Противостояние снаряда и брони
В извечном состязании снаряда и брони последняя неизбежно рано или поздно проигрывает, а в условиях мировой войны процесс создания более мощных средств поражения шел особенно быстро. Если в начале Великой Отечественной войны советские тяжелые танки КВ были практически неуязвимы для немецких танковых пушек и имевшихся на вооружении образцов противотанковой артиллерии, то с 1942 г. ситуация стала быстро меняться. Модернизация танка КВ могла лишь дать время, но не решала проблемы. В качестве переходных вариантов были созданы танки КВ-85 и ИС-1, вооруженные 85-мм пушками, способными в ряде случаев поразить тяжелую немецкую технику. Однако те же 85-мм орудия во второй половине 1943 г. предполагалось устанавливать и на средних танках Т-34/85, а тяжелый танк должен был нести более тяжелое вооружение. С быстрым развитием противотанковых средств остро стоял вопрос о броне будущего танка.
Конструктор тяжелых танков Ж. Я. Котин. (warspot.ru)
Испытания немецких трофейных противотанковых пушек показали, что создать в сжатые сроки, в условиях тяжелейшей войны, принципиально новый тяжелый танк, способный устоять перед постоянно совершенствующимися средствами поражения практически невозможно. И выход был один — сделать ставку на массовый выпуск танков с мощным вооружением, способным бороться как с тяжелой техникой, так и живой силой противника. Поэтому за базовый вариант было решено взять танк ИС-1, усилив его вооружение, увеличив по мере возможности броневую защиту, а главное добившись высокой технологичности производства. Все эти задачи требовалось решить в предельно сжатые сроки.
Так появился танк ИС-2, который официально был принят на вооружение 31 октября 1943 г. Серийный ИС-2 имел следующие характеристики: масса 46 тонн, максимальная скорость 37 км/ч. Броневая защита достигала 120 мм. Танк получил 122-мм пушку Д-25Т. Пулеметное вооружение состояло из трех пулеметов ДТ. С 1944 г. часть танков получила в качестве дополнительного вооружения крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей, а в условиях уличного боя — борьбы с пехотой противника. Экипаж состоял из четырех человек. Вес брони в сравнении с КВ увеличился в три раза. Максимально были использованы литые узлы и детали, составлявшие до 45% конструкции.
У истоков тяжёлых танков нового поколения
В советском танкостроении довоенного и военного периодов можно проследить три основных волны конструкторов. Первая волна пришлась на первую половину 20-х годов, когда танки находились в ведении артиллерии, а конструкторские кадры шли из артиллерии и тракторостроения.
К ним относится, прежде всего, коллектив Технического бюро ГУВП — С. П. Шукалов, В. И. Заславский, Н. В. Цейц и другие. В конце 20-х годов стали появляться конструкторы второй волны, зачастую окончившие специализированные вузы и пришедшие в танкостроение осознанно. Классический пример конструктора второй волны — С. А. Гинзбург.
Ко второй волне относились и такие маститые советские танкостроители, как Н. А. Астров, Н. В. Барыков, Н. Л. Духов, Н. А. Кучеренко, А. А. Морозов и М. И. Кошкин. Что же касается Шашмурина, то он стал одним из многих представителей конструкторской школы третьей волны.
Несмотря на то, что некоторые из представителей третьей волны закончили вузы ещё в первой половине 30-х годов, их активная работа по танкам началась уже во второй половине десятилетия. Именно эта плеяда инженеров стала той движущей силой, которая подняла советские тяжёлые танки на качественно новый уровень.
Н. Ф. Шашмурин (отмечен крестиком) во время прохождения практики в 1-й механизированной бригаде им. Калиновского, 1931 год.
© warspot.ru
Большинство тех, кто позже сформировал костяк СКБ-2 Кировского завода, родились не в Ленинграде. В случае с Николаем Фёдоровичем ситуация была иной. Он происходил из семьи потомственных шахтёров с Урала. Его отец Фёдор Иванович имел всего два класса образования, но при этом был начитанным и всю жизнь стремился к знаниям.
Бурное начало XX века прямым образом повлияло на Фёдора Ивановича. Он участвовал в Русско-японской войне, волею судьбы оказался в Санкт-Петербурге, где и осел. 26 июня 1910 года родился его сын Николай. Фёдор Иванович участвовал и в Первой мировой войне, в ходе которой неоднократно получал награды, а также был контужен и отравлен газами.
К 1917 году он стал большевиком, участвовал в революционных событиях, обучал военному делу красногвардейцев, в дальнейшем неоднократно являлся депутатом Петросовета и Ленсовета. При этом Фёдор Иванович прекрасно понимал, что сыну надо дать хорошее образование. Так Николай Шашмурин оказался в советской трудовой школе № 4, которая на самом деле была ничем иным, как «Петришуле» — одним из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга, основанным ещё в 1709 году. Несмотря на революционные события, бывшая «Петришуле» всё ещё сохраняла костяк профессоров, и Николай получил отличное образование.
«Торзионная» подвеска, дебют Шашмурина в СКБ-2. Она же стала предметом первого конфликта с Котиным.
© warspot.ru
Учился Николай Фёдорович долго. Вслед за начальным и средним образованием он приступил к получению высшего образования. Местом учёбы стал Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина (ЛПИ), который в 1930 году разделили на несколько вузов. Шашмурин оказался в Ленинградском институте механизации социалистического земледелия. Официально здесь шло обучение тракторостроению, но фактически готовились и кадры для танкостроительных предприятий.
Танкостроением увлёкся и Николай Фёдорович. Помимо теоретической части, студенты проходили практику — например, в 1-й механизированной бригаде им. Калиновского. Так что у Шашмурина имелось хорошее представление о том, что такое танки. По окончании института последовали ЛБТКУКС (Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава РККА). Таким образом, к июню 1937 года, когда Николай Фёдорович Шашмурин поступил в СКБ-2 Кировского завода, у него имелся большой багаж знаний, который он почти сразу начал реализовывать.
Т-28 с торсионной подвеской Шашмурина на испытаниях. Они показали преимущества торсионной подвески перед блокированной.
© warspot.ru
Вторая половина 30-х годов стала крайне непростым временем для советского танкостроения. Касалось это и Кировского завода. Программа выпуска Т-28 по целому ряду причин оказалась сорванной, по заводу прокатилась волна репрессий. О. И. Иванов, начальник СКБ-2, был репрессирован. На его место в апреле 1937 года назначили Ж. Я. Котина, до этого трудившегося в ВАММ им. Сталина, где он руководил рядом работ, включая систему авиадесантирования разведывательных танков-амфибий. СКБ-2 безуспешно пыталось довести до ума Т-29, который должен был стать преемником Т-28.
Как раз в разгар работ по модернизации Т-29 на должность инженера-конструктора поступил Шашмурин. Новая версия машины именовалась Т-29ЦН и являлась уже полноценным танком прорыва с рациональными углами наклона листов и лобовой бронёй толщиной 50 мм. Боевая масса выросла до 32 тонн, так что вопрос подвески стоял весьма остро. Именно в этот момент поступила информация из Швеции о том, что новый танк Landsverk L-60 имеет «торзионную» (именно так она называлась в сообщении) подвеску. Разработка отечественного варианта торсионной подвески стала первым заданием Шашмурина. Впрочем, финальный вариант Т-29ЦН всё ещё имел свечную подвеску — страхуясь, Котин выбирал более консервативные решения.
СМК в варианте с торсионной подвеской. В таком виде танк пошёл в работу, заодно став источником противоборства Шашмурина и Котина, которое продолжалось 40 лет.
© warspot.ru
Т-29ЦН так и не вышел за рамки чертёжной документации, но в 1938 году началась работа по новому танку прорыва — СМК-1. При его создании СКБ-2 под руководством Котина первоначально ориентировалось на блокированную подвеску, ведущую родословную от Т-35. Тем не менее Шашмурин всё же смог настоять на своём варианте с торсионами. Надо сказать, что у Котина были свои резоны ставить блокированную подвеску.
Дело в том, что СМК-1 с блокированной подвеской имел массу 55 тонн, а с торсионной — 57 тонн. Имелись и причины производственного характера. И всё же торсионная подвеска была более перспективной, к тому же полный ход катка был больше — 303 миллиметра против 210—230. В начале 1939 года опытный образец торсионной подвески испытали на Т-28, после чего её окончательно сделали штатной подвеской СМК-1.
Всему этому предшествовала ожесточённая борьба Котина и Шашмурина. В дальнейшем всё это вылилось в противоборство, которое длилось десятилетиями. Достаточно сказать, что за СМК-1 Шашмурин так и не был награждён.
КВ У-0, на нём также использовалась торсионная подвеска Шашмурина. Первая машина Николая Фёдоровича, которая пошла в серийное производство.
© warspot.ru
Далее началась работа по проекту «половинки» СМК-1, как можно назвать тяжёлый танк КВ. Работа по нему была начата по решению Главного Верховного Совета от 9 декабря 1938 года. Разработкой занимались студенты-пятикурсники ВАММ С. М. Касавин, Б. П. Павлов, Л. Н. Переверзев, В. К. Синозерский, Г. А. Турчанинов и Л. Шпунтов — по сути, они реализовывали свой дипломный проект, датированный октябрём 1938 года.
Первоначально руководителем проекта сделали Шашмурина (считалось, что приоритетом является СМК), но в феврале 1939 года, когда был подготовлен предварительный вариант проекта КВ (сам Шашмурин называл его «Котин — Ворошилову»), руководство работами над машиной перешло к Л. Н. Духову. Шашмурин разработал механическую КПП для КВ, далее эту КПП заменили на ту, что разработали по проекту Духова.
На этом фоне у Шашмурина возникла неприязнь: он часто обвинял Духова в том, что тот создал ненадёжную КПП, которая в итоге погубила КВ в его исходном виде. Так или иначе КВ получил торсионную подвеску Шашмурина, а 19 декабря 1939 года танк приняли на вооружение Красной армии. В дальнейшем торсионная подвеска Шашмурина ставилась на всех советских тяжёлых танках и САУ.
Пятискоростная КПП, которую Шашмурин разработал для Т-220.
© warspot.ru
Начиная с КВ, одним из основных направлений работы Шашмурина в СКБ-2 стала разработка коробок передач. При этом участвовал он и в создании проекта лёгкого танка К-1, который позже лёг в основу Т-50 разработки Кировского завода.
Во второй половине 1940 года стартовали работы по тяжёлому танку Т-220. Для него Шашмурин разработал новую, пятискоростную коробку передач. Разработка оказалась очень кстати, поскольку боевая масса Т-220 составила более 62 тонн, а мощность мотора В-2СН составляла 850 л. с. Танк получился ненадёжным, так что поломки преследовали его с завидным постоянством, но проблем с КПП не наблюдалось. Неслучайно именно эту коробку передач собирались использовать на Т-222 — так назывался улучшенный вариант танка Т-150, который, в свою очередь, должен был пойти в серию как КВ-3.
Аналогичную КПП предполагалось ставить и на КВ-3.
© warspot.ru
Эта же коробка передач планировалась и в другом танке с индексом КВ-3, разработка которого шла весной 1941 года. По той же схеме проектировалась схема КПП для Т-50 ЛКЗ. Наиболее же специфичной работой Шашмурина стал тяжёлый танк КВ-4. Поначалу эта машина должна была иметь массу около 72 тонн, но быстро выяснилось, что в неё вписаться не получится. На Кировском заводе устроили конкурс, куда привлекли почти всех людей из СКБ-2, включая Шашмурина. Данная идея принадлежала Ж. Я. Котину, его поддержал директор Кировского завода И. М. Зальцман. Сам Шашмурин к этому конкурсу отнёсся крайне отрицательно, но в нём участвовал. Позже он вспоминал о своём КВ-4:
Получив наряду с другими ведущими работниками КБ задание на разработку проекта такого циклопа, но непременно многобашенного, я, не разделяя должного оптимизма в отношении последнего условия (многобашенности — давно ли мы отказались от «Мюр-Мерилиз», заложенного в СМК), сделал «ход конём». Вообще отказался от башенных установок и повторил то, что в своё время сделал на танке КВ-1 при установке гаубицы М-10 калибра 152 мм, то есть капонирную (рубочную) надстройку на бронекорпус. А поскольку уже был создан новый, практически сверхтяжёлый танк КВ-3, то решил не мудрить в суперновом танке. Сбросив с него башню, повторил предыдущий вариант, как самоходное орудие большой мощности, установив там пушку Грабина калибра 107 мм. Указав в пояснительной записке, что в определённых условиях пушка может быть изъята, а вместо неё в боевом отделении может быть размещено стрелковое отделение пехотинцев. Этот вариант на конкурс не был допущен, так как не были выполнены условия — более высокая защита, масса танка 80—100 тонн, башенная (многобашенная) установка вооружения. Чтобы избежать ненужной конфронтации, я пошёл на компромисс. Считая, что супертяжеловес не может быть танком, приняв к исполнению заданную защиту, вложился в вес порядка 90 тонн, сохранил капонирную установку основного орудия, а на крышу пониженной рубки установил серийную башню танка КВ-1. Кончилось это тем, что И. М. Зальцману этот вариант очень понравился (с учётом его «разумной», как он выразился, универсальности), и я получил вторую премию в размере 1000 рублей. Это здорово. Купил на эти деньги жене шубу.
92-тонный КВ-4, самый тяжёлый из проектов Шашмурина. Сам он его называл «Б. С.», то есть «бред сумасшедшего».
© warspot.ru
На самом деле проект Шашмурина занял даже не третье место. Первое место получил проект Духова (5000 рублей), который и пустили в работу, вторым стал проект Кузьмина, Мицкевича и Таротько (3000 рублей), третье оказалось у Цейца, равную с ним премию (2000 рублей) получили Ермолаев и Сычёв. Шашмурин же удостоился премии в 1500 рублей. Сам он называл КВ-4 и последующий КВ-5 не иначе как «Б. С.» (сокращённое «бред сумасшедшего»). Очень недалеко от истины, поскольку даже КВ-3 был весьма сомнительной идеей, а тут речь шла о монстрах по 85—100 тонн. Реализовать их было не суждено — началась Великая Отечественная война, которая изменила жизни миллионов советских граждан, включая и Шашмурина.
Производство ИС-2: проблемы и решения
Основным предприятием, где планировалось развернуть выпуск ИС-2 был избран Кировский завод, эвакуированный в начале войны на Урал. Предстояла очень сложная работа по подготовке завода к освоению новой боевой машины, переоборудованию старых цехов и даже строительству новых. Предполагалось, что с декабря 1943 г. по апрель 1944 г. удастся достичь ежемесячного уровня производства в 300 единиц. Но уже в марте 1944 г. план был увеличен до 500 тяжелых танков в месяц.
ИС-2 в Праге, май 1945 г. (war-book.ru)
В обоих случаях Кировский завод справился с плановыми задачами, однако качество первых ИС-2 оказалось чрезвычайно низким. В результате в начале февраля 1944 г. нарком танковой промышленности В. А. Малышев запретил вести на Кировском заводе разработку новых образцов танков, а все силы бросить на устранение проектных и технологических недостатков ИС-2. Главным конструктором завода до полного освоения производства назначался конструктор тяжелых танков и одновременно заместитель наркома танковой промышленности Жозеф Яковлевич Котин. Создавались специальные группы, которые должны были осуществлять ежедневный контроль за качеством производства ИС-2 и САУ на их базе. Мгновенного улучшения качества не последовало — только в третьем квартале 1944 г. качество выпускавшихся танков значительно улучшилось. В ходе работы корректировке подверглись 39% проектной документации — а всего было внесено 7800 всевозможных изменений. В целом, отработка сложного процесса производства была завершена к концу 1944 г. Общее количество ИС-2, включая послевоенный выпуск ИС-2, достигало 3,5 тыс. единиц.
У Штирлица было два танка — он на них катался по очереди. Очередь возмущалась, но не расходилась
Фото Мир
4.1K постов 5.1K подписчиков
Правила сообщества
Ведем себя прилично, никакой политики, просто фото, можно свои фото, интересные фото и тд.
Мюллер заходит в свой кабинет и видит Штирлица, роющегося у него в сейфе с секретными документами.
— Трамваи здесь не ходят.
Мюллер вышел из кабинета покурить и обдумать сложившуюся ситуацию. А когда он вернулся, Штирлица не было в кабинете.
Штирлиц вышел на поляну и увидел голубые ели. Приглядевшись Штирлиц понял, что голубые не только ели, но и пили.
Боевое применение ИС-2: сильные и слабые стороны танка
Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных гвардейских танковых полков (21 танк) и отдельных бригад тяжелых танков (65 ИС-2). В качестве основного вооружения ИС-2 получил пушку Д-25Т. Это орудие было создано на базе полевой пушки А-19. Выбор данного орудия и обусловил целый ряд сильных и слабых сторон ИС-2. Д-25Т имела очень большую дальность стрельбы и мощные осколочно-фугасные снаряды, незаменимые в борьбе с вражескими огневыми точками и при преодолении мощной, заранее подготовленной обороны.
К моменту появления ИС-2 на фронте Красная Армия вела в основном наступательные действия и для прорыва обороны 122-мм орудие ИС-2 оказалось очень полезным. ИС-2 успешно применялись при прорыве немецкой обороны, например, под Кенигсбергом и Берлином. Позднее, в августе 1945 г. ИС-2 успешно показали себя в ходе советско-японской войны в Маньчжурии. Однако орудие имело и целый ряд недостатков. Низкая скорострельность (1−2 выстрела в минуту) против 4−6 у «тигров» и «пантер» делала ИС-2 очень уязвимым в танковой дуэли. Сам боекомплект из 28 снарядов раздельного заряжания также был практически в три раза меньше, чем у немецких танков.
ИС-2 на первомайском параде в Минске, 1948 г. (odetievbrony.ru)
С другой стороны, бои между тяжелыми танками были относительно редки, обычно велись на дистанции прямого выстрела, когда броневая защита уже не спасала ни ИС-2, ни «тигр» и все зависело от грамотного применения и выучки экипажей. Маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков в своих воспоминаниях приводит эпизод, когда в апреле 1944 г. для уничтожения «безобразничавших на участке его армии «тигров» он выделил два ИС-2, уничтоживших тяжелые немецкие танки из засады. В уличных боях, где танки особенно уязвимы, очень многое зависело от грамотного взаимодействия с пехотой — там, где это взаимодействие нарушалось, танковые части несли серьезные потери.
В послевоенный период ИС-2 очень долго (до 1993 г.) оставались на вооружении советской и российской армии. В 1950-х годах танк подвергся серьезной модернизации. В наши дни ИС-2 нередко можно встретить в музейных коллекциях, немало тяжелых танков установлено и в качестве памятников-мемориалов.
История создания
История создания
Заживо сгоревшим в танках посвящается…
Танк ИС-2 из 7-й гвардейской тяжелой танковой бригады у Бранденбургских ворот. Берлин, май 1945 года.
Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк достаточно хорошо известен; о втором до настоящего времени можно было почерпнуть сведения, порой противоречивые, лишь из двух-трех изданий, посвященных истории СКБ-2 Кировского завода. Поэтому необходимо рассказать об этой боевой машине поподробнее.
КВ-13 (объект 233) стал первой крупной самостоятельной работой Опытного танкового завода, созданного в марте 1942 года в Челябинске на базе СКБ-2, Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц, только что освобожденный из заключения. В конструкторскую группу входили также К.И,Кузьмин (корпус), Н.М.Синев (башня), С.В.Мицкевич (ходовая часть) и Г.Н.Москвин (общая компоновка). КВ-13 создавался в рамках идеи универсального танка, соответствовавшего по массе среднему, а по защите — тяжелому. Особенностью проекта являлось широкое применение броневого литья. Литыми были выполнены не только башня, но и основные элементы корпуса — носовая часть, подбашенная коробка, блок кормы корпуса. Это позволило уменьшить внутренние неиспользуемые объемы, дифференцировать бронезащиту и в итоге сократить потребность в бронелисте. Последнее обстоятельство.было весьма важным, особенно в свете распоряжения ГКО от 23 февраля 1942 года, которым предписывалось всячески экономить броневой прокат.
Спроектировали и изготовили первый образец машины в чрезвычайно короткие сроки, и в мае 1942 года он поступил на заводские испытания. Масса танка составляла 31,7 т. Вооружение — 76-мм пушка ЗИС-5 и спаренный пулемет ДТ. Толщина лобовой брони корпуса достигала 120, а башни — 85 мм. Двигатель В-2К максимальной мощностью 600 л.с. позволял развивать скорость до 55 км/ч. Элементы ходовой части, включая гусеницу, взяли у Т-34, а опорные катки позаимствовали от КВ. На КВ- 13 был применен подковообразный усовершенствованный радиатор по типу установленного ранее на легком танке Т-50 (вариант Кировского завода), что дало возможность более плотно скомпоновать моторное отделение и значительно повысить коэффициент использования воздуха, нагнетаемого вентилятором. Оригинальной конструкции девятискоростная коробка передач с тройным демультипликатором устанавливалась соосно с планетарными бортовыми редукторами.
Испытания первого образца КВ-13 выявили ряд недостатков — трудность обеспечения разгонных характеристик коробки передач, разрушение опорных катков и траков ходовой части, спадание гусениц на поворотах и т.д. 8 разгар испытаний в июле 1942 года скоропостижно скончался Н.В.Цейц, и ведущим конструктором по машине был назначен Н.Ф. Шашмурин. По его инициативе на КВ-13 установили коробку передач, разработанную Ф.А.Маришкиным для КВ-1с, и узлы ходовой части от этого танка. Однако и в таком виде танк испытаний не выдержал, после чего интерес заказчика к нему заметно уменьшился. Несмотря на это, на Опытном танковом заводе с декабря 1942 года началась сборка, впрочем довольно вялая, двух новых вариантов танка КВ-13.
От первого образца для этих машин позаимствовали разве что корпус, торсионную подвеску и пятикатковую ходовую часть. Башни и многие другие агрегаты спроектировали заново. Особенностью трансмиссии стали двухступенчатые планетарные механизмы поворота, разработанные А.И.Благонравовым. Была усовершенствована система охлаждения, в гусеничном движителе использовались только агрегаты танка КВ-1с, при этом гусеничную цепь облегчили за счет применения нечетных безгребневых траков.
Боевые машины Опытного танкового завода. Сверху вниз: КВ-13 (объект 233), ИС-1 и ИС-2 (объект 234).
Самое непосредственное влияние на темпы изготовления этих машин оказало появление осенью — зимой 1942— 1943 годов на советско-германском фронте новых немецких тяжелых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП (так к этому времени стал именоваться Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС. В качестве исходных для них и были взяты последние варианты КВ-13. При этом первый, вооруженный 76-мм пушкой ЗИС-5, получил обозначение ИС-1 с сохранением , а второй, со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжелого танка КВ-9, — ИС-2 (объект 234).
Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей, массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 и более мощном у ИС- 2. Однако отмечались и серьезные дефекты, главным образом в моторнотрансмиссионной установке и ходовой части. На мягком грунте танки испытывали большое сопротивление движению за счет прогиба звеньев гусеницы в межкатковое пространство-большее, чем у КВ-1с. Комиссия рекомендовала предусмотреть на следующих образцах ИС увеличение числа опорных катков.
Параллельно с испытаниями на ЧКЗ, на заводе № 100 и основных предприятиях-смежниках — УЗТМ и заводе № 200 — полным ходом развернулась подготовка к серийному производству новых боевых машин. Но дальнейшие события заставили внести в нее весьма существенные коррективы. В начале апреля были получены достоверные данные о броневой защите «Тигра», и уже 15 апреля еышло.постановление ГКО № 3187сс, которое обязывало Наркомат вооружения создать мощные танковые пушки, способные бороться с новой техникой врага.
Сверху вниз: объект 237 (ИС № 1) во дворе завода № 100; объект 238 — сохранился до наших дней в Музее БТВТ в Кубинке: объект 239 после испытаний обстрелом.
В конце апреля на НИИБТПолигоне в подмосковной Кубинке расстрелу из различных артсистем подвергли единственный трофейный «Тигр». В результате выяснилось, что наиболее эффективное средство борьбы с ним —85-мм зенитная пушка 52-К обр.1939 г., которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм броню. Постановление ГКО № 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» ориентировало конструкторские бюро на баллистику этой пушки. В соответствии с этим постановлением Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро — ЦАКБ (начальник — В.Г.Грабин) и КБ завода № 9 (главный конструктор Ф.Ф.Петров) предписывалось разработать и установить на двух танках КВ-1Си двух опытных танках ИС 85-мм пушки с баллистикой зенитного орудия 52-К.
В первой половине июня все четыре пушки — две С-31 ЦАКБ и две Д- 5Т завода № 9 —были готовы. С-31 разработали путем наложения 85-мм ствола на люльку 76-мм серийной танковой пушки ЗИС-5, что могло существенно облегчить ее производство. Что касается Д-5Т, то она представляла собой вариант пушки Д-5С, разработанной для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, и отличалась малой массой и небольшой длиной отката.
Уже в ходе эскизных проработок компоновки танка ИС с 85-мм пушкой выяснилось, что при диаметре башенного погона в свету 1535 мм установить такое орудие без резкого ухудшения условий работы экипажа не представляется возможным. Поэтому погон решили расширить до 1800 мм за счет увеличения объема боевого отделения и, соответственно, длины танка на 420 мм. Поскольку длина корпуса между вторым и третьим опорными катками существенно возросла, в ходовую часть танка пришлось добавить шестой опорный каток {на каждый борт). Под увеличенный диаметр погона на заводе № 200 отлили новую башню. Все эти изменения привели к росту массы танка до 44 т, снижению удельной мощности и ухудшению динамических характеристик. Такова была плата за более мощное вооружение. Танк с 85-мм пушкой получил обозначение объект 237. Два опытных ИСа, №1 — с пушкой С-31 и № 2 — с Д-5Т, были готовы в начале июля 1943 года.
Одновременно с работой над объектом 237 на ЧКЗ изготовили и два эскизных проекта установки 85-мм пушки на танк КВ-1с. Первый вариант — объект 238 — представлял собой серийный КВ-1Сс пушкой С-31 в штатной башне, второй — объект 239 — получил башню от объекта 237 с пушкой Д-5Т.
В июле 1943 года проходили сравнительные испытания всех четырех танков. На основании полученных результатов предпочтение отдали пушке Д-5Т и объектам 237 и 239, которые с этого момента начали именоваться ИС-85 и КВ-85 соответственно. Из-за крайней стесненности боевого отделения и невозможности нормальной работы в нем экипажа объект 238 забраковали.
Обьект 237 (ИС № 1) в ходе заводских испытаний преодолевает вброд водную преграду.
ИС-1
Объект 237 (ИС № 2) во время полигонных испытаний.
31 июля в Кубинку на НИИБТПолигон для прохождения госиспытаний прибыли танки КВ-85 и ИС-85. Технику сопровождали 28 специалистов во главе с главным инженером заво-. да № 100 Н.М.Синевым. Испытанйя начались 2 августа и проводились комиссией под председательством начальника Технического управления ГБТУ Красной Армии генерал-майора С.А.Афонина. Артиллерийские испытания проходили на Гороховецком артиллерийском полигоне. По их результатам комиссия рекомендовала оба образца к принятию на вооружение. Затем танки разместили на станции Черкизово в цехах эвакуированного завода № 37. 8 августа колонна опытных боевых машин прошла по улицам Москвы в Кремль, где они были осмотрены Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берия, Федоренко, Малышевым и др. Интересно отметить, что перед показом из машин удалили всех членов экипажа (за исключением механиков-водите л ей), заменив их сотрудниками НКВД.
4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение Красной Армии. Э1ИМ же постановлением Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ до 15 октября 1943 года танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября — на его базе артсамоход ИС-152.
Из сказанного следует, что вопреки широко распространенной в литературе версии танк ИС-2 со 122-мм пушкой и артсамоход ИСУ-152 в ходе вышеупомянутого показа Сталину не демонстрировались. За ИС-2, по-видимому, авторы принимали ИС № 2 (то есть вооруженный пушкой Д-5Т) и САУ СУ-152 (КВ-14), но с усовершенствованной системой вентиляции боевого отделения.
Стоит отметить, что госкомиссия разработала ряд предложений по усовершенствованию конструкции танка ИС, часть из которых — под явным влиянием зарубежного опыта. К последним относятся предложения спроектировать и испытать гидравлический механизм поворота башни и турельную зенитно-пулеметную установку на люке командирской башенки, разработать установку в башне казноэарядного 50- мм миномета для самозащиты и запуска сигнальных ракет. Предлагалось также спроектировать люльку, пригодную для установки 85-, 100-, 122- и 152-мм пушек.
Первым идею вооружения ИСа орудием более крупного калибра, чем 85 мм, высказал директор и главный конструктор завода № 100 Ж.Я.Котин. В начале августа 1943 года, изучая итоги Курской битвы, он обратил внимание на то, что из всех артсистем наиболее успешно боролась с «тиграми» 122-мм корпусная пушка сбр. 1931/37 г. (А-19). К такому же выводу пришли и конструкторы завода № 9, где был разработан и изготовлен опытный образец тяжелого противотанкового орудия Д-2 путем наложения ствола с баллистикой пушки А-19 на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Использовать это мощное орудие предполагалось в первую очередь для борьбы с тяжелыми танками противника. Но коль скоро ствол такой пушки был вмонтирован в люльку и лафет М-30 и орудие Д 2 успешно прошло испытания, реальной стала идея установки ствола А-19 е тяжелый танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, как это было сделано при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С. Правда, зю было возможно только при условии введения в конструкцию орудия дульного тормоза.
Тяжелый танк ИС-85 на заводском дворе.
Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85, который Ж.Я.Котин повез в Москву. Он очень понравился, наркому танковой промышленности В.А.Малышеву и был одобрен И.В.Сталиным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС со 122-мм пушкой был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания стрельбой к 27 ноября. Одновременно приказывалось оснастить это орудие клиновым затвором и начать его выпуск с 1944 года. Было разрешено также и изготовление опытных образцов 100-мм пушек для вооружения танка ИС.
Первый образец пушки «А-19 танковая» изготовили 12 ноября — в люльку Д-5Т установили ствол пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки; с орудия Д-2 позаимствовали и Т-образный дульный тормоз.
Государственные испытания танка ИС-122 (объект 240) прошли очень быстро и, в общем, успешно. После чего его перебросили на один из подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 м в присутствии К.Е.Ворошилова был сделан выстрел по пустому уже расстрелянному трофейному немецкому танку «Пантера». Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни, ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров. В ходе испытания у пушки А- 19 разорвало Т-образный дульный тормоз, при этом Ворошилов едва не погиб. После этого дульный тормоз заменили на другой — двухкаморный, немецкого типа.
Первые серийные танки ИС-85 были изготовлены в октябре 1943 года, а ИС-122 —в декабре. Параллельно со сборкой ИСов в цехах ЧКЗ вплоть до конца года продолжался выпуск танков КВ-85. В январе 1944 года цехи ЧКЗ покинули последние 40 ИС-85, после чего из его ворот во все возрастающих количествах выходили только ИС-122, оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 — 1,5 до 1,5 — 2 выстр/мин). С марта 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным — конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки ИС-85 были переименованы в ИС-1, а ИС-122 — в ИС-2.
ИС-2 раннего выпуска
Производство тяжелых танков ИС-1 и ИС-2
Дата | ИС-1 | ИС-2 |
1943 г. | ||
октябрь | 2 | — |
ноябрь | 25 | — |
декабрь | 40 | 35 |
Всего: | 67 | 35 |
1944 г. | ||
январь | 40 | 35 |
февраль | — | 75 |
март | — | 100 |
апрель | — | 150 |
май | — | 175 |
ИЮНЬ | — | 200 |
июль | — | 225 |
август | — | 250 |
сентябрь | — | 250 |
октябрь | — | 250 |
ноябрь | — | 250 |
декабрь | — | 250 |
В с е го : | 40 | 2210 |
1945 г. | ||
до 9.05. | — | 997 |
после 9.05. | — | 1150 |
Всего: | — | 2147 |
Итого: | 107 | 43S2 |
Однако вопрос вооружения танка ИС-2 не был закрыт полностью. Военных не устраивали ни низкая скорострельность, ни малый боекомплект — 28 выстрелов раздельного заряжания— нового тяжелого танка. Для сравнения: боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов, а КВ-1С— из 114. Кроме того, уже после первых столкновений ИС-2 с тяжелыми танками противника выяснилось, что штатный 122-мм остроголовый бронебойный снаряд БР-471 способен пробить лобовую броню «Пантеры» лишь с дистанции 600 — 700 м. Более слабая лобовая броня «Тигра» поражалась с расстояния 1200 м, но попасть с такой дистанции в немецкий танк могли только хорошо подготовленные опытные наводчики. При обстреле немецких танков мощными осколочно-фугасными гранатами ОФ-471 у ИС-2 имело место растрескивание сварных швов и даже отрыв лобового листа по сварке. Первые результаты боевого их использования, подтвердившиеся, кстати сказать, и стрельбовыми испытаниями танка на полигоне в Кубинке в январе 1944 года, заставили конструкторов искать новые решения.
27 декабря 1943 года вышло постановление ГКО Ns 4851 о вооружении танка ИС пушками большой мощности, и с февраля 1944 года началось проектирование трех машин —ИС-3, ИС-4 и ИС-5 (не путать с одноименными послевоенными танками).
Танк ИС-3 (объект 244) представлял собой-танк ИС-1 с установленной вместо штатного орудия пушкой большой мощности Д-5Т-85БМ с начальной скоростью снаряда 900 м/с. Монтаж пушки никаких переделок за собой не повлек, поскольку все установочные размеры остались прежними. На объекте 244 испытывался новый ломающийся телескопический прицел ПТ-8, а также ряд опытных узлов двигателя и трансмиссии, в частности — синхронизаторы 3 — 4-й и 7 — 8-й передач, которые позволяли сократить время на их переключение и облегчали управление машиной. Испытания 244-го продолжались до конца марта 1944 года и закончились неудачей по причине недостаточной прочности ствола орудия.
Тяжелый танк ИС-122 (объект 240). Вверху: во дворе завода № 100; внизу: на полигонных испытаниях, ноябрь 1943 года.
Танки ИС-4 и ИС-5 более известны под своим первоначальным индексом ИС-100. Решение ГКО предусматривало изготовление только одного танка, вооруженного 100-мм орудием С-34 ЦАКБ с баллистикой морской пушки Б-34. Однако установка такого орудия требовала перекомпоновки боевого отделения и отливки новой башни, что не слишком понравилось ни танкостроителям, ни военным. В этот момент свою 100-мм пушку для ИСа предложило ОКБ завода № 9. Как и 85-мм Д- 5Т, новое орудие, получившее индекс Д-10Т, было разработано на базе самоходной пушки того же калибра. В отличие от С-34 оно устанавливалось в штатную башню без особых переделок. С 12 марта по 6 апреля 1944 года танк ИС-4 (объект 245) проходил государственные полигонные испытания, которые он не выдержал и был возвращен на завод для доработки полуавтоматики пушки и некоторых других элементов. В результате на танк установили пушку Д-10Т с новой полуавтоматикой, более мощный вентилятор боевого отделения, изменили наклон боеукладки в нише башни и т.д. Пушка имела начальную скорость снаряда 900 м/с. В боекомплект входили 30 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами массой 15,6 кг.
Пушка С-34 поступила с завода № 92 на завод № 100 не 20 февраля, как это предусматривалось планом, а лишь в начале апреля 1944 года. Затянулось и изготовление новой башни. В отличие от своего конкурента, ИС-5 имел перевернутую маск-установку, из-за необходимости размещения наводчика справа. На правую сторону башни была перенесена и командирская башенка с рабочим местом командира танка. Заряжающий в этой машине располагался слева от орудия. Помимо трех членов экипажа в башне планировалось разместить также механический досылатель, а впоследствии установить стабилизатор прицела. В результате всех этих доводок тяжелый танк ИС-5 (объект 248) был изготовлен заводом №100 только в июне 1944 года.
С 1 по 6 июля на Гороховецком полигоне проходили совместные испытания танков ИС-4 и ИС-5, в ходе которых военные отвергли первый и предложили доработать второй. К октябрю в башне ИС-5 появился досылатель и прицел, стабилизированный в вертикальной плоскости. Боекомплект довели до 39 выстрелов. Место командира перенесли еще дальше к правому борту, дабы откатывающаяся при выстрелах казенная часть пушки не могла его задеть. Испытания подтвердили значительно возросшие боевые качества танка. По скорострельности он значительно превосходил все известные тяжелые танки, не было ему равных и по бронепробиваемости снарядов и точности стрельбы с ходу. Однако развертывание серийного производства тяжелого танка со 100-мм пушкой сочли нецелесообразным. Конструкторам-артиллеристам было предложено разработать для 122-мм пушки Д-25Т новый снаряд с большей бронепробиваемостью. Такой снаряд, бронебойный тупоголовый с баллистическим наконечником БР-471Б, появился весной 1945 года, но в боекомплекты тяжелых танков.начал поступать практически уже после войны.
Варианты дульных тормозов пушки Д-25Т
Т-образный
Немецкого типа
Конструкции ЦАКБ
Вверху: опытный танк ИС-3 (объект 244); внизу: танк ИС-5 (объект 248).
Впрочем, с осени 1944 года вопрос об увеличении бронепробиваемости снарядов отпал сам собой. Пушка Д- 25Т внезапно начала прекрасно поражать немецкие танки. В донесениях из частей встречались описания случаев, когда 122-мм снаряд БР-471, пущенный с дистанции более 2500 м, рикошетируя от лобовой брони «Пантеры», оставлял в ней громадные проломы. Это объяснялось тем, что с лета 1944 года немцы, ввиду острого недостатка марганца, начали использовать высокоуглеродистую броню, легированную никелем и отличавшуюся повышенной хрупкостью, особенно в местах сварных швов.
Первые боевые столкновения с танками противника выявили и недостаточное бронирование лобовой части корпуса ИСов. В начале 1944 года бронестойкость корпуса пытались повысить, закаливая его на очень высокую твердость, но на практике это привело к резкому увеличению корпусных деталей. При обстреле на полигоне танка ИС выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-З с дистанции 500 — 600 м его броня проламывалась со всех сторон, причем основная часть бронебойных снарядов за броню не проникала, но вызывала образование больших масс вторичных осколков. Этим фактом также во многом объясняются значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях зимы — весны 1944 года.
В феврале 1944 года ЦНИИ-48 получил задание на проведение НИР по теме «Исследование бронестойкости корпуса тяжелого танка ИС». Проведенная работа показала, что при существующей форме лобовой части корпуса он будет гарантирован от пробития немецкими 75- и 88-мм снарядами лишь в случае применения брони толщиной не менее 145— 150 мм (то есть на 20 — 30 мм больше штатной). По рекомендации ЦНИИ-48 были изменены режимы закалки, а также конструкция лобовой части корпуса.
Новый корпус, с так называемым «спрямленным» носом, сохранил прежнюю толщину брони. Из лобового листа изъяли люк-пробку механика- водителя, существенно снижавшую его прочность. Сам лист расположили под углом 60° к вертикали, что обеспечило при курсовых углах обстрела ±30° непробитие его из 88-мм немецкой танковой пушки KwK 36 даже при стрельбе в упор. Уязвимым местом оставался нижний лобовой лист, имевший угол наклона 30° к вертикали. Для придания ему большего угла наклона требовалось существенное изменение конструкции отделения управления. Однако, учитывая, что вероятность попадания в нижний лобовой лист меньше, чем в другие части корпуса, его решили не трогать. С целью усиления бронезащиты нижнего лобового листа с 15 июля 1944 года на нем между буксирными крюками начали размещать укладку запасных траков. «Уралмашзавод» перешел на выпуск бронекорпусов со «спрямленным» сварным носом в мае 1944 года, а завод № 200 начал выпускать такие же корпуса, но с литым носом с июня 1944 года. Впрочем, некоторое время танки со старыми и новыми корпусами выпускались параллельно, до полного израсходования задела.
ИС-2 ранних выпусков 1944 года.
Обращают на себя внимание характерные детали: литая лобовая часть с «ломаным» носом и люком-пробкой меха ника-води теля; узкая амбразура пушки и броневой колпак перископического прицела ПТ4-17 перед командирской башенкой.
Бронепробиваемость 122-мм снарядов*
Дальность, м | 500 | 1000 | 2000 |
БР-471 | 150/122 | 138/113 | 118/96 |
БР-471Б | 157/128 | 147/120 | 129/105 |
* В числителе указана толщина пробиваемой брони при угле встречи 90°, в знаменателе — при угле встречи 60°.
Варианты носовой части корпуса танка ИС-2
Первоначальная «ломаная» литая
Со «спрямленным» носом литая производства ЧКЗ
Со «спрямленным» носом сварная производства УЗТМ
Что касается башни, то существенно усилить ее бронезащиту не удалось. Спроектированная под 85-мм пушку, она была статически полностью уравновешена. После установки 122-мм орудия момент неуравновешенности достигал 1000 кг/м. Кроме того, техзадание предполагало увеличение лобовой брони до 130 мм, что привело бы к еще большей неуравновешенности и потребовало бы внедрения нового механизма поворота. Поскольку осуществить эти мероприятия без радикального изменения конструкции башни было нельзя,-от них пришлось отказаться.
Вместе с тем в процессе производства облик башни существенно изменился. Башни танков первой серии выпуска 1943 года имели узкую амбразуру. После установки пушки Д-25Т, несмотря на то, что ее люлька была такой же, как и у Д-5Т, пользоваться телескопическим прицелом стало очень неудобно. С мая 1944 года начался выпуск башен с расширенной амбразурой, что позволило сместить прицел влево. Была также увеличена бронезащита маск-установки и толщина нижней части бортов. Командирскую башенку сместили влево на 63 мм, перископический прицел ПТ4-17 изъяли, а на его месте установили прибор наблюдения MK-IV. На командирской башенке появилась зенитная установка крупнокалиберного пулемета ДШК (конструктор — П.П.Исаков). Вплоть до конца войны башня ИСа никаким другим существенным изменениям не подвергалась.
Помимо модернизации танка в процессе серийного производства, на ЧКЗ и заводе № 100 велось проектирование новых перспективных образцов в соответствии с тактико-техническими требованиями, разработанными в ГБТУ в конце 1943 года. В этой связи следует отметить проект тяжелого танка под условным наименованием ИС-2М, разработанный под руководством Н.Ф.Шашмурина весной 1944 года. Компоновочная схема этой машины была необычной. Боевое отделение, башня и трансмиссия располагались в кормовой части танка, моторное отделение — в средней, а отделение управления — в передней. В ходовой части использовались опорные катки большого диаметра без поддерживающих роликов. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществлялась с помощью карданного вала, проходившего под полом боевого отделения. Расположение башни в кормовой части корпуса не позволяло длинноствольной пушке утыкаться в грунт и облегчало маневрирование танка е узких проходах. Так как в начале лета 1944 года в КБ завода № 100 развернулось проектирование двух вариантов тяжелого танка ИС-6 (объекты 252 и 253), работу над ИС-2М прекратили.
ИС-2 поздних выпусков 1944 года с измененной носовой частью корпуса и расширенной амбразурой пушки.
ИС-2 позднего выпуска 1944 года.
Следует отметить, что опорные штампованные катки большого диаметра, предназначавшиеся для ходовой части объекта 252, испытывались на опытном объекте 244, догруженном до необходимой массы чугунными чушками.
5 августа 1944 года за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых танков ИС и самоходно-артиллерийских установок завод № 100 был награжден орденом Ленина. В свою очередь, за заслуги в организации производства новых типов танков, САУ и танковых дизелей и оснащения ими Красной Армии Челябинский Кировский завод наградили орденом Красной Звезды. В феврале 1946 года за выдающиеся достижения в деле создания новых образцов бронетанковой техники Ж.-Я.Котин, А.С.Ермолаев, Г.Н.Москвин, Н.Ф.Шашмурин, Г.И.Рыбин, А.С.Шнейдеман, Е.П.Дедов и К.Н.Ильин стали лауреатами Сталинской премии.
В 1945 году производство танкое ИС-2 было завершено. Кстати, 10 боевых машин изготовили в Ленинграде в восстановленных цехах Ленинградского Кировского завода.
ИС-2 оставался на вооружении Советской Армии и в послевоенные годы. Планировавшийся ему на смену ИС-3 (объект 703) имел существенные конструктивные недостатки, затруднявшие эксплуатацию танка в войсках. Да и выпустили их сравнительно немного, сняв с производства в 1946 году. Тяжелый танк ИС-4 (объект 701) также оказался сложным в эксплуатации и обслуживании. В то же время ИС-2 вполне устраивал армию как технически надежная и простая в эксплуатации боевая машина. Поэтому ГБТУ приняло решение, начиная с 1957 года, провести при капитальном ремонте конструктивные улучшения этих танков с целью продления срока их службы, а также унификации ряда узлов и агрегатов с узлами и агрегатами других тяжелых танков [Отдельные модернизационные мероприятия проводились на танках ИС-2 начиная с 1954 года, в частности, усиление днища под коробкой передач путем приварки броневой накладки толщиной 16 — 20 мм.].
В дальнейшем на ИС-2 установили двигатель В-54К-ИС с электростартером, форсуночным подогревателем НИКС-1, электрическим маслозакачивающим насосом МЗН-2 и воздухоочистителем ВТИ-2 с отсосом пыли из бункеров. Установка нового двигателя влекла за собой изменения системы смазки и охлаждения. Наружные топливные баки включили в систему питания танка так же как и на танке ИС- 3. Была установлена коробка передач с масляным насосом и системой охлаждения масла, введено жесткое крепление ее на задней опоре. Планетарные механизмы поворота стали соединяться с несущими дисками бортовых редукторов с помощью полужесткого соединения. В ходовой части установили новые опорные катки и направляющие колеса с нерегулируемыми подшипниками.
В сборочном цехе Челябинского Кировского завода, 1944 год.
ИС-2М, использованный в качестве мишени на одном из полигонов в 1970-х годах. Обращает на себя внимание нештатная пушка с эжектором в средней части ствола. Дульный тормоз свинчен.
По корпусу изменения затронули в основном моторно-трансмиссионное отделение, в котором установили усиленный подмоторный постамент и новые опоры коробки передач. Кроме того, щелевой прибор наблюдения механика-водителя заменили на призменный прибор наблюдения, заимствованный у Т-54, танк оборудовали прибором «Угол» и прибором ночного видения ТВН-2 или БВН.
В башне установили новый усиленный стопор, по типу применяемого на среднем танке Т-54, а также подъемный механизм пушки со сдающим звеном. Боекомплект довели до 35 артвыстрелов. Кормовой башенный пулемет был изъят, а вместо него размещен дополнительный вентилятор. Отверстие в башне под пулемет заваривалось специальной броневой заглушкой, в которой имелась лабиринтная щель для вентиляции.
Количество аккумуляторных батарей увеличили с двух до четырех. Установили радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120 послевоенной конструкции, новые крылья с бункерами по типу ИС-3, игравшие роль противокумулятиБных экранов, электрозапалы и электросбросы для дымовых шашек БДШ, вторую фару со светомаскировочным устройством, изменили состав и раскладку ЗИПа.
Одновременно при капитальном ремонте танков проводился и ряд технологических улучшений: двойное бакелитирование баков и трубопроводов, повышение стойкости антикоррозионных покрытий, восстановление посадочных мест деталей до номинальных размеров и т.д.
В результате модернизации изменились боевые и технические характеристики танка ИС-2, и он получил обозначение ИС-2М. Следует отметить, что модернизация началась в 1957 году, а закончилась в середине 60-х, поэтому в зависимости от времени прохождения капремонта танки ИС-2М порой существенно отличались друг от друга и по характеру внесенных изменений, и по примененным агрегатам. Весь парк тяжелых танков ИС-2 Советской Армии был доведен до уровня ИС-2М, в результате чего в первозданном виде 8 СССР их практически не осталось.
Собака-пастух породы саги дахмарда, по кличке Полвон в горах Таджикистана
Продолжаем тему собак-пастухов и сейчас обратимся в места, где без таких собак жизнь и пастьба овец невозможна.Например, горы Таджикистана
Именно здесь живут собаки, которые не знают цепей и будок.Знакомьтесь Полвон, этот красавец- рабочий пес-пастух Полвон.
Он в своих любимых горах, с хозяевами.рассмотри его поближе
На первый взгляд он кажется небольшим.
Но ему есть чем ответить местным хищникам, зубки у него весьма серьезные.
Но для своих он не опасен.Хозяев он слушает беспрекословно, на важно. будут это взрослые или подростки.
Домашним любителям собак он может показаться худым и недокормленным.Но это не так.Это рабочая собака, ее летом практически не кормят,Она сама должна охотиться на сусликов. сурков и мышей.При этом Полвон не отказывается от угощения.Пусть это будет простой хлеб.
конечно, только после разрешения хозяев он готов брать угощение от незнакомых людей.
Этот хороший защитник стада и людей от хищников.Кстати, ближе к осенит у него отрастет шерсть. так как в горах очень суровые зимы и надо как то защищаться от морозов и ветра.
Технические характеристики ИС-1
Боевая масса, т | 44 |
Скорость хода, км/ч | 40 |
Вооружение | 1х85мм Д5-Т85, 3х7,62 мм ДТ |
Запас хода, км | 150 |
Экипаж, чел. | 4 |
Состояние | принят на вооружение в 1943 г. |
Разработчик | КБ ЧКЗ |
Изготовитель | ЧКЗ |
Производство | малая серия 1943 г. |
Длина, мм | – с пушкой вперед – 8560 – корпуса – 6770 |
Ширина, мм | 3070 |
Высота по крышу башни, мм | 2735 |
Клиренс, мм | 465 |
Ср. уд. давление на грунт, кг/см.кв. | 0.78 |
Преодолеваемые препятствия | – подъем, град. – 36 – брод, м – 1,3 |
Тип двигателя | дизель В-2-10 (В-2-ИС) |
Максимальная мощность, л.с | 520 |
Запас топлива, л | 500+360 |
Удельная мощность, л.с/т | 11,8 |
Максимальная скорость, км/ч | 40 |
Запас хода, км | 150 |
Бронирование, мм | – лоб корпуса – 120 – лоб башни – 100 |
Средства постановки дымзавес | 2 ДШ |
Прицел | 10Т-15, ПТ-4-15 |
Радиостанция | 10-РК-26 |