Авиационная тактическая ракета Х-29Т
Ракета Х-29Т имеет аэродинамическую схему «утка» (см. проекции, компоновочная схема). Корпус Х-29Т состоит из пяти отсеков — ГСН, отсека управления, БЧ, двигателя и хвостового отсека, которые могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков.
Для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы, именуемые на Х-29 «несущими гребнями». Управление по крену (стабилизация) осуществляется элеронами на крыле. Электропитание систем и ГСН обеспечивается ампульной батареей и электромеханическим преобразователем переменного тока с ресурсом энергоснабжения в 40 с.
Для поражения прочных и защищенных целей ракета оснащена мощной проникающей БЧ 9Б63МН весом 317 кг, и снабженной контактным взрывателем КВУ-63, обеспечивающим подрыв с заданным замедлением после пробития преграды, уничтожающий содержимое укрытия. БЧ оснащена специальным противорикошетным устройством на передней части, повышающим эффективность удара при малых «скользящих» углах встречи с целью, частых при пуске с малых высот и дистанций. Режим работы взрывателя («мгновенно» или «с замедлением») задается летчиком, а контактные датчики размещаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла. На прочный кожух приходится основная доля массы БЧ, вес взрывчатого вещества составляет 116 кг.
Ракета Х-29Т имеет пассивную телевизионную систему самонаведения (см.
). Измерение углов пеленга цели и угловой скорости линии визирования производится с помощью телевизионной ГСН «Тубус-2» угол поля зрения которой в режиме поиска цели равен 12° x16° и в режиме автосопровождения — 2.1° x2.9° . Максимальная угловая скорость линии визирования — 10° /c.
ТГСН «Тубус-2» состоит из оптико-электронной части с координатором цели, закрепленным на карданном подвесе, и электронного блока обработки информации, обеспечивающего выделение и запоминание контрастных объектов. Поиск цели может вестись с помощью бортовой аппаратуры самолета или визуально летчиком.
Обнаружив цель и «загнав» ее на прицельно-пилотажный индикатор, летчик выполняет привязку и целеуказание ТГСН, после чего изображение цели появляется и на экране телевизионного индикатора в кабине. Предполагаемый объект атаки может быть «выхвачен» телекамерой из общего фона, а его изображение увеличено для опознания. После выделения цели производится переход с широкого поля зрения ТГСН на узкое, а для сохранения захвата летчику остается только удерживать кнюппелем прицельную рамку на цели, ожидая сближения на разрешенную дальность пуска.
Система управления в вертикальной плоскости работает в двух режимах, автономном и самонаведения. Автономное управление осуществляется на начальном участке полета ракеты, самонаведение — на последнем. После отделения от самолета-носителя автономное управление обеспечивает полет ракеты с постоянным углом тангажа. При достижении равенства текущего угла пеленга и заданного система управления производит программный разворот ракеты на цель до момента равенства нулю текущего значения угловой скорости линии визирования. После этого управление ракетой переходит на пассивное телевизионное самонаведение по методу пропорционального сближения. Телевизионное самонаведение носит пассивный характер и производится по светоконтрастному краю цели. Заметность цели при этом может подчеркиваться не только ее контрастным цветом, но и углом падения солнечных лучей или теням выдающими замаскированный объект. Перед целью ракета делает «горку».
Пуск Х-29Т может осуществляться с малых высот. Дальность ее применения определяется, в основном, возможностью обнаружения цели и сильно зависит от высоты полета, атмосферных условий, контрастности, размеров и конфигурации цели. Круговое вероятное отклонение при пуске с оптимальных по условиям обнаружения цели 4-5км составляет 2.2м.
При нанесении ударов по ВПП аэродромов ракета оставляет воронки диаметром от 12 до 15м и глубиной до 6м.
Для транспортировки и хранения ракеты Х-29Т используется контейнер.
у-29р (ХГД.63) ХЛЕЕР РЕКЕБХГХНММСЧ ЯХЯРЕЛС МЮБЕДЕМХЪ — ОЮЯЯХБМСЧ Х ОНКМНЯРЭЧ ЮБРНМНЛМСЧ, Б НРКХВХЕ НР КЮГЕПМНИ Х ПЮДХНЙНЛЮМДМНИ. рцям ЯНЯРНХР ХГ НОРХЙН-ЩКЕЙРПНММНИ ВЮЯРХ Я ЙННПДХМЮРНПНЛ ЖЕКХ, ГЮЙПЕОКЕММШЛ МЮ ЙЮПДЮММНЛ ОНДБЕЯЕ, Х ЩКЕЙРПНММНЦН АКНЙЮ НАПЮАНРЙХ ХМТНПЛЮЖХХ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХУ БШДЕКЕМХЕ Х ГЮОНЛХМЮМХЕ ЙНМРПЮЯРМШУ НАЗЕЙРНБ. оНЛХЛН СЯРЮМНБЙХ рцям «рСАСЯ-2», ПЮГПЮАНРЮММНИ мон «хЛОСКЭЯ», ЙНМЯРПСЙЖХЪ НАЕХУ ПЮЙЕР ХДЕМРХВМЮ, БЙКЧВЮЪ ЦЮГНЯМЮАФЕМХЕ Х ЩКЕЙРПНОХРЮМХЕ Я ПЕЯСПЯНЛ МЮ 40 ЯЕЙ. ПЮАНРШ. оНХЯЙ ЖЕКХ ЛНФЕР БЕЯРХЯЭ Я ОНЛНЫЭЧ АНПРНБНИ ЮООЮПЮРСПШ ЯЮЛНКЕРЮ ХКХ БХГСЮКЭМН КЕРВХЙНЛ. нАМЮПСФХБ ЖЕКЭ Х «ГЮЦМЮБ» ЕЕ МЮ ОПХЖЕКЭМН-ОХКНРЮФМШИ ХМДХЙЮРНП, КЕРВХЙ БШОНКМЪЕР ОПХБЪГЙС Х ЖЕКЕСЙЮГЮМХЕ рцям, ОНЯКЕ ВЕЦН ХГНАПЮФЕМХЕ ЖЕКХ ОНЪБКЪЕРЯЪ Х МЮ ЩЙПЮМЕ РЕКЕБХГХНММНЦН ХМДХЙЮРНПЮ Б ЙЮАХМЕ. оПЕДОНКЮЦЮЕЛШИ НАЗЕЙР ЮРЮЙХ ЛНФЕР АШРЭ «БШУБЮВЕМ» РЕКЕЙЮЛЕПНИ ХГ НАЫЕЦН ТНМЮ, Ю ЕЦН ХГНАПЮФЕМХЕ СБЕКХВЕМН ДКЪ НОНГМЮМХЪ. бШДЕКХБ ЕЦН, ОПНХГБНДХРЯЪ ОЕПЕУНД Я ЬХПНЙНЦН ОНКЪ ГПЕМХЪ рцям МЮ СГЙНЕ, Ю ДКЪ ЯНУПЮМЕМХЪ ГЮУБЮРЮ КЕРВХЙС НЯРЮЕРЯЪ РНКЭЙН СДЕПФХБЮРЭ ЙМЧООЕКЕЛ ОПХЖЕКЭМСЧ ПЮЛЙС МЮ ЖЕКХ, НФХДЮЪ ЯАКХФЕМХЪ Я ЖЕКЭЧ МЮ ПЮГПЕЬЕММСЧ ДЮКЭМНЯРЭ ОСЯЙЮ. сАЕДХБЬХЯЭ Б МЮДЕФМНЛ ГЮУБЮРЕ БШДЕКЪЧЫЕИЯЪ МЮ ТНМЕ ЛЕЯРМНЯРХ ЖЕКХ, НМ ОПНХГБНДХР ОСЯЙ ПЮЙЕРШ.
рЕКЕБХГХНММНЕ ЯЮЛНМЮБЕДЕМХЕ МНЯХР ОЮЯЯХБМШИ УЮПЮЙРЕП Х ОПНХГБНДХРЯЪ ОН ЯБЕРНЙНМРПЮЯРМНЛС ЙПЮЧ ЖЕКХ — РЕЛМНЛС ХКХ ЯБЕРКНЛС МЮ НАЫЕЛ ТНМЕ (ГЮЛЕРМНЯРЭ ЖЕКХ ОПХ ЩРНЛ ЛНФЕР ОНДВЕПЙХБЮРЭЯЪ МЕ РНКЭЙН ЕЕ ЙНМРПЮЯРМШЛ ЖБЕРНЛ, МН Х СЦКНЛ ОЮДЕМХЪ ЯНКМЕВМШУ КСВЕИ ХКХ РЕМЪЛХ, БШДЮЧЫХЛХ ГЮЛЮЯЙХПНБЮММШИ НАЗЕЙР). рЕКЕБХГХНММНЕ ЯЮЛНМЮБЕДЕМХЕ ОНКМНЯРЭЧ ЮБРНМНЛМН, ГЮЫХЫЕМН НР ОНЛЕУ Х МЕ ЯЙНБШБЮЕР КЕРВХЙЮ Б ЛЮМЕБПЕ ОНЯКЕ ОСЯЙЮ.
б ПЕФХЛЕ ОНХЯЙЮ СЦНК ГПЕМХЪ рцям «рСАСЯ-2″ ЯНЯРЮБКЪЕР 12×16″, Б ПЕФХЛЕ ЮБРНЯНОПНБНФДЕМХЪ ЖЕКХ — 2,1×2,8». нМЮ ПЮАНРЮЕР Б рб-ЯРЮМДЮПРЕ — 625 ЯРПНЙ Я ПЮГПЕЬЕМХЕЛ 550 КХМХИ. ясп НАЕЯОЕВХБЮЕР ЮБРНМНЛМНЕ СОПЮБКЕМХЕ: ВЕПЕГ 0,8 ЯЕЙСМД ОНЯКЕ ОСЯЙЮ ПЮЙЕРЮ МЮВХМЮЕР МЮАНП БШЯНРШ — «ЦНПЙС» Я ОНЯРНЪММШЛ СЦКНЛ РЮМЦЮФЮ, ГЮРЕЛ ОПНХЯУНДХР ОПНЦПЮЛЛМШИ ПЮГБНПНР МЮ ЖЕКЭ Х ОХЙХПНБЮМХЕ. оСЯЙ у-29р ЛНФЕР НЯСЫЕЯРБКЪРЭЯЪ Х Я ЛЮКШУ БШЯНР. дЮКЭМНЯРЭ ЕЕ ОПХЛЕМЕМХЪ НОПЕДЕКЪЕРЯЪ, Б НЯМНБМНЛ, БНГЛНФМНЯРЭЧ НАМЮПСФЕМХЪ ЖЕКХ Х ГЮБХЯХР НР БШЯНРШ ОНКЕРЮ, ЮРЛНЯТЕПМШУ СЯКНБХИ, ЙНМРПЮЯРМНЯРХ, ПЮГЛЕПНБ Х ЙНМТХЦСПЮЖХХ ЖЕКХ. лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ ОСЯЙЮ у-29р ЯНЯРЮБКЪЕР 8-13 ЙЛ. оПХ МЮМЕЯЕМХХ СДЮПЮ ОН ЮЩПНДПНЛМШЛ ОНКНЯЮЛ X-29 НЯРЮБКЪЕР БНПНМЙХ ДХЮЛЕРПНЛ ДН 12-15 Л Х ЦКСАХМНИ ДН 6 Л.
рНВМНЯРЭ ОНОЮДЮМХЪ у-29р ЯСЫЕЯРБЕММН БШДЕКЪЕР ЕЕ ЯПЕДХ ОПНВХУ ЯПЕДЯРБ ОНПЮФЕМХЪ — ЙПСЦНБНЕ БЕПНЪРМНЕ НРЙКНМЕМХЕ «РЕКЕБХГХНММНИ» ПЮЙЕРШ, МЕ ГЮБХЯЪЫЕИ НР ОНДЯБЕРЙХ Х ДПСЦНИ «ОНЛНЫХ ЯН ЯРНПНМШ», ОПХ ОСЯЙЕ Я НОРХЛЮКЭМШУ ОН СЯКНБХЪЛ НАМЮПСФЕМХЪ ЖЕКХ 4-5 ЙЛ ЯНЯРЮБКЪЕР 2,2 Л (С КЮГЕПМШУ ЩРНР ОЮПЮЛЕРП ПЮБЕМ 3,5-4 Л). бЛЕЯРЕ Я РЕЛ, ПЮЙЕРЮ ЛНФЕР ХЯОНКЭГНБЮРЭЯЪ РНКЭЙН Б ДМЕБМНЕ БПЕЛЪ, ОН ЙНМРПЮЯРМШЛ НАЗЕЙРЮЛ Х Б УНПНЬСЧ ОНЦНДС, ОПХ НРЯСРЯРБХХ РСЛЮМЮ Х ДШЛЙХ.
оНЛХЛН ДБСУ АЮГНБШУ БЮПХЮМРНБ, лйа «бШЛОЕК» Б ПЕЙКЮЛМШУ ХЯРНВМХЙЮУ ЯННАЫЮКН Н ПЮГПЮАНРЙЕ ПЮЙЕР у-29рщ Я СБЕКХВЕММНИ ДН 20-30 ЙЛ ДЮКЭМНЯРЭЧ ЯРПЕКЭАШ, у-29лк Б ЙНЛОКЕЙЯЕ ЯН ЯРЮМЖХЕИ ДЮКЭМЕЦН ОНДЯБЕРЮ Х ДЮКЭМНЛЕРПХПНБЮМХЪ Х ЛНДЕКЕИ Я ЮБРНМНЛМНИ ЙНЦЕПЕМРМНИ пкцям ПЮГПЮАНРЙХ «тЮГНРПНМ-мххп».
Х-29
Ракеты семейства Х-29 являются ракетами малой дальности, и для их применения требуется визуальный контакт с целью. С одной стороны, это гарантирует корректную селекцию цели, с другой, самолёт-носитель вынужден входить в зону действия ПВО противника.
Тактика применения
Тактика применения ракет Х-29 (А) — из пикирования; (Б) — с высотного полёта; (В) — с низковысотного полёта (1) — «горка»; (2) — пикирование на цель
Алгоритм применения всех модификаций ракеты схож: пилот самолёта-носителя определяет положение цели, наводит на него пилотажный индикатор и удерживает его до того момента, пока головка самонаведения ракеты не осуществит устойчивый захват цели. Далее производится пуск ракеты, сразу после которого самолёт-носитель может покинуть зону стрельбы. В случае применения ракет с лазерной системой самонаведения наводчик (самолёт-носитель, другой самолёт или наземный наводчик) должен осуществлять подсветку цели лазером до момента попадания ракеты. В случае применения ракет с телевизионной или радиолокационной головкой самонаведения, этого не требуется[9].
В зависимости от применяемых противникм средств ПВО тактика применения ракет различается. Если у противника имеются ЗРК большой и средней дальности, то самолёт-носитель приближается к цели на малых высотах с огибанием рельефа местности, где он является сложной целью для зенитных ракет[23]. В этом случае ракета, ведомая автопилотом, делает «горку» — то есть, используя скорость, приданную носителем и собственным ракетным двигателем, набирает высоту и занимает позицию над целью[24][неавторитетный источник?
]. Если у противника имеется лишь зенитная артиллерия, ЗРК малой дальности и ПЗРК то применяется пуск ракеты с пикирования. При этом самолёт подходит к цели на большой высоте, где он неуязвим для огня с земли, и пикирует в направлении цели. Для снижения скорости пикирования выпускаются тормозные щитки самолёта. Как только пилот подтвердит устойчивый захват цели головкой самонаведения, он моментально производит пуск и выходит из пикирования, снова поднимаясь на высоту. Пуск ракеты из высотного горизонтального полёта возможен, но на практике применяется редко[24].
Ракета, оказавшись над целью, переходит в режим самонаведения и начинает крутое пикирование. Следящий координатор ГСН удерживает цель, а автопилот ракеты на основании угловой скорости движения координатора выдаёт корректирующие сигналы воздушным рулям[9].
Боевое применение
Ракеты Х-29 активно применялись во многих вооружённых конфликтах последнего времени, где они доказали свою высокую эффективность.
Афганская война (1979—1989)
Основная статья: Афганская война (1979—1989)
Первое боевое применение ракет Х-29 советскими войсками произошло в апреле 1987 года в Афганистане. С двух штурмовиков Су-25, пилотируемых А. В. Руцким и Высоцким, по вырубленным в скалах складам были выпущены 4 ракеты[10].
Сразу обнаружилась «ахиллесова пята» данного оружия — зависимость от погодных условий: из-за плотного дыма две из четырёх ракет не попали в цель. Тактику применения высокоточного оружия также пришлось серьёзно пересмотреть. Изначально предполагалось, что весь комплекс мер по применению Х-29 будет выполняться одним самолётом. Но для одноместных штурмовиков Су-25 это оказалось неприменимо — один лётчик не справлялся: ему нужно было вести самолёт под огнём противника и при этом за короткое время обнаружить цель, навести ракету и подсвечивать цель до попадания боеприпаса. По аналогичной причине неэффективной оказалась и схема, при которой использовалась пара самолётов, один из которых подсвечивал цель, а другой наносил удар. Наиболее удачной оказалась практика использования ракет в хорошую погоду при помощи наземных наводчиков, которые хорошо знали местность и могли необходимое время облучать цель лазером, а ракета запускалась со штурмовика с дистанции 4-5 км при пикировании с углом около 30°[2].
С принятием этих мер ракеты оказались настолько точными, что позволяли оказывать непосредственную поддержку войскам на передовой, в частности для уничтожения ДОТов душманов. Командир одной из десантных рот описывал применение Х-29 следующими словами: «над нами проскочила пара самолётов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло ДОТ в щебёнку»
[10]. С появлением этих ракет стали уязвимы базы, склады, мастерские и огневые точки, расположенные в скальных пещерах, бывшие крайне сложной целью для артиллерии и пехоты. Обычные авиационные боеприпасы наносили мало вреда подобным укреплениям, ведь даже малый промах означал бесполезный взрыв в скальной породе. Высокоточные же ракеты попадали непосредственно во входы пещер и даже амбразуры ДОТов, делая неэффективной природную защиту. Применение ракеты Х-29 против таких целей было очень эффективным — тяжёлая бронебойно-фугасная боевая часть, проламывая камень, взрывала их изнутри[10].
После того, как ракетами Х-29 были уничтожены несколько штабов и исламский комитет душманов, они осознали всю серьёзность нового оружия. За наземными наводчиками началась настоящая охота — специализированные бронемашины авиационного наведения (БОМАН) на базе бронетранспортёров БТР-70 во время перерывов в боевых действиях приходилось даже укрывать на авиабазах.
Всего за время боевых действий в Афганистане по данным ОКБ Сухого было выпущено 139 высокоточных ракет с лазерным наведением[10].
Ирано-иракская война (1980—1988)
Основная статья: Ирано-иракская война
Во время ирано-иракской войны иракские войска применяли ракеты Х-29 с самолётов МиГ-23БН и Мираж F-1[25] для уничтожения иранских аэродромов, нефтедобывающих установок, мостов и портовых сооружений[2] — как для создания препятствий действий иранских вооружённых сил, так и для подрыва экономики Ирана, получавшего основные поступления в бюджет от торговли нефтью.
Особое внимание уделялось уничтожению иранских нефтетерминалов на побережье Персидского залива. В частности, терминал на острове Харг, находящийся в 225 км от границы, осенью 1985 года атаковался иракской авиацией 77 раз. Неуправляемые ракеты и свободнопадающие бомбы были неэффективны против прикрытых мощной ПВО сооружений, поэтому иракские лётчики перешли на использование высокоточных ракет с лазерным наведением — французских AS.30L и советских Х-29Л. Для преодоления средств противовоздушной обороны, «Миражи» подходили к острову на малой высоте на расстояние около 8-15 км, кратковременно поднимались до визуального контакта с целью, запускали ракеты и опять уходили на малые высоты[23].
Целеуказание при подобных атаках проводилось с борта самолёта на большой высоте и удалении от цели, недосягаемом для ПВО объекта атаки. Для наведения ракет применялся контейнер лазерного целеуказания ATLIS французского производства, с которым дальность применения ракет Х-29Л возросла до 15 км[7].
Позже для подобных атак иракские войска приспособили противокорабельные ракеты «Экзосет» с дальностью пуска до 30 км[23].
Чеченская война (1994—1996) и (1999—2000)
Ракеты Х-29 (вместе с более лёгкими Х-25 и корректируемыми авиабомбами КАБ-500 и КАБ-1500) применялись в военных операциях в Чечне для уничтожения защищённых объектов боевиков[26]. Климат северного Кавказа наложил серьёзные ограничения на применение высокоточного оружия — плохая видимость сильно затрудняла захват целей головками самонаведения. Например, за весь декабрь 1994 года в Чечне было всего 2 дня с ясной погодой, когда было возможно использовать все возможности высокоточного оружия[27].
Эфиопо-эритрейский конфликт (1998—2000)
К 2000 году эфиопской авиации удалось в значительной мере захватить господство в воздухе, однако ситуацию осложнила поставка с Украины ЗРК «Квадрат», которые представляли серьёзную опасность. Первые комплексы были доставлены 19 мая 2000 года. Позиции ЗРК были определены радиоразведкой с борта патрулирующих эфиопское воздушное пространство Су-27.
Для поражения целей были выбраны хорошо зарекомендовавшие себя штурмовики Су-25ТК. На каждый самолёт было установлено по две высокоточные ракеты Х-25МП с радиолокационными головками самонаведения и по две Х-29Т с телевизионными ГСН. Дальность полёта обеспечивалась парой подвесных топливных баков на каждом самолёте. Прикрытие от истребителей противника осуществлялось тремя группами истребителей Су-27, две из которых были размещены на флангах, а ещё одна — на большой высоте обеспечивала радиолокационный обзор. Радиотехническая маскировка атаки проводилась наземными станциями постановки активных помех.
Слабообученные эритрейские расчёты были не готовы к столь массированной атаке — эфиопские штурмовики беспрепятственно приблизились на дистанцию около 30 км и выпустили по радарам обнаружения и целеуказания противорадиолокационные ракеты. В каждую из двух РЛС попали по две ракеты, полностью их уничтожив. Оставшиеся «слепыми» 3 пусковые установки были без проблем уничтожены штурмовиками ударами Х-29Т с телевизионными ГСН.
Проведённая после налёта радиотехническая разведка подтвердила уничтожение ЗРК противника, и в дело вступили истребители-бомбардировщики, нанеся массированный авиаудар по войскам эритрейцев. Однако уже на следующий день радиотехническая разведка обнаружила вторую батарею «квадратов», и действия авиации снова пришлось приостановить.
Для нейтрализации угрозы была избрана та же тактика, что и при уничтожении первой батареи: основной удар должны были нанести Су-25 высокоточными ракетами, прикрытие обеспечивали Су-27, а наземные помехопостановщики должны были затруднить работу ЗРК.
Штурмовики, следуя отработанной схеме, приблизились на дистанцию пуска ракет и обстреляли РЛС комплекса противорадиолокационными Х-25МП. Но, в отличие от первого случая, обслуживание ЗРК проводилось хорошо обученными украинскими специалистами — сумев быстро режектировать наземные помеховые станции, расчёт «квадрата» обнаружил атакующие штурмовики и выпустил по ним 2 ракеты. Одна из зенитных ракет поразила Су-25, после чего противорадиолокационные ракеты уничтожили станцию целеуказания и вторая ракета самоуничтожилась. Повреждённый штурмовик был вынужден выйти из боя, однако, пилот смог благополучно посадить его на базе. Оставшийся Су-25 двумя Х-29 уничтожил пару пусковых установок 2П25.
После подтверждения радиоразведкой уничтожения РЛС ЗРК, оставшиеся пусковые установки были уничтожены свободнопадающими авиабомбами с истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН.[28].
Военная операция России в Сирии (2015)
Основная статья: Военная операция России в Сирии
Ракета Х-29Л применяется российской авиацией в Сирии.[29]
Происшествия
В конце 1970-х годов на полигоне Лунинец в Белоруссии из-за отказа катапультного устройства на самолёте Су-17 майора Игнатова, ракета Х-29 не была отстрелена, но её двигатель отработал. Самолёт получил серьёзные повреждения, но лётчик смог благополучно посадить его на базу[30][неавторитетный источник?
].
В одном из испытательных полётов над полигоном Суурпаки на самолёте МиГ-27К 88-го АПИБ[31] капитана Г. Криворучко в полёте у ракеты Х-29 разорвался двигатель. Детонации боевой части не произошло. Осколки оперения и корпуса ракеты повредили обшивку самолёта, однако лётчик смог благополучно посадить самолёт[32].
Ракета самонаведения
Ракету создавали для поражения целей на земле и на воде: железобетонных сооружений, железнодорожных мостов, складов, бетонированных укрытий, военных кораблей. Сначала разработкой модели занималось конструкторское бюро «Молния», инженеры которого сделали большую часть работы. Позже бюро перестало участвовать в проекте по причине большого количества заказов по космическим программам. Завершением разработок и дальнейшим пуском серийного производства занималось МКБ «Вымпел».
Х-29Т имеет встроенную телевизионную технологию самостоятельного наведения под названием «Тубус-2». Инновационная для своего времени пассивная самонаводящаяся система отличается полной автономностью. После пуска ракеты боевой самолет может спокойно улетать из зоны активных действий. Установка самонаведения оснащается закрепленной видеокамерой с функцией отслеживания цели и программного блока, который обозначает и запоминает цель, а также передает команды системе слежения и ракетным рулям.