543М с оснащением для транспортировки и перегрузки ракет системы ПРО (фото Р. Белозерского)

Транспортно-установочные и перегрузочные машины

Мы уже рассказывали о самоходных установщиках баллистических ракет, составлявших тяжелые многоосные автопоезда со специальными перегрузочными средствами. На долю более компактных и маневренных одиночных машин МАЗ-543 осталось проведение вспомогательных операций по транспортировке и установке так называемых запчастей – секций транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и малогабаритных элементов ракет.


Машина ТУАП для монтажа переходников контейнеров межконтинентальных ракет

Первые транспортно-установочные агрегаты ТУАП на шасси МАЗ-543А служили для доставки и перегрузки в шахтную пусковую установку (ШПУ) полых цилиндрических колец-переходников, которые использовали при сборке ТПК ряда межконтинентальных баллистических ракет. Машины снабжались сварной подъемной П-образной рамой (стрелой), вдоль которой при помощи электрической лебедки и тросово-лебедочного привода передвигалась поперечная траверса с переходником. Аналогичная машина ТУАН служила для монтажа надставок в спецсооружениях для состыковки с ранее смонтированными элементами.


Перегрузка в шахтную пусковую установку переходника ракетного контейнера

Сходная по общей схеме транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 на шасси МАЗ-543М применялась в составе шахтного комплекса А-135 «Амур» противоракетной обороны (ПРО) Центрального региона России, принятого на вооружение в 1996 году и не имевшего аналогов в мире. Он включал стартовые позиции сверхскоростных ядерных противоракет 51Т6 дальнего перехвата и ближнего 53Т6 с дальностью поражения 80 км. Роль ТЗМ свелась к элементарной операции подъема ТПК с ракетой 53Т6 в вертикальное рабочее положение и последующего опускания его в ШПУ.


Транспортно-установочный агрегат 5Т92 с противоракетой 53Т6 комплекса ПРО «Амур» (фото Р. Белозерского)

Для доставки ТПК с ракетой 53Т6 на стартовую позицию применялась транспортная машина 5Т93 с неподвижной горизонтальной рамой с продольными направляющими, по которым контейнер перекатывали прямо на установщик 5Т92. Питание всех электрических систем осуществлялось от внешней сети.


Агрегат 5Т93 с продольной рамой и направляющими для перегрузки ракеты на машину 5Т92 (фото Р. Белозерского)

В 1980-е годы для транспортировки и установки агрегатно-приборного блока межконтинентальных баллистических ракет использовался тяжелый установщик 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М с мощным перегрузочным гидрокраном.


Тяжелая погрузочно-установочная машина 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М

Единственным «нормальным» погрузочно-разгрузочным средством на шасси МАЗ-543А являлся автономный 25-тонный гидравлический автокран КС-5571 с несколькими системами безопасности, построенный Одесским крановым заводом специально для проведения различных перегрузочных операций в системе РВСН. Всё его оборудование помещалось на опорно-поворотной платформе со вспомогательным 50-сильным дизелем Д-144 воздушного охлаждения для привода гидронасоса.


Автокран КС-5571 при перегрузке переходника ракетного контейнера на агрегат ТУАП

Машины обеспечения ракетных комплексов

Статьи / Военная техника Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543 Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их ар… 13041 0 4 10.11.2016

К этой многочисленной категории в системе РВСН относились автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения личного состава мобильных стратегических ракетных комплексов, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам с заданными маршрутами перемещения.

Они проходили по безлюдным районам с неблагоприятными климатическими условиями при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения и отдыха личного состава. Компенсировать все эти невзгоды пришлось автомобилям МАЗ-543А и МАЗ-543М с обитаемыми кузовами-фургонами различного назначения, из которых формировали колонны машин обеспечения, сопровождавшие многоосные ракетные системы.

Такие агрегаты входили также в состав мобильных зенитных систем ПВО, в береговые комплексы и иные войсковые части, размещенные в стороне от населенных пунктов. Так в Советской армии впервые был образован принципиально новый класс военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.


Самая распространенная машина боевого дежурства 15В148 в типовом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)


Машина боевого дежурства берегового артиллерийского комплекса «Берег» (реконструкция ЦКБ «Титан»)


Уникальная мобильная гостиница 15Т118 для временного проживания личного состава

Первоначально в наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации. Впоследствии наибольшее распространение получили машины охраны и обороны ракетных систем и подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания военнослужащих. Их максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам не превышала 40 км/ч.

Основной в системе РВСН была передвижная многоцелевая мастерская 15Т401, смонтированная в укороченном кузове на шасси МАЗ-543А с дизельными электрогенераторами и комплектом специального ремонтного оборудования. Она служила для проведения в полевых условиях полного цикла слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки подвижных технических средств ракетных войск.


Модульная дизельная электростанция РВСН 15Н1061М на шасси МАЗ-543А

Автономная многоцелевая электростанция 15Н1061М с глухим кузовом на таком же шасси была оснащена четырьмя дизель-электрическими агрегатами общей мощностью 84 кВт, из которых обычно работали только три установки, а четвертая оставалась запасной. Для их питания служила цистерна на 4 300 литров топлива, которых хватало на семь суток непрерывной работы.

Первой машиной дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСО) был автофургон 15Я55 для защиты ракетного комплекса «Темп-С», несения боевого дежурства и отдыха личного состава в полевых условиях. В начале 1970-х первые образцы были смонтированы на шасси МАЗ-543В, а затем перебазировались на автомобили МАЗ-543М. Все их оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове с несколькими раздельными помещениями и прямоугольными световыми люками в боковых скосах крыши.


Машина дежурной смены, охраны и караула 15Я55 на шасси МАЗ-543М для комплекса «Пионер»

В переднем техническом отсеке находились пульты охраны, за ним размещались купе со спальными местами для десяти человек, сиденьями и столиком. В заднем помещении имелись сейф для боеприпасов, пирамида для стрелкового оружия и доступ к башенной установке с крупнокалиберным пулеметом кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 метров. Питание всех систем машины осуществлялось от мобильной электростанции.


Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)


Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Развитием этой конструкции стали машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) на автомобилях МАЗ-543М. В 1985 году на вооружение приняли самую распространенную автономную версию 15В148 с каркасно-металлическим кузовом, входившую в состав комплексов «Пионер» и «Тополь». Фактически это было самостоятельное подвижное караульное помещение с собственными системами водоснабжения и электропитания от двух дизель-генераторов, более удобными условиями для работы, отдыха и питания членов боевых расчетов.


Четырехместное купе с двухъярусными спальными местами и тумбочкой


Фрагмент кухонного блока с холодильником и местами для продуктов

В заднем отсеке находились оператор и боевой расчет с оружием, а в круглом проеме потолка монтировали башенную установку с пулеметом калибра 12,7 мм в бронекорпусе.


Модернизированная машина обеспечения боевого дежурства 15В231 (фото автора)

Развитием этой машины стал модернизированный вариант 15В231 для ракетного комплекса «Тополь» с новыми дизельными электрогенераторами. Внешне от агрегата 15В148 он отличался перестановкой второстепенных агрегатов, конфигурацией элементов подкузовного пространства, формой и размерами люков, ящиков и бронированной башни. Главный отсек с кондиционером, отопительной и фильтровентиляционной установками одновременно служил центром боевого управления и местом для питания четырех человек.


Главный отсек машины 15В231 для боевого управления и питания четырех человек


Башенная пулеметная установка с новым бронекорпусом в проеме задней части крыши кузова

Сходная с двумя упомянутыми выше агрегатами машина боевого дежурства А222-Д1 входила в состав берегового артиллерийского комплекса «Берег». В ее кузове размещались автономная электростанция с двумя дымовыми трубами на крыше, рабочие помещения с навигационной аппаратурой и средствами связи, задний боевой отсек, места для отдыха, кухня и столовая на четырех человек. В задней части крыши также монтировали башенную пулеметную установку.


Машина боевого дежурства А222-Д1 берегового артиллерийского комплекса «Берег» (из архива НИИЦ АТ)

Для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях служил автомобиль-столовая 15Т117 с шестью отсеками кузова модели 2215. Его разрабатывали для комплекса «Темп-2С», но затем по необходимости в разных комплектациях он применялся в составе других автономных боевых формирований.


Уникальный автомобиль-столовая 15Т117 системы РВСН на шасси МАЗ-543М

В задней части кузова находились тамбур с раздевалкой и главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный десятью складными столами, стульями, телевизором, радиоприемником и осветительными плафонами. В кухонном (камбузном) блоке имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочный стол, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2 200 литров питьевой воды с электронасосом и ящики для посуды и отходов.


Главный столовый зал с десятью поперечными двухместными откидными столами


Кухонный отсек с варочной электроплитой, разделочным столом и мойкой


Фрагмент кухни с трехсекционной мойкой, кипятильником и выходом в соседний тамбур

За ним следовала душевая комната для персонала с собственными тамбуром и раздевалкой. В складском помещении стояли шкафы и холодильник для хранения 750 кг продуктов. В передней части кузова размещались служебный тамбур и двухъярусное спальное купе на четырех человек. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока или от подвижной электростанции. Длина машины составляла 15,4 м, полная масса – 39 тонн.


Мобильная гостиница 15Т118 в кузове 2215 для размещения 24 человек

Самым оригинальным и необычным агрегатом РВСН был уникальный автомобиль-общежитие 15Т118 или подвижная гостиница для отдыха и временного группового проживания военнослужащих в полевых условиях. Его также создавали для комплекса «Темп-С», но впоследствии варианты этой машины поступали в другие ракетные и зенитные соединения. Их оснащение размещалось во вместительном кузове с двумя боковыми входными дверями, собственными системами электрооборудования, водоснабжения, вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с задним тамбуром, где находились общая раздевалка, умывальник, продольные подвесные полки и ящики для белья и системы связи. С левой стороны находились шесть купе с вещевыми рундуками в нижних койках.


Коридор с входными дверями в купе и пультом управления микроклиматом


Стандартное двухъярусное четырехместное спальное купе с тумбочкой, лампой и телефоном

В зависимости от комбинации спальных мест общая вместимость мобильной гостиницы составляла от 12 до 24 человек с личным обмундированием и оружием. В каждом купе находились тумбочка с настольной лампой, шкаф с зеркалом, электрический вентилятор, радиоприемник, внутренний телефон и термометр. На ряде машин имелась душевая кабина с баком на 300 литров воды. Габаритная длина агрегата достигала 15,7 м, масса – 39,4 т.

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».

На заглавной фотографии – транспортно-установочный агрегат 5Т92 комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур» на шасси МАЗ-543М (фото Романа Белозерского).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]